Откуда пришло изображение двуглавого орла

Орел Святого Иоанна

Орел Святого Иоанна из книги Диммы (8 век)

Иоанн Богослов , автор четвертого Евангелия , символизируется орлом , часто с нимбом ; животное, возможно, первоначально считалось царем птиц. Орел — это фигура неба, и христианские ученые полагают, что он может смотреть прямо на солнце.

Более известный геральдический использование орла Иоанна был единственным сторонником выбран королевы Изабеллы Кастильской в ее гербовой достижений , используемых в качестве наследницы , а затем интегрированы в из католических монархов . Это избрание намекает на огромную преданность королевы евангелисту, предшествовавшую ее вступлению на престол. В Тронном зале Алькасара Сеговии находится великолепный гобелен с гербом католических монархов .

Орел Святого Иоанна был помещен на стороне щитов, которые использовались в качестве английской супруги Екатериной Арагонской , дочерью католических монархов, Марии I и короля Филиппа как английских монархов. В Испании Филипп носил Орла Святого Иоанна (одно- или двухфигурное, в зависимости от версии) в до 1668 года.

Орел евангелиста был восстановлен как единственная опора с официальными моделями гербов Испании 1939, 1945 и 1977 годов, и был удален в 1981 году, когда был принят нынешний. Орла Святого Иоанна использовал испанский диктатор Франсиско Франко , который использовал его как символ своего режима. Орел Святого Иоанна также часто используется в современной гражданской геральдике .

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб. В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Пятиконечная звезда

Пятиконечная звезда также пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII – начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны — Марса — и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенял французский опыт и ввел звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии.

Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, император ввел в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны были заменены нарукавными знаками различия, и была введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты.

Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом.

В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. При официальном утверждении пятиконечной звезды приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года она получила наименование «марсова звезда с плугом и молотом».

В приказе также значилось, что этот знак «есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».

Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, Лев Троцкий знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века.

Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Исторический путь установления основных атрибутов

Первое использование печати с оттиском орла произошло при скреплении документов на землевладение. После этого этот знак применяли при украшении интерьера стен Кремля. Именно в этот период и начинается распространение анималистической фигуры. Этот символ был использован многими российскими правителями. Во времена Бориса Годунова эмблема Российской Федерации получает в свой состав три короны. Под влиянием европейских нравов и традиций происходят изменения и в эмблеме. В результате мы можем наблюдать более агрессивное изображение самой птицы. Клюв раскрыт и из него высунут язык, что показывает ее готовность к нападению в любой момент. Изменились со временем и головные царские уборы. В самом начале на изображении была не одна геральдическая корона, а две. Вместо третьей иллюстрировали разные вариации креста.

После окончания Смуты, с правлением династии Романовых, орел на гербе расправил крылья. Стоит отметить, что все Лжедмитрии использовали печать имеющую оттиск герба.

В 17 веке изображение национального атрибута России дополняют не только скипетром, но и державой. Эти элементы царской власти царь птиц надежно удерживает в своих крепких лапах. Оба компонента стали отчетливым знаком самодержавного могущества. С тех далеких времен к нам дошли первые описания значения символов эмблемы. До сих пор все документы хранятся в архивах и тщательно изучаются научными работниками.

Серьезные изменения в гербе РФ происходят в момент правления великого императора – Павла I. В это время началась эпоха грандиозных войн с французами. Уже 1799 году британские войска захватили Мальту. А именно ее покровителем выступал наш правитель. Непредусмотрительный поступок англичан привел монарха в состояние большой ярости. Внешнеполитический конфликт подтолкнул его к союзу с самим Наполеоном и привел к подписанию соглашения с французским императором, позже послужившего одной из причин гибели Павла. После этого в составе государственного знака появился образ креста – свидетельство претензий на территории Мальты. При жизни Павла I был подготовлен величайший проект на изготовление Большого герба будущей Российской Федерации – в нем была информация и о том, что он символизирует, что означает каждая деталь. Его выполнили в полном соответствии геральдическим нормам и стандартам, характерным для тех времен. Вокруг изделия с точным изображением орла в центре были собраны все 43 символа, входящие в общий состав земель. Целостный щит со всеми эмблемами держали два главных архангела. Но грандиозной задумке не суждено было воплотиться в реальность. Императора убили заговорщики и план так и остался только на бумаге.

После описанных событий знак державы прошел долгий путь внешних изменений. Изображение двуглавой птицы появляется с начала 1497 года в качестве обновленной версии.

Герб города Орла

Щит герба города французского типа, что довольно распространенно в геральдической традиции. Он разделен на две неравные горизонтальные части. Нижняя – узкая и окрашена в зеленый цвет, означающий плодородие местных земель. Верхняя часть – в несколько раз шире, окрашена в лазоревый. На гербе города Орла она изображает небесную гладь и символизирует чистоту и веру.

Главные фигуры композиции – белая крепость и черный орел, сидящий на ней с приподнятыми крыльями. Орел не двуглавый, как на гербе России. Здесь он символизирует не имперскую власть и силу, а является воплощением настоящей птицы. По легенде, во время основания города на одном из дубов, предназначенных для строительства, заметили орла. В честь него и решили назвать новое поселение.

Крепость на гербе тоже не случайно. Она была основа в период правления Ивана Грозного. Она была важным форпостом, охраняющим южные границы государства от набегов тюрков.

Флаг Орла

Городской флаг, хоть и был утвержден в 1998 году, создан не с нуля. Его основой послужил символ, который использовался еще в РСФСР с 1954 по 1991 год. Тогда он представлял собой полотно, разделенное на две неодинаковые вертикальные части. Большая часть была окрашена в красный цвет, меньшая часть, полосой располагалась у древка и окрашивалась в голубой. В верхнем левом углу (со стороны зрителя) красного поля находились золотые серп и молот, а над ними контуром изображалась золотая звезда.

В современном варианте присутствуют все детали советского флага, но к ним добавлены и другие элементы. Так, в центре красного поля изображается герб города Орла. Что означают символы флага? Серп, молот и звезда – типичные знаки коммунизма. К ним относится и красный цвет, символизирующий революционное движение, вместе с тем, он является знаком мужества и смелости. Голубой означает величие, мудрость и красоту. Красный и синий примерно в таком же соотношении присутствуют на флаге Орловской области.

Философское влияние

Князь Иоанн всегда привлекал западных спецов, ангажированных русскими эмиссарами для различных построек. Нам хорошо известен архитектор из Италии Фиораванти, который приложил руку к созданию Успенского собора. Солари возвел несколько башен тогдашнего Кремля. Но практически все выдающиеся личности того времени состояли в тайных сообществах. И многие из них пользовались символикой двуглавого орла. Нельзя исключать и то, что князь Московский позаимствовал это изображение именно у архитекторов, или сам являлся членом тайного общества.

Помимо этого, символ двуглавой птицы использовался тогда начинающими алхимиками. У них он был олицетворением философского камня, который безуспешно пытались создать многие ученые. Во двор Иоанна были вхожи многочисленные иностранные специалисты. Много было лекарей и аптекарей, которые фанатически увлекались поисками камня. Возможно именно этот символ волшебства решил привлечь к себе московский царь. Необходимо отметить, что в XV веке двуглавый орел считался модным символом в государствах Старого Света. Вполне вероятно, что царь просто принял решение следовать модным тенденциям.

До и после советской власти

В 1918 году в России был сформирован новый орган высшей власти — Временное правительство. Понятно, что с возникновением иной системы руководства страной понадобился и другой герб. В 1919 году в Омске был объявлен конкурс на лучший герб, в котором участвовало около 100 проектов. По условиям конкурса двуглавого орла на гербе необходимо было оставить, а вот другие символы прежней власти – убрать. Окончательный герб никто так и не утвердил, однако фаворитом конкурса сочли работу художника Г.А. Ильина, который был родом из Казани. На гербе Ильина двуглавый орел лишился всех своих корон, а над орлом возвышался только крест с надписью «Сим победиши».

Двуглавый орел и три короны над его головами снова начали фигурировать в истории страны лишь в 1993 году, после развала Советского Союза. Тогда герб Российской Федерации был представлен двуглавым орлом с тремя историческими коронами Петра I (над двумя головами — две небольшие короны, а над ними — одна большая). В 2000 году правительство приняло закон «О Государственном гербе Российской Федерации», который закрепил герб, упомянутый выше. Согласно закону, орел на геральдическом символе России должен быть увенчан двумя коронами, над которыми располагается одна большая корона, причем, все эти короны должны быть соединены лентой. Короны сегодня стали символизировать братство и единую историю трех народов: русского, украинского и белорусского. Согласно другой версии, короны являются символом суверенитета России и ее субъектов.

Немного о городе

Орел находится в восточной части России всего в 370 километрах от столицы. Он относится к Центральному экономическому округу государства. Местные производства специализируются на пищевых продуктах и напитках, металлургии, выпуске электрооборудования и машин.

Как город он существует с 1566 года. Флаг и герб содержат главные исторические особенности о нем и являются его официальными символами. Администрация города Орла утвердила их современные изображения в 1998 году.

Это отнюдь не заурядный город в государстве. В народе он знаменит вкусным черным хлебом, который, готовят еще с 1960 года. Здесь также была изобретена ливенская гармонь – самая длинная в мире. Она содержит около 40 складок, а если ее полностью растянуть, то размер гармошки достигнет двух метров. Известен город и красно-белой вышивкой под названием «Орловский спис» с древнерусскими мотивами и воздушным мцевским кружевом, которое не теряет актуальности с XVIII века.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Георгий Победоносец

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждает, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей. Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееборца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

Когда появился двуглавый орел

Никто точно не может сказать, когда появился двуглавый орел на гербе России. В исторических архивах нет документов на этот счет.

Герб при последних Рюриковичах

Текущий герб России берёт своё начало в XIII веке. Тогда, аналогичное изображение использовалось династией Палеологов (возглавляли Византию в XIII-XV вв.).

Герб Палеологов

Формальным поводом для его заимствования стало как падение Византийского государства, так и помолвка Ивана III на Софье Палеолог. При Иване III герб выглядел следующим образом:

Герб при Иване III

В дальнейшем он продолжал неоднократно изменяться. При Иване Грозном вместо двух корон на нём красовалась одна с крестом, а на тело орла был добавлен всадник, пронзающий змея. Рюриковичи решили подчеркнуть особую роль Георгия Победоносца и добавить его образ в герб России. Значение геральдического символа приобрело новый смысл в истории государства .

Герб при Иване IV

При Фёдоре Ивановиче корон вновь стало две, а над ними возвышался крест.

Герб при Фёдоре Иоановиче

Герб при Романовых

После Смутного времени воцарилась династия Романовых, и её основатель Михаил Романов внёс новые коррективы в изображение — теперь корон стало три: две на каждую из голов и одна связующая. Двуглавый орел символизирует на гербе России того времени власть в Астраханских, Казанских и Сибирских землях. А в 1654 году были добавлены такие элементы как скипетр и держава.

Герб при Фёдоре Иоановиче

При основании в 1721 году Российской Империи был учреждён следующий герб, который сохранил свое единообразие до 1917 года. Скипетр и держава сохранились, как и три короны, только центральная стала больше. Также и окрас орла стал чёрным.

Герб Российской Империи с 1721 года

Несмотря на единый образ этого символа на протяжение существования Российской Империи, в последующие годы многие императоры и императрицы не чурались вносить в него свои изменения. Так, при Павле I был добавлен мальтийский крест, при Александре II всадника повернули в другую сторону, а на крыльях орла разместили гербы наиболее значимых территорий в составе империи.

Герб при Павле IГерб при Александре II

Герб в XX веке

В межреволюционный период 1917 года использовался герб, ставший известным в народе как «ощипанная курица». Любопытно, что «ощипанная курица» до сих появляется эмблемой банка России и размещается на большинстве монет.

Герб Российской Республики

В годы СССР от прежних символов государства отказались. В учебниках истории преподносилось негативное описание и значение герба России для школьников, как символ порабощения рабочего класса. Однако традиционные и символические «Серп и молот» вовсе не являются гербом СССР. К 1946 году был разработан и принят следующий вариант герба, включающий в себя пятиконечную красную звезду, земной шар с серпом и молотом, солнце, пшеничные колосья и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Герб СССР

В составе СССР свой герб имелся и у РСФСР. Он содержал такие составные элементы как: щит, серп и молот, колосья пшеницы, звезду и лозунг.

Герб РСФСР

Текущий вариант герба России был утверждён в 1993 году (по проекту Е. Ухналева). Ему вернули золотой цвет, а Георгий Победоносец вновь стал смотреть направо.

Современный государственный герб России

Что изображено на гербе РФ

Каждый объект и прорисованная деталь являются неотъемлемой частью общей концепции, олицетворяющей единство независимого государства, его исторически сформированные ценности, приверженность традициям и сохранение самобытности. Фоновой основой является геральдический щит с чётко очерченными верхними и закруглёнными нижними краями, внизу по центру — заострённый пик.

Многоцветный без геральдического щита

Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями. Каждая голова венчается короной, сверху по центру — корона большего размера, соединённая с двумя малыми — лентой. В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл.

Интересно: за счёт особенностей верхнего окончания скипетра герб России можно обоснованно называть настоящим фракталом. Древнейший символ власти венчает вновь двуглавый орёл, идентичный по внешнему виду тому, что в более крупном размере изображен на щите. Интересная особенность, отображающая ярко выраженное подобное множество, возвела герб РФ в статус самого фрактального во всём мире.

На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона. Поверженное мифическое чудовище лежит на спине под копытами коня.

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

Главный символ города

Существует и романтическая легенда, рассказывающая о происхождении названия крепости.

Во время начала строительства оборонительного поселения рабочие рубили высокий дуб, стоящий в месте слияния рек Оки и Орла, с этого дерева слетела величая птица. «Что это было?», – спросил один мужик другого, и тот ему ответил: «А это хозяин этих мест». Узнав о данной истории, царь дал добро на название города в честь гордого орла, надеясь на защиту небесного хищника. Впрочем, это только красивая легенда. Доподлинно известно, что герб города был утвержден 16 августа 1781 года. Это геральдический французский щит голубого цвета. В его центральной части располагается белый город-крепость, стоящий на зеленом лугу. На главной башне, венчающей въездные ворота, сидит черный орел с золотой короной на голове. Что примечательно, за прошедшие годы не сильно изменился герб города Орла. Современный символ этого населенного пункта сильно похож на первоначальный вариант.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, – знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

Флаг Орла

Городской флаг, хоть и был утвержден в 1998 году, создан не с нуля. Его основой послужил символ, который использовался еще в РСФСР с 1954 по 1991 год. Тогда он представлял собой полотно, разделенное на две неодинаковые вертикальные части. Большая часть была окрашена в красный цвет, меньшая часть, полосой располагалась у древка и окрашивалась в голубой. В верхнем левом углу (со стороны зрителя) красного поля находились золотые серп и молот, а над ними контуром изображалась золотая звезда.

В современном варианте присутствуют все детали советского флага, но к ним добавлены и другие элементы. Так, в центре красного поля изображается герб города Орла. Что означают символы флага? Серп, молот и звезда – типичные знаки коммунизма. К ним относится и красный цвет, символизирующий революционное движение, вместе с тем, он является знаком мужества и смелости. Голубой означает величие, мудрость и красоту. Красный и синий примерно в таком же соотношении присутствуют на флаге Орловской области.

Появление третьей короны

Неудивительно, что в XVI веке между шеями двуглавого орла был запечатлен восьмиконечный крест – символ православия. Существенные изменения в изображении герба отмечены во времена царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. С 1625 года вместо креста начали изображать третью корону между голов орлов в как бы подвешенном состоянии. Если верить Александру Кулюгину, автору издания «Правители России», третья корона оказалась на гербе неслучайно. Это обстоятельство также было обусловлено связью с православной религией. По словам Кулюгина, первоначально три короны означали символ Святой Троицы.

Новые изменения в геральдическом символе произошли после того, как закончилась Русско-польская война 1654-1667 годов. Она завершилась перемирием и признанием присоединения к России земель левобережной Украины. Вот тогда-то Русское государство и обзавелось обновленной государственной печатью. Примечательно, что именно тогда в официальных документах печать была впервые названа именно геральдическим символом государства. Именной указ, датированный декабрем 1667 года, «О титуле царском и о государственной печати» гласил, что три короны, красовавшиеся на державном гербе, знаменовали «три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства».

Историческое прошлое герба

Впервые символ этой двуглавой птицы был отмечен при Иване III в 1497 г. Его изображение было на царской печати. Причины, из-за которых царь решил использовать именно орла, до сих неизвестны.

Примерно тогда же к символам государства добавляется всадник, который позднее будет назван Георгием Победоносцем. Первый случай появления изображения двуглавого орла был, когда царь скрепил своей печатью грамоту, предоставлявшую право на обладание участками земли. Также в период царствования Ивана III изображение этой птицы появилось на стенах Грановитой палаты Кремля.

Несмотря на то, что специалисты до сих пор ведут дискуссии о том, почему же выбор пал на орла, и его стали использовать российские монархи. Самой популярной считается следующая версия: женой Ивана III была племянница последнего императора Византии, Софья Палеолог. Это предположение было озвучено еще Карамзиным. Но у нее есть несколько причин, которые заставляют усомниться в правдивости этой теории:

  1. Местом рождения Софии был город, которой был не близко расположен к Константинополю.
  2. Двуглавого орла поместили на герб спустя продолжительное время после заключения союза между Софьей и Иваном.
  3. Иван III никогда не претендовал на византийский престол.

Историки так и не знают достоверно, почему именно такая символика была взята для российского герба. Интересным фактом еще является то, что орлиное изображение использовалось на монетах Новгорода.

Известная история

Изображение на главных бумагах государства двуглавой птицы сначала воспринималось как «нехристианский знак». Но затем этот анималистический символ стал официальным государственным знаком.

Мы имеем исторические свидетельства, что этот знак был изображен на гербе Византии. Многие историки склоняются к мнению, что благодаря браку Иоанна III и принцессы Византии Софии, символ был подарен как «приданное». Конечно, можно было и не принимать непривычный для глаза русича образ, но в то время Москва только набирала политические дивиденды, и испытывала острую нужду в идеологическом символе (по-современному – бренде) для признания другими странами. Запад в то время был мало знаком с российской политикой, и полагал, что Восток – это огромные татарские степи, где много молока кобылиц и народ спит на шкурах.

Новое изображение на гербе давало московскому князю возможности для создания более цивилизованного образа Руси в международном окружении. Демонстрация для западного общества блестящей «генеалогии» говорила о преемственности власти от римлян и Византийского государства. Гораздо позже (правление Василия III) это превратиться в развитие серьезное религиозно-политическое направление.

Примечание

  1. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. — М.: Панорама, 1993—208 с. — С. 23.
  2. Силаев А. Г. Истоки русской геральдики — М., 2002 г.
  3. Государственный герб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Почему двуглавый орел победил единорога? (heraldry.hobby.ru)
  5. Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. Каталог выставки в Московском Кремле. М., 2010. С. 68
  6. Высочайше утвержденныя подробныя описанія государственнаго герба, государственной печати и гербовъ Членовъ Императорскаго Дома (неопр.) .11 апреля 1857 года
  7. О Государственном гербе Российской Федерации (kremlin.ru)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector