Еретик

Современное употребление термина «ересь»

Со временем термины «ересь» и «еретик» приобрели новые смысловые оттенки. Им стало тесно в рамках религиозного контекста, и они перекочевали в язык обыденного общения.

Сегодня собеседник может назвать своего визави еретиком, если тот не согласен с его доводами. Причем, разговор может быть, о чем угодно и очень далеким от религиозной тематики. Теперь термин «ересь» можно заменить близкими по смыслу словами:   

  • чушью;
  • вздором;
  • ахинеей;
  • бредом;
  • чепухой;
  • абсурдом;
  • галиматьей;
  • белибердой;
  • околесицей;
  • ерундой и др.

Как видно, терминам «ересь» и «еретик» адепты католической церкви придали значения, совершенно отличные от первоначальных. Вначале они относились к людям и группам, мировоззрение которых не совпадало с общепринятым. Сегодня этим понятиям возвратили их изначальный смысл, обогатив новыми. Ведь даже ересь римских пап теперь никого не шокирует.          

Что такое Ересь? — Это сознательное отклонение от религиозного учения

В настоящее время слово «ересь» несёт негативный оттенок, но так было не всегда. В периоды большей религиозной терпимости, когда люди могли себе позволить собственный взгляд на ту или иную традицию, слово «ересь» понималось по своему прямому значению — «течение», «выбор», «альтернатива».

Допустим, есть некое Священное Писание и несколько его трактовок. Ни у одного толкователя нет монополии на мнение и права называть только себя авторитетом. Соответственно, получается два течения, две ереси. С этой позиции мы могли бы назвать католицизм, протестантизм и православие — тремя ересями христианской традиции.

Если мы называем кого-то еретиками, они могут так же называть и нас

Хотя предпочтительнее употреблять слово «ересь» не ко всем направлениям, а к тем, которые существуют помимо основной, ортодоксальной традиции. Но в то же время любая иная философская школа, считая себя самой истиной, вправе называть ортодоксальное течение ересью. Тут нет ничего оскорбительного, это нейтральное слово.

  1. Еретики — приверженцы ереси.
  2. Ересиархи — главы еретического течения.


Первые христиане — это еретики, с точки зрения иудаизма («Тайная вечеря», Да Винчи)

Значение понятия

У некоторых людей складывается мнение, что значение этого понятия заключается в свободе от каких-либо норм и ограничений. Настоящая свобода – это отсутствие совершения греха и защита от заблуждений. Но не стоит забывать, что свобода может стать побуждением к совершению как добрых, так и злых поступков.

Но вот у священнослужителей есть своя точка зрения на этот вопрос. Что такое ересь в православии? Они говорят о том, что это не просто заблуждение, которое возникает из-за незнания или неправильного суждения. Оно имеет в себе достаточно серьезные сознательные искажения Святого Писания.

Люди специально искажают факты и тем самым противоречат основным догмам религии. Священники говорят о том, что обычный верующий не есть семинаристом и не всегда может правильно высказывать свои мысли или трактовать свое отношение к тем или иным вопросам православия. Но суть не в этом. Большое количество очень умных людей отрицали церковное учение и делали это на высоком интеллектуальном уровне.

Полезные статьи:

Я маму потерял — Алло, это бюро находок? — спросил детский голосок. — Да, малыш. Ты что-то потерял? — Я маму потерял. Она не у вас? — А какая она твоя мама? — Она красивая и добрая. И еще она очень любит кошек. — Да, как раз вчера мы нашли одну маму, может быть это твоя. Ты откуда звонишь? — И�… Читайте далее

ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ КАЖДОМУ! ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВУШКИ В МЕТРО В прошлую среду я ехала в университет. Как обычно, опаздывая, как обычно, заткнув уши очередной бодрящей музыкой и размышляя о грядущих гос. экзаменах и стоя в переполненном вагоне, ритмично подергивая одной конечностью в такт играющее песне и привычно придерживая карман, �… Читайте далее

«ЗА САШУ…» События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

«МАМИН НАКАЗ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ» (обязательно прочти эту заметку) «Помолись обо мне дитя, когда я уже буду не с вами, Вы не пейте вина за меня, помолитесь своими словами.Отнесите Вы бедным все то, что собрали на помин шикарный, И не надо мне мертвых венков, Вы поставьте мне крест деревянный.В светлом Храме, любимом моем, где молилас… Читайте далее

Этимология

О том, что значит слово «еретик» знали еще древние греки, и, собственно, это они придумали его. Записывалось оно таким образом: αἵρεσις, что в переводе означает: «школа, выбор, направление или же учение».

Позднее с данным термином начало отождествляться такое понятие, как «секта», но во времена эллинизма секта также имела несколько иной смысл, нежели сейчас.

Кто такой еретик в трактовке дохристианского периода: это человек, который зрит широко и разносторонне, принимает и понимает различные философские течения и учения, умеет сравнивать и анализировать, выводить из общей массы некую золотую середину, которая становится истиной.

Нелишним будет напомнить читателям, что в античный период мир жил по канонам, которые незнакомы даже нам. Государственные законы были строги, однако на их фоне не было религиозного гнета, людей не карали за открытия в области науки или за учение о магии, а всячески поощряли в этом и помогали. Это сложно сравнить даже с современным обществом, которое лишь на первый взгляд свободно, но на деле заковано в догмы, которые прививаются каждому с момента пребывания в утробе матери.

Новое определение тому, кто такие еретики, дали уже после того, как Иисус был распят и воскрес. Именно после его мучительной кончины слова «ересь» и «еретики» обрели новый смысл и впервые стали отождествлением всего нечестивого и злого.

Отступник от новой религии под названием христианство, не признающий Иисуса как единственного Бога, не принимающий новых догм и законов – вот кто такой еретик.

Вопросы об истреблении людей, которые не соглашались принимать христианство, поднимались на вселенских соборах, а также, после того, как христианская церковь срослась с властью при папе римском.

Примечательно, что христиане раннего периода давали крайне необъективное определение тому, кто такие еретики. Под данным словом они подразумевали, в первую очередь, иудеев, то есть всех евреев, а следом за ними представителей иных, малых религий, которые развивались преимущественно на востоке.

Гонения со стороны христиан были также направлены на ученых, философов и докторов. Всякого, кто опровергал божественное происхождение мира, полагаясь на научные факты, как мы знаем, казнили на костре.

Из-за таких прискорбных событий погибло множество блистательных ученых, которые сделали огромный вклад в развитие науки.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

С этим читают

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов
произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими
за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем»
, утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями
, которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством
что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол
, православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре
, но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека
, имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Слабости Править

  • Кровь животных: хотя и в некоторой степени утоляет голод и поддерживает жизнь нежити, она делает еретика значительно слабее, чем он был бы, если бы пил человеческую кровь. 
  • Сломанная шея: не убьёт, но выведет из строя на некоторое время.
  • Лекарство: исцеляет от вампиризма и возвращает в состояние до обращение в мёртвое, т.е еретик снова станет сифоном. Кроме того, кровь становится лекарством, что делает мишенью для любого вампира, который хочет вылечить себя.
  • Обезглавливание: расчленение или удаление головы приводит к мгновенной и постоянной смерти.
  • Высыхание:

    Заклинание иссушения: ведьмы так же могут использовать магию для высыхания еретика. Это заклинание способно иссушить любого вампира, гибрида, древнего вампира, древнего гибрида и улучшенного древнего вампира.

    воздержание от крови в течение продолжительного времени, в конечном счёте приводит в коматозное состояние. 

  • Отвлечение: потеря внимания и нарушение концентрации могут помешать еретику во время колдовства.
  • Эмоции: тревожные эмоции и страх, вызванные опасностью или болью, реальной или воображаемой угрозой, приводят к ослаблению.
  • Извлечение сердца: приводит к немедленной и постоянной смерти.
  • Травы: 

    Вербена: внешнее воздействие оставляет ожоги на теле, а внутреннее ослабляет. Так же невозможность внушать тем, кто проглотил вербену или нанёс её на себя. 

    приём некоторых трав может привести к потере сознания и помешать использовать магию в течение неопределенного количества времени.

  • Приглашение: нет возможности войти в жилой дом без приглашения владельца. Приглашение может быть предоставлено на расстоянии и даже тем, кто не жил в доме в течение многих лет.
  • Магия: подверженность силам колдовства. Это включает в себя и мистические объекты, такие как Устройство Гилберта, Клинок Папы Тунде, Проклятый кол и тёмные объекты. Ведьмы могут использовать магию, чтобы вызывать мучительную боль, вызывая аневризмы в мозге или мышечные спазмы, телекинетически вырывать сердца, ломать шеи и т.д. 
  • Злоупотребление магией: если еретик поглотит недостаточно магии, то сильное колдовство или вызов большого количества энергии может привести к кровотечению из носа, потере сознанию и даже к смерти. 
  • Перенапряжение: если поглотить слишком много магии из своей крови за один раз, могут начать высыхать и в конечном счёте умереть.
  • Физическая травма: незначительные травмы, такие как выстрелы, колотые раны и переломы костей, вызывают боль, а также замедляют. Тем не менее, это на мгновение, поскольку травмы полностью заживают в течение нескольких секунд.
  • Яд: выводит из строя при введении. Некоторые яды могут быть смертельны.
  • Древесина: ранение деревянным оружием, лишает силы, из-за чего нужно больше времени, чтобы залечить раны. Удар в сердце деревянным колом приводит к мгновенной и постоянной смерти. 
  • Камертон: производит частоту, которая нарушает психическую активность. Причиняет сильную боль ведьмам, сиренам, телепатам, сифонам и еретикам.
  • Мэливор: вредит всему сверхъестественному.

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.


Ересь — это полное противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

  • Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
  • После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
  • Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.

На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Анафема еретикам

Нарушение Христовых заповедей связывают с самоличным стремлением человека и пагубной зараженностью ядовитой скверной греховности. Бог создал Церковь для того, чтобы привлекать падшие души к делам добрым. Религиозное мировоззрение позволяет христианину отпадать от порока, возрастая духовно и уподобляясь Тому, кто лично показал пример истинного бытия. Тогда становится понятно, что нарушители Небесного Законодательства необходимы и не являются исключением.


Вся борьба с ересями, что ведет Церковь, делается только ради спасения человека

Греховность сама по себе не становится основанием для немедленного отлучения от Господа. Если бы так происходило, Церковь постепенно бы стала пустой, а зло приумножилось на земле. Такое положение дел угодно только дьяволу, а не милосердному Богу-Отцу.
Исправление существует для порочных людей, но это не значит, что нет предела совершаемым преступлениям. Отлучение может наступить, если человек станет нарушать в той или иной степени Законы Божьи. Подобные наказания применяются для исправления и дальнейшего объединения с Христом. Отлучение не ставит себе целью полное забытье грешника и не желает лишать его надежды на возвращение к Богу.
Особенной критики и осуждения достойны еретики, ведь они совершенно не желают слышать голос христианского знания, не хотят отказаться от заблуждения и очистить душу. Подобным поведением человек демонстрирует своеволие, принимает какую-то иную веру, отличную от ортодоксальной.
Когда Церковь подвергает еретика анафеме, это показывает, что человек отлучил себя сам, потому что лично отказался принять православную традицию за истинную. Иногда еретиков называют язычниками, которые поклоняются новосозданному богу и создают воображаемую истину

Для них очень важно не верить в учение, распространяемое Церковью.

На заметку! Существует некоторое различие между ошибками суждения и ересью. Еретиками становятся в результате долгого процесса, неправильного движения к отлучению. Даже осознавая собственную ошибку, такие вольнодумцы продолжают упорствовать в доводах.

Об истине и ереси. Проповедь иерея Георгия

Что такое ересь и ее краткая история

Ересь – сознательный отход от религиозной доктрины, которую кто-то считает единственно верной, и заменяющий ее иным религиозным учением. Выходит, что адепты двух разных течений одного и того же религиозного учения, по отношению к друг другу являются еретиками.  

Появление христианства почти сразу породило и церковные ереси, которые с 200 года по 800 годы н. э. стали самостоятельными учениями, представленными:

  • гностицизмом (наличие особых людей, носителей тайных знаний, которыми их наделил Бог);     
  • докетизмом (учение об иллюзорности существования Христа); 
  • арианством (неприятие Христа как Бога); 
  • монофизитством (признание Христа Богом, но не человеком); 
  • несторианством (считали, что Христос не сын Божий, а человек, в котором жил Бог);  
  • иконоборчеством (не поклонялись иконам).   

Противостоя ересям, удалось уточнить философско-богословский культ христианства, религиозно-церковное представление святой Троицы, богочеловечества И. Христа, богородицы, поклонения иконам и др.  

В Средневековье ереси стали широко применяться в борьбе, наряду с церковью, также и с социальным гнетом. То есть, средневековые ереси имели в каком-то смысле прогрессивный характер.

В сегодняшнем христианстве произошла мимикрия еретического движения в форму религиозного сектантства – церковь еретиков, представленной адвентистами, иеговистами, мормонами и другими тоталитарными сектами.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и»

— еретики́, ерети́к.

Е́ресь

(от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению ; 2) заблуждение относительно Православных , поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.

Ересь — намеренное искажение православной догматики.

В древнегреческом языке слово ересь

(др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ().

Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: и самочинное сборище ().

Самый известный ересиарх — Арий

Со словом ересь «в христианстве» в первую очередь ассоциируется имя Ария. По иронии судьбы мы мало знаем о нём самом и его учении, хотя имя это на слуху. Предположительно этот человек родился в Ливии. Известно, что он несколько раз имел церковные саны, но избирал пути, неугодные высшему духовенству.

Тем не менее, ему удавалось вновь и вновь возвращаться на новые посты и вести проповедь. Арий показал себя как довольно умелый проповедник, так что приобрёл немало приверженцев.


Арий — самый известный ересиарх

Один из главных камней преткновения традиционной церкви и арианства стало представление о троичности Бога. Собственно, в III–IV веке, когда жил Арий, это была одна из самых актуальных тем.

Христологический вопрос — так его называли. Богословы пытались сформулировать, какова роль Христа в мире, был ли Он сотворён, в каких Он отношениях с Богом-Творцом, кто главнее, одно ли и то же Они и т.д.

О представлениях Ария нам немного скажет его собственная цитата, дошедшая до наших дней:

В итоге потребовались крупные церковные дебаты, чтобы признать воззрения Ария ересью, а его самого — ересиархом. Но это непростая задача. Проблема для церковников была в том, что в Священном Писании не имелось сведений, которые бы опровергали взгляды Ария. Он пользовался поддержкой власти, был человеком ловким и дальновидным.

Но всё же его учение не выдержало испытания временем. Да и искренних сторонников, готовых жизнь отдать за арианство, было не столь много.

Есть легенда о том, что на Вселенском Соборе Арию дал пощёчину Николай Чудотворец. Она никак не подтверждается историческими событиями. Святой Николай вряд ли присутствовал на этом собрании. Однако это событие отражено в акафисте, а многие проповедники ссылаются на него, как на реальный факт.

Отношение святых отцов к ереси

Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.

На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».

Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.


Современные представители ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии

Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.

  • Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
  • С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
  • Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
  • Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
  • Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.

На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество.

Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.

Ересь может дать начало секте, а позже — религиозной традиции

Ересь искажает традиционное учение, отходит от него. Справедливо называть ересью те философско-религиозные школы, которые, оставаясь в лоне традиции, позволяют себе вольные, противоречащие канону интерпретации вероучения.

Скажем, если священник на проповеди начинает учить, что Царица Небесная — это женская ипостась верховного Бога христианства, такое мнение явно будет считаться ересью, потому что:

  • противоречит ортодоксальному учению;
  • расходится со священным Писанием и Преданием;
  • говорится при полном осознании противопоставления христианским догмам.

Но любой распространитель ереси может покаяться и отказаться от своих взглядов. Если же нет, то до тех пор, пока он со своими взглядами остаётся в лоне традиции, он считается еретиком.

Секта возникает тогда, когда некий человек противопоставляет своё учение традиционной религии и находит приверженцев. Развивая пример выше, можем сказать, что если некий проповедник, который учит, что Дева Мария — богиня, создаст организацию верующих в то же самое, она будет считаться сектой.

Формально это уже не ересь, так как учение существует уже вне традиции, а придерживается собственных, автономных догм. Само по себе слово «секта» тоже не несёт негативной нагрузки, хотя в настоящее время это мало кто знает.

Религия возникает на базе секты тогда, когда та официально признаётся государством. Скажем, гипотетическое общество верующих в божественность Царицы Небесной (из нашего примера) может стать полноценной религией где-нибудь в Китае, если его там признают власти. Но в то же время оно остается сектой в России, если здесь не произойдёт того же.

Собственно, именно такой путь и проделало христианство: из ереси в иудаизме оно сформировало секту и только потом, спустя несколько веков, стало признанной религией в Римской империи.

Еретик — это постоянный спутник христианства

Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.

В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:

К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector