На чём основан религиозный миф об исходе евреев из египта?

Рукописи, созданные до нашей эры, и Библия из чистого золота

Изучать историю можно не только по монетам, но и читая настоящие первоисточники – рукописи и манускрипты. А уж этого ценнейшего материала в Ватиканской апостольской библиотеке огромное количество – более 150 тысяч. Некоторые из этих редчайших рукописей датируются более 2000 лет назад. Здесь есть старинные записанные тексты с иллюстрациями произведений Гомера, Цицерона, Аристотеля и Евклида, фрагменты рукописей Вергилия, Каролингские книги, коллекция Барберини, собрание Борджиани…

Собрание манускриптов разделены в соответствии с языком их написания: тут есть рукописи на многих как европейских, так и азиатских языках, а также на эфиопском, индийском и китайском. И конечно же Ватиканская библиотека не может не содержать самые древние и самые уникальные Библии. Так, здесь можно обнаружить самый древний текст Евангелия от Луки, редчайшую греческую Библию IV века, а также произведение ювелирного искусства – изготовленную вручную Библию, которая содержит листы из настоящего золота с тонким рукописным текстом. Она была создана в 1476 году по распоряжению герцога Урбино Федерико да Монтефельтро.

Первые книги нового формата – напечатанные при помощи станка – появились в Ватиканской библиотеке в 20-30х годах 17 века. А сейчас их собрание насчитывает более 2 миллионов экземпляров. Поговаривают, что здесь можно найти книги на всех человеческих языках. Любопытно, что в этой библиотеке существует правило, по которому печатные издания могут быть доступны для просмотра лишь тогда, когда им исполнится не менее 75 лет. Да и обычных посетителей здесь не жалуют – в день дозволено принимать лишь 150 человек ученых и специалистов. Сотрудники связывают это с особой ценностью книг и потребностью в их сохранении, хотя кто знает – ведь знания ценились во все времена.

Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана — ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев, обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна… Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».

Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода — от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь — следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно — так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

«Историческая правда»

30.12.2014

Побег из Египта

Так Моисей оказался в земле Мадиамской, где встретил священника и его семью, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Герш.

Через некоторое время царь Египта умирает. Народ Израилев вопиет о своих страданиях, и Бог слышит этот вопль.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел горящий куст терновника, который почему-то не горел. И вдруг он услышал голос Божий, который повелел Моисею вернуться в Египет, спасти сынов Израилевых от рабства и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и стал молиться Богу, чтобы Он избрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что они не поверят ему, и тогда Господь дал ему знамения. Он попросил бросить свой жезл на землю, который тут же превратился в змею, а затем заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы жезл снова стал. Тогда Бог заставил Моисея положить руку себе на грудь, и тогда она побелела и покрылась проказой. И когда он снова положил его ей на грудь, она стала здоровой.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).

8Золотой телец

Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9—10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор и поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали. И уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «кто Господень, иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек.

На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32). «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1—3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих. Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало.

Проклятие Бога

После долгого пути, наконец, они увидели землю обетованную. И тогда приказал Моисей собрать двенадцать человек, чтобы отправить их в разведку. Через сорок дней они вернулись и рассказали, что земля Ханаанская плодородна и густонаселенна, но также обладает сильным войском и мощными укреплениями, поэтому завоевать ее просто невозможно, и для народа Израилева это будет верной гибелью. Услышав это, народ чуть не побил камнями Моисея и решил искать себе нового начальника вместо него, а потом и вовсе пожелали вернуться в Египет.

И рассердился пуще прежнего Господь на народ Израилев, который не верит ему при всех его знамениях. Из тех двенадцати разведчиков он оставил только Иисуса, Навина и Халева, которые были готовы исполнить волю Господа в любую минуту, а остальные умерли.

Господь израильский народ сначала хотел истребить язвою, но потом по заступничеству Моисея заставил скитаться его сорок лет по пустыням, пока те, кто роптал, от двадцати лет и выше, не вымрут, и разрешил только их детям увидеть землю, обещанную их отцам.

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.

Примерная карта Пути Моисея из Египта в Ханаан. Движение израильтян отмечено красной стрелкой. В наше время выдуться споры, о том, достоверен ли он или нет. Фото: bibliya-online.ru

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

Существуют примерные карты Пути Моисея, но по ним спорят исследователи.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.

7. Странствовали ли евреи 40 лет по пустыне?

В дипломатическом архиве фараона Эхнатона найдены письма царьков и правителей Ханаана — ставленников Египта, которые жалуются на враждебные действия бродячих кланов евреев, обитавших тогда в пустыне. Так, некий Абдхиба, правитель Иерусалима, пишет: «Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна… Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири… Да знает царь: я не могу послать каравана к царю… Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима».

Что же касается 40 лет, то следует помнить, что 40 — особое священное число в иудаизме, обозначающее период жизни одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно. Так, Всемирный потоп продолжался ровно сорок дней, 40 суток пробыл пророк Моисей на горе Синай, где получил Скрижали Завета. Да и сегодня в христианстве часто отмеряется именно сорокадневный срок: сорокадневные посты, сорокадневные поминовения усопших, сорокадневные епетимии, перемирия или какие-либо гражданские (общественные) службы, и тому подобное.

Поэтому все описанные в Библии чудес, особенно в Книге Исхода — от расступающегося моря до столпа огненного, указующего путь — следует понимать в свете гиперболического языка библейской и вообще восточной поэзии, которой свойственны красочные преувеличения, зрительные образы, поражающие воображение человека. И поэтому все библейские чудеса проявляются очень избирательно — так, чтобы они не посягали бы на свободу человека и не навязывали бы ему веры. Вспомним, что воскресший Христос именно по этой причине не явился Своим врагам и обидчикам. Да и вообще, когда Спаситель умирал на кресте, весь мир спал, ел, пил, ничего не замечая особенного. И даже когда на Иерусалим пала тьма, многие горожане не замечали никаких космических событий, но видели лишь обыкновенную тучу с молнией и громом.

По этой же самой причине для израильского народа побег из рабства прошел в обстановке сказочных чудес и знамений, это было незабываемое событие, положившее начало новой эпохи. А вот египтяне не заметили ничего, кроме массового побега рабов.

30.12.2014

Моисей и брат его Аарон идут к фараону

Повинуясь воле Бога, Моисей отправляется в Египет. На своем пути он встречает своего брата Аарона, который по приказу Бога вышел в пустыню навстречу Моисею, и они вместе в скором времени пришли в Египет. К тому времени Моисею было уже 80 лет, и в Египте его никто не помнил. К тому же давно умерла дочь прежнего правителя Египта, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей с Аароном собрали всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения пред глазами народа, и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

После встречи с народом Израиля Моисей и Арон направились к фараону и огласили ему волю Бога Израилева, чтобы тот отпустил народ еврейский в пустыню для служения Богу: Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но в ответ фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. (Исх. 5:1-2).

Ожесточился после этого фараон и усилил притеснения народа Израиля.

И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня?  ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим, избавить же, Ты не избавил народа Твоего.

И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном, по действию руки крепкой он отпустит их, по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.

Пришел Моисей к фараону и объявил, что если он не отпустит народ Израиля, то Бог пошлет на Египет многие «Казни» (несчастия и бедствия). Но фараон не послушался слов Моисея и пророчества посланника Божия сбылись.

Казни египетские

Ссылка Казнь Что случилось
1 Исх. 7: 20-21 Прев­ра­щение во­ды в кровь Умерла в реке ры­ба, и стала плохо пахнуть ре­ка, лю­дям негде было напиться.
2 Исх. 8: 6 Жа­бы И вышли из во­ды жа­бы и пок­рыли всю зем­лю.
3 Исх. 8: 17 Мош­ки Вся Египетская пыль прев­ра­тилась в огромную ту­чу мош­ка­ры.
4 Исх. 8: 24 Песьи му­хи И была покрыта земля ту­чей мух.
5 Исх. 9: 6 Мор ско­та До единого умер скот егип­тян, а скот из­ра­иль­тян был здоров.
6 Исх. 9: 8-11 Яз­вы и на­рывы Поразили ужас­ные на­рывы весь народ егип­тский.
7 Исх. 9: 23-25 Гром, мол­нии и ог­ненный град Сильный град убил всех ра­бов и жи­вот­ных египетских, тех которые на­ходились под от­кры­тым не­бом, и погубил почти все рас­те­ния.
8 Исх. 10: 13-15 Са­ран­ча Са­ран­ча покрыла землю Еги­петскую и съ­ела все то, что ос­та­валось пос­ле гра­да.
9 Исх. 10: 22-23 Ть­ма Наступила в Егип­те тем­но­та, так что ник­то из Египтян не смог сде­лать и ша­гу, но у ев­ре­ев был свет.
10 Исх. 12: 29-30 Смерть пер­венцев Умер­ли у людей Егип­етских пер­венцы и у ско­та их, а народ израильский был от это­го из­бавлен.

Потрясенный случившимся фараон вызвал ночью к себе Моисея с Аароном и приказал им, чтобы они вместе со всем их народом и скотом шли в пустыню и совершили там богослужение и, чтобы они благословили фараона.

Исход евреев из Египта и переход через Чермное (Красное) море — Исх. 12–15

И свершилось предсказание Господа. Засиявшая в ночи заря на пятнадцатое Нисана для еврейского народа яркими лучами свободы, также осветила и для египтян ужасную трагедию, произошедшую в эту ночь. Евреи еще праздновали Пасху Господню, а в эту ночь Ангел смерти прошел по земле египетской и умертвил египетских первенцев.

И ужас напал на египетский народ: и сделался великий вопль Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца, Исход 12: 30. Фараон оплакивал своего наследника. Высокомерие фараона не вынесло такого удара. Когда он узнал, что это бедствие постигло весь народ египетский и его дом, он ночью призвал к себе Моисея и Аарона и сказал им: Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу …… и благословите меня, Исход 12: 31–32.

Народ египетский живший рядом с евреями просили евреев уйти из земли египетской и преподносили им золото и серебро.

В ранний утренний день 15 числа месяца Авива-Нисана еврейский народ вышел из своих домов.

Евреи начали собираться в большие группы под знамена своих старейшин и двинулись в Раамсес, там их встречал освободитель еврейского народа Моисей. После того, как все собрались, евреи двинулись из земли Гесем на восток.

Колонна из шестисот тысяч мужчин, не считая детей и женщин, а впереди колонны двигалась возница с гробом набальзамированнго патриарха Иосифа, а замыкали колонну мелкий и крупный скот.

Узнав о том, что евреи двинулись из Египта, фараон во главе шестисот снаряженных колесниц отправился в погоню за ними.

Евреи в ужасе смотрели на движущиеся к ним колесницы и начали роптать на свою судьбу и Моискя. Говоря, что лучше умереть в рабстве, чем в пустыне от рук преследователей.

Моисей успокаивал народ говоря, что Господь не покинет Свой народ в беде, но они должны иметь сильную веру в своего Создателя и Спасителя.

Моисей обратился к Богу с горячей молитвой о спасении еврейского народа, и был услышан Господом.

Облачный столп, приведший евреев к Чермному морю, опустился с небес на землю между колесницами фараона и израильтянами, таким образом, не давая египетским колесницам приблизиться к ним.

Израильтяне были вынуждены остановиться у самого берега, так как им преградило путь Чермное море.

По повелению Господа: …..простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды; Исход 14 :21.

В образовавшуюся сушу посреди моря, евреи в спешном порядке перешли на другой берег Чермного моря.

Когда они оказались на другом берегу, колесницы с египетским войском и со своим фараоном бросились за израильтянами.

И когда египетское войско находились посреди Красного моря, Моисей поднял свою правую руку, и по его знаку водяные стены моря обрушились на преследователей еврейского народа.

Таким удивительным образом еврейский народ смог навсегда покинуть страну рабства Египет.

Удивительное избавление от египетского войска привело израильтян в непередаваемый восторг.

После такого чудесного спасения, ликовал народ израильский и прославлял Иегову и своего вождя Моисея.

Израильтяне уже в какой раз убеждались, что Бог их отцов выше всех богов египетских.

Этот удивительный — чудесный переход по дну Чермного (красного) моря имеет большое значение в многовековой истории еврейского народа, так как, благодаря этому переходу еврейский народ избавился от египетского рабства и стал свободной нацией.

 Благодаря этому чуду, была укреплена вера израильского народа в единого истинного Бога.

Кроме того в глазах израильтян утвердился авторитет их великого вождя – Моисея.

И самым главным было то, что чудесный переход еврейского народа через Чермное (Красное) море показал всем могущество Израильского Бога и привел в страх и трепет соседние языческие народы.

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

6. Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф — «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

3. Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами — об этом свидетельствуют их египетские имена.

Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиопки» в качестве жены Моисея.

Золотой телец

Моисея долго не было, и не выдержали израильтяне, и усомнились в том, что Бог благосклонен к Моисею. И тогда они стали просить Аарона вернуться к языческим богам. Тогда тот велел всем женщинам снять золотые украшения и принести ему. Из этого золота он вылил тельца, и, как богу, принесли ему жертвы, а потом устроили пир и священные пляски.

Когда Моисей собственными глазами увидел все это нечестивое пиршество, он сильно разгневался, бросил скрижали с откровениями. И разбились они о скалу. Потом стер в порошок золотого тельца и высыпал его в речку. Многие в тот день раскаялись, а те, кто не сделал этого, были убиты, и насчитывалось их три тысячи.

Затем опять вернулся Моисей на гору Синай, чтобы предстать перед Богом и просить Его простить народ Израилев. Великодушный Бог смилостивился и опять дал Моисею скрижали откровения и десять заповедей. Моисей целый год с израильтянами провел у горы Синай. Построив скинию, они стали служить Богу своему. Но теперь Бог повелевает отправиться в путь к земле Ханаанской, однако уже без Него, и ставит перед ними Ангела.

Моисей на священной горе

Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, – непреложным законом жизни избранного Им народа.

Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Моисей выводит евреев из Египта

Придя в себя от ужаса, фараон отправляется за ними вдогонку, взявши с собою шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, расположившиеся у моря, сильно испугались и завопили. Они стали упрекать Моисея в том, что лучше быть рабами египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей с повеления Господа поднял жезл, и море расступилось, образовалась суша. И пошел народ Израилев из шестисот тысяч, но египетские колесницы тоже не остановились, тогда вода сомкнулась вновь и потопила все вражеское войско.

Израильтяне держали путь через безводную пустыню. Постепенно запасы воды иссякли, и люди стали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем оказалась горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пригодной для питья.

Моисей Выводит Евреев Из Египта

Оправившись от ужаса, фараон идет за ними следом, взяв с собой шестьсот отборных колесниц. Увидев приближение к ним египетского войска, сыны Израилевы, стоявшие у моря, сильно испугались и закричали. Они стали обвинять Моисея в том, что он был лучшим рабом египтян, чем умереть в пустыне. Тогда Моисей по повелению Господа поднял жезл, и расступилось море, и образовалась земля. И вышел народ Израильский из шестисот тысяч, но и египетские колесницы не остановились, тогда вода опять сомкнулась и потопила все вражеское войско.

Израильтяне продолжали свой путь по безводной пустыне. Постепенно запасы воды иссякли, и люди начали страдать от жажды. И вдруг они нашли источник, но вода в нем была горькой. Тогда Моисей бросил в него дерево, и она стала сладкой и пьяной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector