Деревянное зодчество древней руси и россии
Содержание:
- Декоративные украшения дома
- Крепостные и оборонительные постройки
- В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько
- Дворцовая деревянная архитектура
- Особенности возведения зданий на Руси
- Значение слова «зодчество»
- Новгородскопсковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
- В XVII, XVIII и XIX веках архитектурные формы менялись: один храм мог достраиваться каждый век. Так старое здание обрастало новыми элементами
- Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
- Архитекторы Древней Руси
- Кижский погост
- Средневековье: изготовление стрел – затратное производство
- Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
- История деревянного зодчества Древней Руси
- Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
- Деревянное зодчество Руси
- Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
- Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении
Декоративные украшения дома
Одна из
особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов,
композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы —
помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в
значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это
приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским
домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и
в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало
разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции
мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы
художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали
русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из
косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода.
Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь
развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу
исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив
фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки,
распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений,
фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.
Декоративные
украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись
на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи),
потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца,
наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота,
галереи-гульбища.
Крепостные и оборонительные постройки
Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском
В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.
Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове.
Псковский Кром (Кремль)
Основным видом городских укреплений были городские стены. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах.
Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом
Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное».
В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько
Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.
Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».
Кижи во время реставрации. Колокольня — типичный образец восьмерика на четверике.
Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).
И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.
4
Дворцовая деревянная архитектура
Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным примером такой архитектуры является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-1681). Деревянный царский дворец был построен в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII в. Он представлял собой сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Вызывал восхищение своим богатым и экзотическим декором.
Так выглядел дворец. Живописное изображение екатерининского времениБыл разобран около 1767 г., но фундаменты дворца сохранились (как и каменные постройки хозяйственных служб при дворце).В 2010 г. на незастроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена реконструкция дворца в натуральную величину.
Дворец после реконструкцииКрупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Это уже упомянутый нами музей в Кижах. Также музей «Малые Корелы» в Архангельской области.
Церковь Вознесения Господня из с. Кушерека Онежского района: Малые Корелы (Приморский район, Архангельская область)
Часовня из деревни Кашира Маловишерского района («Витославлицы» — музей народного деревянного зодчества в Новгородской области)
Изба (тот же музей)Деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области.
Острожные башниОбразцы уральского деревянного зодчества можно увидеть в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.
Часовни Зосимы и Савватия и Вознесенская
Сторожевая башня
- < Prev
- Next >
Особенности возведения зданий на Руси
Русь славилась тем, что архитектурные сооружения возводились из дерева при помощи одного только топора. Самые ранние постройки не сохранились, но мастера бережно передавали свои традиции от поколения к поколению. Письменные источники и изображения помогают понять особенности деревянного русского зодчества.
Основы традиций строительства храмов и жилых помещений укладываются в несколько правил: практичность, красота, использование только одного строительного материала, долговечность использования создаваемого сооружения.
Изначально зодчими именовались только горшечники и гончары“Зьдъ”— «глина» (этимологический словарь Г. А. Крылова)Андрей Шишкин «Гончар», 2018 год
Зодчие тщательно выбирали породу дерева, учитывая конструктивные и эстетические его качества. Древесина для настоящих мастеров становилась материалом для творчества.
Постройки на Руси отличались разнообразием и неповторимостью, они удачно вписывались в окружающий ландшафт, создавая удивительные ансамбли архитектуры. Настоящие мастера хранили свои секреты, передавая их от поколения в поколение, поэтому и было русское зодчество уникальным и особенным. Как будто слово заветное строители знали, с деревом разговаривать умели.
Аполлинарий Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», 1903 годМестонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия
Значение слова «зодчество»
Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?
Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.
А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».
Новгородскопсковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).
Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.
Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.
Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.
В XVII, XVIII и XIX веках архитектурные формы менялись: один храм мог достраиваться каждый век. Так старое здание обрастало новыми элементами
Если в XVII веке появляются классические храмы «восьмерик на четверике», то в XVIII веке к ним повсеместно начинают добавляться колокольни, а в первой половине XIX века первоначальные крыльцо и сени храмов заменяют крытые переходы на колокольню. Тогда же появляется парадное крыльцо-галерея вместо классических, рубленных в XVII веке.
Вторая половина XIX века — это время, когда архитектура Севера меняется под влиянием заимствований из других стилей.
Позже, уже в XX веке, многое из того, что было привнесено столетием раньше, будет признано искажениями, и реставраторы постараются от этого избавиться. Например, во многих храмах будут сняты металлические покрытия луковиц и наружная обшивка, которые появились в XIX веке и не были родными элементами в русском зодчестве.
9
Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:
- прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
- перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
- над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом
Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.
Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.
Архитектура Древней Руси 10 века
Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).
Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его
- обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
- многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.
Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси 11 века
В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии — главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.
К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)
Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.
Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.
Архитекторы Древней Руси
По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:
- строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
- собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
- Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
- стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).
Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.
Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.
Кижский погост
Кижский погост а Карелии.
Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.
Купола Преображенской церкви.
Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.
Одно из самых высоких деревянных строений в мире.
Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.
Архитектурный ансамбль Кижи.
В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.
Средневековье: изготовление стрел – затратное производство
В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались / Фото: mykhel.com
В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались. Обычный лучник был обязан уметь за одну минуту выпустить целых 10 стрел. Хороший же стрелок успевал за это время выпустить их в несколько большем количестве, то есть его скорость стрельбы была практически молниеносной. Лучники Англии носили стрелы в связках, содержащих 24 стрелы, которые размещались на поясе двумя снопами.
С учетом этого, действительно получалось, что весь имеющийся запас боеприпасов израсходовался при условии безостановочной стрельбы за четыре, максимум восемь минут. Если говорить о цене, то стоимость одной связки составляла сумму, равносильную жалованию солдата за пять дней. Но когда осуществлялись военные походы, все расходы брала на себя корона.
После того, как Генрих V пришел к власти, он сделал важное назначение / Фото: sagy.vikingove.cz
Конечно же, в период Средневековья полностью обеспечить потребности стрелков было слишком дорого и невозможно с практической стороны.
В связи с этим, после того, как Генрих V пришел к власти, он сделал важное назначение. Флетчер, который являлся профессиональным изготовителем стрел, становился Хранителем Королевских стрел
Он был поселен в Тауэре в Лондоне вместе с персоналом, туда же был направлен бюджет, предназначенный для приумножения запасов. Человек, занимающий данную должность, отвечал за производство самого оружия, стрел к нему, создания хранилищ и обеспечения запасов. Важно то, что он имел право изъять практически любую необходимую для данной цели древесину на территории страны.
Что касается цен непосредственно на лучников и стрелы, то они были слишком высокими. В Европе того временного периода изготовители боеприпасов сталкивались с огромными сложностями. Стрелы делали вручную. Над каждой из них трудилось несколько человек: один занимался изготовлением наконечников, другой – креплением к древку перьев и так далее.
Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости / Фото: fishki.net
Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости. 76-сантиметровое древко делалось плотниками из легких пород древесины. Древко должно было быть идеально прямое. В противном случае от него не было никакой пользы. Если у мастера кузнечного дела в 1100-х годах имелся доступ к прямым качественным древкам, он мог за один день сделать пять-восемь стрел.
Те стрелы, у которых дальность полета была меньше, делались из твердой древесины, например, из ясеня. Они были чуть короче и более тяжелыми, с наконечником из тонкого металла. Наконечник делался узким, что позволяло поразить цель, пробить защиту при стрельбе с короткого расстояния. Материалом для оперения выступали перья гусей, которых требовалось очень много. Флетчер, назначенный Генрихом V, в первый же месяц на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук. И это только один заказ, так сказать, разовый.
В первый же месяц флетчер на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук / Фото: goknapping.com
Естественно, во время отправления во Францию на войну экипировка Генриха V была отличной. Но далеко не все предыдущие монархи имели настолько хорошую подготовку к боевым действиям. Наиболее качественный подход к ситуации с лучниками и стрелами наблюдался во Франции.
Проблема с лучниками наблюдалась практически во всех армиях / Фото: hiking.ru
Проблема с лучниками наблюдалась практически во всех армиях. Причиной этому было отсутствие у правителей того времени возможности и способности наладить дешевое изготовление оружия и стрел. В результате лучники каждой из армий, как только у них заканчивался запас стрел, были вынуждены менять тактику, а точнее, становиться участниками ближнего боя.
Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.
В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.
Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.
Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва
От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.
Поделиться ссылкой
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.
Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке
Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.
Ни единого гвоздя!
Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.
Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.
В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.
Деревянное зодчество Руси
Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.
Русская деревня
Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.
Но все деревни так умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её продолжением. Русские мастера умели использовать особенности ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.
Русская деревня. Художник Ярцев
Восьмое чудо света
К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.
Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
К концу 18 века по приказу императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция
Деревянная сказка
Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.
Надеюсь, что собранный и обработанный мной материал поможет сделать более наглядным и запоминающимся изучаемый на уроке материал. Вот моя задача! Буду рада, если мой труд принесёт пользу.
Древнерусскому зодчеству посвятила я ещё несколько презентаций:
- Архитектура Московского княжества.
- Новгородское зодчество.
- Русь домонгольская. Архитектура Древней Руси.
- Дивное узорочье. Архитектура 17 века.
- Архитектура Владимиро-Суздальского княжества
Удачи!
Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.
Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.
В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.
Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.
Золотые Ворота. XII в. Владимир
Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений. Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.
Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово
Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.
Почему лучники всегда выпускали стрелы залпом в сражении
Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения / Фото: fishki.net
Практически каждый из совершаемых выстрелов был «золотым». Обеспечить стрелков, численность которых составляла не одну сотню, двумя связками качественных стрел, как мы уже понимаем, было не так-то просто с материальной точки зрения. В армии, как правило, было около 2 500 лучников. Это средний показатель того, что могли позволить себе правители.
Каждый из лучников мог выпустить за одну минуту около десяти стрел / Фото: ru.littlestprettythings.com
Каждый из них мог выпустить за одну минуту около десяти стрел. Получается, что в первую же минуту сражения в полете окажется 25 000 стрел, во вторую – на землю прилетит 50 000, а спустя пять минут их число превысит 100 000. Задача лучников в первые минуты боя парализовать противника градом своих стрел, устроив хаос и суматоху. Нередки случаи, когда армия просто отступала, не выдержав такого натиска.
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону / Фото: Pinterest
Залповая стрельба обеспечивает очень высокую зону атаки, а противникам придется уйти в оборону, а именно, закрыть свои головы щитами и сделать свое движение более медленным
Очень важно сломить противника психологически, в первые мгновения боя, проредив его ряды и сэкономив половину собственных боеприпасов, а главное, сохранив и собственных лучников в максимальном количестве для последующих военных атак
При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона / Фото: yaplakal.com
При произвольной стрельбе в среднем процент поражения пехоты врага был бы намного ниже, как и средние показатели урона. Если армия противника имеет арбалеты или воюет верхом на лошадях, то сократить расстояние, особо не пострадав, она сможет достаточно быстро. Следовательно, стрелять у лучников уже не будет возможности, так как велики риски поразить своих же товарищей. Таким образом, преимущество будет утрачено.