Деревянные храмы русского севера: 11 фактов об архитектуре и истории, помогающие лучше понять северное зодчество

Содержание:

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.

Молитвенная часовня до 1585 г.

Есть свидетельства существования часовни в Бернбахе еще в 1585 году. Молитвенная часовня Бернбаха — вероятно, построенная в католические времена — стала протестантской в ​​16 веке. Он был около 6,3 метра в длину, 4,6 метра в ширину и около 2 метров в высоту внутри.

Можно предположить, что часовня была обращена с востока на запад, так что вход в часовню был с запада, а алтарь — с востока.

Около 1700 года молитвенная часовня, должно быть, была в очень плохом состоянии. Население также значительно выросло, так что часовня стала для Бернбаха слишком маленькой.

1782: Расширение деревенской церкви Бернбах. Разлом, построенный строителем церковного совета Гоэзом

Средневековье: изготовление стрел – затратное производство

В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались / Фото: mykhel.com

В реальности на поле боя простой лучник был эффективен всего на протяжении четырех-восьми минут, до момента, пока стрелы не заканчивались. Обычный лучник был обязан уметь за одну минуту выпустить целых 10 стрел. Хороший же стрелок успевал за это время выпустить их в несколько большем количестве, то есть его скорость стрельбы была практически молниеносной. Лучники Англии носили стрелы в связках, содержащих 24 стрелы, которые размещались на поясе двумя снопами.

С учетом этого, действительно получалось, что весь имеющийся запас боеприпасов израсходовался при условии безостановочной стрельбы за четыре, максимум восемь минут. Если говорить о цене, то стоимость одной связки составляла сумму, равносильную жалованию солдата за пять дней. Но когда осуществлялись военные походы, все расходы брала на себя корона.

После того, как Генрих V пришел к власти, он сделал важное назначение / Фото: sagy.vikingove.cz

Конечно же, в период Средневековья полностью обеспечить потребности стрелков было слишком дорого и невозможно с практической стороны.

В связи с этим, после того, как Генрих V пришел к власти, он сделал важное назначение. Флетчер, который являлся профессиональным изготовителем стрел, становился Хранителем Королевских стрел

Он был поселен в Тауэре в Лондоне вместе с персоналом, туда же был направлен бюджет, предназначенный для приумножения запасов. Человек, занимающий данную должность, отвечал за производство самого оружия, стрел к нему, создания хранилищ и обеспечения запасов. Важно то, что он имел право изъять практически любую необходимую для данной цели древесину на территории страны.

Что касается цен непосредственно на лучников и стрелы, то они были слишком высокими. В Европе того временного периода изготовители боеприпасов сталкивались с огромными сложностями. Стрелы делали вручную. Над каждой из них трудилось несколько человек: один занимался изготовлением наконечников, другой – креплением к древку перьев и так далее.

Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости / Фото: fishki.net

Для тяжелых стрел, предназначенных для дальней стрельбы, кузнецы изготавливали наконечники из железа повышенной твердости. 76-сантиметровое древко делалось плотниками из легких пород древесины. Древко должно было быть идеально прямое. В противном случае от него не было никакой пользы. Если у мастера кузнечного дела в 1100-х годах имелся доступ к прямым качественным древкам, он мог за один день сделать пять-восемь стрел.

Те стрелы, у которых дальность полета была меньше, делались из твердой древесины, например, из ясеня. Они были чуть короче и более тяжелыми, с наконечником из тонкого металла. Наконечник делался узким, что позволяло поразить цель, пробить защиту при стрельбе с короткого расстояния. Материалом для оперения выступали перья гусей, которых требовалось очень много. Флетчер, назначенный Генрихом V, в первый же месяц на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук. И это только один заказ, так сказать, разовый.

В первый же месяц флетчер на новой должности оформил заказ на древки в количестве десятков тысяч и на гусиные перья в количестве более 1 000 000 штук / Фото: goknapping.com

Естественно, во время отправления во Францию на войну экипировка Генриха V была отличной. Но далеко не все предыдущие монархи имели настолько хорошую подготовку к боевым действиям. Наиболее качественный подход к ситуации с лучниками и стрелами наблюдался во Франции.

Проблема с лучниками наблюдалась практически во всех армиях / Фото: hiking.ru

Проблема с лучниками наблюдалась практически во всех армиях. Причиной этому было отсутствие у правителей того времени возможности и способности наладить дешевое изготовление оружия и стрел. В результате лучники каждой из армий, как только у них заканчивался запас стрел, были вынуждены менять тактику, а точнее, становиться участниками ближнего боя.

Деревянную церковь на острове Кижи восстановили благодаря уникальным технологиям

Уникальные решения для уникального памятника прошлого. Шедевр деревянного зодчества, Преображенская церковь на острове Кижи, вновь во всем великолепии после глубокой реставрации. Один из самых узнаваемых храмов, без преувеличения, спасли и для России, и для мира. Почти 40-метровое сооружение, часть всемирного наследия ЮНЕСКО, было готово рухнуть в любой момент. Чтобы заменить каждый элемент, отслуживший свое не один раз, мастера в прямом смысле подвесили храм в воздухе.

Колокольным перезвоном разносится над островом благая весть. Ведь, кажется, еще вчера жемчужину архипелага Кижи, Преображенскую церковь скрывали неприглядные строительные леса. И вот спустя десять лет такого заточения здесь открыточные виды.

Отсюда с колокольни кижского погоста можно рассмотреть каждую деталь куполов Преображенской церкви. На солнце они кажутся словно позолоченные. И такой эффект вполне объясним, так на солнечных лучах играет свежая осиновая доска.

На главках храма заменили 30 тысяч таких вот кровельных чешуек. Это покрытие называют лемехом. Каждую дощечку мастера-реставраторы выделывали вручную одним только топором. Крепили тоже как в старину такими вот коваными гвоздями, параллельно разрушая стереотипы.

– Когда говорят, что церковь построена без единого гвоздя, это не так. Это речь идет о срубе. Там действительно нет никаких гвоздей, – поясняет Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи».

Именно деревянный сруб церкви за 300 лет сохранился хуже всего. Еще в 80-е Преображенку закрыли в аварийном состоянии. Это архивные кадры. Стены просели, бревна повело в стороны. Купола накренились, уникальный шедевр деревянного зодчества изнутри поддерживал металлический каркас.

– 40 лет назад говорили о замене 50% исторического материала. И ставили вопрос даже о полной замене конструкций, даже сделать макет предлагали, – рассказывает Татьяна Незвицкая, заместитель директора музея-заповедника «Кижи».

Но вариант нашли. 600-тонный храм буквально приподняли над землей строительными домкратами. И в таком подвешенном состоянии снизу вверх разобрали ярус за ярусом. Эта технология называется лифтингом. Ветхие бревна поменяли целиком, те, что сохранились лучше, подлечили точечно, делая вставки из новой древесины. Причем сосну для реставраторы использовали особую, ту, что больше ста лет, она прочнее. Подбирали текстуру и рисунок годовых колец. Проект работ многие критиковали, дескать, большие риски. Но сегодня, когда укрепили фундамент и стены, состояние храма не вызывает опасений.

– Мы его спасли. На самом деле. Это действительно дорого стоит. И трудно передать словами, как это было непросто. Мы рады, мы гордимся, что 66% сохранено исторического материала, – делится Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи».

Сохранили и внутреннее убранство. На место встал иконостас. Реставраторы привели в порядок массивные рамы и царские врата. 200 деталей на них были утрачены. Изящный декор вырезали заново, да так, что разницу увидеть можно только вблизи.

– Поскольку сусальное золото новое ярче, мы его специально затемнили и чуть приглушили. Вот здесь хорошо видно. Вот новая деталь, вот старая. Вот кусочек новой, вот старая, – показывает Игорь Гашков, начальник отдела реставрации фондовых коллекций музея-заповедника «Кижи».

Возвращать ли утраченные иконы на «небе», круглых сводах церкви, в музее еще не решили. Туристы, конечно, в ожидании, чтобы увидеть рукотворное чудо, сюда едут за тысячи километров.

– Мы сами из Москвы. Очень рады очутиться здесь, увидеть красоту эту. Хочется, конечно, вернуться.

– Очень много пространства, очень красиво, прямо окунаешься в историю, понимаешь, как жили.

Уникальный северный колорит на острове бережно хранят. Уже в следующем году в Преображенской церкви откроют музей, а по большим церковным праздникам будут идти службы. Место первозданной красоты и неповторимой силы способно притягивать и вдохновлять каждого.

Основные типы храмовых форм

Часовни и колокольни – небольшие сооружения, которые возводились в самых разных местах. В часовнях находился киот с иконой, любой путник, проходя мимо, мог подойти и помолиться. Непременным атрибутом колокольни (что следует из названия) был колокол. Эти малые строения не имеют священника, совершающего службы.

