Фома аквинский: вера и знание

Служанка теологии

Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.

Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.

Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.

Зрелый возраст

Доминиканский орден вновь направляет Фому в Парижский университет. Здесь он, помимо преподавания, активно занимается проблемами аверроизма и аристотелизма. В средневековом богословии существовала проблема — как адаптировать античное наследие к христианскому вероучению. Тексты Аристотеля были доступны в переводах арабских авторов, в частности Аверроэса. Стояла задача «очистить» древнегреческую философию от восточного влияния и толкований, дабы сохранить догматическую идейную чистоту богословия.

Фома вступает в полемику, резко критикует аверроистов и особенно университетского профессора Сигера Брабантского. Последний обладал большим авторитетом, но имел крайне крамольные взгляды, даже дошел до отрицания бессмертия души человека. Аквинат пишет трактат, где обличает Сигера и других аверроистов.

Окончание педагогической деятельности

В 1272 году ученого отзывают обратно в Италию — доминиканцы основали университет в Неаполе и нуждались в помощи опытного магистра и знатока наук. Аквинат все еще продолжает читать лекции, вести церковные проповеди и работает над третьей частью «Суммы». Однако ухудшение здоровья вскоре вынудило его оставить кафедру и писательский труд.

Последние годы жизни

Осенью 1273 года ученый пережил мистический опыт, ставший одним из самых загадочных фактов его биографии. Однажды, когда Фома пребывал в состоянии экстаза, ему были явлены видения, после которых он окончательно прекратил свои труды. В итоге «Суммы» так и остались незавершенными.

Жить ему оставалось совсем недолго. Однако вскоре папа Григорий Х потребовал от ученого явиться на церковный собор в Лионе, где планировалась попытка примирения католической и православной церквей после раскола 1054 года.

Ожидалось, что мудрый и опытный мыслитель сможет указать путь к возможному преодолению разногласий. Аквинат отправляется в путь, который пролегал через места, где прошло его детство. Фома останавливается в монастыре Фоссануова (возле Рима), где умирает в 1274 году. Сейчас его останки покоятся в храме Тулузы (Франция).

Юношеские годы и молодость

Уже в юные годы Фома отличался любознательностью, стремлением к наукам и познанию. Ученость влекла его больше, нежели служебная карьера в церкви. Это предопределило его будущий путь становления как мыслителя и богослова.

Получение образования

В 1239 году юноша поступает в университет Неаполя, где изучает труды Аристотеля, Аверроэса и Маймонида, а также их влияние на христианское богословие. В это же время он сближается с монахами-доминиканцами, чей орден давал большие возможности для научной работы и обучения философии.

Будущий мыслитель поступает на факультет искусств Парижского университета, где его радушно принимает Альберт Великий. Этот выдающийся ученый-схоласт берет юношу к себе в ученики. В скором времени Альберт перебирается в Кельн, где преподает в университете.

Фома следует за своим наставником, а после завершения обучения возвращается в Париж, и несколько лет спустя уже сам становится преподавателем богословия. В это же время он пишет свои первые труды.

Монашеский постриг

Еще во время учебы в Неаполе молодой человек принимает решение принять постриг и вступить в доминиканский орден, чему твердо воспротивилась его мать. Фома пытается перебраться в Париж, сделав остановку в Риме, однако прибыть в столицу Франции у него не получается, так как по дороге его перехватывают братья, силой доставляют в родительский дом и держат взаперти 2 года.

Однако юноше удается освободиться. Он сбегает в Рим, где предстает перед магистром ордена доминиканцев Иоганном фон Вильдесхаузеном и принимает монашеский обет.

Преподавание в Риме

В 1260 году Фома возвращается в Италию, служит священником в Неаполе и обосновывается в городе Орвието Папской области. Здесь, будучи уже опытным преподавателем, он читает лекции в студиуме — средневековом университете. Для римской курии пишет духовные гимны, которые исполняются в католических храмах и по сей день. Ученый становится папским советником по теологическим вопросам.

При этом Аквинат продолжает оставаться в рядах доминиканцев. В римской базилике Санта-Сабина, их главной церкви, создается студиум, ставший новым образовательным проектом ордена. В то время учебные курсы в Папской области еще не имели четкого разделения по специализации или по предметам.

В Санта-Сабине преподавался широкий спектр разграниченных между собой философских наук, посвященных как природе и высшим материям, так и морально-этическим вопросам. Фома был направлен на работу в студиум, где продолжил заниматься активной преподавательской деятельностью. Развивался он и как мыслитель: именно в этот период Аквинат начинает работать над «Суммой теологии», своим главным и самым известным трудом.

Фома Аквинский — гармония и синтез

Средневековую философия, часто называемую схоластикой, разделяют на три периода:

1. Ранняя схоластика, от 400-х гг. до 1200-х гг. Во многих отношениях этот период связан с Августином и близким ему неоплатонизмом. Его выдающимися фигурами были ирландский монах Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, а так же скептический француз Петр Абеляр, который, в частности, способствовал оттачиванию схоластического метода постановки и обсуждения философских вопросов.

2. Зрелая схоластика, с 1200-х гг. до первых десятилетий XIV века. Выдающимися этой эпохи грандиозных систем и синтеза были Альберт Великий, его ученик Фома Аквинский и главный оппонент Фомы Иоанн Дунс Скот.

3. Поздняя схоластика, с начала XIV века до расцвета Ренессанса. Его представителями был англичанин Уильям Оккам. Он отверждал, что вера и разум существенно отличаются друг от друга и обосновывал номинализм и поворот разума к эмпирическому. Таким образом, его учение знаменовало собой переход к философии Нового времени.

С теологической точки зрения, проблема универсалий являлась спором в соотношении веры и разума. Христианские номиналисты подчеркивали особое значение веры и Откровения, которые выше постижения разумом. Согласно номиналистам, если бы разум сам смог постичь то, чему учит нас с помощью Божьего слова и веры Откровение, то ослабло бы значение Боговоплощения — рождение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Скирбекк Г. История философии, 2008, С.218

2. Метафизика

Учение об общих началах и принципах философского миропонимания Фомы содержит учение о сущем как таковом и естественную теологию, в основе которой лежит доказательство бытия Бога.

Трансцендентальные характеристики присущи всему сущему несоотносимы ни с отдельным, ни с соизмеримым, ни с материальным.

Понятие «сущее» обозначает всё, что существует. Оно может быть как логическим, так и реальным.

Логическое сущее. Общие понятия, или универсалии, не существуя в действительности, все же не лишены реального основания, поскольку из него выводятся. Общее, согласно взглядам Фомы, есть продукт человеческого разума. Однако общее имеет отношение к реальности, ибо оно существует вне ума. Существование общего вне ума двояко: само по себе и в уме Бога.

Реальное сущее. Ничто материальное не может существовать независимо от формы (или Бога), поскольку материя (потенциальность) и форма (актуальность) есть два реальных сверхчувственных принципе, образующие вещь. Определенность форм, по мнению мыслителя, восходит к своему первоначалу, к божественной премудрости. Поэтому любая вещь имеет существование, актуальность которой выводит её из бытия логического в бытие реальное.

Всё, что реально, а именно: мир, чувственные вещи, человек — предметы экзистенциальные, т.е. существующие. Бог также существует, но если миру присуще бытие, то Бог есть само бытие. В Боге бытие совпадает с сущностью.

Фома считает онтологического доказательство бытия Бога, разработанное Ансельмом Кентерберийским, недостаточным. Он полагает, что бытие Бога может быть доказано только апостериорно, т.е. исходя из факта существования мира как Творения Бога.

Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Интересные факты

В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».

Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.

После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.

Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».

Фома Аквинский

Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в
природе, и его мы именуем Богом.Фома Аквинский

Фома Аквинский, святой (1224/1225—1274 гг.). Выходец из благородной
ломбардской семьи, этот доминиканец учился у
Альберта Великого. Став
преподавателем богословия, Фома Аквинский работал в Париже, Риме и Неаполе.
Применяя и неукоснительно соблюдая схоластические методы исследования, он
объединил христианскую веру с учением Аристотеля, духовное наследие которого
состояло не только из его произведений, но и из трудов его комментаторов.
Его «Сумма теологии» пользовалась громадным авторитетом в католической
церкви, хотя и подвергалась критическим нападкам, которые вскоре удалось
заглушить благодаря непогрешимой репутации Фомы Аквинского. Он опубликовал
«Сумму против язычников», в которой опровергал арабских философов, а также
вопросы и темы, обсуждаемые на университетских диспутах, и множество
комментариев к различным авторам от Боэция до
Петра Ломбардского. Фома
Аквинский был канонизирован в 1323 г.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. –
М., 2014, с. 232.

+ + +

Фома Аквинский (около 1225 — 1274) — философ и теолог, основатель
томизма. Основные
труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Упоминается
Гумилёвым как представитель зрелой схоластики, искавший источник идей в
предметах. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов
христианства с учетом современной им науки. Заслуга университетской схоластики,
как считает Гумилёв, состоит в том, что она ввела систему сносок, которой мы
пользуемся до сих пор.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, 
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 615.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Дал пять доказательств существования Бога
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Бергош Ю. «doctor angelicus» (Ю. Бергош. Фома
Аквинский. М, 1966
).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Центральная фигура периода схоластики
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Семенов Н.С. Средневековый теолог и философ (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Бандуровский К.В. Монах-доминиканец (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Валентей C. Д. Один из крупнейших идеологов класса
феодалов (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Баландин Р.К. Из всех форм правления Фома отдавал
предпочтение монархии (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин.
— М.: Вече, 2012).

Аверинцев С.С. Философско-теологическая система Фомы
Аквинского — знамя доминиканских схоластов (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Учитель церкви (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).

Далее читайте (произведения Фомы Аквинского,
литература, справочные материалы).

«О правлении государей»:

«Царю, сведущему в законе Божием,
прежде всего следует заняться тем, чтобы
подчиненное ему множество жило благой
жизнью, а эта забота состоит из 3 частей:
во-первых, чтобы он установил в
подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых,
чтобы установленное сохранял; в-третьих,
чтобы его улучшал.

В связи с упомянутой триадой царю
предстоит тройная задача. Во-первых,
заботиться о преемственности людей и
назначении тех, кто возглавляет
различные службы. Во-вторых, чтобы
своими законами и предписаниями,
наказаниями и наградами он удерживал
подчиненных себе людей от греха и
побуждал к доблестным делам, восприняв
пример Бога, давшего людям закон;
воздающего тем, кто его соблюдает,
вознаграждение, а тем, кто преступает —
наказание. Третья задача, стоящая перед
царем, чтобы все подчиненное ему
множество могло отразить врагов. Ведь
ничто не поможет избежать внутренних
опасностей, если нельзя оборониться от
опасностей внешних».

Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние
века. СПб, 1911

Об Аристотеле

Альберт Великий, учитель Фомы Аквинского, был автором первого написанного в Западной Европе комментария к «Никомаховой этике» Аристотеля. Именно он ввел в обиход католического богословия сочинения Аристотеля, до того известные на Западе преимущественно в изложении арабского философа Аверроэса. Альберт показал отсутствие противоречий между учением Аристотеля и христианством.

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

Фома не был единственным богословом, пытавшимся апеллировать к трудам Аристотеля. Это же делал, например, его современник Сигер Брабантский. Однако аристотелизм Сигера считали «аверроистским», сохранившим некоторые идеи, привнесенные в труды Аристотеля его арабскими и иудейскими переводчиками и интерпретаторами. «Христианский аристотелизм» Фомы, опиравшийся на «чистое» учение древнегреческого философа, не противоречащее христианству, победил — а Сигер Брабантский за свои убеждения был предан суду инквизиции и убит.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Жизненный путь

Фома был 7-м сыном графа Ландольфа Аквинского. Отец мечтал, чтобы младший сын стал аббатом бенедиктинской обители Монте-Кассино. Когда Фоме исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель. Здесь он жил до 9 лет. Но, как он превратился в одного из самых известных католических теологов?

1239-1243 гг. – учился в университете Неаполя. Здесь молодой Фома сблизился с доминиканцами и принял решение присоединиться к их ордену. Семья была против его решения, поэтому Фому заточили в крепости Сан-Джовани.

1245 г. – получил свободу и вступил в Доминиканский орден. Затем он отправился в Парижский университет. Здесь Фома учился у Альберта Великого. Он также обучался в Кельнском университете.

1252 г. – вернулся в доминиканский монастырь св. Иакова (Париж).

1256 г. – стал преподавать теологию в Парижском университете. В это время он создает свои первые сочинения: «О началах природы», «О сущности и существовании», «Комментарий к «Сентенциям»».

1259 г. – вызван папой Урбан IV в Рим. Здесь около 10 лет он преподает богословие в Ананьи и Риме, а также пишет философско-богословские труды. Также Фома занимает должность «чтеца» при папской курии и является советником папы по богословским вопросам.

1269 г. – возвращается в Париж и начинает борьбу за «очищение» философии Аристотеля от арабских толкований.

1272 г. – написал труд «О единстве интеллекта против аверроистов». В этом же году был отозван в Италию для учреждения в Неаполе школы доминиканцев.

1274 г. – умер во время поездки на церковный собор, который должен был состояться в Лионе.

Первые работы

Именно здесь, на свободе, молодой мужчина написал свои первые труды, а именно «О существовании и сущности», «Комментарий к «Сентенциям»», «О началах природы». Далее случается невероятный виток судьбы: его к себе, в Рим, вызывает папа Урбан IV. Следующие 10 лет своей жизни Фома посвящает преподавательской ниве в Италии, а именно в Риме и Ананьи.

Одновременно с этим теолог пишет большой философско-богословский труд. Большую часть времени в Италии мужчина провел как советник по делам богословским при папской курии.

В 1269 году исследователь возвращается в Париж для того, чтобы начать борьбу с арабскими толкователями трудов Аристотеля и очистить его учение. Кстати, очень резкий трактат героя нашей статьи, «О единстве интеллекта против аверроистов», был написан как раз в 1272 году. Он напрямую касался работ Аристотеля и их неверного истолкования.

Краткую биографию Фомы Аквинского продолжаем тем, что в том же году его отзывают в Италию для создания школы доминиканцев в Неаполе. К сожалению, из-за плохого самочувствия, мужчине пришлось прекратить преподавательскую деятельность и оставить на время писательство. Но не суждено ему было вернуться к своим трудам. Так, в 1274 году краткая биография и творчество философа Фомы Аквинского прерываются, так как он умирает по дороге в Лион. В это время он находился в монастыре Фоссанова. В дороге закончилась жизнь выдающегося теолога.

Детство Фомы

Существует поверье, что мать Фомы перед рождением сына встретила святого отшельника, который предсказал мальчику духовную стезю, вступление в монашеский орден, достижение большой учености и святости.

Происхождение и рождение

Томмазо Д’Аквино родился в 1225 или 1226 году в фамильном замке Роккасекка, что находится в столичной области Лацио в Италии. Его отцом был Ландольф, местный аристократ, происходивший из низшего дворянства, однако благодаря службе у короля смог получить рыцарское звание. Мать Теодора происходила из неаполитанского рода Караччоло. Фома был седьмым и самым младшим ребенком в семье.

Семья

Сыновьям Ландольфа прочили военную карьеру, а Фоме, как самому младшему, — путь служения Богу, что было общепринятой практикой среди итальянской знати в те времена. Синибальдо, дядя Фомы по отцовской линии, занимал должность аббата бенедиктинского монастыря в Монтекассино, одного из крупнейших и самых известных в католической Европе. Планировалось, что повзрослевший Томмазо сделает церковную карьеру и получит ту же должность в будущем. Поэтому уже в раннем детстве мальчика отдали на воспитание в обитель к монахам-бенедиктинцам, где он и находился до 14 лет.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия. Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия

Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Фома Аквинский

Пять путей доказательств бытия Бога.

Фома определяет пять путей доказательств бытия Бога.

Первый путь исходит из понятие движение. Все в мире движется, причем каждое отдельное движение предполагает свой источник движения. Любая последовательность отдельных движений не может быть бесконечной. Поэтому «необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога» Там же. С.829.

Второй путь исходит из понятия производящей причины. Причинно-следственная связь присуща всему мирозданию, но тем не менее нельзя представить того, чтобы ряд причин уходил в бесконечность. Стало быть, «необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую именуют Богом». Там же.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В мире существует не только случайность, но и необходимость, определённая закономерность. Стало быть, не все сущее случайно и в мире должно быть нечто необходимое. В сущее имеет необходимость в чем-то другом. В конечном итоге «необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог».

Четвертый путь исходит из различных степеней совершенства. Мир вещей есть иерархия ступеней, составляющих пирамиду мироздания. Кажая последующая ступень этой иерархии является высшей и совершенной, чем предыдущая. Вершина пирамиды мироздания — самая совершенная сущность, «являющаяся для всех сущностей причиной блага и всякого совершенства; и ее мы именуем Богом».

Пятый путь исходит из распорядка природы. Всё в этом мире целесообразно. «Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, какого природные тела, подчиняются целесообразности… Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом».

Доказательства бытия Бога, приведенные Фомой, есть модификация идей языческой философии, и в частности учения Аристотеля.

В учении Фомы Бог — начало и конец всех вещей, источник бытия и само бытие, которое он сотворил из «ничто»; у Аристотеля Бог — сверхчувственная субстанция («форма всех форм»), вечная сущность и первичная реальность, перводвигатель и цель, которая находит свое воплощение в высшем Благе. Стало быть, в томизме Бог есть само бытие, в котором полностью совпадают сущность и реальное бытие; в языческой же философии Бог занимается оформлением предшествующей материи, т.е. даёт форму миру.

В христианской философии Бог — персонифицированная личность, т.е. он обладает сознанием и знанием, свободен в своей деятельности, способен вступать в отношения в другими личностями. В языческой философии, напротив, Бог есть вечная и неподвижная сущность, отделенная от мира чувственных вещей и жизни людей; он чистый акт, живой деятельный разум, лишенный элементарной материальности и потенциальности. Поэтому в языческой философии Бог, являясь формой, есть лишь модус бытия. В томизме же Бог, является творцом бытия, а это гораздо больше, чем быть «формой всех форм».

Наследник традиции

Он родился в большой семье графа Андольфа Аквинского года. Второй сын французского короля не мог рассчитывать на земельный надел при господстве принципа примогенитуры, то есть, когда все получает первенец. Фома был седьмым ребенком, и участь его была предопределена – духовная карьера. При его родовитости он мог стать аббатом, епископом и даже папой. Родители уже присмотрели для него местечко настоятеля бенедиктинского монастыря Монтекассино, расположенного как раз неподалеку от родового замка Рокказекка.

Но юноша всем сердцем полюбил теологию и вообще ученость. Учеными монахами в то время были доминиканцы. К ним он и собирается примкнуть после окончания университета в Неаполе. Но что такое орден св. Доминика в то время? Незначительное и небогатое сообщество ученых мужей, исследующих Писание и шелестящих пожелтевшими свитками. То было время чудовищного невежества, когда образованный человек в умах простонародья считался чуть ли не слугой сатаны. Церковь воздействовала на паству сфабрикованными чудесами и внешним величием. Таким был Бенедиктинский монашеский орден, куда родственники хотели запихнуть способного к наукам Фому.

Они схватили его на пути в Сорбонну (Париж). Фому держали несколько лет в заточении, надеясь, что он сломается и уступит воле родителей. К нему даже подсылали жрицу любви, в надежде, что он соблазнится и станет «обычным» монахом. Фома оказался крепким орешком и не уступил, а девку просто выгнал из своей кельи. Только теперь поняли родственники, что Фома настроен серьезно. Он не будет молиться за их грешные души, но добровольно подвергнет себя искушению знаниями. Освобожденный от кандалов семейного долга, юноша едет в Париж, где становится учеником Альберта Великого.

Потребность в способных богословах была огромной. Вместе с учителем Фома перемещается в Кельнский университет, а затем обосновывается в доминиканском монастыре св. Иакова в Париже. Доминиканцы по достоинству оценили способности брата Фомы, назначив его преподавателем в Парижском университете. Здесь Аквинат начинает писать свои богословские труды. Нельзя сказать, что он занялся сочинительством от скуки. Античные авторы и переводы арабских писателей манили его сокровенными знаниями, хотя и противоречили католическому мировосприятию.

Это интересно: Жизнь священномученика Фаддея Успенского — рассмотрим подробно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector