Ошибка доктора боткина
Содержание:
Канонизация
В феврале 2016 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал доктора Евгения Боткина, расстрелянного в 1918 году вместе с царской семьей. Такого решения многие в России давно ждали. В течение ряда лет возможность причисления врача Евгения Боткина к лику святых была предметом детального рассмотрения в Исполкоме Общества православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого). На V Всероссийском съезде православных врачей, который проходил в октябре 2015 года в Санкт-Петербурге, участники единогласно ходатайствовали об этом перед Русской Православной Церковью. На съезде в своем докладе, посвященном Евгению Боткину, академик РАМН Александр Чучалин утверждал, что врач, отказавшийся уйти из царской семьи в момент, когда ее трагическая судьба была уже решена, продемонстрировал верность врачебному долгу. «…Надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза…», писал доктор Боткин в последнем перед расстрелом письме к брату Александру .
Фото: сайт Иоанно-Предтеченскиого Кафедрального собора
«Претерпевший до конца» Евгений Сергеевич не оставил больного ребенка, царевича Алексея, и царскую семью, члены которой могли в любую минуту нуждаться в его помощи.
Отец веры
В Екатеринбурге Евгению Сергеевичу предлагали предать царя, вернуться в Москву и возглавить одну из ведущих клиник, но он остался верен государю. Чтобы понимать святого царя Николая Александровича, мотивы и цели его действий и идти с ним до конца, надо было самому быть человеком глубокой веры. Одно дело служить императору в славе, а другое – оклеветанному и преданному всеми.
Государя лживо обвиняли в якобы чрезмерной преданности семье, а он, действительно верный последнему завету отца: «Укрепляй семью, в ней основа государства», готов был расстаться с супругой, принять постриг, предлагая свою кандидатуру в патриархи. Не это ли укрепило и Евгения Сергеевича, нежно любящего своих оставленных ему сбежавшей женой детей, в его жертвенном подвиге?
Вот строки его последнего, оставшегося недописанным письма из Ипатьевского дома, где он вместе с августейшей семьей примет мученическую кончину: «Если „вера без дела мертва есть”, то „дела” без веры могут существовать и, если кому из нас, к делам присоединилась и вера, то это уж по особой к нему милости Божией. <…> Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не колебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына. И я твердо верю, что, так же, как Бог спас тогда Исаака, Oн спасет теперь моих деток и Сам будет им Отцом».
Верноподданный до конца, Евгений Сергеевич Боткин для каждого верующего русского человека является отцом веры, Авраамом, и здесь на земле, оставшимся на твердой земле обетованной царской России, и в вечности, перешедшим в обетованное Царство Божие.
Ольга ОРЛОВА, выпускница Высших богословских курсов, ведущий редактор журнала «Покров»
Биографические сведения
Будущее светило отечественной медицины родился в мае 1865 г. Малой родиной Евгения Боткина является Царское Село, расположенное в Санкт-Петербургской губернии. Мальчик рос в религиозной семье, где особенно почитали святого Иоанна Кронштадтского. Его отцом был известнейший врач, профессор Сергей Петрович Боткин. Именно он первым сумел установить вирусную природу гепатита, благодаря чему прославился на весь мир.
Получив домашнее образование, Евгений продолжил обучение в гимназии Санкт-Петербурга. В 1882 г. молодой Боткин стал студентом университета и начал обучаться на физико-математическом факультете. Уже через год он изменил свой выбор в пользу врачебного ремесла и стал посещать занятия в Военно-медицинской академии.
Евгений Боткин считал врачевание настоящим призванием. Смыслом своей жизни он называл облегчение боли и поддержку всех нуждающихся в медицинской помощи, независимо от социального статуса.
В 25 лет биография Евгения Сергеевича пополнилась важным событием: он женился на Ольге Мануйловой, имевшей дворянское происхождение. В их семье появилось 4 детей – трое сыновей и одна дочь.
Один купеческий дом
Всего детей у главы семейства, Петра Кононовича в двух браках родилось 25, из них выжили 14 (Сережа был одиннадцатым). Воспитывали их строго. Отец был, в сущности, очень добрым человеком, но баловать детей считал вредным. И если кто-нибудь, к примеру, проливал суп на скатерть, его оставляли без обеда из уважения к труду домашней прислуги. Не то что возражать, но даже разговаривать при отце было не принято.
Сережа лет до десяти страшно огорчал своего отца: он никак не мог освоить чтение по букварю, и Пётр Кононович говаривал: «Дурак, что с него возьмешь? Остается только отдать в солдаты». К счастью, брат Василий догадался попробовать поучить мальчика не по скучной до зевоты азбуке, а по увлекательной взрослой книге, и дело пошло! Примерно так же получилось с музыкой: Сережа много раз слышал, как бренчат на фортепьяно сёстры, и считал, что у него самого нет музыкального слуха. Зато с тех пор, как услышал игру Елизаветы Богдановны Грановской ‑ замечательной пианистки, сделался заядлым музыкантом и вполне прилично выучился играть на виолончели.
Дело кончилось тем, что Сергей – единственный из семьи – стал готовиться в университет. По математике и физике его натаскивал студент Рубенштейн ‑ брат музыкантов Антона и Николая (как же тесен был их московский разночинно-купеческий мирок!). Решено было поступать на факультет естественных наук, но тут, как гром среди ясного неба, правительственный указ от 30 апреля 1849 года: «Прием на все факультеты, кроме медицинского, временно прекратить» (в тот год опасались студенческих волнений). Ничего не оставалось делать, как идти в медики…
На медицинском факультете учили самым диковинным вещам. Например, что от большинства заболеваний помогает микстура из нашатыря, лакрицы, рвотного камня и капли из миндорфова спирта. Или что причина всех жизненных явлений ‑ некая «жизненная сила», самостоятельно образующая материю. Работа с микроскопом считалась кабалистикой и вообще опасным занятием.
И все же кое-чему Боткин в университете выучился. Одним из его профессоров был Пикулин, практиковавший революционные методы обследования больных – прощупывание и прослушивание. И Боткин научился у него понимать тайные знаки, которые организм больного подаёт врачу: там слишком глухой тон, там слишком громкий, а здесь звук трения или шум… «Вот где пригодились уроки музыки: «слухачом» Сергей стал отменным! За то и попал под начало к доктору Пирогову…
Усадьба Боткиных. Москва, Петровериговский переулок, 4
Фильмы
В киноиндустрии биография Евгения Кулика началась не с актерской профессии, а с режиссерской и продюсерской. Опыт работы с видеокамерой помог Евгению Кулику создать собственный короткометражный фильм «Выбор» о неизвестном подвиге Владимира Путина. Эта лента рассказывала о том, как нынешний президент России в 1989 году в Дрездене в одиночку противостоял потерявшим над собой контроль демонстрантам, громившим Берлинскую стену и здание «Штази», и намеревавшимся продолжить вандализм в здании, где располагался штаб офицеров КГБ.
Кулик представил свою работу на фестивале короткометражного документального кино «12 духовных скреп», который проходил в Боснии при поддержке знаменитого режиссера Эмира Кустурицы, и выиграл первый приз в номинации «Путин». В качестве награды Кулик, как и победители остальных номинаций, получил право пройти режиссерский курс в Школе кино Эмира Кустурицы.
В 2015 году Евгений решил попробовать себя и в качестве киноактера. Весной и летом этого года он принял участие в съемках 24-серийного телесериала «Остров». Сериал, рассказывающий о приключениях нескольких молодых людей, попавших на необитаемый тропический клочок земли в Индийском океане и считающих, что их выживание там – всего лишь часть сценария реалити-шоу, вышел в начале 2016 года.
Группа главных героев приехала на остров, чтобы стать участниками шоу, где им придется соревноваться в выживании в дикой природе и добыче еды, воды и укрытия, поэтому взрыв на яхте участники принимают за сигнал к началу шоу.Отсутствие телеведущих и заметных камер участники принимают за новаторскую задумку и невероятный реализм шоу. А новые испытания, которые подкидывает остров, неудачливые телеконкурсанты принимают за часть программы. Вместо того, чтобы пытаться выбраться с острова, молодые люди тратят все свои силы на то, чтобы выиграть в шоу, которого просто нет.
Евгений Кулик исполнил главную роль Леши Мироновича. Герой актера приехал из Могилева. Леша – тюфяк и маменькин сынок, который даже отучился в академии МЧС лишь бы не попасть в армию
Это нерешительный и инфантильный юноша, предпочитающий не высовываться и не привлекать внимание, но при этом мечтающий стать сильным и решительным человеком, который принимает тяжелые решения и держит слово. Внешность актера идеально подошла для образа «домашнего мальчика» (рост актера 187 см, а вес 121 кг)
Семья
Доктор Е.С. Боткин с детьми Татьяной и Глебом. 1918 год.
С 1891 года был женат на Ольге Владимировне Мануйловой (1872—1946), с которой развелся в 1910 году. Их дети:
- Сергей (1892), умер в полугодовалом возрасте.
- Дмитрий (1894—1914), хорунжий лейб-гвардии Казачьего полка, участник Первой мировой войны.
- Юрий (1896—1941), воспитанник Александровского лицея (1916, не окончил), капитан лейб-гвардии 4-го стрелкового полка. В эмиграции во Франции.
- Глеб (1900—1969), иллюстратор, публицист, американский прозаик, основатель и епископ неоязыческой Церкви Афродиты. В эмиграции в США.
- Татьяна (1899—1986), замужем за поручиком колчаковской армии К. С. Мельником (1893—1977). В эмиграции во Франции, оставила «Воспоминания о Царской семье». Известен её сын Константин Мельник (1927—2014), который координировал деятельность французских спецслужб в 1960-х годах.
Благотворите ненавидящим вас
Уже из Ипатьевского дома Екатеринбурга в своем последнем оборванном на полуслове письме доктор Боткин вспоминает, как принимал жителей Тобольска в своей арестантской комнатке или выезжая по первому вызову: «Их доверие меня особенно трогало, и меня радовала их уверенность, которая их никогда и не обманывала, что я приму их с тем же вниманием и лаской, как всякого другого больного, и не только как равного себе, но и в качестве больного, имеющего все права на все мои заботы и услуги», – точно исполнял заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12:10)
Евгений Сергеевич лечил даже конвоиров: благотворите ненавидящим вас (Мф. 5:44), точно так же, как царские дочери даже под арестом к великим праздникам собственными руками мастерили им полезные подарки – вязали шапки или рукавицы. В Тобольске было холодно.
Татьяне, дочери Боткина, когда она заболела и была острижена, их высочества, сами испытавшие, что значит болеть и на примере ее отца знающие, как много значит забота, тут же связали изящную голубую шапочку
Никто не оставался обделен их вниманием
С каким же единодушием эта горстка приговоренных людей во времена озлобления стремилась делать добро!
Работа в кино
До получения своей первой главной роли в спортивной драме «Гарпастум» Алексея Германа младшего, Евгений был задействован в съемках трех проектов. Это были совсем небольшие, а кое-где эпизодические роли. В «Гарпастум» актер сыграл одного из братьев, мечтающих построить футбольный стадион, в то время как на дворе стоит неспокойный для России 1914 год.
В 2010 году Пронин снялся в многосерийной военной драме «Небо в огне» режиссера Дмитрия Черкасова. Сериал охватывает период 1939-1945 года и рассказывает историю об отважных советских летчиках. Актеру досталась главная роль – летчик-истребитель, выросший в детском доме и мечтающий с малых лет о небе. Главные роли исполнили: Артем Ткаченко, Владимир Яглыч, Юлия Снегирь, Иван Стебунов и др.
В 2014 году в многосерийной мелодраме «Соблазн» режиссера Ольги Субботиной, Пронин сыграл в дуэте с Татьяной Арнтгольц. История любви простой провинциальной девушки Веры к заезжему московскому бизнесмену пришлась по душе зрителям и не оставила их равнодушными. В фильме снялись: Агния Кузнецова, Артем Осипов, Елена Захарова, Виталий Хаев, Тамара Акулова и др.
В популярной семейной комедии о веселом праздновании Рождества («Елки 1914») Евгений сыграл брата одного из главных героев (Александр Паль). Фильм представляет собой сборник новелл, снятых несколькими режиссерами. Над проектом работала огромная команда популярных артистов, среди которых были: Иван Ургант, Константин Хабенский, Сергей Светлаков, Евгения Брик, Ян Цапник и др.
Одну из главных ролей Евгений сыграл в спортивной драме о чемпионах. Съемками фильма занимался Артем Аксененко, сценарий был написан Александром Маркиным и Эмилем Никогосяном. Картина про достижения в отечественном спорте и дань уважения выдающимся олимпийским чемпионам: пловцу Александру Попову, гимнастке Светлане Хоркиной и борцу Александру Карелину.
Весной 2017 года на телеэкраны вышла первая серия детективного многосерийного фильма о человеке, обладающего феноменальной памятью, но не знающего кто он такой. В процессе развития сюжета, главному герою (Евгений Пронин) предстоит узнать кто он и каким образом потерял память. В детективе снимались: Анастасия Стежко, Мария Берсенева, Сергей Шаталов, Владимир Сычев и др.
Еще одним интересным проектом, в котором работал актер стала фантастическая драма Александра Котта «Лачуга должника» по одноименной повести Владимира Шефнера. История о советском Дориане Грее, который в юности совершил ошибку, выпив эликсир бессмертия и мечтающий исправить ситуацию. Партнерами по сериалу стали: Павел Деревянко, Ирина Старшенбаум, Сергей Бурунов, Евгений Стычкин и др.
В 2018 году вышло несколько фильмов, входящих в цикл детективных историй «Московские тайны» режиссера Артема Насыбулина с участием Евгения Пронина. Он сыграл одну из главных ролей – владельца пекарни Цыганова. Положительную обратную связь от зрителей получили следующие фильмы из данного цикла: «Графский парк», «Опасный переплет», «Семь сестер» и «Гостья из прошлого».
Фильмография
- 2005 — «GARPASTUM» (Режиссер Алексей Герман младший)
- 2010 — «Небо в огне» (Режиссер Дмитрий Черкасов)
- 2012 — «Страшная красавица» (Режиссер Галина Шигаева)
- 2014 — «Соблазн» (Режиссер Ольга Субботина)
- 2014 — «Елки 1914» (Режиссеры: Ольга Харина, Евгений Киселев, Тимур Бекмамбетов, Заур Засеев)
- 2016 — «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (Режиссер Артем Аксененко)
- 2017 — «Лачуга должника» (Режиссер Александр Котт)
- 2017 — «Неизвестный» (Режиссеры: Владислав Николаев, Андрей Загидуллин)
- 2018/2020 — «Московские тайны» (Режиссеры: Артем Насыбулин, Александр Баршак, Антон Павлючик, Антон Шарапов)
Работа в театре
Хотя Евгений Пронин в большей степени снимается в кино, его можно увидеть и на театральной сцене. Играл в Театре на Малой Бронной и Театральной компании «Свободная сцена». Был задействован в постановках: «Тайга», «Горе от ума», «Старший сын», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В новом (2021 году) сезоне играет в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова в спектакле «Бовари».
Авраамово решение
Решение остаться с царской семьей было не простым для Евгения Сергеевича. Ведь разделяя участь своих пациентов, он оставлял без участия и заботы своих собственных детей. Основания своего выбора он детально осмысливает в письме, которое хранится в Государственном архиве РФ под номером 740 . Из этого уникального документа становится ясно, что он понимает, что последовательное исполнение им врачебного долга, неминуемо приведет его к смерти, и его дети останутся круглыми сиротами. Как же он оправдывает себя, какие аргументы находит, что становится основанием «последнего моего решения, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца»?. Этим основанием верности врачебному долгу несомненно была для Евгения Сергеевича его глубокая вера в Бога.
Боткин с детьми — Татьяной и Глебом.
Свою веру он сравнивает с верой Авраама, «который не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына». «И я твердо верю, — пишет Боткин, — что, так же, как Бог спас тогда Исаака, Он спасет теперь моих деток и сам будет им отцом».
«Вера» в Бога стала основанием его верности «делу» — профессиональному долгу врача.
Эта милость Божья в полной мере была оказана и ему самому. Сегодня, уже в чине святости, он являет пример последовательного выполнения христианской заповеди самоотверженной любви к ближнему. В профессиональной врачебной этике она трансформируется в «принцип приоритета интересов больного», который заключается в том, чтобы делать добро, помогать нуждающимся в помощи, предупреждать зло или вред, спасать человеческие жизни .
Путь в медицину
Род Боткиных к медицине никакого отношения не имел. Купеческая семья торговала чаем, отец будущего великого медика Пётр Кононович был купцом первой гильдии и владел крупной чайной фирмой, имевшей торговые связи с Китаем. В доме Боткиных было 14 детей, Сергей был одиннадцатым.
До девяти лет Сергей не умел читать и писать, его образованием фактически никто не занимался. Отец хотел отдать сына в солдаты, однако братья Сергея изменили его судьбу: они заметили, что мальчик любил пересчитывать буквы в словах, будущий учёный с ранних лет выучил цифры и устный счёт. Тогда в доме Боткиных появился домашний учитель Сергея — математик-педагог, обучающийся в Императорском Московском университете, Аркадий Мерчинский. Репетитор смог подготовить мальчика к экзаменам, и тот поступил в частный пансион Эннеса.
Обучаясь в пансионе, Сергей понял, что хочет посвятить всю свою жизнь математике. Юноша мечтал о поступлении на математический факультет, но в 1850 году указ императора Николая I сорвал все планы одного из лучших учеников пансиона Эннеса: в высшие учебные заведения с того момента могли поступать только дворяне. Исключением был медицинский факультет, на который и пришлось поступать Боткину.
Сергей Боткин. (scientificrussia.ru)
К счастью, Боткин сразу полюбил медицину. Он был одним из лучших студентов на своём факультете. Императорский Московский университет Сергей Петрович закончил со званием «лекаря с отличием».
После окончания высшего учебного заведения Боткин отправился на фронт Крымской войны, получив должность ординатора Симферопольского госпиталя. Уже тогда молодой специалист отмечал в своём дневнике мысль, которая позже вошла в его концепцию влияния среды на болезнь человека: «Особенность военной медицины состоит в особенности быта солдат, представляющегося как предмет попечения…» В этот же период жизни Боткин сформировал один из своих главных врачебных принципов — индивидуальный подход к каждому пациенту.
После Крымской войны Боткин практиковался в странах Европы, написал и защитил докторскую диссертацию «О всасывании жира в кишках», переехал в Санкт-Петербург вместе со своей женой Анастасией Крыловой. В столице Российской империи Боткин написал ряд учебников по медицине, стал профессором кафедры академической терапевтической клиники.
Семья[править | править код]
Отец — Пётр Кононович Боткин (1781—1853), купец первой гильдии и владелец крупной чайной фирмы, суконных и сахарных заводов, мать — Анна Ивановна Посникова (1805—1841). В двух браках у Петра Кононовича родилось 25 детей, Сергей был одиннадцатым ребёнком от второго брака.
Боткин, Михаил Петрович: Портрет А.А. Боткиной, ЭРЖ-2083
Братья: коллекционер Дмитрий, литератор Василий, художник Михаил. Сёстры: М. П. Боткина — жена поэта Афанасия Фета, А. П. Боткина — жена Павла Пикулина, знаменитого терапевта, доктора медицины.
Первая жена (с 19.04.1859; Штудгарт) — Анастасия Александровна Крылова (1835—1875), дочь небогатого московского чиновника, сестра драматурга Виктора Александровича Крылова (1838—1908). Умерла в Сан-Ремо от лейкоза, похоронена в Покровском монастыре.
Вторая жена — Екатерина Алексеевна Оболенская (в первом браке Мордвинова,1850—1929), дочь князя Алексея Васильевича Оболенского и графини Зои Сергеевны Сумароковой.
Сыновья:
- Сергей (1859—1910) — врач-бактериолог и терапевт (сестра-близнец Сергея умерла в младенчестве). Жена — Александра Павловна Третьякова (1868—1959), дочь мецената Павла Михайловича Третьякова (1832—1898). Была членом правления Третьяковской галереи вместе с В. А. Серовым и И. С. Остроуховым, а затем почётным членом ученого совета.
- Пётр (1861—1933) — дипломат, камергер (06.12.1908), действительный статский советник (29.03.1909). Второй секретарь русской миссии в Вашингтоне, секретарь дипломатического агентства в Болгарии и Бельгии; первый секретарь посольства в Англии (1906). С 1907 года — министр-резидент в Марокко; в 1912—1917 гг. — посланник в Португалии; вышел в отставку в марте 1917 года. В эмиграции в Швейцарии и Франции. Один из учредителей в Париже Общества друзей Русского музея (1930). Жена Фанни Пейсон (Fanny Payson), американка, дочь известного дипломата. Детей не было.
- Евгений (1865—1918) — лейб-медик, лечащий врач семьи императора Николая II, погибший вместе с ней; канонизирован РПЦЗ в 1981 году. Прославлен в лике святых решением Архиерейского собора РПЦ, состоявшемся 2—3 февраля 2016 года.
- Александр (1866—1936) — морской офицер, врач. В эмиграции в Италии, похоронен в Сан-Ремо. Жена — Мария Павловна Третьякова (1875—1952), дочь мецената Павла Михайловича Третьякова (1832—1898).
- Виктор (1871— ?), из пажей переведён в 46-й драгунский Переяславский Его Величества полк (1893); подполковник, штаб-офицер для поручений при военном министре; кавалерийский полковник (1914), командир Приморского драгунского полка; в 1919 г. — секретарь британского консульства во Владивостоке. С 1920 г. — в эмиграции. Умер, предположительно, в Харбине. Жена — Лидия Порфирьевна N, жила в Ленинграде в 1928 году.
- Дмитрий (1877—1877), умер в младенчестве.
- Олег (1882—1886), умер в детстве.
Дочери:
- Анастасия. Муж — Василий Михайлович Бородулин (1847— ?), доктор (ассистент Боткина); ей посвящена колыбельная для фортепиано М. А. Балакирева (1902)
- Мария (ок. 1878?—1960), художница-любительница. В её квартире (Сергиевская ул., 24) в 1890-х годах собирались художники-передвижники, устраивались выставки. Училась живописи в Париже (1890-е) и в Италии (1906—1908). Писала пейзажи маслом, темперой и пастелью, рисовала портреты. Была в дружеских отношениях с М. Горьким и М. Ф. Андреевой. Во время отдыха на Капри в 1908 году исполнила два карандашных портрета писателя. С середины 1910-х годов жила в Финляндии. По другим сведениям, родилась в 1870 году и была ребёнком от первого брака.
- Екатерина (1880—1940), врач. Умерла во Франции, похоронена на Сент-Женевьев-де-Буа.
- Зоя (1883—1950), умерла во Франции
- Софья (1884—1969), училась в Женевской консерватории, занималась музыкой. В эмиграции жила во Франции, умерла в Париже. Муж — Николай Любимович Кон (Nikolai de Conne) (1883—1956)
- Людмила (1886–?). Муж (после 1917, Франция) — Пётр Дмитриевич Чехов (1884—1981), родственник знаменитого писателя; после революции оказались во Франции; сыновья: Сергей Петрович Чехов-Боткин и Дмитрий Петрович Чехов.
- Елизавета (1888–?).
Врачевание как доброделание
Рассуждения врача Боткина о евангельской диалектике соотношения «дела» и «веры», которая без «дел» мертва, оказываются весьма значимыми сегодня для современной медицины. «…Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2, 17). Врачевание в этом плане является уникальной профессией: реальной практикой ежедневного доброделания. Он соглашался, что человек может оправдываться и делами, а не верою только (Иак.2,24). Как практикующий врач он очевидно не раз сталкивался с коллегами, не «дела», а «вера» которых была мертва. Но по самой сути христианства эти коллеги уже предназначены и спасены для дел, не зависимо от их меры понимания этого. История мировой и отечественной медицины полна примерами таких спасительных для врача дел. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2,10).