Софийская звонница

История[ [ | ]h2>

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Во время штурма Новгорода от войск Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович героически погиб в сражении с шведскими солдатами.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов/p>

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музейгде были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Краткая историческая справка

Постройка Софийского собора в Новгороде происходила в период с 1045-1050 гг. на том месте где ранее располагалась деревянная церковь, которая была полностью уничтожена во время пожара.

Новый храм по своей архитектуре является крестово-купольным с пятью нефами. Внутренняя часть изначально была отделана в византийском стиле с обнаженными мраморными стенами и сводом, покрытым мозаикой, а позднее мозаику заменили фресками, а стены из мрамора на известняковые.

К тому же Божий храм имеет и достопримечательности. Вот некоторые из них:

  • Звонница Софийского собора (Великий Новгород). В отличии от самого храма, колокольня не является такой же древней, однако начиная с 15 века уже не раз подвергалась перекрою. Это сооружение выполнено в виде стены с находящимися в верхней части пятью пролетами, а у ее подножья располагаются монументальные древние колокола, а вверху уже помещены современные отлитые купола.
  • Размещенный на кресте голубь. Фигура свинцовой птицы является не только украшением храма, но также и представляет собой символ Духа Святого, который снизошел на спасителя, а также символом стабильности города. Существует легенда что когда Иван Грозный в 14 веке напал на город, сея везде разрушения, на крест сел голубь и обратился в камень, однако ели он вернется к прежнему облику и улетит, то город лишится своей защиты.

Иконы Софийского собора в Новгороде

На сегодняшний день в божественном храме присутствуют несколько иконостасов: главный Успенский, а также Рождественский. Перед первым иконостасом можно узреть чудотворный лик Богоматери «Знамение».

А вот на втором иконостасе присутствуют сразу несколько божественных образов, которые также считаются чудотворными, а именно:

  • «Спас на престоле» — представленный лик был написан еще в 16 веке, поверх еще более древнего чудотворного образа, которое также сохранилось и посмотреть на которое можно через специально выполненные окошка небольшого размера.
  • образ «Тихвинская Богородица» – является наиболее почитаемым божественным ликом в православной религии. Такой образ является доподлинной копией такой же другой иконы. Принято считать, что такого рода список, всецело перенимает от оригинала все чудотворные свойства. Дата же его написания приходится приблизительно на конец 15-го века или начало 16-го века.

Крест главного купола и легенда о голубе


Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.p>

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ
  • Центральный купол собора с голубем
  • Голубь
  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор. Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точной копией святого храма из Византии. Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны

В августе 1941 года, когда фашистские войска приближались к Новгороду, поступил приказ о эвакуации колоколов с Софийской звонницы, но во время бомбёжки баржу с тремя самыми большими колоколами разбило прямым попаданием, а колокола опустились на дно Волхова. Два самых крупных колокола зарыли близ детинца в грунт. От попавшей в домик при звоннице авиабомбы звонница также сильно пострадала, артиллерийским огнём было разрушено крыльцо.

Восстановлена звонница была в 1948 году. Ныне она используется по назначению, также в верхней части звонницы есть смотровая площадка и действует выставка «Древние колокола Великого Новгорода».

Примечания

  1. Романов К. К. Звонница Тихвинского Богородице-Успенского монастыря Новгородской губ. 1910
  2. ↑ Петров Д. А. О Звоннице Софийского собора в Новгороде // Архив архитектуры. М. 1993. Вып.4
  3. Ядрышников В. А. Звонница Софийского собора\\Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с. 181—182.
  4. Богусевич В. А. Литейный мастер Михаил Андреев\\Новгородский исторический сборник, вып. 2. Л., 1937
  5. ↑ Крушельницкий Ю. Э. Звонница Софийского собора//Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб. I.
  6. Давыдов С. Н. Восстановление архитектурных памятников Новгорода в 1945—1949 годах // Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб.1.
  7. Ядрышников В. А. Домик при Звоннице // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.: Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с. 160.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Архитектурные особенности


План собора в конце XIX века


«Магдебургские врата»


Фотография 1900 года Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма/p>

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формыВ некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

История

Как свидетельствуют Новгородские летописцы, первая церковь из дерева на улице Славкове сооружена еще в 1195. Каменный храм возведен на этом месте спустя почти два столетия (1381). Постройкой новой церкви занимался Дмитрий Иоаннович Донской. Сооружение названо во славу ангела-хранителя князя. Строительство приурочено победе в битве на Куликовом поле.

Здание церкви неоднократно подвергалось перестройкам из-за частых пожаров. В конце 17 столетия (1691) неподалеку от храма возведена колокольня, дошедшая непосредственно до наших дней в реставрированном виде.

В 19 веке в храме уже существовало 4 престола. Половина находились в «холодной» стороне церкви. Первый – престол Славного Святого Дмитрия Великомученика, второй – имени князей Благоверных Святых Глеба и Бориса, размещавшийся на хорах. Вторая половина престолов находилась в «теплой» стороне (третий – во славу имени Преподобного Столобенского Нила, четвертый – имени Пророка Святого Иоанна Предтечи).

После Октябрьской революции власть в стране поменялась, начались массовые преследования православия. В 1917 году проведение церковной службы в стенах храма запрещается.

Во время Великой Отечественной войны разрушены стены и деревянное перекрытие церкви. Снаряд попал в здание святыни, арку, барабан и своды. Некоторое время храм находился в запустевшем и полуразрушенном состоянии. Ремонт храма Дмитрия Солунского проводилась двумя периодами: 1946-1946 и в начале 60-х годов 20 века.

Когда были проведены ремонтные работы, здание церкви поочередно использовалось для самых разных целей: продовольственный склад, для хранения литературы и даже как жилое помещение. В последние годы в стенах церкви находился магазин.

В 1992 церкви Дмитрия Солунского и колокольни, размещенной на ее территории, предоставлено звание объекта культурного наследия ЮНЕСКО Всемирного значения. Передача храма православной епархии состоялась лишь спустя 20 лет (в июне 2012). Святыня стала первой на территории современного Великого Новгорода среди церквей, переданных христианской общине для восстановления так называемой исторической справедливости.

Настоятелем храма избран протоирей Косовец Георгий. Его служение благословил Новгородский и Старорусский Митрополит Лев. 24 июня 2012 в стенах обновленной церкви Дмитрия Солунского свершено первую праздничную литургию.

Храм быстро стал одним из излюбленных среди прихожан, что позволило собрать необходимую для проведения начальных ремонтных работ сумму. Реставрация осуществляется собственными силами благодаря служителям храма и его прихожанам.

При церкви Дмитрия Солунского функционирует детская воскресная школа. Самые маленькие прихожане имеют возможность изучать здесь Божий Закон. Занятия школы проходят в здании по соседству (аудитории Российского Кооперационного Университета).

На сегодняшний день в стенах храма продолжаются ремонтные работы. Идет реставрация внутренней отделки, возобновление старинных фресок, продолжается благоустройство территории вокруг церкви.

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Колокола

Близ звонницы установлены

  1. 100 пудовый колокол, отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю
  2. 200 пудовый колокол, отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым
  3. колокол весом 1614 пудов, был отлит в 1659 году в Новгородском детинце мастером Ермолаем Васильевым
  4. 590 пудовый колокол, отлит в 1839 году
  5. 300 пудовый колокол. отлит в 1677 году.

Самый крупный колокол называют также «Праздничным», а «Воскресным» — колокол XIX века, остальные «вседневные» (XVII—XVIII вв.).

18 сентября 2009 года, в рамках торжеств, посвящённых 1150-летию города, у звонницы состоялся чин освящения архиепископом Новгородским и Старорусским Львом нового колокола, отлитого в Воронеже с надписью «Лит сей колокол в 2009 году в память свершившегося 1150-летия Великого Новгорода при президенте Российской Федерации Дмитрие Медведеве, губернаторе Новгородской области Сергее Митине, мэре Великого Новгорода Юрии Бобрышеве, Святейшем патриархе Московском и Всея Руси Кирилле». Первый удар в колокол произвёл Президент России Дмитрий Медведев.

Магдебургские врата

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.

Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

История Софийского собора

Строительство новгородского храма было запланировано князем Владимиром. Его закладка состоялась в 1046 году. На торжественное мероприятие из Киева прибыли родители князя: мать княгиня Ирина и отец, великий Ярослав Мудрый. Софийский собор было решено разместить немного севернее места, где прежде находился деревянный дубовый храм «о 13 верхах», уничтоженный пожаром.

Окончание строительства в разных источниках указывается по-разному: либо в 1050-м, либо в 1052-м году. Сразу же состоялась церемония освящения собора, проведенная епископом Лукой Жидятой.

После свержения царя и прихода к власти большевиков началась компания по закрытию церковных приходов. В 1922 году Софийский собор в Новгороде оставили временно работать, но изъяли в пользу государства некоторое имущество. Через семь лет дело дошло и до него: приход закрыли, а здание передали под музей антирелигиозной пропаганды. Здесь советским гражданам предлагалось ознакомиться с сокровищами собора на живом примере и увидеть, каким богатством обладала церковь, обирая бедных крестьян.

Во время нашествия фашистов храм разграбили и частично повредили. После окончания войны здание отремонтировали и передали музею-заповеднику Новгорода. Во владение Церковной Епархии собор передали в 1991 году. Церемонию освящения, состоявшуюся 16 августа, проводил лично Алексий II, патриарх всея Руси того времени.

В 2005 году началась реставрация и обновление куполов собора, длившаяся два года.

Примечания

  1. Романов К. К. Звонница Тихвинского Богородице-Успенского монастыря Новгородской губ. 1910
  2. ↑ Петров Д. А. О Звоннице Софийского собора в Новгороде // Архив архитектуры. М. 1993. Вып.4
  3. Ядрышников В. А. Звонница Софийского собора\\Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.:Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с. 181—182.
  4. Богусевич В. А. Литейный мастер Михаил Андреев\\Новгородский исторический сборник, вып. 2. Л., 1937
  5. ↑ Крушельницкий Ю. Э. Звонница Софийского собора//Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб. I.
  6. Давыдов С. Н. Восстановление архитектурных памятников Новгорода в 1945—1949 годах // Практика реставрационных работ. М., 1950. Сб.1.
  7. Ядрышников В. А. Домик при Звоннице // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб.: Нестор-История, 2007, под ред Янина В. Л., с. 160.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector