Голгофа: в чем смысл, если все виноваты?
Содержание:
Историческая справка
В переводе с иврита слово “Голгофа” означает “лобное место”, на котором в древние времена совершались массовые казни. Под горой есть яма, в которую скидывали погибших мученической смертью людей и кресты, на которых они были распяты. Ещё один вариант перевода слова “Голгофа – “череп Израиля”. И действительно, многие полагают, что гора имеет именно такую форму. И первый, и второй вариант перевода очень точно отражают суть этого места.
Археологи Израиля, исследовавшие гору, выяснили, что ещё в VIII веке до н. э. на территории, где сегодня находится гора Голгофа, возвышалась скала Гареб, в которой работали каменоломы. В первом веке нашей эры территорию вокруг горы, находящуюся, в соответствии с традициями того времени, за городскими стенами Иерусалима, засыпали грунтом и разбили сад. Также раскопки показали, что эта местность долгое время была полноценным кладбищем: здесь были найдены останки множества людей, и, в том числе, гробница Иисуса Христа, расположенная в западной части горы.
В начале VII века, при реставрации церкви, гору Голгофу в древнем Иерусалиме включили в состав храмового комплекса, и возвели на ней небольшой храм, соединённый с базиликой Мартириум. В ХI веке Голгофа обрела свой современный внешний вид: при возведении ещё одной церкви, которая объединила Храм Гроба Господня и гору в единый комплекс, был разрушен холм Гареф.
Считается, что найден Гроб Господня был в далёком 325 году, когда император Константин I приказал снести языческий храм и отстроить на его месте новую церковь. Несмотря на то, что на протяжении столетий храм не раз реставрировали, и от прежней святыни осталась лишь малая доля, фото современной горы Голгофа в священном городе восхищают и сегодня.
Повторные раскопки в Иерусалиме были проведены английским генералом и археологом Чарльзом Гордоном в 1883 году. В ХIХ веке гору часто именовали “Садовое кладбище”. Во время реставрации, которую проводили в 1937 году, стены храмов были украшены цветной мозаикой и другими декоративными элементами. Появились и позолоченный канделябры, подаренные городу известными итальянскими меценатами Медичи.
Сегодня в архитектуру церквей Иерусалима запрещено вносить какие-либо изменения без согласия каждого из представителей 6 конфессий, между которыми разделён храм: греко-православная, римско-католическая, эфиопская, армянская, сирийская и коптская. Таким образом, внешний вид храмового комплекса в Израиле менялся на протяжении нескольких веков: архитектура храмов становилась более сложной и изысканной, однако отличительные черты утеряны не были.
Современная Голгофа
Сегодня Голгофа в Израиле включена в состав храмового комплекса Гроба Господня. Фото современной Голгофы в городе трёх религий Иерусалиме впечатляют: в восточной части горы находится гробница Иисуса Христа и погребальная камера, а над ней – Церковь Воскресения Господня, попасть в которую можно, поднявшись по 28 крутым ступеням.
Гору Голгофу в Израиле можно разделить на 3 части. Первая – Алтарь Распятия, на которой и закончил свой земной путь Иисус Христос. Раньше здесь находился крест, а сейчас расположен престол с отверстием, к которому могут прикоснуться все верующие люди. Вторая часть Голгофы – место, где солдаты прибили Иисуса к кресту, носит название Алтарь Гвоздей. И третья часть, Алтарь, находящийся на вершине горы, – “Стабат Матер”. Он, как и Алтарь Гвоздей является собственностью католической церкви, однако посетить это место могут и православные, и протестанты. Согласно легенде, именно на этом месте появилась Богородица, когда распяли Иисуса Христа. Сегодня это место очень популярно у паломников: сюда приносят пожертвования и различные драгоценности.
Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы
Расположение (координаты): 31.778475, 35.229940.
Время посещения: 8.00 – 17.00, без выходных.
Полезные советы
- Оденьте удобную обувь и не сковывающую движения одежду. Не забудьте про дресс-код: девушкам необходимо взять с собой платок, которым покрывают голову, и надеть юбку.
- Обязательно возьмите с собой бутылку с водой.
- Помните, что по лестнице, ведущей к Гробу Господня, нужно подниматься босиком.
- Будьте готовы к огромной очереди.
- Священники разрешают делать фото горы Голгофы.
Гора Голгофа в Иерусалиме (Израиль) – священное место для христиан, которое хотя бы раз в жизни должен посетить каждый верующий.
Голгофа, Храм Гроба Господня в Иерусалиме
«За подстрекательство к бунту»
Игумения Серафима (Сулимова). Фото: foma.ru
Игумения Серафима (Сулимова) был настоятельницей Ферапонтова монастыря (приблизительно 20 км от Кириллова). На момент расстрела ей было 60 лет. В возрасте 17 лет она поступила в Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь, в 1901 году была пострижена в монашество. В 1905 году, когда был заново открыт Ферапонтов монастырь, она вместе с несколькими леушинскими сестрами приехала восстанавливать древнюю обитель. 2 июля 1906 года монахиня Серафима была назначена игуменией Ферапонтова.
Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 году была построена женская церковно-приходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму.
Когда в 1918 году в уезде начались реквизиция церковных ценностей и повсеместное разграбление храмов, местные крестьяне не допустили комиссаров к святыням Ферапонтова. 12 мая 1918 года игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком для допроса, а затем арестовали, обвинив в подстрекательстве крестьян к бунту.
Первоначально матушка содержалась под домашним арестом на монастырском подворье. Ее лишили права выезда из города до следствия. Одновременно «за погромную агитацию против Советской власти и против комиссии по учету монастырей Кирилловского уезда» заключили в тюрьму монастырского священника, отца Иоанна Иванова (в июне его перевели в Череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся).
Арестованную матушку посещал епископ Кирилловский Варсонофий. Вместе с владыкой они обсуждали новости о гонениях, говорили о том, что, возможно, в скором времени их самих ожидает расстрел. «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины», — сказал матушке владыка Варсонофий.
В час ночи 15 сентября за матушкой Серафимой приехала подвода с охраной, и игумению доставили в кирилловскую тюрьму. На рассвете ее повели на расстрел – вместе с владыкой Варсонофием.
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.
Храм Гроба Господня
Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.
Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.
Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.
Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.
Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.
В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cв. Елены с 13 ступенями.
Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
На фото коптский монах затепляет лампаду.
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Двор храма Гроба Господня.
Служители храма Гроба Господня, охранники.
Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).
Очередь в кувуклию.
Третья претензия — пошлость
В фильме её чуть более, чем чересчур. Разговоры о порно, различных девиациях и извращениях, да ещё со всякими физиологическими подробностями, да ещё с натужными попытками острить — утомляют уже в первые пятнадцать минут просмотра.
Впечатление такое, что, по мнению автора «Голгофы», в ирландской глубинке у людей нет никаких проблем, кроме половых.
Лучше бы в фильме вообще не было диалогов. Лучше бы Брендан Глисон, пообщавшись с анонимом в начале фильма, отправился бы бродить по живописным скалистым берегам, да так и бродил бы до самого финала, все полтора часа экранного времени. Под музыку Патрика Кэссиди, в задумчивом молчании, многозначительно глядя на океан… Ей-Богу, фильм от этого только выиграл бы! 🙂
Где находится Голгофа и Гроб Господень?
Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.
Место обретения Креста. Сверху — отверстие цистерны
В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.
Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.
Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.
В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.
Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).
Гроб Господень
Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).
Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.
Священник Александр Тимофеев
Фото автора, кроме указанных особо.
«Вот и наша Голгофа»
Всю ночь в тюрьме владыка молился (одни говорили, что читал псалмы, другие – что служил всенощную). На расстрел мучеников повели в 5 часов утра. В сопровождении карательного отряда из 20 человек они шли пешком по старой Горицкой дороге. Игумения Серафима прихрамывала, шла с палкой. Когда арестованные прошли Обшару и дошли до верстового столба, каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо.
– Вот и наша Голгофа, – сказал святитель Варсонофий, приблизившись к месту казни.
Игумения Серафима покачнулась. Она думала, что конвой ведет их к Горицкой пристани, чтобы отправить в Череповец, куда накануне был отправлен арестованный священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов. И только теперь до нее дошел смысл происходящего. Епископ Варсонофий протянул руку и поддержал матушку:
– Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой будут завидовать.
Слабость прошла, и игумения спокойно пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но владыка остановил его:
– По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми.
Известно, что расстрел происходил при многочисленных свидетелях. Многие из них были еще живы в 1980-х годах, их воспоминания были записаны. Ни один человек из числа наблюдавших «казнь» не заступился за мучеников.
Из воспоминаний Белоножковой Авдотьи Лонгиновны, видевшей расстрел (деревня Карботка Кирилловского района, запись 1985 года): «Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками. Все стоят, а те бегают и говорят: «Не плакать. Плакать не велели».
Крестный ход на гору Золотуха в день памяти новомучеников Кирилловских. Фото: delorus.com
Арестованных поставили лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Стрелять собирались в спину.
– Простите меня, окаянную, – сказала матушка, обернувшись. Так она говорила каждый вечер, обращаясь к сестрам в своем монастыре.
Карателям послышалось, что она их назвала окаянными. Грянул первый выстрел, матушке попали в лицо. Затем раздались еще пять выстрелов, один за другим. Упали четверо, владыка остался стоять. Он молился с воздетыми к небу руками, читал отходные молитвы. Когда закончил, сказал «аминь» и услышал окрик:
– Да опусти ты руки!
– Я кончил, кончайте и вы, – произнес святитель, повернувшись к обители лицом и благословив ее.
Выстрелом в упор епископ Варсонофий был убит. Могилу заставили копать стоявших неподалеку купцов, новых заложников. Всех убитых положили в одну могилу без гробов, без отпевания. Над телами расстрелянных надругались, положив по двое: на бедного клали богатого, а тело епископа Варсонофия положили на тело матушки Серафимы.
Иное понимание слова «Голгофа»
Существует выражение:«каждый взойдёт на Голгофу». На просторах отечественных стран это выражение претерпело небольшие изменения и поэтому звучит следующим образом:«каждый несёт свой крест». Хотя это два разных предложения, смысл один и тот же.
Следует помнить, что Иисус пожертвовал собой ради спасения человечества. Он проповедовал любовь и взаимопонимание, однако его отец — владыка небесный или Бог разозлился на людей, поэтому все мы по жизни несём собственный крест, восходим на свою Голгофу. В данном контексте «Голгофа» и «крест» олицетворяют проблемы, жизненные неурядицы, личностные страдания и другие препятствия, которые мешают продвигаться по жизни.
Многие теологи трактуют подобное суждение иначе. По их мнению, тот, кто способен взойти на Голгофу, достоин прощения и жизненного успеха. Другими словами, преодолевая трудности, мы повторяем подвиг Иисуса, испытываем его страдания. Каждый взойдёт на Голгофу, потому что все люди являются божьими созданиями, такими же как и сам Иисус. В новейшей истории слово «Голгофа» используется в других значениях, например, для обозначения места, где человеку приходится уж очень несладко.
История и местоположение
В Древнем Израиле была популярна казнь для особо опасных преступников – их распинали на деревянных крестах, и они страдали в течении нескольких дней, медленно умирая. Но место для такой казни должно быть на возвышении, чтобы потенциальные преступники видели, что их может настигнуть после нарушения закона.
Интересно о православии:
- Почему православных верующих называют «раб Божий»
- Как правильно православным относится к животным
- Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных
Кроме этого, место казни не может находиться в черте города, ведь это оскверняет его, а для евреев важно была чистота. Поэтому, Голгофа – это было лобное место неподалеку от Иерусалима времен Иисуса Христа
С тех пор город существенно увеличился в размерах и лобное место сегодня находится где-то в западной его части. Археологические раскопки ведутся уже давно. Они не дадут ответов о сакральном значении Жертвы Христа, но они могут понять исторический контекст и понять культуру того времени.
После 135 г. н. э. Иерусалим был полностью перестроен, поэтому документы тех времен не могут ответить на вопросы археологов. Тем не менее, известно, что на месте Гроба Господня возвели языческий храм Афродиты. А вот Голгофа возвышалась над каменоломней, которую засыпали со временем. Поскольку сам выступ был около 5 высотой, он остался на месте, там, где его продолжительно нашли епископ Макарий и царица Елена.
Для сведения! Альтернативным местоположением лобного места стала скала на севере Иерусалима, которая напоминала череп по своей форме.
Мобильная оперативная группа Эта-11 («Дикие звери»)
МОГ Эта-11 специализируется на звуковых, слуховых и музыкальных аномалиях. Отряд был создан в качестве одной из первоначальных мобильных целевых групп Фонда, в основном в качестве аудиторского аналога МОГ Эта-10 («Не вижу зла»). Однако, несмотря на свою компетентность, он никогда не стал столь же известен, как и Эта-10 — на протяжении многих лет, его роль в сдерживании слуховых мемагентов была передана отделу меметики, и сравнительно малое число слуховых аномалий уменьшило потребность в специализированной группе для их содержания.
К тому времени, когда начинается хаб, МОГ включает в себя нескольких старожил и пару уникальных новобранцев.
Командир Сэмюель Ричардс
Командир Эта-11 в течение многих лет. К концу 50-х годов, Ричардс является циничным и вспыльчивым ветераном, который очень остро реагирует на провалы команды под его надзором. Он решительно не одобряет поведение, которое может поставить под сомнение уместность и серьёзность его МОГ, включая традицию использовать клички. Ричардс — профессиональный командир, искусный в планировании и тактике, обладающий хорошей реакцией на внезапные трудности. Несмотря на его поведение, кажущееся наплевательским, он по-настоящему заботится о благополучии своей команды, хотя они могут не осознавать этого из-за строгого режима тренировок.
Агент Хелен Чжао
Другой ветеран, Чжао, бросила карьеру учителя музыки и пианиста, чтобы работать в Фонде. Она ещё ребёнком играла в церковном хоре, но так и не смогла найти применения своей набожности, оказавшись в Фонде, но ее воспитание по-прежнему является существенным фактором развития личности. В какой-то степени Чжао играет роль «заботливой мамочки», кроме тех моментов, когда находится на задании.
Агент Хеннесси
Будучи самым старым из членов Эта-11, оставшихся в живых, Хеннесси видел всё. Видел, но не слышал — в результате одного из самых первых его заданий с командой, он оглох. К счастью, глухота — самое настоящее преимущество при работе со слуховыми аномалиями, а это означает, что Хеннесси является ключевым членом команды. Остальная часть группы изучила язык жестов, чтобы иметь возможность общаться с ним, поэтому Хеннесси чаще всего расслаблен и бодр. Хотя между расслабленностью и пессимизмом есть тонкая грань.
Агент «Сандра Ди»
«Ди» — это не её настоящее имя. Это её персональный класс. Первоначально направленная в Эта-11 в качестве испытуемого для SCP-092, агент Ди провела достаточно времени с командой, чтобы их первоначальная настороженность превратилась во взаимное уважение, товарищество и даже доверие. С тех пор она стала полуофициальным членом МОГ. Это беспрецедентное событие говорит как об отсутствии в команде предрассудков, так и о способностях агента Ди. Прошедшая через тюрьму и работу D-классом, её жесткая персона вынуждена скрывать сложные чувства об отношениях с командой и её роли в отряде. О её жизни до Фонда ничего не известно — агент Ди очень серьёзно относится к личным вопросам и никому ещё не рассказала своего настоящего имени.
Агент Майк Картер
Молодой и невозможно мечтательный, агент Картер — единственный новобранец Эта-11. Фонд нуждается в нём за счёт навыков программирования, он обнаружил, что членство в команде AI не соответствовало цели спасать мир, и попросил, чтобы ему дали активную роль. Несмотря на то, что за 18 месяцев его пребывания в МОГ не происходило никаких реальных действий, Агент Картер наслаждался возможностью получить практический опыт работы с аномалиями, и расширить свои технические навыки. Никто не осознаёт этого, но он создаёт оптимистическую атмосферу всей команде.
Норильская Голгофа
Очень часто термин «Голгофа» используется для характеристики мест, где человека подвергают нечеловеческим пыткам или кидают в совершенно непригодные для жизни условия. В истории СССР существует достаточно неприятная страничка, повествующая о каторжной работе арестантов в местах лишения свободы системы ГУЛАГ. «Норильская Голгофа» — это выдуманное название исправительного комбината, находящегося на севере современной России, за полярным кругом. Место интересно тем, что его строительство происходило стремительно, а что самое главное — руками тех самых арестантов, которые там отбывали наказание. Особая смертность людей обуславливалась тем фактом, что заключённые работали день и ночь ради наращивания нормы выработки. Этот факт обуславливает дурную славу Норильского горнодобывающего комбината как одного из самых ужасных мест заключения системы НКВД.