Клетские храмы – простая деревянная постройка, по внешнему виду напоминающая избу, лишь сверху расположена небольшая главка или даже просто крест. Размеры такой церкви небольшие, обычно это три сруба, соединенных в одно строение.

Шатровые храмы – высокие строения, увенчанные шатром с крестом. Кажется, храм стремится вверх. Обычно два-три сруба соединялись в один. Боковые срубы меньше центрального, но сделаны в одном стиле. Это прекрасный пример русского зодчества. Но патриарх Никон, при котором происходила громадная реорганизация русского православия, не разрешал строить шатровые храмы, так как традиционно купол должен быть сферическим.

Храмы со сферическим куполом – деревянное строение, на здание поднималась опора – куб, позднее и цилиндр, на него ставилась глава. Позднее стали делать под главой купольный сводчатый потолок.

Многоверхие храмы – попытка воплотить в дереве архитектурные формы, присущие камню. Это храмы с множеством сферических куполов (от трех и более).

Многоярусные храмы – многоверхие храмы, но главы расположены на ярусах. Например, по четырем углам куба ставятся главки на нижнем ярусе, на втором – главки по сторонам света (обычно меньшего размера), в центре на небольшом возвышении – центральная глава.

Сегодня возвращаются традиции меценатства. Многие люди хотят оставить память о себе в том месте, где родились, выросли, жили, а иногда просто в небольшой деревне, где нет культового сооружения. Строительство деревянных церквей и часовен обходится дешевле, чем каменных храмов. Тем более, деревянные строения – это так по-русски.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Храм Покрова в Филях

Архитектурный стиль: Нарышкинский стиль

Дата постройки: 1694 год

Где находится: Москва, Новозаводская ул., 6.

Как используется в настоящее время: действующая церковь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях был построен родным дядей Петра Первого — Львом Кирилловичем Нарышкиным. Именно эта церковь стала в архитектуре образцом нарышкинского стиля, являющемся связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем — петровским барокко. Самые красивые церкви России строились, опираясь на образ храма в Филях.

По легенде церковь была воздвигнута в честь случайного спасения Льва Нарышкина во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда были жестоко убиты два старших брата, Лев Кириллович был спрятан сестрой — царицей Натальей Кирилловной на женской половине, где он молился перед образом Спаса Нерукотворного. Оставшись в живых, он дал обет построить храм и выполнил свое обещание, разобрав старый деревянный храм в Филях и заложив новый каменный.

Двухэтажный храм имеет два престола: верхний – летний храм в честь Спаса Нерукотворного, нижний — зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно посещал Петр I, он подарил церкви цветные витражи.

Описание здания

Здание представляет собой прямоугольный зал с апсидой почти такой же высоты карниза . Тип поэтажного плана апсиды зала довольно редко в Миттельмарке ( например только три из 116 средневековых сельских церквей на Барнишь , включая Берлин-Kaulsdorf ). Поскольку в предшествующем здании, которое имело примерно такой же план этажа, была поперечная прямоугольная западная башня размером с корабль , которая не была включена в преемник, в этом здании есть зал выше среднего размера. Возраст башни на крыше , которая несколько раз менялась, неизвестен. Поле каменной кладки исключительно тщательно облицовочный , но это отчасти из — за технически слишком совершенной реконструкции церкви, которая была разрушена во время войны с 1954 по 1956 год для окружающих стен , за исключением. Все арочные окна «позднего романского стиля» переформованы; Оригинально только узкое окно апсиды. Порталы здания-преемника с самого начала были остроконечными арками. Сохранились окна с остроконечными арками до 1848 года, что связано с реконструкцией в стиле поздней готики.

В 1751 г. (замена старой башни) и 1806 г. проводился ремонт башни церкви, разграбленной во время Семилетней войны 1760 г. С 1847 по 1848 год была проведена более обширная реконструкция, как внутри, так и снаружи, в ходе которой была удалена южная пристройка (в 1954–1956 годах вместо нынешней ризницы). После двух бомбардировок в 1943 и 1944 годах остались только фундаментные стены, так что интерьер церкви сегодня довольно простой, а обстановка в основном состоит из ссуд.

Посадские и купеческие церкви

Начиная с XVII века получили широкое распространение посадские церкви, архитектура которых чаще была типовой для данного региона, хотя порой и следовала за модой. Мода на архитектуру, спросите вы? Конечно, это было всегда.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва, XVII век)Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Царь или князь пытался выделиться, а приближённые подражали, и не только в причёсках и одежде. Тон задавали Москва и Питер, а провинциальное зодчество что-то от них воспринимало, а что-то переиначивало на свой лад, приспосабливая к местным условиям и традициям.

Колокольня Вознесенской церкви Александровского монастыря (Суздаль, XVII век)Фото: Владимир Прокофьев

Финансировали строительство посадских церквей всем приходом (церкви «уличанские», «кончанские», сельские). Но главную роль играло нарождавшееся купеческое сословие, ибо нувориши всегда склонны к желанию так или иначе выделиться и заявить о себе.

Деревянную церковь на острове Кижи восстановили благодаря уникальным технологиям

Уникальные решения для уникального памятника прошлого. Шедевр деревянного зодчества, Преображенская церковь на острове Кижи, вновь во всем великолепии после глубокой реставрации. Один из самых узнаваемых храмов, без преувеличения, спасли и для России, и для мира. Почти 40-метровое сооружение, часть всемирного наследия ЮНЕСКО, было готово рухнуть в любой момент. Чтобы заменить каждый элемент, отслуживший свое не один раз, мастера в прямом смысле подвесили храм в воздухе.

Колокольным перезвоном разносится над островом благая весть. Ведь, кажется, еще вчера жемчужину архипелага Кижи, Преображенскую церковь скрывали неприглядные строительные леса. И вот спустя десять лет такого заточения здесь открыточные виды.

Отсюда с колокольни кижского погоста можно рассмотреть каждую деталь куполов Преображенской церкви. На солнце они кажутся словно позолоченные. И такой эффект вполне объясним, так на солнечных лучах играет свежая осиновая доска.

На главках храма заменили 30 тысяч таких вот кровельных чешуек. Это покрытие называют лемехом. Каждую дощечку мастера-реставраторы выделывали вручную одним только топором. Крепили тоже как в старину такими вот коваными гвоздями, параллельно разрушая стереотипы.

– Когда говорят, что церковь построена без единого гвоздя, это не так. Это речь идет о срубе. Там действительно нет никаких гвоздей, – поясняет Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи».

Именно деревянный сруб церкви за 300 лет сохранился хуже всего. Еще в 80-е Преображенку закрыли в аварийном состоянии. Это архивные кадры. Стены просели, бревна повело в стороны. Купола накренились, уникальный шедевр деревянного зодчества изнутри поддерживал металлический каркас.

– 40 лет назад говорили о замене 50% исторического материала. И ставили вопрос даже о полной замене конструкций, даже сделать макет предлагали, – рассказывает Татьяна Незвицкая, заместитель директора музея-заповедника «Кижи».

Но вариант нашли. 600-тонный храм буквально приподняли над землей строительными домкратами. И в таком подвешенном состоянии снизу вверх разобрали ярус за ярусом. Эта технология называется лифтингом. Ветхие бревна поменяли целиком, те, что сохранились лучше, подлечили точечно, делая вставки из новой древесины. Причем сосну для реставраторы использовали особую, ту, что больше ста лет, она прочнее. Подбирали текстуру и рисунок годовых колец. Проект работ многие критиковали, дескать, большие риски. Но сегодня, когда укрепили фундамент и стены, состояние храма не вызывает опасений.

– Мы его спасли. На самом деле. Это действительно дорого стоит. И трудно передать словами, как это было непросто. Мы рады, мы гордимся, что 66% сохранено исторического материала, – делится Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи».

Сохранили и внутреннее убранство. На место встал иконостас. Реставраторы привели в порядок массивные рамы и царские врата. 200 деталей на них были утрачены. Изящный декор вырезали заново, да так, что разницу увидеть можно только вблизи.

– Поскольку сусальное золото новое ярче, мы его специально затемнили и чуть приглушили. Вот здесь хорошо видно. Вот новая деталь, вот старая. Вот кусочек новой, вот старая, – показывает Игорь Гашков, начальник отдела реставрации фондовых коллекций музея-заповедника «Кижи».

Возвращать ли утраченные иконы на «небе», круглых сводах церкви, в музее еще не решили. Туристы, конечно, в ожидании, чтобы увидеть рукотворное чудо, сюда едут за тысячи километров.

– Мы сами из Москвы. Очень рады очутиться здесь, увидеть красоту эту. Хочется, конечно, вернуться.

– Очень много пространства, очень красиво, прямо окунаешься в историю, понимаешь, как жили.

Уникальный северный колорит на острове бережно хранят. Уже в следующем году в Преображенской церкви откроют музей, а по большим церковным праздникам будут идти службы. Место первозданной красоты и неповторимой силы способно притягивать и вдохновлять каждого.

сказка

Церковь была подарена в 1590-х годах Вернером фон Ганом (1515–1593) из базедового дома в качестве простой часовни и великолепно расширена в стиле эпохи Возрождения его сыном Гансом Ганом (1558–1633) . Церковь представляет собой своеобразное тяжелое здание из аккуратно высеченных гранитных блоков . 1597 год можно найти на восточном фронтоне плоского хора . В 1600 году был назначен первый пастор. Алтарь, кафедра и чердак для органа сохранились в оригинале примерно с 1600 года. Особенностью обстановки является завещание Вернера Хана, высеченное на четырех известняковых плитах, в котором, среди прочего, определялся доход пасторов. После войны Тридцатилетней церковь стала филиалом церковью в хоэне Demzin , с 1790 по Бюлам .

Ансамбль, состоящий из церкви, кладбища и мавзолея Бассевиц, был впервые отреставрирован в 1856 году. В то время на церкви перекрашивают крышу, кладбище расширяют и возводят новую ограду. В 1876 году первоначально безбашенной церкви была передана западная башня под руководством придворного архитектора Шверина Георга Даниэля , подвал которой также будет главным входом в церковь (вместо более старого северного портала). В ходе ремонта обновили пол, стулья и окна в церкви.

В эпоху ГДР небольшие, но никакие серьезные развлекательные мероприятия не проводились, поэтому церковь пришлось закрыть в 1989 году из-за риска обрушения. С 1992 по 2000 год церковь и орган, который был разрушен после войны, были капитально отремонтированы, в основном при поддержке Немецкого фонда защиты памятников и Фонда Рудольфа Августа Эткера .

Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.  

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.  

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя. 

Архитектурный ансамбль Кижи

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

Почему на церкви черные купола?

Традиционный цвет куполов церквей – золотой. Также распространен зеленый цвет. Но черный? Церковь с чёрными куполами в Москве — не исключение из правил. Черные купола встречаются на нескольких московских храмах.

Старообрядческая церковь (Москва, Турчанинов пер.)

В частности, Старообрядческая церковь (Турчанинов пер.), церковь Ризоположения (ул. Донская), собор Донского мон., соборы Покровского мон. (в нем хранятся мощи Матроны Московской) и др.

Собор Покровского монастыря в Москве

Загадка черного цвета в окраске куполов до сих пор не разгадана. 1 версия приписывает черные купола к монашеской символике, аскетизму, строгости, скорби по Христу.

Другая версия отдает предпочтение принадлежности архитекторов-строителей храмов к масонским ложам.

Несмотря на основные общие черты северных храмов, в каждом регионе существуют свои особенности

Не секрет, что Русский Север — это не единая территория. В разных его регионах можно найти более или менее характерные для каждой местности архитектурные формы. Например, особенностью храмов Поонежья (областей по берегам реки Онеги) являются кубоватые покрытия (по форме напоминают луковицу, только с выраженными сторонами) и покрытия бочкой. А выделяющейся чертой храмов Прионежья стали так называемые фронтонные пояса.

Фронтонный пояс. Никольская церковь в Согиницах. Фото: Н. Федотов, 1976

Многие исследователи признавали их чисто декоративными элементами, но на сегодняшний день принято считать, что с их помощью от сруба отводили воду. Такие особенности есть практически в каждом регионе.

11

В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько

Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.

Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».

Кижи во время реставрации. Колокольня  — типичный образец восьмерика на четверике.

Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).

И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.

4

Мемориальный камень Людвига Лейххардта

Мемориальный камень Людвига Лейххардта перед церковью (2017)

Перед церковью установлен мемориальный камень исследователю Австралии Людвигу Лейххардту , который родился в соседнем городке Сабродт в 1813 году . Камень имеет надпись «Dem / Australienforscher / Ludwig Leichhardt / 1813–1848» на лицевой стороне и мемориальную доску на оборотной стороне . Мемориальный камень был впервые установлен перед школой Людвига Лейхардта 7 июля 1955 года. Камень находится на своем нынешнем месте с тех пор, как был снесен в 2010 году. В результате сноса школы образовалось свободное пространство между церковью и федеральной дорогой 87, проходящей через Требач, которая впоследствии была реконструирована.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector