«я поступил подло». что стало с близкими виктора цоя после его гибели
Содержание:
Тайна гибели Виктора Цоя
Трагедия случилась 15 августа. Как раз в этот период времени рок-музыкант уехал в Латвию, чтобы записать новый альбом, что артист и сделал. Погиб он автокатастрофе, которая случилась на 35-м км трассы между двумя городами Слока и Талси. Это было в нескольких десятков км от столицы.
Авария случилась после полудня и основные факты общеизвестны. Рок-музыкант ехал на своем хэтчбэке «Москвич» и врезался в рейсовый автобус, который ехал по встречной полосе. То есть автомобиль музыканта вылетел на скорости более 100 км/с и столкнулся с автобусом. Водитель москвича погиб мгновенно, а в автобусе никто не пострадал.
По официальной версии Виктор просто заснул за рулем. Судебно-медицинская экспертиза показала, что рок-музыкант не был пьян и не употреблял алкоголь последние двое суток. Также эксперты установили, что судя по клеткам мозга мужчина заснул. С этим многие не согласились. Именно поэтому появилось много неофициальный версий того, что произошло.
Мама артиста заявила, что сон за рулем у ее сын был маловероятен, так как дорога была не длинная и водитель был отдохнувшим. Была версия, что Виктор потянулся к проигрывателю переставить кассету.
Смерть
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.
Долгое время ходили слухи, что музыкант не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти до сих пор будоражит российское общество.
Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.
Виктор Цой и Борис Гребенщиков
На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от могилы певца похоронена жена Виктора – Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.
После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».
На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 2 метра 30 сантиметров. За основу скульпторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.
Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:
«Цой был веселым и компанейским парнем, абсолютно не похожим на свой образ в фильме «Игла»
— Это подкупало.
— Да. Цой вообще был парнем очень простым, совершенно не претенциозным, чего нельзя сказать о многих других рок-деятелях, и с прекрасным чувством юмора. Он был смешливым и застенчивым. Надо сказать, Витя был совершенно не похож на тот образ, который распространился в дальнейшем — как в фильме «Игла»: весь в черном, готичный такой, сумрачный и одинокий рыцарь. Цой абсолютно таким не был, он напротив был веселым и компанейским парнем. Хотя слегка изменился после того, как в его жизни появилась Марианна — его будущая жена. До этого я его ни с какими девушками вообще не видел, но Марианна была очень талантливая и сильная. Цой ее очень любил. И они составили сильную пару, в том смысле, что Марианна была взрослее, чем Цой, и постоянно ему что-то подсказывала. Фактически она была первым менеджером и имиджмейкером группы «Кино». То есть она говорила Цою и Рыбе, как им надо одеваться, как держаться на сцене. И это были более или менее правильные подсказки. Цой, с одной стороны, находился под огромным влиянием своей рок-н-рольной среды, а с другой — под влиянием семьи. Не то, чтобы он был подкаблучником, но, думаю, нельзя недооценивать роль, которую Марианна сыграла и в жизни, и в профессиональном становлении Цоя.
— Почему Цой расстался с Марианной?
— Вы знаете, я никогда не любил совать нос в личную жизнь своих друзей и приятелей. Тем более, жил я не в Ленинграде, а в Москве. Его сын Сашка родился в 1985 году и надо сказать, что после этого несколько лет Марианна, Виктор и Саша были вместе. И Витя был очень хорошим отцом. Я его помню с Сашкой на руках, он тогда невероятно умилялся, и улыбка не сходила с его лица. И, в общем-то, все было в полном порядке. Как и по каким причинам произошло расставание с Марианной, я не берусь комментировать.
— Телохранители, многочисленные интервью, бесконечные концерты на стадионах – последние годы с продюсером Айзеншписом, – не было ли ощущения, что Цой не счастлив и устал…
— Во-первых, надо сразу сказать, что Юрий Айзеншпис не был продюсером группы «Кино». Слово «продюсер» на международном жаргоне означает человека, который участвует в звукозаписи и влияет на выборе песен для альбомов.То есть продюсер вовлечен не только в гастрольный процесс, но и в творческий. К чести Юрия Шмильевича Айзеншписа надо сказать, что он себя в этом смысле вел абсолютно скромно. Он вообще не вмешивался в процесс сочинения песен, процесс звукозаписи и составления альбомов. При группе «Кино» Айзеншпис выполнял исключительно роль менеджера и завхоза. Он заведовал их гастрольной деятельностью, финансами и чисто техническими вопросами, но в творчество не вмешивался сознательно. Он был в этом смысле человек тактичный.
А что касается данного образа жизни Вити, честно скажу, что в последние три года его жизни — с 1988 по 1990 — я с ним общался мало. Помню один довольно забавный эпизод. В Ленинграде я сидел в гостях у Бори Гребенщикова на улице Софьи Перовской. Была какая-то большая компания музыкальная и хиповая, какие-то русские американцы и прочие иностранцы. И вдруг поздно вечером приходит Цой. Во-первых, он был странно одет — в такой длинный до пят меховой шубе. В таком облачении я Цоя никогда не видел — ни до, ни после. А во-вторых, с ним были два охранника и Цой явно был этим обстоятельством смущен. Он смущенно улыбнулся и развел руками, типа «да, извините, ребята, но мне теперь так положено». И было очевидно, что ему это не очень нравится. Просто по своей натуре он был скромным человеком. Совершенно в нем не было напыщенности и звездности. Все, связанное с суперстарством, думаю, его скорее тяготило, нежели вдохновляло.
— Как складывались у Цоя отношения с людьми? У вас не было никогда ощущения, что его как-то не долюбили в детстве, что ли. Он рассказывал о семье, родителях?
— Об этом я вообще ничего не знаю. Родителей Цоя я впервые увидел, к сожалению, на кладбище во время церемонии прощания. Насколько мне известно, Цой стремился проводить дома как можно меньше времени. Это не означает, что у него с родителями были конфликтные отношения. Но совершенно очевидно, что и его мама-русская, и папа-кореец находились на очень большом расстоянии от Витиных интересов и от его образа жизни. Думаю, что они без особого энтузиазма смотрели на компанию Цоя и на его занятие. Может быть только уже где-то ближе к концу 80-х прониклись гордостью за то что их сын делает. Но это мои домыслы.
Семья и детство
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье.
Семья Виктора Цоя: тетя, отец, мама, бабушка и дедушка
Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему… Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.
Виктор Цой в детстве и юности
Запутанное дело
«Из всех искусств важнейшим для нас является «Кино» — такую фразу придумал петербургский мудрец и острослов Юрий Белишкин, издавший несколько сборников афоризмов. В 1988-1989 годах он являлся менеджером группы «Кино», объехал с ними полстраны. И после смерти своего друга Юрий проводил фестивали, концерты, на которых не уставал повторять: не верьте официальной версии, не мог Цой уснуть за рулём!— Юрий Владимирович, люди, близко знавшие Витю, не согласны с официальной версией его гибели. — Не мог такой собранный и педантичный человек, как Цой, заснуть за рулём, а стало быть, нельзя отрицать версию убийства. Я поражался собранности Виктора, его пунктуальности, умению концентрироваться. Если на гастролях нам предстояло лететь на утреннем самолёте, он, единственный из всех музыкантов, был готов минута в минуту! И дома в девять-десять утра я уже мог звонить Вите и обсуждать с ним серьёзные дела. К алкоголю и наркотикам он не испытывал тяги, вёл спортивный образ жизни, увлекался восточными единоборствами…— Вдова Виктора Марьяна Цой (она уже ушла из жизни после тяжёлой болезни, — прим. авт.) тоже считала, что её муж не мог заснуть за рулём! В одном из своих интервью она предположила, что, возможно, Витя в то роковое утро находился не во сне, а в состоянии какой-то эйфории, приподнятости, душа его пела, и он на секунду расслабился… — Возможно. Но это лишь догадки, потому что следствие было завалено. Никакие другие версии не рассматривались.— Если сейчас провести настоящее расследование, то результаты могут быть неожиданными? — Думаю, да.— Мелькала ещё и версия о самоубийстве… — Витя только подошёл к истокам славы и благополучия. Убийство? Но кому это было нужно? Я считаю, что упустили момент и группа, и продюсер, и менеджеры, не говоря уж о правоохранительных органах. Нужно было сразу, после 15 августа 1990 года, всерьёз браться за эту тему, копать, если хотели что-то раскопать. Но никто не задался такой целью, все приняли на веру официальную версию. Ведь мы были в ошарашенном состоянии… Это счастье, что Витя в то роковое утро не взял с собой Сашу. Сын любил ездить на рыбалку, но именно в то утро отказался. Кстати, мне говорили фанаты из Риги, что водитель того автобуса погиб через год или два…
Письмо Яниса
И вот буквально несколько лет назад один московский журнал опубликовал статью под названием «Виктор Цой: недоказанное убийство». В статье автор рассказывал о том, что в редакцию журнала пришло письмо от некого Яниса, гражданина Латвии. В письме Янис признавался в том, что его гложет уже на протяжении почти двадцати лет. А именно причастие к смерти Виктора Цоя.
По словам Яниса, летом 1990 года ему с ребятами пришла «просьба» от неназванного лица запугать одного рыбака с нерусской внешностью. На тот момент Янис даже не знал, кто такой Виктор Цой и группа «Кино». Приехав в указанное место, они окружили рыбака и предупредили его о том, «чтобы не рыпался, иначе пострадает ребенок». Завязалась потасовка, в результате которой Цой вырвался, сел в «Москвич» и быстро уехал. Наверное, выручать сына…
После того как Янис с компанией догнали Цоя, их взору предстало место аварии. Поняв, что «рыбак» уже не жилец, они решили тихо убраться подальше…
Всяческие попытки связаться с Янисом не принесли успеха. Он молчал. Однако позже он все-таки вышел на связь и договорился с журналистами о встрече. В условленном месте репортеров ждало разочарование: вместо Яниса к ним подошли крепкие ребята и посоветовали «не вмешиваться не в свои дела». Так что остается лишь гадать, правда эта история или выдумка.
Виктор Цой: факты
- Родился года в Ленинграде.
- Отец — Роберт Максимович Цой — инженер. Мать — Валентина Васильевна Гусева — преподаватель физкультуры. В дальнейшем Виктор сменил три учебных заведения, переходя с матерью из школы в школу.
- Родители подарили Виктору первую гитару, когда тот учился в пятом классе.
- Первую музыкальную группу Цой организовал, учась в 8 классе, первую песню написал в 18 лет.
- Цой увлёкся восточными единоборствами под влиянием Брюса Ли, предпочтение отдавал каратэ. До Ли важную роль в формировании характера и увлечений Виктора сыграли образы, созданные Михаилом Боярским и Владимиром Высоцким.
- Любимым цветом Виктора был чёрный, цветами — жёлтые розы.
- Виктор не любил зиму, не выносил вида крови.
- Цой всего год продержался в художественном училище имени Серова и был исключён за неуспеваемость. Родители в тот момент поддержали сына, посоветовав заниматься тем, к чему лежит душа. Виктор внял их словам и в результате так и не получил высшего образования.
- Профессиональный изготовитель японских фигурок нэцкэ из дерева, Виктор Цой впервые появился на телеэкране (в программе «Монитор») именно как талантливый резчик по дереву.
- После получения специальности работал в реставрационной мастерской Екатерининского дворца в Пушкине.
- Изначально, в первый год своего существования, группа «Кино» называлась «Гарин и гиперболоиды» в честь известного романа Алексея Толстого. Именно под этой вывеской коллектив приняли в Ленинградский рок-клуб.
- Продюсером дебютного альбома «Кино» выступил Борис Гребенщиков.
- Самый первый квартирник Цоя в Киеве имел место, по досадному стечению обстоятельств, неподалёку от прокуратуры. Участковый быстро явился на место, и Виктор, чуть не схлопотав статью за незаконную трудовую деятельность, был выслан в Москву.
- В 1983 году Цой обследовался в психиатрической клинике на предмет душевного здоровья, что продиктовывалось нежеланием идти в армию.
- Когда популярность «Кино» начала стремительно расти, Виктор, дабы избежать обвинений в тунеядстве, устраивался на работы, не сильно мешающие творчеству. Сначала он мыл банные помещения на проспекте Ветеранов, затем трудился в ставшей известной благодаря его персоне котельной «Камчатка».
- Четыре заграничных концерта «Кино» прошли во Франции (дважды), Дании и Италии.
- Виктор владел английским языком на хорошем уровне.
- Жена Цоя Марьяна была гримёром и костюмером группы кино. Единственный её и Виктора ребёнок — сын Александр — родился в 1985 году. Супруги разошлись в 1987 году, но официально брак так и не расторгли.
- Виктор Цой снялся в художественных фильмах «Конец каникул», «Асса» и «Игла». За роль Моро в последней картине он был признан лучшим актёром 1989 года по опросу журнала «Советский экран».
- По окончании каждого концерта Виктор, обессилев, падал на пол и минут десять приходил в себя — настолько он выкладывался на выступлениях.
- Друзья, знакомые и близкие Цоя отмечали, что Виктор, чрезвычайно энергичный на сцене, в повседневной жизни был крайне застенчив в общении, особенно с женщинами.
- На последнем, как оказалось, московском концерте «Кино», прошедшем на БСА «Лужники», в чаше стадиона был зажжён Олимпийский огонь впервые с момента проведения Летних Олимпийских Игр 1980 года.
- Виктор Цой погиб года на 35 км шоссе Слока-Талси.
- После того, как о смерти лидера «Кино» стало известно, число самоубийств в Ленинграде выросло на 30%.
- Память музыканта на территории России, Украины, Белоруссии, увековечивают несколько памятников, а также так называемых «стен Цоя». В некоторых городах именем Виктора названы улицы, также такая честь оказана Астероиду №2740.
Это интересно: Биография и факты: Джордж Оруэлл: английский писатель и публицист
Начало творческой деятельности
Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.
На фото: Виктор Цой и Алексей Рыбин
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.
Виктор Цой в компании друзей Свина
Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.
На фото: Гребенщиков, Курехин, Цой, Фанштейн и Науменко
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино». «Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение
Музыка
В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.
Виктор Цой и Майк Науменко
Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.
Виктор Цой – “Восьмиклассница”
Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.
Виктор Цой – “Война”
На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».
В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.
Виктор Цой и группа “Кино”
1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.
В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.
Виктор Цой – “Группа крови”
После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.
Виктор Цой – “Звезда по имени Солнце”
Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.
В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.
В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.
«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.
Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале – «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.
https://youtube.com/watch?v=FU8csnZxdPA
Виктор Цой – “Перемен!”
На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.
Цой о музыке:
Виктор Цой
Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.
Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:
Личная жизнь Виктора Цоя
Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании». 5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.
Цой познакомился с будущей женой в 1982 году
У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом… не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.
Свадьба Виктора Цоя и Марьяны Родованской
В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.
Виктор Цой с сыном Александром
В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».
Виктор Цой и Наталья Разлогова
Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.
Александр, сын Виктора Цоя, сейчас
Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.
Виктор Цой: последнее лето перед смертью (1990, Юрмала)
Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.
Музей Виктора Цоя в бывшей котельной «Камчатка»
Вечный кумир
Цой и его группа «Кино» при жизни были очень популярны, но после трагической гибели Советский Союз охватила настоящая «киномания». Во многих городах возникли стены Цоя, где молодёжь оставляла свои надписи, рисунки, признаваясь в любви к погибшему музыканту. Подростки месяцами жили в палатках у могилы кумира, его диски и фотографии продавались фантастическими тиражами, песни звучали по центральным ТВ-каналам и FM-радио. Специалисты предсказывали, что этот бум вскоре пройдёт, молодёжная аудитория найдёт себе нового героя и забудет Цоя… Как они ошибались! Да, мода прошла, но после этого Виктор Цой перешёл в разряд легенд и вечных кумиров. Цоюуже поставлены памятники. До сих пор в Питере, на Богословском кладбище, в день рождения и день гибели музыканта собираются сотни людей — от тех, кто родился уже после гибели Цоя, до тех, кто перешагнул отметку пенсионного возраста.