Подвиг и слава евгения родионова

Биография[ | код]

Детство и юность | код

Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Его отец Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через неделю после вести о гибели сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил, и лишь в конце 1980-х годов бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на водителя.

Служба в армии | код

Был призван на срочную службу 25 июня 1995 года в пограничные войска Федеральной Пограничной Службы России. Проходил боевую подготовку в учебном подразделении войсковой части 2631 Пограничных войск РФ (ныне расформирована) в городе Озёрске Калининградской области. Военную присягу принял 10 июля 1995 года. После подготовки в учебном центре служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 году) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года направлен на боевую стажировку в КОПО (Кавказский Особый Пограничный Округ) в Назрановский пограничный отряд (воинская часть № 2094), где выполнял служебно-боевые задачи по охране и обороне административной границы с Чеченской Республикой; прослужив один месяц, попал в плен.

Крест на могиле Евгения Родионова в деревне Сатино-Русское. Надпись на кресте:

Гибель | код

14 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.[источник не указан 1907 дней]

Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года (двунадесятый праздник Вознесения Господня). По словам матери, в убийстве признался Руслан Хайхороев, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, в собственный день рождения, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен.

Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. У матери получилось выйти на связь с Басаевым, тот при всех пообещал ей найти сына, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.

Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм Святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.

Похоронен Евгений Родионов в Москве, близ деревни Сатино-Русское поселения Щаповское (Троицкий административный округ) (до 1 июля 2012 года — Подольского района Московской области), возле церкви Вознесения Христова.

Молитвы и иконы

Икона с изображением Евгения Родионова

Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению. Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению, включающий 9 песней и акафист, и молитву святому мученику Евгению.

Молитва мученику Евгению:

Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:

В десятках храмов находятся портреты Евгения (портрет-икона на алтарной двери в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа находился примерно с 2000 г. и убран по неизвестной причине примерно в 2010-11 гг.; на Алтае — в Акташе, Новоалтайске, Заринске и др.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. Образ «Evgheni Militarul» в росписи церкви Св. Валерия в Кишинёве, Молдова.
На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

23 августа 2008 г. в Харькове освящен новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в память подвига веры воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов. Также образ Евгения в полный рост расписан в храме святого мученика Иоанна Воина, который располагается на территории Военного института танковых войск Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».

Плен

Пограничники остановили проезжающую мимо машину Скорой помощи. Неожиданно вместо ожидаемых санитаров из машины выскочили чеченские боевики. Предводителем их, как оказалось позже, был бригадный генерал ЧРИ Руслан Хайхороев. Так, застигнутые врасплох, молодые бойцы попали в плен.

После того, как обнаружилось исчезновение пограничников с поста, руководством была выдвинута версия об их дезертирстве. Предположение, что солдаты могли укрыться дома, у родителей, не подтвердились. И только после тщательного исследования места их последнего пребывания были обнаружены следы борьбы, стало очевидно, что солдаты похищены.

Любовь Васильевна Родионова, мама Жени, после известия о пропажи сына, бросив все, поехала в Чечню. На протяжении десяти месяцев она искала сына по всей республике:

Евгений Родионов был казнен спустя три месяца плена, 23 мая 1996 года в селе Бамут, в день своего рождения, который пришелся также на праздник Вознесения Господня. Ему исполнилось 19 лет. Любовь Васильевна в это время находилась всего в нескольких километрах от своего сына. 24 мая Бамут был взят российскими войсками.

О гибели сына мать узнала только в сентябре. За большие деньги ей удалось выведать у боевиков место захоронения тела: “Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят.

За отказ снять крест и сменить веру, за попытки бегства, по словам Р. Хайхороева, Евгений и был обезглавлен. Выбор у него был, он мог остаться в живых.

Мать привезла тело сына на родину. Похоронен Евгений недалеко от деревни Сатино-Русское, что в Московской области. На могильном кресте сделана надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года». Нательный крестик сына Любовь Васильевна передала в храм Святителя Николая в Пыжах.

Эта история не прошла незамеченной. Могилу Евгения посещало и посещают большое количество людей, чтобы почтить память. Постепенно отношение людей к Жене приобрело особый характер. Образ убиенного стал символизировать воина-христианина, павшего за Веру и Отечество. У людей появилась вера в то, что обращаясь с молитвами к мученику воину Евгению, можно получить его покровительство и помощь.

В 2003 году впервые прозвучало предложение о канонизации Евгения Родионова. Располагая только свидетельством матери о мученической кончине сына со слов Р. Хайхороева, синодальная комиссия сначала скептически отнеслась к этой идее. Однако, есть мнение, что вопрос канонизации — это вопрос времени, т.к. подобный образец героизма нужен обществу, особенно молодому, для этого предлагается прославление по следующей формуле: «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр». Уже составлены молитвы к мученику Евгению. Во многих храмах, в том числе Украины и Молдовы,  можно встретить портреты Евгения. Особо почитаем Евгений Русский в Сербии.

Если вера в покровительство высших сил сильна и искренна, если она на пользу и способствует объединению людей, то вопрос канонизации рядового Родионова, действительно, лишь дело времени. А попытки усомниться в мученичестве за веру в таком контексте не имеют уже никакого значения.

Почитание

Евгений Родионов посмертно награжден Российским орденом Мужества . В Русской Православной Церкви росло движение за его канонизацию как христианского святого и мученика за веру. Некоторые российские солдаты, чувствуя себя брошенными своим правительством, стали преклонять колени в молитве перед его изображением. Одна из таких молитв гласит:

С 2003 года стали популярными религиозные иконы с изображением Евгения. У его матери она есть сама; она предположила, что икона ее сына иногда испускает аромат, который она считает святым, до такой степени, что он фактически капает им.

Из-за всенародной преданности новомученику Евгению благочестивые верующие добивались официальной канонизации от Московского Патриархата . Изначально она отказалась, что раскололо православную церковь в России. Секретарь комиссии по канонизации Максим Максимов разъяснил позицию Синода в официальном издании Русской Православной Церкви — Церковном Вестнике . Его аргументы можно свести к трем пунктам:

  1. Единственное свидетельство того, что солдат был казнен за эту веру, — это свидетельство его матери, которая в своей любви сделала своего сына богом;
  2. Русская Православная Церковь никогда не канонизировала убитых на войне;
  3. Период новомучеников закончился падением большевистского режима.

При этом он подчеркнул, что почтить усопшего можно без канонизации. Патриарх Московский Алексий II лично благословил популярное повествование о жизни Евгения, но опасался, что его культ перерастет в антимусульманский гнев.

Противники решения, в том числе известный священник Александр Шаргунов, утверждали, что для истины достаточно вспышки народной любви и что могила Евгения творит чудеса, исцеляя больных и примиряя врагов. Они также указали, что солдат погиб не на войне, а в плену и что говорить о том, что время мучеников прошло, — почти ересь.

Почитание


Икона с изображением Евгения Родионова во время крестного хода у Белого дома в октябре 2003 года

В конце 2003 года стали звучать предложения о канонизации Евгения Родионова. Одним из инициаторов прославления Евгения был председатель комитета «За нравственное возрождение Отечества», настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов, а также Александр Проханов. Мать Евгения была приглашена в синодальную комиссию по канонизации Русской православной церкви (РПЦ), где её выслушали. Комиссия сделала следующие выводы о смерти Евгения и его возможной канонизации: сообщения о мученической кончине Евгения Родионова записаны только со слов матери, которая саму смерть сына не видела. Она также не может с уверенностью подтвердить, что сына её заставляли отречься от Христа. С предполагаемым убийцей Евгения — Русланом Хайхороевым — мать виделась только один раз в жизни, в течение 7 минут, во время этой встречи Руслан Хайхороев, по свидетельству матери, ничего не рассказывал об обстоятельствах кончины Евгения Родионова. Никаких свидетелей и свидетельств о мученической кончине, кроме матери Родионова, нет. В начале 2004 года синодальная комиссия по канонизации отказала в канонизации из-за отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь. Тем не менее бывший тогда и. о. председателя отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами протоиерей Димитрий Смирнов утверждал, что «вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решён положительно — это вопрос времени».

Евгений Родионов является местночтимым святым в Астраханской митрополии и Сербии.

В мае 2011 года включён как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединённых Штатов Америки для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу.

27 апреля 2016 в Москве на очередном заседании круглого стола Изборского клуба, объединяющего экспертов, аналитиков, публицистов и политиков патриотического толка, было подписано обращение к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой запустить процесс подготовки канонизации (прославления в лике святых) Родионова, поскольку 23 мая 2016 года исполнялось ровно 20 лет со дня его гибели. Как было сказано в обращении, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь, молодому поколению. Участники круглого стола также призвали называть именем воина Евгения улицы и площади российских городов. Было отмечено, что нынешняя власть Чечни с огромным уважением относится к подвигу Евгения Родионова. Среди подписантов нынешнего обращения — видные священнослужители, советник Президента России Сергей Глазьев, депутат Госдумы Евгений Фёдоров, Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, а также мэры городов Красногорска и Кузнецка, где родился и учился Евгений Родионов.

Ранний период жизни

Евгений Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирли Кузнецкого района Пензенской области в семье Любови Васильевны и Александра Константиновича Родионовых. Его отец был плотником и изготовителем мебели и скончался через неделю после смерти сына. Его мать получила образование в области мебельных технологий.

В 1978 году он был крещен как русский православный в возрасте одного года, но не носил наперсного креста до тех пор, пока первый из них не был подарен ему в 1988 или 1989 году, когда он вместе с бабушкой посещал церковь. Его мать опровергла это, но Евгений крест так и не снял; позже он стал носить его с маленькой веревочкой вместо оригинальной цепочки. Окончив девятый класс сельской школы Курилово Московской области, он начал работать на мебельной фабрике и получил специальность водителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector