Храм воскресения христова в кадашах
Содержание:
Возведение храма
История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности
Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.
Церков
В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.
Польза городу от Кадашей
Если же будет реализован наш проект, город получит:
— Восстановленную градостроительную среду на уровне первой половины XIX века, то есть храм – в окружении городских усадеб в необходимом центру города зеленом окружении.
Это не просто украсит город, но и привлечет туристов, которым интересно смотреть не на фабричные или банковские корпуса, и даже не на отдельно стоящие памятники, а, что называется, погружаться в городскую среду прошлого. Причем восстанавливаться или реконструироваться все будет на уже имеющихся родных фундаментах.
— В зданиях усадьбы могут расположиться детский центр, центр по работе с молодежью. Сегодня при храме действует воскресная школа, которая уже не в состоянии вместить всех желающих. На этой территории мы предлагаем совместно со светскими организациями заняться воспитанием молодежи, что гораздо важнее пустого извлечения прибыли для частных фирм.
Архитектура и убранство сооружения
Кадашевский храм Воскресения Христова является одним из самых красивых сооружений Москвы. Его архитектурный облик и внутреннее оформление не оставят равнодушным даже самого невпечатлительного посетителя.
Внешний вид
Церковь в Кадашах в Москве имеет 2 этажа. На первом этаже расположена теплая часть храма. Она визуально выглядит шире, чем второй этаж. Это вызвано тем, что вокруг первого этажа расположены обходные галереи, над которыми, ко всему прочему, устроены открытые террасы (гульбища).
Храм имеет компактно собранное традиционное пятиглавие, которое лишь не намного ниже очень гармонично пристроенной к церкви колокольни. 43-метровая «Большая московская свеча» изумительно дополняет архитектурный ансамбль и делает внешний облик церкви одновременно строгим, торжественным и праздничным.
Внутреннее оформление
В настоящее время Воскресенский храм изнутри оформлен несколько иначе, чем это было в момент его постройки. Стилистика выдержана в духе XIX века, к этому же времени относится и частично восстановленная стенная и потолочная роспись в некоторых залах. Весь церковный интерьер соблюден в теплых успокаивающих пастельных тонах.
Церковь Вознесения в Кадашах славилась своим старинным иконостасом. Долгое время этот иконостас считался потерянным, пока не были обнаружены почти сотня его фрагментов, над которыми сейчас усиленно работают реставраторы. Возможно, что в скором времени посетители дома Божия смогут насладиться видом знаменитого иконостаса.
Позиция прихода
Необходимо понять, что речь идет не только о памятнике, но и о целостном имущественном комплексе церкви Воскресения Христова в Кадашах, который сложился как единый комплекс к 1917 году при приходе исключительно для реализации его религиозно-культового функционального назначения. Согласно Распоряжения Президента РФ № 281-рп от 23 апреля 1993 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», Церкви должны быть возвращены здания и помещения именно религиозно-культового функционального назначения.
Составные элементы данного комплекса имели, без всякого сомнения, такое, строго функциональное назначение: религиозно – культовое, и входящие в него благотворительное и духовно – просветительское, а сам комплекс являлся образцом своеобразного многостилевого ансамбля, который сам по себе является памятником градостроительного искусства 17 – 20 веков, неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье», и архитектурно – историческим памятником общегосударственного значения, в чём состоит его уникальность.
Здания, входившие в комплекс, использовались именно для осуществления вышеуказанных функций в чётком соответствии с традициями и канонами Русской Православной Церкви. Он включал в себя ряд чисто церковных объектов — просфорню, богадельную, Дом дьякона с усадьбой, сестричество, помещения духовенства (дом священника Н.Смирнова с усадьбой). Нужно ли объяснять, что, например, просфорня имеет религиозно-культовое назначение? Неотделима от этого и вся церковная благотворительность.
Развалины Дома Диакона
Поэтому мы считаем, что комплекс должен быть восстановлен в полном объёме как единый неделимый имущественный объект. В связи с этим и идёт рассмотрение дела в Арбитражном суде г. Москвы, по которому истец – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) РФ – требует передать из собственности Правительства Москвы, а также от частной компании ООО «Торгпродуктсервис», всего вышеуказанного имущества, ранее являвшегося имущественным комплексом Храма Воскресения Христова в Кадашах. (точнее, то, что на данный момент от него осталось после незаконной приватизации и варварского разрушения в течение ряда лет, особенно в 2010 году).
Возникает вопрос, почему же все эти здания не были возвращены приходу, и даже сейчас никто не собирается этого делать.. Оказывается, по российскому законодательству и согласно уже упомянутого Распоряжения Президента РФ № 281-рп, возврат культовых объектов Церкви возможен только в том случае, если эти объекты находятся в федеральной собственности. В настоящее время только сам храм и земля под ним официально находятся в федеральной собственности.
Но до 1991 года весь имущественный комплекс нашего храма, находившийся практически в целостном состоянии, исторически являлся федеральной собственностью, будучи вместе с тем исторической зоной архитектурного памятника общегосударственного значения и неотъемлемой частью заповедной зоны «Замоскворечье». С образованием Российской Федерации после 1991 года комплекс зданий храма, то есть все остальные здания храмового комплекса де-факто, а затем и де-юре в раздробленном на отдельные объекты виде – самозахвачены в собственность Правительством Москвы ещё в 90-х годах прошлого века; а некоторые здания комплекса – приватизированы и оформлены в собственность ООО «Торгпродуктсервис».
Да, два года назад был всплеск общественного возмущения против частной застройки в исторической зоне Кадашей. Но ситуация оказалась не переломленной в корне, а произошли лишь некоторые, не очень значительные изменения.
Как проходят богослужения
В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.
По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.
Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:
- проскомидия;
- литургия оглашенных;
- литургия верных.
На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.
Что говорит Закон
Согласно действующему законодательству, в пределах охранных зон действуют особые режимы использования земель и установленные градостроительные регламенты регулирования градостроительной деятельности, запрещающие новое строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение или регенерацию историко-градостроительной среды, что соответствует статье 34 «Зоны охраны объектов культурного наследия» Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации».
Совершенно очевидно, что предлагаемое в Кадашах строительство ни в чем не соответствует указанным требованиям закона и является вполне новым строительством, полностью противоречащим законодательству, интересам Церкви и культуры народов Российской Федерации.
Что хотят строить
Сейчас ООО «Торгпродуктсервис» планирует строить недалеко от храма, непосредственно в пределах предполагаемой Законом и необходимой персональной охранной зоны памятника до десятка элитных частных двух – трехэтажных домов с подземными парковками. Такое строительство является прямым нарушением законодательства о культурном наследии (об этом далее), что, конечно, всем специалистам и деятелям культуры, в том числе ответственным чиновникам, хорошо известно.
К сожалению, тем не менее 29 февраля 2012 года состоялось заседание Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия и там был согласован Протокол №2, по которому разрешается снос оставшихся зданий ансамбля и застройка прихрамовой территории, то есть той самой охранной зоны памятника, на которой, по закону, новое строительство запрещено.
Новый проект ориентирован, при этом, на фабричную застройку, и нет никаких оснований считать его «регенерацией» культурно-исторической городской среды для древнего храма. Предполагаемая застройка будет очень плотной, она достигнет четырех этажей, которые еще могут быть надстроены.
Непонятно, что «элитного» будет в этих полу-фабричных корпусах, со всей очевидностью рассчитанных только лишь на добывание денег. В общем, основная программа пресловутых «Пяти столиц» сохраняется (ведь ППМ 889, разрешающее строительство «Пяти столиц», не отменено), но она несколько завуалирована, чтобы не волновать общественное мнение.
Кстати, любопытно: несколько раз в СМИ прозвучало, что инвестор «уже потерял» 70 млн долларов. Мы сочувствуем ООО «Торгпродуктсервис». Но это, мы надеемся, не повод вновь и вновь нарушать законодательство и уничтожать культурное наследие. Только как удалось «потерять» столь немалые средства, если ничего не построено?!