Федор михайлович достоевский: «надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

Долгожданный монумент

И только 30 мая 1997 года состоялось открытие памятника, созданного руками известного скульптора Любови Михайловны Холиной. Стоит немного рассказать об истории, которая предшествовала этому замечательному событию.

Идея создания памятника человеку, творчество которого было неразделимо связано с Петербургом, давно искала своего воплощения. Мастер Холина еще в 1956 году разработала первый макет, но реализовать его так и не удалось. А все потому, что шестьдесят лет назад партийные руководители Ленинграда были категорически против увековечивания памяти реакционного писателя.

Арест и каторга

В салоне Николая Аполлоновича Майкова, где Достоевского приняли очень тепло, писатель познакомился с Алексеем Николаевичем Плещеевым. Именно он свел литератора с Михаилом Васильевичем Петрашевским. С января 1847 года молодой человек начал посещать встречи кружка, собравшегося вокруг этого мыслителя. Тайное общество активно размышляло над будущим России, над возможностью и необходимостью свершения революции. Здесь в ходу была различная запрещенная литература. В то время особый резонанс в обществе вызвало знаменитое «Письмо Белинского Гоголю». Чтение его в данном круге отчасти послужило поводом к дальнейшим печальным событиям. В 1849 году петрашевцы стали жертвами репрессивной борьбы правительства с инакомыслием и заключены в Петропавловскую крепость, а затем, после рассмотрения их дела, приговорены к гражданской (лишение дворянского звания) и смертной (через расстрел) казни. Впоследствии было решено изменить наказание ввиду смягчающих обстоятельств. 22 декабря 1849 (3 января 1850 года) осужденных вывели на Семеновский плац и зачитали им приговор. Затем объявили о замене кардинальных мер на компромиссные – ссылка и каторга. Об испытанных ужасе и потрясении в ходе данной процедуры устами своего героя – Князя Мышкина – Достоевский рассказал в романе «Идиот» (1867-1869).

24 декабря 1849 осужденные были отправлены из Петербурга. В середине января они провели пересылку в Тобольске. Там отбывали наказание некоторые декабристы. Их знатные и богатые супруги смогли добиться свидания с новыми мучениками за свободу убеждений и передать им библии с припрятанными деньгами. Достоевский хранил книгу всю жизнь в память о пережитом.

В Омск на отбывку каторги Достоевский прибыл 23 января 1850 года. Агрессивные и грубые взаимоотношения между заключенными и нечеловеческие условия содержания узников нашли свое отражение на мировоззрении молодого человека. «Те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу» — откровенно сообщал Федор брату Андрею.

В 1854 г. писатель покинул Омский острог и направился в Семипалатинск, где устроился на военном поприще. Здесь произошло знакомство с будущей первой женой Марией Дмитриевной Исаевой. Она спасла Достоевского от невыносимого одиночества. Федор стремился к возвращению к прошлой жизни и писательской деятельности. 26 августа 1856 года, в день своей коронации Александр II объявил о помиловании петрашевцев. Но, как водится, за каждым фигурантом дела был установлен тайный полицейский надзор с целью удостовериться в благонадежности (его убрали лишь в 1875г.). В 1857 г. Достоевский вернул дворянское звание и получил право печататься. Эти и другие свободы он смог получить во многом благодаря помощи друзей.

Достоевский — родом из священнической семьи

Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным.

Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г. с пастели Попова, 1823 г.

В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. «Всякое воскресенье и большой праздник, — вспоминал младший брат Достоевского Андрей, — мы обязательно ходили в церковь к обедне, а накануне — ко всенощной». Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться.

Биография подробно

Детство писателя Федора Михайловича Достоевского можно назвать благополучным: рожденный в дворянской семье в 1821 году, он получил отличное домашнее образование, воспитание. Родителям удалось привить любовь к языкам (латыни, французскому, немецкому), истории. После достижения 16 лет Федор был отправлен в частный пансион. Затем обучение продолжалось в военно-инженерном училище Петербурга. Интерес к литературе Достоевский проявлял уже тогда, посещал с братом литературные салоны, пробовал писать сам.

Как свидетельствует биография Федора Михайловича Достоевского, 1839 год уносит жизнь его отца. Внутренний протест ищет выхода, Достоевский начинает знакомиться с социалистами, посещает кружок Петрашевского. Роман «Бедные люди» написан под влиянием идей того периода. Это произведение позволило писателю, наконец, закончить ненавистную инженерную службу и заняться литературой. Из никому неизвестного студента Достоевский стал успешным писателем, пока не вмешалась цензура.

В 1849 году идеи петрашевцев признаны вредными, членов кружка арестовывают, отсылают на каторгу. Примечательно, что приговор изначально был смертным, но последние 10 минут изменили его. Уже стоявших на эшафоте петрашевцев помиловали, ограничив наказание четырехлетними каторжными работами. Михаил Петрашевский был приговорен к пожизненной каторге. Достоевского отправили в Омск.

Биография Федора Михайловича Достоевского рассказывает, что отбывание срока давалось литератору тяжело. Он сравнивает то время с погребением заживо. Тяжелая однообразная работа вроде обжигания кирпича, отвратительные условия, холод подорвали здоровье Федора Михайловича, но и дали ему пищу для размышлений, новые идеи, темы для творчества.

После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность – Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных».

1859 год – возвращение в Петербург. Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского.

В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные – страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок».

1864 год унес жизни брата и жены. В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию.

Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь (1869 год), Федор (1871 г.) и Алексей (1875 г.). Алексей унаследовал от отца болезнь, умер в возрасте трех лет. Жена стала для Федора Михайловича поддержкой и опорой, душевной отдушиной. Кроме того, она помогла улучшить финансовое положение. Семья переезжает в Старую Руссу, чтобы сбежать от нервной жизни в Петербурге. Благодаря Анне, мудрой не по годам девушке, Федор Михайлович становится счастлив, хотя бы ненадолго. Здесь они проводят время счастливо и безмятежно, пока здоровье Достоевского не вынуждает их вернуться в столицу.

В 1881 году писатель умирает.

Богословское

Адрес: пр. Мечникова, 31 Открыто: 09:00-17:00

Кладбище получило своё название из-за церкви Иоанна Богослова, которая не сохранилась до наших дней. Старые могилы на кладбище сильно пострадали: все деревянные кресты пошли на дрова в Блокаду, а несколько десятилетий спустя каменные надгробия использовались для создания новых памятников. В итоге старинных могил на одном из самых старых кладбищ города почти не осталось. Основная часть памятников относится к советскому периоду, но часто встречаются могилы и XIX века. В Блокаду кладбище было одним из мест массовых захоронений.

У Богословского кладбища странная планировка, где главная аллея является сквозной дорогой, по которой люди сокращают путь. Отчасти из-за планировки, даже будучи одним из старейших кладбищ города, оно совсем на него не похоже.

Сейчас Богословское кладбище наиболее известно как место могилы Виктора Цоя. Рядом с ней стоят несколько скамеек, на которых неизменно сидят поклонники его творчества. А неподалёку от неё — могила Михаила Горшенева, где тоже собираются фанаты.

Троицкий Измайловский собор

Статья: Троице-Измайловский собор – возрожденный гвардейский храм

Общий вид Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петербурге

Православный храм в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга появился в 30-е годы XIX века. Каменный собор был построен по проекту талантливого архитектора Василия Петровича Стасова на месте старой деревянной церкви. В 1867 году под сводами этой церкви произошло венчание Федора Достоевского и Анны Сниткиной.

В 1930-е годы храм закрыли. Поначалу добротное здание хотели снести или перестроить под городской крематорий. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от бомбежек. Сегодня крестообразный пятиглавый собор полностью отреставрирован и каждый день принимает верующих и туристов.

Дом Грушеньки

Вид на дом Грушеньки по адресу г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 25

Еще один «литературный» адрес связан с запоминающимся женским образом героини романа «Братья Карамазовы» — Агриппиной Светловой. Литературоведы считают, что историю Грушеньки Достоевский написал с близкой приятельницы своей жены, которая жила в Старой Руссе.

Двухэтажный мещанский особняк по адресу набережная Глебова, 25, появился на берегу Перерытицы в XIX веке. Его фасад украшен пояском и карнизом, а окна – резными наличниками. Хотя на доме висит мемориальная доска, здание находится в крайне запущенном состоянии и нуждается в ремонте.

Арест и каторга 1850 — 1854 год

Мировоззрение Достоевского разделяли многие его современники, люди с прогрессивными по тем меркам взглядами, но далеко не все активно отстаивали свои идеи, как это делал Федор. За это его приговорили к казни.

Генерал аудиториат посчитал, что причина, по которой Достоевского арестовали, недостаточно веская для того, чтобы лишать русского мыслителя жизни. Наказание было изменено. Было принято решение – ссылка на 8 лет.

Люди, которые хоть раз интересовались, сколько отбыл Федор Михайлович на каторге, знают, что к нормальной жизни он вернулся спустя 4 года. На смягчении наказания настоял сам император. Именно Николай I распорядился лишить Достоевского его состояния, чина дворянина, сослать философа в Сибирь.

Философия

Мировоззрение Достоевского претерпевало серьезные изменения на протяжении всей жизни писателя. Например, политическая ориентация подвергалась пересмотру и формировалась постепенно. Только религиозность, взращенная в писателе еще в детстве, крепла и развивалась, в вере он никогда не сомневался. Можно сказать, что философия Достоевского основана на православии.

Социалистические иллюзии развенчаны самим Достоевским в 60-х годах, у него сформировалось критическое отношение к ним, возможно, потому, что именно они стали причиной его ареста. Путешествия по Европе навеяли ему размышления о буржуазной революции. Он видел, что простому люду она никак не помогла, и в результате у него сложилось непримиримая вражда к возможности свершения ее в России. Почвеннические идеи, подчерпнутые им в период работы с аполлоном Григорьевым в журналах, отчасти послужили основой позднего мировоззрения Достоевского. Осознание необходимости слияния элиты с простым народом, приписывание последнему миссии по спасению мира от пагубных идей, возвращение в лоно природы и религии – все эти идеи импонировали писателю. Он ощущал свою эпоху как переломную. Страна готовилась к потрясениям и перекраиванию действительности. Литератор искренне надеялся, что люди пойдут по пути самосовершенствования, и новое время ознаменуется перерождением общества.

Шел процесс по вычленению самой сути, квинтэссенции русского национального сознания, «русской идеи» – название, предложенное самим автором. У Достоевского она тесно связана с религиозной философией. Арсений Владимирович Гулыга (советский философ, историк философии и литературовед) так объяснял почвенничество Достоевского: это призыв к возвращению к национальному, это патриотизм, основанный на нравственных ценностях.

Для Достоевского эта идея свободы воли, неразлучно связанной с непоколебимым моральным законом, стала основной в творчестве, особенно в поздних произведениях. Человека писатель считал тайной, в его духовную природу он пытался проникнуть, на протяжении всей жизни стремился найти путь его нравственного становления.

8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности автор прочитал «Пушкинскую речь», которая открывает читателю его истинные взгляды и суждения, а также суть жизни, по Достоевскому. Именно этого поэта автор считал истинным национальным характером. В поэзии Александра Сергеевича писатель видел пророчески изложенный путь отчизны и русского народа. Тогда он вывел главную свою мысль: преображение должно свершиться не через изменение внешних факторов и условий, но через внутреннее самосовершенствование.

Разумеется, главным подспорьем, по Достоевскому, на этом пути служит религия. Михаил Михайлович Бахтин говорил, что «шум», создаваемый многоголосицей персонажей в романах писателя, перекрывается одним голосом – принадлежащим Богу, чье слово идет из души автора. В завершении «Пушкинской речи» сказано, что быть русским – значит…

Развитие писательской деятельности

После возвращения в город на Неве литератор выразил свои впечатления о каторге и жизни заключенных преступников в повести «Записки из Мертвого дома». Для современников она стала настоящим откровением. Тургенев сравнил ее значимость с «Адом» Данте, а Герцен – с картиной Микеланджело «Страшный суд».

Федор Достоевский и Иван Тургенев

В тот же период вышла его повесть «Дядюшкин сон», роман «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». В 1860-х он также издавал журналы «Время» и «Эпоха», где пропагандировал идею «почвенничества», родственную течению славянофильства.

В 1862 Достоевский впервые смог выехать за границу, посетил Германию, Австрию, Францию, Швейцарию, Англию, Италию. Там он увлекся игрой в рулетку, снова и снова испытывая судьбу. В 1866 все пережитое из-за этого пагубного пристрастия он перенес на страницы романа «Игрок».

Писатель Федор Достоевский

Годом ранее, будучи в немецком Висбадене для поправки здоровья, он начал работу над романом «Преступление и наказание», где нашел отражение весь сложный путь его внутренних соображений и изысканий. За ним последовали еще четыре величайших творения писателя-мыслителя: «Идиот» (1868-69), «Бесы» (1871-72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-80), названные позже «великим пятикнижием».

В 1873 он взял на себя редакторство журнала «Гражданин», где стал печатать «Дневник писателя», воплотив в жизнь свою давнишнюю идею непосредственного общения с читателями и обсуждения с ними различных злободневных тем.

Ф.М. Достоевский

В 1877 Достоевского избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Спустя два года он стал почетным членом Международной литературной ассоциации. В 1880 на церемонии открытия памятника Пушкину в Москве он произнес знаменитую, вызвавшую всеобщий восторг, речь, высказав свои заветные мысли о литературе и, в целом, о жизни.

Актеры, актрисы и танцоры

Изображение Имя Родившийся Умер Занятие Памятник Справка
1817 г. 1841 г. Артистка театра Императорских театров . Первоначально похоронен на Смоленском кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году. Памятник-бюст, разрушенный бомбой в 1943 году во время блокады Ленинграда . Заменен копией 1955 г.
1903 г. 1966 г. Актер, Народный артист СССР . Мариинский театр , Большой театр , Театр юного зрителя . Фильмы Сергея Эйзенштейна , Александра Невского , Ивана Грозного , Сталинская премия .
1734 1821 г. Актер, русский неоклассицизм, трагик. Пьесы Александра Сумарокова , Российская Академия . Первоначально похоронен на Волковском православном кладбище, перенесен в Тихвин в 1939 году. Памятник не оригинал.
1805 г. 1879 г. Актер, драматург. Горе от ума , заведующая драматическим факультетом театрального училища. Первоначально похоронен на Смоленском кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1802 г. 1853 г. Актер, Русский романтизм . Большой театр , Александринский театр . Первоначально похоронен на Смоленском кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1780 г. 1869 г. Балерина, Императорские театры . Первоначально похоронен на Смоленском кладбище , перенесен в Тихвин в 1936 году. Памятник не оригинал.
1864 г. 1910 г. Актриса и театральный менеджер. Александринский театр . Первоначально похоронен на Никольском кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1866 г. 1948 г. Актриса, Народная артистка СССР . Александринский театр . Свет без тепла , Месяц в деревне , Вишневый сад , Козни и любовь . Государственная премия СССР , орден Ленина .
1818 г. 1910 г. Артист балета, педагог, хореограф. Императорский балет . Дочь фараона , Le Réveil de Flore , Раймонда . Первоначально похоронен на Волковом кладбище , перенесен в Тихвин в 1948 году, памятник установлен в 1988 году.
1813 г. 1887 г. Эстрадный артист, оперный певец Александринского театра . Первоначально похоронен на Новодевичьем кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1843 г. 1902 г. Эстрадный артист, оперный певец Александринского театра . Первоначально похоронен на Никольском кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1786 г. 1849 г. Актриса. Первоначально похоронен на Митрофаньевском кладбище, перенесен в Тихвин в 1936 году. Памятник не оригинал.
1787 г. 1876 ​​г. Оперный певец, Императорские театры . Первоначально похоронен на Новодевичьем кладбище , перенесен в Тихвин в 1936 году. Памятник не оригинал.
1843 г. 1902 г. Бас-оперный певец и актер, отец Игоря Стравинского . Первоначально похоронен на Новодевичьем кладбище , переведен в Тихвин в 1936 году.
1850 г. 1903 г. Артистка театра, трагические роли. Первоначально похоронен на Никольском кладбище , перенесен в Тихвин в 1936 году. Памятник не подлинный.
1915 г. 1989 г. Режиссер Большого драматического театра им. Товстоногова , народный артист СССР . Три Сталинских премии , два ордена Ленина , Профессия режиссера .
1867 г. 1943 г. Оперный певец, тенор, Мариинский театр . Первоначально похоронен в Ташкенте , переведен в Тихвин в 1956 году.

Поминание

Говорят, что в Оптиной роман читали, но образ инока Зосимы и его учение не приняли. Вменяли несоответствие литературного персонажа живому прообразу — старцу Амвросию, зная, что Зосима списан с него (об этом свидетельствует Константин Леонтьев — духовное чадо отца Амвросия, с его благословения принявший монашество). Только небольшая портретная характеристика, приведенная в романе, показывает сходство вымышленного героя и реального человека. Когда старец Зосима является Алеше Карамазову во сне после своей смерти, мы видим отца Амвросия: «…к нему подошел он, сухонький старичок, с мелкими морщинками на лице, радостный и тихо смеющийся… Лицо все открытое, глаза сияют». С сохранившейся фотографии ХІХ века на нас смотрит именно он, прославленный оптинский старец.

В монастыре о визите Федора Михайловича вспоминали. Имеется уникальное документальное свидетельство о том, как монахи восприняли его кончину. 9 февраля 1881 года в московской газете «Современные известия» было напечатано письмо из Оптиной: «Когда дошла до нас весть о кончине Федора Михайловича, мы истинно пожалели писателя-психолога, симпатичного человека и истинного христианина. Монастырское начальство, узнав о смерти Достоевского, распорядилось поминать его на литургии, и мы в обедню на Сретение услышали ектенью протодиакона, молившегося о рабе Божием Феодоре, и многие, знавшие, кого поминают, и хотя несколько слышавшие о нем, усердно молились. Горько, горько мне стало за обедневшую семью наших писателей, лишившуюся таких столбов русской литературы, как Писемский и Достоевский. С каждым годом все уменьшается эта семья». (Писатель Алексей Писемский скончался 21 января 1881 г.).

Некрополь

Адрес: наб. р. Монастырки, 1 Открыто: 09:00-18:00. Вход платный: 300-400 рублей, льготный — 50 рублей.

Историческое кладбище, появившееся вместе с основанием Александро-Невской Лавры в начале XVIII века. Некрополь разделён на две части: Лазаревское и Тихвинское кладбища. На Лазаревском кладбище похоронены М.Ломоносов, К.Росси, С.Витте и другие. Почти все могилы относятся к XVIII и XIX векам; надгробия и памятники выполнены в духе того времени и отличаются выразительностью: плачущие ангелы, спящие скульптуры и мрачные черепа.

На другой части Некрополя — Тихвинской — похоронены Достоевский, Жуковский, Глинка, Мусоргский и другие. Захоронения относятся к более позднему периоду, что сразу же видно по стилю памятников.

Некрополь выделяется с исторической и художественной точки зрения: здесь похоронено много известных личностей, а концентрация выдающихся памятников чрезвычайно высока.

Писатель и его город – Достоевский и Петербург

Современники характеризовали Питер как роскошный, элитный город с величественными замками, фонтанами. Федор Михайлович использует противоположное описание:

  • Образ Петербурга в произведениях Достоевского проявляется во многих эпизодах. Раскольников живет в душной каморке, потолок низкий, обои отстали. В масштабном понимании автор романа указывает на Петербург в целом;
  • Петербург Достоевского – это давящее чувство тоски, теснота, недостаток пространства. Человек ощущает себя одиноким среди сотен спешащих жителей;
  • Создатель романа отмечает нездоровое любопытство к трагедиям, проблемам других людей. Персонажи злорадствуют, не доверяют, подозревают друг друга. Мир для них безысходный, мрачный. Духовное одиночество приводит к потере моральных ценностей;
  • В отличие от других писателей, Достоевский о Санкт-Петербурге отзывается с негативной стороны. Роман рассказывает о реальной жизни простых граждан, пьянстве, нищете, презрении между людьми. Писатель изображает Питер равнодушным, холодным, озлобленным;
  • Достоевский окружает Сенную площадь мрачными закоулками, тоскливыми улочками. Для определения Екатерининского канала он использует слово канава. При описании переполненного рынка автор отмечает грязь, суету, скопление народа;
  • Раскольников становится отражением города. Его размышления объясняются избытком негативных факторов вокруг. Герой смотрит на жизнь людей, основанную на пошлости, позоре, оскорблениях. Он начинает верить, что убийство не будет грехом. Это возможность помочь другим выбраться из нищеты.

Фёдор Достоевский: личная жизнь

Федор Достоевский — сложный писатель и не менее сложный человек. Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства. Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского:

Мария Исаева

Фото: Википедия: UGC Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына.

Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве».

Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска.

Достоевский пребывал в отчаянии. В 1855 году он получил известие о смерти Исаева. Мария оказалась в чужом городе одна, без средств и с ребенком на руках. Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года.

После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию. Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга.

Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей. Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву. Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии — в образе Катеньки Мармеладовой.

Апполинария Суслова

Фото: Википедия: UGC Эмансипированная барышня, мемуаристка и писательница была дочерью бывшего крепостного. Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком.

Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами. Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман. Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии — печатает ее рассказы во «Времени».

Суслова представляла нигилистически настроенную молодежь, она презирала условности и предубеждения старого мира. Поэтому всячески бунтовала против застаревших устоев и морали. Девушка стала прообразом Полины («Игрок») и Настасьи Филипповны («Идиот») и др.

Юность

Поступив в инженерное училище, Достоевский не оставил грез о писательской деятельности. Свободное время он всецело посвящал знакомству с отечественной и зарубежной литературой, а также совершал первые пробы пера. В 1838 году, благодаря разожженному в товарищах интересу к этой сфере искусств, был создан литературный кружок.

1839 год внес новое потрясение в жизнь юноши: скончался его отец. По официальной версии, его сразил апоплексический удар, но до сыновей дошло известие, что он пал жертвой расправы крестьян, которые мстили за «жестокое обращение». Это глубоко поразило Федора, он никогда не забудет этого горя, смешанного со стыдом.

Достоевский отучился 1843 году, и сразу же получил должность полевого инженера-подпоручика. Тем не менее, мечта посвятить себя искусству не оставляла молодого человека, поэтому служил он не больше года. После отставки Федор Михайлович решил попробовать устроить в печати свои дебютные работы.

Студенческие будни Достоевский пытался разбавлять трудами над пьесами и рассказами собственного сочинения, а также переводами зарубежных авторов. Первые опыты затерялись, вторые зачастую были незакончены. Так что его дебютом стали «Бедные люди» (1845). Произведение было настолько значимым в его судьбе, что мы рекомендуем вам прочитать разбор этого романа. Рукопись высоко оценили даже матерые акулы пера Некрасов и Белинский. Знаменитый и почтенный критик увидел в авторе «нового Гоголя». Роман опубликовали в некрасовском «Петербургском сборнике» 1846 года.

Дальнейший творческий путь автора был в свое время не понят современниками. Следующий роман «Двойник» (1845-1846) многие сочли очень слабым произведением. Открытый Достоевским тип «подпольного человека» признали далеко не сразу. Белинский разочаровался в таланте молодого писателя. Новоприобретенная слава временно померкла, а некоторыми была даже исподтишка осмеяна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector