Волковское кладбище, санкт-петербург. литераторские мостки

Последующее благоустройство и расширение территории

Но как бы ни были ничтожны кладбищенские доходы, всё же удалось, хоть и с большим трудом, скопить определённую сумму и в 20-х годах XIX века построить по проекту архитектора П. Ф. Воцкого те самые Святые ворота, которые сохранились до наших дней, и часть прилегающей к ней ограды. Следующее десятилетие было отмечено последней прирезкой 20500 саженей земли и закладкой каменного храма, автором проекта которого и исполнителем работ был петербургский архитектор Ф. И. Руска. С тех пор Волковское кладбище вплоть до Октябрьского переворота оставалось в своих неизменных границах.

В середине века была выстроена ещё одна каменная церковь. Название своё ― Паномарская ― она получила по имени купца Паномарёва, на чьи пожертвования была построена и освящена в 1852 году. Место для неё выбрали на равном удалении от Вознесенской и Спасской церквей, а строил её всё тот же архитектор Ф. Руска. Здесь, в склепе, расположенном под церковными плитами, нашёл упокоение прах самого жертвователя, на чьи средства было осуществлено строительство. Это было сделано в традициях, освящённых веками: построить храм и в нём же быть погребённым.

Тремя десятилетиями позже появилась ещё одна церковь, называвшаяся в просторечии по имени благодетеля, финансировавшего постройку. Это заложенная в 1885 году и единственная действующая сегодня на территории погоста церковь Иова Многострадального. Она была построена на средства потомственного почётного гражданина Иова Михайловича Крюкова и долгое время в среде окрестных жителей именовалась Крюковской. Следует заметить, что её очень любил и неоднократно посещал император Николай II, считавший святого Иова своим небесным покровителем.

Как добраться

Волковское кладбище находится на Расстанном проезде, вход в него легко узнаваем по каменным воротам и колокольному шпилю Воскресенского храма. Некрополь открыт в зимнее время с 9.00 до 17.00, в летнее время — 9.00-18.00. Выходной день — 1 января.

На кладбище и поныне проводят захоронения, подзахоронения к родственникам, открыт колумбарий. Администрация Волковского некрополя предлагает услуги по:

  • подготовке участков;
  • изготовлению памятников;
  • установке надмогильных плит и сооружений;
  • благоустройству могил.

До знаменитого Санкт-Петербургского некрополя от станции метро «Лиговский проспект» проще всего добраться автобусом номер 57, трамваи № 10,25,44 или же воспользоваться маршрутными такси.

Волковское кладбище

Волковское кладбище в столице

В завершение следует упомянуть о том, что в Москве, в Мытищах, есть кладбище, одноимённое старинному петербуржскому, о котором шёл разговор в данной статье. Открыто оно сравнительно недавно ― в тридцатых годах прошедшего века. Волковское кладбище (Мытищи) отличается современной планировкой и благоустройством. На его территории предусмотрены участки для захоронения мусульман, и имеется колумбарий.

Архитектурной доминантой некрополя является храм Воскресения Христова. Построен он на добровольное пожертвование мецената ― одного из крупных российских предпринимателей Ю. Х. Кертанова. Сам жертвователь похоронен на этом же кладбище, и памятник на его могиле, выполненный в виде храма, является одной из местных достопримечательностей.

Отрадно видеть возрождение традиции меценатства, столь широко распространённой в минувшие века. Например, Волковское кладбище (Санкт-Петербург), как и многие другие некрополи России, создавалось и украшалось Божьими храмами главным образом на средства благочестивых дарителей. С наступлением демократических перемен в стране, когда широкие массы народа вновь обратились к своим духовным истокам, получили новую жизнь и славные традиции прошлого, столь долго находившиеся в историческом забвении.

Суеверные страхи императрицы

В самом начале XVIII столетия был создан погост при церкви Иоанна Предтечи, находившейся в прилегавшей к городу Ямской слободе. Но просуществовал он недолго, так как императрица Елизавета Петровна любила порой наведаться к слобожанам на гулянья, а вид находившегося рядом кладбища вызывал у неё суеверный страх ― боялась самодержица покойников. Воля императрицы ― закон, и вскоре погост был перенесён южнее, к деревне Волковка, на берег одноименной реки.

Любопытно, что название произошло действительно от волков, в изобилии водившихся когда-то в тех местах. Подтверждение этому можно найти в документах XVIII века, свидетельствующих о многочисленных случаях, когда стаи хищников нападали на случайных прохожих. После того как было открыто кладбище, их добычей нередко становились тела покойников, привезённые на погост, но по разным причинам не погребённые. В наши времена это кажется немыслимым, но тогда это была обыденная реальность.

Знаменитости, похороненные на Волковском кладбище

Литературные мостки — с 1907 года место захоронение великого ученого Дмитрия Менделеева и его семьи. Каменная глыба и гранитный крест украшают могилу ученого, подарившего миру таблицу Менделеева.

Здесь же находятся могилы членов семьи Ульяновых, матери и сестер Ленина.

Уникально захоронение и Александра Блока, который в 1921 году скончался и был похоронен на Смоленском некрополе, потом его череп был перезахоронен на Литературных мостках.

Знаменитая актриса Алиса Фрейндлих и ее сестра Ирина установили в 2002 году памятник отцу Бруно, народному артисту СССР.


Могила А.С. Попова на Волковском кладбище

В 1975 скончалась поэтесса, пережившая блокаду, Ольга Берггольц, памятник ей установлен уже в 21 веке. Памятник символичен, стоящая во весь рост женщина, на фоне окна, напоминающего крест, является прообразом непобедимости духа.

Православные церкви на Волковском кладбище

1759 год стал временем возведения первой церкви Спаса Нерукотворного. Через 2 году возводится деревянный храм в честь обновления Воскресенского храма в Иерусалиме.


Церковь Воскресения Словущего на Литераторских мостках

После пожара 1782 года и уничтожения деревянной церкви к 1785 году был возведен каменный храм Воскресения Господнего по проекту знаменитого архитектора И. Старова. До революционных лет эта церковь привлекала туристов, прихожан и паломников красотой произведений искусства и дорогой церковной старинной утварью.

Император Александр первый в 1808 году приказал расширить территорию некрополя, через четыре года здесь появились канавы и деревянные рощи.

В 1832 году архитектор П. Воцкий руководит сооружением колокольни и ворот, которые построили за 2 года.

В 1837 году по проекту архитектора В. Беретти и зодчего Ф. Руска возводится второй каменный храм Спаса Нерукотворного.

В 1850 г. купец П. Пономарев стал меценатом постройки третьего каменного храма, спроектированного тем же архитектором Ф.Руска и освященного в честь Всех святых в 1852 году митрополитом Никанором.

В 1885 году П. Крюкова на собственные средства возводит храм святого Иова над могилой супруга, чтобы таким образом увековечить его имя.


Церковь Иова Многострадального на Волковском кладбище

Уникальная церковь была одной из немногих православных храмов открытой во время Ленинградской блокады, в ней службы совершаются и поныне. Успенский храм появился в 1913 году, он строился по проекту А. Аплаксина.

К началу 20 века Волковское кладбище в Петербурге стало самым большим, в нем дорожки мостили деревянными настилами или мостками.

Интересно! Традиционно здесь хоронили выдающихся деятелей искусства. Поэтому в народе Волковский некрополь стали называть Литературными мостками после захоронения на нем Николая Лескова, Александра Куприна, Ивана Крылова и других литераторов.

Время революционных разрушений не обошло стороной и Волковские храмы, склепы и памятники.

В 1932 году уничтожается церковь Успения Богородицы, через три года разрушена церковь Всех святых, в 1937 году закрывается храм Воскресения Словущего и церковь Спасителя.

Когда появились слухи о предании тела Ленина земле, и якобы выбрано место на знаменитых Литературных мостках, всю ночь на кладбище дежурили коммунисты и журналисты, но новость оказалась ложной.

Исторические захоронения на Волковском православном кладбище:

  1. Братские могилы защитников города 1942-1944 гг.
  2. *Азаревич М.А. (1804-1888), актриса Императорских театров
  3. Алонкин И.М. (ум. 1875), купец, потомственный почетный гражданин
  4. Аничков В.М. (1830-1877), военный историк, писатель
  5. Афанасьев Н.Я. (1821-1898), композитор, скрипач
  6. *Ахвердов Н.А. (1800-1876), сенатор, генерал-лейтенант
  7. Боргман И.И. (1849-1914), физик, профессор
  8. Бородовский В.А. (1878-1914), радиохимик, профессор
  9. Вельяминов Н.А. (1855-1920), лейб-хирург, академик
  10. Воинов И.А. (1884-1917), рабочий-большевик
  11. Ганскау Я.Ф. (1756-1841), участник войны 1812 года, губернатор Архангельска
  12. Гиляровский В.М. (1822-1902), протоиерей
  13. *Громова П.К. (1819-1887), драматическая актриса
  14. Жамойда Д.С. (1975-2006), актер
  15. Здекауэр Н.Ф. (1815-1897), врач, общественный деятель
  16. *Зотов Р.В. (1848-1898), историк, редактор “Морского сборника”
  17. *Караулов В.А. (1854-1910), член «Народной воли», общественный деятель
  18. Курочкин В.С. (1831-1875), поэт, журналист
  19. Курочкин Н.С. (1830-1884), поэт, журналист, врач
  20. *Лашкарев Г.С. (1788-1849), генерал-лейтенант, сенатор
  21. Лермантов В.Н. (1796-1872), инженер, генерал-майор, участник войны 1812 г.
  22. Лихошерстов Н.Ф. (1809-1854), директор Государственного банка
  23. *Любимов В.Н. (1855-1902), оперный артист
  24. Назимов П.Н. (1820-1902), адмирал, путешественник, гидрограф
  25. Науменко М.В. (1955-1991), рок-музыкант
  26. Николаенков И.Д. (1920-1947), инженер, Герой Советского Союза
  27. Одоевцева И.В. (1895-1990), поэтесса
  28. Рафалович А.А. (1815-1851), доктор медицины, исследователь Востока
  29. Романов (“Дюша”) А.И. (1956-2000), рок-музыкант
  30. Словцов Б.И. (1874-1924), биохимик, физиолог
  31. Стоюнин В.Я. (1826-1888), педагог, общественный деятель
  32. Тищенко В.Е. (1861-1941), химик, академик
  33. Тон К.А. (1794-1881), академик архитектуры
  34. Фаворский А.Е. (1860-1945), химик-органик, академик
  35. Фаворский М.А. (1806-1867), профессор Медико-хирургической академии
  36. Черенков Я.А. (1888-1939), инженер путей сообщения
  37. Чернышев Г.Н. (1919-1997), конструктор атомных подводных лодок
  38. Шахматов А.А. (1864-1920), филолог, академик
  39. *Щураков С.М. (1960-2007), композитор, музыкант

Лютеранское кладбище

В настоящее время лютеранским кладбищем называется участок восточнее православного кладбища, однако исторически он состоит из пяти участков: лютеранского, старообрядческого, единоверческого и двух еврейских.

Лютеранское кладбище

Лютеранское кладбище было основано во второй половине XVIII века напротив православного за речкой Волковкой. Кладбище предназначалось для захоронения лютеран, которые составляли в то время значительную часть населения Санкт-Петербурга. Прошение о выделении места под кладбище было подано от конвента Петрикирхе ещё в 1741 году, но место в сто двадцать сажен длиной и восемьдесят шириной под кладбище было выделено только в 1773 году после закрытия Сампсониевского кладбища. Первым, кто был похоронен на этом кладбище, оказался немецкий купец Иоганн Гебхард Бретфельд, умерший 30 мая 1773 года. По этой причине долгое время кладбище называлось Бретфельдовым.

План лютеранского кладбища, 1914 год

В 1790 году на средства Петрикирхе был построен мост через речку и новая дорога к кладбищу.

В 1842 году построены каменные ворота с деревянной оградой.

В 1877 году по проекту архитектора И. Вольфа было начато строительство часовни, которую освятили 21 мая 1879 года.

В 1900 году были построены новые, более высокие, ворота, необходимость в которых была вызвана увеличившейся высотой катафалков. Архитектором являлся Е. Гельман, который ранее был автором проектов ряда деревянных сооружений на территории кладбища. Ансамбль кладбища приобрёл законченный вид.

В 1920-е годы все деревянные постройки, принадлежащие кладбищу, были разобраны на дрова, ворота и часовня — на кирпичи. Многие захоронения из-за отсутствия надлежащего ухода были разрушены. Позже некоторые памятники вместе с захоронениями были перенесены в некрополь Александро-Невской Лавры (например, захоронение Росси), некоторые были перенесены отдельно, как образцы художественных надгробий.

В 1990-е годы начались работы по обследованию кладбища по инициативе Санкт-Петербургского немецкого общества. В 1996 году работы закончились. В ходе этих исследований было описано более 2000 памятников, 3800 захороненных лиц, все данные занесены в компьютерную базу.

25 января 1998 года на Волковском лютеранском кладбище неизвестными было разрушено 82 могильных памятника.

Старообрядческое кладбище

Старообрядческое кладбище было основано купцами Воробьевым и Волковым в 1787 году. Оно располагалось севернее лютеранского. 31 августа 1834 года к лютеранскому кладбищу примкнули участки Волковой деревни, отделяющие старообрядческое и лютеранское кладбища. В настоящий момент оба кладбища составляют единое целое. В 1884 году на территории старообрядческого кладбища по проекту архитекторов Ф. И. Габерцетеля и А. О. Томишко были построены мужская и женская богадельни с молельными, закрытые в 1930-е годы, а позже перестроенные под диспансер. К началу 1990-х годов на кладбище не сохранилось старинных памятников

Единоверческое кладбище

Единоверческое кладбище было основано в конце XVIII века. В 1818 году по проекту архитектора Беретти на нём была построена Благовещенская церковь, которая была закрыта в 1931 году, а позже, как и другие, была уничтожена. Кладбище также слилось с лютеранским в XX веке.

Еврейские кладбища

Старое еврейское кладбище, устроенное в 1802 (1809) году, располагалось между речкой Волковкой и западной границей лютеранского кладбища. Новое еврейское кладбище, устроенное в 1859 (1862) году, располагается вдоль западной стороны бывшей Нобелевской улицы, примыкая к юго-восточной части лютеранского кладбища. Площадь каждого из этих еврейских кладбищ — приблизительно 0,2 гектара. В 1916 году часть надгробий со старого кладбища была перенесена на новое в связи с прокладкой трамвайных путей по набережной реки Волковки. К настоящему времени на новом кладбище сохранилось несколько надгробий, на старейшем из них — доктора Генриха Курицкого — указан 1867 год.

Лютеранский некрополь

Лютеранским это место называют обобщенно, ибо на его территории хоронили:

  • лютеран;
  • старообрядцев;
  • единоверцев;
  • евреев.

Лютеранское кладбище возникло на другом берегу реки Волковки к концу 18 века после закрытия Сампсониевского некрополя.

Склеп на лютеранской стороне Волковского кладбища

Право обустройства нового кладбища было передано общине Петрикирхе, которая с немецкой пунктуальностью организовала процесс расположения могил. На кладбищенской земле появились линии, разряды. Стоимость захоронения зависела от выбранного места, все могилы получили номера, памятники заносились в особые списки, сохранившиеся с 1820 года.

В 18-19 веках строится мост для соединения двух кладбищ, ворота и часовни в готическом стиле. Около ворот процессии встречала небольшая колокольня с крестом на остроконечном своде, украшающим каменную часовенку. Аккуратные, в немецком стиле, дома смотрителя, архивное здание заканчивались оранжереей для выращивания цветов.

В 1863 году лютеранское кладбище было модернизировано. После революции многие постройки лютеранского кладбища были уничтожены, но сохранились целые елеи дуба, клена, лиственниц дремлющие водоемы и даже склепы.

В 1990 году Немецкое общество за шесть лет сумело упорядочить памятники и места захоронений, внеся данные в компьютерную систему, а в 1998 году вандалы разрушили 82 могильные надгробия.

Мастерская по изготовлению и художественному оформлению памятников

Находится на территории Волковского православного кладбища.

Они производят работы по изготовлению, художественному оформлению и продаже памятников и надгробий осуществляют наши партнеры. Здание мастерской расположены рядом с администрацией кладбища.

Основное преимущество заказа памятников и надгробий в мастерских на территории кладбища — удобство и быстрота выбора и заказа, которые можно совместить с посещением могилы умершего родственника. Ассортимент и цены на памятники и словорубные работы в различных мастерских мало отличаются друг от друга. Вторым несомненным преимуществом является экономия средств на доставку памятника.

Православное кладбище

План православного кладбища и Литераторских мостков, 1914 год

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви во имя Иоанна Предтечи. Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность. Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора Ивана Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту Павла Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Франца Руски и Викентия Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года. Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви во имя Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства и был похоронен в подцерковье. Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался и действует по сей день.

Могила камер-казака Тихона Сидорова, погибшего при исполнении служебных обязанностей во время крушения императорского поезда в 1888 году

В 1888 году, после крушения императорского поезда возле станции Борки по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны на Волковском кладбище был похоронен погибший при крушении её камер-казак Тихон Сидоров, чья могила на Глазуновской дорожке сохранилась до настоящего времени.

В 1910—1913 годах на территории кладбища по проекту Андрея Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930-х годах кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил была перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская. Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. В 2008 году храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего.

Могилы представителей иных конфессий

Восточную часть некрополя занимает обширный участок, именуемый Лютеранским кладбищем. Это общее название, так как в действительности там находятся лютеранское, старообрядческое, единоверческое и еврейские кладбища. В 1741 году конвент кирхи святых Петра и Павла, которая и поныне находится на Невском проспекте, подал прошение в Сенат о выделении участка для погребения лютеран, которых в то время проживало в Санкт-Петербурге огромное количество. Однако рассмотрение вопроса затянулось на долгое время, и лишь в 1773 им была отведена территория напротив православного кладбища, сразу за рекой Волковкой.

Любопытно, что на протяжении долгого времени лютеранское кладбище называлось Бертфельдовым ― по имени первого похороненного на нём немца, купца Иоганна Гебхарда Бертфельда. Все заботы об обустройстве погоста взяли на себя прихожане двух петербургских лютеранских кирх ― Петра и Павла, а также Святой Анны. Соответственно, и преимущество при выборе мест захоронения и назначении цены имели члены именно этих общин. Лютеране подошли к организации похорон с чисто немецкой педантичностью, и погребения совершались в строгом порядке, благодаря чему даже в наши дни можно без труда найти и идентифицировать могилы 40 000 людей.

Появление нового погоста

Волковское кладбище начинает свою историю с постановления Сената, датированного 11 мая 1756 года. Согласно этому документу, был отведён значительный участок земли для захоронения жителей близлежащих районов Санкт-Петербурга. Территорию для погоста выделили, но средств на его содержание и благоустройство почти не отпускали, так как хоронить предполагалось в основном городскую бедноту. Доходов в казну кладбище не приносило. Похоронить на Волковском кладбище было очень дёшево, и места на нём предоставлялись либо совершенно даром, либо за символическую плату. В результате государство устранилось от всякой опеки над ним.

Подобная дешевизна явилась причиной того, что Волковское кладбище стало быстро разрастаться. Известно, например, что за первые полгода его существования было произведено около девятисот захоронений. В дальнейшем темпы заполнения территории увеличивались, что послужило причиной ряда вынужденных прирезок площади. Вначале места для погребений выбирались без всякой системы и при полном отсутствии плана.

Особенный хаос вносили казённые учреждения и военные команды, хоронившие своих служащих, где им вздумается, и не считавших нужным согласовывать действия с администрацией. Относительный порядок начал устанавливаться только после передачи кладбища в епархиальное ведомство, которая последовала по высочайшему Указу от 13 сентября 1781 года. С этого дня всеми организационными и хозяйственными вопросами стал заниматься вновь назначенный настоятель Иван Григорьев ― человек исполнительный и энергичный. Благодаря его стараниям появились учётные документы, ставшие в наши дни бесценным историческим материалом, позволяющим воссоздать картину тех лет.

Захоронения выдающихся деятелей искусства и культуры

Как и многие кладбища Санкт-Петербурга, Волковский некрополь находился на заболоченном и сыром месте ― таковы особенности местной почвы. Чтобы как-то решить проблему передвижения по территории объекта, решено было мостить дорожки досками ― это и послужило причиной тому, что отдельные участки кладбища стали называться «мостками». К концу XIX века таких дорожек-мостков насчитывалось около ста двадцати, а их общая протяжённость превышала двенадцать вёрст.

С середины XIX века северо-восточная часть некрополя получила название Литераторские мостки. Это объясняется сложившейся к тому времени традицией хоронить здесь выдающихся деятелей литературы, науки и искусства. Одним из первых тут был погребён А. Н. Радищев. Его могила не сохранилась, но в память о крупнейшем писателе и публицисте екатерининской эпохи на стене Воскресенской церкви уже в наши дни была установлена памятная мемориальная доска.

На территории Литераторских мостков нашёл своё упокоение и один из ближайших друзей А. С. Пушкина ― поэт А. А. Дельвиг. Недалеко от его могилы можно увидеть двойное захоронение, обнесённое общей чугунной оградой. Здесь покоятся столпы российской словесности ― В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, а чуть поодаль от них ― Д. Н. Писарев и И. С. Тургенев. Перечислить всех, кто похоронен на Волковском кладбище и на его Литераторских мостках, очень трудно, так как их имена относятся к обширнейшему периоду прогресса творческой мысли в России.

Православное кладбище

Волково кладбище было основано по указу Сената 11 мая 1756 года, в связи с закрытием по приказу императрицы Елизаветы Петровны кладбища при церкви Иоанна Предтечи.

Своё название кладбище получило из-за находившейся рядом (на другом берегу Волковки, в то время называвшейся Чёрной речкой) Волковой деревни, которая, в свою очередь, получила своё название из-за большого числа волков, населявших окружающую местность.

Согласно документам того времени, волки нередко нападали стаями на одиноко идущих людей в этой местности даже в XVIII веке.

На содержание кладбища выделялось немного средств, оно предназначалось для малоимущих людей, поэтому благоустройством кладбища никто не занимался. Кроме того, не велось надзора за тем, кто и где устраивает захоронение. По этой причине, на кладбище отсутствовали дорожки, во многих местах их невозможно было провести, не задев могил.

В 1759 году на территории кладбища была построена деревянная церковь, которую 3 декабря освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа. К 1795 году она обветшала и была разобрана.

В октябре 1777 года построена деревянная церковь «в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Эта церковь сгорела 1 января 1782 года, и в том же году на её месте под руководством архитектора И. Е. Старова началось строительство каменной Воскресенской церкви, которое завершилось в 1785 году.

В 1808 году указом императора Александра I территория кладбища была существенно увеличена.

В 1812 году кладбище было обустроено: были выкопаны канавы, посажены деревья.

В 1832—1834 годах по проекту П. Ф. Воцкого сооружена колокольня и ворота.

С 1837 по 1842 год велось строительство главой каменной церкви Спаса Нерукотворного под руководством архитекторов Ф. И. Руска и В. И. Беретти.

С 1850 по 1852 год по проекту Ф. И. Руски строилась новая каменная церковь, которую освятил во имя Всех Святых митрополит Никанор 26 августа 1852 года.

Строительство велось на средства купца П. И. Пономарёва, поэтому в народе её прозвали Пономарёвской.

В 1885 году началось строительство церкви Святого праведного Иова. Церковь строилась на средства П. М. Крюковой над могилой её мужа. Архитектор И. А. Аристархов, работавший над созданием этого храма, умер до окончания строительства, и был похоронен в подцерковье.

Строительство закончилось в 1887 году. В советское время и в годы блокады храм не закрывался, и действует по сей день.

В 1910—1913 году на территории кладбища по проекту А. П. Аплаксина была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1920—1930 годы кладбище претерпело значительные изменения. Было разрушено много склепов и памятников, часть могил были перенесена, в 1932 году была разрушена Успенская церковь, в 1935 году — Всесвятская.

Спасскую церковь в 1937 году перестроили под цеха завода «Монументскульптура». Храм Воскресения Словущего закрыли 28 января 1936 года, через полгода после организации музея-некрополя «Литераторские мостки», которому и передали здание. С 2008 года храм стал снова действующим.

В годы блокады на кладбище устраивались массовые захоронения, место которых отмечено памятником. В настоящее время кладбище имеет статус действующего, на нём продолжают хоронить людей.

Церковь Воскресения Словущего

Литература

  • Алфавитный указатель исторических могил, находящихся на кладбищах гор. Петрограда и его окрестностей // // Весь Петроград на 1917 год, адресная и справочная книга г. Петрограда. — Пг.: Товарищество А. С. Суворина — «Новое время», 1917. — С. 486—489. — ISBN 5-94030-052-9.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 76. — 511 с.
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. — 687 с.:ил. — ISBN 5-85270-037-1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector