О традициях пятницы первой седмицы великого поста

Содержание:

Как приготовить коливо на Великий пост: традиционный церковный рецепт колива

Необходимые продукты:

1 стакан пшеницы

1 горсть изюма

Приготовление:

1. Пшенице необходимо замочить заранее, чтобы она пробыла в воде ночь.

2. Один стакан крупы залить 3-мя стаканами кипятка и варить до готовности (1-2 часа) на медленном огне, чтобы вода быстро не выкипела.

3. Пока варится крупа, необходимо залить изюм теплой водой для набухания.

4. Готовую пшеницу подвесить в марле, чтобы вода полностью стекла и каша остыла.

5. Выложить на бумажное полотенце изюм и дать ему обсохнуть.

6. Отложить несколько изюминок для украшения, а остаток смешать с пшеницей и медом.

7. Выложите сверху блюда изюм в виде православного крестика.

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

  • Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
  • Мак — символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Как правильно подать и приготовить кутью из риса с медом и изюмом на поминки

Процессу создания ритуального блюда уделяли особое внимание — делали кашу очень вкусной и наваристой. Это делали из-за того, что кутья считалась кушаньем для усопшего, а не для живых — дань уважения к умершему

Православные верят, что сытная и вкусная еда должна быть и на Небесах и называют кашу едой для ангелов. Ставят кашу на центр стола, подавая в глубокой миске из глины. Подают кутью на девятый и сороковой день, шесть и двенадцать месяцев после похорон.

Прежде, чем узнать, как правильно сварить кутью для поминок, необходимо запомнить правила её подачи:

кутью пробуют первой на всем поминальном столе;
едят блюдо как руками, так и ложкой;
каждый человек за столом должен съесть не менее трех ложек каши;
подают блюдо охлажденным;
не допускается есть кутью ножом, вилкой и другими острыми предметами;
перед подачей ритуальную кашу стоит освятить в стенах церкви или окропить освященной водой дома;
едят блюдо полностью, до единой ложки, так как выбрасывать его нельзя;
перед дегустацией важно помолиться и попросить у Бога Царствия Небесного для усопшего.

Православная Жизнь

По древней благочестивой традиции на Руси в канун Рождества Христова и Крещения Господня принято было готовить и принимать в пищу кутью (коливо, сочиво) – вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром. В связи с этим праздники-кануны в народе нередко называли «Кутья», иногда – «кутейником», а также «Рождественским сочельником».

В частности, в канун Рождества Христова таким днем является 6 января – Навечерие Рождества Господня, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста.

Традиция употребления в этот день в пищу кутьи (колива) имеет давние корни, тянущиеся в древнюю Византию. Особенно она распространена на Святой Горе Афон.

Обычно коливо на Афоне готовят следующим образом: слегка толченую предварительно пшеницу замачивают в воде примерно на полчаса. Затем воду сливают и заливают кипящей водой, варя до тех пор, пока пшеница не раскроется от варки как цветок, а вода (отвар) превратится в кашицу. Добавляют немного соли.

Отвар отделяют и добавляют в него сахар и корицу. Получается вкусный напиток, который пьют отдельно. Затем промывают вареную пшеницу водой и раскладывают на просушку. За 2-3 часа до Божественной Литургии в пшеницу добавляют тертые сухари, чтобы впиталась вся излишняя влага и пшеница осталась совершенно сухой. Теперь уже зерно готово. На праздники его смешивают с тертым фундуком или грецкими орехами. Поверх зерна насыпают слой сахара и делают крест сахаром, подкрашенным корицей.

При этом на Афоне, традиционно, на приготовленном коливе принято также цветным сахаром изображать икону святого, память которого чтится. Эти иконы из цветного сахара – настоящие произведения искусства, которые, к сожалению, не сохраняются, так как коливо раздают и едят.

Иконы из сахара пишутся следующим образом: спичкой или деревянным кончиком акварельной кисти по трафарету выдавливают образ. Затем заполняют разноцветным сахаром детали (одежду, лицо, волосы). Для украшения используют конфетки – чаще всего чечевицу, погруженную с серебряную патоку.

Для удобства предлагаем читателям один из святогорских рецептов приготовления колива:

Пшеница в зернах 1 стакан Орехи лесные ~70 г. Орехи грецкие ~ 70 г. Миндаль ~ 70 г. Изюм ~ 200 г. Кокосовая стружка Сахарная пудра Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу) Сахарный песок (по вкусу) Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие. Орехи, изюм и сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само коливо лучше готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению.

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была рассыпчатой, но в то же время мягкой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским предметом, например тарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито. Чтобы получились ровные границы используйте трафарет.

Русский Афон

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

  • богатая, подается на Новый год и Сочельник;
  • щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
  • голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Читайте о Новогодних праздниках:

  • Можно ли православным отмечать Новый Год
  • Православная молитва в день Нового Года
  • Что можно приготовить на Новый Год

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился, ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости. Рождественская кутья


Рождественская кутья

А придумывать причины не нужно

– Как же православному христианину правильно относиться к множеству обрядов в нашей Церкви?

– Спокойно. С одной стороны, некоторые обряды видоизменились до неузнаваемости, другие не потеряли свой первоначальный смысл. Например, традиция встречать Вход Господень в Иерусалим с ветвями пальмы или вербы в руках по-своему замечательна. Поскольку Церковь не просто вспоминает праздник, воспроизводит его, а переживает его во всей полноте, как будто он совершается именно сейчас, а не когда-то, то, конечно, мы Христа встречаем в храме тоже с веточками. Но на вопрос, что потом делать с освященной вербой, я, признаться, и сам не знаю, как отвечать.

С другой стороны, для нецерковных и несведущих воцерковление зачастую начинается именно с обряда. Необходимость освятить вербу – еще один повод посетить храм. Однако когда достаточно умные люди видят православие сугубо с обрядовой стороны, это более чем досадно.

А еще человек так устроен, что ему хочется всё всегда растолковать. И всегда, что бы он ни испытывал, какие бы проблемы ни решал, он хочет докопаться до причины. Как у Венедикта Ерофеева: «Я знаю многие замыслы Бога».

Так вот, единственное, чего не стоит делать – придумывать собственные толкования обрядам и ждать от них чего-то экстраординарного. А то ведь у некоторых доходит до того, что причины серьезных жизненных неурядиц начинают видеть в не прочитанной четверть века назад молитве сорокового дня. Жизненный принцип «найди всему причину» плох тем, что, не найдя причин, человек с легкостью их придумывает

Важно помнить – церковные обряды для этого не предназначены

Фото: iliya-monastery.org

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими

кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Кутья на Рождество из риса с изюмом и грецкими орехами

Если верхний был без мака, то этот будет с маком, главное купить хороший, иногда попадается горький, или прогорклый, тогда можно испортить вкус любимого блюда.

Рис, рекомендую брать вкусный, рассыпчатый, но не сечку, иначе буде все одним комком. Берите круглый или длинный. Вот вам тоже, вариант украшения и оформления, простенький, но интересный.

Ингредиенты:

  • 0.5 стакана риса длинного или круглого (можно больше)
  • 1 ст. ложка мака
  • 3 ст. ложки меда (можно заменить на сахар)
  • 100 грамм изюма
  • 30 грамм грецких орехов (можно заменить на другие)
  • 0.5 стакана кипяченой остывшей воды или узвара

У каждой хозяйки свой рецепт варки риса, я отвариваю в большом количестве воды, затем промываю. Отвариваю до готовности.

Откидываю на дуршлаг, промываю, и остужаю. У меня длинный рис басмати.

Тем временем, пока остывает рис, я нарубила орехи острым ножом. Их можно поджарить, или не жарить. У нас есть грецкие, они у нас продаются везде, но если у вас нет таких, можно использовать пекан, они похожи на эти. Или любые другие, по желанию.

Изюм заливаем водой, оставляем на минут 10, можно залить горячей водой. Но это не обязательно, он набухнет, в самой кутье. Проверено много раз.

Сливаем с изюма воду, обсушиваем на бумажном полотенце, добавляем его к рису, орешки, мед, и все что хотите. Многие добавляют карамельки, мармелад, конфеты и прочие сладости.

Заправляю, или заливаю остывшей кипяченной водой, так всегда готовила моя мама, именно по этому рецепту. И хоть из этой крупы редко готовят, мы ели именно такую. Вместо воды влить можно компот, узвар, сок.

Вот такой у нас семейный интересный рецепт, но впереди у вас еще много всего интересного, вы и не подозреваете, но готовить можно и из овсянки, из перловки, и чечевицы.

А вот так можно поместить сочиво в баночку, и можно зайти в гости к кумовьям, или друзьям, только нужно накрыть крышечкой. Мы каждый год ходим к друзьям, они накрывают стол, и угощают своим вариантом, они всегда делают с сушеным инжиром, порезав его кусочками.

Как приготовить кутью

Традиционный рецепт кутьи предполагает использование пшеничных зерен. Это долгий и продолжительный процесс. Сначала зерно надо перебрать, отделив его от плевел (сорняка), затем замочить, а потом варить несколько часов, пока зерна не станут мягкими. В настоящее время кутью варят в основном из риса, хотя это и отступление от классики. Но церковь не возражает против этого. Рис предварительно надо промыть в нескольких водах, чтобы ушли крахмал и клейковина. Рис засыпают в холодную воду и варят до готовности. Затем в кашу добавляют мед, аккуратно перемешав его с рисом, засыпают предварительно распаренные сухофрукты: изюм, курагу, чернослив, вишню. Крупные сухофрукты надо порезать. В богатую рождественскую кутью кладут кусочки сливочного масла, или добавляют сливки, молоко. К рождественской кутье можно приготовить вкусное орехово-маковое молочко. Для этого мак надо залить кипятком, плотно закрыть емкость, укутать ее полотенцем — надо, чтобы мак хорошо распарился. Орехи также обдать кипятком и очень тщательно перетереть вместе с маком в ступке до такого состояния, когда начнет выделяться белая жидкость. Это молочко добавить в кутью.

Таким образом, кутья стала обязательным элементом не только похоронной обрядности, но и непременным блюдом на церковных праздниках, символизируя непрерывность жизни, ее круговорот и её богоугодность.

Рубрика вопрос-ответ

Нужно ли освящать кутью в церкви перед подачей?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Освящение поминального блюда не является обязательным в православии, но рекомендуется. Учитывая, что его возникновение связано с ритуалом погребения умершего, значит, есть сакральный смысл в употреблении такой еды. Освящение усиливает его.

Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам.

Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо – не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует.

Обязательна ли кутья на поминках?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню.

Кутия, коливо

Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.

ГлавнаяСтатьи20 Марта 2016

В пятницу, 18 марта, в храме свт. Спиридона Тримифунтского прошла Литургия Преждеосвященных даров и освящение колива. Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Фотоотчет




Литургия эта так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого.

Как приготовить коливо

Приготовления колива порцесс не очень сложный, но не быстрый. Нужно для начала замочить пшеницу с вечера предыдущего дня. Затем ее отварить и подсушить. Орехи очищают и обычно измельчают. Изюм, если это требуется замачивают на несколько минут. Обжаривают семена кунжута и муку.

Раньше в коливо добавляли мед, который пропитывал пшеницу и смесь была больше похожа на кашу. Сейчас предпочитают использовать сахар или сахарную пудру. В некоторых регионах в блюдо кладут резанные листья петрушки. В качестве специй используют обычно корицу и гвоздику.

Рецепт колива самый простой

Традиционный классический рецепт колива из самых простых и доступных ингредиентов.

Время подготовки 8 часа

Время приготовления 40 минут

Время сушки 3 часа

Общее время 11 часа 40 минут

Порции 4 персоны

Ингредиенты

  • 500
    г
    — пшеница
  • 250
    г
    — изюм
  • 1
    ст.
    — грецкие орехи
  • 300
    г
    — сахар
    лучше мед
  • 1
    ст. л
    — корица
    по желанию
  • ½
    пучок
    — петрушка
    по желанию

Инструкции

  1. Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.

  2. Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.

  3. Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него ровным слоем пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.

  4. Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы удалить лишнюю влагу.

  5. Грецкие орехи очистить и крупно порезать.

  6. Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахар или мед, изюм, орехи и перемешать.

  7. Всыпать корицу, резанную петрушку и снова все хорошо перемешать.

Заметки

Традиционная классическая колива подается как есть, без сопровождения. Чаще всего это происходит после специальной церковной службы.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Рецепт колива из пшеницы с гранатом и кедровыми орешками

Очень вкусный вариант приготовления традиционного блюда. Чтобы приготовить коливо из пшеницы нужно начинать это делать вечером накануне, т.к. пшеница требует замачивания.

Время подготовки 8 часа

Время приготовления 40 минут

Время сушки 3 часа

Общее время 11 часа 40 минут

Порции 4 персоны

Ингредиенты

  • 500
    г
    — пшеница
  • 200
    г
    — кунжут
  • 1
    шт.
    — гранат
  • 200
    г
    — изюм
  • 1
    ст.
    — грецкие орехи
  • 1
    ст.
    — кедровые орешки
  • 300
    г
    — сахарная пудра
    можно мед
  • 100
    г
    — мука
  • 1
    пучок
    — петрушка
    зеленая
  • 1
    ст. л.
    — корицы
  • 1
    ст. л.
    — соль

Инструкции

  1. Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.

  2. Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.

  3. Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.

  4. На сухой сковородке обжарить зерна кунжута, постоянно помешивая, до появления характерного запаха и изменения цвета. Затем переложить в небольшую емкость.

  5. В этой же сковородке слегка обжарить муку, периодически помешивая, до появления орехового запаха (она не должна сильно поменять цвет). Переложить ее в небольшую миску.

  6. Гранат очистить и зерна тоже сложить в небольшую емкость. Грецкие орехи очистить и крупно порезать.

  7. Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы он подсох.

  8. Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахарную пудру, муку и корицу. Все хорошо перемешать.

  9. Затем в миску высыпать орехи, кунжут и изюм. Тоже хорошо перемешать.

  10. В последнюю очередь всыпать зерна граната и петрушку. Перемешивать аккуратно, чтобы не повредить гранат.

Заметки

Колива подается в день приготовления. Как правило, это традиционное блюдо , которым угощают всех присутствующих после определенной церковной службы.

Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!

Традиционные блюда для великого поста Рецепты

Коливо классическое — особенно приветствуется на день памяти мученика Феодора Тирона суббота первой недели поста.

Делается коливо так. На 1 стакан зерен пшеницы нужно взять 100 граммов мака, 100 граммов грецких орехов и 1-3 столовых ложки меда.

Зерна пшеницы нужно истолочь в ступке постепенно добавляя немного воды, чтобы отошла оболочка пшеницы. Толочь до тех пор, пока не побелеет, затем очистить зерно от шелухи сварить обычную кашу. Остудить ее и немного подсластить медом.

Мак отдельно истолочь до получения макового молочка и добавить мед. Соединить кашу пшеничную с маком и оставшимся медом, в конце добавить измельченные ядра грецкого ореха.

Как приготовить Ржанки Рецепт

Ржанки  это птички из теста, жаворонки пекут обычно на Сорок Мучеников Севастийских.

Для приготовления этого нужно взять 1 стакан ржаной муки, 2 столовых ложки постного масла, 1 стакан сахара, пол литра воды, щепотка соли, для смазки сладкий крепкий чай.

Замесить крутое тесто, потихоньку подливая воду. Вымешивать тесто нужно 12-15 минут, только тогда птички будут держать форму. Далее нужно раскатать колбаску и разрезать на равные части размером с грецкий орех. Раскатать в ладонях маленький кусочек теста колбаской и сложить из нее прямой угол. Вытянуть из нее головку и на ней клюв. Большим пальцем расплюснуть хвост и сделать на нем надрезы, добавить глазки — изюминки. Дать немного постоять и загружать в печь или духовку.

Как испечь лествинички к посту?

Лествинички это печенье в форме лестницы. Обычно их готовят на Иоанна Лествичника, четвертое воскресение Великого поста.

Тесто готовится ржаное пресное. Добавить в тесто можно немного соли, сахара и ложку растительного масла. Скатать колбаски из теста и оформить в виде лестницы, выпекать до тех пор, пока не подрумянится. Вот и всё.

Великая Благовещенская кулебяка

Для теста нужно: 400 грамм муки, 25-30 гр. дрожжей, ½ стакана воды, 100 гр, растительного масла, щепотка соли, сахар по вкусу.

Для фарша из рыбы понадобиться: 400 гр. филе щуки (можно другую рыбу), у ст. ложка растительного масла, 2ст. ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.

Для рисовой начинки:

1 ст. риса, 1,5 стакана воды, 1 ст. ложка масла, 1ч. Ложка соли, 300гр. филе любой жирной рыбы.

Для приготовления нужно поставить обычное дрожжевое тесто на опаре. Пока тесто подходит сварить рис, затем выложить его на форму смазанную маслом и запекать в духовке пока не подрумянится.

Филе щуки или другой жирной рыбы дважды пропустить вместе с луком через мясорубку, посолить, поперчить, хорошо перемешать. Тесто раскатать продолговатой лепешкой толщиной в палец. По центу лепешки выложить продолговатой горкой филе рыбы с рисом, а на него кусочки рыбы, затем снова фарш.

Закрыть кулебяку, поставить настаиваться в теплое место на 15-20 минут. Перед выпеканием смазать кулебяку крепким чаем и сделать дырочки, для того чтобы выходил пар. Выпекать при температуре 210-220 градусов.

Калья — первое блюдо из рыбы во время великого поста рецепт

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Для приготовления Кальи необходимо: 1,5 килограмма рыбы, 1.5-2 литра воды, 2 соленых огурца, 1стакан огуречного рассола, 3-4 картофелины, пол лимона, 2 луковицы, 1 петрушка (зелень и корень), 1 морковь, 10 штук горошин черного перца, 3 лавровых листа, 1столовая ложка рубленого укропа, 5-6 тычинок шафрана, 1 столовая ложка свежего или 1 чайная ложка сухого эстрагона.

Нужно для начала сварить овощной бульон, затем добавить в него отдельно прокипяченный огуречный рассол, добавить нарезанные кубиками соленые огурцы. После этого опустить рыбу, нарезанную крупными кусками, лавровый лист, перец, корень петрушки целиком и шафран. Варить 8-20 минут, в зависимости от сорта рыбы. В заключении положить укроп, лук, эстрагон выдавить сок лимона. Снять с огня и дать настояться 20 минут.

Сыта — один из повседневных напитков Древней Руси

Для приготовления сыты надо взять четверть стакана меда и 1 литр воды. Мед развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить. Также можно добавлять лимон, пряности и травы по вкусу. Или вместо воды даже брать ягодный сок.

Коливо из перловой крупы

Кутья поминальная из такой крупы получается рассыпчатой. Для этого необходимо варить её в казанке.

Ингредиенты: один стакан перловой крупы, сто граммов мака, сто граммов орехов грецких, сто граммов изюма, сто граммов кураги, две ложки мёда.

Приготовление

Прежде чем начинать готовить это блюдо, необходимо заранее замочить крупу в воде и оставить на ночь настаиваться. При этом жидкости должно быть в два раза больше, чем перловки. Утром её промывают, заливают водой, добавляют соль и ставят вариться на среднем огне до готовности. На это отводится один час, так как разбухшая крупа варится достаточно быстро. Если необходимо получить кашу рассыпчатую, то в начале её варки добавляют одну ложку масла растительного. Делается это для того, чтобы зёрна не слипались, а оставались цельными даже после остывания колива.

Дальше кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассматриваем, готовится следующим образом: мак варят десять минут, потом воду сцеживают при помощи сита или марли. Скалкой растирают его до образования белого молока. Изюм и курагу перебирают, обдают кипятком и промывают. Затем сушеный абрикос нарезают на мелкие кусочки. Сухофрукты предварительно вымачивают в кипятке один час. Итак, мак и орехи смешивают, добавляют в перловку вместе с курагой и изюмом, мёдом. Готовое блюдо украшают сухофруктами и подают.

Кутья не только на поминках

Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней. Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т.д.

Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво (одно из названий кутьи). Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью.

Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах.

Зерно или круговорот радости?

С названием славянского поминального блюда все не так просто. Существует как минимум две версии перевода. По одной, название риса с изюмом на поминки происходит от слова «коккос». Оно переводится с греческого языка и означает «зерно». Отсюда становится понятным, что в рецептуре обязательно содержится какой-либо злак. Кутья — название риса с изюмом. На поминках принято готовить именно рис, хотя в оригинале раньше было обычное зерно или ячмень, или вовсе перловая крупа. Любой злак, что уродился в год собирания трапезы, считался допустимым.

Вторая версия возникновения названия риса с изюмом на поминки — слово «кут». На древних наречиях славян некоторых территорий оно означало «радость» и «круг». Символизировала кутья круговорот жизни, и предполагалось, что ушедшему в иной мир она доставит радость и облегчение от бремени жизненных забот.

Многие считают данное ритуальное блюдо христианским. Но корни его, как можно понять, находятся еще глубже. Кутью принято было готовить в языческие времена, преподнося как жертвоприношение божествам.

Кутья – что это означает. Почему кутья поминальная: история блюда, сакральное значение продуктов

Кутьей называется особое блюдо, которое готовится из зерна, крупы с добавлением различных компонентов (сухофруктов, орехов). Причем его всегда ассоциировали с поминальным обрядом, похоронами. В давние времена (до введения христианства) кутья была жертвенной пищей. Ее буквально считали едой умерших. Этнограф Дмитрий Зеленин подтверждает, что славяне с востока верили, будто покойник имеет все те же привычки, что и живущие на земле, включая необходимость употребления сладкой каши.

Языческие обряды частично сохранились и во времена христианства, но приобрели иное значение. Название «кутья» впервые появилось в Древней Греции, но некоторые историки считают его происхождение еще более давним. Для сравнения в Византии такое подношение (крупу с фруктами) называли коливом. В разных регионах и на различных территориях традиции приготовления этого блюда отличаются. Чаще всего оно употребляется на похоронах, поминках. Восточные славяне и поляки готовили коливо на Рождество, Крещение. Сегодня эти традиции распространились.

Значение блюда по-прежнему остается сакральным, но уже не считают, что это пища для покойника. Ее современное значение изменилось, определяется видом используемых продуктов:

  • пшеница (или другое зерно): перерождение души, что связано с попаданием зерна в почву, где оно дает новую жизнь молодому побегу;
  • мед – сладость, продукт символизирует райские обители, блаженство жизни в вечности;
  • добавки – плоды из Эдема.


Традиционные ингредиенты колива

Всему свое время и место

— Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции — что-то отменять, видоизменять?

И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого — объяснение, разъяснение и т. п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми — воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия — Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться — просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector