Устье мсты. церковь николая чудотворца на липне
Содержание:
Как добраться
Разыскать церковь в дельте Мсты довольно просто.
Если двигаться от Новгорода
вверх по Волхову (в сторону Ильменя) и приблизиться к восточному берегу озера,
то церковь становится видна, хотя вы еще даже не вошли в протоки.
В сторону Новгорода обращено два рукава Мсты: северный — более короткий,
и южный, который длиннее, но шире. Они сходятся вместе примерно в полутора километрах
от церкви. Мы рекомендуем все-таки южный, широкий и красивый, хотя местные,
скорости ради, используют северный. В месте слияния протоков северный рукав
имеет ширину метра 3-4, а вот южный — вполне полноводная и большая река.
История церкви Николы на Липне во времена СССР
В середине позапрошлого века храм не использовался по назначению. Его конструкции начали разрушаться. А уже после октябрьской революции церковь закрыли.
Особенно сильно памятник пострадал во время ВОВ. Были разрушены южная и часть северной стены. Фашисты полностью развалили западный притвор с колокольней. Южная и западная арки развалились. Также был разрушен купол с внутренней стороны. Храм находился в аварийном состоянии. Что касается, кладки, то сохранилось только 65 %.
В послевоенные годы начались работы по восстановлению фресок. И уже в середине прошлого века памятник был полностью отреставрирован.
Местонахождение храма
Церковь находится недалеко от города Новгорода. А точнее, на острове Липно, откуда и взяла свое название. Добраться до храма будет не так уж просто, так как остров расположен в дельте реки Мста. Туда не ходят рейсовые автобусы, нет экскурсионных прогулок. Единственный способ, который позволяет добраться до архитектурной памятки — это река. Самостоятельно необходимо будет арендовать лодку, желательно взять с собой провожатого. Путь будет лежать вверх по реке Волхов в направлении озера Ильмень. Оттуда нужно будет добраться до притоков реки Мста, а уже от нее за полтора километра можно будет увидеть храм Николы на Липне. Будьте уверены, увиденное вас не разочарует.
Икона
По свидетельству некоторых источников новгородский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, внезапно заболел. Во сне ему явился святой Николай Чудотворец и пообещал исцеление через свой иконный образ, который хранился на хорах киевского Софийского собора. По пути в Киев на озере Ильмень княжеские посланники неожиданно попали в бурю. Непогоду было принято решение переждать на одном острове
Через три дня они собрались продолжить свой путь, однако, их внимание привлекла доска круглой формы, которая плыла по волнам. Это и была та икона, описанная князю во сне
Умыв лицо водой, которой омыли икону, Мстислав исцелился. Произошедшее событие относят к 1112 г.
В честь чудесного исцеления, в 1113 г. князь приказал заложить «на Ярославле дворе» храм во имя святителя Николая, где и в дальнейшем хранилась икона. По другим данным, строительство этого храма связывают с распространением почитания святителя Николая на Руси. Саму же историю с болезнью относят к периоду 1097—1107 гг.
Кроме того, известны и другие варианты происходящих событий, однако, несмотря на множество разнящихся фактов, чудотворная икона святителя Николая, которую по своей форме называют «круглая доска», была очень почитаема среди людей.
Лариса Замыслова
По свидетельству исследователей, до наших дней оригинал иконы не сохранился, однако, дошли списки, созданные несколько веков назад.
Как добраться
Добраться до Липно можно от Великого Новгорода, расположенного в 11 км от острова. Город находится на северо-западе России, между Санкт-Петербургом и Москвой: примерно в 550 км от Москвы в северо-западном направлении и в 200 км от Санкт-Петербурга. Путь на автомобиле от Москвы займет около 6,5 часов, от Санкт-Петербурга — около 3-х.
Также до Великого Новгорода можно доехать на поезде, в городе действует железнодорожный вокзал или на междугороднем автобусе, следующего до автовокзала. По воздуху непосредственно до города добраться не получится, ближайший аэропорт расположен в Пулково в Санкт-Петербурге.
Далее, необходимо осуществить переправу до острова. В теплое время года, можно арендовать лодку или катер на пристани. В зимнее время известна практика передвижения по льду, однако, это может быть весьма рискованно, особенно во время потепления.
Водная тропа лежит через озеро Ильмень, от города необходимо двигаться в юго-восточном направлении. Время поездки от 30 минут.
На острове в начале пути установлен информационный щит о местности. Рядом с ним начинается тропа, ведущая к храму. Часть пути может быть затоплена. Ближе к храму проложена дорожка из дерева.
Также, храм можно посетить в рамках экскурсионных групп, которые организуют переправу.
Церковь Николы на Липне на видео
Сохранение памятника
В 1945 году реставраторы специальной проектно-реставрационной мастерской под руководством Сергея Давыдова провели работу над фресками, а в 1954—1956 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид (руководила работами Любовь Шуляк, при участии и консультациях П. Н. Максимова).
После посещения церкви В. Путиным и Д. Медведевым 10 сентября 2016 года было дано поручение о реставрации и была выделена целевая субсидия на разработку проектно-сметной документации на реставрацию этого памятника. В декабре 2016 года был выполнен проект реставрации, прошедший согласование в 2017 году.
Работы по реставрации храма начались в 2017 году и завершились в 2019-м. В 2021 г. на рождественской службе в храме присутствовал Президент России, подаривший ему икону «Господь Вседержитель».
История
Икона была написана в 1294 году для церкви Липенского Новгородского монастыря и была его храмовым образом. О написании иконы сообщает Новгородская третья летопись:
В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича… |
Никола Липенский
В лето 6802 при князе Андрее Александровиче, при архиепископе Клименте Великого Новгорода и Пскова, при посаднике Андрее Климовиче, написана бысть икона великого чюдотворца Николая в Липенский монастырь, повелением и стяжанием раба божия Николы Васильевича…
О мастере, написавшем икону, известно из ктиторской надписи помещённой на нижнем поле иконы. Имя мастера — Алексы Петрова и заказчика иконы — Николая Васильевича не упоминаются в каких-либо сохранившихся документах.
Икона была поновлена в 1556 году по повелению игумена монастыря Антония.
После запустения Липенского монастыря икона в 1798 году была перемещена в Сковородский монастырь. Из него в 1921 году поступила в Новгородский музей в котором была раскрыта в два приема — в 1921 году частично и 1928—1932 годы полностью.
Церковь Николы на Липне
Дошедший до нас памятник самого конца XIII века — церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что попытки переосмыслить старую схему церковного здания, намеченные строителями церкви Параскевы-Пятницы и особенно церкви Рождества богородицы Перынского скита, нашли свое дальнейшее развитие в конце XIII века. Исходя из старой композиции кубической, четырехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие конца XIII века окончательно отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Несмотря на позднейшую переделку завершающих частей здания, верх здания Николы можно было с уверенностью реконструировать, подобно верху церкви Параскевы-Пятницы и церкви Перынского скита, в виде трехлопастного покрытия, позже переделанного па восьмискатное, пощипцовое. Трехлопастное покрытие являлось отражением новой структуры сводов церкви. Фасады церкви Николы, как и фасады церкви
Перынского скита, не имеющие трехчастного деления лопатками, стягиваются вверху трехлопастной декоративной аркой, по кривизне которой тянется поясок свисающих полуциркульных арочек. Отказ от трехчастного членения на фасадах придавал массе здания еще большую монолитность. Зодчие конца XIII века окончательно отказываются от боковых апсид, одновременно опуская центральную до половины высоты храма. Характерной чертой церкви Николы, как и церкви Перынского скита, является вытянутость пропорций, не встречавшаяся в новгородских памятниках второй половины XII века.
Исходя из старой традиционной композиции храма, новгородские зодчие конца XIII века стремились переосмыслить ее как в отношении конструкции, вводя новые приемы, так, особенно, в отношении общего художественного выражения. В этом переосмыслении нельзя не заметить некоторой роли романского зодчества, откуда новгородские зодчие черпали отдельные конструктивные детали и отдельные элементы композиционного решения, отнюдь не разрушавшие новгородской традиционной схемы здания в целом. Прочные экономические и культурные связи Новгорода с городами Прибалтики и севера Европы легко объясняют заимствования новгородскими зодчими отдельных элементов из опыта романских мастеров, тем более что в самом Новгороде издавна существовали две церкви — немецкая церковь Петра и «варяжская божница», выстроенные иноземными купцами на своих торговых дворах.
С другой стороны, не подлежит сомнению, что новгородское зодчество оказывало и обратное воздействие на архитектуру прибалтийских стран. Так, в ряде зданий Таллина, датируемых XV—XVI веками, мы встречаем трехлопастную обработку плоскости щипца, применявшуюся в новгородском зодчестве с XIII века. Интересна и некоторая общность приемов кирпичной орнаментации. Эти совпадения позволяют говорить об определенной культурной близости прибалтийских стран с Новгородом, а также о широком распространении новгородского влияния.
Существенной особенностью новгородского зодчества с конца XIII века является новая техника кладки. Старая система кладки из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью толченого кирпича с незначительными отклонениями продержалась в Новгороде до начала XIII века. В этой технике выложены старые части
церкви Параскевы-Пятницы на Торгу и здание Перынского храма. Церковь
Николы на Липне в основном выстроена из волховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич новой, удлиненной формы, правда, встречается в кладке, но старой системы чередования рядов кирпича и камня здесь уже нет. В кладке столбов и сводов церкви Николы применен кирпич, имеющий форму продолговатых брусков очень крупного размера. Кладка из плиты станет характерной чертой новгородского зодчества XIV—XV веков. В этой технике выстроены не только все церкви Новгорода и его пригородов, но и все крепостные сооружения этой эпохи, как, например, древние части стен детинца, стена острога 1335 года на Торговой стороне, вскрытая раскопками, Порховский кремль 1387 года и другие постройки новгородских зодчих. Кладка из блоков различного размера грубо отесанного известняка с использованием кроме того булыги (валунов) и частично кирпича давала чрезвычайно неровную поверхность стены. Система кладки наложила своеобразный отпечаток на характер построек, в которых отсутствует геометрическая четкость линий и форм, что придает новгородскому зодчеству этой поры совсем особую скульптурную пластичность.
Сайт создан в системе uCoz
Примечания
- Новгород и Новгородская земля: история и археология. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 1995. С. 225.
- Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М.: Северный паломник. — С. 257—368. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0.
- Вот как описывает события тех лет очевидец Алексей Дорожкин: «В один из ясных, солнечных дней в марте 1942 года немцы, которые стояли тогда в деревне Ондвор, дружно стали выбегать на улицу с биноклями и с винтовками с оптическим прицелом. И все стали смотреть на другой берег на церковь Николы на Липне. Видимо, им сообщили по телефону, что сейчас будет расстреливаться церковь из пушек. Немцы, потехи ради стали стрелять из пушки, которая находилась, по всей видимости, в деревне Троица, по церкви. Видимость была прекрасная. Сначала был виден султан от взрыва справа от церкви, затем слева, и третьим снарядом попали в церковь. На этом расстрел церкви прекратился. Когда дым рассеялся, было видно, что от церкви остались одни развалины».[источник не указан 3189 дней]
- . Дата обращения: 10 сентября 2016.
- Письмо Министерства культуры РФ от 16.09.2016 № 3682-10.1-4
- Н. В. Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника. . Сайт «Хранители наследия» (19 сентября 2019). Дата обращения: 5 июля 2019.
|
||
Объект всемирного наследия | ||
---|---|---|
Ссылка | ||
ii, iv, vi | ||
Регион | ||
Включение | 1992 (16-я сессия) |
Фото и описание
Церковь Николы на Липне является православным храмом конца 13 века, а также уникальным памятником каменного зодчества Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Святого Николая Чудотворца, а предел – в честь Святого Климента.
Прекрасный вид на церковь открывается с восточного берега, ведь именно в этом районе можно увидеть последний памятник средневекового Новгорода – храм Николы. Знаменитая церковь была построена в 1292 году по инициативе архиепископа Климента. Храм Николы является не только единственным остатком древнейшего Липенского монастыря, но и относится к числу выдающихся монументов новгородского зодчества.
Как упоминалось, строительство церкви началось в 1292 году. Церковь была заложена в 8-ми км к югу от города Новгорода, а именно на острове Липно и берегу реки Плотница в дельте реки Мсты.
По некоторым сведениям в 1113 году была приобретена икона Николая Чудотворца, которая была писана на большой круглой доске. По преданию, именно от этой иконы полностью исцелился великий новгородский князь Мстислав Владимирович. Скорей всего, именно после этого события чуть позднее 1113 года был выстроен монастырь и деревянная церковь, хотя точных данных об этих событиях до сих пор не было найдено.
Каменная церковь, заложенная в 1292 году и завершенная в 1294 году, стала первой каменной церковью, которая была возведена на новгородской земле после того, как прошло великое нашествие монголо-татар на Русь. Во время возведения храма зодчие в большей мере ориентировались на одну из современных в те времена домонгольских церквей, а именно на церковь Рождества, расположенную в Перынском скиту. По этой причине в конце 12 – начале 13 веков отчетливо наметились новые пути развития, касающиеся новгородского зодчества. В данного рода постройках предпринимались попытки по переосмыслению и замене привычной старой схемы храмовых зданий, которые притворялись в жизнь новгородскими зодчими второй половины 12 века. Кроме того, такая тенденция преображения развивалась вплоть до первой половины 14 века. Среди новых построек особенно место занимает храм Николы на Липне. В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке Никольского храма в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.
Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.
Что касается фресковой росписи храма Николы на Липне, то почти до своей гибели в 1941-1943 годах она была замаскирована под малярной записью, которая была проведена в 1877 году. Лишь незначительные фрагменты великой стенописи конца 13 века, которые смогли избежать реставрации 19 века, удалось обнаружить при полной разборке иконостаса в 1930 году. Фресковая роспись храма Николы стала промежуточным звеном, соединяющим новгородскую живопись еще домонгольского периода и прекрасную живопись второй половины 14 века. Удлиненные фигуры в большей мере подвижных фигур, а также легко и свободно сползающие складки одежд, обтекающих человеческую фигуру, говорили о том, что в росписи в храма Николы 13-14 веков, по большей части предвосхищались новые явления, бурно развивающиеся в новгородской живописи уже через 50-60 лет.
Иконография
Икона написана на липовой доске с ковчегом, состоящей из трёх частей, скреплённых тремя накладными и двумя торцевыми шпонками. На доску наклеена паволока. Местами оригинальная живопись утрачена, замена поновлениями. На иконе много темной олифы, не удалённой при раскрытии, которая снижает интенсивность красок.
На иконе представлено поясное изображение святителя Николая благословляющего правой рукой и держащего левой рукой Евангелие. По сторонам от его головы помещены ростовые фигуры Иисуса Христа (лик с наибольшими утратами древней живописи, поновлён) и Богородицы, вручающие святителю Евангелие и омофор в память о чуде, произошедшем на Первом вселенском соборе (первый известный пример изображения в русской иконописи).
На полях иконы находятся фигуры святых:
- на верхнем поле этимасия в окружении полуфигур архангелов Михаила и Гавриила и апостолов;
- на боковых полях (попарно сверху вниз) в полный рост Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ипатий, Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский, Борис и Глеб, Георгий и Дмитрий, Флор и Лавр, Косма и Дамиан.
Нижнее поле иконы занимает ктиторская надпись выполненная черной краской с киноварными инициалами.
Лик святого хотя и близок к традиции византийского искусства комниновского периода, но
святой утратил суровость фанатичного отца церкви. Перед нами добрый русский святитель, готовый оказать наиреальнейшую помощь своему подопечному». |
Живопись имитирует скань и эмаль на нимбе святого. Облачение святителя украшены золотыми с жемчугом крестами и ромбами и, по мнению академика В. Н. Лазарева, «разукрашено так, как будто художник воспроизводил народные вышивки». Это является отходом от эллинистических основ византийского искусства и делает икону ориентированной на народный вкус. В самой трактовке образа святителя Николая «много от наивной, почти что деревенской непосредственности восприятия».