Похороны льва толстого и жанр публичных похорон в россии

Биография Льва Толстого: ступени жизни

Дата рождения и смерти Льва Толстого – с 9.09.1828 года по 20.11.1910 года. Лев Николаевич родился осенью, в сентябре, и мальчику не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. В шестилетнем возрасте он потерял отца, и его детство проходило в семейном имении Ясная Поляна, под опекой родственников.

Тягостные детские впечатления от смерти родных отложились в памяти и через многие годы воплотились в произведениях Толстого – “Детство” (смерть бабушки), “Смерть Ивана Ильича”( о том, как умирал чиновник), “Три смерти” (краткое содержание – о том, как встретили смерть больной крестьянин, богатая дама и дерево).

Учеба в университете у Толстого не задалась – попробовав математический и юридический факультеты, он возвратился домой, и именно там появились на свет его первые произведения.

Испробовал Толстой и военную карьеру, прослужив два года на Кавказе и уволившись в чине поручика. Литературное творчество он не прекращал, его произведения, проникнутые вольнодумством, вызывали неудовольствие властей – и горячую любовь читателей.

Жена, дети, семейные хлопоты – и просветительская деятельность; открытие яснополянской школы, педагогические книги и свой журнал – и непрекращающийся литературный труд. Из под пера писателя выходят наиболее значимые его произведения – “Анна Каренина”, “Казаки”, “Война и мир”.

Причина угасания любви жены Льва к супругу: «У женщины одна цель: половая любовь»

Ни для кого не секрет, что писатель был ярким представителем приверженцев патриархальных устоев. Ему крайне не нравились феминистические движения:

Его супруга же никак не хотела мириться с сексистскими высказываниями мужа, из-за чего у них постоянно возникали конфликты и портились отношения. Как-то в своём дневнике она писала:

Всё это — несмотря на то, что сама супруга Льва была очень образованной женщиной, которая, помимо воспитания детей, ведения хозяйства и заботы о муже, успевала по ночам переписывать рукописи публициста набело и неоднократно, сама же переводила философские труды Толстого, так как владела двумя иностранными языками, а также вела всё хозяйство и бухгалтерию. В какой-то момент Лев все деньги стал отдавать на благотворительность, и детей содержать ей приходилось на копейки.

Женщина возмущалась и упрекала Льва за его точку зрения, утверждая, что он так мыслит из-за того, что сам встречал мало достойных девиц. После Софья отмечала, что из-за обесценивания её «духовной и внутренней жизни» и «отсутствия симпатии душ, а не тел», она разочаровалась в муже и даже стала меньше его любить.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».

Лев Толстой в молодости

На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император Александр II прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.

Писатель Лев Толстой

Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.

Лев Толстой за работой

Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».

Роман Льва Толстого «Анна Каренина»

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил Федор Достоевский.

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.

Лев Толстой и Максим Горький

В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

Андрей Львович

Он очень любил мать, та обожала его и прощала сыну все

Отец ценил доброту Андрея, утверждал, что это «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», и советовал ему применять свои идеи на благо народа. Однако Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение

Андрей Львович. (wikipedia.org)

Толстой решительно не одобрял образа жизни сына, но говорил о нем: «Я не хочу его любить, но я люблю потому, что он подлинный и не хочет казаться другим». Андрей принимал участие в Русско-японской войне в чине унтер-офицера конным ординарцем. На войне был ранен, получил Георгиевский крест за храбрость. В 1907 году он поступил на службу чиновником особых поручений при тульском губернаторе Михаиле Викторовиче Арцимовиче, который поддерживал прекрасные отношения со Львом Николаевичем. Андрей влюбился в его жену, вскоре она ушла к Андрею, оставив дом, отчаявшегося мужа и шестерых детей.

В феврале 1916 года в Петербурге Андрею приснился странный сон, который он рассказал брату. Он увидел себя во сне мертвым, в гробу, который выносили из дома. Он присутствовал на собственных похоронах. В огромной толпе, идущей за гробом, он увидел министра Кривошеина, своего начальника по Министерству внутренних дел в Петербурге, и любимых цыганок, пение которых он очень любил.

Через несколько дней он умер от заражения крови.

Враг Льва Толстого №4Церковь

Толстой прекрасно осознавал, что его критикуют со всех сторон, и иронизировал над этим. «Либералы и эстеты считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом», — констатировал граф в письме 1884 г. и в шутку предлагал называть его мусульманином.

Он знал, о чем говорил: не все, но многие православные действительно считали Толстого кем-то вроде искусителя-Сатаны. Официальная религия — а в Российской империи православие было неотделимо от государства — так далеко, конечно, не заходила, но свой удар все же нанесла. В 1901 г. было опубликовано Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом, где : «граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа… посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Это означало отлучение, Толстой больше не считается христианином, и его душа, по убеждениям православных, обречена на адские муки.

Некоторые христиане заходили дальше, например, ненавидевший Толстого Иоанн Кронштадтский, один из самых популярных священников того времени, впоследствии причисленный к лику святых. Уже после отлучения Толстого от церкви отец Иоанн молился о смерти еретика. В 1908 г. он писал в дневнике: «Господи, убери с Земли этот труп зловонный, гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы». Сам Толстой при этом об отце Иоанне никогда публично не высказывался, а в записях иронически называл «добрым старичком».

Откуда такая ненависть, и зачем понадобилось отлучать от церкви истово верившего в Бога писателя? Дело в том, что постепенно вера Толстого отдалилась от стандартного православия, царившего в России, и превратилась, по мнению апологетов официальной церкви, в опасную ересь. Проповедовавший Бога в душе, Толстой исключил из христианства чудо и попытался построить религию разума.

Так, в его версии евангелий, Иисус Христос — не сын Божий (только в духовном смысле, то есть как любой человек), а просто просветленная душа, учившая людей добру и распятая за это на кресте. Чуда воскресения в его евангелии, конечно, тоже нет. По Толстому, человек должен отринуть всякую чепуху вроде веры в чудеса и соблюдения пышных церковных обрядов, и просто жить по Богу, достойно и честно. Конечно, Святейший Синод был не в восторге.

Последней каплей для официальной церкви стал запрещенный роман «Воскресение», где Толстой жестко раскритиковал лицемерие всего общества, включая церковь. По инициативе митрополита Санкт-Петербургского Антония и других видных церковных иерархов, официальное православие объявило, что Толстой не имеет с ним ничего общего.

Сам писатель согласился со своим отлучением и уточнил, что все справедливо: с российским православием он не имеет ничего общего и иметь не желает. В своем ответе он написал: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо» и еще раз пояснил свою позицию: он верит в Бога как в дух и любовь, но не верит в Троицу, чудеса, церковные обряды и таинства. Неудивительно, что Иоанн Кронштадтский, отвечая на толстовский ответ, крайне разъярился: «О, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны!».

Писатель не пошел на компромиссы, даже находясь на смертном одре, хотя, по сути, мог примириться с церковью в любую минуту. От него не требовали покаяния, его не проклинали официально, достаточно было лишь сказать: «принимаю церковь и примиряюсь с ней» в присутствии свидетелей, и считалось бы, что блудный сын вернулся в лоно православия. Но Толстой не сделал так, до последнего сохранив свою принципиальность. На его скромной могиле в Ясной Поляне нет креста.

Где похоронили Льва Толстого

Похороны Льва Толстого состоялись 9 ноября 1910 года. Церемония была гражданской, так как писатель при жизни был отлучен от церкви. Могила Толстого не имеет ни креста, ни надгробного камня. Есть лишь небольшой холмик на краю оврага в лесу «Старый заказ», расположенном рядом с Ясной Поляной. . Родные сделали все именно так, как и просил Лев Николаевич. Задолго до даты смерти он составил документ, в котором подробно прописал, где и как его должны похоронить. 

В день похорон многие поклонники его творчества хотели проводить писателя в последний путь, но власти опасались беспорядков, поэтому поезда в сторону Ясной Поляны были отменены. 

Душевное состояние писателя

Философский перелом в сознании писателя произошел в 1869 году и случился он по двум причинам. Первой стало неверие, и как следствие – отпадение от Православной церкви, погружение в бездны умствований, логики и возникновение особого учения – «толстовства». Вторая причина косвенно проистекала из первой – страх и уныние. Именно в 1869 году писатель пережил приступ панической атаки, «страха смерти», как сам он позже писал об этом.

Страх напал на него на постоялом дворе в Арзамасе, где он был проездом – ехал смотреть имение. Обычно страх смерти нападает на писателей до и во время написания романов, в этом же случае это случилось после того, как он окончил «Войну и мир». Очевидно, что писатель, отдавший роману часть души, будучи в подавленном состоянии, с чрезвычайной силой ощутил конечность, а следовательно, абсолютную бессмысленность человеческой жизни, что более уже не был прежним, – так рассказывает в своих лекциях литературовед Павел Басинский.

Толстой искал утешение у священников и старцев, но не находил, потому что логически объяснить Таинства церкви невозможно, догматы разумом не постичь, а чувствам он не верил, и дошел до того, что на смертном одре продиктовал свое собственное определение Бога: «Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью».

В 1901 году появился акт РПЦ, который констатировал полное отпадение писателя от лона церкви. Отныне за него нельзя было даже молиться. Спустя три года сестра писателя Мария Николаевна видела сон, в котором её брат в безумии сидел за столом, сверху на него лился свет, исходящий от Христа, но он не замечал его, а самим писателем уже овладевали руки дьявола, стоявшего во тьме.

Этапы жизни Толстого

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого принято разделять на несколько периодов.

Детство его прошло в Ясной Поляне, родовом имении матери (которая скончалась от родильной горячки, когда Толстому не было еще и двух лет). Затем семья переехала в Москву, спустя еще три года — в Казань, где Толстой и поступил в университет. Там он, правда, не доучился, бросил юридический факультет и приехал обратно к себе в имение. Там пытался провести изменения, улучшающие жизнь крестьян (тогда же открыл знаменитую Яснополянскую школу), однако мало в чем преуспел и опять уехал в Москву. В Москве вел светскую беспорядочную жизнь, увлекался азартной игрой и из-за этого впоследствии был вынужден уехать на Кавказ, чтобы сократить расходы и поправить финансовое положение.

Именно на Кавказе Толстой впервые обратился к литературной деятельности. Тогда он написал полуавтобиографическую повесть «Детство», после положительных отзывов о ней Некрасова (работавшего в «Современнике», который и напечатал произведение) принялся за продолжение. Уже в связи с первыми частями трилогии многие критики и писатели отметили необыкновенную точность психологических портретов, создаваемых Толстым. До «демократического направления», ставшего потом главным в творчестве Толстого, еще далеко, но эта тема уже обозначилась здесь в характерах дворовых и прислуги дворянского дома.

С началом Крымской войны уезжает служить в Севастополь, и там появляются его «Севастопольские рассказы» — именно в них наиболее ярко в раннем творчестве Толстого выразился его глубокий интерес к народу.

После творческого кризиса и неудачного романа «Семейное счастье» Толстой переосмысливает свои взгляды, и его творчество принимает несколько иное направление. В 1862 году появляются «Казаки», где впервые противопоставляется развращенная и праздная жизнь высших слоев общества и простая, трудовая, близкая к природе жизнь народа. Впоследствии эта народная, близкая к первобытной, чуждая развращающему действию цивилизации жизнь станет идеалом писателя, которому, до того как умер, Толстой посвятил большую часть своей литературной и общественной деятельности.

В «Войне и мире» Толстой еще глубже развил эту идею о народной жизни, о стихийном движении массы, определяющей всю мировую историю и порядок.

Остановка на станции Астапово

Температура поднялась до 40 градусов, и было принято решение сделать вынужденную остановку на небольшой станции Астапово. По просьбе лечащего врача писателя временно разместили в доме начальника станции Ивана Озолина. В последние дни болезни к Толстому пускали только сына и двух дочерей. В своих воспоминаниях Александра Толстая пишет:

  • иногда самочувствие отца улучшалось, но улучшения длились недолго;
  • он очень хотел ехать дальше, но врачи категорически запретили ему отправляться в путь до выздоровления;
  • до последних мгновений жизни Лев Николаевич вел записи в своем личном дневнике.

Эти записи он никому не показывал. Последняя запись была сделана 3 ноября. Литератор писал о том, что очень плохо чувствовал себя ночью и два дня страдал от лихорадки.

Всети о болезни занменитого писателя быстро разнеслись по округе. Шесть врачей предлагали оказать ему помощь, но он отказался. Он лишь просил, чтобы его оставили в покое, и говорил, что Бог все решит.

Оптина пустынь и Шамордино

Здесь Толстой надеялся встретиться с кем-нибудь из прославленных старцев Оптиной пустыни. Как известно, писатель был отлучен от церкви, и такой шаг восьмидесятидвухлетнего старика следует рассматривать, возможно, как готовность пересмотреть свои взгляды. Но – не случилось. Толстой провел в Оптиной восемь часов, но так и не сделал первого шага, не постучался в дом ни к одному из оптинских старцев. И никто из них не позвал его, несмотря на то, что всем в Оптиной пустыни было известно, что писатель здесь.

Сохранились рассказы о том, что когда они отплывали на пароме от Оптиной, Толстого провожали пятнадцать монахов.

— Жалко Льва Николаевича, ах ты, господи! — шептали монахи. — Бедный Лев Николаевич!

29 октября Толстой отправился в Шамордино, к своей сестре, которая была монахиней Казанской Амвросиевской женской пустыни. Он хотел остаться здесь на какое-то время и даже думал договориться об аренде домика по соседству с монастырем, но не сделал этого. Вероятно, причиной стал приезд дочери Саши. Она прибыла очень решительно настроенная против семьи и матери, всецело поддерживающая отца, к тому же возбужденная путешествием и секретностью отъезда. Молодой задор Саши, видимо, диссонировал с настроением Толстого, бесконечно уставшего от семейных дрязг и споров, и желавшего только одного – покоя.

Утром 31 октября Толстой уехал из Шамордина.

Десятки романов, «привычка разврата» и связь, ставшая причиной гибели невинной девушки

Лев откровенно изливал свою душу в личных дневниках — в них он и признавался в собственных плотских желаниях. Ещё в юношестве он впервые влюбился в девушку, но впоследствии, вспоминая это, надеялся, что все мечты о ней были лишь последствием шалящих в отрочестве гормонов:

С тех пор мысли о девушках преследовали его всю жизнь. Но не всегда как о чём-то прекрасном — скорее, как о сексуальных объектах. Своё отношение к прекрасному полу он демонстрировал через свои записки и произведения. Лев не только считал женщин глупыми, но и постоянно их объективизировал.

Эти похотливые мысли, и иногда пугающие мечты преследовали просветителя до самой старости. Вот ещё несколько его заметок о своём нездоровом влечении к дамам:

  • «Приходила за паспортом Марья… Поэтому отмечу сладострастие»;
  • «После обеда и весь вечер шлялся и имел сладострастные вожделения»;
  • «Мучает меня сладострастие, не столько сладострастие, сколько сила привычки»;
  • «Вчерашний день прошёл довольно хорошо, исполнил почти всё; недоволен одним только: не могу преодолеть сладострастия, тем более, что страсть эта слилась у меня с привычкою».

Но Лев Толстой был религиозен, и всячески пытался избавиться от похоти, считая её животным грехом, который мешает жить. Со временем он стал чувствовать неприязнь ко всем романтическим чувствам, сексу, и соответственно, девушкам. Но об этом потом.

Прежде чем мыслитель познакомился со своей будущей женой, он успел собрать богатую любовную историю: публицист славился обилием краткосрочных романов, которые могли продлиться всего несколько месяцев, недель или даже дней.

А однажды его роман на одну ночь стал причиной смерти подростка:

Притчи и рассказы

Для распространения своего учения Толстой пишет и публицистические статьи, и художественные произведения. Имея в виду «читателей из народа», для которых предназначалась его литература, Толстой вырабатывает совершенно новый стиль своих «народных рассказов»: предельно простые по форме и содержанию, они проникнуты его идеями, во всех с различными вариациями утверждается мысль о необходимости «доброй жизни», о любви к ближнему, о христианском всепрощении и раскаянии в своих грехах. По сути, они напоминают евангелические проповеди, несомненно, утратившие все особенности толстовской прозы до перелома — углубленный и напряженный психологический анализ, являвшийся основой его прежнего художественного метода.

Не атеист Толстой

Сколько я ни занимаюсь Толстым, всё время не перестаю в нем что-то открывать и изумляться, потому что в Толстого — как в реку — в него нельзя дважды войти. В него каждый раз входишь заново. В его дневники, в его произведения, в мемуары о нем, всё время открываются какие-то поразительные вещи.

Для меня главным открытием при работе над этой книгой стало то, что есть такое предубеждение, миф, который создал сам Толстой, что до своего духовного переворота, который с ним случился в конце 70-х — в начале 80-х, он был атеистом, совсем в Бога не верил. Он сам об этом пишет в «Исповеди».

Когда читаешь дневники Толстого, я уж не говорю про его произведения, понимаешь, что это не так. Толстой думал о Боге всегда. Просто во время духовного переворота он понял, что без Бога нет жизни вообще, и что это самое главное, и что это то, о чем нужно думать и этому нужно посвятить всю оставшуюся жизнь, именно Богу.

Этого многие не понимают, говорят: Толстой — великий художник и слабый мыслитель

Ну, тогда, значит, нужно сказать просто, что вторую половину своей жизни Толстой прожил зря, потому что для него это было чрезвычайно важно — путь веры, или путь жизни, как он говорил, разумения жизни

Он искал это свое разумение жизни, свое разумение Бога, пытался постичь Бога разумом. А Церковь всё-таки призывает людей не столько постигать, сколько верить. Она не отрицает разум. Ни один серьезный церковный богослов не скажет, что разум — это зло, нет. Но всё-таки главное — это вера. В чудеса, в загробную жизнь, в церковные таинства: в причастие, венчание, отпевание и так далее. Вот во всё это Толстой не верил. Он не верил, потому что он не мог понять это разумом. Он говорил: «Я не понимаю этого разумом, а разум дал мне Бог. Если я этого не понимаю разумом, значит, этого не существует просто, и ни для кого этого не существует, вы обманываете самих себя». Вот это, — суть конфликта.

Но на самом деле, и молодой Толстой постоянно думал о Боге. И, наверно, это было главным открытием.

Жизнь – как сон

Тема смерти увлекала многих русских писателей, но для Толстого она стала краеугольной. И дело не в том, что ей было посвящено многое в творчестве — от раннего рассказа «Три смерти» до «Смерти Ивана Ильича» и метаний Левина в романе «Анна Каренина» с его неожиданным желанием покончить с собой.

В «Исповеди» писатель представлял жизнь человека как существование путника, который бежал от дикого зверя, упал в колодец, чудом ухватился за ветки кустарника, проросшего в стене. Внизу его поджидает огнедышащий дракон – смерть, вверху ждет зверь, а по ветвям кустарника стекают капли меда, которые путник слизывает, но корни кустарника уже точат две мыши, олицетворяющие время.

Последние слова

В своих предсмертных дневниковых записях Лев Николаевич упоминал жену, детей и других родственников, а также написал свой девиз – пословицу на французском языке. В вольном переводе на русский она звучит так: «Человек должен делать то, для чего он рождается, и не должен строить больших планов на будущее; никто не знает, как сложится жизнь».

В последней записи, на которой обрывался дневник, Толстой писал, что все, чем он занимался в жизни, было на благо другим. Вероятно, он имел в виду не только литературное творчество, но и свое философское учение. За день до кончины, уже находясь в бреду и агонии, литератор несколько раз отчетливо произнес слово «шесть». Возможно, он уже предвидел час своей смерти: кончина наступила около шести часов утра. Последние его слова были прерывисты и обращались к сыну Сергею: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector