«мы чувствовали радость и в пустом храме». священники псковской епархии

«Больно сердцу, но мы объединились в молитве»

Иерей Георгий Курносов служит настоятелем храма Димитрия Солунского в городе Пскове и храма святителя Николая в деревне Тайлово. Он мечтал стать священником с тех пор, как в шесть лет встретился с отцом Иоанном Крестьянкиным. Отец Георгий говорит, что именно после этого стал ближе к церкви и другого служения себе уже не представлял. 

Иерей Георгий Курносов

После школы он окончил Псковское духовное училище.

— Владыка Евсевий рукоположил меня, когда мне было 20 лет. Я был самым юным священником нашей епархии. Какое-то время служил в соборе, может, месяц, и потом меня сразу отправили в Тайлово. А потом уже ввиду моих послушаний меня владыка Тихон благословил в приход Димитрия Солунского. Там нужно храм восстановить, привести в порядок, — вспоминает он.

Храм в Тайлово иерей Георгий Курносов восстановил и постоянно трудится над его реставрацией. Теперь нужно вернуть к жизни храм Димитрия Солунского, который был значим для псковичей. Когда-то он был храмом, который никогда не закрывал свои двери. 

— Жизнь изменилась с того времени, когда я начинал служение в Тайлово в 2009 году. И сегодня начинается новый этап, который требует от нас большей внимательности, образованности, потому что появляются вопросы, на которые нужно уметь отвечать людям. И ввиду сложившейся ситуации люди тоже ждут от нас какой-то поддержки, ответов, — рассуждает отец Георгий. 

Храм в Тайлово

Одним из таких вызовов стала пандемия коронавируса и ограничения, которые были введены в храмах по всей России. Но благодаря вере это тяжелое время удалось пережить, говорит иерей Георгий Курносов.

— Когда мы друг за друга молимся, мы соединяемся в молитве. Конечно, тяжело, непросто, больно сердцу. Думаю, что не только моему, но и прихожан. Но с Божьей помощью, молитвами и нашего митрополита стараемся справиться с этим, — говорит он. 

Архитектурные особенности храма

Одноглавый трехабсидный храм простроен из тесаного камня на известковом растворе. Он опирается на четыре несущих круглых столпа и имеет повышенные подпружные арки. К основному четверику примыкают три придела – основной и два боковых, расположенные с севера и юга. Пристройки появились в разное время и служили для проведения церковных служб и хранения ценных вещей и товаров. Они придают храму сложную, асимметричную форму, делая его похожим древнерусские хоромы.

Вначале основной объем покрывало подзакомарное покрытие. Потом его заменили на более практичную четырехскатную кровлю. А при последней реставрации, проведенной совсем недавно, покрытию четверика и северного придела вернули первоначальную форму.

Внешний декор Васильевской церкви говорит о явном влиянии традиций московского зодчества. Абсиды алтаря и барабан завершены орнаментальными фризами, в которых использованы новгородские мотивы с треугольниками и впадинками. Однако, идут эти орнаменты тройными лентами, как это принято в московской архитектурной школе.

• 1448 год

» постоянная ссылка

— Сейчас многие говорят о «расколе» с образованием ПЦУ. Но я изучаю историю РПЦ, так вот она была создана благодаря расколу 15 декабря 1448 года и почти полтора столетия была без Томоса, непризнанная Константинополем как неканоническая структура. А потом, почему-то Томос дали и позже центр из Киева перешел в Москву. Так вот вопрос: почему Легойда, Иларион и другие забывают об этих событиях, что РПЦ почти 150 лет была раскольнической? И хватит обвинять ПЦУ, ее мораль соответствует учению Христа

—Думаю, этот вопрос не ко мне. А о той истории все знают и ничего не забыли. Здесь другая совсем политическая ситуация и некорректно их сравнивать. Спаси Господь!

Интересное о комплексе

ТОП фактов о соборе выглядят следующим образом:

  1. Храм Василия Блаженного относится к числу самых древних. Совсем скоро ему исполнится 5000 лет.
  2. В эпоху Советского Союза комплекс не функционировал полноценно. Богослужения в нем не проводили. Двери собора были открыты для экскурсионных групп (другими словами, использовали его исключительно, как музей). Интересно, что на официальном уровне он до сих пор находится в подчинении Государственного исторического музея. Однако, сейчас службы в нем проводят (за организацией их стоит РПЦ).
  3. Изначально храм имел 25 куполов. Сейчас же их всего 10.
  4. Собор Василия Блаженного – неофициальное название, прижившееся в народе после исчезновения рва (упомянутого в оригинальном названии).
  5. На строительство храма ушло всего 6 лет (для сравнения вспомним Кёльнский собор, возведением которого занимались примерно 600 лет).
  6. Хорошая акустика внутри комплекса – заслуга строителей, решивших пойти на хитрость, замуровав в стены горшки из глины (развернуты горлышками внутрь).
  7. Храм Василия Блаженного связан с сокровищницей царя потайным ходом. Последний был обнаружен относительно недавно.
  8. Сейчас историки не могут идентифицировать архитектора, стоящего за возведением собора. Согласно преданию, после завершения реализации масштабного проекта, несчастного ослепили, чтобы тот не смог превзойти себя в будущем. Соответствующий приказ был отдан самим Иваном Грозным.
  9. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
  10. Знаменитый во всем мире комплекс (к слову, он попал в список ЮНЕСКО, как важнейшее всемирное наследие) был возведен на месте старых церквей из дерева. Последние построили при Великом Иване III.

РЕКОМЕНДУЕМ: Храм Христа Спасителя.

Современное состояние и режим посещения

Васильевская церковь действующая, и каждый день в ней проходят богослужения. Двери храма открыты для паломников и туристов с 8.00 до 19.00. В эти же часы работает церковная лавка. Старинная икона Тихвинской Богоматери (XVI век) сегодня принадлежит Псковскому музею-заповеднику. Васильевский храм хорошо отреставрирован, внутри него можно увидеть богатый иконостас. В настоящее время ведутся работы по росписи внутренних стен.

С 2005 года при церкви открыта воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Занятия ведутся в двух возрастных группах: дошкольной (с 3 до 7 лет) и школьной (с 7 до 14 лет). У Васильевского храма также есть собственная иконописная мастерская и мастерская художественной ковки, где можно заказать иконы, кованые кресты, перила, ограды и решетки.

Вид церкви с колокольней

Иконы храма Василия Блаженного

Необычный архитектурный стиль, дизайн храма – не единственное, чем он может похвастаться. Главной ценностью комплекса принято считать его иконостас. Оригинальный, единственный в своем роде, он включает в себя около икон (написаны в период XVI-XIX в. в). Над образами Иисуса, Богородицы, Святых трудились, как московские мастера, так и новгородские таланты.

Их шедевры живописи были соединены в единую композицию только в XIX столетии (в рамках реализации проекта авторства Павлинова). Наряду с необычайно красивым иконостасом в храме Василия Блаженного можно увидеть отдельные иконы О. Чирикова, одного из самых выдающихся московских художников и по совместительству реставраторов.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

• Выбор профессии

» постоянная ссылка

— Благословите, дорогой батюшка.
Мне 45 лет, я филолог и работаю в редакции журнала. Моя работа мне нравится, но зарплата небольшая. Муж хочет, чтобы я сменила работу на более оплачиваемую. Я бы рада может, но больше по моей профессии и с учетом возраста и наличия, кроме того, дочки-младшешкольницы не предлагают. Он говорит, профессию надо менять, готов оплатить обучение. Каждый день на меня давит. Может и стоит. В любом случае, новые знания лишними не будут. Но я не представляю себе абсолютно, в каком направлении двигаться. Посоветуйте, что делать и помолитесь обо мне.

—Если эта работа по душе и дети еще к тому же маленькие, а Вы можете и им уделить время. Нужна ли Вам другая работа, где больше заплатят, но, наверное, и больше придется работать? Я бы подумал сто раз. Может, удаленную подработку по Вашему же профилю лучше поискать? Я противник того, чтобы мамы много работали, на это у нас есть, пока еще есть, мужчины. Помоги Вам Господь!

• Борьба за справедливость

» постоянная ссылка

— Здравствуйте, уважаемый батюшка!
Мой сын очень увлечён историей мира и своей страны. Недавно он посмотрел сериалы такие, как :»меч», «белая стрела». Суть сюжета заключается в том, что герои данных фильмов «очищают» мир от злых людей (воров в законе, оборотней в погонах, бандитов и т.п). Мой сын задался таким вопросом: могут ли быть оправданы люди перед Богом борясь за справедливость, но вне закона, вершащие самосуд, в реальной жизни, как и в фильме можно ли оправдать таких людей перед Господом Богом? Заранее благодарю.

—Нет, нельзя путать вымысел и реальную жизнь. Мало того, что такой мститель наделает много бед и станет убийцей, так ещё и невиновные пострадают. Нельзя человеку брать на себя функцию государства. Более того, в таких случаях государство за такую самодеятельность покарает со всей жестокостью. Кроме беды, греха и краха ничего не выйдет. Спаси Господь!

• Тирания

» постоянная ссылка

— Недавно священник РПЦ предложил священноначалию подать декларации о доходах для сравнения с реальными активами. Его на следующий день отстранили от работы в храме за «употребление тяжелых наркотиков и блуд».
Вопрос: почему несогласных с мнением патриарха ждет отстранение (как в этом и в случае с Кураевым)

Почему в РПЦ — части Церкви Христовой, за слово в упрек патриарху, который был членом КГБ, могут тиранить священников??? И это плоды, на которые Христос говорил обращать внимание.

—Этот вопрос не ко мне, а мнение такого священника из-за его жизни не много стоит. Жил был он праведно — тогда бы и поговорили. Спаси Господь!

• Молитвы

» постоянная ссылка

— Здравствуйте.
После пережитого мной разочарования и многолетнего отчаяния у меня возник вопрос.
Христос пришел для спасения грешников, единственная цель существования христианства и Церкви — спасение души. Тогда зачем Церковь призывает молиться о житейских нуждах, зачем все эти рассказы о чудесах по молитве, которые подают ложную надежду? Зачем эти призывы прочитать молитвочку и обещания, что Боженька обязательно поможет, если не для этого всего пришел Христос, и ожидать от него чего-то, кроме обещанной вечной жизни, не стоит?
Я очень много лет молилась о создании семьи, объездила все святые места и делала всё, что могла. И когда не просто не стало лучше, но стало хуже, у меня было такое отчаяние и обида, что я несколько лет не могла ходить в храм. И только потом я поняла, что Христос ничего такого и не обещал, меня ввели в заблуждение призывы молиться о создании семьи и рассказы о том, что многим это помогло. Зачем просить Бога о чем-то, если всё равно будет то, что будет?

—У Вас неверное представление. Прочтите внимательно Евангелие и увидите, что Господь и в житейском помогал, и помогает, а также обещал заботиться о нас, если мы будем не забывать Божье. По вере вашей будет вам, а неверующему трудно что-либо получить. Так же не все полезно из того, что просим, и Бог не все даст, как и любой родитель. Чтобы создать семью, может быть мало молитв, нужно что-то для этого и делать. Это как если бы штангист только молился, а не тренировался. Мы молимся, но и делаем все возможное. С семьей не совсем удачные примеры, не раз наблюдал как девушки просят семью, но как только появляется парень, начинают «носом крутить» и упускают свою возможность, причем многократно. Нужно жить с тем, что есть, не делать идола ни из чего, развиваться, а там как будет — тот крест и нести. Помоги Господь!

«Люди просили, чтобы их впустили»

Храм Василия Великого (на Горке) — один из самых многолюдных приходов в Пскове. В нем служат четыре священника, настоятель — протоиерей Андрей Большанин. Он приехал в Псковскую область из Кемерова. Вспоминает, как из родного города хотел сначала сбежать в монастырь, а потом решил стать священником. 

— Евангелие мне отец подарил, потому что я любил читать и читал все подряд. Потом сам уже купил Библию лет в 15. Потом меня заинтересовало, где у нас храм, зашел в него. Там мне дали почитать жития Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, прочел, и меня просто потрясло, что есть совсем другая жизнь, — рассказывает протоиерей Андрей Большанин. — Потом прочитал четвертый том «Добротолюбия», потом собрался сбежать в монастырь, но меня настоятель удержал. Стал пономарем, потом поступил в 1993 году в Троице-Сергиеву лавру в семинарию. И на четвертом году обучения меня рукоположили.

Сначала отец Андрей служил в лавре, в семинарии, потом вернулся в Кемерово, в Знаменский собор. 

— Жена у меня — псковичка, ей тяжело было к Сибири привыкнуть, и я у владыки Софрония спросил, можно ли мне переехать. И меня принял в свою епархию митрополит Евсевий. Сначала я служил в Троицком соборе, но мне было тяжеловато, хотелось на приход. Я стал проситься, и владыка дал мне этот приход Василия-на-Горке. Это было в 2003 году, — вспоминает он. 

Протоиерей Андрей Большанин

Отец Андрей начал служение в Пскове при митрополите Евсевии. Затем Псковскую епархию возглавил митрополит Тихон. 

— С ним можно объясниться. Если ты объяснишь свою позицию и покажешь, что ты прав, он спокойно меняет . Не претендует на то, что он непогрешим и все знает, — говорит он. — Священники обычно сильно переживают, когда митрополит приезжает на приход. Но когда приезжает митрополит Тихон, если у нас все нормально, то я не волнуюсь. Еще когда он служит, в алтаре никто не нервничает. Нет такого, что все стоят напряженные. Что в соборе, что в приходах — все стоят и молятся.

Протоиерей Андрей Большанин говорит, что среди его прихожан много семей с детьми. «До карантина в воскресный день 80–90 только детей могло причащаться. Открываешь царские врата, у тебя под амвоном целый детский сад стоит», — улыбается он. Но как же оказалось тяжело пережить службы без прихожан во время карантина. 

— Служить в закрытом храме — это ужасно. Я думаю, что все священники скажут, что если много людей в храме, молиться очень легко. Когда привык, что в храме есть люди и все молятся (потому что молитва — это общее дело), а получилось, что этой поддержки не стало.

Молиться очень тяжело, это просто катастрофа. Открываешь царские врата — и никого нет. Непередаваемо. 

Протоиерей Андрей вспоминает, что с началом эпидемии из его храма часть прихожан исчезла сразу, другая — дождалась ограничений и отнеслась к ним с пониманием и абсолютным согласием. Но были и те, кто не понимал, что происходит и почему нельзя прийти в храм.

Храм Василия Великого

— Были люди, которые и роптали. Но я не склонен никого осуждать. Просто им нужно время. Мы в такой ситуации в нашей жизни оказались впервые, — считает протоиерей. — Владыка принял то решение, которое посчитал верным. И я вижу, что у нас все могло быть хуже. Многие люди могли заразиться. Сейчас из священников у нас никто не заболел. Если бы митрополит Тихон не ограничил доступ в Печорский монастырь и другие монастыри, было бы, скорее всего, то же самое, что и в Сергиевом Посаде. Приехали бы москвичи, питерцы. 

Псков и Печоры рядом, отмечает он. В регионе могла бы возникнуть вспышка. «У нас Эстония под боком, Латвия — владыка переживал. Но человек он волевой и в критические моменты принимает волевые решения», — заключает протоиерей Андрей Большанин. 

Митрополит Тихон (Шевкунов) — о службах на улице, отмене взносов и опасном легкомыслии

— Как только стало возможным, митрополит Тихон сразу позаботился, чтобы разрешили богослужения на улицах. Теперь у нас все желающие приходят, стоят на улице — молятся. У нас много причастников. Раньше, конечно, было в разы больше, но сейчас тоже люди ходят. И я очень рад, что послабления случились. У владыки вся мотивация обоснована заботой о своей епархии — вот и все

Для него важно, чтобы мы выжили и жили

История

Село было основано в середине XVII столетия. Основателями считаются — пятнадцать семей — «детей боярских», из Ельца, во главе с Афанасием Вихровым и одиннадцать семей — из Старого Оскола. О них говорится в «Записках Императорского Географического общества», изданных в Санкт-Петербурге, в 1857 году. Село было названо в честь святителя Афанасия Александрийского, он числится одним из святых покровителей села и храма. По одной из версий, первая церковь в селе Афанасьевка уже был в 1680 годах и был именно в честь святителя Афанасия Великого.

В 1775 году в селе была построена деревянная Васильевская церковь c колокольней, которая в 1886 году имела 33 десятины земли и 1000 прихожан.

«Список населенных мест Воронежской губернии по сведениям 1859 года» свидетельствует, что в казенном селе Афанасьевка были православная церковь, 183 двора, где проживало 750 мужчин и 785 женщин.

Храм, построенный в 1905 году в селе Афанасьевка, в годы советской власти был осквернен и был использован как дом культуры. Разрушению подвергли основной купол и звонницу, крышу сделали двухскатную, от храма уцелели только фундамент и стены, в алтарной части была устроена сцена, на которой плясали и пели работники культуры, в правой части храма устроили библиотеку. В левой части храма некоторое время был буфет, кабинеты.

В 1990 году по просьбе верующих, здание возращено Церкви.

В 2003 году был создан попечительский совет по реконструкции Свято-Васильевского храма.

История[править | править код]

Фотография начала XX века

Первый, деревянный, храм на месте нынешнего был сооружён в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьём Зрачкой (ныне засыпан). В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница, где находился так называемый сполошный колокол, поднимавший весь город в случае тревоги.

В 1377 году храм был расписан.

В 1413 году на месте деревянной церкви был возведён каменный храм. Конец XV века и XVI век — время расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая Тихвинская икона Божией Матери.

С конца XVII века для храма, как и для всего Пскова, начались времена упадка. В середине XVIII века звонница церкви была перестроена в колокольню, которая сохранилась до нашего времени. В 1786 году храм святителя Василия с Горки (ввиду малочисленности прихода) был приписан к находящейся поблизости церкви Николы со Усохи. К началу 30-х годов XIX века церковь сильно обветшала, северный придел обрушился, был утрачен старинный иконостас и резной клирос.

В середине XIX века был произведён ремонт, изменивший древний облик здания, к концу столетия церковь была приписана к Крыпецкому монастырю и стала его подворьем, которое единожды в году посещал крестный ход, а всё остальное время церковь пустовала.

В 1921 году власть закрыла церковь для богослужений и превратила её в склад.

В 1941 году, когда Пскова был оккупирован фашистскими войсками, церковь передали для богослужений общине старообрядцев Поморского согласия.

В 1944 году северная часть храма была повреждена бомбой.

Вторично храм закрыли для богослужений в 1947 году. После проведения ремонтно-реставрационных работ в нём разместили документы областного архива.

Иконостас храма

В 2003 году храм передали общине Русской православной церкви. Проведены ремонтно-реставрационные работы в ходе подготовки к празднованию 1100-летия упоминания Пскова в летописи. Были запланированы масштабная реставрация первоначального облика церкви, восстановление позакомарного покрытия, возобновление приделов святителя Алексея и святого Иоанна. 3 декабря 2003 года состоялось первое богослужение.

8 февраля 2007 года архиепископ Евсевий освятил девять новых колоколов (на самом большом, весом 530 кг, отлиты иконы святителя Василия Великого, апостола Андрея, святителя Николая и страстотерпца Бориса). В 2008 году утверждён проект реставрации (архитектор В. А. Попов). В 2009 году на реставрацию объектов культурного наследия в Псковской области из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Культура России (2006—2011 годы)» выделили более 44 млн рублей, из них на ремонт и реставрацию церкви Василия на Горке — 5 млн рублей. В 2009—2010 годах воссоздано позакомарное покрытие четверика, главка и многоскатное покрытие северного придела.

Настоятель храма — протоиерей Андрей Большанин.

• Воспитание детей

» постоянная ссылка

— Здравствуйте, батюшка, благословите!
Младшему сыну 15 лет. Он очень ранимый и тяжело переживает жестокости и предательства со стороны мальчишек, которых считал лучшими друзьями. Психологи помочь не смогли. Какое-либо общение с людьми вне семьи его тяготит. Сегодня забрали из школы после 1 урока. Нервный срыв. Плачет. Учитель рекомендует отдохнуть несколько дней дома, но, понятно, это не выход. По его мнению, ребёнка надо воспитывать так, чтоб мог » идти по головам», чтоб не страдать от каждой неприятности. Мы с мужем не знаем, как ему помочь. Руки опускаются. Что мы делаем не так? Как помочь сыну? Неужели доброта и отзывчивость сейчас никому не нужны, а надо быть волком, чтоб выжить. Батюшка, пожалуйста, помолитесь за Даниила. Большое спасибо Желаю Вам помощи Божьей во всём!

—Доброта всегда нужна, а по головам идти не нужно, но нужно иметь мужество и упорство. Чрезмерно опекать не стоит. Хорошо, помолюсь, а ему бы, может, каким-либо спортом заняться или делом, где есть коллектив. Помоги Господь!

• Воспитание сына

» постоянная ссылка

— Отец Андрей, здравствуйте.
Хочу попросить совет о воспитании сына. Очень переживаю, сын растёт изнеженный, обидчивый, пугливый, в классе один друг, вижу, психологический возраст не дотягивает до сверстников. Понимаю, что была б полная семья, больше детей, может по-другому все бы было. Но не складывается личная жизнь. Папа приходящий есть, с сыном общается. Как я могу помочь сыну? Спасибо.

—Одним словом не ответишь, но неполная семья и разводы всегда плохо сказываются на детях. Справедливым должно быть воспитание, чтобы мальчик рос ответственным, добрым и честь знал, а неженки и слюнтяи этих качеств лишены. Помоги Господь!

• Отношение к животным

» постоянная ссылка

— Здравствуйте!
Мне по наследству досталась кошка. Хочу стерилизовать ее.
1. Можно ли делать стерилизацию?
2. На нашей вет. станции нет УЗИ. Боюсь, что во время операции выяснится, что она уже беременна. Не хочу становится соучастником убийства (хоть это и животное). Пытаюсь оттянуть время, чтобы на глаз стало видно беременна она или нет, но домочадцы настаивают на стерилизации уже сейчас. Если я сдамся и котята будут убиты, меня съест совесть. Спасибо большое! Всех Вам благ!

—1. Да, конечно.
2. Тогда подождите течки или как там это у кошек называется. Спаси Господь!

• О жизни

» постоянная ссылка

— Здравствуйте, отец Андрей!
Cпасибо за Ваш труд! Как жить, не обращая внимания, не замечая откровенной лжи некоторых власть предержащих?
Понимаю, что нужно молиться за них и благословлять, но… Говорят одно, а делают совершенно другое, почитаешь провластные СМИ и узнаешь, что мы, оказывается, живем очень хорошо, посмотришь вокруг — разруха и нищета, работы нет, люди вынуждены из районов глубинки уезжать на заработки в С.-Петербург и Москву. Прошу у Бога смирения и мудрости, но так тяжело от всего, что происходит в стране и нашем обществе. Как молиться, какому святому или святым молиться о помощи, чтобы не воспринимать так остро, не замечать несовпадение предвыборных обещаний, последующих действий и результатов? Как вымолить у Бога прекращения разрушения малой родины?

—Думаю, меньше смотреть СМИ и вообще больше думать о душе, а также помнить о Промысле Божьем. Наводим порядок в своей жизни, квартире или доме, а остальное не в нашей власти. Не вижу смысла верить тем, кто не выполнил своих обещаний. И доверять можно только тому, кто на деле что-то сделал. А красиво сочинять, не имея за спиной никаких конкретных дел, могут только бездельники, и люди сами виноваты, что таким верят. Спаси Господь!

Страницы:               …   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector