Почему гитлер проводил холокост?

Работы выдающихся христианских богословов

Юрген Мольтманн

В «Распятом Боге» Юрген Мольтманн говорит о том, как в богословии после Освенцима необходимо было пересмотреть традиционное представление о Боге:

Разбитые и сломанные, оставшиеся в живых представители моего поколения возвращались из лагерей и больниц в аудитории. Богословие, которое не говорило о Боге в глазах брошенного и распятого, не имело бы ничего сказать нам тогда.

Традиционное представление о непроходимом неподвижном двигателе умерло в тех лагерях и больше не было жизнеспособным. Вместо этого Мольтманн предлагает распятого Бога, который одновременно является страдающим и протестующим Богом. То есть Бог не отстраняется от страдания, но охотно входит в человеческое страдание из сострадания.

Бог в Освенциме и Освенцим в распятом Боге — это основа настоящей надежды, которая одновременно охватывает и побеждает мир.

Это контрастирует как с движением теизма, оправдывающим действия Бога, так и с движением атеизма, направленным на обвинение Бога. В тринитарном богословии креста Мольтмана вместо этого говорится, что Бог — это протестующий Бог, который противостоит богам этого мира власти и господства, вступая в человеческую боль и страдания на кресте и виселице Освенцима. Богословие креста Мольтмана позже было развито в теологии освобождения людей, страдающих от сталинизма в Восточной Европе и военных диктатур в Южной Америке и Южной Корее.

Папа Бенедикт XVI

В обращении, сделанном по случаю его посещения лагеря смерти Освенцим , Папа Бенедикт XVI предложил интерпретировать события Холокоста как мотивированные ненавистью к самому Богу. Обращение начинается с признания невозможности адекватного богословского ответа:

В таком месте нет слов; в конце концов, может быть только ужасная тишина — тишина, которая сама по себе является сердечным криком к Богу: Почему, Господи, ты молчал? Как ты мог все это терпеть? Итак, в тишине мы склоняем головы перед бесконечной вереницей тех, кто пострадал и был казнен здесь; однако наше молчание, в свою очередь, становится просьбой о прощении и примирении, призывом к живому Богу никогда не допустить, чтобы это повторилось.

Тем не менее, он предполагает, что действия нацистов можно рассматривать как мотивированные ненавистью к Богу и желанием возвеличить человеческую мощь, а Холокост служит средством, с помощью которого можно стереть свидетельство о Боге и Его Законе:

Правители Третьего рейха хотели раздавить весь еврейский народ, исключить его из реестра народов земли. Таким образом, слова Псалма : «Нас убивают, считают овцами на заклание», исполнились устрашающе. В глубине души эти злобные преступники, уничтожив этот народ, хотели убить Бога, который призвал Авраама , который говорил на Синае и установил принципы, которые служат руководством для человечества, принципы, которые имеют вечную силу. Если этот народ самим своим существованием был свидетелем Бога, который говорил с человечеством и взял нас к себе, тогда этот Бог в конце концов должен был умереть, и сила должна была принадлежать только человеку — тем людям, которые думали, что силой они сделали себя хозяевами мира. Уничтожив Израиль в результате Холокоста, они в конечном итоге хотели вырвать стержневой корень христианской веры и заменить его верой собственного изобретения: верой в власть человека, власть сильных мира сего.

По большей части обращение было положительным, с похвалой итальянских и польских раввинов. Центр Симона Визенталя назвал визит историческим, а обращение и молитвы «отрицанием антисемитизма и отрицанием тех … кто считает Холокост мифом «.

Гетто, концентрационные лагеря и лагеря смерти

Евреи были вынуждены переехать, зачастую в разных городах или странах, и живут в специально отведенных местах, именуемых гетто. Большинство гетто были «открытыми», что означало, что евреи были свободны приходить и уходить днем. С течением времени все больше и больше гетто становились “закрытыми”, что означало, что евреи оказались в ловушке и им не разрешалось уходить. Никаких гетто не были установлены в границах Германии и большинство из них были лишь в качестве временного средства для изоляции евреев от немецкого населения до тех пор пока они могут быть перемещены в другом месте.

Когда нацисты пришли к власти, они построили объекты для удержания и, в конечном итоге, убийства своих врагов. Когда первые концлагеря были построены в 1933 году, в первую очередь имел в виду диссидентов и политических противников нацистского правительства, такие как немецкие коммунисты, социалисты, социал-демократы, но и будет расти, чтобы включать асоциальной группы – цыгане, Свидетели Иеговы, бомжи, душевнобольные и гомосексуалисты. Он не был до хрустальной ночи , что заключенных стали преимущественно еврейских.

После того, как Германия захватила Польшу в 1939 году, она создала лагеря принудительного труда. Тысячи заключенных погибли от условий труда, истощения и голода. После начала Второй Мировой Войны количество концентрационных лагерей росло в геометрической прогрессии. Количество военнопленных также выросло, но после первых лет войны большинство было преобразовано в концентрационные лагеря. Нацисты принудительно переселили евреев из гетто в концентрационные лагеря.

Лечение в лагерях были ужасным. Заключенным давали крошечные пайки и принуждали к физическому труду. Они часто спали больше трех до кровати без подушек или одеял, даже в зимние месяцы. Во многих концентрационных лагерях, нацистские врачи проводили медицинские эксперименты над заключенными против своей воли, во многих случаях убийства заключенных в процессе.

В 1942 году пятнадцать нацистских лидеров встретились на конференции в Ванзее, Германия, чтобы обсудить «еврейский вопрос». Их задача состояла в том, чтобы определить наиболее эффективный способ уничтожения евреев. Они решили, что евреев отправят в лагеря уничтожения, где их отправят в душ. Но вместо воды, выходящей из крана, они столкнулись с их смертью, когда ядовитый газ Zyklon-B просочился в душ, чтобы задушить их. Это решение конференции называется «окончательным решением».”

Только на этом этапе войны рассматривалось системное истребление еврейского народа. До этого момента ни один из концентрационных лагерей не был построен, чтобы явно осуществить массовый холокост врагов нацистов.

Первые такие лагеря уничтожения были введены во время операции «Рейнхардт», целью которой было уничтожение еврейского народа в составе Правительства оккупированной Польши и Украины. После открытия первого лагеря смерти в Хелмно, использование этой тактики уничтожения быстро распространилось. В разгар депортации в центре смерти Биркенау ежедневно убивали 6000 евреев.

В то время было только 23 основных лагерях в период с 1933 по 1945, нацистский режим, установленный некоторые 20,000 другие лагеря для принудительного труда, транзита или временного интернирования. Во время Холокоста он подсчитал , что 6 миллионов евреев были убиты вместе с, 3 млн. советских военнопленных, 3 млн. польских католиков, 700,000 сербы, 250,000 цыган, синти и Lalleri, 80,000 немцы (по политическим причинам), 70,000 немецкий инвалидов, 12,000 гомосексуалисты, и 2500 Свидетели Иеговы.

Что такое Холокост

Слово имеет древнее происхождение, в переводе с античного греческого означает жертвоприношение сожжением. С пятидесятых годов двадцатого столетия термин «Холокост» стал употребляться в контексте массового уничтожения нацистами евреев на территории Европы в период Второй мировой войны. Принципиальной разницы между Холокостом и геноцидом нет. Концептуально определения отличаются тем, что первый – это законодательно утвержденный и идеологически подкрепленный план уничтожения целого этноса. Это была индустрия, создавшая гигантские фабрики смерти со своей логистикой и технологиями убийства. В ней даже работали ученые – физики, химики и прочие.

Безусловно, геноциду подвергались и другие неполноценные, по мнению Гитлера, нации, славяне, цыгане, ениши и прочие. Но кое-какая селективность все-таки прослеживалась, например, словаки и хорваты, являясь славянами, были вполне полезными союзниками.

На втором этапе – с 1940 до окончания 1942 года, — опять же очень условно, еврейский вопрос на оккупированных территориях решался путем создания в крупных городах гетто, куда сгонялись все евреи с близлежащих районов, с организацией местного самоуправления и полиции. Также иудеям предписывалось носить отличительные желтые знаки в виде звезды Давида, нашитой на одежду. Наиболее известные гетто находились в Варшаве, Львове, Луцке, Минске, Риге. Еврейское население оккупированных территорий Советского Союза, кроме концентрации в гетто, уничтожалось специально подготовленными эйнзатц группами. Активную помощь им оказывали коллаборационисты.Наиболее крупные формирования коллаборантов были на Украине и в Прибалтике.

Расстрелы начались после занятия населенных пунктов и выявления евреев. Как правило, казни проводились вблизи городов или поселений – в оврагах или складках местности. Среди наиболее известных: Бабий Яр в Киеве, Дробицкий Яр в Харькове, Змиевская балка в Ростове-на-Дону, Богдановка в Николаеве, Понар в Литве…Этот список можно продолжать бесконечно.

Евреев сопровождают из Варшавского гетто немецкие солдаты

С началом войны развернулось строительство концентрационных«лагерей смерти» на оккупированных территориях. Именно там заработал основной «конвейер» по уничтожению людей. Места для этих чудовищных «фабрик» выбирались вблизи железнодорожных узлов, для облегчения подвоза «сырья». С начала 1942 года, помимо крематориев,заработали газовые камеры. Самыми известными лагерями смерти во время Холокоста были: Майданек, Треблинка,Собибор, Бельзец, Дахау, Хелмно, Освенцим (Аушвиц).В концлагеря свозились евреи со всей Европы. Эшелоны беспрерывно шли из СССР, Франции, Голландии, Югославии, Венгрии, Румынии, Австрии и других стран.

С конца 1942 года и до окончания Второй мировой войны в Европе, интенсивность уничтожения евреев только возрастала. Связано это в основном было с неудачами нацистской Германии на фронте и общим отступлением войск вермахта. «Фабрики смерти» постоянно повышали свою «производительность», если вообще убийство евреев, славян, цыган, геев, психически больных, инвалидов и других людей можно называть этим словом. В отдельные промежутки времени численность уничтоженных, например, в концлагере Освенцим-Биркенау достигала двадцати тысяч в сутки. Интенсивность возрастала с приближением советских войск и войск союзников. Остановить массовое истребление людей, не вписывающихся в канву национал-социализма, можно было только освобождением занятых нацистами территорий и полного разгрома вермахта. И это было сделано. Капитуляция Германии является датой официального окончания Холокоста в Европе.

Czeslawa Kwoka четырнадцатилетняя узница концлагеря Освенцим

Лагеря смерти

Собственно Холокост в том виде, в каком большинство обывателей понимает его сегодня, начался со второй половины 1942 года, когда евреев из гетто начали отправлять в лагеря смерти. Первый из них — Аушвиц был заложен еще в мае 1940 года, остальные к моменту прибытия заключенных уже полностью функционировали. Часть прибывших немедленно умерщвлялась в газовых камерах и сжигалась в огромных печах, остальных использовали в качестве чернорабочих или подопытных для медицинских экспериментов. На Нюрнбергском процессе были озвучены такие чудовищные псевдонаучные опыты, как стерилизация женщин в Освенциме, искусственное заражение раком и тифом в Бухенвальде, инъекции в области сердца, пересадка костей и вырезание мышц в Равенсбрюке.

Послевоенные исследователи при подсчете количества концентрационных лагерей и гетто называли осторожную цифру в 7 тысяч, по последним же данным, их насчитывалось около 42 тысяч. Массовые убийства и нечеловеческие условия характерны для концентрационных лагерей, созданных практически на всех оккупированных территориях: Бельзен, Бухенвальд, Дахау, Бриндонк, Грин, Нацвейлер, Вигхт, Равенсбрюк, Амерсфурт и других.

Информации о судьбе тех, кого увозили из гетто, практически не было, поэтому люди чаще всего выполняли требования нацистов в надежде на благополучный исход. Когда крохи сведений о происходящем начали проникать в еврейские общины, в них начались восстания, самые известные из них происходили в Минском и Варшавском гетто. Доведенные до отчаяния заключенные лагерей также пытались бороться за свою жизнь, но чаще всего безуспешно. Лишь однажды в лагере «Собибор» восстание окончилось побегом заключенных.

Те евреи, которые жили вне гетто, уничтожались без суда и следствия. Некоторых укрывали местные жители, другие уходили в партизаны или бежали на восток, но для большинства приход нацистов означал смерть.

До Холокоста: Исторический антисемитизм и приход Гитлера к власти

Европейский антисемитизм начался далеко не с Адольфа Гитлера. Впервые этот термин начал использоваться в 1870-х годах, есть свидетельства враждебности по отношению к евреям задолго до Холокоста. Согласно древним источникам, еще римские власти, разрушив еврейский храм в Иерусалиме, вынудили евреев покинуть Палестину.

В XII–XIII веках Просвещение пыталось возродить терпимость к религиозному разнообразию, а в XIX веке европейская монархия в лице Наполеона приняла закон, положивший конец гонениям на евреев. Тем не менее в большинстве своем антисемитские настроения в обществе носили скорее расовый, нежели религиозный характер.

 Даже в начале XXI века мир ощущает последствия Холокоста. В последние годы швейцарские правительственные и банковские учреждения признали свою причастность к действиям фашистов и учредили фонды для оказания помощи жертвам Холокоста и другим жертвам нарушений прав человека, геноцида или других катастроф.

До сих пор трудно определить корни крайне жесткого антисемитизма Гитлера. Родившийся в Австрии в 1889 году, он служил в рядах немецкой армии во время Первой мировой войны. Как и многие антисемиты в Германии, он обвинял евреев в поражении страны в 1918 году.

Вскоре после окончания войны Гитлер присоединился к национальной немецкой рабочей партии, которая позже сформировалась в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP). Будучи заключенным в тюрьму как государственный изменник за свое непосредственное участие в Пивном путче 1923 года, Адольф написал свои знаменитые мемуары, и пропагандистский тракт по совместительству, «Mein Kampf» («Моя борьба»), где предрек общеевропейскую войну, которая должна привести «к полному уничтожению еврейской расы на территории Германии».

Лидер НСДАП был одержим идеей превосходства «чистой» немецкой расы, которую называл «арийской», и необходимостью такого понятия как «Lebensraum» – жизненного и территориального пространства для расширения ареала этой расы. После освобождения из тюрьмы в течение десяти лет Гитлер умело использовал слабости и несостоятельность своих политических конкурентов, чтобы поднять авторитет своей партии от безызвестности к власти.

20 января 1933 года он был назначен канцлером Германии. После смерти Президента Пауля фон Гинденбурга в 1934 году Гитлер провозгласил себя «фюрером» – верховным правителем Германии.

Отражение в памяти человечества

Холокост стал  трагедией не только для еврейской нации, но и для всего мира, открыв новую грань безумия, до которой может дойти озлобленное руководство страны. Множество мемориалов, посвящённых памяти жертв этого события, открываются по всему миру. Среди них:

  • памятник на берегу Дуная в Будапеште, представляющий из себя 60 пар обуви, сделанной из бронзы. Это отсылает к событиям 1944-1945 года, когда нацисты массово расстреливали здесь евреев, а тела сбрасывали в воду;
  • шесть стеклянных труб в Бостоне, США. Каждая из них означает один из шести лагерей смерти, а дым, проходящий сквозь трубы, напоминает о дыме из труб крематория;
  • “Яма” в Минске. Это один из самых первых памятников Холокоста. Одна её часть представляет яму, выложенную камнями, а другую – бронзовую группу людей, будто стекающих вниз, где их ожидает смерть;
  • памятник выжившему в Сан-Франциско, США. Он создан в виде бетонной фигуры, держащейся за колючую проволоку. За ним беспорядочно свалены ещё десять фигур. Памятник символизирует чудовищность Холокоста – на одного выжившего приходилось десять погибших.

В каждой стране, которую затронул этот геноцид, есть несколько музеев памяти жертв. Самые известные из них:

  • Яд ва-Шем в Израиле, являющийся второй по посещаемостью достопримечательностью в стране;
  • мемориальная синагога на Поклонной горе в Москве;
  • музей Аушвиц-Биркенау в Польше. Он представляет из себя три концлагеря, располагавшихся в Освенциме;
  • дом Анны Франк в Амстердаме, где был написан её дневник и где она скрывалась от нацистов.

Мемориал “Яма” в Минске, посвященный жертвам Холокоста

Трагическое явление Холокоста нашло немалое отражение в культуре. По сей день издаются книги и снимаются фильмы об этом событии

Помимо научно-популярной и исследовательской литературы, есть множество художественных книг, на которые стоит обратить внимание интересующимся темой Холокоста:

  • роман “Жизнь и судьба” советского военкора В. Гроссмана. Центральная тема книги – истории различных людей на фоне Второй Мировой войны и немецких репрессий в частности;
  • книга ирландского писателя Д. Бойна “Мальчик в полосатой пижаме”;
  • поэма “Бабий Яр”, написанная Е. Евтушенко. На основе этой поэмы была написана знаменитая 13 симфония Шостаковича;
  • роман “Тяжёлый песок” А. Рыбова.

Критика

Некоторые еврейские комментаторы возражали против того, что они воспринимают как желание христианизировать Холокост. Ведутся споры о том, способствовала ли теология Холокоста улучшению иудейско-христианских отношений . Некоторые комментаторы также критиковали тенденцию к историзации и догматизации определенных политических или светских событий, таких как Холокост, которые не являются частью теологии в традиционном понимании, с целью как локализации деятельности Бога в истории, так и включения ее в более широкий кругозор. политическая риторика.

Иегуда Бауэр считает теологию Холокоста «увлекательной», но «тупиковой».

Основные события

Изучая понятие того, что значит холокост, специалисты выделяют 3 фазы:

  1. Принудительное переселение этого народа, сначала с территории Германии.
  2. После 40-х годов, большинство из них оказались на территории Польши и других соседних государств. После этого, немцы начали проводить политику гетто.
  3. Начиная с 1942 года, немцы перешли к фазе полного уничтожения народа, согласно составленному заранее плану.

Захватывая крупные города на территориях Польши, Украины, Белоруссии и Прибалтики, фашисты приступили к созданию здесь гетто и концлагерей, куда свозились все евреи. Самым крупным из них стал Варшавский гетто, где было размещено порядка 480 тысяч человек.

Самым крупным из концлагерей стал Освенцим, где погибло порядка 1,1 млн. евреев, включая и малолетних детей. Сегодня это место считают символом холокоста. Создан он был в 1941 году для содержания арестованных поляков. Позже это стало местом массового содержания евреев.

В 1943 на территории Освенцима начали проводить медицинские эксперименты над заключенными.

Согласно документам, которые чудом уцелели, удалось выяснить, что здесь находилось порядка 230 тысяч детей, из которых: 216 тысяч евреев, 11 тысяч цыган, 3 тысячи поляков и тысячи детей других национальностей.

На оккупированной территории СССР немцы действовали по отношению евреев по-другому. Здесь их просто собирали возле оврагов и расстреливали.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Бытие , 8 , 20  : «И построил Ной жертвенник Господу, и взял из всякого зверя чистого и из всякой птицы чистой и вознес на жертвенник всесожжения. »
  2. Этому ритуалу следуют святые женщины , пришедшие к гробнице рано утром после субботы к унитазу Иисуса ( Матф. , 27 : 55-61  ; Матф. , 28 : 1-10  ; Марка , 15 : 40). — 16 : 11  ; Люк , 23 : 50- 24 : 10  ; Джон , 19 : 38- 20 : 18 ). Они приносят ароматические вещества, мирру, алоэ, чтобы бальзамировать тело Иисуса (то есть буквально окутывать его тело приятным запахом). Следуя примеру Христа, в нынешних обрядах католической и византийской церквей во время похорон останки умершего бальзамируют ладаном, чтобы сопровождать его душу, которая поднимается к Богу.
  3. Этого видение Средневековья навеяно Romantic литературных и касается только темного конца этого периода XIV — го и XV — го  века; раннее средневековье было гораздо более мирным.
  4. Слово холокост , редкие и ученый, был использован несколько французских писателей XIX — го  века, как и Шатобриан , d’Outre-Tombe Memories (Книга 16, Глава 5 и книга 31, номер 2 ..); Флобера , «Поклонение святого Антуана» , несколько раз в том числе стр. 637 издания 1856 года; Бодлер , Lettre à M. Flaubert , опубликовано в L’Artiste от 18 октября 1857 года. Но оно все еще используется в его первоначальном смысле (см. Флобер выше) или в смысле «великой жертвы», иногда с ироническим оттенком. (см .: Шатобриан , вторая ссылка выше).
  5. этом фильме собраны свидетельства выживших в лагерях смерти, а также нееврейских польских свидетелей. В этом фильме, снятом в 1985 году , автор выдержан в стиле минимализма (изображения — это те, что остались от лагерей 1985 года). С общей продолжительностью 9:30 он считается крупным историческим и кинематографическим событием. Он получил награду César d’honneur в 1986 году.
  6. Дональд Невик и Фрэнсис Никосия пишут (в The Columbia Guide to the Holocaust , Columbia University Press , 2000, p.  45 ,  : «  Холокост обычно определяется как убийство более чем 5 000 000 евреев немцами в мире. Вторая война  » , то есть:« Убийство немцами более 5 миллионов евреев во время Второй мировой войны обычно называют холокостом » . Эти авторы также отмечают, что это название часто распространяется на другие группы и выбирают среду — термин определение связано с наследственностью: »  Холокост — это, нацистский геноцид — был систематическим, спонсируемые государством убийство целых групп определяется наследственностью Это относилось к евреям, цыганам и инвалидов..  » , Значение: «Холокост, или Нацистский геноцид — это систематическое, запланированное государством убийство целых групп людей на основе наследственности, таких как евреи, цыгане и инвалиды ».

Рекомендации

  1. латыни используется слово «Holocaustum», что означает «жертвоприношение» (Латинско-французский словарь Gaffiot).
  2. Левит I, 1-17VI, 1-6; XXI, 17-25
  3. (ru) Дж. Петри, Светское слово Холокост: научные мифы, история и значения 20-го века , Journal of Genocide Research , Volume 2, Number 1, 1 March 2000, p.  31-63 (33)
  4. (in) Уинстон Черчилль , Мировой кризис, Том. 5: Aftermath , Нью-Йорк, 1929, стр.  157
  5. Бернар Лазар, Антисемитизм, его история и причины , Леон Шай,1894 г., 409  с. , гл. 5, стр.  127.
  6. М. Джейкоб, Письмо к Жану Полану , январь 1937 г., цитируется в: П. Андреу , Vie et mort de Max Jacob , стр.  233 , Круглый стол , Париж , 1982.
  7. .

Конец фашистского правления

Весной 1945 года немецкое руководство распадалось на фоне внутренних разногласий, а Геринг и Гиммлер тем временем старались отдалиться от своего фюрера и захватить власть. В своем последнем волеизъявлении и политическом завещании, продиктованном в немецком бункере 29 апреля, Гитлер обвинил в своем поражении «Международное еврейство и его пособников» и призвал немецких лидеров и народ следовать «строгому соблюдению расовых разграничений и к беспощадному сопротивлению против универсальных отравителей всех народов» – евреев. На следующий день он покончил жизнь самоубийством. Официальная капитуляция Германии во Второй Мировой войне произошла всего неделю спустя, 8 мая 1945 года.

Немецкие войска начали эвакуацию многих лагерей смерти осенью 1944 года, отправив заключенных под охрану, чтобы отойти как можно дальше от линии фронта надвигающегося противника. Эти так называемые «марши смерти» продолжались вплоть до немецкой капитуляции, в результате чего по разным данным погибло от 250 до 375 тысяч человек.

В своей ставшей уже классикой книге «Выживание в Освенциме» итальянский автор еврейского происхождения Примо Леви описал свое собственное состояние, равно как и его товарищей-заключенных в Освенциме накануне прибытия советских войск в лагерь в январе 1945 года: «Мы находимся в мире смертей и призраков. Последний след цивилизации исчез и вокруг нас. Работа по доведению людей до звериной деградации, начатая немцами в зените своей славы, была доведена до конца немцами, обезумевшими от поражения».

Окончательное решение

В том же духе «селекционной работы» нацисты приступили и к уничтожению евреев и цыган с началом войны, когда проще стало скрывать от мировой общественности творящееся на территории Рейха (да и не так уже и нужно). Началось это в августе 1941 года. Именно тогда началась работа руководителя Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнхарда Гейдриха — архитектора «окончательного решения» еврейского вопроса. Эта подчиненная СС и лично Г. Гиммлеру структура, включавшая в себя полицию и гестапо, стала главным инструментом террора. Гейдрих начал массовые депортации евреев и цыган на Восток. До 1942 г. их отлавливали по всей занятой Рейхом территории, умерщвляли или сгоняли в гетто и лагеря. Затем началось методичное и последовательное уничтожение. Как только узник терял способность к тяжелому физическому труду, он был обречен. Это в равной степени относилось к евреям, цыганам и славянам (прежде всего, уничтожали советских военнопленных).


Депортация евреев. (Yad Vashem)

Не зря систему концлагерей обычно называют машиной уничтожения, настолько отлажен был весь процесс истребления. Отлов евреев и организация гетто там, где еврейское население особенно многочисленно (Варшавское гетто на почти полмиллиона человек, Львовское — на 400 тыс., Минское, Лодзинское и др.), конфискация имущества и разорение, а затем — депортации на «фабрики смерти» в Польше и других странах: Освенцим, Майданек, Треблинка, Бельжец, Маутзаухен, Собибор, Равенсбрюк… Подобных мест уничтожения, включая самые небольшие, нацисты построили несколько тысяч. Из лагерей вернулись только те, кому повезло оказаться там позже других, дожить почти до конца войны и кого в 1945 году освободили войска союзников.

На оккупированных Германией территориях действовали и так называемые айнзатцгруппы СС — еще один винтик «машины уничтожения». Это команды эсэсовцев, целью которых был поиск и истребление евреев. Они следовали за вермахтом. Айнзатцгруппы обходились без концлагерей, своих жертв они расстреливали на месте. Одна из них — Анйзатцгруппа С под началом штандартенфюрера СС П. Блобеля — руководила убийством более ста тыс. человек в Бабьем Яру в 1941 — 1942 гг. (Киев).


Освенцим — худший из лагерей смерти. (Der Spiegel)

Оценки числа жертв холокоста до сих пор разнятся. Обычно говорят об около 6 млн погибших евреев — около трети всех евреев в мире в 1940-е годы. Эту оценку озвучивали на Нюрнбергском процессе и последующих процессах против нацистских преступников. 4 млн жертв теперь известны поименно, и список постоянно пополняется. Примерно половина от общего числа, 3 млн — жители Польши; 1,2 млн убитых евреев жили в Советском Союзе; остальные погибшие проживали в Венгрии (560 тыс.), Румынии (280 тыс.), Германии (140 тыс.) и других европейских странах. Сколько всего погибло в результате геноцида и других народов и категорий людей (тех же психически больных немцев) — еще более сложный вопрос.

Имена главных преступников хорошо известны — фюрер Третьего Рейха А. Гитлер, шеф СС Г. Гиммлер, обергруппенфюрер СС Г. Геринг, обергруппенфюрер СС и генерал полиции Р. Гейдрих, оберштурмбаннфюрер СС А. Эйхман, оберштурмбаннфюрер СС и комендант Освенцима Рудольф Хёсс, комендант Собибора и Треблинки Франц Штангль, проводивший чудовищные эксперименты над живыми людьми «ангел смерти» Й. Менгеле и др. Многие из них понесли заслуженную кару — в Нюрнберге и позднее. Некоторых рядовых охранников и исполнителей холокоста убили при освобождении концлагерей солдаты союзников, перед которыми там предстала столь ужасная картина, что самосуд невозможно было остановить. Но многим, к несчастью, удалось избежать кары, уйти по «крысиным тропам» и скрыться. Процессы против отдельных преступников, причастных к Холокосту, шли всю вторую половину ХХ века и даже в последние годы.


Нюрнбергский процесс. (NZ-Blogs)

Заключение: Никогда Больше

После того, как Нюрнбергские процессы над военными преступлениями были завершены, Соединенные Штаты возглавили усилия, направленные на то, чтобы положить конец холокосту и стать чемпионом по предотвращению преступлений против человечности. США настаивали на расширении международных усилий, помогая разработать Конвенцию о холокосте 1948 года. Президент Гарри Трумэн выступил в Конгрессе с призывом принять Конвенцию. Он подчеркнул роль США в “незаконной мира-шокирующее преступление холокоста.”

Эти призывы оставались неуслышанными, и хотя первоначально подписавших Конвенцию США не ратифицировали Конвенцию о предупреждении преступления холокоста еще сорок лет и то только с оговорками. Президенты США пообещал “больше никогда”, но посмотрел в другую сторону, когда холокост случилось снова и снова.

Для того чтобы заполнить этот пробел, такие организации гражданского общества, как организация «Объединенные ради прекращения Холокоста», взяли на себя обязательство и выступают за международную ответственность по предотвращению таких массовых зверств, как холокост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector