Усопшие красавицы кремля: восстановленные лица русских царевн
Содержание:
- Земля – не для помазанника Божьего
- Мода на мавзолеи
- Древнеегипетская традиция
- История строительства
- Смерть как освобождение
- По примеру византийских императоров
- Императорская усыпальница в Петропавловском соборе (Санкт-Петербург)
- Пример Византии
- Мощи для защиты от врагов
- Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве (Лондон)
- Как появился этот обычай?
- Места захоронения
- 2Александровская слобода
- 4Измайлово
- Где похоронены русские цари?
- Гробницы в Петропавловской крепости
- История основания
- Как появился этот обычай?
- Древнеегипетская традиция
- История склепов
- Форс-мажоры
- Древнеегипетская традиция
Земля – не для помазанника Божьего
Всем известно, что любого русского царя в народе почитали как святого. Такое отношение к власти помогало простым людям осознавать себя не безвольными рабами, а служителями помазанника Божьего.
Согласно христианской религии, человек был создан из земли, в нее он и должен смиренно вернуться после своей смерти: «Прах к праху, тлен к тлену». Но такая скромная позиция не подходила царю. Поэтому ряд историков полагают, что традиция хоронить правителей в склепах, восходит к архетипическому представлению, что и в загробном мире царь не может быть равен простолюдину, удел которого – кладбищенская земля.
Многие русские правители возводили храмы, в том числе, и как будущие усыпальницы для себя и своих потомков. О том, что цари ставили своеобразный знак равенства между своей властью и духовной святостью, свидетельствует и вышеупомянутая книга Т. Д. Пановой. Автор подчеркнула, что захоронения русских правителей, расположенные в Архангельском соборе, обустраивались и оформлялись аналогично могилам глав русской православной церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.
Мода на мавзолеи
Традиции возводить мавзолеи придерживались многие знатные люди, не только царской фамилии. Во многих дворянских усадьбах сохранилась часовенка или небольшой храм, которые служили и местом молитвы членов семьи, и их последним пристанищем. А в качестве примера постройки одного из самых изящных мавзолеев стоит вспомнить маленький храм в античном стиле, возведенный вблизи Петропавловского собора в честь Петра Третьего.
Интересно, что изначально его похоронили в склепе Александро-Невской лавры, но после воцарения Павла Петровича, останки убиенного царя с огромной помпой перенесли в Петропавловский собор. Были в похоронной церемонии и десятки трубачей, и золотой «рыцарь света» с «черным рыцарем» – символы вечной памяти об усопшем и государственного траура, и строй свеченосцев, и полки гусар с кирасирами, и колесница с саркофагом, где покоились останки Петра Третьего. Над склепом императора, кстати, закрепили корону Мальтийского ордена, украшенную бриллиантами, но в 1917 году она бесследно исчезла.
Древнеегипетская традиция
Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве
Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.
На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.
История строительства
О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства — 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.
Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе — это первое захоронение здесь царственных особ.
Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени — Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.
Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны — наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.
Смерть как освобождение
Вы можете задаться вполне логичным вопросом: неужели не находилось желающих освободить несчастного узника? Конечно, таких людей и попыток вернуть Ивану VI свободу было немало. Однако все они завершались неудачей — слишком уж пристально Елизавета Петровна следила за заключённым. Освобождение Ивана Антоновича могло бы обернуться крахом для императрицы.
Последняя попытка вытащить узника из тюрьмы обернулась гибелью для него самого. Впрочем, относительно смерти Ивана VI есть две основные версии. Согласно официальным данным, караульный Василий Мирович в 1764 году склонил на свою сторону часть гарнизона Шлиссельбургской крепости, призвав товарищей освободить императора.
Когда он потребовал от охранников Ивана Антоновича выдать им узника, те умертвили заключённого, после чего сдались. Хочу отметить, что охрана так поступила неслучайно. Ранее императрицей Екатериной II, пришедшей к власти, был издан указ.
В нём говорилось, что при всякой попытке освободить узника тот должен быть умерщвлён. Именно поэтому сторонники “неофициальной” версии смерти Ивана VI считают, что его убийцей была Екатерина II. Утверждать наверняка, что императрица спровоцировала расправу над узником, нельзя, но и совершенно непричастной к ситуации её назвать трудно.
Иван Творожников «Василий Мирович, стоящий над телом Ивана VI в Шлиссельбургской крепости»
По примеру византийских императоров
Российский искусствовед и специалист по древнерусскому искусству Татьяна Самойлова объясняет погребение русских царей в саркофагах желанием лишний раз подчеркнуть приверженность византийской традиции. Римская империя традицию погребения знатных людей переняла у древнеримских язычников, а на Русь она пришла из Византии. С X века в специальных приделах-усыпальницах церкви Св.Апостолов, обустроенных по подобию античных, было погребено 20 византийских правителей. С исчезновением Римской империи языческая традиция там прервалась, а византийская на Руси сохранялась на протяжении многих веков.
Московских князей и царей династии Рюриковичей традиционно хоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Петр Великий нарушил эту традицию. Его и почти всех последующих императоров, а также многих членов царской фамилии похоронили в Соборе во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, больше известном как Петропавловский.
Думается, что размещение усыпальницы русских царей в самом высоком сооружении Петербурга неслучайно. Константинопольский храм Святых Апостолов с усыпальницей византийских императоров был построен в самой высокой точке и являлся доминантой города. Византийский историк Евсевий Кесарский отмечал, что церковь была «неописуемой высоты». Но русский Петропавловский собор был вдвое выше. Его высота с учетом легендарного шпиля на колокольне составляет 122,5 метра.
Императорская усыпальница в Петропавловском соборе (Санкт-Петербург)
Когда столицей России стал Санкт-Петербург, усыпальницу монархов и членов их семей перенесли в Петропавловский собор. Первое захоронение появилось уже в 1708 году, когда собор еще был деревянной церковью. Там погребли полуторагодовалую дочь Петра I и Екатерины, а затем — еще трех их дочерей и сына. Считается, что они похоронены в северном приделе собора, у дверей в Великокняжескую усыпальницу — сейчас над предполагаемым местом захоронения установлены бронзовые доски.
В Петропавловском соборе также похоронили царицу Марфу Матвеевну, жену царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту, жену царевича Алексея. Через три года, в 1718, рядом предали земле и тело ее мужа.
Петропавловский собор. (Wikimedia Commons)
Ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося в 1725 году и похороненного у южной стены. При этом постоянную усыпальницу Петру построили лишь в 1731 году, а освятили собор через два года. С 1725 года в Петропавловском соборе хоронили почти всех русских императоров и императриц (за исключением Петра II и Ивана VI, чьи останки находятся в крепости Орешек), а также членов императорской фамилии.
Петра III первоначально погребли в Александро-Невской лавре, но Павел I приказал торжественно перенести останки убитого императора в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года, одновременно с погребением императрицы Екатерины II.
Изначальные каменные надгробия в 1770-е годы заменили на мраморные, которые накрывали суконными покрывалами с гербами, а по торжественным случаям — парчой, обшитой мехом горностая. В 1865 году Александр II приказал сделать все надгробия беломраморными с позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами для императоров и императриц.
В 1901 году, когда место для захоронений было почти исчерпано, Николай II приказал пристроить к собору Великокняжескую усыпальницу для членов императорской фамилии. Первое погребение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года: тогда похоронили великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. В усыпальнице вместо надгробий вровень с полом устанавливали мраморные плиты с именами покойных. В 1915 году здесь был погребен великий князь Константин Романов. Это были последние похороны в соборе до революции.
Великокняжеская усыпальница. (Wikimedia Commons)
Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт, а могилы и церковный престол в Великокняжеской усыпальнице уничтожили. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. Сейчас в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.
Пример Византии
Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.
Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.
«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.
Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.
Мощи для защиты от врагов
Еще одна версия происхождения данной традиции – использование мощей покойных правителей для защиты страны от вражеских нападений. Забальзамированные останки, покоящиеся в саркофаге, дольше сохраняются, и достать их в случае необходимости гораздо проще: не надо разрывать царскую могилу, что может быть воспринято народом как святотатство.
Еще с глубокой древности мощи правителей воспринимались простыми людьми как объекты сакрального поклонения. Считалось, что они обладают мистической силой, ведь весь монарший род обожествлялся подданными. Поскольку главной обязанностью князя изначально являлась вооруженная защита своих земель, то его мощи должны были, по мнению суеверных жителей страны, волшебным образом «отогнать» врагов от границ родины.
Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве (Лондон)
Вестминстерское аббатство было основано в 1065 году Эдуардом Исповедником. Он стал первым человеком, чьи останки захоронили здесь. На протяжении веков короли Англии украшали и расширяли аббатство. Строительство современного здания началось в 1245 году по указу Генриха III. Уже тогда предполагалось, что аббатство будет предназначаться не только для богослужений и коронаций, но и для захоронения монархов.
В XIV веке строительством занимался архитектор Генри Йевель. В 1362 году под его руководством были построены Дом Аббата, неф и западный клуатр, а также гробницы Эдуарда III и Ричарда II.
Хотя изначально в Вестминстерском аббатстве хоронили исключительно королей, в XVII веке появилась традиция погребения лучших представителей науки и культуры, а также государственных деятелей. Здесь находятся могилы Джефри Чосера, Оливера Кромвеля, Исаака Ньютона, Чарльза Диккенса, Чарльза Дарвина, Редьярда Киплинга и Стивена Хокинга. Всего на территории аббатства расположено более 3300 могил, из них лишь 30 — королевские.
Именно в Вестминстерском аббатстве после Первой Мировой войны была установлена первая в мире могила неизвестного солдата.
Вестминстерское аббатство. (Wikimedia Commons)
Надгробия Вестминстерского аббатства можно разделить на два стиля: английский и итальянский. К английскому относятся те, что были созданы в XIII-XIV веках: в их оформлении использованы готические элементы — стрельчатые арки, ниши с фигурами рыцарей и святых, растительный узор и мозаика. На верхней части саркофага обычно располагались статуи умерших в полный рост.
К итальянскому стилю можно отнести гробницы Эдуарда Исповедника и Генриха VII. Гробница Генриха VII и его жены, последней из рода Йорков, считается одним из самых величественных и изящных памятников своего времени. Она выполнена итальянским скульптором Торриджиано в 1518 году.
Георг II — последний монарх, похороненный в Вестминстере в 1760 году. Сейчас роль королевской усыпальницы выполняет часовня Святого Георгия в Виндзорском замке.
Как появился этот обычай?
Обычай помещать тела знатных особ в усыпальницы пришел к нам из Византии. С развитием христианства всех покойников принято было закапывать в землю. Однако император Констанций этот обычай изменил. Именно он первым не стал хоронить своего отца Константина I в земле, а поместил гроб с его телом в храме Святых Апостолов. То же самое Констанций проделал с мощами некоторых святых апостолов.
В Византии император считался наместником Бога на земле. Церемония коронации, разработанная церковью, только способствовала подобному отношению. Император Константин закрепил его окончательно. Так он запретил носить пурпурные одежды и определенную обувь всем, кроме членов своей семьи. Кроме того, каждый обязан был падать ниц при виде императора. Причем, единственным, кому делать этого было не нужно, стал патриарх Константинопольский.
Не мудрено, что при таком высоком положении император должен был иметь соответствующую усыпальницу. Ведь император – помазанник божий.
К тому же закапывание тела в землю указывало на низкое социальное происхождение, в то время как покойный император помещался над всеми умершими, ближе к небесам.
Кроме того зачастую обычные могилы можно было запросто раскопать и поживиться, к примеру, одеждой усопшего. А склепы, как правило, надежно запирались, а потому роскошные наряды, ювелирные украшения и другие дорогие предметы знатных покойников оставались при них навсегда.
Места захоронения
Самые знаковые царские усыпальницы расположены в Санкт-Петербурге и Москве. Но если в усыпальнице Петропавловского собора похоронено большинство российских правителей и членов их семей, то московских князей и царей хоронили в Архангельском соборе Кремля. Всего там находится 56 захоронений. Первое – Ивана Калиты, последнее – 14-летнего Петра Второго.
Изучая ритуалы императорской России, историк М. Логунова в одной из своих монографий писала, что из-за отсутствия подвала в Петропавловском соборе для каждого умершего царя приходилось выкапывать могилу глубиной до 2 метров, предварительно снимая тяжелые плиты с пола. Каждый склеп выкладывали кирпичом, при этом на каждом кирпичике высекали крест. Для вынутых при бальзамировании внутренностей на дне склепа ставили отдельную урну.
2Александровская слобода
Царская резиденция в Александровской слободе — старейшая загородная резиденция московских царей. В далеком прошлом Александров — небольшой городок во Владимирской области — был одним из крупнейших культурных центров Московского государства. Наибольшего расцвета Александров достиг при русском царе Иване Грозном. Александровская слобода известна с середины XIV века. К 11 декабря 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьёй и двором. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского кремля.В 1513 году в Слободе был освящён Покровский собор, позднее переосвящённый как Троицкий. Историк архитектуры В. В. Кавельмахер, исследовавший Александровскую слободу на протяжении двух десятилетий, отмечал: «Покровский собор отличается невероятной, почти феноменальной для нашей архитектуры сохранностью». Собор был первоначально двухцветным: ныне забеленные красно-кирпичные стены были украшены белокаменными элементами оформления. Фресковая роспись, сохранившаяся в соборе, принадлежат частично к XVI веку, но в целом это росписи более позднего времени; к XVI веку относится белокаменная резьба внутренних порталов.Иван Грозный оказался в Александровской крепости — «опришном» владении Елены Глинской (то есть перешедшем ей после смерти мужа, Василия III) — в начале 1565 года. В грамотах, которые он направил в столицу, царь сообщал, что «гневу и опалы» нет на бояр и дворян, которые не только «тащили» царскую казну, но и «измены делали», не желая воевать с недругами.Слобода превратилась в фактическую столицу государства, здесь была учреждена опричнина, в слободе функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд других учреждений. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетчер писал, что Александрова слобода при Иване Грозном по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. В Москву Иван IV ездил «на невеликое время».Деревянные укрепления, воздвигнутые в своё время по распоряжению Елены Глинской, царь велел выложить кирпичом «от земли до стрельниц» (бойниц).Знаменитые ворота Софийского собора в Новгороде (1336), вывезенные Иваном Грозным при разграблении города, украсили южный вход из гульбища в Успенский (Троицкий) собор. Западный вход из гульбища в главный собор крепости также украсили старинные врата (1344—1358), вывезенные Грозным из тверского Спасо-Преображенского собора. Одна пластина врат сохранила гравировку с Троицей.Александровский Кремль стал едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Сюда прибывали послы и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского (затем Речи Посполитой), Дании, папского престола и иных государств. С 1568 года в слободе располагалась царская книгописная палата и печатный двор.В 1581 году царь покинул крепость в Александровской слободе после убийства своего сына Ивана и больше никогда сюда не возвращался.
4Измайлово
Измайлово — царская усадьба, построенная во второй половине XVII века на реке Серебрянке.Первые упоминания о селе Измайлово появились в конце 14 века. Оно было названо в честь бояр Измайловых, чья усадьба находилась здесь же. В те времена никто особенно не заботился о парках и садах, и лес из могучих дубов и берез окружал поместье. Перемены появились во второй половине 16 века, когда по указу Ивана Грозного эти земли перешли к Никите Захарьину-Юрьеву, брату царицы. Затем усадьба перешла во владения его сына, а в 1652 году вернулась в распоряжение дворцового ведомства. Царь Алексей Михайлович приказал устроить на месте усадьбы загородную резиденцию. В 70-х годах 17 века был построен прекрасный Государев двор. Река Серебрянка была разделена на два рукава. Так появился Серебряный остров, окруженный с двух сторон прудами — Виноградным и Серебряным. Первый царский дворец построили из дерева. От него шли дворцовые крытые галереи, которые соединяли сооружение с церковью Иосафа Индийского. Попасть на остров можно было по мощному каменному мосту, опиравшемуся на четырнадцать арочных опор. Пройдя по мосту, можно было увидеть Мостовую башню. Она была построена под руководством архитектора Ивана Кузнечника. Башня была возведена из камня, поэтому сохранилась и по сей день. Башня имеет три этажа. На первом располагались священнослужители, на втором проходили заседания Думной палаты, а на третьем находилась колокольня. Она принадлежала собору Покрова Богоматери, который располагался неподалеку от Мостовой башни. Раньше на этом месте находилась ветхая деревянная церквушка. Но в 1671 году по указу царя церковь разобрали, построили площадь и начали возведение храма, которое длилось около восьми лет.Чуть позже Алексей Михайлович решил немного изменить предназначение резиденции. Неподалеку был разбит комплекс для опытного хозяйства. Здесь строились теплицы, оранжереи, выращивались разнообразные животные. В те времена в Измайлово было около 37 прудов, предназначенных для разведения рыбы и бобров. Позже были проведены хорошие дороги, построены стекольный и винный заводы, маслобойни, мельницы, медоварни и даже льняная мануфактура. Здесь же располагались скотные дворы, птичники и пасека. Загородная резиденция превратилась в своего рода лабораторию по испытанию сельскохозяйственных машин, выведению новых сортов растений и новых пород животных.Здесь проводил время маленький царевич, будущий великий Петр I. Но несмотря на всю любовь Петра к Измайлову, он вынужден был забросить резиденцию. Ведь столица была перенесена в Санкт-Петербург. Постепенно пришел в негодность и развалился дворец царя Алексея Михайловича, остров пришел в запустение.
Где похоронены русские цари?
Храмовой усыпальницей для представителей двух правящих династий в России – Рюриковичей и Романовых – стал Архангельский собор Московского Кремля. После смерти тела покойных помещали в саркофаги из белого камня, украшенного резьбой. На сегодняшний день в Архангельском соборе имеются 54 захоронения. Там похоронены Иван Грозный, и его сыновья, а также императоры Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и многие другие.
Позже, а именно со времен Петра I, царственных особ стали хоронить Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Исключением стал только внук Петра Великого, который скончался от оспы в Москве, где и обрел свой покой в Архангельском соборе. В Санкт-Петербурге покоятся тела 52 членов императорских семей и их близких.
Гробницы в Петропавловской крепости
Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.
Екатерина II
На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь.
Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле.
«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.
…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.
Екатерина Михайловна, великая княгиня
Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами.
После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.
…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье.
История основания
Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.
Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.
Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.
Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.
Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.
Как появился этот обычай?
Обычай помещать тела знатных особ в усыпальницы пришел к нам из Византии. С развитием христианства всех покойников принято было закапывать в землю. Однако император Констанций этот обычай изменил. Именно он первым не стал хоронить своего отца Константина I в земле, а поместил гроб с его телом в храме Святых Апостолов. То же самое Констанций проделал с мощами некоторых святых апостолов.
В Византии император считался наместником Бога на земле. Церемония коронации, разработанная церковью, только способствовала подобному отношению. Император Константин закрепил его окончательно. Так он запретил носить пурпурные одежды и определенную обувь всем, кроме членов своей семьи. Кроме того, каждый обязан был падать ниц при виде императора. Причем, единственным, кому делать этого было не нужно, стал патриарх Константинопольский.
Не мудрено, что при таком высоком положении император должен был иметь соответствующую усыпальницу. Ведь император – помазанник божий.
К тому же закапывание тела в землю указывало на низкое социальное происхождение, в то время как покойный император помещался над всеми умершими, ближе к небесам.
Кроме того зачастую обычные могилы можно было запросто раскопать и поживиться, к примеру, одеждой усопшего. А склепы, как правило, надежно запирались, а потому роскошные наряды, ювелирные украшения и другие дорогие предметы знатных покойников оставались при них навсегда.
Древнеегипетская традиция
Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве
Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.
На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.
История склепов
История захоронения людей в специальных помещениях насчитывает тысячи лет. Многие царские семьи Месопотамии, Вавилона, Персии помещали тела своих умерших родственников в ритуальных пещерах.
Одними из первых специально сооружать подобные помещения стали египтяне. Конечно, роскошные усыпальницы — пирамиды – предназначались исключительно для знатных особ. Дело в том, что согласно древним поверьям, фараон мог продолжить жизнь в другом мире только при условии, что его телесная оболочка останется нетронутой. Именно поэтому жители Египта практиковали мумифицирование и гробницы, а не закапывали тела правителей в землю.
Несмотря на искоренение язычества и появление христианства, в средневековой Европе традиция помещать тела не в почву, а над нею продолжилась. Так в базилике Сен-Дени до сих пор покоятся тела 25 французских монархов и 10 королев, не считая принцев и принцесс. А в Вестминстерском аббатстве нашли свой последний приют многие английские короли.
Форс-мажоры
В редких случаях приходилось отходить от строго церемониала царских похорон. В книге «Тайны дома Романовых» В. Балязин упоминает о похоронах умершего 6 июля 1762 года «при невыясненных обстоятельствах» Петра III.
В качестве места погребения была выбрана Александро-Невская лавра, а не Петропавловский собор. Ночью с 7 на 8 июля царское тело доставили в Александро-Невскую обитель, где оно «стояло в гробу до 10 числа». Царя положили в скромный гроб, в мундире без орденов и шпаги. На руках царя были надеты длинные кожаные перчатки. В караул поставили несколько солдат и младших офицеров.
Шедшие проститься с императором люди поражались не только скромному убранству и небольшому караулу, но и «черному лицу царя». В результате удушения и большой потери крови лицо императора действительно было очень темным. Петра III отпели в Благовещенской церкви и сразу же предали земле рядом с Анной Леопольдовной. Во время похорон не было ни оружейного салюта, ни колокольного звона. Еще одно существенное отступление от правил произошло уже в конце 1796 года. В декабре по распоряжению Павла I «убиенного царя» перезахоронили рядом с Екатериной II в Петропавловском соборе. Как пишет в книге «Император Всероссийский Павел I Петрович» А. Семенова, впервые в истории была проведена «сокоронация» – Его Величество Павел I «возложил на гроб родителей» императорскую корону. Посмертным венчанием родителей он аннулировал результаты дворцового перевода 1762 года и реабилитировал покойного отца. По свидетельствам очевидцев, оба гроба стояли в соборе «для поклонения» 2 недели. И только потом венценосную чету предали земле.
Древнеегипетская традиция
Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве
Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.
На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.