Пантеизм

Критика пантеизма

Жак де Ла Фай написал полемику против пантеизма Толанда в 1709 году. Даже Готфрид Вильгельм Лейбниц критиковал Толанда и его «пантеизм» за то, что он говорил о мире как о Боге.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) подверг критика пантеизма как « Евфимий для атеизма »: «безличный Бог не бог вовсе, а просто злоупотребляет слово» Точно так же, в начале 21 — го века, Ричард Докинз описал пантеизм , как усиленный атеизм («сексуальный атеизм»).

В то время как традиционная концепция Бога в теизме предполагает полное различие между Богом и миром, пантеизм считает, что он может отождествлять мир с Богом. С другой стороны, христианские богословы утверждают, что ни мир с Богом, ни Бог с миром нельзя отождествлять. Если Бог основан на «конечном», превосходство Бога — существенная характеристика согласно христианскому убеждению — отменяется.

Что касается католической церкви, Первый Ватиканский собор в 1870 году постановил, что Бог «должен быть провозглашен реальным и существенно отличным от мира» («praedicandus est re et essentia a mundo independentus», DS 3001).

В январе 2010 года Ватикан раскритиковал пантеизм за отрицание человеческого превосходства над природой и обвинил пантеистов в том, что они ищут спасения в природе, а не в Боге.

Христианские философы также выдвинули следующие пункты критики пантеизма : если бы все вещи были «в Боге», они были бы необходимы — из-за абсолютной необходимости Бога и его «внутренней жизни». Это сделало бы любую ответственность, особенно за зло , невозможной. Человеческая свобода также будет исключена. Из-за существенного отсутствия независимости «вещей» человеческая уверенность в себе, основанная на личной независимости, не будет найдена.

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Демография

Распространенность

Канадское пантеистическое население в процентах (Национальное обследование домашних хозяйств 2011 г.)

По состоянию на 2011 год около 1000 канадцев определили свою религию как «пантеистическую», что составляет 0,003% населения. В Ирландии количество пантеистов выросло с 202 в 1991 году до 1106 в 2002 году, до 1691 в 2006 году и 1940 в 2011 году. В Новой Зеландии в 1901 году был ровно один пантеист. К 1906 году количество пантеистов в Новой Зеландии увеличилось в семь раз. 7 (6 кобелей, 1 сука). К 2006 году это число увеличилось до 366.

Страна Подразделение (а) Число Год Ссылка
 Австралия 1394 (0,006%) 2011 г.
 Канада 1000 (0,003%) 2011 г.
 Канада  Квебек 75 (0,001%) 2011 г.
 Канада  Онтарио 295 (0,002%) 2011 г.
 Канада  Новая Шотландия 30 (0,003%) 2011 г.
 Канада  Нью-Брансуик 45 (0,006%) 2011 г.
 Канада  Манитоба 40 (0,003%) 2011 г.
 Канада  британская Колумбия 395 (0,008%) 2011 г.
 Канада  Остров Принца Эдуарда 0 (0%) 2011 г.
 Канада  Саскачеван 25 (0,002%) 2011 г.
 Канада  Альберта 125 (0,004%) 2011 г.
 Канада  Ньюфаундленд и Лабрадор 0 (0%) 2011 г.
 Канада  Северо-западные территории 0 (0%) 2011 г.
 Канада  Юкон 0 (0%) 2011 г.
 Канада  Нунавут 0 (0%) 2011 г.
 Ирландия 1940 (0,04%) 2011 г.
 Ирландия Приграничный регион 179 (0,04%) 2006 г.
 Ирландия Дублинский регион 524 2006 г.
 Ирландия Средний Восток 177 2006 г.
 Ирландия Регион Мидлендс 118 2006 г.
 Ирландия Юго-Восточный регион 173 2006 г.
 Ирландия Юго-Западный регион 270 2006 г.
 Ирландия Западный регион 181 2006 г.
 Новая Зеландия 366 (0,009%) 2006 г.
 Объединенное Королевство  Шотландия 60 (0,001%) 2001 г.
 Объединенное Королевство  Англия и Уэльс  2216 (0,004%) 2011 г.
 Объединенное Королевство Северная Ирландия 29 (0,002%) 2011 г.
 Уругвай 790 (0,02%) 2006 г.

Возраст и пол

В Канаде (2011 г.) возрастной группой с наибольшим количеством пантеистов был возраст от 55 до 64 лет. Возрастной группой с наименьшим количеством пантеистов были дети и подростки в возрасте до 15 лет, которые на 0,0005% были пантеистами, что в 9 раз реже, чем люди в возрасте. От 55 до 64. В Канаде не было значительных половых различий между мужчинами и женщинами. Однако в Ирландии (2011 г.) пантеисты чаще были женщинами (1074 пантеиста, 0,046% женщин), чем мужчинами (866 пантеистов, 0,038% мужчин).

Канадские пантеисты по возрасту и полу (2011)
До 15 лет 15–24 От 25 до 34 От 35 до 44 45–54 От 55 до 64 65 лет и старше
30

(0,0005%)

165

(0,004%)

185

(0,004%)

140

(0,003%)

140

(0,003%)

205

(0,005%)

130

(0,003%)

Мужчина женский
500

(0,003%)

500

(0,003%)

Общий
1000

(0,003%)

В философии

Древнегреческая философия

Религиозные верования неоплатонизма можно рассматривать как панентеистические. Плотин учил, что существует невыразимый трансцендентный Бог (« Единый », для Эн , τὸ Ἕν), эманациями которого были последующие реальности. Из «Единого» исходит Божественный Разум ( Nous , οῦς) и Космическая Душа ( Psyche , Ψυχή). В неоплатонизме сам мир есть Бог (согласно Платону « Тимей 37»). Эта концепция божественности связана с концепцией Логоса (Λόγος), которая возникла много веков назад при Гераклите (ок. 535–475 до н. Э.). Логос пронизывает космос , в результате чего все мысли и все происходят, или как Гераклит сказал: «Тот , кто слышит меня нет , но Логос говорить: Все один.» Неоплатоники, такие как Ямблих, попытались согласовать эту точку зрения, добавив еще одну ипостась над исходной монадой силы или Дунамисом (Δύναμις). Эта новая всепроникающая монада охватывала все творение и его изначальные несотворенные эманации.

Современная философия

Позже Барух Спиноза утверждал, что «Все, что есть, находится в Боге, и без Бога ничего не может быть или зачато». «Индивидуальные вещи являются не чем иным, как модификациями атрибутов Бога или способами, с помощью которых атрибуты Бога выражаются фиксированным и определенным образом». Хотя Спинозу называли «пророком» и «принцем» пантеизма , в письме Генриху Ольденбургу Спиноза заявляет, что «что касается мнения некоторых людей, что я отождествляю бога с природой (взятой как разновидность массы или телесной материи). ), они совершенно ошибаются ». Для Спинозы наша вселенная (космос) — это режим с двумя атрибутами: Мысль и Расширение . У Бога бесконечно много других атрибутов, которых нет в нашем мире.

Согласно немецкому философу Карлу Ясперсу , когда Спиноза писал «Deus sive Natura» (Бог или природа), Спиноза не имел в виду сказать, что Бог и Природа являются взаимозаменяемыми терминами, а скорее, что трансцендентность Бога подтверждается его бесконечным множеством атрибутов, и что два атрибуты, известные людям, а именно Мысль и Расширение, означают имманентность Бога . Более того, Марсьяль Геру предложил термин панентеизм , а не пантеизм, чтобы описать взгляд Спинозы на отношения между Богом и миром. Мир — не Бог, но он в сильном смысле «в» Боге. Тем не менее, американский философ и самопровозглашенный панентеист Чарльз Хартшорн называл философию Спинозы « классическим пантеизмом » и отличал философию Спинозы от панентеизма.

В 1828 году немецкий философ Карл Кристиан Фридрих Краузе (1781–1832), стремясь примирить монотеизм и пантеизм , ввел термин панентеизм (от древнегреческого выражения πᾶν ἐν θεῷ, pān en theṓ , буквально «все в боге»). Эта концепция Бога повлияла на таких трансценденталистов Новой Англии , как Ральф Уолдо Эмерсон . Этот термин был популяризирован Чарльзом Хартшорном в его развитии теологии процессов, а также был тесно связан с Новой мыслью . Формализация этого термина на Западе в XIX веке не была новостью; на нем тысячелетиями писались философские трактаты в контексте индуизма .

Среди философов, принявших панентеизм, были Томас Хилл Грин (1839–1882), Джеймс Уорд (1843–1925), Эндрю Сет Прингл-Паттисон (1856–1931) и Сэмюэл Александр (1859–1938). Начиная с 1940-х годов Хартсхорн исследовал многочисленные концепции Бога. Он пересмотрел и отверг пантеизм, деизм и пандеизм в пользу панентеизма, обнаружив, что такая «доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания». Хартсхорн сформулировал Бога как существо, которое может стать «более совершенным»: Он имеет абсолютное совершенство в категориях, для которых возможно абсолютное совершенство, и относительное совершенство (т. Е. Выше всех других) в категориях, для которых совершенство не может быть точно определено.

Критика и отрицание пантеизма

Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.

Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.

Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.

В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).

Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.


Православная церковь отрицает теорию пантеизма

Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.

Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.

Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы

Философское наследие Б. Спинозы – это самая яркая концепция пантеизма, созданная к Новому времени. Для изложения своего видения мира он использовал геометрический метод, как он сам его назвал. Им он руководствовался при создании фундаментального труда «Этика», посвященного философской метафизике, природе, богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, нравственно-этическим проблемам. Автор по каждому вопросу излагает в строгой последовательности определения, после – аксиомы, затем – теоремы и их доказательства.

В центре доктрины Спинозы — мысль о тождестве бога, природы и субстанции. Приоритет божественного, его главенствующая роль в общей картине мира характерны для философии Нового времени. Но Спиноза вслед за Декартом отстаивает точку зрения, что существование (бытие) бога необходимо доказывать. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:

— в мире бесконечное множество познаваемых вещей;

— ограниченный разум не способен понять безграничную истину;

— познание невозможно без вмешательства внешней силы – эта сила и есть бог.

Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании – ее вкладывает туда сам бог. В этом и проявляется пантеизм Спинозы. Бытие бога неотрывно от мира, невозможно вне него. Более того, бог родственен миру, он внутренне присущ всем его проявлениям. Он одновременно является причиной существования всего живого и неживого в мире и причиной собственного существования. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.

Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса – бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.

История

Термин придумал английский математик и философ Джозеф Рафсон (1697 год) в своём латинском труде «De Spatio Reali»; на английском термин «pantheist» впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Среди них досократики, такие как Гераклит и Анаксимандр, а также Ксенофан. По мнению В. Дильтея, наиболее последовательной формой пантеистического монизма в Древней Греции был стоицизм, начиная с Зенона Китийского и заканчивая развитием позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия. В дохристианской Римской Империи стоицизм стал одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом. В Древнем Китае ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен. Схожие пантеистические идеи встречаются в философии индуизма.

Бенедикт Спиноза (1665)

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями, близкими к пантеизму, относятся: Иоанн Скот Эриугена, Мейстер Экхарт, Николай Кузанский. Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году). «Этика» Бенедикта Спинозы, оконченная в 1675 году, стала главным источником, через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм», его считают самым известным представителем пантеизма). Джордано Бруно и Спиноза были главными представителями пантеистического монизма с середины XVI до начала XVIII веков. Джон Толанд, который находился под влиянием Спинозы и Бруно, в 1720 году написал «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа» на латинском языке.

В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и защитником обвинённого в пантеизме и атеизме Лессинга Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVIII — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворт и Кольридж в Англии; Шлейермахер, Фихте, Шеллинг и Гегель в Германии; Уолт Уитмен, Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США; Лев Толстой в России. В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии

Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени».

К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса, американского поэта Джефферса, учёного Альберта Эйнштейна, архитектора Фрэнка Ллойда Райта, историка Арнольда Тойнби. Историческое значение философского пантеизма состоит в развитии идеи единства мира и взаимосвязи явлений, лёгшей в основу холизма.

Что такое пантеизм

Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.

Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.

Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.

Происхождение слова

Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.

Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона « De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».

Значение понятия

Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.

Единое определение содержит в себе несколько различных понятийных форм, среди них можно выделить четыре основных:

  1. Трансцендентный или мистический уклон, который больше схож с панентеизмом.
  2. Теомонистическое направление, которое лишает вселенную самостоятельного бытия.
  3. Физиомонистическое течение, говорящее о том, что существует только природа, а Бог лишен самостоятельности.
  4. Имманентно-трансцендентное направление, делающее акцент на божественной сути вещей.

Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

Спорные вопросы

Использование религиозных терминов

Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.

Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или «реальность». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.

Поскольку пантеизм рассматривается как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например, в теизме верят в Бога-личность трансцендентного по отношению к миру. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.

Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.

Пантеизм в настоящем

В 20 веке Фрэнк Ллойд Райт , Нил Дональд Уолш и Арнольд Тойнби были среди представителей пантеизма. Даже Альберт Эйнштейн (« Бог не играет в кости ») был близок к пантеистическому мышлению, он считал себя не только неконфессиональным, но и открыто выступал за спинозиста и «космологическую религиозность». С ростом осознания экологических проблем в конце 20 века пантеизм стал сильнее, в том числе как альтернатива христианству и чистому атеизму. В 2018 году в Германии была основана общенациональная ассоциация — Лига пантеистов, которая пытается дать пантеистам и пантеистам голос в немецкоязычных странах.

Основные направления

Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

  1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
  2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
  3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
  4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector