Исторический музей в москве: режим работы и цена билетов в 2021 году, как добраться и официальный сайт

Музей архитектуры в Москве

Местоположение: Россия, Москва

Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25, Москва

Стиль здания: Классицизм

Сайт музея:

В 1934 году в Москве появился закрытый музей при Академии архитектуры СССР. Он разместился в Донском монастыре. Первая выставка музея состояла из фрагментов разрушенных памятников, стоящих под открытым небом. Постройки монастыря и сохранившийся некрополь XVIII – XIX веков тоже стали ее частью.

После Великой отечественной войны в усадьбе Талызиных на Воздвиженке открылся Республиканский музей русской архитектуры — публичный музей, исследовательский центр архитектуры и градостроительства. Тогда же с подачи директора — Щусева — в коллекцию попали и объекты советской архитектуры. Усадьба же — памятник классицизма XVIII века, построенный Матвеем Казаковым — стала экспонатом музея, как Донской монастырь для музея при Академии. В 1964 году два музея архитектуры объединили.

В 1991 году Донской монастырь вернули РПЦ. Музей же архитектуры срочно отправили на Воздвиженку, в усадьбу Талызиных, которая к тому моменту находилась в состоянии, близком к аварийному. Из-за нехватки места постоянную экспозицию пришлось закрыть. 

Спас музей Давид Саркисян, который возглавил его в 2000 году и превратил всеми забытый культурный объект в новаторскую институцию. Он сохранил исторические интерьеры усадьбы Талызиных, поменял аббревиатуру ГНИМА на МУАР. У музея не было денег на реконструкцию флигеля усадьбы, и тогда директор придумал превратить его в особенное выставочное пространство — «Руину». Уже после смерти Саркисяна «Руину» реконструировало бюро «Рождественка», сохранив задумку директора — «все должно быть точно в таком же виде, только не падать».

В 2012 году, спустя два года после смерти Саркисяна, в МУАРе открылась инсталляция «Кабинет Давида». Ее спроектировало московское бюро Меганом: архитекторы вручную перенесли все объекты из бывшего кабинета директора в климатический бокс. Кабинет Саркисяна представлял собой огромную коллекцию артефактов, реликвий и повседневных предметов, помещенных в обычное рабочее пространство. Его называли тотальной инсталляцией, «негласным центром архитектурного сообщества». Сейчас кабинет можно посетить на втором этаже «Руины».

«Рем Колхас напрашивался к нему делать выставки, Заха Хадид слала ему по пять эсэмесок в день. И уж все эти иностранцы рассказывали друг другу, что в Москве есть несколько достопримечательностей: Кремль, Мавзолей, храм Василия Блаженного и кабинет Давида Саркисяна», — рассказывал архитектурный критик Григорий Ревзин.

Если вас заинтересовало изучение архитектуры, посмотрите нашу , которые помогут разобраться в этой области. Подробнее про разные стили можно почитать в нашей статье про ключевые направления современной архитектуры.

В лабиринтах истории Московского исторического музея

По историческим меркам музей молод, но место, которое своим решением выделила Московская городская дума для строительства музея, самое что ни на есть историческое – Красная площадь. Музей был задуман и создан с целью наглядной иллюстрации истории России, от древнейших времён, до современности.

  • Закладка здания музея состоялась в 1875 году в присутствии императора Александра III.
  • Проект фасадов был разработан содружеством инженера А.А. Семёнова и художника В.О. Шервуда.
  • С мая 1883 года музей открыт для посещения.
  • Со всей страны свозили сюда лучшие антропологические и археологические коллекции, библиотеки.
  • Император и его окружение щедро жертвовали вновь образованному Музею свои ценные коллекции, подавая пример другим богатым меценатам.
  • Большие деньги выделялись на приобретение памятников древности, слепков и других исторических свидетельств. Так постепенно расширялась собственная коллекция Музея.
  • При этом продолжалась внутренняя отделка помещений, также представляющая историческую ценность, ведь в оформлении экспозиционных залов принимали участие выдающиеся русские живописцы и зодчие И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, А.П. Попов, И.Е. Бондаренко, а позже И.Е. Репин, В.А. Серов, С.А. Коровин.
  • После революции музейные фонды пополнились экспонатами расформированных Румянцевского и Военно-исторического музеев, музея «Старая Москва» и Государственного музейного фонда.
  • В 1920-х годах филиалами музея стали закрытые и национализированные церкви и другие здания: Музей дворянского быта 40-х годов «Музей-собор Василия Блаженного», «Музей быв. Грузинская церковь», «Музей архитектурных памятников села Коломенского», «Музей Пафнутьев-Боровского монастыря», «Генуэзская крепость» в г. Судак в Крыму, «Музей Александровского монастыря».
  • В 1930-х к Музею присоединились палаты бояр Романовых, а затем Новодевичий монастырь.

Советские археологи и палеонтологи передавали найденные на местах раскопок материалы в музейную коллекцию.

  • 18 декабря 1991 года Указом Президента России Государственный исторический музей был признан особо ценным объектом культурного наследия России.
  • В 1994 году постановлением правительства музей получил статус научно-исследовательского и культурно-просветительского учреждения. Теперь Государственный исторический музей стал головным центром для всех исторических и краеведческих музеев России.
  • Научно-исследовательская деятельность Государственного исторического музея вызывает интерес не только у учёных и историков, изучение фондов и коллекций даёт бесценный материал для работы культурологов, художников, реставраторов и исследователей костюмов и мебели.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Государственный исторический музей в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны наиболее ценная часть фондов ГИМ была эвакуирована сначала в г. Хвалынск на Волге, затем — в г. Кустанай.

Осенью 1941 г. в ГИМ открылась первая в стране межмузейная «антифашистская» выставка, посвященная истории борьбы нашего народа с немецкой агрессией (начиная с времен Александра Невского), позднее она трансформировалась в выставку «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой в 1941 — 1942 гг.», занявшую сначала 3 (в мае 1942 г.), а затем 6 залов (в 1943 г.).

Сотрудниками ГИМ в годы войны было собрано более 12 тыс. предметов па местах сражений и у участников военных действий. За всю войну музей был закрыт только 8 дней (с 30 октября по 6 ноября 1941 г.), и то лишь потому, что из-за частых бомбежек в окнах многих залов были разбиты стекла.

Сразу после войны в семи залах 2-го этажа открылась экспозиция, охватывавшая историю первой половины XIX в., которая заканчивалась темой «Героическая оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.». Но постоянную систематическую экспозицию по отечественной истории с древнейших времен и до 1917 г. удалось создать лишь к 1957 году.

MAXXI

Местоположение: Италия, Рим

Адрес: Via Guido Reni, 4a, 00196 Roma RM, Italy

Стиль здания:

Сайт музея:

Первый национальный музей современного искусства и архитектуры построила в Риме . Сверхсовременное здание контрастирует с обликом города, однако при взгляде с высоты видно, что музей встраивается в планировку Рима и течение его реки. Крылья музея заканчиваются панорамными окнами.

Главные элементы здания — бетонные изогнутые стены, парящие в воздухе черные лестницы и открытый потолок, пропускающий дневной свет. Стены музея меняются по ходу своих изгибов, в некоторых местах перетекая в полы. Критики сравнивали стены MAXXI с треками для бобслея. Сама Хадид говорила, что хочет, чтобы стены музея «раскручивались, как лента в воздухе». Некоторые называют план музея «самым гипнотическим и манящим с тех пор, как больше 50 лет назад Фрэнк Ллойд Райт раскрыл свои, казалось бы, невыполнимые чертежи для нью-йоркского музея Гуггенхайм».

Погружение в музей начинается с огромного вестибюля, растянувшегося на всю высоту здания. На первом этаже можно выбрать свой путь: между галереями, лестницами или же лифтами. Две из этих дорог ведут в сердце выставочного пространства, третья же выходит из основного объема музея и ведет посетителя по застекленной дорожке, позволяя взглянуть на галереи со стороны. 

«Для меня это все равно что стоять на римской Пьяцца-дель-Пополо», — говорит Хадид. «Когда смотришь на север, площадь расходится на три улицы, предлагающие неожиданный и захватывающий выбор направления. Однако все три дороги ведут к одной и той же точке». 

MAXXI построен в районе Фламинио, где в последние годы проходит программа реновации публичных пространств. Например, здесь возведен Аудиториум Ренцо Пиано. MAXXI встраивается в плеяду объектов обновленного города. Музей заполняется по мере того, как протекает XXI век.

Деятельность музея сегодня

В настоящее время центральное здание ГИМ ежегодно посещают более миллиона гостей. В штате насчитываются более 800 сотрудников. Музей продолжает научно-исследовательскую и просветительную деятельность. Организованы около двух десятков различных клубов и кружков, которые посещают почти 700 детей.

Ежегодно на стажировку принимаются около 1000 студентов со всех регионов России и зарубежья. Каждый день читаются по несколько лекций и семинаров, проводятся десятки экскурсий. Благодаря использованию библиотеки ГИМ и его читальных залов, ежегодно пишутся тысячи научных и исторических работ.

Еще в начале 90-х годов прошлого века были разработаны несколько настольных и электронных интеллектуальных игр, в которые до сих пор играют дети и взрослые. В соответствии с современными технологиями сегодня в музее активно используется аудиогид, а также в каждом зале находятся интерактивные информационные стойки.

Ближайшие выставки

Музей приглашает посетителей посетить действующие выставки:

Период проведения Название и краткое содержание выставки
С 20.11.2019 по 30.04.2020 «Фаберже и придворные ювелиры». Выставка посвящена российскому ювелирному промыслу в 19-20 вв.
С 07.12.2019 по 16.03.2020 «За службу и храбрость. 250 лет ордену Св. Георгия». Экспозиция, посвященная юбилею высшего военного знака отличия в имперской России.
С 18.12.2019 по 01.04.2020 «Русская свадьба». Выставка, посвященная свадебным традициям, бытовой и духовной жизни русского человека.
С 11.10.2019 по 16.03.2020 «Час потехи». Выставка рассказывает о праздниках, играх, утехах и массовых гуляньях в России в 17-20 вв.
С 26.09.2019 по 13.01.2020 «Без лести предан». Выставка посвящена 250-летию со дня рождения графа Алексея Александровича Аракчеева (1769-1834).
С 31.10.2019 по 30.03.2020 «Ура! Каникулы!» Выставка посвящена школьным каникулам в советский период.

Храм Василия Блаженного

  • Адрес – Красная площадь, дом 7. Ближайшие станции метро – «Площадь революции», «Охотный ряд», «Театральная»
  • График работы: до 31 мая – 11.00-18.00, ежедневно.
  • 1 июня – 31 августа – 10.00-18.00, ежедневно. 6 июня и 8 августа – санитарные дни.
  • Цена билета – 500 рублей, льготный билет – 150 рублей.

Храм Василия Блаженного (или Покровский собор) в народе иногда зовут «пряничным домиком». И, правда, пожалуй, больше нет храма, который выглядел бы так нарядно и весело. В 2008 году он, вместе с Петергофом и озером Байкал, вошел в список Семи чудес России. Собор построен в 1561 году, но сейчас находится в отличном состоянии. Интересно, что сохранившиеся кирпичи шестнадцатого века стираются медленнее, чем использованные реставраторами.


Храм Василия Блаженного

Комплекс собора состоит из девяти отдельных храмов: Покрова Богородицы (главный), Василия Блаженного, Святой Троицы, Трех Патриархов, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины, Григория Армянского, Александра Свирского и Варлаама Хутынского. Под храмами расположено уникальное подвальное помещение (подклет), впервые обнаруженное только в 1930-е годы. С 2010-го года подвалы открыты для посетителей, там выставлены две ценные иконы 17го века – «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

В относительно невысоком, но объемном храме легко заблудиться. Так что перед посещением лучше изучить план.

Главные чудеса собора – это, конечно же, фрески шестнадцатого века и невероятные иконостасы, хранящие более четырехсот старинных икон. Но если у вас останутся лишние силы, можно еще посмотреть коллекцию колоколов, небольшое собрание пейзажей и портретов, первые русские печатные книги и оружие времен Ивана Грозного.

Каждое воскресенье и на второй день Пасхальной недели в храме ведутся службы. Служат священники Патриаршего подворья из церквей Зарядья и Китай-города.

Палаты бояр Романовых

  • Адрес – улица Варварка, дом 10. Ближайшая станция метро – «Китай-город».
  • Общий сайт Государственного Исторического Музея – http://www.shm.ru

Дом, в котором родились первая жена Ивана Грозного и царь Михаил Федорович Романов, полностью погружает нас в каждодневную боярскую жизнь шестнадцатого века.

Палаты бояр Романовых

Почти каждая комната используется по своему назначению: в трапезной все повествует о традициях боярских пиров, в девичьей – о быте незамужних боярышень, в кабинете боярина – об образовании и придворной службе, в светлице – о закрытой жизни замужних женщин на женской половине, в библиотеке – о первых шагах книгопечатания. Кроме жилых, сохранились и некоторые хозяйственные помещения. В подвальной части музея можно увидеть подлинную печь шестнадцатого века.

Здесь нет практически ничего от современности. Стеныкомнат обиты парчой или кожей и украшены гербами и вензелями рода Романовых. Серебряная посуда, детские игрушки, гравюры, книги, иконы, оружие, мебель, ткани, украшения, сундуки – все это подлинное, из обихода 16го-17го веков. Вот только герб Романовых на фасаде – золотой грифон – появился всего 10 лет назад. Старый грифон был найден, но со следами пуль большевиков, и потомки решили сохранить его у себя.

По одной из версий, именно в этих Палатах художник Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван».

В настоящий момент музей находится на реконструкции, но ремонт обещают завершить в самое ближайшее время, возможно уже этим летом. Снаружи задниеполностью отремонтировано, так что гулять и фотографировать можно уже сейчас.

Допетровская эпоха

Оформление залов государственного исторического музея отличается разнообразием всех элементов помещений. Не повторяются рисунки на полу, окраска стен, конструкции и расцветки потолков. Лаконичное и строгое построение витрин характерно для экспозиции ювелирных изделий.

Белые постаменты, светлые или зеркальные задние стенки не мешают восприятию красоты предметов, только подчеркивая их совершенство. Затейливые статуэтки, изящные вазы и кубки сверкают золотыми поверхностями, их линии совершенны и не могут оставить равнодушными многочисленных посетителей.

Не обделяется зрительским вниманием стенд золотых памятных монет, выпускаемых в честь знаменательных событий, выдающихся личностей, памятных дат и по другим торжественным поводам. Ценность таких изделий многократно превышала стоимость драгоценных металлов, использованных для их изготовления, и только повышалась с течением времени

Многие подобные раритеты государственного исторического музея поистине бесценны.

Одним из самых удачных примеров декора в государственном историческом музее следует признать интерьер зала драгоценных культовых предметов православной церкви. Неповторимый орнамент пола с рисунками замысловатой конфигурации резко прерывается белоснежными постаментами, на которых размещены экспонируемые изделия тончайшей работы. Легкое остекление, выполненное без использования массивного обрамления, не отвлекает от рассмотрения разнообразной ритуальной утвари.

Пристально рассматривают заинтересованные посетители, независимо от вероисповедания и уровня их религиозности, прекрасные образцы ювелирного искусства российских мастеров. Филигранно выполненные модели христианских культовых сооружений, отдельных элементов их внутреннего убранства, предметов отправления религиозных ритуалов сверкают золотым блеском. Сами изделия и их отражения в зеркалах задних стенок и остеклении витрин заслоняют для посетителей все остальное окружение, заставляя углубленно изучать все детали тонкой работы искусных ювелиров.

Однако не только украшениями и драгоценностями интересна для посетителей многогранная по своему составу экспозиция государственного исторического музея. Предметы, используемые в повседневной жизни людей, также несут информацию, пополняющую исторические познания.

Информативна сама конструкция зала времен построения древнерусского государства, строение дверных и оконных проемов, повторяющих традиционные элементы российской архитектуры.

Оригинальны осветительные приборы – массивные, но ажурные люстры под сводчатым потолком, схожим по форме с залом храма. Живописные произведения на стенах иллюстрируют те эпохи, которым посвящены отдельные экспозиции.

Музей Баухауса в Веймаре / Bauhaus-Museum Weimar

Местоположение: Германия, Веймар

Адрес: Stéphane-Hessel-Platz 1, 99423, Weimar

Стиль здания: Неомодернизм

Сайт музея:

Еще один музей Баухауса располагается на родине школы — в городе Веймаре. Новая институция открылась в 2019 году, на столетие основания Баухауса.

До появления нынешнего здания музей представителей радикального конструктивизма парадоксальным образом располагался в классицистическом здании конюшни. Там хранилось 250 работ преподавателей и студентов Баухауса. В новом музее находится 13 тысяч экспонатов, причем центральные предметы коллекции выбирал лично Вальтер Гропиус.

Музей выполнен в стиле Баухауса — он представляет собой минималистичный бетонный куб из пяти этажей. Они объединены двухуровневым открытым пространством. Поверхность фасада покрыта 24 линиями LED-светильников и прорезана горизонтальными желобками со словами ‘bauhaus museum’.

В экспозиции сделан акцент на ранние годы деятельности Баухауса, с 1919 по 1925. После 1925 года нацистское правительство заставило школу переехать в Дессау, где она и закрылась в 1933 году. На первом этаже расположена галерея, рассказывающая историю основания школы. На втором этаже находятся выставки, показывающие, как применялись идеи Баухауса. На верхних этажах обустроены галереи, посвященные директорам Баухауса разных лет — Вальтеру Гропиусу, Гансу Майеру и Мису ван дер Роэ.

Рядом со зданием находится ансамбль времен Веймарской республики, бывший нацистский форум и студенческое общежитие ГДР 1970-х годов. Музей объединяет эти стадии веймарской архитектуры, создавая топографию модернизма. Также рядом находится Новый музей Веймара и выставочное пространство с экспозицией, посвященной принудительному труду при национал-социализме. Все эти объекты образуют городской музейный квартал.

Справочная информация

Если вы москвич или гость столицы, то для похода в Государственный музей выбирайте любой день, кроме вторника – во вторник в музее выходной.

Часы работы

Время работы музея – с 10.00 до 18.00, но касса работает только до 17.30. Отличается от общего графика четверг – в четверг музей работает с 11.00 до 21.00, а касса – до 20.00.

Цена билетов:

  • Стоимость входных билетов начинается от 40 рублей (льготные категории граждан) и доходит до 300 рублей (для взрослых посетителей и иностранных туристов).
  • Школьники и пенсионеры РФ и стран СНГ, а также студенты российских ВУЗов дневной формы обучения смогут попасть в музей, заплатив в кассу 100 рублей.
  • Семейный билет для двоих родителей с одним или двумя детьми до 18 лет будет стоить 550 рублей.
  • Аудиогид стоит 300 рублей.
  • Есть возможность приобретения билетов в несколько музеев сразу.
  • Подробнее узнать об акциях и увидеть подробный список категорий граждан, которым полагается вход по бесплатным билетам можно на сайте музея.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector