Капитель — это …что?

Монументальная архитектура

Быть может, вы будете удивлены, но капители часто окружают вас в обычной жизни, стоит лишь немного присмотреться. Капитель — это детище великой древней архитектуры. Сложно сказать, как в или Риме люди, не имевшие оборудования и специальной техники, могли возводить настолько сложные монументальные постройки. А ведь они не только сохранились до наших дней, но и способны поразить своей величественной красотой даже самого искушенного современного архитектора.

Капитель — это верхняя часть колонны, которая является соединяющим элементом между горизонтальным сводом и самой колонной. Часто такой элемент используется и в венчающей части стоек или пилястр. Форма, размеры и орнамент таких изделий могут быть совершенно разными, от самых скромных и неброских до невероятно сложных и величественных. Вы наверняка уже видели подобные.

Литература

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. — М.: Архитектура-С, 2005. — 168 с. — ISBN 5-9647-0058-6.
  • Columna // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  • Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. — М.: Архитектура-С, 2014. — 288 с. — ISBN 978-5-9647-0248-1.
  • Власов В. Г. Дорийский стиль, Дорический ордер // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб.: Азбука-Классика, 2005. — Т. III. — С. 485-491. — ISBN 5-352-01516-5.

Карниз

Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.

Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.

В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с . Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются и .

СТВОЛ

Строение. – Древнейшие колонны имели монолитные стволы. Таковы были колонны древнего храма в Сиракузах, храма C в Селинунте. Последний храм был частично построен из обломков более древней постройки. Только постепенно греки решаются возводить стволы колонн из отдельных барабанов. Но отказавшись от монолитных стволов, стараются свести дробности ствола к минимуму. Те колонны храма, которые не являются монолитными, состоят не более чем из четырех-пяти частей.

Рис. 170
Рис. 171

В VI в. до н.э. соприкасающиеся постели барабанов полностью подвергаются обтеске. В V в., когда конструкция колонн из отдельных барабанов входит во всеобщее употребление, постели барабанов начинают обтесываться только в центре и по краевому кольцу. Эти части (как показывает отрезок колонны Парфенона, рисунок 170, A) несут на себе всю тяжесть верхних частей здания.

Профиль. – Рисунки 163 и 164 показывают, каково было сужение ствола колонны в главнейшие периоды. Те границы, между которыми оно эволюционирует от VI к V в. до н.э., могут быть определены следующим образом. В тех колоннах, где это сужение наиболее велико, наклон боковых сторон (линии профиля) к вертикали не превышает 0,03 м на 1 м. В V в. он заметно уменьшается до 0,02 м.

Вместе с тем лишь в редких случаях стволы колонны представляют по своей форме правильные конусы. Только в большом храме в Посейдонии и в пропилеях на мысе Сунии профили колонн представляют собой две прямые линии. Во всех других случаях эти линии дают легкий выгиб, или курватуру. В архаическую эпоху это утолщение ствола носит преувеличенный характер, но никогда не переходит в энтазис. Диаметр колонн уменьшается, хотя и неравномерно, от подножия ствола к его вершине. Только в римскую эпоху мы встречаем колонны, диаметр которых увеличивается до определенной высоты и затем начинает сокращаться.

Каннелюры. – Эпоха архаики дает нам примеры стволов колонн с двадцатью четырьмя, двадцатью и шестнадцатью каннелюрами. Двадцать четыре каннелюры имеют колонны большого храма в Посейдонии, шестнадцать – колонны древнего храма в Сиракузах. Преобладает среднее число – двадцать каннелюр. Начиная с V в. до н.э., количество в двадцать каннелюр окончательно устанавливается, за такими редкими исключениями, как храм на мысе Сунии, где стволы колонн имеют шестнадцать каннелюр.

В разрезе дорийские каннелюры имеют форму очень плоской правильной дуги, иногда несколько видоизмененной для того, чтобы лучше выделить грани. Обычно дорийские каннелюры имеют острые грани (рисунок 170, A); плоские же грани встречаются как исключение и всегда на тех частях здания, которые наиболее подвержены разрушению.

Планы на рисунке 171 показывают, как оба вида каннелюр распределяются в колоннадах храмов S и T в Селинунте. Колонны с плоскими каннелюрами отмечены крестами: это, несомненно, те, которые больше всего подвержены повреждениям во время движения толпы. В базилике в Посейдонии, план которой мы даем на рисунке 151, колоннада, расположенная вдоль оси здания, замыкается с обеих сторон колоннами, гладкими спереди и каннелированными в остальной части ствола (рисунок 170, D).

Напомним еще колонны типа C, где каннелюры только намечены; это – колонны неоконченных архаических храмов. Эту незаконченную форму в V в. используют как декоративный мотив.

Описание

Прототипом дорического колонны венчает деревянная колонна с гладкой или зернистой камня, который станет шатер (в Олимпии , Павсаний , путешественник II — го  века , видел оригинальные деревянные колонны храма Геры в Олимпии еще на месте). Самые старые дорические колонны были очень приземистыми (первый храм Афайи на Эгине ), затем со временем они стали тоньше. Точно так же столица, очень сплющенная, встает и в эллинистический период почти не отходит от вала. Возникновение дорического ордера, кроме того, является прямым наследием деревянной архитектуры со строго функциональным характером: колонна, архитрав, на котором опираются поперечные балки каркаса (защищенные от влаги плитами из обожженной земли, метопами и триглифами , чередующимися между фриз ). Все эти деревянные элементы постепенно переходят в каменную архитектуру ( кольца , регулы и капли , фриз и капельницу ), где они играют лишь декоративную роль.

Высота колонны по сравнению с нижним диаметром колеблется от 4 до 5 3/4 диаметра; размер столбиков примерно 1 диаметр; отношение антаблемента к колонне составляет примерно от 1 до 3; высота архитрава обычно составляет 3/4 диаметра; что из фриза , одного диаметра; что из карниза , 1/4 в диаметре; капитель, включая корешок, триммер и галтели, 1/2 диаметра. Количество нарезок на стволе варьируется от шестнадцати до двадцати четырех. Каждый триглиф падает прямо на середину каждого столбца и середину каждого пересечения, за исключением триглифа на каждом конце, который связан с углом антаблемента.

Помимо этих различий в пропорциях и подразделениях, дорический орден в Греции испытал весьма заметные различия в характере и стиле. Фриз из Парфенона украшен рельефами . Среди наиболее известных применений этой системы архитектуры — Пропилеи и Парфенон в Афинах .

Дорический орден можно рассматривать как порядок par excellence, один из которых другие порядки являются только эманациями. Это была система архитектуры, которую греки использовали в большинстве своих памятников.

В Риме подчинил дорический к заметным изменениям: порядок , полученный в стройности, но потерял в силе и величии; форма его перестала быть пирамидальной. Капитал был специально приспособленные: позвоночник и резак стал менее выступающим. Высота антаблемента была уменьшена. Между столбцами множились триглифы. Карниз получил поручень для стульев, капельницу и даже зубчики  ; ему была придана треть высоты антаблемента вместо пятой, а размер архитрава был уменьшен в обратных пропорциях.

Словарь дорического ордера

Словарь дорических ордеров:
  1. Тимпан из фронтона
  2. Акротерион
  3. Ползучий карниз
  4. Горизонтальный карниз
  5. Mutule
  6. Geison
  7. Фриз
  8. Триглиф
  9. Метопа
  10. Теания
  11. Уронить
  12. Правило (или Регула)
  13. Архитрав
  14. Шатер
  15. Счеты
  16. Позвоночник
  17. Столбец
  18. Сплайны
  19. Стилобат
  20. Штукатурка

Капители

Тосканская и дорическая капители имеют  общую структуру. Высота их равна нижнему радиусу колонны; они делятся по высоте на три равные части: абак, эхин с ремешками и шейку.

Ионическая капитель имеет высоту (не считая волют), равную 2/3 нижнего радиуса колонны.

Составные части ионической капители: квадратный абак, подушка с волютами, балюстры (с боковых фасадов капители) и эхин, украшенный . Структурной частью волют является глазок, положение которого в капителях Виньолы и Палладио несколько различается. Вычерчивается волюта по системе центров, расположенных внутри глазка.

Коринфская капитель имеет в высоту 2 1/3 нижнего радиуса. Ее основные конструктивные части – колокол и абак (криволинейный в плане); ее декоративные части – два ряда акантовых листьев, угловые и средние волюты, выходящие из стеблей, акантовые листья, подходящие к волютам, и цветок. Построение капители производится в основном с плана по четырем осям с использованием диагональных и промежуточных осей.

Построение капителей:

  • Тосканской
  • Дорической
  • Ионической
  • Коринфской
  • Сложной

КАПИТЕЛЬ

Рис. 172
Рис. 173
Рис. 174
Рис. 175
Рис. 176

Капитель, как часть конструкции, играет роль подбалки, а с декоративной точки зрения – роль перехода между круглым в сечении стволом и прямыми линиями антаблемента. Она состоит из двух частей: абаки, играющей роль подбалки, и эхина, служащего переходом.

Рельефы капители в различные эпохи. – Ряд приведенных ниже рисунков воспроизводит со всеми деталями несколько типов капителей, расположенных в хронологическом порядке. Для того, чтобы лучше показать изменения их профилей, рассмотрим их сначала в стадии первоначальной обработки. На рисунке 172 дается ряд схематических изображений капителей, показывающих изменение их массы по эпохам.

Капитель T взята из архаического храма, воздвигнутого на развалинах догреческого Тиринфа. Ее эхин вписывается в конус с очень широким основанием. Но фрагменты, из которых составлена капитель, настолько повреждены, что не позволяют точно определить наклон эхина. Эхин капители храма в Таренте, относящегося к той же эпохе, вписывается в конус, ширина основания которого равна, по крайней мере, трем единицам при одной единице волюты.

В капители храма в Метапонте, носящего название храма Самсона (M), основание конуса равно уже двум единицам при одной единице высоты.

В большом храме в Посейдонии (P) конус капители образует еще более острый угол и соответствует диагонали египетского треугольника, т.е. равен четырем единицам основания при трех единицах высоты. В храме Гигантов в Акраганте профиль эхина образует тот же треугольник, но в другом положении, т.е. его основание имеет четыре единицы при высоте в три единицы.

Парфенон, приблизительно современный храму Гигантов, показывает во внешнем ордере наклон 4/5, а во внутреннем – 4/3 (A). Вообще же наклон колеблется около цифры в 45°, и существуют даже попытки перейти эту границу. Уже в храме Фесея наклон эхина, точно равный 45°, показывает этот переход.

Профиль капители. – Профиль эхина представляет кривую линию, близкую к параболе. Этот выгиб, вначале сильно подчеркнутый (рисунок 173), становится более сдержанным (эластичным) в памятниках V в., а в македонскую эпоху вырождается почти в прямую линию.

Профили T и M (рисунок 173) взяты с храмов Тарента и Метапонта, A и B (рисунок 174) – с Парфенона, C – с пропилеи Палатиццы.

При выработке профилей архитектор, видимо, руководился инстинктивным чутьем, подсказывавшим ему подходящие формы для брусьев равного сопротивления. Наиболее ранние профили эхинов имеют ту же форму, которая указывается соответствующей теорией для кронштейнов, несущих тяжесть, сосредоточенную на одном свободном конце. Выпрямляя линию профиля, мы приближаемся к другой теории, согласно которой тяжесть располагается равномерно по всей выступающей плоскости.

Только в архаических памятниках абака действительно несет на себе нагрузку антаблемента (рисунок 175, A). Но ее реальное назначение забывается уже со времени постройки Парфенона, и, опасаясь, что она может расколоться, абаку отделяют от архитрава бороздой B.

Детали: шейка, «ремешки». – В ранний период капители колонн имеют выемку (перехват) у основания эхина (рисунок 176, C).

Эта выемка лишает эхин характерного для него выражения мощи. Благодаря тому, что в этой впадине получается рассеянный свет, профиль капители теряет свою определенность.

На трех центральных колоннах базилики в Посейдонии шейка по этой причине украшена скульптурным орнаментом. В V в. этот орнамент исчезает бесследно.

При наличии шейки каннелюры или не доводятся до ее начала (рисунок 173, T) или теряются в ее изгибе (рисунок 173, M и 176, C). Когда шейка исчезает, каннелюры продолжаются самой подушки эхина (рисунок 176, N и P). Этот новый прием появляется впервые в Коринфе, находит свое продолжение в Посейдонии и, начиная с V в., остается единственным в употреблении. Круглые борозды K, «ремешки», отмечают начало эхина. Другие борозды H отделяют ствол колонны от капители. И те и другие борозды сделаны с расчетом, чтобы на них падала тень, и дают резкие, жесткие очертания. «Ремешки» K сохраняют почти неизменно один и тот же профиль, но в очертании борозд H чувствуется некоторая неуверенность.

В VI в. применяются оба варианта C и N (рисунок 176). В V в. останавливаются на более ясном решении P. Конец капители и начало ствола отмечается простой вырезкой при помощи пилы. Эта простая в виде борозды граница отделяет капители храма Фесея и других дорийских построек на Акрополе. 

Обломы

Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных, тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами. В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания (рис. 5).

5. Греческие обломы: 1 — полочка, плинт или плита; 2 — валик или вал (торус) и четвертной вал (до пунктира): строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертеж); 3 — дорический «ястребиный клюв» (слезник) и этапы его развития; 4 — дорическая кима (киматий) или гусек (а — прямой, б — обратный); 5 — ионический «лесбийский киматий», или каблучок (а — прямой, б — обратный); 6 — выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности; 7 — скоция (асимметрическая выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой); 8 — астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки)

Это были: 1) полочка (плинт) или (в случае больших размеров) плита; 2) полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми); 3) «дорический ястребиный клюв» или слезник; дорический киматий* (Термин «кима», или «киматий» (греч. — волна) применялся к обломам с «волнистым» профилем (гусек, каблучок и приближающиеся к ним по форме обломы). Необходимо различать киму (облом) от симы (водосточного желоба вдоль края крыши). Профиль кимы обычно придавался венчанию карниза, часто (но не обязательно) образуемого симой) — нижняя часть дорического клюва, которой нередко придавали выпуклую кривизну; 4) гусек (дорический киматий) — прямой и обратный* (Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если он расширяется книзу); 5) каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный; 6) выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности; 7) скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец 8) астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой.

Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки; другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг

Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом; гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом); астрагал — бусами (жемчужником).

Все сказанное о греческих ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этими величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.), в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н. э. уже отражавшие влияние ордеров. Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных нам данных, в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшееся величию больших храмов — мест государственных культов.

Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.

Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в еще доордерных дерево-сырцовых, так и в ранних ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.

Капители Возрождения и современные

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Капитель (архитектура)» в других словарях:

капитель (в архитектуре)
— капитель Верхняя выразительная часть колонны или пилястры, обычно художественно обработанная в форме классического ордера или с использованием национальных мотивов … … Справочник технического переводчика

Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… …

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Капитель
— (от позднелат. capitellum головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как,… … Архитектурный словарь

Барнаул с самого своего основания в 1730 х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт Петербурге. Профессиональные архитекторы… … Википедия

— (архитект. термин) верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях. Подробности … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Содержание 1 Древнегреческие храмы 2 Стили колонн 3 Основные периоды греческой архитектуры … Википедия

Первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры … Энциклопедия Кольера

Ордер (архитектура)
— Ордера архитектурные: А дорический; Б ионический; В коринфский; 1 карниз; 2 фриз; 3 архитрав; 4 капитель; 5 ствол колонны; 6 база. ОРДЕР архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Колонна. Железная колонна в Дели (IV V вв. н. э.) Колонна (греч … Википедия

Антаблемент без фриза

Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.

Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из «сухариков». Верхняя часть «сима», венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.

Преимущество эстетики

Самым красивым считается коринфский ордер, который, как и дорический, имеет каннелюрованные колонны, но главное изящество кроется не в них, а в капителях, которые можно назвать произведением искусства. Тонкая резьба, переплетение растительного орнамента, аканты в несколько ярусов – все это отличает капитель коринфского ордера. Ее корзина покрывается сверху плоским прямоугольным камнем, абакой, которая является завершающим штрихом всего ансамбля.

Ордер из Коринфа появился позднее всех других, применялся редко из-за сложности лепки капители и получил распространение только в римский период культурного развития. Его декоративные достоинства постепенно привлекали все больше сторонников, и в конце концов коринфский ордер стал самым востребованным архитектурным стилем. Изящества добавляла фигурная абака, завершающая капитель и поддерживающая волютные завитки, выступающие из-под резных листьев.

ОСНОВАНИЯ

Рис. 168

Здание дорийского ордера покоится на сильно выдающемся основании, состоящем из ряда расположенных уступами и окружающих здание со всех сторон ступеней.

В I в. до н.э. эти уступы основания представляли собой настоящие ступени такой высоты, что по ним можно было подниматься без затруднения (рисунок 168, S).

Утилитарное назначение этих ступеней постепенно забывается, и они становятся (R) просто частями ступенчатого основания, высота которых определяется исключительно размерами здания. Их перестают соразмерять с человеческим ростом для того, чтобы придать им величественные пропорции храма.

В V в. между уступами основания прорубаются еще небольшие ступени для того, чтобы сделать возможным доступ в портик храма. Мы уже упоминали о своеобразном превращении подготовительных нарезов в архитектурный орнамент. Это превращение становится особенно очевидным на основаниях. Архаический стилобат, уже подвергшийся окончательной отделке, имеет гладкие поверхности, не сохранившие никаких следов борозд, которыми руководились при своей работе каменотесы. В V в. почти повсюду эти борозды превращаются в орнамент. Даже выступы, служившие опорой при соединении швов отдельных квадров, намеренно сохраняют тот вид, который был им придан при подготовительной обтеске.

Рис. 169

Они не просто красивы

На первый взгляд может показаться, что капитель — это всего лишь украшение колонны. Но это не совсем так

Данная часть строения несет в себе очень важное функциональное назначение. Имея форму трапеции, расширяющейся кверху, капитель увеличивала площадь соприкосновения с самой колонной, принимая на себя основную нагрузку

Благодаря такой надежной опоре, колонны получали лучшую устойчивость, а верхние своды не разрушались под тяжестью огромного веса.

В зависимости от того, в какое время возводилась постройка и кем, значительно отличалась и сама капитель. Архитектура каждого народа и времени несла в себе свой определенный стиль и Выполнялись элементы из разного материала, такого как дерево или камень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector