Интересные факты о традициях чувашского народа

Этнические группы

Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.

На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов – 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.

Появление людей в Чувашии

Первые поселения людей на территории Чувашии появились около 80 тысячелетий тому назад. Это были первобытные племена, которых нельзя причислять ни к одному народу, ныне существующему на чувашских землях.

Становление чувашей начинается с началом нашей эры, когда суварские и булгарские завоеватели начали продвигаться к западным территориям к Семиречью и казахским степям. В этот же период наблюдается тесное взаимодействие кочевых племён со скифами, саками, аланами и прочими ираноязычными народностями, которые значительно обогатили культуру предков чувашей.

Поразительно, но одно только название чувашей открывает взаимоотношения с булгарами и особенности их характера. Как предполагает большинство исследователей, слово это восходит к булгарскому “явас”, что переводится как “тихий, дружелюбный”.

Оно являлось прямой противоположностью “сармас” (слышится в названии сарматов), что значило “воинственный”. По всей видимости, булгарское завоевание на чувашских территориях проходило мягко и спокойно, поскольку местные жители не оказывали сопротивления.

Чуваши верховые. Казанская губерния, Цивильский уезд. Начало 20 века.

Генетика

Физические антропологи, использующие расовые рамки начала 20 века, рассматривали чувашей как смешанный финно-угорский и тюркский народы.

Субклады гаплогрупп R1 и N Y-ДНК наиболее распространены среди чувашей. Согласно Rootsi et al. 2004 г., Тамбец и др. 2004 г. (79 образцов) и Трофимовой 2005 г. (43 образца) получено следующее распределение гаплогрупп:

  • I1 : 7%
  • I2a2: 0–2%
  • I2a1: 0–2%
  • J1 : 0–2%
  • J2a: 0–9%
  • J2b: 0–5%
  • В : 0%
  • R1b : 2–4%
  • R1a : 28–32%
  • N1c1: 18–19%
  • N1c2: 9–10%
  • E-M78 : 0–14%
  • С : 0–1%

Гаплогруппы Q и C среди чувашей редки. Чувашские носители гаплогруппы R1a (19% в сотнях выборок) относятся к балто-славянскому субкладу Z282.

В результате исследования 96 неродственных чувашей были сделаны следующие выводы:

Генофонд мтДНК оказался на 89,1% европеоидным, на 9,1% — монголоидным и на 1,8% — неопознанным.

Согласно аутосомному анализу, современные чуваши говорят на тюркском языке, но генетически представляют собой смесь восточноазиатских и европейских элементов. Они, как правило, ближе к европейцам с некоторым генетическим вкладом из Сибири.

Аутосомный анализ (2015 г.) обнаружил признаки огурского и, возможно, булгарского происхождения у современных чувашей. Эти огурские и булгарские племена принесли с собой чувашский язык. Другое исследование обнаружило некоторые финно-угорские компоненты у чувашей.

Известные представители народа

Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.

Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий Станислав Садальский.

Укрепление брака

Три дня после бракосочетания и торжественного банкета новоиспеченная жена не должна убирать в доме – грязную работу в эти дни выполняет родня. Молодая супруга благодарит ее подарками. Семь презентов после бракосочетания невестка должна преподнести свекрови.

В первый год породнившиеся семьи часто бывают в гостях друг у друга. Делается этого с единственной целью – наладить контакт, укрепить родство.

Через неделю после бракосочетания молодожены приезжают с визитом к тестю. Через три недели – повторный визит к нему, а через 6 месяцев в гости едут уже 12 человек: молодые супруги, родственники мужа.

Продолжительность последнего визита – 3 дня. С угощениями, разговорами, песнями, плясками. Молодая семья получала остаток приданого в этот приезд – домашний скот.

Родство – одна из лучших и свято почитаемых традиций у чувашей. Возможно, поэтому семьи у представителей народа крепкие, разводы происходят гораздо реже, чем у других национальностей, проживающих в РФ, а взаимопонимание и связь поколений – не пустой звук.

Подготовка к свадьбе

Свадебные торжества Чувашии проводятся по различным сценариям и обрядам, все зависит от географического расположения места жительства жениха и невесты. В некоторых районах принято согласование торжества с будущей супругой, в других районах распространена «кража» невесты.

Свадебная церемония начинается в одно и то же время в доме жениха и невесты:

  • жених в день свадьбы при помощи близких родственниц облачался в свадебный национальный костюм. После этого выходил на крыльцо дома, где дружок и холостые парни из числа молодых родственников запевали свадебный песни, которые сопровождались веселыми плясками. После этого все заходили в дом и после небольшого застолья отправлялись за невестой в дом ее родителей;
  • в отдельных районах проводится обряд коленопреклонения новобрачного перед старшими рода и своими родителями. Жених в сопровождении руководителя свадьбы и младшего дружка становится на колени перед стариками своего рода. Другие участники свадебного торжества располагаются за ними. Старшие рода приносят в дар жениху как самому младшему члену рода необходимое для новой семьи имущество и несколько голов скота. Ответную благодарственную речь вместо жениха произносит старший дружка;
  • невеста перед прибытием жениха в сопровождении подружек готовилась к свадьбе. Приглашенные гости молились за благополучие молодой семьи, женщины готовили свадебное угощение. По прибытии жених вручал отцу невесты символичную плату, после чего приглашал гостей за свадебный стол с угощениями;
  • все гости приглашались за свадебный стол и во время застолья под веселые народные песни на родном языке и пляски вводили невесту, покрытую свадебным покрывалом;
  • невеста в нарядной свадебной одежде, в перчатках на руках и кольцом на пальце, подносит пустые кружки к родителям женихам, при этом кланяясь в пояс. В кружки родители жениха кладут деньги. В правые руки свекра и свекрови новобрачная кладет небольшие подарки обязательно белого оттенка. Родители жениха при выходе из дома невесты вытирают лица подаренной тканью белого цвета. Все благословляют будущую супругу и желают молодым прожить вместе до старости, пока волосы не станут белыми, как врученные подарки. После этого запевают величальные свадебные песни, в которых лейтмотивом проходит мысль о желании иметь крепкую новую родню;
  • по обычаю, невеста прощалась с родителями песней-причитанием и передавалась жениху. Выезжая за пределы жилища родителей, жених выполнял обряд изгнания злых демонов и три раза бил нагайкой свою жену. Вся обратная дорога к деревне жениха сопровождалась веселыми свадебными песнями и плясками.


В Чувашии распространено домашнее пивоварение. И перед свадьбой молодожены в течение нескольких дней приходят в гости ко всем родственникам в своей деревне со свежесваренным пивом и приглашают их на свадьбу. Есть еще одна интересная традиция, по которой перед свадьбой тщательно готовились помещения бани для молодой пары и близких родственников.

История

В русских источниках самоназвание «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В процессе завоевания Казанского ханства Русским государством чуваши оказались в составе России (1551). Чувашское население было причислено к разряду ясачных, с XVIII в. – государственных и удельных крестьян.

К середине XVIII в. основная часть чувашей приняла христианство.

В 1708–1920 гг. большинство чувашей проживало в Казанской губернии (с 1781 г. в основном в Чебоксарском, Цивильском и Ядринском уездах).

В конце XIX в. численность чувашей в Казанской губернии превышала 500 тысяч человек.

В 1906–1907 в Казани издавалась газета «Хыпар» на чувашском языке (первый редактор Н.В. Никольский).

После Октябрьской революции чуваши получили автономию (с 1920 г. автономная область, с 1925 г. АССР, с 1990 г. ССР, с 1992 г. – Чувашская Республика).

В 1920-е гг. в составе отдела агитации и пропаганды Татарского обкома РКП(б) работала чувашская секция, которая занималась вопросами культурного просветительства чувашей. В 1921–1922, 1936–1963 издавалась газета «Ленин ялаве» («Ленинское знамя») на чувашском языке.

Съезд народов Татарстана. Чуваши

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Незначительная часть чувашей исповедует ислам суннитского толка

Проникновение ислама на территорию современной Чувашии началось в волжско-булгарский период (X — XII вв.) и продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV — XVI вв.). Часть булгаро-чувашского населения в тот период стала мусульманами.

В настоящее время ислам распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. Большинство из них — сунниты.

Мечеть «Булгар», Чебоксары. В Чувашии ислам суннитского толка исповедуют татары и отатаренные чуваши-мусульмане. Фото: upload.wikimedia.org

Необходимо подчеркнуть, что до революции многие чуваши записывались татарами. Связанно это было как с бытовыми причинами (татары-мусульмане платили меньше податей, чем чуваши-христиане), так и с религиозными вопросами.

Именно поэтому подучилось так, что в настоящее время среди этнических чувашей ислам практически не распространен.

Ислам в Чувашии исповедуют татары.

В годы Советской власти на территории республики было закрыто 36 из 38 мечетей. Это связанно с антирелигиозной политикой, которая проводилась в СССР. Возрождение ислама в Чувашии началось в 1990-е годы. Т

ак Духовное управление мусульман Чувашской Республики было образовано в 1994 году в селе Шыгырданы Батыревского района. Сейчас в чуваши зарегистрировано 52 мусульманской организации, членами которых являются чуваши-мусульмане и татары.

Название

Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.

 

В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств — описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году.
Самоназвание народа — чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» — у мордвы и татар, «сыуаш» — у казахов и башкир.
Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.

Семейный уклад

Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

 

Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.

Всадники Аттилы или мирные земледельцы?

Гуннская гипотеза

Гунн c характерной деформированной головой

Традиционно, чувашей считают потомками народа суар-сувар, который был родственен хазарам и булгарам, сложился где-то в степях Центральной Азии и вместе с гуннами пришел в Европу.Неких савиров, как часть сарматского мира, упоминает Страбон, а в мифах сибирских татар, есть предание о том, как они отвоевали эти земли у народа суар, который ушел на запад.Таким образом, савиры могли быть одной из восточных ветвей сармат, которые рано встретились с тюрками и гуннами, после чего пришли в Европу под знаменами Аттилы, будучи уже сильно смешанным народом.После убийства Аттилы и поражения его сыновей с битве с гепидами, при Недао, остатки гуннов ушли в Причерноморье, а оттуда дальше на восток, где смешавшись с аборигенными фино-уграми, стали чувашами.

В доказательство приводится несомненно тюркский язык чувашей и выражено-смешанный монголоидный облик и, в общем-то, ничего больше!

Булгарская гипотеза

Булгары

Другая версия, выводит чувашей от населения Волжской Булгарии, которая распалась после завоевания ее Батыем и некая часть племени поселилась в нынешней Чувашии. В пользу версии говорит ДНК-генеалогия — показывая большой процент гаплотипов R1A у чувашей и у булгар, что роднит обоих сарматам.А вот лингвисты решительно против, так как булгары говорили на типично западно-тюркском языке, который родственен, но сильно отличается от чувашского.Это двоюродные братья, а не прямые родичи.

Хазарская версия

Хазары

Есть основания, подозревать сильнейшее хазарское влияние на чувашей: огромное число параллелей у чувашского языка с языком еврейских правителей Хазарии (около 300 сходных слов). Даже имя верховного божества «Торам» подозрительно совпадает со священной книгой иудаизма.В 19 веке эта версия была очень популярной

Численность

Чуваши — пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане — 107,5 тыс., Татарстане — 116,3 тыс., Самарской — 84,1 тыс. и Ульяновской — 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.

Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.

Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

В зависимости от района торжество отмечают в разные даты, например, перед Рождеством или Новым годом. А некоторые проводят Сурхури в ночь перед Крещеньем.

Культура и быт чувашского народа

Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Жилище

Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.

 

Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.

Выбор невесты и знакомство с женихом

Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.

У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка.


Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.

Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.

Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.

Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.

В чувашской традиции было принято считать, что чем больше возраст невесты, тем она более ценна, так как больше умела и имела, как правило, более богатое приданое. Приданое чувашским невестам начинали готовить с детства.

Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.

Большинство чувашей считают себя православными

Какую религию исповедуют чуваши в России можно узнать, изучив последние статистические исследования. Так по состоянию на 2010 год около 80% жителей Республики Чувашии считали себя православными.

80%
столько жителей Чувашии считают себя православными

Православие начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI века.

Распространение его среди чувашей шло очень медленно. С середины XVIII века началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70-х годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками.

Карта военных действии во время восстания Степана Разина. Чуваши активно участвовали в восстаниях С. Разияна и Е. Пугачева, протестуя против насильной христианизации

Только во второй половине XIX века в связи с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы, большинство чувашей стало православным.

Важнейшим фактором христианизации чувашей было то, что им при крещении не требовалось отказываться от своей национальности.

И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.

Культура чувашей предполагает языческо-православный синкретизм, то есть двоеверие.

В республике уже к 1920-м гг. не осталось последователей национальной дохристианской веры («язычества»), не смотря на это обстоятельство, до сих пор культура этого народа изобилует языческими элементами.

Так, например, у чувашского народа до сих пор сохранились традиционные языческие общественные поминки умерших. Это мешает представителям иных культур понять, к какой вере относятся чуваши.

Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Чебоксары. Большинство современных чувашей считает себя православными

До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты советскими властями.

С 1990-х годов в республике началось возрождение православия.

7
столько в Чувашии монастырей, 4 женских, 3 мужских

В настоящее время в республике действуют 7 монастырей — 3 мужских (Чебоксары, Алатырь, Моргаушский район) и 4 женских (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Комсомольский район). При этом около 80% чуваше считают себя православными.

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Авторы Гайдпарка

  • Борис Ихлов

    Последствия бегства США и Афганистана

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

Внешние признаки

Длительная история миграции, ассимиляция со многими народами наложили характерный отпечаток на внешность чувашского народа. В настоящее время среди представителей этого народа можно встретить четыре типа внешности:

  1. Европеоидно-монголоидная, или уральская. Присутствует преобладание европеоидных черт у 63,5 % от общего количества народа.
  2. Европеоидная. Тип как со светлой кожей, русыми волосами и светлыми глазами, так и темнокожий тип с темными волосами и карими глазами у 21,1 %.
  3. Монголоидная. С ярко выраженными монголоидными чертами 10,2 %.
  4. Сублапоноидная. Тип с различной пигментацией волос и глаз, с широким и низким переносьем, слабым ростом усов и бороды 5,2 %.

Лучше всего прослеживается происхождение чувашей на генетическом уровне, где представлены гены различных групп, так или иначе повлиявших на образование нации. Наиболее выражены группы схожих галлотипов – североевропейская, славянская, западноевропейская, финно-угорская, еврейская, доставшаяся им от хазар.

Чуваши — интересный, самобытный народ с огромным историческим и культурным прошлым, сумевший сохранить его. Они из поколения в поколение передают свои верования, язык, обряды и обычаи предков, что помогло им сохранить неповторимость и самобытность для своих потомков.

История

Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.

Кроме того, исследователи отмечают значительное влияние на язык, предметы материальной и духовной культуры древних земледельцев Передней Азии. Считается, что южные племена, мигрировавшие во время великого переселения народов, частично осели в Поволжье и ассимилировались с болгаро-суварскими народами. Однако, уже в конце IX столетия предки чувашей отделились от Булгарского царства и мигрировали дальше на север из-за неприятия ислама. Окончательное формирование чувашской народности закончилось только в XVI столетии, когда произошла ассимиляция суваров, татар из соседнего Казанского царства и русских. Во времена владычества Казанского ханства чуваши входили в его состав, однако держались обособленно и независимо, несмотря на необходимость платить дань. Вскоре, после взятия Казани Иваном Грозным чуваши приняли власть Российского государства, однако на протяжении всей истории отстаивали свои права. Так, они участвовали в восстаниях Стеньки Разина и Емельяна Пугачева, выступали против произвола чиновников в 1571-1573 гг., 1609-1610 гг., 1634 г. Подобное своеволие доставляло проблемы государству, поэтому вплоть до XIX века в регионе действовал запрет на кузнечное ремесло с целью пресечения производства оружия.

Иные особенности быта

До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.

По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.

В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.

Мужчины и женщины

Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.

 

Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.

Экономика

На ликеро-водочном заводе, Мариинский Посад

Чувашская Республика — самый густонаселенный и плодородный регион Среднего Поволжья . На плодородном черноземе встречаются широколиственные леса. В сельском хозяйстве пшеница и сахарная свекла, свиньи и мясной скот стали более важными, чем рожь, овес, ячмень и молочный скот, характерные для всей области.

Республика в России центр по выращивания хмеля и славится по всей стране за свою долгую историю пива пивоварения . Это также крупный центр электротехники , особенно в области систем передачи энергии и управления . Другими ведущими отраслями промышленности являются металлообработка , производство электроэнергии и химическое производство. В Шумерлине также есть большие лесоперерабатывающие заводы.

Крупнейшие предприятия региона: Химпром Новочебоксарск (выручка 164,54 млн долларов в 2017 году), Акконд (кондитерский завод , 152,55 млн долларов), Чебоксарский приборостроительный завод (142,26 млн долларов), НПП ЭКРА (энергетика, 101,13 млн долларов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector