Краткое содержание пьесы «фауст» (гете)
Содержание:
Образ Фауста в трагедии Гете
Произведение о Фаусте – это длинный жизненный путь человека, который наделен особым взглядом на мир, способностью ощущать, переживать, разочаровываться и надеяться. Главный герой заключает с дьяволом сделку лишь потому, что хочет постичь все тайны мира. Он желает отыскать неуловимую истину бытия, найти правду, постоянно с отчаянием выискивает все новые и новые знания. Вскоре он понимает, что сам не сможет найти ответы на вопросы, не сможет раскрыть всех тайн.
Ради знаний герой готов платить любую цену. Ведь все, что есть в жизни Фауста, все, что движет им, – это поиски. Гете наделяет героя полной гаммой всех существующих эмоций. В произведении он находится то в экстазе от того, что обнаружил крупинку новой информации, то на грани самоубийства.
Главная задача героя – не просто познать мир, а понять себя. Образ Фауста в трагедии «Фауст» чем-то напоминает вечный двигатель. Его жизнь не вращается по кругу, не возвращается к истокам. Он постоянно идет только вперед, делая новые открытия, исследуя неизвестное. За получение знаний он платит своей душой. Фауст прекрасно осознает, чего хочет, и для этого готов вызвать дьявола.
Основные положительные черты, которые вобрал в себя образ Фауста в трагедии «Фауст», — это настойчивость, любознательность, доброжелательность. Главный персонаж не просто стремится овладеть новыми знаниями, он хочет с помощью них помогать другим.
Образ Фауста в трагедии Гете обладает и негативными качествами: желанием получить знания немедленно, тщеславием, сомнениями, беспечностью.
Главный герой этого произведения учит тому, что нельзя оглядываться назад и сожалеть о чем-то, нужно жить настоящим, искать то, что делает человека счастливым. Несмотря на ужасающую сделку, Фауст прожил абсолютно счастливую жизнь, ни разу до последнего мгновения не пожалев о ней.
Анализ 3
Данное произведение И.В.Гете писал практически всю свою жизнь, начиная с ранней юности. В поэме затронуты темы смысла человеческой жизни, добра и зла, Бога и дьявола.
Тема добра и зла является ключевой в произведении «Фауст». Главный герой находится в поисках смысла бытия, ради этого рискнул своей душой. Персонаж на протяжении всей пьесе стоит перед выбором между добром и злом. Но, несмотря на все искушения Мефистофеля, он старается поступить в первую очередь по совести, потому что изначально чист душой и практически не испорчен жизнью. Фауст провел все свои дни за книгами, изучил все науки, состарился, но не стал от этого счастливым человеком. Автор на примере главного героя показывает слабость человеческой натуры. Сколько бы Фауст не пытался поступать благородно, он все равно отклонился от праведного пути.
Главная идея поэмы «Фауст» в том, что противодействие добра и зла – это неизбежная необходимость. Потому что без этого противостояния человечество бы не развивалось, не стремилось к новым знаниям, и не было прогресса в мире. Автор считает, что человек учится на своих ошибках, может сделать правильные выводы и обрести смысл жизни.
Тема любви играет важную роль в данном произведении. Роковая любовь между главными героями имеет трагические последствия в первую очередь для Маргариты. Фауст и Маргарита, оба не искушенные в романтических отношениях, полюбили друг друга безумной страстью. Маргарите всего 14 лет. Она чиста и наивна как ребенок. Познакомившись с образованным мужчиной, девушка полностью доверяется ему. Ради встреч с любимым, она начинает обманывать мать и подсыпать ей снотворное, после которого последняя однажды не проснется. Кроме того, Фауст стал виновником смерти не только матери возлюбленной, но и ее брата Валентина, которого он случайно заколол шпагой. Чернокнижнику приходится немедленно покинуть город, что он и делает, оставив осиротевшую Маргариту. Оставшись одна, девушка родила девочку, которую решила утопить, чтобы избавить себя от позора. В результате Маргариту заточили в тюрьму за убийство и блуд. Но, несмотря на все причиненные ей страдания девушка по-прежнему любит Фауст. Во всех своих грехах: в гибели матери, в утоплении младенца и даже в убийстве брата возлюбленным она винит исключительно себя. За искреннее раскаянье девушка прощена Богом и ее душа и не достанется дьяволу.
«Фауст» — это великое творение Гете, в котором он поднимает вечные философские проблемы о смысле существования человечества, о жизни и смерти, о Боге и дьяволе. Автор верит в величие человека. На примере Фауста он показывает, что в человеке, прошедшим даже самые тяжелые испытания, несчастья и искушения, в конечном итоге побеждает доброе начало. В финале пьесы Фауст прозревает. Он осознал, что истинный смысл бытия – это жизнь для других и знания напрасны, если не приносят пользы людям.
Рассказы о Фаусте
23 февраля 1520 года Фауст посетил Бамберг, делая гороскоп для епископа и не только, за что получил сумму в 10 гульденов. Восемь лет спустя он был замечен в Ингольштадте, откуда спустя время его изгнали. Более поздние записи дают положительный вердикт о личности алхимика: «Таким образом, профессор Тюбингена Йоахим Камерариус в 1536 году признает Фауста как респектабельного астролога, а врач Филиппа Бегарди в 1539 году хвалит его медицинские знания». 25 июня 1535 года зафиксировано его присутствие во время восстания анабаптистов.
Погиб загадочный чернокнижник в 1540 или 1541 году. Он якобы умер во время взрыва алхимического эксперимента. Гговорят, что останки были обнаружены в «ужасно изуродованном» состоянии, которое было истолковано так, что дьявол пришел, чтобы забрать его лично. В 1548 году богослов Иоганн Гаст в своих проповедях утверждает, что Фауст страдал от ужасной смерти. В своей учетной записи 1548 года Гаст также упоминает личную встречу с Фаустом в Базелево. Согласно ему, Иоганн отправлялся в путешествие с собакой и лошадью, и ходят слухи, что собака иногда превращалась в слугу, отдаленно напоминающего человека.
Другой посмертный рассказ — это повествование Йоханнеса Манлия, написанный Меланхтоном в его сборнике, датированном 1562 годом. Согласно ему, Фауст был лично знаком с Меланхтоном и учился в Кракове. Манлий уже ранее включал легендарные моменты в свои рассказы и не может быть использован в качестве исторического источника. Он рассказывает, что Фауст хвастался, что победы немецкого императора в Италии были вызваны его магическим вмешательством. В Венеции он якобы пытался летать, но был брошен на землю дьяволом.
Йоханнес Вирус рассказывает, что Фауст был арестован в Бабенбурге, потому что он рекомендовал местному капеллану по имени Дорстениус использовать мышьяк, чтобы избавиться от его щетины. Дорстениус размазал яд на лице и потерял не только свою бороду, но и большую часть кожи. Филипп Камерарий в 1602 году утверждал, что слышал рассказы о Фаусте непосредственно от людей, которые встречались с ним лично, но из всех публикаций конца 16 века невозможно понять, были ли это реальные исторические анекдоты ли обычные слухи и легенды.
Влияние произведения
После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.
На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.
Образ Маргариты
Маргарита – скромная девушка, наивная во многих вопросах, стала главным искушением для уже немолодого героя. Она перевернула весь мир ученого и заставила его сожалеть о том, что он не властен над временем. Сам поэт очень любил образ Маргариты в трагедии «Фауст», вероятно, отождествляя его с библейской Евой, подавшей запретный плод Адаму.
Если все годы своей жизни Фауст полагался на свой разум, то, повстречав на улице эту обычную на первый взгляд девушку, он начинает полагаться на сердце и чувства. Маргарита после встречи с Фаустом начинает меняться. Она усыпляет свою мать, чтобы попасть на свидание. Девушка не столь беспечна, как может показаться в первом ее описании. Она прямое доказательство того, что внешность может быть обманчива. Встретившись с Мефистофелем, девушка подсознательно понимает, что его лучше обходить стороной.
Образ Маргариты Гете взял с улицы своего времени. Литератор часто видел милых и добрых девушек, которых судьба бросает в крайности. Они не могут выбраться из своей среды и обречены проводить свою жизнь так, как это делали женщины их семьи. Стремясь к большему, эти девушки все больше падают вниз.
Найдя свое счастье в Фаусте, Маргарита верит в лучший исход. Однако череда трагических событий не дает ей наслаждаться любовью. Ее брата убивает сам Фауст, не желая того. Тот проклинает перед смертью сестру. На этом несчастья не заканчиваются, и, выстрадав больше должного, сойдя с ума, Маргарита попадает в тюрьму. В момент полного отчаяния ее спасают высшие силы.
Описание произведения
Открывают произведение три вступления:
- Посвящение. Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
- Пролог в театре. Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
- Пролог на небесах. После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.
Часть первая
Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни.
Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите – невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва – также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.
Часть вторая
Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса.
Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.
История легенды
В 1587 году была издана книга «Истории фон Иоганна Фаустена» о грехах Фауста и вскоре переведена на английский язык. Именно она вдохновила Кристофера Марлоу на написание пьесы. Образ доктора Фауста в изложении последнего изучался Иоганном Вольфгангом фон Гете (который также мог прочитать немецкую версию), и легенда об алхимике начала пускать свои корни. В ее основе ученый, который продает свою душу дьяволу. Хотя легенда представлена в литературе, здесь речь идет о реальном астрологе и алхимике, который жил в районе северной Германии в пятнадцатом веке.
Хотя он обучается богословию, он обращается к магии и совершает опасную сделку с дьяволом, в которой он насылает на свою душу вечное проклятие в обмен на власть и знание в этой жизни. Но он всего лишь человек, высокомерный и безрассудный. Может ли чернокнижник Иоганн Фауст — или кто-либо еще — владеть силами Бога или сопротивляться искушениям дьявола?
Легенда вдохновила многих великих писателей, музыкантов и художников. Самые ранние известные источники легенды — это рукопись Вольфенбютлера, датированная 1580-1587 годами, и печатная книга (издание «Шписы»), предназначенная для популярной продажи от 1587 года. Два знаменитых литературных произведения по теме Фауста — «Трагическая история» Кристофера Марлоу «Доктор Фаустус», и Иоганн Вольфганг фон Гете «Фауст».
В то время как последний был назван окончательным, далее последовали сотни или тысячи вариаций на эту тему в театре, музыке, кино, поэзии, искусстве и литературе, включая классику: «Портрет Дориана Грея», «Призрак оперы» и многие другие.
Анализ трагедии Гете «Фауст»
Универсальный гений немецкой классической литературы Гете написал глубоко философское произведение «Фауст», в котором превознес человека, ищущего истину.
История написания трагедии связана с увлечением автора давними немецкими легендами о докторе и маге Фаусте, жившем еще в средние века. Об этой неоднозначной личности ходили разные слухи. И то, что он учитель, развращающий своих учеников, и то, что он занимается алхимией и магией. Поговаривали, что Фауст был настолько талантлив и эрудирован, что мог бы с легкостью по памяти воспроизвести труды античных философов. Но главное, чем взволновал всех этот человек – это сделка с мистическими силами.
Гете тоже был пленен образом средневекового доктора, и решил создать на его основе своего героя. Однако интерпретация образа Фауста великим драматургом отличается от прежних его художественных воплощений. Это уже не был несчастный дерзкий доктор-маг, а одаренный ученый, ищущий истину. Таким образом, средневековый Фауст приобрел характерные черты человека эпохи Просвещения.
Тема трагедии: поиски главным героем истинных знаний, открывающих путь к познанию мира. Фауст
– талантливый ученый, достигший высот во многих сферах, но ему этого не достаточно. Он понимает, что человек ограничен в своих интеллектуальных возможностях. Поэтому главный герой обращается за помощью к духам. В то же время на небе заключается договор, объектом которого становится душа Фауста. В результате, Фауст заключает сделку с мистическими силами о том, что ему помогут открыть все тайны бытия взамен на его душу.
Идея трагедии: превознесение разума, вера в человечество.
Главной проблемой произведения является борьба добра и зла, их противостояние в душе человека. Главный герой поддается различным испытаниям и соблазнам, но все-таки в конце находит правильный путь и выходит победителем.
Трагедия имеет такую композицию: посвящение первым читателям, два пролога и две части.
В посвящении автор обращается к своим близким друзьям, которые были первыми слушателями и читателями, а значит, и критиками его поэмы «Фауст». Он выражает им свою безмерную благодарность, вспоминает о них с теплотой.
«Пролог в театре» — это дискуссия о предназначении искусства между директором театра, поэтом и актером. Директор театра олицетворяет собой практическое отношение к искусству. Для него театр – это, прежде, всего доход. Поэтому он заманивает публику развлекательными шоу, а не серьезными спектаклями. Поэт – олицетворение романтического взгляда на театр и на искусство в целом. Поэт уверен, что задача театра состоит в том, чтобы повышать культурный уровень зрителя, а не просто развлекать. О деньгах поэт, как настоящий романтик, почти не думает. Комический актер – олицетворение реалистичного взгляда на искусство. Он считает, что правильнее всего совмещать талант и мнение публики.
«Пролог на небе
» часто поддавался критике со стороны церкви, так как автор вольнодумно трактует образы Господа, ангелов иМефистофеля . В этой части заключается пари, объектом которого становится ученый Фауст.
После прологов идет первая часть, в которой появляется главный герой. Он рассказывает о себе в монологе. Фауст не доволен своим знанием мира, поэтому заключает сделку, чтобы проникнуть в сущность всех вещей. Важным событием первой части является знакомство Фауста и Маргариты
Во второй части Фауст женится на античной красавице Елене Прекрасной
. В финале он находит свое прекрасное мгновенье. Благодаря правильному выбору главные герои прощены.
«Фауст» — это величайшее литературное творение драматурга.
Кратко о действующих лицах
Краткое содержание трагедии Гете «Фауст», разбитое по главам, позволит освежить в памяти образы главных и второстепенных героев. По мере развития сюжета трагедии читатель знакомится все с большим количеством персонажей. Кто-то из них вызывает искренний интерес, кто-то вызывает улыбку и симпатию, ну а некоторые достойны лишь недоумения и сожалений.
Главные герои
В трагедии три главных героя:
- Генрих Фауст – потомственный врач и ученый, разочаровавшийся в жизни и собственных стремлениях, что побудило его заключить сделку с самим Мефистофелем.
- Мефистофель – предстает перед читателем в образе дьявола, злого духа, который из-за скуки заключил сделку с Господом, поставив на кон чистую душу Фауста.
- Маргарита (Гретхен) – несчастная возлюбленная Фауста, молодая невинная девушка, которая влюбляется в представительного доктора. Стремясь быть с любимым человеком, она удовлетворяет его просьбу и подсыпает снотворное своей матери, из-за чего та умирает. После расставания с Фаустом Маргарита сходит с ума и убивает новорожденную дочь, и ее приговаривают к смертной казни.
Второстепенные персонажи
Второстепенных персонажей в произведении очень много, однако наиболее значимыми их них являются:
- Директор театра, Поэт, Комик – читатель знакомится с ними в начале оперы.
- Вагнер – ученик доктора Фауста, сумевший без посторонней поддержки заработать славу выдающегося ученого своего времени. Трудом всей своей жизни Вагнер сделал создание Гомункула.
- Гомункул – человек из пробирки, который предал своего создателя и присоединился к компании Фауста и Мефистофеля.
- Елена – прекрасная древнегреческая богиня, которую по просьбе Фауста Мефистофель перенес из древней Спарты. Во второй части трагедии Елена стала законной женой главного героя и родила ему сына Эвфориона.
- Эвфорион – сын Фауста и Елены, который стал своеобразным символом объединения романтичных и античных начал. Гете наделил его типичными чертами байроновских героев.
- Марта – веселая вдовушка и соседка Маргариты.
- Валентин – родной брат Маргариты, который вступился за ее честь и был убит Фаустом.
Проблемы
Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.
Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить
В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами
Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.
Другие сочинения по этому произведению
Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Общий смысл трагедии «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» — выражение передовых просветительских идей эпохиБоротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»»Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)»Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Анализ финала поэмы Гете «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста»Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии ГетеСтруктура и сюжет трагедии Гете «Фауст»
Влияние произведения
После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.
На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.
Навигация по сайту
Пираты Хокинса
Способности
Связанные статьи
|
Племя Минков
Способности
Связанные по теме
|
Жители Норт Блю
Способности
Другие Места
|
История создания
Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете трудился над своим детищем «Фауст» практически всю жизнь, поэтому читатели прослеживают изменение мировоззрения поэта под гнетом эпохи, которая начинается в его труде с «Бури и натиска» и заканчивается романтизмом.
Это произведение, которое принесло Гете лавры почета, задумывалось автором еще в возрасте 22-23 лет, а закончил он его перед самой смертью. Безусловно, у писателя есть и другие достойные произведения, которые составили литературное наследие, но именно «Фауст» стал вершиной немецкой поэзии.
Иоганн Гете
Мастер слова вдохновился древним фольклором; по легенде, у Фауста был прототип, который жил в первой половине 16 века. Реальный Иоганн Георг Фауст – это полулегендарный бродячий доктор и чернокнижник, биография которого стала животрепещущей темой для литературных сочинений.
Поэтому Гете – вовсе не новатор, ведь произведение под названием «Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» вышло еще в 1587 году. Кроме того, на образ шарлатана опирались Якоб Михаэль Ленц, Фридрих Максимилиан Клингер и другие писатели, а театральные деятели часто использовали этого героя для пантомим и кукольных представлений.
Якоб Михаэль Ленц и Фридрих Максимилиан Клингер
По сказаниям, молодой Фауст получил степень бакалавра по теологии, а затем стал обучаться «практической магии» в Краковском университете. После того как Иоганн постиг «азы науки», он отправился странствовать по миру, где перед глазами шокированной публики выдавал себя за мага и говорил, что способен сотворить чудеса Иисуса Христа, а также восстановить из глубин собственного подсознания труды древних философов, Платона или Аристотеля.
Вполне закономерно то, что властям не нравились похождения Иоганна, который прививал прохожим всякий вздор. Поэтому вскоре Фауста выслали из Ингольштадта, а затем вышестоящие инстанции, заведующие Нюрнбергом, запретили «великому содомиту и некроманту доктору Фаусту» въезжать на территорию города. Гете не мог не вдохновиться столь колоритным персонажем, но на литературных страницах назвал главного героя Генрихом, а не именем своего тезки.
Иоганн Георг Фауст
В период с 1774 по 1775 годы Гете писал произведение «Прафауст», представляя читателям главного героя как строптивого бунтаря, который желает постичь тайны мироздания. В 1790 году завсегдатаи книжных лавок увидели отрывок «Фауста», а первая часть вышла в свет только в 1808 году. Первая часть трагедии отличается отрывочностью и самодостаточностью сцен, тогда как композиция второй представляет собой единое целое.
За вторую часть трагедии Гете принялся спустя 17 лет. Стоит сказать, что она трудна для восприятия неподготовленного читателя, ибо Гете окунает любителей литературы не только в экстравагантный сюжет, но и в философские размышления, мистические ассоциации и неразгаданные загадки. Поэт показывает «зрителям» жизнь современного ему общества. Таким образом, владелец книги чувствует неразрывную связь настоящего и прошлого.
Эпизод «Елена», который задумывался еще в 1799-ом, был закончен стихотворцем в 1826 году, а через четыре года Гете сел за написание «Классической Вальпургиевой ночи». В середине лета 1831 года, незадолго до собственной смерти, писатель завершил свое основополагающее произведение. Далее непревзойденный гений запечатал творение в конверт и завещал опубликовать только после своей смерти: вторая часть «Фауста» увидела свет в 1832 году, в 41-ом томе «Собрания сочинений».
Связанные места
Штауфен-им-Брайсгау, город на самом юго-западе Германии, считается местом смерти Фауста (ок. 1540). Единственный исторический документ, подтверждающий это предположение — отрывок из Хроники графов фон Циммерн, написанный около 1565 года, двадцать пять лет спустя предполагаемой смерти Фауста. В целом этот документ считается надежным источником, в конце XVI века семейные узы связывали знать Штауфена и род Циммернов.
В первоначальной редакции пьесы Кристофера Марло Виттенберг, город, где учился Фауст, имеет еще один вариант написания — Вертенберг (ср. Wittenburg — Wertenberge). Это породило множество размышлений о месте повествования. Некоторые исследователи полагают, что это герцогство Вюртемберг, другие считают, что это аллюзия на Кембридж, где учился Марло, но, вероятно, Виттенберг — историческая столица герцогства Вюртемберг, в настоящее время это Штутгарт.