Николай заболоцкий

Московская жизнь

Только в 1946 г. Николай Алексеевич получил разрешение жить в Москве. После восстановления в Союзе писателей поэту была предоставлена квартира в одной из новостроек на Беговой. По соседству проживали другие литераторы: И. Андроников, В Каверин, Э. Казакевич. Ближайшими соседями и лучшими друзьями Заболоцких стали супруги Гроссманы, Василий Семёнович и Ольга Михайловна. Постепенно жизнь налаживалась: в свет вышел долгожданный перевод «Слова о полку Игореве» и переведенные поэтом стихи грузинских классиков. Екатерина Васильевна с удовольствием обустраивала быт. Устроиться на работу поэт жене не позволил, но она, неугомонная, выучилась шить и тут же принялась обшивать родных и знакомых. Частенько уставшая от былых мытарств женщина проходила по квартире и поглаживала мебель, картины, посуду, будто не веря собственному счастью. Иногда Екатерина Васильевна и Ольга Михайловна выбирались в город за покупками. Как-то женщинам посчастливилось приобрести большой синий китайский сервиз, который было решено разделить пополам: столовую часть забрала Заболоцкая, чайная половина досталась её менее практичной соседке. Этот сервиз Екатерина Васильевна берегла до самой смерти.

Московская жизнь Заболоцких была далеко не такой безмятежной, какой казалась со стороны. После ссылки характер Николая Алексеевича сильно испортился. Требовательный к себе и к окружающим, он был полноправным хозяином в доме, не терпящим возражений, самолично вел бюджет и выдавал супруге на хозяйство ровно столько денег, сколько считал нужным. Как шутливо заметил однажды К. Чуковский «у жены Заболоцкого нет права даже на совещательный голос в хозяйстве». К тому же, наученный горьким опытом поэт сделался чрезвычайно подозрительным и даже на некоторое время перестал писать, боясь, что его «возьмут». В периоды творческого кризиса Николай Алексеевич пил, много и в одиночку, отправляя жену в магазин то за одним, то за другим.

В доме Заболоцких часто бывали гости: Шварц, Степанов, Липкин, Чуковский, Тарковский. Запросто, по-соседски, забегали Гроссманы. Многие литераторы приходили с женами. В отличие от присутствующих дам, Екатерина Васильевна никогда не вмешивалась в мужские разговоры, ни с кем не спорила, деловито подавала закуски, подливала чай и совсем не замечала, с каким неподдельным интересом и теплотой за ней наблюдает сосед…

Краткий анализ произведения

Год написания – Поход русского князя был совершен в 1185 году, год написания обычно отмечается этим же временем, иногда – несколько позже.

История создания – Загадочная история создания «Слова» имеет свою тайну: существует не одна версия его происхождения, главная в том, что «Слово» написал монах, бывший свидетелем событий. Ещё одна тайна “Слова…” в том, что произведение было найдено дворянином Мусиным – Пушкиным, знатоком и любителем древностей.

Тема – Главной темой «Слова о полку Игореве» является патриотизм, именно на нём основан и сюжет произведения, и его основная мысль. И тема Родины, и природы, и героизма – всё это окрашено чувством патриотизма.

Композиция – Поэма начинается с вступления, в котором воспевается сказитель, прославляющий героев земли русской. Далее, поэма делится по частям: первая глава о походе Игоря, его поражении, о том, как князь оказывается в плену. Вторая часть – Святослав Всеволодович и его «золотое слово». Третья часть – плач Ярославны, и заключение – возвращение Игоря.

Жанр – Слово.

Направление – древнерусская литература.

Библиография

  • Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.
  • Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер )
  • Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.
  • Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).
  • Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.
  • Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
  • Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967
  • Избранное. — М.: Детская литература, 1970
  • Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972
  • Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.
  • Избранное. — Кемерово, 1974
  • Избранное. — Уфа, 1975
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981
  • Стихотворения. — Горький, 1983
  • Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985
  • Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986
  • Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986
  • Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).
  • Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.
  • Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.
  • Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989
  • Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).
  • Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.
  • Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).
  • История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).
  • Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.
  • Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993
  • Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.
  • Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996
  • Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).
  • Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия XX в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).
  • Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.
  • Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).
  • Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.
  • Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).
  • Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).

Детство и юность

Родился Николай Алексеевич Заболоцкий в Казани, недалеко от Кизической слободы 7 мая 1903 года. Отец будущего поэта, Алексей Агафонович, по профессии был агрономом, трудился управляющим на крупной ферме.

Мать, Лидия Андреевна, имела педагогическое образование, работала в местной школе учительницей.

Детство Николая прошло в селе Сернул, которое располагалось в Вятской губернии. Природа родины будущего поэта была удивительной, вдохновляющей, поэтому уже в детском возрасте он начал сочинять стихотворения. Учеба давалась Заболоцкому легко. В третьем классе талант мальчика заметили преподаватели. Уже тогда школьник издавал собственный рукописный журнал, в котором писал свои стихи. После окончания школы жизнь юноши резко поменялась:

  1. В 1913 году Николай переезжает в Уржум, где поступает в училище. Предпочтение юноша отдает истории, рисованию и химии.
  2. Учебу он совмещает с написанием стихотворений, в которых четко просматривается тоска по родине, детские переживания, связанные с трудом на ферме, восхищение природой и другими мелочами. Помимо этого, критики в раннем творчестве поэта увидели следы символизма, что связано с предпочтениями молодого человека. В те годы его увлекали произведения Александра Блока.
  3. В 1920-м Заболоцкий окончил училище и перебрался в Москву, где сразу же поступил в университет, выбрав медицинский и историко-филологический факультеты.

Однако в этом университете Николай задерживается ненадолго. Через некоторое время он перебирается в Петроград, поступает в Пединститут имени Герцена. Основным направлением выбирает иностранный язык и литературу. В 1925 году Заболоцкий окончил институт. К этому времени у него на руках была довольно объемная тетрадь со стихотворениями. Если верить самому автору, он считал их откровенно плохими.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Анализ стихотворения «Поэт» Заболоцкого

Произведение «Поэт» Николая Алексеевича Заболоцкого впервые увидело свет на страницах журнала «Юность».

Стихотворение написано в 1953 году. Автору его исполнилось 50 лет, он успел издать третью книгу стихов, вновь оказаться в творческой изоляции и переключиться на переводы. В жанровом отношении – элегия, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Открывается стихотворение вневременной картиной, очень русской по духу: бор (из хвойных деревьев), старая усадьба, бескрайнее овсяное поле. Как будто пейзаж с картины отечественного художника XVIII-XIX века, где неожиданно сказка переплетается с былью: «плывущее куда-то раненого лебедя крыло». На балконе одинокая фигурка «юноши с седою головой», поэта. Опознать его не так просто, возможно, это собирательный образ. Или, скажем, Н. Гумилев, раз уж юноша «щурит глаза свои косые». Известно, что глаза Н. Гумилева отличались как раз такой особенностью. Ранняя седина – символ трагического мироощущения, самопожертвования, созерцания. Кто знает, может, имеется в виду А. Блок, творчество которого Н. Заболоцкий особенно ценил. В сущности, такой пейзаж окружал большинство поэтов, рожденных в дореволюционную эпоху. «Грозами России»: кровно связанный с историей и судьбой этой земли. Лексика нейтральная, местами возвышенная, ближе к финалу чуть смешивается с просторечной (как бешеные, прут). Никаких патетических восклицаний, лишь одно потрясенное многоточие. Заключительные строки – почти афоризм. Автор будто входит в иную эпоху, чувствует вечную преемственность художников слова и неотразимую силу простого русского пейзажа. Вне идеологий, современных тенденций, попыток оболгать или забыть прошлое. Интонация щемящая, медлительная, ностальгическая, таинственная. Аристократизм в лучшем смысле этого слова. Метафора: собеседник сердца. Топоним: Подмосковье. Индивидуально-авторские эпитеты: туманно-лиловато. Прочие эпитеты: нежном небе, невиданной красы, серебристым комом. Россыпь сравнений: как ночь, как бешеные, как портрет. «Старинном медальоне»: давно утраченная традиция носить на себе портрет и прядь волос любимого человека. Выразительные уменьшительные суффиксы: солнышком, стареньком. «Овсы»: в зависимости от времени года, зеленые или золотые. Флористическая эмблема, привычная всякому глазу: ромашка полевая. Инверсия (нарушение порядка слов): щурит он. Многосоюзие, перечисления, повторы.

В стихотворении «Поэт» Н. Заболоцкий рисует образ поэта одновременно романтическим и земным, в ореоле гармонической природы.

Анализ стихотворения «Признание» Заболоцкого

Стихотворение Николая Заболоцкого «Признание» знают многие, потому что на его слова композитор Михаил Звездинский написал романс «Очарована, околдована…», полюбившийся людям разных поколений.

Написано произведение было в 1957 году. Это зрелый взгляд зрелого мужчины на такое чувство, как любовь. Ведь поэту исполнилось в это время уже 54 года. Стихотворение относится к циклу, который так и называется — «Последняя любовь.»

В жизни Заболоцкого наступил драматический период: он расстался со своей женой Екатериной Клыковой, с которой прожил много лет. Вместе они прошли страшные испытания. В 1938 году поэт был по несправедливому доносу осуждён за антисоветскую деятельность и отбывал наказание в ГУЛАГе. Только через восемь лет он вернулся к нормальной жизни, но с уже подорванным здоровьем. Друзья считали, что выжить поэту помогла только любовь к жене и детям. Однако отношения супругов со временем испортились, и они расстались. В жизни Заболоцкого появилась другая женщина, 28-летняя Наталья Роскина. Девушка была поклонницей его таланта.

Кому из двух женщин посвящено стихотворение, неизвестно. Скорее всего это собирательный образ. Автор называет героиню «красавицей», но внешность её очерчена только несколькими штрихами: «тяжёлые очи», «чёрные восточные брови», «полуголые руки». Поэта больше интересует душевное состояние и внутренний мир любимой. Для него эта женщина неземного происхождения, «с тёмного неба сошедшая», «сумасшедшая звезда». Она тонкое, возвышенное существо. «С ветром повенчана», — говорит о ней автор.

Душевное состояние возлюбленной не очень понятно поэту. Она «не печальная, не весёлая», то ли плачет, то ли нет. Автор называет её «горькой», видимо, намекая на измену жены, которая была для него, по воспоминаниям друзей, как гром с ясного неба. И в тоже время он так дорожит этой женщиной, что называет «драгоценной». Он благодарен возлюбленной за минуты счастья, которые они прожили вместе. Что будет дальше, неизвестно, и поэт смиряется перед судьбой. Он говорит: «Что прибавится — не убавится, что не сбудется — позабудется».

Произведение написано трёхстопным анапестом. Оно состоит из 5-ти катренов с перекрёстной рифмой. Употребляются различные тропы: метафоры — «ты песнь обручальная», «с ветром обвенчана», эпитеты: — «горькая», «милая», сравнение — «словно в оковы закована».

Это стихотворение считается одним из самых лучших у Заболоцкого. «Признание» — настоящий шедевр русской любовной лирики.

Анализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» Заболоцкого

Николай Заболоцкий считается одним из ярких представителей русской советской поэзии. Он отличался ото всех своим нестандартным видением процессов, происходящих на тот момент в обществе и в целом в мире. Николай не понимал само устройство мира, не понимал той суеты и спешки, тех придуманных противоречий между людьми. Поэтому произведения Заболоцкого зачастую имели оттенок трагизма и пессимизма.

Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» было написано поэтом в 1947 году после того, как он вернулся со сталинских лагерей. Шесть лет, проведенные в ссылке, наложили сильный отпечаток на его творчестве: Заболоцкий начинает искать философскую основу для своих произведений.

В стихотворении поднимается тема поиска гармонии в природе. Она предстает для него как хаос и тюрьма, в которой невозможно достичь идеальную гармонию. Он пишет, что бессмысленно искать разумную соразмерность в ней. Мир для поэта кажется дремучим, однако автор отмечает, что можно восхищаться некоторыми его пейзажами, но за этой внешней красотой всегда кроется её обратная сторона — жестокость и боль, из-за которого сердце не может услышать «правильные созвучия». Только в моменты сна и тишины, «в тихий час осеннего заката» лирический герой видит в ней умиротворение, когда большой мир противоречий наконец-то мирится с самим собой. Это состояние окружающего мира поэт сравнивает напрямую с матерью и ребенком, чьи взаимоотношения кристально чистые и неподдельные, потому что в их основе лежит искренняя любовь. Это прекрасное чувство побуждает мать жертвовать собой, а ребенка принимать эту жертву, чтобы растянуть моменты счастья — «солнце увидать», то есть превзойти все земные страсти и предрассудки ради единства души. А это возможно лишь при бескорыстных взаимоотношениях, которые так характерны для матери и ребенка.

Жанр стихотворения – философская лирика. Для выражения своих рассуждений и мысли автор использует такие художественные средства, как эпитеты («ясном небосводе», «мир дремучий», «тревожном полусне», «потемневшая вода»), метафоры («в ожесточенном пении ветров», «сияньем немощным объята»), сравнение (природа сравнивается с матерью, «мир противоречий как бы прообраз боли человечьей»).

При создании своего произведения Николай Заболоцкий применил пятистопный ямб с пиррихием, что позволяет заметить пессимистический настрой автора.

Таким образом, это стихотворение является отображением мировоззрения поэта в тот тяжелый период его судьбы.

Заболоцкий Николай Алексеевич

Родился: 24 апреля (7 мая) 1903 года. Умер: 14 октября 1958 (55 лет) года.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик.

Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)—1926) — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.

Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения — и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.

Стихи

Отслужив в армии всего год, Заболоцкий был отправлен в запас. Однако этого времени ему хватило, чтобы посмотреть на жизнь другими глазами. Если до армии в стихах юноши воспевались природа и деревня, то теперь он начал более широко смотреть на мир.


Николай Заболоцкий в молодости

Погрузившись с головой в писательскую деятельность, Николай создал свой стиль повествования. Поскольку в тот момент в стране действовал НЭП (Новая Экономическая Политика 1921-1928 гг.), поэт не мог остаться в стороне от происходящих событий.

В 1929 г. Заблоцкий опубликовал свой сборник «Столбцы», стихи в котором были пропитаны иронией и сарказмом. Книга сразу же подверглась жесткой критике со стороны прессы, обвинявшей ее автора в «юродствовании над коллективизацией».

Несмотря на бесконечную травлю, Заблоцкий смог наладить сотрудничество с изданием «Звезда», где продолжал печататься какое-то время.

Новое произведение Николая Заболоцкого «Торжество земледелия» вызвало очередную порцию критики в его адрес. Вскоре он осознал, что советская цензура просто не даст ему самореализоваться. Его стихи, пронизанные гротеском, пародиями и сатирой, подвергались бесконечным нападкам критиков.

По этой причине Николай Алексеевич не видел смысла продолжать сочинять стихотворения в присущей ему манере. Его основным источником заработка стала работа в журналах Самуила Маршака (см. интересные факты о Маршаке), где публиковались детские стихи поэта. Кроме этого он занимался еще и переводческой деятельностью.

Последние произведения Заболоцкого получали положительные отзывы, в связи с чем он опубликовал поэтический сборник «Вторая книга». В этот период биографии он усиленно работал над сочинением поэмы «Осада Козельска», а также продолжал переводить труды зарубежных авторов. Казалось, что жизнь начала налаживаться, однако на смену благополучию пришли серьезные испытания.

https://youtube.com/watch?v=gxFmy3P9tZ8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector