Древняя цивилизация египта (обзорная статья)

«Древний Египет. Основы государства»

Древний Египет как государство возникло в пятом тысячелетии до н.э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства. В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований — номов, которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.

Периоды истории древнеегипетской государственности:

1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100— 2800 до н.э.).
2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800—2250 до н.э.).
3. Среднее царство (около 2050—1700 до н.э.).
4. Новое царство (вначале Древний Египет — самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н.э. — I в. до н.э.).

Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития — восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта — 30 династий фараонов). Характерная черта деспотии — религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения, руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.


Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов. Судопроизводство осуществлялось коллегиально. В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.

Низшим органом управления являлись сельские общины. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако к сожалению ни одна из них не дошла до настоящего времени.

Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений: были земли государственные, храмовые, частные и общинные. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи. Движимое имущество – рабы, рабочий скот, инвентарь.

Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного жженой в виде приданного. Допускалась передача жене всего имущества семьи. В Египте свободно для обоих сторон осуществлялся развод.

Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.

Уголовное право и процесс.

Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй. Ответственность в таких случаях несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера (убийство священных животных – кошки, совы, чародейство). Среди преступлений против личности называют убийство. Среди имущественных преступлений – кража, обмеривание, обвешивание.

Наказания преследуют цель устрашения. Среди них – смертная казнь, членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы). Процесс начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств принимаются свидетельские показания, клятвы. Применялись пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

Это конспект по теме «Древний Египет. Основы государства». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Религия Древнего Египта
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Периоды истории Древнего Египта

Преддинастический период

3500 до н.э.  — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной пирамиды фараона Джосера.
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э.  -Развитие сельско-хозяйственных технологий в оазисе-городе Фаюм.
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал Тутанхамон.
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – Александр Македонский освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.

300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на иероглифах Древнего Египта.
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.

1900 н.э. 1922 – Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.

Династический период истории Египта

Следующие 1000 лет Египет процветал, развивалось сельское хозяйство, египтяне смогли построить единую ирригационную систему, процветали ремесла. Египет успешно воевал с соседями и боролся с кочевниками, развивалась торговля с другими народами. В этот период в Египте сменились 6 династий фараонов.

1-я и 2-я династии относятся к периоду “раннего царства”, 3-6 династии правили в период “древнего царства”.

В этот период египтяне изобрели солнечный календарь, изучали звезды, накапливали знания в геометрии. Все это позволило построить пирамиды, создать очень красивую керамику и золотые украшения.

Именно в этот период полностью оформляется древняя египетская письменность. В следующие периоды письменность немного изменилась, значения некоторых иероглифов поменялись, и некоторые символы изменили свое начертание.

Именно в период древнего царства были построены пирамиды, от первой шестиступенчатой пирамиды Джосера до великих пирамид в Гизе. Самое древнее литературное произведение в истории Египта тоже относится к этому периоду, внутри пирамид найдены, так называемые, «тексты пирамид». Они представляют из себя наборы рассказов и инструкций о загробной жизни и ритуалах древних египтян.

Около 2260 года до нашей эры начинается 200-летний период упадка Египта. Это время называют “первый переходный период”. Причиной упадка стало, скорее всего, ослабление власти фараонов и общее недовольство народа. Некоторое историки связывают этот период анархии с изменениями климата, он стал гораздо суше, что привело к уменьшению урожаев. Государство развалилось на номы, правители которых обладали всей полнотой власти, а фараоны обладали только номинальной властью.

В 2040 году до нашей эры правитель города Фивы (не путать с греческим городом Фивы) объединил всю страну, и началась эпоха “среднего царства”. Эта эпоха длилась около 250 лет, но именно на эту эпоху приходится серьезное развитие архитектуры и постройка самых грандиозных храмов, активно начал использоваться папирус и появились школы. Была серьезно модернизирована система орошения полей, и Египет стал государством с крепкой центральной властью. Во времена среднего царства правила 11 и 12-я династии.

4.Климат в Египте – комфортные условия для флоры и фауны

   Мягкий и здоровый египетский климат по праву считается настоящим подарком Природы. Даже самая сильная жара вследствие чистого и сухого пустынного воздуха, веющего над страной, переносилась легче из-за быстрого испарения влаги с кожи. Воздух, температура которого в речной Долине поднималась до 50 °C, воспринимался лучше, чем в других странах на аналогичных, близких к тропикам широтах. И даже в болотистых областях Дельты, покрытых стоячей водой после наводнений, он быстро сушил испарения, поэтому малярия и лихорадка фактически не были распространены в данной местности. Над пустынями еще и формировался столб горячего воздуха, который способствовал притоку средиземноморского северного ветра. Он нес полезную растениям соль и влажность, повышающие урожайность. А сухой и иссушающий жаркий ветер южных направлений хамсин, перемещающийся из пустынь и насыщенный песком и пылью, обычно после весеннего равноденствия, начиная с апреля по май, дул с юго-востока вдоль Средиземноморского бассейна в северо-восточной части Африки.

Письменность

В те времена, когда другие народы еще не знали грамоты и передавали свои знания в устной форме, египтяне овладели письменностью. Письменность древних египтян состояла из множества специальных рисунков – иероглифов. Волнистой линией обозначали воду, кружком с точкой посередине –солнце и так далее. Всего историки насчитали более 650 различных египетских значков-рисунков.

 

Материалом для письма в Древнем Египте служил папирус (по своим качествам и внешнему виду он походил на бумагу). Его стебли разрезали, смачивали водой, отделяли тонкие полупрозрачные полоски, накладывали полоски одна на другую в форме решетки, склеивали их между собой и прижимали прессом. Также иероглифы выбивали на каменных стенах храмов.

Древнеегипетское государство нуждалось в большом количестве образованных людей. Умение считать и писать требовалось сборщикам налогов, архитекторам, чиновникам, жрецам, писцам. Пройти обучение можно было только в древнеегипетских школах при храмах, но чтобы туда поступить требовались немалые деньги и высокое положение в обществе. Несмотря на то, что большинство учеников были детьми богатых и уважаемых родителей, за малейшую провинность их строго наказывали. После обучения в школе выпускник мог получить престижную и высокооплачиваемую государственную должность.

 

Древний Египет – государство на берегу Нила, которое представляло собой высокоразвитую для того времени человеческую цивилизацию. Египтяне умели писать и считать, занимались изучением математики, астрологии, обладали большими познаниями в медицине. Они оставили миру грандиозное наследие: многочисленные пирамиды.

Правление Хатшепсут

Хатшепсут – первая в мире женщина-фараон, которая правила страной пирамид на протяжении 22 лет. Как и полагалось фараону, она носила накладную бородку. Царица Хатшепсут приходилась дочерью Тутмосу I и была главной женой Тутмоса II. На трон села после скорой кончины своего мужа. До воцарения носила то же имя — Хатшепсут («Находящаяся впереди благородных дам»). Женщина-фараон Хатшепсут значительно расширила границы Египетского государства, используя не только военные походы для этого, но и умение дипломата.

Неоднократно сама была во главе войска.

Царица Хатшепсут активно занималась строительством: сооружала не только храмы, но и города. Восстанавливала памятники культуры, которые уничтожили племена гиксосов. Ей принадлежит идея сооружения двух самых высоких обелисков Египта. В помощники женщина-фараон брала только талантливых людей. Самостоятельно наладила внутреннюю и международную торговлю. Возглавляла не одну экспедицию на территорию Восточной Африки.

Правление Хатшепсут остается загадкой для истории, поскольку в официальном списке фараонов Египта её нет. Женщина-фараон Хатшепсут мало вспоминается и в летописях. Практически все надписи о ней специально уничтожены.

Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (1468—1436 до н. э.), стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 1468 до н. э. Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией.

В 1448 до н. э. фараон наносит окончательный удар Кадешу и митаннийцам, доходя до столицы Митанни Вашшукани. Поэтому апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (1405—1367 до н. э.), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь фиванского бога солнца Амона, отождествлённого с Ра в образе Амона-Ра.

Правление Эхнатона

Пика могущества Древний Египет достиг во время правления фараона Аменхотепа III. Взойдя на трон, он поменял свое имя на Эхнатона, в честь любимого бога солнца Атона. Он же стал и причиной религиозной реформы. Аменхотеп III отказался поклоняться множеству богов. Единым божеством для него был Атон. Это первая попытка в истории человечества ввести единую религию для народа.

Особое внимание фараон уделял дипломатическим отношениям и все возникающие проблемы старался разрешать только мирным путем. За что и был прозван «Солнечным»

Налаживал связи с соседними государствами. Об особенностях дипломатической переписки можно узнать из Амарнского архива – глиняных табличек, на которых и велось общение.

Особых высот в этот период достигает искусство: скульптура и архитектура. В технологии строительства также произошли изменения: вытесанные большие блоки для сооружения храмов заменили блоками меньших размеров. Их прозвали «талататами». Это был своеобразный прорыв в строительстве, способствовавший ускорению возведения храмов и домов.

Реформы Эхнатона сильно потрясли Египет, а пацифистская политика этого фараона привела к потере обширных азиатских владений, вскоре занятых хеттами из Малой Азии. Однако, культ Атона был запрещен после смерти фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) в 1347 до н. э. бывшим жрецом Атона Эйе и военачальником Хоремхебом, регентами малолетнего (дожившего до девятнадцатилетнего возраста) наследника Эхнатона, Тутанхатона, переименованного в Тутанхамона (1347—1337 до н. э.).

Столица государства была обратно перенесена из построенного Эхнатоном Ахетатона в Фивы (при этом последующие фараоны предпочитали оставаться в Мемфисе), а сам фараон — объявлен еретиком.

Первичное население Египта

Первая из известных была культура хариф (10 тыс. до н.э.), выделившаяся с  территории исторической области Палестины, современной Сирии и Южной Турции. Натуфийцы принадлежали к индо-среднеземноморской расе.

Египетский народ образовался к 4-му тыс. до н.э. из смешения двух племён:

  • темеху – светловолосые
  • техену – тёмноволосые и смуглые

Ну с темноволосыми и смуглыми вполне ожидаемо. Тёмную часть египетского населения в древности слагали преимущественно берберы. Они говорят на родственных языках, образующих так называемую ливийскую группу хамитской семьи языков.

Однако возникает вопрос: кто такие эти светловолосые «египтяне»?

Среди современных исследований встречается даже такое: «Практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы в египетских росписях». И при этом, в Восточной Сахаре «вряд ли следует искать родину какой бы то ни было значительной популяции; кроме того, имея в виду, вероятно, европейское происхождение светлокожих европеоидов, правильнее предположить, что в Восточную Сахару они попали уже вторично» .

Практически светлокожие европеоиды атлантического типа кроме того реально засвидетельствованы:

  • В египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну конца 2 – начала 1 тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре;
  • На Канарских островах, как потомки гуанчей;
  • Сюда же можно отнести и голубоглазых берберов-шатенов Атласских гор (северный Алжир и Марокко).

Известно утверждение Платона о том, что «атланты, прародители фараонов и предки египтян. Платон услышал об этом высоко цивилизованном народе – последние остатки которого были затоплены за 9000 лет до него – от Солона, который узнал это от Высших Жрецов Египта. В Сирии и Фригии, а также в Египте, они установили поклонение Солнцу. Одним из таких жрецов-посвятителей мог быть Гермес Трисмегист.

Атланты или нет?! Понятно, что они были светлокожие и высокого роста. А вдруг опять русские?! Нет — не русские. Возможно русских в те века действительно не существовало. Но были их предки, существовали славяне.

Что за светлокожие боги пришли в земли египетские несколько тысяч лет тому назад мы не установим однозначно в рамках этой небольшой статьи. Возможно когда-нибудь человечеству откроются тайные библиотеки, где ответы на многие вопросы будут раскрыты однозначно.

Население Египта и сюрпризы генетических исследований

Сейчас же, для большей загадочности,  лишь немного оговорюсь о генетике. Эти генетики — лезут куда не надо, то ль вредят, то ли пользы больше чем вреда приносят. Но вот что они установили.

Судя по данным генетики, оказалось, что люди Древнейшей Руси и древнего Египта в период с 6 по 2 тыс. до н.э. были одинаковыми настолько, что являлись представителями одного генетического рода. В то же время обнаружены ископаемые останки людей, живших и 6 тысяч лет назад, и в 14-м тысячелетии  до н.э. А в Египте таких останков не обнаружено!

У них этих царских родов был очень строгий учет родства, и люди, которые не были их родственниками, не могли быть включены в брачные союзы. Как у Пугачевой в песне «Все могут короли……, но не могут короли жениться по любви»

Аналогичная практика существовала и в Шумере, и в Древнейшей Руси, и в Пелазгии. С приходом туземных народов Земли (гаплогруппы A, B, G, E, J, C и др.), разрушились царственные рода, а вслед за ними разрушились и сами царства. Вот почему все древние культуры строго ставили вопросы кровосмешения. Ставили, но не выдержали, не устояли.

Так откуда взялось население Египта Древнего — они сложись из общности темноволосых берберов и загадочных светловолосых пришельцев, чья генетика еще более загадочным для науки образом ведет в земли северные…..

Поделиться этой записью

Социальная структура Древнего Царства

Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, часто называемый в литературе фараоном — термин, пришедший из греческого языка, но восходящий к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства — пер-‘о, что значило «Большой дом» (т.е. дворец) — само же имя царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось.

Фараон Микерин (4 династия) с двумя богинями — слева Хатхор, справа — Бат — покровительница 7 нома Верхнего Египта.

Египетский царь обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, большие религиозные и династийные праздники. Царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всем равен богам и даже превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей — пирамиды — затмевали своим великолепием храмы богов, в то время еще очень незначительные, настолько, что до наших дней от последних почти ничего не сохранилось. Длинная, со временем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять имен, в том числе личное и тронное. До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуре как воспоминание о некогда существовавших самостоятельных царствах Севера и Юга. Пережитком времен двух додинастических царств была и дублированная система некоторых государственных ведомств страны.

Важнейшим помощником царя был верховный сановник — чати (в литературе часто называемый визирем), осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой. В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности должность главы столичного управления. Известно, однако, что ему в течение почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупнейший сановник — начальник войска.

Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства, превратились в его местные административно-хозяйственные округа, причем во время наивысшего расцвета Древнего царства, при IV династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти: царь мог по своей воле перемещать номархов (правителей номов) из одного нома в другой, из Верхнего Египта в Нижний и наоборот, существовал жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации. В период III и IV династий высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царем. Важнейшие лица в государстве — чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов — были близкими или более дальними родичами царского дома, правящей династии. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного, разветвленного и специализированного бюрократического аппарата.

Единственным родом постоянного египетского войска, начавшего складываться еще в период Раннего царства, была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Часто во время походов воинов перебрасывали к месту битвы из мест постоянного расположения на грузовых речных судах. Границы Египта на Севере и Юге были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Интересно, что полицейские функции в Египте с древнейших времен осуществлялись выходцами из рано покоренной египтянами Северной Нубии — маджаями.

Некоторые легендарные фараоны

Фараонам поклонялись словно божествам

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Роковые потрясения египтян

Серьёзные перемены в Египет приходят с началом периода завоеваний Александра Македонского. Покорённые земли подвергались эллинизации, а египетские территории не стали исключением. К моменту правления знаменитой Клеопатры египетская культура начинает необратимый процесс увядания, подчиняясь греческим веяниям.

Римское завоевание ослабляет некогда великую страну, которая уже не может противостоять влиянию иноземцев. В VII веке Египет завоёвывают арабы, что становится причиной многих кровопролитных столкновений. Арабская культура и ислам быстро проникают в культуру народа, прежние традиции которого оказались перечёркнутыми временем или мечом.

Наиболее ярко перемена египетского общества стала заметна в городах, однако жители деревень, крестьяне и сегодня напоминают своих далёких предков, которые во времена фараонов тоже возделывали землю и волновались из-за разливов Нила.

«Стела Интефа» (1479-1425 до н. э.) вероятно, из его могилы в Дра Абу эль-НагаМестонахождение: ЛуврАвтор фото: Гийом Бланчард

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector