Как было найдено место крещения князя владимира

Последствия для Руси

Многие последователи культа славянских богов были не согласны с новой верой. Однако обращение в христианство привело не только к внутренним, но и ко внешним последствиям в виде конфликтов. Крещение Руси спровоцировало вражду с кочевыми племенами.

Против нового объединенного государства выступала Золотая Орда, а затем оставшиеся после ее распада ханства. Позднее к числу противников добавилась и Османская империя — обратившись в христианство, русичи стали одними из главных врагов для мусульман. Также не стоит упускать из виду и противостояние между Русью и европейскими государствами, проповедавшими западную ветвь христианства — католицизм.

28 июля — день памяти Святого князя Владимира, киевского крестителя Руси

Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.

В начале своей жизни Владимир был язычником: имел пять жен, приносил человеческие жертвы языческим богам. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. Но Господь вразумил Владимира, и он пригласил в Киев проповедников из разных стран, решив выбрать другую веру.

Прибыли послы мусульман, христиан, иудеев и православных греков. Всех их князь расспрашивал о вере, внимательно выслушивал ответы. Больше всего проникся он словами греческого проповедника, который в конце беседы рассказал князю о Страшном суде.

Владимир решил покреститься, но не хотел передавать Русь грекам и пошел на них войной. Взяв Херсонес, он отправился в Константинополь требовать руки царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, но по дороге ослеп.

Прибывшая невеста посоветовала поскорее окреститься. Крещение святого Владимира состоялось в 988 году. При выходе из купели князь прозрел. После своего возвращения в Киев Владимир постепенно крестил всю Русь.

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться.

Насильственная христианизация Руси не должна бросать тень на учение Христа

Говорить что-либо категорично о крещении Руси нельзя. Да, мы видим, что за этим событием прослеживаются политические мотивы.

Но это, ни в коем случае, не отменяет ценности христианства для души человека.

Сегодня оно плотно вошло в русскую культуру. Русские люди преимущественно растут и воспитываются в православной среде, так что истоки этого отходят на второй план.

Хотя на первых парах властью использовались довольно радикальные методы, такова практика была реалией тех лет. Она имеет с самим христианским учением столько же общего, сколько и крестовые походы.

Для православного человека важно разделять интересы государства, историю, нацию и религию. Иногда эти понятия смешивают, но они независимы

Христианство не стало хуже, кровавее или агрессивнее от того, каким образом оно пришло на нашу землю.

Сегодня мы воспитаны в вере в Единого Бога, имеем возможность на своём языке изучать учение Христа и получать помощь от высших сил.

Что же касается реалий прошлого — их приходится признать. Но нельзя перекладывать вину за них на христианство.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Книги о крещении Руси

Вокруг крещения Руси много домыслов и спекуляций — как со стороны его противников, так и со стороны его сторонников.

Поэтому стоит обратить внимание на следующие книги о крещении Руси, где авторы работают с настоящим историческим материалом:

Голубинский, Е. Е. «История Русской Церкви» — авторитетный труд по истории церкви. Автор, профессор Голубинский, пользуется авторитетом не только в научных, но и в православных кругах.

Алексеев С. В. «Крещение Руси: Источники против интерпретаций» — работа доктора исторических наук, специалиста в истории России. В ней он пытается доказать, что вооружённые столкновения в Новгороде были исключительным событием в христианизации Руси.

Гордиенко Н. С. «Крещение Руси: факты против мифов и легенд. Полемические заметки» — в труде доктора философских наук и профессора обстоятельно рассмотрены все достоверные свидетельства, связанные с крещением Руси. Гордиенко Н.С. Развенчивает мифы и заблуждения вокруг этого события.

А.Г. Кузьмин «Крещение Руси: концепции и проблемы» — в этом труде затронуто колоссальное количество источников и обобщена информация о крещении Руси, накопленная за много веков нашей истории.

Языческий путь

Оказавшись в Киеве, еще совсем молодой князь, а было ему тогда где-то около 20 лет, начинает проводить реформы. 

Задачей первостепенной важности для него стало объединение славянских племен. Для этого он и проводит религиозную реформу, полагая, что у одного народа должны быть одни и те же боги, воздвигает языческое капище, в столице ставит деревянного Перуна и других идолов

Некоторые историки вообще склоняются к тому, что для такого поведения была и еще одна причина. Якобы Ярополк был христианином и даже частично утверждал эту веру на Руси. Когда же пришел Владимир, он хотел стереть с памяти народа все, к чему стремился его старший брат. Если это и правда, то у князя Владимира ничего не получилось уничтожить. Во всяком случае с христианством.

До 987 года амбициозный правитель вместе с дружиной активно расширял границы своего государства и пополнял бюджет благодаря успешным походам. Особо успешные сделки или перемирия князь скреплял браками. Так у него появилось еще две жены.

Но судьбоносное решение для правителя и всей Руси — принятия христианства — пришло в 988 году, и связанно оно было с Византией.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Может ли блудник и убийца стать святым?

Именно за все эти заслуги — начиная от собственной перемены и заканчивая крещением и просвещением Руси — церковь и чтит Владимира как святого. Это отображено в житии и акафисте равноапостольному князю.

Для каждого человека, только приходящего к вере, его пример становится назиданием. Он показывает, что Господь готов простить и принять к себе даже ужаснейшего блудника и убийцу, жаждущего власти и обогащения, вчерашнего язычника

Для Бога важно не то, кем ты был вчера, а то кем ты можешь стать сегодня. Стать осознанно, искренне, с пониманием и желанием измениться

Некоторые факты из жизни святого вы узнаете из видео:

https://youtube.com/watch?v=U7oDg5pdjfA

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV — 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам — юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция?), конец XV — начало XVI вв. Собрание А. Д. ЛипницкогоСвятые Владимир, Борис, Глеб. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Москва, первая треть XVI в. По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова. Москва, ГТГСвятые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона, оборот — «Богоматерь Владимирская». XVI в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Преображение». Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедникСвятые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Слова не той системы

Стройная, интересная, красивая история. Вот только, к величайшему сожалению, не подтверждённая. Во всяком случае, византийскими источниками акт крещения Руси при Владимире не отмечен никак. Вообще. Как будто его и не было вовсе.

Есть любопытное наблюдение, на которое не раз обращали внимание и учёные, и те, кто просто интересуется историей Церкви. Теоретически, принятие христианства из рук греческих священнослужителей должно было идти полным пакетом

В него входят канон, обряды и терминология. А с последним у нас явные проблемы. Солидная часть отечественных церковных терминов, причём базовых, крайне далека от греческих. Зато весьма близка к западной традиции. Для сомневающихся можно привести ряд самых очевидных примеров. Навскидку:

Церковь

  • Русь — Церкы
  • Греки — Экклесия
  • Запад — Cyrica

Крест

  • Русь — Крест
  • Греки — Ставрос
  • Запад — Crux

Священник

  • Русь — Попъ
  • Греки — Иерей
  • Запад — Pope

Алтарь

  • Русь — Алтарь
  • Греки — Бомос
  • Запад — Altarium

Язычник

  • Русь — Поганый
  • Греки — Этникос
  • Запад — Paganus

«Крещение князя Владимира». Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. Конец 1880-х

Гибель Ярополка

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.

Гибель Ярополка

Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Крещение Киева

Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды. Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими. К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

Жизнь до Крещения

Великий князь Игорь и княгиня Ольга — дед и бабка Владимир Красное Солнышко.


Киевский князь Святослав Игоревич — отец Владимир Красное Солнышко. Портрет из Царского титулярника. XVII в.


Василий Васнецов. Владимир язычник.

Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц

Новгород

Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.

Святослав Игоревич, отец Владимира

В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.

Новгород в X столетии

Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Крещению Руси предшествовало личное крещение князя Владимира. Крестились также дети и его жёны

Жизнь князя Владимира известна нам из летописей. Они говорят о том, что решив крестить Русь он провёл «испытание вер» или «выбор вер». Для этого святой князь . Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений, а именно ислама (болгар), иудаизма, католицизма (немцев) и православных греков.

Каждый из проповедников описывал ему достоинства своей веры, но после беседы с «греческим философом» князь остановился на православии.

Выбор веры. Сергей Исаев. 2014 год. Летописи утверждают, что святой равноапостольный князь Владимир пригласил в Киев проповедников всех известных в то время религий, чтобы выбрать из них самую достойную

Также летописи утверждают, что Владимир отправил в Константинополь, столицу Византии десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Посланцы настолько поразились Константинопольской Софией, а именно, великолепной архитектурой храма, ангельским пением хора, красотой богослужения, что они вернулись в Киев со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

987
в этом году Святой князь Владимир принял крещение

Летописи говорят о том, что решение о крещении русского государства «по закону греческому» принято в 987 году князем Владимиром на совете бояр. При этом крещению Руси предшествовало крещение самого князя Владимира.

Дело в том, что в это время византийские императоры Василий II и Константин заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.

Крещение князя Владимира. В.М. Васнецов. 1890 год. Святое Крещение князь Владимир принял сразу же после осады Корсуни и перед женитьбой на царевне Анне

«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» — так говорит об этой помощи армянский историк Стефан Таронский.

В это же время для подавления внутреннего мятежа против императора в это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). Примерно в это же время он принял святое крещение вместе с дружиной, получив в христианстве имя Василий в честь императора Василия II, своего союзника.

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну — сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение руссов. Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия. Московский перепис от 1345 г. ГИМ

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после ее смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Князь Владимир — мудрый правитель

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Древнерусское государство (выделено светло-зеленым цветом) в эпоху князя Владимира

Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам — золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.

Златник великого князя Владимира. Лицевая сторонаСребреник великого князя Владимира. Одесский музей нумизматики

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:

Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)

Святитель Иларион, митрополит Киевский. Древо Киево-Печерских святых. Икона. Фрагмент. 1660-е годы. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей

При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира — Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.

Празднование памятной даты

Празднование 1000-летия крещения состоялось еще во времена СССР

Причем подготовка началась в 1987 году, когда в ЮНЕСКО обратили внимание на факт того, что в 1988-м исполнится ровно тысяча лет с момента принятия христианства на Руси. Это привлекло внимание к СССР во всем мире

Изначально эти торжества носили только внутрицерковный статус

Однако со временем праздник обрел и общественное значение как память о важном историческом событии. Кроме того, празднование тысячелетия крещения повлияло на положение РПЦ в СССР

Снова начали строиться храмы, старые церкви реставрировались. Религиозные деятели стали принимать более активное участие в жизни общества. Затем в России была установлена государственная памятная дата — День крещения Руси. Этот праздник отмечается ежегодно 28 июля, и в 2021 году отпраздновали 1033-ю годовщину тех значимых для страны событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector