Ордера дорический, ионический, коринфский. ионический ордер в архитектуре: построение, фото

Карниз

Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.

Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.

В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с . Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются и .

Фризы и карнизы

Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.

Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся плитами из керамики или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.

Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.

Карнизы антаблементов

Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.

Венчающие

Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.

Междуэтажный

Междуэтажные карнизы используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.

Фризы антаблемента

В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.

Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.

Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.

Детали антаблемента

Фасадная архитектура, выполненная в древних античных стилях, классицизме и некоторых других, содержит такую деталь композиции, как антаблемент. Правда, в современных реалиях понятие определенного архитектурного стиля довольно условно, так как чаще всего здания выполнены в эклектической, то есть смешанной стилистике.

В качестве материалов используют камень, искусственный его вариант, также гипс. Лепнина является традиционным материалом для антаблемента, позволяя ему выглядеть по-старинному, однако главный недостаток этого материала – капризность, подверженность погодным повреждениям и недолговечность.

Строение, выполненное в античном архитектурном ордере, имеет основные элементы:

  • конструкция из стоек и балок, основным ее элементом считалась колонна. Ее верхушка заканчивалась капителью. Благодаря линиям колонн здания придавался торжественный и монументальный вид. Хотя встречались сооружения, не имевшие ряды колонн, и тогда ордер назывался неполным;
  • стереобат – основание, на которое опирались колонны. Это фундамент из камня, несколько возвышающийся над уровнем земли, ступенчатый. Верхняя плита стереобата – стилобат;
  • антаблемент, лежащий на колоннах и опорах, и в свою очередь состоящий из карниза, фриза и архитрава.

Математика в зодчестве

Число каннелюр на одну колонну строго стандартизовано, их должно быть ровно 24. Такое количество считается оптимальным, и для этого есть математически обоснованные аргументы. Даже одна лишняя каннелюра делает колонну слишком «исчерченной», а если убрать одну, то оставшиеся выглядят чересчур широкими. Таким образом, можно утверждать, что стандартизация была проведена правильно.

Каннелюры в количестве 24 штук, если их углубить, давали эффект светотени, а это в масштабе всего портала из восьми или двенадцати колонн выглядело фантастически красиво. Четко обозначенные грани каждой каннелюры придавали общей картине впечатление контрастности.

ОСНОВАНИЕ, ПЬЕДЕСТАЛ

Единственная известная нам форма основания в дорийском ордере представляет ряд ступенчатых уступов. Эту же форму сплошного перрона мы встречаем и в основании ионийских колоннад.

Однако здесь это правило применяется не так строго: в Эфесе боковая колоннада поддерживается вертикальной стенкой в форме стилобата, перрон же существует лишь с узких сторон храма.

Для того, чтобы сделать над ним навес, пришлось (рисунок 198) поставить колонны фасада на ряд изолированных кубических призм.

Эти призмы, значение и положение которых было определено Мёрреем, являются древнейшим случаем применения пьедесталов в греческой архитектуре. Эти пьедесталы в Эфесе были со всех сторон украшены скульптурными изображениями. 

Рис. 198

ОСНОВАНИЕ, ПЬЕДЕСТАЛ

Единственная известная нам форма основания в дорийском ордере представляет ряд ступенчатых уступов. Эту же форму сплошного перрона мы встречаем и в основании ионийских колоннад.

Однако здесь это правило применяется не так строго: в Эфесе боковая колоннада поддерживается вертикальной стенкой в форме стилобата, перрон же существует лишь с узких сторон храма.

Для того, чтобы сделать над ним навес, пришлось (рисунок 198) поставить колонны фасада на ряд изолированных кубических призм.

Эти призмы, значение и положение которых было определено Мёрреем, являются древнейшим случаем применения пьедесталов в греческой архитектуре. Эти пьедесталы в Эфесе были со всех сторон украшены скульптурными изображениями.

Рис. 198

Ограничение применение ордерной системы

Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.

В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера носит условный и абстрактный характер.

Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.

Описание

Прототипом дорического колонны венчает деревянная колонна с гладкой или зернистой камня, который станет шатер (в Олимпии , Павсаний , путешественник II — го  века , видел оригинальные деревянные колонны храма Геры в Олимпии еще на месте). Самые старые дорические колонны были очень приземистыми (первый храм Афайи на Эгине ), затем со временем они стали тоньше. Точно так же столица, очень сплющенная, встает и в эллинистический период почти не отходит от вала. Возникновение дорического ордера, кроме того, является прямым наследием деревянной архитектуры со строго функциональным характером: колонна, архитрав, на котором опираются поперечные балки каркаса (защищенные от влаги плитами из обожженной земли, метопами и триглифами , чередующимися между фриз ). Все эти деревянные элементы постепенно переходят в каменную архитектуру ( кольца , регулы и капли , фриз и капельницу ), где они играют лишь декоративную роль.

Высота колонны по сравнению с нижним диаметром колеблется от 4 до 5 3/4 диаметра; размер столбиков примерно 1 диаметр; отношение антаблемента к колонне составляет примерно от 1 до 3; высота архитрава обычно составляет 3/4 диаметра; что из фриза , одного диаметра; что из карниза , 1/4 в диаметре; капитель, включая корешок, триммер и галтели, 1/2 диаметра. Количество нарезок на стволе варьируется от шестнадцати до двадцати четырех. Каждый триглиф падает прямо на середину каждого столбца и середину каждого пересечения, за исключением триглифа на каждом конце, который связан с углом антаблемента.

Помимо этих различий в пропорциях и подразделениях, дорический орден в Греции испытал весьма заметные различия в характере и стиле. Фриз из Парфенона украшен рельефами . Среди наиболее известных применений этой системы архитектуры — Пропилеи и Парфенон в Афинах .

Дорический орден можно рассматривать как порядок par excellence, один из которых другие порядки являются только эманациями. Это была система архитектуры, которую греки использовали в большинстве своих памятников.

В Риме подчинил дорический к заметным изменениям: порядок , полученный в стройности, но потерял в силе и величии; форма его перестала быть пирамидальной. Капитал был специально приспособленные: позвоночник и резак стал менее выступающим. Высота антаблемента была уменьшена. Между столбцами множились триглифы. Карниз получил поручень для стульев, капельницу и даже зубчики  ; ему была придана треть высоты антаблемента вместо пятой, а размер архитрава был уменьшен в обратных пропорциях.

Словарь дорического ордера

Словарь дорических ордеров:
  1. Тимпан из фронтона
  2. Акротерион
  3. Ползучий карниз
  4. Горизонтальный карниз
  5. Mutule
  6. Geison
  7. Фриз
  8. Триглиф
  9. Метопа
  10. Теания
  11. Уронить
  12. Правило (или Регула)
  13. Архитрав
  14. Шатер
  15. Счеты
  16. Позвоночник
  17. Столбец
  18. Сплайны
  19. Стилобат
  20. Штукатурка

Как можно украсить колонны в интерьере?

Просто поставить колонну – это не выход. Она обязательно должна гармонировать с общим дизайном комнаты. Чем её украсить будет зависеть от общей идеи, а также от основного материала, из чего изготовлена колонна.

Покраска и штукатурка – один из популярных выходов из ситуации. Такой вариант отлично подойдёт для колонн из бетона, а также из гипсокартона. В принципе они в основном и используются в современных отделках, ведь их можно себе позволить, учитывая цену и качество.

Пенополиуретановый декор также используется на бетонную или гипсокартонную основу. Учитывая характеристики материала, можно создать иллюзию колонны из натурального камня.

Декор из дерева может представлять собой вставки с резьбой. Есть вариант попробовать облицевать бетонную основу и каркас из брусьев деревом какой-нибудь породы.

Гипсовая лепнина поможет вам создать декор любой формы и стиля, тут главное знать, что именно хочешь.

Искусственный камень может стать заменителем натурального, и имитировать породу любого их них.

Оригинальные варианты декорирования колонн в жилище

В современных интерьерах архитектурные вертикальные группы чаще всего выполнены из бетона, кирпича, гораздо реже – из искусственного камня и совсем редко – из камня натурального.

Прямая колонна в виде обычного столба в современном интерьере

Чтобы придать колоннам оригинальность и уникальность дизайнеры используют разнообразные приемы, в том числе декоративную штукатурку, которая в дальнейшем красится в соответствии с общим фоном помещения. Для того чтобы штукатурка держалась крепко, используется армирующая сетка, а фактура на поверхности создается при помощи специальных приспособлений, которые можно приобрести в любом строительном магазине.

Узор из декоративной штукатурки придает колоннам изысканности прошлых лет

Интересный вариант – отделка ствола мозаичной плиткой. Здесь используется кафель самого маленького размера, разных цветов и фактуры. Чтобы колонна не выпадала из общего стиля, рекомендуется такой же плиткой декорировать рамки настенных панно, бордюры, портал камина, дверные проемы.

Колонна, украшенная черной мозаикой, в современном интерьере кухни

Каркас колонны можно выполнить из обычного бруса и покрыть его натуральным шпоном, МДФ-панелями или другим отделочным материалом. Здесь приемлемо все, что практично, красиво и вписывается в образ помещения.

Декорирование широкой колонны зеркальными вставками

Детали орнаментов

До V в. ионийская орнаментировка сохраняла некоторые черты дорийской строгости. К началу македонской эпохи, в то время как дорийская орнаментировка становится жесткой до сухости, ионийские украшения принимают все более округлые и гибкие очертания.

Уже при исследовании общих характерных черт ордеров мы отметили, что дорийские мулюры редко украшались скульптурой. Дорийский эхин никогда не декорируется иониками, в то время как они являются почти обязательным украшением ионийского эхина. В дорийском ордере мулюры антаблемента гладкие, в ионийских же памятниках они почти всегда вырезаны в форме иоников или сердцевидных листочков.

На рисунке 159 мы приводим два примера иоников: B – ионики V в., C – македонской эпохи. Первые, более древние разделяются выступающими ребрами; вторые, позднейшие, – копьевидными листочками.

Одна особенность в обработке иоников в Пропилеях показывает нам, до какой глубины доходил у греков анализ световых эффектов. Не все ионики капители обработаны одинаково: под балюстрами, в той части эхина, где несколько раз отраженный свет смягчает очертания, форма иоников упрощена, некоторые детали устранены, а контуры обрисованы с особой резкостью. Ордер Пропилеев был впоследствии скопирован, но эта утонченность в обработке ускользнула от внимания подражателей.

Незадолго до эпохи Адриана, отмеченной нерешительностью своих стремлений и отсутствием оригинальных идей, явилась мысль воспроизвести в Элевсине афинские Пропилеи, но при выполнении этого плана вышеуказанная особенность была опущена, и все ионики оказались одинаковыми.

Преобразования в ансамбле ионийского ордера

Хронологические вехи. – Мы имеем следующие хронологически достоверные данные для установления последовательной смены характерных черт ионийского ордера.

В Эфесе – архаическую колонну с надписью, на основании которой мы можем рассматривать ее как дар Креза, иначе говоря, как памятник середины VI в. На о. Самосе – фрагменты одной колонны храма, который был почти современен Эфесскому. На о. Делосе, в Олимпии и в Дельфах – некоторые сокровища и вотивные (поставленные в память какого-либо события) колонны, относящиеся к VI в.

V в. представлен развалинами Акрополя: ордером храма Ники Аптерос (Бескрылой победы), возведенного, вероятнее всего, Кимоном в начале этого века; внутренним ордером Пропилей (440); двумя портиками Эрехфейона, из которых северный в 410 г. был уже окончен, а другой в то время еще возводился и остался незавершенным.

Последующие датированные примеры мы находим уже после бедственного периода Пелопонесских войн. Тут мы имеем изобилие памятников, так как все великолепные сооружения, воздвигнутые при Александре и его преемниках: храмы в Милете и Приене, Эфесский храм, – все подчинены правилам ионийского ордера.

Наконец, в следующую затем римскую эпоху, в начале нашей эры, мы можем судить о состоянии ионийского искусства по зданиям Помпей.

Вот те главные вехи, на основании которых мы можем проследить в хронологическом порядке видоизменения ордера.

Прежде всего обратимся к рассмотрению его общих черт.

Первоначальная форма ордера. – Примитивный ионийский ордер был, несомненно, «архитравным», т.е. ордером, в котором карниз покоился непосредственно на архитраве. Фриз – декоративная полоса между архитравом и карнизом, – по-видимому, не азиатского происхождения: он так же чужд и персидской архитектуре, и если бы возник вопрос о его прототипе, то нам пришлось бы, вероятно, искать его в микенской архитектуре.

В Персии здания покрывались массивной плоской кровлей, обрез которой отличался значительной шириной и давал возможность размещать на нем такие рельефы, как, например, покрытые глазурью львы в Сузах. Но в Ионии, в силу других климатических условий, такое покрытие зданий не применялось, и чтобы обеспечить себе возможность помещать барельефы, греки принуждены были ввести новый орган – фриз, занявший промежуточный пояс между архитравом и карнизом.

Существовала ли эта чисто декоративная часть в памятниках VI в., остается невыясненным, так как дошедшие до нас фрагменты примитивных храмов в Эфесе и на о. Самосе не дают нам возможности восстановить антаблемент. Архитравная форма антаблемента известна нам лишь по архаизирующим памятникам Ликии и по тем пережиткам, которые всплывают в течение всего классического периода: в V в. – в портике кариатид в Эрехфейоне; в IV в. – в гробницах Сидона и некоторых храмах Олимпии.

Общие изменения ордера в классический период. – Начиная с V в., можно сказать, что типичные образцы ионийского ордера всегда имеют полный антаблемент, т.е. антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

Рисунок 195 поможет нам понять варианты этой отныне сложившейся формы: пример A – храм Ники Аптерос – относится к началу V в.; пример B – храм в Милете – относится к середине IV в.

Как и в дорийском ордере, изменение сначала сводится к переходу от форм, выражающих величественную силу, к легким пропорциям, затем – к чрезмерной легкости в формах. Колонны храма Ники Аптерос A имеют диаметр, не возбуждающий сомнений в их устойчивости и допускающий большие пролеты в архитраве; в храме Милета B колонны настолько тонки, что для создания впечатления устойчивости возникает необходимость уменьшить интервалы между ними. Немедленным следствием того сужения пролетов является снижение высоты антаблемента. Для окончательной характеристики последовательных изменений ордера мы приведем примеры фронтисписов двух храмов. Первый – а именно фасад северного портика Эрехфейона, законченного, вероятно, в 400 г. – показывает его пропорции в их наиболее разумной и гармоничной соразмерности (рисунок 196). В другом – храме Милета, принадлежащем македонской эпохе, – строгая соразмерность частей уже утрачена (рисунок 197).

Классический стиль

Нестареющая классика отлично смотрится как в стиле одежды, так и в дизайне квартиры. При этом, колонны в интерьере квартиры занимают особое место. Их наличие вносит в атмосферу помещения некую царскую душу. Благодаря широкому применению классических античных колонн, получается создать величественный интерьер дома. Это может быть барокко, с его кричащим излишеством, выполненный в бело-розовых тонах с золотистыми вставками и обрамлениями. Колонны при этом занимают первостепенное место.

Стильные мраморные колонны в классической гостиной загородного дома

Участвующая в разграничении жилых зон колоннада выполняется преимущественно из полиуретана, так как имеет небольшой вес, и большие возможности по выбору узора капители. Удачным решением будет обустроить спальню полуколоннами или пилястрами. Для этого необходимо вмонтировать полуколонны в стену, посредством чего создается некая ниша, в которую в последующее время станет спальная кровать. При этом, мебель подбирается после выбора дизайна декоративных колонн.

Деревянная колонна между кухней и гостиной

Деревянные колонны в интерьере найдут широкое применение в таком из классических стилей, как стиль старая Англия. Полированные фасады мебели, стеновых панелей, а также колонн, окрашенные в темно-коричневые оттенки – визитная карточка данного стиля. Установка деревянных колонн в классическом интерьере дает возможность обустроить их с книжными полками открытого или закрытого типа, мини баром или полкой для открытого хранения вина.

Деревянные колонны можно покрывать цветным или прозрачным лаком в зависимости от стилевых особенностей интерьера

Кроме прихожих и комнат, устанавливают колонну в интерьере кухни и ванной комнаты.

Барная стойка кухонного пространства может иметь одну опорную точку в виде античной колонны ионического ордера. При этом возможно расположение колонны как на всю длину (от пола до потолка), так и частично.

Совмещение нескольких стилей

В некоторых случаях дорический и ионический ордера могут комбинироваться, если здание имеет два или больше фасадных образований. Здесь имеет значение отличие стиля колонн в верхней части. Различные по стилю капители создают условное архитектурное разнообразие, а колонны у обоих ордеров примерно одинаковые, каннелюрованные и приблизительно одного диаметра. Колонна ионического ордера немного стройнее и легче, но это существенного значения не имеет. Степень похожести колонн и радикальное различие капителей позволяют использовать оба типа при строительстве здания, если оно достаточно крупное и в плане делится на несколько не связанных друг с другом частей. Ионический ордер при этом может доминировать из-за более изящных капителей, следовательно, его нужно применять при строительстве главного фасада.

Оформление фасада, советы

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector