Геенна огненная

Чем отличается ад от геенны огненной

О различиях между этими терминами в своих лекциях рассказывал православный священник Даниил Сысоев, убитый исламскими экстремистами в Москве.

Он уточнял, что ад (синоним этого понятия «преисподняя») – это место, куда души грешных людей попадают после смерти. «Да возвратятся грѣшницы во адъ, вси языцы забывающiи Бога», – сказано в Псалтыри (9:18). Под адом понимается некое мрачное, ограниченное пространство. Всего в Священном Писании понятие «ад» встречается 17 раз, начиная с Ветхого Завета и заканчивая Посланием к коринфянам апостола Павла, который славит Воскресение Христа и радуется благой вести, что смерть отступила от человечества: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»(13:14).

Как пишет философ Юрий Владимирович Пущаев, слово «ад» пришло в русский язык из древнегреческого – . Этимология этого слова восходит к властителю подземного царства мертвых Аиду, но при этом первая буква «альфа» означает отрицание, частичку «не», а корень образован от глагола , что переводится как «видеть», «созерцать». То есть вместе эти буквы означают нечто «безвидное», то, чего нельзя увидеть. В соответствии с определением, которое дает диакон Андрей Кураев, «ад – это место, наиболее удаленное от Бога. Туда, в ад, попадают люди, которые в этой жизни не хотели быть с Богом. И таким образом Бог, удовлетворяя их желание и уважая их выбор, помещает их души как можно дальше от себя. Обитают ли в аду демоны? Православные священники считают, что да.

К счастью, как говорил о. Даниил Сысоев, в аду душа человека будет находится не всегда, а лишь до Второго пришествия Спасителя и Страшного Суда, на котором Мессия будет судить людей не по вере – ибо каждый, кто побывает в аду, вольно или не вольно уверует в Бога, но по делам человека.

Но если грехи человека настолько страшны, что простить их невозможно – такие люди будут ввержены в геенну огненную на веки вечные. Об этом пишет апостол Матфей: «…мнози от востокъ и западъ прiидутъ и возлягутъ с Авраамомъ и Исаакомъ и Иаковомъ во царствiи небеснѣмъ: сынове же царствiя изгнани будутъ во тму кромѣшнюю: ту будетъ плачь и скрежетъ зубомъ (Евангелие от Матфея 8:11—12).

Кого же ждет геенна? Об этом сказано и в Послании к коринфянам: в царствие Бога не смогут войти блудники, язычники, прелюбодеи, малакии (так раньше называли рукоблудников, лесбиянок и пассивных гомосексуалистов), мужеложцы, воры, лихоимцы, люди с наркотической и алкогольной зависимостью, невоздержанные на язык (злоречивые) и «хищники». Иоанн Богослов в «Откровении» добавляет к этому списку боязливых, лжецов, убийц, колдунов и неверных – предавших Христа. «И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (20:13–14).

Предания сахалинских гиляков.

«Сперва одно солнце, одна луна были, людей много  было, рыбы много было, морского зверя  много было, много больших китов в море было. Деревьев на горах и на земле много было. Потом погода испортилась. Год один все плохая погода была, снег падал. Смоляной дождь обильно лил на землю. Тогда три солнца и три луны родилось. Три солнца всё сожгли. Было так жарко, что рыба, выскакивавшая из воды, снаружи испеклась на солнце. Эта Земля вся сгорела, поломалась. Вода только была. Море кипело, рыба вся, морские звери все умерли. Потом из моря земля родилась. После убиения лишних светил начала появляться жизнь».

Три луны и три солнца… Возможно ли подобное в действительности?

Увеличенный фрагмент средневековой карты. Это флаг Чины (Китая).Средневековая гравюра.Явление, снятое очевидцем на камеру сотового телефона в Китае.

Где же ещё могли отразиться предания о трёх светилах? Посмотрим:


Эмблема королевских ВВС Швеции.Герб России.Знак биологической опасностиЗнамя Тамерлана.

Как видим, эхо прошлых событий вполне может доноситься посредством символики. Заодно стоит вспомнить о мифологии славян, в которой огромное место отведено битвам Богов. Трёхглавый змий, Троица, Святовите и пр., всё это так же может иметь подтекст, сохранивший воспоминания о некоей катастрофе, или катастрофах.

Ареал обитания и привычки[править]

Гиена в настоящее время. Фотография сделана неизвестным учёным за минуту до смерти

Кал гиены

Британские учёные установили, что на настоящий момент гиена огненная живёт в аду и питается душами грешников. Находится она на том кругу ада, который не был упомянут в известном сочинении коман Данте. Младенцев и их души по понятным причинам, ей не дают. В её рацион входят души всех разновидностей ахтунгов, души лжеучёных (см. Википедия), души еретиков, не верящих в Ктулху и последователей идеологии Чучхе.

Гиена страдает гельминтозом, подцепленным ещё в юношеские годы. Это ясно из первоисточника: в гиене «червь не умирает, и огонь не угасает» (Мк 9,44). Впрочем, есть версия, что гиена не страдает гельминтами, а, наоборот, существует с ними в тесном симбиозе.

К самостоятельной охоте гиена неспособна в силу дурных привычек, приобретённых, опять же, в юношеские годы. Поэтому Ктулху — велика его милость — назначил смотрителя за гиеной, кормящего и убирающего за зверем. Это Аццкий Сотона, целыми днями порхающий в поисках подходящих душ.

Впрочем, в настоящее время найти пригодные для питания гиены души не так сложно, как было раньше. Скажем, в XIX веке ахтунги тщательно скрывали, что они ахтунги, боясь, опять же, слухов о гиене, а Википедии и идей Чучхе ещё не было.

Огонь Преисподней

В большинстве религий местом невыносимых мучений человека называют адом. Геенна Огненная – это и есть ад или преисподняя. Напоминающая узкую горловину, Геномская долина была местом, где совершались жертвоприношения и языческие обряды через сожжение людей живьем. Проклятая долина через какое-то время преобразовалось в мусорную свалку и могильник животных, нищих, преступников.

Из-за смрада гнили и трупной вони приходилось постоянно жечь костры, чтобы очистить воздух. Повсюду пахло горелым человеческим мясом. Отблески алого, как кровь тысячи невинных людей, пламени были видны по всей округе, и наводили жуткий страх на местных жителей.

Ужас вечного огня преисподней – вот что пугало религиозных людей. Однако огонь был одной из необходимых мер, чтобы зараза с больных, нищих и животных не перекинулась на живых. Во всяком случае, Долина Еннома, упомянутая в Ветхом Завете 13 раз, никоим образом не описана, как Адово место, а просто как часть местности.

«Приходи в Геенну Огненную!»

Сейчас склоны Сионской Горы облюбовали любители лазить по скалам. Над древним ущельем нависли современные здания гостиниц, Центр музыки, Синематика. На открытом пространстве, названном бассейном Султана, в котором давно уже нет никакой воды, проводятся концерты, фестивали и музыкальные представления.

Когда –то бассейн Султана являлся системой водоснабжения города и Второго Храма. Древний водопровод составлял по длине 23 километра и подавал воду на высоту в 700 метров. Когда появилось водохранилище – не известно, зато точно установлено, что именно Сулейман Великолепный закончил его модернизацию. С тех пор место и стало носить название – Бассейн Султана.

Еще один интересный памятник, который находится над долиной Еннома – Сабил Сулеймана или общественные фонтаны, которые служили источником чистой питьевой воды. Султан Сулейман Великий повелевал строить подобные места для питья.

Сейчас в выражении: «Встретимся в Геенне Огненной!» нет ничего страшного или предостерегающего. Это означает, что вас приглашают на увлекательную прогулку или развлекательную программу. Пусть останется в прошлом символ Судного дня – Геенна Огненная. Иерусалим жив и ждет новых гостей, чтобы поведать им свою многовековую  историю. 

История возникновения вида[править]

Таким бедным маленьким существом покинула гиена конуру

Первая (она же и единственная) гиена огненная появилась в Константинополе в 1053 году н. э. в результате незапланированного хозяевами скрещивания трёхголовой огнедышащей Ехидны, которую патриарх Михаил Кируларий освободил из ада язычества, и трёхголового же, но дикого Змея Горыныча, захваченного в плен Георгием Победоносцем.

По недосмотру хозяев, обоих животных поместили в одну клетку, и однажды на полу было обнаружено яйцо, из которого через 40 дней вывелся огнедышащий щенок, сочетающий в себе признаки и змея и ехидны — маленькое забавное существо, оранжево-красного цвета, на которое все шесть родительских голов ласково дышали напалмом.

Достоверно неизвестно, кто из них был мамой, а кто папой, так как никто не наблюдал половой акт этих сравнительно небезопасных животных, каждый из которых активно использовал напалм в повседневной жизни. Предположительно, это их брачные игры и, особенно, оргазм привели к различным природным катаклизмам и, в частности, великому расколу христианской церкви.

Существует теория, что гиена огненная произошла только от одной головы Змея Горыныча (той, которая напоминает ранцевый огнемёт), а две другие не принимали участия в разврате и даже отговаривали. Однако, в связи с неизученностью анатомии, и, в частности, системы размножения Змея, вопрос остаётся открытым.

Год спустя подросшая гиена прожгла дыру в клетке и выбралась на свободу. После этого она съела патриарха Михаила Кирулария и его сакеллария Константина, который выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Затем она закусила легатами римского папы Льва IX, которые поносили константинопольских христиан, сравнивая их с арианами, валезианами, симонианами и прочими еретиками. Затем, закусив парочкой карманных воров, тремя гадалками и одним наперсточником, сыто ухмыльнулась и зарылась в землю.

Константинопольские монахи, храбро устремившиеся по следам гиены в прорытую ею нору, добрались до границы земной коры и мантии, где вынуждены были остановиться ввиду резкого повышения температуры. Вернувшись, они рассказали, что гиена обитает в огненном аду, в котором ни один человек не уцелеет.

Страшные события

Свое страшное название ущелье получило, «благодаря» жутким событиям, которые происходили тут во времена существования Первого Храма. Почему именно Геенна Огненная? Иерусалим являлся местом средоточия идолопоклонников с варварскими обычаями приносить своих детей в жертву языческим богам. Например, ханаанцы отдавали своего новорожденного первенца языческому идолу Молеху.

Вообще, Молеху или Ваалу, считавшемуся Верховным Богом, в жертву приносили самое дорогое. Ему поклонялись некоторые евреи, аммонитяне, финикийцы. Против культа жертвоприношения младенцев в еврейском Священном Писании сказано, что «Кто будет из пришельцев Израиля отдавать свое потомство Молеху, Господь навеки отвернется от него и «искоренит» из народа. Сюда приходили иудейские пророки бороться с жестокими проявлениями идолопоклонства.

Долина Еннома на иврите звучит, как «гейхенном» — долина детей Еннома. Она находилась недалеко от старого Иерусалима и располагалась между горой Сион и районом Абу-Тор. Впоследствии название трансформировалась в Геенну Огненную.

Дифференциальный диагноз

  1. Спинальная форма полиомиелита. В начале заболевания могут быть менингеальные знаки; затем развиваются асимметричные вялые парезы и параличи, снижение сухожильных рефлексов только на пораженной стороне, практически нет чувствительных и вегетативных нарушений. В настоящее время, учитывая вакцинацию против полиомиелита, заболевание встречается редко и диф. диагноз проводить с данным заболеванием приходится все реже.
  2. Опухоль спинного мозга. Общее с синдромом Гийена-Барре: клиническая картина и изменения в ЦСЖ. Отличия: развивается чаще постепенно, парез носит спастический характер, обнаруживаются пирамидные знаки.
  3. Полинейропатия при острой перемежающейся порфирии. Характеризуется началом с вегетативными нарушениями: боли в животе, запоры и диарея, учащенное сердцебиение, повышение АД. Также при данной патологии наблюдаются психические расстройства, такие как тревога, депрессия, в более тяжелых случаях – делирий и судорожный синдром. Полинейропатия носит своеобразный характер: первыми вовлекаются верхние конечности, начиная с проксимальных отделов; сухожильные рефлексы дольше остаются сохранными, а нарушения чувствительности возникают реже и более легкие по своей выраженности.
  4. Инсульт ствола головного мозга. Заболевание чаще манифестирует с жалоб со стороны головы: головные боли, головокружения, сопровождаемые тошнотой и рвотой, нарушение речи. Затем присоединяются альтернирующие синдромы, характеризующиеся поражением ЧМН на стороне патологического процесса и двигательными или чувствительными нарушениями конечностей и тела на противоположной стороне.

Лечение

Общетерапевтические мероприятия:

  1. Учитывая возможность развития дыхательной недостаточности, необходим контроль ЖЕЛ и ЧДД, возможен перевод пациента на ИВЛ.
  2. При нарушениях глотания с риском аспирации – установка назогастрального зонда.
  3. Необходимо выполнение ЭКГ в динамике, так как одним из осложнений болезни является срыв сердечного ритма. При этом врачу надо быть готовым к выполнению маневра Вальсавы, а также медикаментозной и электрокардиоверсии.
  4. При нарушениях мочеиспускания – выполняют катетеризацию мочевого пузыря.

Специальное лечение:

  1. Внутривенное введение иммуноглобулинов (ВВИГ) – метод выбора.
  2. Плазмаферез – долгое время занимал ведущее место в лечении болезни Гийена-Барре, однако учитывая соматическую отягощенность пациентов, данный метод несколько хуже предыдущего из-за более тяжелой переносимости ее.

Сочетание этих двух методов не дает большего терапевтического эффекта, чем монотерапия ВВИГ или методом плазмафереза.

Молодые годы гиены[править]

«Страшный суд». Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря, Кострома

«Гиена огненная». Роспись храма св. Юра, Дрогобыч

Сука оказалась поразительно живучей (в чём немалую роль сыграла наследственность) и неоднократно выкапывалась из-под земли в разных местах к ужасу местных жителей. В юные годы она длительное время жила в долине к юго-западу Иерусалима. Вначале гиену приютил человек по имени Еном на своей ферме «Долина Енома». Он кормил свою питомицу бараниной и жили они дружно, но однажды Еном совершил некий грех (какой именно, история умалчивает: то ли вкусил хлеба, не омыв рук, то ли отведал плодов от яблони, посаженной менее трёх лет назад), и гиена со страшным воем набросилась на хозяина, съела его и сожгла ферму, после чего побежала к воротам города искать нового хозяина.

Зверушка приглянулась жителям города и сердобольные иерусалимчане и иерусалимчанки подкармиливали её ненужными ворами и разбойниками (которых предварительно забивали), а также отбросами. Немудрено, что на такой диете гиена быстро взрослела и наглела. И воняла. Довольно быстро она начала привередничать, отказывалась от отбросов и требовала на обед убийц и насильников, да и то, чтобы зверёк кушал, жители города устраивали хоровое пение и пляски.

К счастью для жителей города, гиена снова закопалась в землю и в следующий раз выбралась на поверхность в Киеве в 988 году н. э. Пробравшись в палаты князя Владимира Красно Солнышко как раз во время его совещания с представителями различных вер, гиена поглотила мусульманина, еврея и проповедника западного христианства, пощадив только греческого христианского философа. Съев на закуску нескольких пленных варяг, гиена покинула покои князя, которому ничего не оставалось, кроме как принять христианство в его православной трактовке.

В следующий раз гиену видели около 1330 года вблизи Костромы, где она поглотила 20 бурлаков, тянувших вверх по Волге гружёную корабельной сосной баржу купца Пафнутия Чтохочутоворочуйло. Это событие нашло отражение на фресках Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Чем заслужили такую участь несчастные бурлаки, история умалчивает; предполагают, что они укрывали на барже беглого монаха, прельстившегося соблазнами семейной жизни.

Впоследствии гиену видели в Дрогобыче, Ярославле и других местах, что находило отражение в творчестве местных художников и поэтов.

Примечания

  1. греч. гéенна
  2. ↑ Геенна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. . www.svob.narod.ru. Дата обращения: 1 апреля 2020.
  4. Bailey, L. R. Gehenna: The Topography of Hell. Biblical Archaeologist 49, no. 3 9.1986 p187-191
  5. Dalman, Gustaf. Jerusalem und sein Gelände. Schriften des Deutschen Palästina-Institutes, 4. Gütersloh 1930 ISBN 3-487-04403-X
  6. Smith, G. A. Jerusalem: The Topography, Economics and History from the Earliest Times to A.D. 70. London 1907.
  7. Thayer, H. Greek Lexicon GEHENNA
  8. Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб., 1999. — С. 90, прим. 1.
  9. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. — М.: Политиздат, 1987. — с. 197—198
  10. . bibleapps.com. Дата обращения: 30 июня 2016.
  11. Milikowsky, C. 1988. Which Gehenna? Retribution and Eschatology in the Synoptic Gospels and in Early Jewish Texts. NTS 34 Кембридж. 238—249
  12. фраза «сын геенны» используется в Талмуде. Талмуд b. Ros. Has. 17b
  13. «He who speaks much with a woman draws down misfortune on himself, neglects the words of the Law, and finally earns Gehenna.» (Mishnah Aboth 1,5)
  14. Мишна m.Qidd. 4.14; m.Abot 1.5; 5.19, 20
  15. Tosefta (t. Ber. 6.15)
  16. Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3
  17. Мидраш M.Tehillim 31.3
  18. Shachar 1975, с.4
  19. Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. Стр. 130
  20. Мень, А. В. Сын Человеческий. — Брюссель, 1969.

Препирательство грешников в Геенне

(38:55———) Вот так! Воистину, для преступивших границы дозволенного уготовано скверное место возвращения — Геенна (араб. جَهَنَّمَ, джаханнама), в которой они будут гореть. Как же скверно это ложе! Это — кипяток и гной. Пусть же они вкушают его. Им уготованы и другие виды подобных мучений. (Отвергающие скажут): «Вот толпа, ввергаемая вместе с вами. Нет им приветствия! Воистину, они будут гореть в Огне!». Они скажут: «О, нет! Это вам не будет приветствия! Это вы преподнесли его нам. Как же скверно это местопребывание!». Они скажут: «Господь наш! Приумножь многократно мучения в Огне тем, кто преподнес это нам». Они скажут: «Что с нами? Почему мы не видим мужей, которых мы считали плохими? Неужели мы несправедливо глумились над ними? Или же просто взоры не падают на них?». Воистину, препирательство обитателей Огня является истиной.

(89:21—) Но нет! Когда земля разобьется и превратится в песок, и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Геенну (араб. بِجَهَنَّمَ, биджаханнама), и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание?

Геенна в Танахе

«Гехинном» – название на иврите; «Геенна» – на идише — в Иудаизме — обозначение Ада, как места пребывания душ грешников. Подобное понятие отсутствует в Танахе, где упоминается лишь недифференцированное обиталище мертвых, чаще всего именуемое словом шеол.

(Иер 7:31) «…и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.

(Танах, Иер 19:6) В Танахе сказано, что после Божьего суда над Иерусалимом это место должно будет называться «долиной убиения» из-за недостатка места для погребения мертвых.

Еврейский учёный Давид Кимхи (David Kimḥi) в комментарии к (Танах, Пс 27:13) приводит следующие исторические сведения о слове «гехинном»: «А место сие находится в земле, прилегающей к Иерусалиму, и место сие отвратительно; туда бросают нечистоты и трупы. Также там не переставая горит огонь, в котором сжигают нечистоты и кости трупов. Посему и суд над нечестивыми символически назван гехинномом».

Геенна в Евангелии

В Евангелии слово «геенна» встречается 8 раз:

в Евангелии от Матфея — Мф 5:22; Мф 5:29-30; Мф 10:28; Мф 18:8-9; Мф 23:15; Мф 23:33;

в Евангелии от Марка — Мк 9:43; Мк 9:45-47;

в Евангелии от Луки — Лк 12:5;

Из них 6 раз в контексте Судного дня

(Мф 5:22) «…кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной».

(Мф 5:29-30) «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

(Мф 10:28) «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне«.

(Мф 18:8-9) «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженым в геенну огненную».

(Мф 23:15) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

(Мф 25:41) «…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (?), уготованный дьяволу…

Философские высказывания

Артур Шопенгауэр

Они кричат о меланхолическом и безотрадном характере моей философии; но это объясняется исключительно тем, что я вместо того, чтобы выдумывать в качестве эквивалента их грехов некий будущий ад, показал, что там, где есть грехи, в мире, есть уже и нечто похожее на ад.

Вы здесь

Геенна огненная

Только на Русский

Геенна огненная

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Cамую дурную славу снискала долина, что направо от нас, внизу – Геенна огненная. С детства мы знаем, что это – символ ада, и «Гореть тебе в Геенне огненной!» – одно из самых страшных проклятий. Не знали только, что ад этот – ущелье в Иерусалиме. Гей – на иврите «ущелье». Гей бен Геенном (Долина сыновей Гееннома) сокращенно называют Геенном, что в русском произношении закрепилось как Геенна и никакого отношения к животному гиена не имеет. Кто такие Генном и его сыновья, неизвестно, но точно не с ними связано понятие «Геенна огненная».

Геенна стала символом ада из-за страшного жертвенника – Тофета, на котором в VIII в. до н.э., во времена царя Ахаза сжигали детей, принося их в жертву Молоху. При Ахазе Иудея стала вассалом языческой Ассирии, поэтому в Иерусалиме и появились идолы. Это вызывало естественный гнев Господа и осуждение пророков, в частности пророка Иеремии. В его книге мы читаем: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Генномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне». Осознав чудовищность преступлений предшественников, царь Иосия, в VII в. до н.э. искоренил всякую память о них: «И осквернил он Тофет, что на долине сыновей Еннома, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху». Также в Библии сказано, что Иосия наполнил Геенном костями человеческими.

Есть разные гипотезы о том, что еще творилось в этом ущелье: сюда вывозили из Храма остатки животных после жертвоприношений, сюда выбрасывали тела казненных преступников, здесь просто была главная городская мусорная свалка. В любом случае все вывозимое сюда сжигалось и огонь горел в ущелье постоянно. Поэтому и стал Геенном символом ада и поэтому пожелание «Гореть тебе в Геенне огненной» – одно из самых страшных проклятий и среди евреев, и среди христиан, и среди мусульман – у них Геенном называется Джаханнан.

Христиане именно в Геенном помещают «Хакелдаму» – кровавую землю по-арамейски, то есть участок, купленный за 30 серебреников, за которые совершилось предательство Иисуса. Место это – на противоположном склоне ущелья. Когда-то там показывали дерево, на котором повесился Иуда. Древние паломники упоминают смоковницу. Неудивительно. Смоковница, она же фиговое, она же инжирное дерево – одно из немногих деревьев, способных дико произрастать в Иудейских горах. Ее корни (как корни оливы) пробивают скалы на сотни метров.

Открыть в приложении

Предоставлено
Издательство «ВОКРУГ СВЕТА»
Все аудиогиды

Классификация

СГБ с типичными клиническими проявлениями:

  1. Демиелинизирующая форма (около 90% случаев заболевания) – в основе заболевания острая демиелинизация корешков спинномозговых и черепно-мозговых нервов.
  2. Аксональная форма (встречается значительно реже) – характерно поражение аксонов нервов, течение заболевания значительно тяжелее. Она делится на 2 вида:

— острая моторная – отличительная особенность: страдают только двигательные волокна.

— острая моторно-сенсорная – сочетание поражения чувствительных и двигательных волокон.

СГБ с атипичной клинической картиной:

  • Синдром Миллера-Фишера – вариант СГБ, характеризующийся триадой симптомов: офтальмоплегия (паралич мышц глаза), арефлексия (снижение, а затем выпадение рефлексов), атаксия мозжечкового типа (нарушение координации движения).
  • Острая сенсорная полинейропатия – сочетание выраженных нарушений чувствительности и нарастающей сенситивной атаксии (нарушение походки и координации движений вследствие страдания мышечно-суставной чувствительности).
  • Острая пандизавтономия – характеризуется вовлечением в процесс как симпатической, так и парасимпатической частей автономной нервной системы, вследствие чего возникает симптомокомплекс: ортостатическая гипотензия, нарушение моторики ЖКТ вплоть до гастропареза, нейрогенные нарушения мочеиспускания, нарушение аккомодации и зрачковых реакций, нарушение работы слюнных желез. Нарушение потоотделения и др.
  • Острая краниальная полиневропатия – отличается вовлечением в процесс изолированно черепных нервов.
  • Фаринго-цервико-брахиальная форма – характеризуется нарушением функции мышц глотки, рук и сгибателей шеи.
  • Парапаретический париант – заболеванию подвергаются нижние конечности, а верхние остаются незатронутыми.

Граница между мирами

В незапамятные времена ущелье Еннома (Иннома) разделяло два еврейских племени Йеуда (южное) и Биньямин (северное). В наши дни здесь проходила граница между Израилем и Иорданией – с 1948 г. по 1967 г.

Южнее ущелья на Сионской горе в древности располагался полис. Современные археологические раскопки позволяют найденные стены отнести к временам Второго Храма и Византийской эпохи. На другой стороне ущелья было древнее еврейское кладбище, представляющее собой склепы.

В настоящее время некоторые из них до сих пор остаются над землей: их можно увидеть и сфотографировать. Обнаруженные захоронения относят к периоду существования Первого и Второго Храма. Получается, что рядом с городом существовал некрополь. Ущелье служило границей между двумя мирами – живых и мертвых.

По еврейским обычаям, внутри стен города нельзя было хоронить, поэтому все захоронения выполнялись по ту сторону ущелья. Там и находятся два древних кладбища, которые окружают Иерусалим: Гей бен Хином и Кидрон.

Этимология

На др.-греч. γέεννα гéенна, встречается в Новом Завете, является фонетической транскрипцией иудео-арамейского языка евреев Вавилона (ивр. ‏גהנא‏‎ гихана).

В Коране «геенна» (араб. جهنم‎, gahannam, джаханнам) является синонимом ада и родственно другим словам из семитских языков (ивр. ‏גהנא‏‎, gēhannā; ивр. ‏גהנם‏‎, gehinnam).

В Талмуде встречается как ивр. ‏גהנם‏‎ gehinnam или ивр. ‏גהנום‏‎ gehinnom. На еврейском ge hinnom буквально означает «долина Еннома», что известно в Танахе как gai ben-hinnom, буквально «долина сынов Еннома».

Долина Еннома

Можно заметить, что древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная» — долина «Хенном» или «Бен Хенном» — долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном» происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это одно из архаичных имён протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племён) ханаанеев. Не исключено, что именно это наименование («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном» — сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н — земля (долина) сынов К(е)на).

Долина Еннома, долина Енномовых (Нав. ; Нав. ), или долина сыновей Еннома (4Цар. ; 2Пар. ; Иер. ) (ивр. ‏גיא בן הִנֹּם‏‎) — одна из двух долин (вторая — Кедронская долина) рядом со старым городом Иерусалим. Арабское название — Вади-эр-Рабаби. Изначально название этого места не было связано с наказанием и огнём. Долина эта находилась к югу от Иерусалима, неподалеку от т. н. «Солнечных врат». Очевидцы сообщали, что в этой долине сжигали мусор и мёртвых животных. На этом основании современные словари связывают эту территорию с местом наказания — место скопления негодного, разных отбросов, сжигаемых огнём.

Однако символика геенны имеет более глубокие корни. Следует помнить, что в древних культурах практически любое действие было действием ритуальным, религиозно-магическим. Сжигание мусора и мёртвых животных — не исключение. Долина Енном (или Хинном) была, соответственно, местом проведения различного рода языческих обрядов, связанных с огнём. В. В. Емельянов в своей книге указывает, что «знаменитая „долина Хинном“ (греч. „геенна“) находилась вблизи южных Солнечных ворот Иерусалима, а устраивавшиеся здесь языческие обряды включали проведение детей через огонь (в раннее время, возможно, человеческие жертвы палящему солнцу). Пророки Ветхого Завета, грозившие долине Хинном Божьей карой, проклятием и запустением, подготовили почву для гневных евангельских и коранических проповедей, обещающих отступникам и грешникам вечные огненные муки». И. Ш. Шифман в книге «Ветхий завет и его мир» также указывает: «Среди обычаев сиро-палестинского региона особое место занимало принесение в жертву (сожжение живьём) богу сыновей жертвователя, практиковавшееся обычно в критической ситуации. Такие жертвоприношения назывались по-финикийски молх, по-еврейски мóлех… Останки таких жертв хоронили на специальных кладбищах, называвшихся тофéт… В долине Хинном недалеко от Иерусалима иудеи приносили в жертву животных, поскольку человеческие жертвоприношения в Иудаизме запрещены; из еврейского ге Хинном („долина Хинном“) возникло слово „геенна“».

География

Карта 1631 года, показывающая «Valée des enfans d’Ennon».

Долина Еннома отождествляется с Вади-эр-Рабаби в обзоре боеприпасов Иерусалима 1865 г.

Долина Хинном отождествляется с Вади-эр-Рабаби на карте Палестины 1940-х годов.

Долина Еннома 1948

Гробницы в долине Еннома

Долина Еннома 1900

Долина Еннома 2007

Точное местонахождение Долины Еннома оспаривается. Джордж Адам Смит писал в 1907 году, что исторические авторы рассматривают три возможных места:

  • К востоку от Старого города (сегодня это долина Иосафата )
  • В пределах Старого города (сегодня называемого долиной Тиропеон ): во многих комментариях это место находится под южной стеной древнего Иерусалима, простирающейся от подножия горы Сион на восток мимо Тиропеона до долины Кедрон . Однако долина Тиропеон обычно больше не ассоциируется с долиной Хинном, потому что в период Ахаза и Манассии Тиропеон лежал внутри городских стен, и детские жертвоприношения практиковались за пределами городских стен.
  • Вади ар-Рабаби: Далман (1930), Бейли (1986) и Уотсон (1992) идентифицируют Вади ар-Рабаби, что соответствует описанию Джошуа, что долина Хинном шла с востока на запад и лежала за пределами городских стен. По словам Джошуа, долина началась в Эн-Рогеле . Если современный Бир Айюб — это Эн-рогель, то начинающийся здесь Вади ар-Рабаби — это Хинном.

Праведник Иоссия

Царя и иудеев, отрекшихся от веры отцов, позже обличал пророк Иеремия, который предрекал множество бед, которые обрушатся на голову еврейского народа за богоотступничество, а сама долина Ге бен Хинном получит название «Долины избиения», или «Долины смерти», так как трупов будет столько, что они покроют ее всю, и некуда будет погребать погибших. «И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным», — предрекает пророк. Ситуация с долиной Гинном изменилась лишь сто лет спустя, когда в VII веке до нашей эры на трон Иудеи взошел благочестивый царь Иосия, время царствования которого считают самыми светлыми страницами Ветхого Завета.

Иосия централизовал богослужение в Иерусалиме и повел настоящую войну против языческих культов. Были уничтожены кумирня язычников в Вефиле (ныне Бейт-Эль) и древнейшая кумирня в Араде. Народ Израиля снова обратился к Богу, и именно в это время евреями были обретены Тора и Книга Завета — их нашли при ремонте храма. Чтобы народ Израиля не вздумал вернуться к кровавым жертвоприношениям детей языческим богам, Иосия осквернил долину Гинном: отныне она стала местом, куда сбрасывали нечистоты, трупы казненных преступников и павший скот.

Чтобы оградить горожан от зловония и болезней, в долине постоянно полыхали костры, на которых нечистоты по мере возможности сжигались. Очевидно, что люди, занимавшиеся этим, стояли на самой низшей ступени иерусалимского общества и тоже были своего рода изгоями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector