Геополитические, социальные и политические последствия «крещения» руси
Содержание:
- Значение христианизации
- Варианты выбора
- Историческое значение Крещения Руси
- Предпосылки принятия христианства
- Положительные последствия принятия христианства
- Как повлияло принятие Христианства на историю России?
- Ход крещения Руси
- Значение крещения Руси
- По следам предков
- Причины выбора христианства на Руси
- Причины принятия христианства на Руси в византийском варианте
- Таблица “Различия православия и католичества”
- Распространение Православия на Руси
- Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века
- Предпосылки. Почему именно христианство?
- Значение и последствия
- Вывод
Значение христианизации
Если говорить прямо по пунктам, то оно состоит в следующем.
Политическое значение:
Окрепла власть князя. Дело в том, что подлинная власть на местах принадлежала языческим волхвам. А они, в свою очередь, влияли на местных князей. Что вызывало сепаратизм. Он, например, и проявился в восстании древлян. С принятием христианства начался процесс ликвидации этого сепаратизма, подрыва власти волхвов, подчинения князю местных князьков.
Возрос авторитет княжеской власти в Киеве. Христианство утверждает, что всякая власть от бога. А потому если ты идешь против действующей власти — ты грешник. Именно поэтому христианство укрепляло авторитет власти князя.
Усиление объединения и центростремительных сил. Поскольку теперь религиозным центром государства стал Киев, там сидел митрополит, постольку все должны были ходить в церковь там, чтобы приобщаться к новой религии. Поэтому росли центростремительные силы, ведь именно из Киева стали распространятся проявления новой религии, о которых речь дальше.
Для международного положения государства — возрос его авторитет
Важно понимать, что религия играла в международных связях в то время — ключевую роль. Ну, к примеру, ты правитель Византии, а я — Древней Руси
Я тебе клянусь всеми своими языческими богами (в которые ты не веришь), что больше не пойду походом на Византию. А ты клянешься своим христианским богом (в которого не верю я), что дашь свободу и безопасность торговли русским купцам. Ну и получается, как нам с тобой быть уверенным, что мы исполним свои обязательства, ведь мы не боимся богов друг друга, потому что в них не верим! Ну, а если на связывает одна религия — тут доверие в разы больше.
Междинастические браки расширяли влияние Киевской династии за пределами Древней Руси. Наиболее сильно это проявилось при Ярославе Мудром.
Для экономического развития страны:
- Христианизация означала расширение ареала торговли. Теперь, вследствие роста авторитета Руси на мировой арене, можно было беспрепятственно торговать как с Византией, так и со странами Западной Европы. Все это позитивно сказывалось на развитии экономики.
- Но конечно теперь русичи должны были содержать всю церковную рать: епископов, игуменов, священников, храмы. Для этой цели ввели новый налог — десятину.
Для культурного развития страны:
Христианство привнесло на Русь абсолютно новую, доселе невиданную культуру.
- Каменное зодчество — появилось именно благодаря новой религии. Первые каменные храмы строили византийские мастера.
- Книжное дело и письменность. Христианство требует умения читать, хотя бы Библию. Поэтому стала развиваться как грамотность людей через церковно-приходские школы, так и книжное дело. Все это привело к появлению жанров древнерусской литературы: летописей, хронографов, сказаний, житий и пр.
- Живопись развивалась преимущественно в иконописной форме.
Важно понимать, что все это дало как путь к единению культуры и религии. Ведь культура стала религиозной. . Русь крепко стала ориентироваться на Восток, поскольку приняла Восточный вариант христианства, в котором церковь во всем потакает светской власти
Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности. Кстати, о том, что такое цивилизация, я писал тут. Да и вообще православие стало идеологией государства российского вплоть до 1917 года
Русь крепко стала ориентироваться на Восток, поскольку приняла Восточный вариант христианства, в котором церковь во всем потакает светской власти. Православие стало мировоззренческой основной славян и принесло цивилизационные ценности. Кстати, о том, что такое цивилизация, я писал тут. Да и вообще православие стало идеологией государства российского вплоть до 1917 года.
Это всё, в принципе, можно считать плюсами распространения христианства. А были ли минусы?
Вот они:
Русская православная церковь полностью зависела от Византийской, поскольку не была автокефальной
Таковой она станет лишь в 1589 году.
Важно также понимать, что Библия была переведена на церковнославянский язык. С одной стороны, это был плюс, поскольку создавало условия для повсеместного и скорейшего распространения христианства
Но с другой — создавало массу возможностей для своевольной трактовки священного писания. А это всегдашняя основа для ересей, пик которых приходится на 15 век.
Поделиться в соц. сетях
Варианты выбора
Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.
Расхождение | Православие | Католичество |
Обряды | Причащение велось хлебом и вином | Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки |
Язык | Любой | Латынь |
Отношения между церковью и государством | Шло подчинение духовенства государственной власти | Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа |
Историческое значение Крещения Руси
Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями.
Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы.
Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.
Предпосылки принятия христианства
Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…
Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.
В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана
Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения
Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.
Источники и дополнительный материал по теме:
- «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
- «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
- «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012
Положительные последствия принятия христианства
Для начала кратко о специфике выбора — крещение началось еще в Римской, но окончилось уже в Православной церкви. Избрание именно православия после раскола было определено близостью и прочностью контактов с Византией.
Итак, какие же плюсы принесла смена религии:
- Как и любая монотеистическая и строгая религия, христианство имело унифицированные обрядовые ритуалы. Это, в свою очередь, за счет практической идентичности на всей территории, обеспечило сплочение населения.
- Соответственно, по образцу европейской христианизации, заметно вырос процент грамотной аристократии и мещанства, что повлекло за собой ряд других плюсов:
- Ввиду схожести церковно-славянского и используемого в повседневности видов языка, получилось обеспечить еще один фактор, способствующий объединению вокруг Киева — собственно, единый язык.
- Универсальность языковых норм повлекла за собой рост не только церковной, но и мирской культуры. Интересный факт — из более чем тысячи берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде, только 4 имеют условное отношение к религии.
- Единый язык наряду с идентичными обрядами и ритуалами, подкрепленные единым богом, обеспечили значительное укрепление “чувства родства” в гражданах Руси. Фактически, именно это сплочение позволит в дальнейшем пережить иго Золотой Орды и нападение рыцарских орденов балтийских стран.
- Повышение защищенности жителей городов и окрестностей. Церкви, как правило, строились более надежными — каменными или полукаменными, что обеспечивало как их лучшую устойчивость к воздействию огня, так и давало некую надежду на то, что нападающие не рискнут ее тронуть — из страха перед своим, в случае междоусобиц, или чужим богом, если речь идет о нападении извне.
- Наконец, непосредственное укрепление и централизация власти в руках киевского князя до начала дробления Руси и монголо-татарского нашествия.
Как повлияло принятие Христианства на историю России?
Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны. Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.
История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.
Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов. Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное» . Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в до монгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг.
Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки. От материальных стратегий, до изменения сценария жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека.
Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией. Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли. Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.
Ход крещения Руси
В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.
По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.
Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.
Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.
Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти
Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
***
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
***
Также в «Словаре»: Владимир Святой, Древнерусское государство, Древнерусская народность
По следам предков
В древних преданиях повествуется, что первые шаги христианства на Руси были сделаны святым апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя Евангелие, апостол проходил через Фракию, Скифию, Сарматию и дошел до днепровских гор, где позже был воздвигнут Киев. Он предрек, что однажды на этом месте поднимется славный город и церкви.
Следы христиан отмечаются на юго-западных рубежах русской земли у племен тиверцев и угличей, населявших районы на нижнем Днестре и до нижнего Дуная. По записям блаженного Феодорита известно, что Иоанн Златоуст пытался насаждать христианство у соседей-греков и скифов-кочевников, проживавших у Дуная. Источники повествуют о том, что в его устьях находилась Скифская (или Томитанская) епархия, и назидательные учения отцов церкви имели возможность доходить до полян, находившихся южнее Киева. В IV веке епархия находилась у готов, кочевого народа, жившего в южных областях между Дунаем и Днепром. Позднее, когда славянские племена открыли для себя Византию и стали ездить туда по торговым делам и на служение в императорские войска, они ближе познакомились с «иной» верой. Христианство всполохами стало отмечаться на Руси, но в целом восточные славяне находились под сильным влиянием язычества.
Причины выбора христианства на Руси
Принятие государственной религии – это цивилизационный выбор, который стал объективной необходимостью для Руси в X веке, определив условия и особенности дальнейшего развития русского государства.
Принятие христианства было подготовлено предшествующей историей Руси по следующим причинам:
- К концу X века ущербность и упадочность состояния язычества была очевидна, князь Владимир, понимая это, стремился найти новую религию, чтобы объединить русский народ. Объективный провал религиозной реформы 980 года с формированием пантеона из 6 божеств усилил эти обстоятельства.
- Сформировались условия для этнокультурного объединения всех земель.
- Политеизм становился бесперспективным направлением в развитии, все соседние народы исповедовали монотеизм.
- Христианство было хорошо известно на Руси благодаря множеству контактов с Константинополем.
- Наиболее тесные контакты у Руси были с христианскими странами. К X веку по всей Европе распространилось христианство.
- Принятие христианства означало переход к новому уровню цивилизационного развития.
В «Повести временных лет» содержится легенда о миссионерах всех известных мировых религий, которые пришли к князю Владимиру с проповедями. Но скорее, она описывает сам факт выбора, так как все конфессии были известны Владимиру, и нужды в проповедях не было.
№ |
Причины принятия христианства |
Характеристика |
---|---|---|
1 |
Государственные интересы Руси |
Оставаться языческой страной в христианском мире означало бы изоляцию от европейских государств. |
2 |
Формирование единого государства |
Христианство, в основе которого лежал монотеизм, полностью соответствовало образу мощного государства, возглавляемого сильным монархом. Христианство стало опорой государственного единства Руси. |
3 |
Принятие христианства означало новый уровень общественного развития |
Христианство определяло семью как основу общества, вводило новые моральные принципы, нравственные ценности, соответствующие образу нового человека того времени. Появилось требования гуманного отношения к женщинам, детям и человеку вообще. Все это содействовало общественному прогрессу и гуманизации русского общества. |
4 |
Принятие христианства стимулировало развитие культуры Руси и духовной жизни страны |
Христианство обладало развитой философской системой, многочисленной богословской литературой. Контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и наследию античного мира. |
5 |
Формирование на Руси новых общественных отношений |
Появление городов, развитие ремесел, вызревание новых общественных отношений, а также углубление социального расслоения требовали новой идеологии. Язычество не могло объяснить возникновение и развитие неравенства в человеческом обществе. |
Принятие христианства в 988 году до разделения христианской церкви также следует считать положительным фактом. На рубеже X–XI веков Русь стала одним из крупнейших и могущественных государств в Европе. Высокий статус древнерусского государства тоже стал определяющей причиной принятия христианства на Руси. После разделения христианской церкви в 1054 году на Руси утвердилось православие.
Причины принятия христианства на Руси в византийском варианте
Основные причины принятия христианства на Руси в византийском варианте:
- Политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.
- Духовная власть в византийском государстве занимала подчиненное положение по отношению к императору – это соответствовало представлениям Владимира об эффективном государственном устройстве.
- Выбор византийского варианта христианства и заимствование культурных элементов не лишал Русь самостоятельности. Несмотря на формального византийского патриарха, Русь была суверенным государством.
- Христианство по византийскому варианту не связывало богословие языковыми канонами. Национальное богослужение и возвеличивание славянского языка являлось одним из приоритетов Владимира.
Хотя принятие христианства на Руси было по византийскому варианту, в конечном счете, оно прошло через славянское мировосприятие и не было полностью похоже на церковное служение в Византии по ряду причин.
В первую очередь, сыграли свою роль тенденции и стремления к самобытности русского народа. Византийские митрополиты встретили на Руси стремление князей получить свою церковь. По этой причине после принятия христианства первые святые на Руси были возвеличены по политическим соображениям. Мнение греков-митрополитов игнорировалось.
Вторым направлением стало мировосприятие русского народа, который воспринял христианство через опыт предков, сформированные представления о добре и зле. Поэтому после принятия христианства на Руси сформировалась новая синкретическая вера по причине обрусения византийского варианта.
Отметим, что процесс принятия христианства был противоречивым – два крайних примера:
- В Киеве новая вера была принята безропотно, сказалось подчинение авторитету княжеской власти.
- Новгород пришлось крестить огнем и мечом.
На Руси христианство соединило праздники поклонения языческим богам с культами святых, например, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка, по этой причине после принятия христианства сохранился и чисто языческий праздник масленицы, отмечаемый до сих пор.
Процесс соединения языческих и христианских ценностей шел довольно долго после крещения Руси в 988 году:
- К Христу обращались за помощью в земных делах.
- Культ Богородицы, как покровительницы всего живого, широко распространился по русским землям, поскольку соответствовал славянскому мировосприятию.
Синтез христианства и некоторых славянских традиций привел к созданию уникальной системы описания общественно одобряемых и осуждаемых действий, событий, явлений. Позже это позволило сформировать русское православие.
Таблица “Различия православия и католичества”
Православие | Католичество | |
Обрядность | Причащение хлебом и вином для всех верующих. | Причащение облатками (кружок из теста, наподобие вафли). Вином причащается только духовенство. |
Язык богослужения | Любой местный язык. | Только латынь. |
Отношения церкви и государства | Церковь подчинена светской власти. | Папа Римский – не только религиозный, но и политический глава католического мира. |
Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.
Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.
В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.
Распространение Православия на Руси
В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание. Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси. Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.
Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века
Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.
Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.
Предпосылки. Почему именно христианство?
Исторический факт, запечатленный в летописях, гласит, что у Владимира Красно Солнышко, как и у любого человека, жившего в эпоху раннего феодализма, в существовании потустороннего мира, населенного духами и богами, сомнений не было. Однако была необходимость в объединении множества народов, проживающих на территории Руси. Потому первоначальный план, направленный на сплочение вокруг Киева и реализованный им незадолго до начала крещения, был более чем оправданным.
Он велел установить в столице истуканы всех богов, которым покланялось подчиненное ему население. Когда же ожидаемый результат не был достигнут, Владимир провел испытание религий — опять же с прагматизмом язычника:
- Иудаизм был отвергнут как “религия без земли” (последней страной, где на государственном уровне исповедовался иудаизм, был Хазарский каганат, канувший в лету незадолго до описываемых событий).
- Ислам не прижился бы по причине “веселых гуляний”, как вероисповедание полностью запрещающее потребление любого алкоголя.
- Христианство было принято по удивительной причине — прежде всего из-за красоты песнопений и богослужений.
Значение и последствия
Принятие Киевской Русью христианства имело большое значение для дальнейшего развития страны. Состояло оно в следующем:
- Именно это событие послужило объединяющим фактором для разрозненного государства.
- Началось культурное развитие народа. Связано это было с необходимостью осваивания книжного дела для чтения христианской литературы, переведенной на славянский язык. Потребовалось приобретение умения для строительства церквей, стены которых стала украшать иконопись.
- Исчезло жертвоприношение.
- Благодаря повышению престижа Киевской Руси у Ярослава Мудрого, следующего князя, появилась возможность выдавать замуж своих дочерей за иностранных женихов.
Последствием такого события стало приобщение русского народа к общей цивилизации. Это был закономерный этап в развитии Древнерусского государства.
Вывод
Принятие христианства не было однодневным процессом. Это был длительный и трудоемкий процесс преобразования государства. Т.к. держава и религия в те времена были неделимыми понятиями, то принятие новой веры полностью изменило страну. Именно с принятия христианства начинается отсчет новой эпохи. После введения нового вероисповедания Русь постепенно превратилась в могущественную державу, которая имела значительный вес на политической арене. История показывает, что сделанный князем Владимиром выбор, был весьма благоприятным с точки зрения дальнейшего развития государства.