Колива (κόλλυβα)

Содержание:

Рецепт сочива из полбы на Крещенский Сочельник

Еще один вариант блюда с родственником пшеницы. Полба придает легкие ореховые оттенки. Такое сочиво можно употреблять в пищу людям с непереносимостью белка пшеницы.

Ингредиенты:

  • полба — 4 ст.;
  • апельсин — 2 шт.;
  • вода — 12 ст.;
  • орехи — 2 ст.;
  • мандарин — 2 шт.;
  • чернослив — 30 шт.;
  • лимон — 2 шт.;
  • мед — 4-8 ст.л;
  • гранат — 2 шт.

Как готовить:

Промойте крупу. Залейте крутым кипятком, доведите до кипения. Посолите и варите до полной готовности на малом огне. На это потребуется около четверти часа. Зерна должны сохранить свою форму, быть упругими в меру. Отлейте около 1 стакана жидкости и сохраните — им позднее будет заправляться сочиво. Крупу отбросьте на дуршлаг, остудите.

Очищенные орехи поджарьте на сухой сковороде. Измельчите блендером или мясорубкой. Цитрусовые очистите, разделите на дольки. Нарежьте небольшими кусочками. Гранат разберите на зерна. Чернослив выдержите 10-15 минут в крутом кипятке, затем порубите мелко.

Готовую полбу выложите в глубокую емкость. В отлитой жидкости разведите мед, заправьте этим составом крупу. Добавьте цедру лимона, орехи. Перемешайте. Выложите на тарелку и украсьте фруктами, гранатом.

Для этого блюда необязательно использовать цитрусовые. Можно взять яблоки, груши, персики, абрикосы. Не ограничен выбор и относительно орехов.

Кутья из пшеницы на поминки

Этот рецепт кутьи позволит напрямую соприкоснуться с традициями предков. Готовьте только из цельных зерен пшеницы. Рекомендуем предварительно замочить их в холодной воде на ночь.

Время приготовления — 1 час 20 минут.

Ингредиенты:

  • 400 гр. подготовленных зерен пшеницы;
  • 150 гр. фундука;
  • 100 гр. мёда;
  • 100 гр. изюма;
  • 90 гр. сливочного масла;
  • соль — по вкусу.

Приготовление:

  1. Сливочное масло размягчите при комнатной температуры.
  2. Изюм залейте кипятком и подержите в воде 20 минут.
  3. Зёрна пшеницы отварите в соленой воде. Когда зёрна остынут добавьте сливочное масло и мёд.
  4. Фундук порежьте ножом и, соединив с изюмом, добавьте к кутье.
  5. Перемешайте всё до однородного состояния и дайте блюду немного постоять в прохладном месте.

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими

кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

История

Истоки коливы предшествовали христианству . Само слово koliva происходит от древнегреческого слова κόλλυβoς ( kollybos ), которое первоначально означало «маленькая монета», а позже в форме множественного числа среднего рода «маленькие пирожки из вареной пшеницы». В древнегреческой панспермии смесь приготовленных семян и орехов предлагалась во время языческого праздника Антестерия . По этой причине в Греции коливу также называют спермой , то есть семенем (семенами).

В V веке нашей эры колива, т. Е. Вареная пшеница, составляла вместе с сырыми овощами диету монахов, которые отказывались есть хлеб. Канонист XII века Теодор Вальсамон утверждал, что колива как ритуальная пища возникла у Афанасия Александрийского во время правления императора Юлиана Отступника .

Связь между смертью и жизнью, между тем, что посажено в землю, и тем, что возникает, глубоко укоренилась в создании и поедании коливы. Ритуальная пища перешла от язычества к раннему христианству в Византии, а затем распространилась по всему православному миру.

Литургия Преждеосвященных Даров и освящение колива

Опубликовано 07.03.2014

7 марта. В пятницу первой седмицы Великого поста, совершалась память святого мученика Феодора Тирона.

По древней традиции, в этот день по окончании богослужения освящается коливо.
Коливо (греч.) – вареная пшеница, подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в память чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.
В конце первой седмицы Великого поста мы празднуем память великомученика Феодора Тирона.

 Кто это такой, и почему в день его памяти приготавливается каша из зерен, украшенная цукатами? Феодор Тирон (по-латыни значит «новобранец) жил в городе Амасии, в Понтийской области, во время гонений императора Максимиана (286–305 гг.). Он был воином, и вот однажды, вместе с другими христианами, Феодор был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам.. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу.
Здесь во время молитвы его утешил Господь, явившись Феодору. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, его приговорили к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Это произошло около 306 года. Его тело погребли в городе Евхаитах (ныне Марсиван, в Малой Азии). Позже его мощи перенесли в Царьград, в храм его имени; глава его находится в Гаэте, в Италии.
Через полвека после кончины св. Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели Поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, но употребляли в пищу коливо (кутью), то есть вареную пшеницу с медом.
В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после Литургии Преждеосвященных Даров служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
После совершения молебного последования в честь св.муч. Феодора коливо кропится святой водой. На трапезе, прежде чем есть что-то другое, все съедают несколько ложек благословенного колива.

Фото: мон. Игнатий (Алексеев)

***

Протоиерей Владимир Пучков

Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.

Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.

Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.

Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.

Рецепт кутьи и колива довольно прост

Рецепт любого кутья и колива довольно прост. Рассмотрим самые простые рецепты изготовления.

Рецепт кутьи:

Для начала вам необходимо взять нужные ингредиенты. Для поминальной кутьи вам понадобится:

  • 1 стакан риса;
  • 100 грамм изюма;
  • 100 грамм меда.

Приготовление: рис необходимо сварить до его полной мягкости. Отдельно необходимо проварить и изюм (его желательно взять без косточек). Затем сваренный изюм соединить с рисом, и хорошенько перемешать. Мед можно развести с небольшим количеством воды, после добавив в кутью. После все это хорошенько перемешать. Кутья готова!


На данном изображении мы видим, как выглядит приготовленная кутья с добавлением мака, грецких орехов и меда. Готовиться довольно быстро и просто

Рецепт колива:

Коливо можно приготовить двумя способами:

  • Из пшеницы;
  • Из риса.

Для приготовления колива из пшеницы вам понадобится:

  • 1 стакан зерен пшеницы;
  • 100 грамм мака;
  • 100 грамм орехов;
  • 1-3 столовые ложки меда.

Приготовление: для начала нужно сварить зерна пшеницы. После ее охлаждают. Отдельно нужно растереть мак, до получения от него макового молочка. В полученное маковое молочко добавляют мед. Все это перемешивают, и затем добавляют к сваренной и охлажденной пшенице. Если каша получилась слишком густой, то можно добавить в нее немного кипяченой воды. В конце добавляют растолченные ядра орехов. (чаще берут грецкие орехи).


На этом изображении, мы видим, приготовленное коливо из зерен пшеницы с маком, с добавлением в него изюма, грецких орехов и меда

Для приготовления колива из риса вам понадобится:

  • 1 стакан риса;
  • 100 грамм мака;
  • 100 грамм орехов;
  • 50 грамм сухофруктов;
  • 100 грамм меда.

Приготовление: приготовление колива из риса такое же, как и из пшеницы. Только вначале необходимо хорошенько сварить рис, до полной его мягкости. После варки, рис нужно накрыть плотной крышкой и оставить на 12 минут, чтобы рис настоялся. Затем добавляют все по списку. Иногда в коливо из риса изюм не добавляется, а кладут различного рода сухофрукты.


Коливо из риса с добавлением в него изюма, меда и других сухофруктов

Также коливо готовится из чечевицы и ячменя. Но это уже на выбор каждого, кто как любит. Вы можете приготовить колево из любых зерен по-своему усмотрению.

В общем же смысле, мы видим, что это скудная пища, которая готовится только из зерен.

Несколько слов напоследок

Каждому из нас рано или поздно приходится сталкиваться с погребением близких или родственников. Конечно, это непоправимая утрата, но у нас есть шанс помочь душе попасть на Небеса. Для этого в церкви устраивают панихиду, собирают поминальный обед, на котором за молитвой прощаются с усопшим. Кутья поминальная является самым главным блюдом в этот день. Она символизирует нашу веру в воскрешение и вечную жизнь в Царствии Небесном. Её освящают в церкви (или отдельные её ингредиенты) и только после этого ставят на стол, чтобы отведать. При этом коливо является первым блюдом, которое необходимо попробовать за поминальным столом (трижды). Более того, его ни в коем случае нельзя выбрасывать. В былые времена это блюдо раздавалось нищим «за помин души».

Что делать с кутьей, оставшейся после поминок

Существует несколько способов, как можно применить оставшуюся после поминального обеда пищу. Сложнее всего решить, что делать с коливом. Рекомендуется съедать остатки пищи, но не все сразу, т. к. чревоугодие – грех. Можно разделить блюдо на части, ставить на стол трижды в день во время приемов пищи.

Сколько и как хранить кутью

Блюда, которые не доели близкие родственники, хранят в холодильнике 2-3 дня. Коливо иногда можно держать и до 5 дней, что зависит от того, какие ингредиенты входят в состав. Чем их больше, тем меньше будет храниться продукт. Чтобы он не подсох, следует держать его в стеклянной емкости накрытым.

Можно ли выбросить остатки

Запрещается отправлять освященное блюдо в мусорное ведро вместе с пищевыми остатками. Даже если кутья не освящалась служителем Церкви, все равно несет в себе великий смысл. Если ее выбросить, это будет проявлением неуважения к умершим. Лучше пустить продукт, который не был съеден, на благое дело – переработать, использовать повторно для другой цели.

Можно ли отдать животным

Пищу смешивают с тестом, отдают животным. В таком виде домашний скот или дворовая собака будет более охотно поедать остатки еды с поминального обеда.

Остатками можно кормить домашнего питомца

Куда девать кутью после поминок, если не доели

Можно скормить зерно птицам. Если блюдо не хранилось долго (на второй день все еще можно употреблять), его отдают нуждающимся. Можно украсить ритуальную кашу сухофруктами, дать столовые приборы или переложить пищу в одноразовую посуду.

Кутья после отпевания, куда деть

Отпевание проводится не только во время похорон, но и на третий день после смерти человека. На поминальном столе должна стоять кутья. Но она может остаться, т. к. у близких в это время часто нет аппетита на фоне горя. Поступать с пищей, которая не была съедена, необходимо также: ее отдают нуждающимся или животным. Кутья после отпевания не несет в себе негативной энергии.

Самая вкусная кутья на Рождество из пшеницы в мультиварке — рецепт проще не бывает

Мультиварка – спасение многих домохозяек, благодаря чудо-аппарату появляется масса свободного времени.

Ингредиентный состав включает в себя:

  • зерна пшеницы – 200 г;
  • вода – 1 л;
  • сахар-песок – 2,5-5 г + 1 ч.л. (чтобы перетереть мак до кашицы);
  • соль – 1 ч.л.;
  • мед, изюм, мак, грецкие орехи – 20 г.

Приготовление:

  1. Изюм залить кипятком, дать разбухнуть 5-7 минут.
  2. Мак залить кипятком, оставить на четверть часа. Затем перетереть блендером с добавлением крупных частиц сахара.
  3. Грецкие орешки очистить от скорлупы, обжарить на сковороде.
  4. Мед растопить на «водяной бане», добавить кипяченой воды примерно ¼ ст.
  5. Пшеницу перебрать, залить холодной водой, оставить на пару часов для набухания.
  6. Затем отварить, мультиварку установить в режим тушение, в воду внести сахар-песок и соль. Варка продлится примерно 1,5-2 часа, излишки воды слить.
  7. Все ранее подготовленные ингредиенты ввести в крупу, залить растопленным медом с горячей водой, вымешать состав до однородности.

Для приготовления потребуется небольшой промежуток времени и хорошее настроение!

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

  • богатая, подается на Новый год и Сочельник;
  • щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
  • голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Читайте о Новогодних праздниках:

  • Можно ли православным отмечать Новый Год
  • Православная молитва в день Нового Года
  • Что можно приготовить на Новый Год

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился, ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости. Рождественская кутья


Рождественская кутья

Секреты приготовления вкусной кутьи

Ранее коливо готовили в основном из цельно зерновой пшеницы. Чтобы каша получилась вкусной, необходимо правильно приготовить её основу.

Основа кутьи

Для этого зерна следует слегка растолочь в ступе с добавлением небольшого объема воды, и удалить плевела. Можно предварительно вымочить пшеницу на несколько часов, это позволит сократить время приготовления блюда. Зерна необходимо разваривать до полной готовности и мягкости, тогда сочиво получится отменным.

Большинство хозяек предпочитает использовать за основу рис. Такой способ приготовления более простой и быстрый.

Как правильно сварить рис для кутьи

  • крупу хорошо промываем, пока вода не станет прозрачной, без мучнистого цвета;
  • кладем в кастрюлю 1 порцию риса и заливаем горячей кипяченой воды в соотношении 1:1,5; ставим на плиту;
  • на большом нагреве доводим кашу до кипения и варим 3 минуты, постоянно помешивая;
  • устанавливаем средний нагрев, и варим еще 6 минут;
  • в конце сбрасываем нагрев до минимального, готовим еще 3 минуты, не забываем помешивать;
  • затем убираем кастрюлю с огня, накрываем крышкой, и оставляем кашу настояться 15 минут.

Приготовленный таким образом рис получается очень нежным и рассыпчатым. В процессе варки никакие специи не используются, а вкус блюда будет зависеть от заправки. Рисовая кутья с изюмом, мёдом и миндальными орешками — самый популярный и вкусный рецепт приготовления кутьи на Рождество.

Заправка для колива

В качестве заправки чаще всего используют жидкий растопленный мёд или сладкий узвар. Сдабривать коливо можно молоком или сливками. Часто в кашу добавляют сливочное или подсолнечное масло. Также в качестве подсластителя блюда можно использовать разведенное варенье, джем или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

Третья составляющая кутьи — это чаще всего сухофрукты, мак и орехи. Можно использовать разнообразные специи, замороженные ягоды и свежие фрукты. Мак перед добавлением в кашу необходимо хорошо перетереть до однородной массы, или пропустить через мясорубку несколько раз. Изюм в кутье быстро разбухает и теряет свой вкус, поэтому рекомендуется добавлять его перед подачей на стол.

Хранить долго приготовленное коливо не рекомендуется, поскольку блюдо быстро теряет свой вкус и портится (бродит).

Порядок организации поминального стола

Существует такое понятие, как поминальный этикет. Это совокупность правил, которые являются общепринятыми, способствуют переходу души от земной жизни. Ряд действий, совершаемых близкими покойного, дает понять умершему, что о нем помнят, т. к. первые 3, 9 и 40 дней его душа все еще может присутствовать на Земле. Готовят традиционные блюда:

  • кутью;
  • кисель из ягод;
  • блины.

В церкви нужно заказать Литургию. Дальнейшие действия:

  • зажигается свеча;
  • читают Псалтирь (17 кафизму);
  • непосредственно перед обедом необходимо произнести молитву «Отче наш»;
  • гости должны съесть по 3 ложки ритуальной каши, если ее не удалось доесть после трапезы, выбрасывать не нужно, позднее можно решить, куда девать это блюдо;
  • необходимо съесть по 1 блину, выпить стакан киселя.


Поминальная кутья

Каково значение кутьи на поминальном столе

Когда поминальное блюдо ставится на стол, предполагают связь между ним и покойным. Кутья – это символ возрождения к жизни после смерти. Умерший человек воскреснет, когда придет время. До того момента он переходит от смерти к жизни человеческой на Земле. Поминальное блюдо символизирует этот бесконечный процесс. Когда душа умершего блуждает между миром земным и загробным, ей необходимо понять происходящее, иначе она и дальше будет стремиться вернуться к прежней жизни. Символизм в блюдах и почитание традиций, а также произнесение молитвы способствует этому.

Что запрещено делать на поминках

Чтобы у родственников не остался неприятный осадок из-за неподобающего поведения пришедших, следует придерживаться ряда правил. Кроме того, соблюдение традиций – один из способов помочь душе после смерти. Запрещается:

  • громко смеяться;
  • приходить на поминки в белой одежде;
  • нельзя ничего брать с похорон, даже цветы;
  • не следует подавать изысканные блюда, на поминках важна простота;
  • нельзя ставить на стол во время поминального обеда спиртное, особенно наливать рюмку водки, накрывать ломтем хлеба.

Как правильно подать и приготовить кутью из риса с медом и изюмом на поминки

Процессу создания ритуального блюда уделяли особое внимание — делали кашу очень вкусной и наваристой. Это делали из-за того, что кутья считалась кушаньем для усопшего, а не для живых — дань уважения к умершему

Православные верят, что сытная и вкусная еда должна быть и на Небесах и называют кашу едой для ангелов. Ставят кашу на центр стола, подавая в глубокой миске из глины. Подают кутью на девятый и сороковой день, шесть и двенадцать месяцев после похорон.

Прежде, чем узнать, как правильно сварить кутью для поминок, необходимо запомнить правила её подачи:

кутью пробуют первой на всем поминальном столе;
едят блюдо как руками, так и ложкой;
каждый человек за столом должен съесть не менее трех ложек каши;
подают блюдо охлажденным;
не допускается есть кутью ножом, вилкой и другими острыми предметами;
перед подачей ритуальную кашу стоит освятить в стенах церкви или окропить освященной водой дома;
едят блюдо полностью, до единой ложки, так как выбрасывать его нельзя;
перед дегустацией важно помолиться и попросить у Бога Царствия Небесного для усопшего.

Святитель Феодор Тирон. Традиция освящения колива

Поделиться

Освящение колива. Фото: patriarchia.ru

Православной традиции не свойственно уничижение тела, его отрицание или неприязнь к нему. Хотя, конечно, тело считается подчинённым душе. Над ним нужно учиться властвовать. Но в то же время Церковь подчёркивает, что в жизнь вечную мы воскреснем именно в телесном виде. И хотя пост — это, в первую очередь, перемена ума, он накладывает ограничения и на тело. Мы разделяем пост всем своим существом: думаем о собственных грехах, каемся, совершаем земные поклоны во время молитвы Ефрема Сирина. Меньше времени стараемся уделять пустым развлечениям. И точно так же мы ограничиваем себя на время поста в еде.

Принято говорить о трёх составляющих поста: времени, количестве и качестве. Не есть бесконтрольно, не таскать потихоньку сухарики. Не переедать, умерить количество пищи сообразно своим силам. Что касается качества, то Церковь призывает отказаться от пищи животного происхождения и от деликатесов. Полные указания содержатся в книге «Типикон». Но стоит отметить, что они предназначены в первую очередь для монахов. Остальным можно согласовать меру поста со священником.

В пятницу и субботу на первой неделе поста Церковь единственный раз напоминает нам о том, что пища тоже имеет не последнее значение. Это связано с воспоминанием о великомученике Феодоре Тироне.

Этот святой жил на рубеже третьего и четвертого веков. Феодор был воином, служил в городе Амасии, столице Понтийского государства. Сейчас это территория современной Турции. Феодор был христианином. Однажды его командир приказал солдатам принести жертвы языческим богам. Феодор отказался и во всеуслышание исповедал свою веру. Воина заключили в темницу. По преданию, узнику явился Сын Божий, утешил и укрепил его. Феодора пытали и приговорили к сожжению. По преданию судья спросил его: «Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?» Феодор Тирон мужественно ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!..» Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь.

Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам. А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию. Он повелел ему предупредить всех христиан. Святой указал, что привычную еду можно заменить на варёную пшеницу с мёдом — коливо или кутью.

В пятницу первой недели Великого поста Церковь вспоминает святого Феодора Тирона и благословляет коливо. Дело не столько в пище, говорит она верующим, сколько в послушании. В умении за мелочами, такими как еда, видеть главное — свой выбор и его последствия. «Со Христом моим и есть, и буду!..», — повторяем мы вслед за великомучеником Феодором.

В книгу рецептов


Основу колива составляет пшеница, и выбирать ее необходимо тщательно, так как ее качество решающим образом сказывается на вкусе конечного продукта. Белая яровая пшеница лучше всего: после обработки она становится мягче, чем остальные сорта, и при этом зерно держит форму и не разваривается.

Мы попросили отца Виктора поделиться рецептом настоящего колива.

— Рецепт простой: два стакана пшеницы заливаем двенадцатью стаканами воды, слегка подсаливаем и ставим варить на 2–3 часа,— рассказывает он.— Вареное зерно откидываем на дуршлаг и промываем прохладной проточной водой. Равномерным тонким слоем раскладываем пшеницу на столе — на любую чистую ткань, даем подсохнуть 40–60 минут. После этого пересыпаем в емкость. Посуду лучше брать латунную, не стоит использовать пластиковые, эмалированные тазы и изделия с неблагочестивым рисунком. Добавляем к пшенице один стакан кокосовой стружки, 1/4 стакана черного изюма, 1/4 стакана светлого изюма, 1/2 стакана молотого постного печенья, цедру одного лимона, натертую на мелкой терке, стакан грецких орехов, треть которых мелко порезана, а две трети — молотые. Тщательно перемешиваем все ингредиенты, чтобы получилась однородная рассыпчатая масса, напоминающая правильно приготовленный плов. После этого разравниваем поверхность колива и посыпаем перемолотыми сухарями из пшеничного хлеба — это уберет все неровности и излишнюю влагу. Через мелкое сито припорошим все сахарной пудрой и снова — сухарями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector