Храм усекновения главы иоанна предтечи под бором
Содержание:
- Церковь Вознесения — краткое описание
- Социальная работа, повседневная жизнь
- XIX век
- Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи
- Истории христианских раритетов
- Особенности архитектуры
- Смерть
- Либерия
- Храм в Дьяково
- Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
- Что в окрестностях, как добраться?
- История храма
Церковь Вознесения — краткое описание
Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.
Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.
Архитектура
Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.
Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.
Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.
Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.
В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.
В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.
Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.
Внутреннее убранство
Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.
Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.
Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.
Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.
Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.
Социальная работа, повседневная жизнь
В будни и по субботам в храме совершаются божественные литургии, служатся молебны и панихиды, проходят крестины и венчания.
Община опекает психиатрическую больницу №15, что расположена на Каширском шоссе. В одном из ее корпусов есть прекрасный больничный храм в честь царевича Алексея, во имя которого по пятницам проводятся богослужения. 8.00 – начало богослужений.
После реставрации храму возвращено его удивительное звучание, которое считается одним из лучших в Москве. Поэтому в церкви постоянно проходят концерты духовной музыки.
Прекрасная акустика связана с наличием в здании голосников – глиняных кувшинов, заложенных в стены. Они располагаются в 3 ряда в верхней части храма, по ряду в 8 голосников в боковых башнях, а также в поясе кокошников снаружи здания.
XIX век
Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.
С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).
1880
Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи
Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.
По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.
Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.
Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.
Архитектурные особенности
Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.
Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.
Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.
Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.
Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.
На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.
Истории христианских раритетов
Икона “Державная” — история обретения
В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.
А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.
Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.
Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.
Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.
Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.
Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.
Скульптура Спасителя
Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.
Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.
У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.
Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.
Особенности архитектуры
В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.
Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.
Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.
Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.
Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.
Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.
Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.
Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.
Оранжевый кит
Смерть
Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.
Икона Иоанна Крестителя
Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.
На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.
Казнь Иоанна Крестителя
В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.
Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.
Положение во гроб Иоанна Крестителя
Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.
В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.
Храм Святого Иоанна Крестителя в Керчи
В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.
Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.
Мощи Иоанна Крестителя
Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.
Либерия
В летописях есть слабые указания на то, что незадолго до смерти Иван Грозный спрятал на территории Коломенского свою знаменитую библиотеку.
Царь очень любил эти места. Москвовед И. Стелецкий, положивший жизнь на ее отыскание, в 1933 г
обратил внимание на возвышенность между обрывом, над которым стоит Предтеча, и берегом реки. Выяснилось, что это отвалы песка, между тем как окружающие почвы представляет суглинок
Без сомнения, когда-то здесь проводились крупные земляные работы. Начав раскопки, на глубине 7 метров, Стелецкий обнаружил каменную кладку. Работы велись на территории старого кладбища, поэтому их пришлось свернуть по требованию местных жителей. Находка ученого не говорила, что за кладкой прячется сокровище, но предполагала о подземных сооружениях близ древнего храма, вход в которые мог начинаться внутри его.
Для богослужения Предтечу открыли в 1992 г. Службы проходят по расписанию, в выходные, но не каждую неделю. Так что попасть внутрь не просто. А посмотреть снаружи – всегда пожалуйста!
Храм в Дьяково
Строгий, величественный пятистолпный храм возвышается на крутом берегу реки и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Он выполнен в стиле древнерусских шатровых церквей, но оканчивается плоским куполом. Главный столп высотой 34 м (без креста) окружен 4 самостоятельными восьмигранным приделами с башнями-бочками. Композиция стоит на едином фундаменте и объединяется крытой обходной галереей.
Столпы символизируют преемственность власти московских правителей. Три купола дают намек на соборы Успения во Владимире, Кремле, и Киево-Печерской лавре. Два указывают на наследие предыдущих церквей.
Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.
Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.
Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.
Итак, сначала о монастырях.
Что в окрестностях, как добраться?
Обычные посетители (но не прихожане) считают эту действующую церковь труднодоступной в связи с тем, что находится она в глубине заповедника и вдалеке от транспортных остановок.
Добраться можно на метро, автобусе, троллейбусе:
Транспорт | Название остановки |
Метро | «Коломенская» или «Каширская» |
Троллейбус №67 | «Музей Коломенское» |
Автобусы № 287, 291 |
От станций метро до храма следует добираться пешком в среднем около 20 мин.
Автобусная остановка «Музей Коломенское»
К храму через лес ведет деревянная лестница, которая упирается в заборчик. Чтобы попасть на храмовую территорию, следует пройти вдоль ограды до главных ворот, переступив которые посетители оказываются на старинном кладбище, расположенном практически под стенами собора.
История храма
Он основан в 1685 г. на месте проведения традиционных купаний, посвященных Ивану Купале. Забава берет начало в языческом прошлом и, как утверждают священнослужители, похожа на любовную вакханалию, унижающую человеческую личность.
Озабоченное суеверными предрассудками населения духовенство, решило воздвигнуть здесь православную церковь, чтобы искоренить безнравственные традиции. Вместо перепрыгивания через костер, люди будут посещать храм, где им предстанет примером благочестия креститель Господень, Иоанн Предтеча.
С благословения Патриарха Иоакима началось строительство одиночного деревянного сооружения, без приделов. Завершилось оно быстро. Осенью того же года храм был освящен.
В 1714 г. было решено возвести каменное здание церкви, а деревянное сломать. Значительный вклад в это внесли пожертвования некоторых состоятельных прихожан. Но Петр I, желавший быстрее отстроить Санкт-Петербург, запретил строительство в камне во всей Российской империи, и работы приостановили.
Возобновились они только в 1728 г., после отмены царского указа, и продлились несколько лет. В связи с чем, настоятель храма попросил у Синода разрешение на строительство утепленного придела. Прошение было одобрено. У церкви появился придел, который освятили в честь Иоанна Воина.
Скромное, сдержанное здание в средневековом стиле достроили в 1734 г. Вид его не изменялся 70 лет. В 1804 г. произошел пожар, где пострадала колокольня. Через 2 года, на средства купца и церковного старосты Резанова, началось возведение трехъярусной колокольни, длившееся 4 года.
Храм Рождества Иоанна Предтечи довольно мирно существовал на Пресне, не подвергаясь лишениям, разгрому и глобальным реконструкциям. В 1828 г. по проекту известного архитектора была построена трапезная, а спустя 15 лет, на средства доктора медицины М.Я. Мудрова возвели еще один придел, во имя Премудрости Божьей, Софии.
Богослужения проходили и при власти Советов. Храм не был закрыт или преобразован под хозяйственные помещения, не подвергался осквернению. Заслугу чему приписывают Алексию Флерину, являющемуся настоятелем вплоть до 1937 г. Но 1 раз храм все-таки ограбили.
Это произошло в 20-х гг. XX века, во времена бесчинства и грабежей, закамуфлированных под конфискацию имущества во имя простого люда. Вынесли золото, серебро, мелкий жемчуг, рубин и бриллианты. А в 1930 г., когда официальные власти, продолжавшие антирелигиозную пропаганду, активно уничтожали церкви, вандалы сорвали колокола, повредив при этом ступени на крыльце.
В остальном он не пострадал. Прихожане исправно посещали храм, вносили пожертвования. Их стараниями он обновлялся, проводились реставрации и ремонт. Приход значительно увеличился, расширилась трапезная. Вскоре храм стал очень почитаемым, к нему съезжались верующие из разных городов.