Санкт-петербургский троицкий храм (кулич и пасха)

Когда освящать куличи и пасхальные яйца на Пасху 2021

Согласно принятым традициям и в соответствии с канонами православия, в каждый день Страстной седмицы предписываются определенные действия. Но в бурном ритме современной жизни довольно сложно в точности придерживаться правил, поэтому допускаются послабления.

В 2021 году Пасха приходится на 2 мая, Страстная седмица начинается с понедельника, 26 апреля. Считается, что красить яйца можно на протяжении всей предпасхальной недели (исключая пятницу). К выпеканию куличей приступают в Великий четверг (в этом году – 29 апреля), но если нет возможности, то переносят кулинарные дела на субботу.

Пятница Страстной недели – самый скорбный день. Верующие откладывают все приготовления, приходят в храм на службу.

Обычно хозяюшки, стремясь приготовить к праздничному столу свежий продукт, занимаются пасхальными яствами в четверг и субботу. Но какие-то строгие каноны и запреты отсутствуют, все зависит от наличия свободного времени, рабочего графика.

В этом году, в отличие от прошлого, серьезных ограничений из-за пандемии при посещении службы в храмах нет. Поэтому традиционно население планирует прийти в церкви на литургии, а также на освящение пасхальной еды.

В Великую субботу в храмах идут вечерние службы. Многие верующие, приходя на литургии, после них освящают куличи, пасхи и писанки. Также обряд проводится ранним утром в Пасхальное воскресенье, чтобы уже на праздничном столе члены семьи могли вкусить освященную пищу.

Так как желающих освятить принесенные продукты очень много, то в церквях разных регионов страны священнослужители проводят обряд даже днем в субботу. Начинают примерно с 11.00-12.00 часов дня и продолжают до времени начала праздничного богослужения (20.00-21.00 часов). При этом поется субботний праздничный Тропарь: «Егда снизшел еси к смерти…», потому что яства освящаются накануне. В Светлое воскресенье поют «Христос воскресе…», освящают пасхальные дары, и спешат после службы домой сесть за трапезу.

Желательно заранее узнать расписание богослужений в местных храмах, чтобы спланировать посещение, при этом избежать попадания в столпотворение. При этом иерархи церкви постоянно напоминают верующим о том, что приготовление пасхальных блюд, а затем их освящение – это не главное в торжественном и великом празднике. Центральное событие – Воскресение Мессии, а яства лишь символические знаки великого дня.

Освящаете ли вы на Пасху куличи и крашеные яйца?
Обязательно посещаю праздничные службы и освящаю  продукты 61.63%

Покупаю уже готовые освященные куличи 25.58%

Считаю обряд необязательным 12.79%

Проголосовало: 86

Фото и описание

Санкт-Петербургская Троицкая церковь, расположенная на проспекте Обуховской обороны, является федеральным памятником архитектуры, охраняемым государством. Проектировал ее зодчий Н. Львов. Храм является частью Санкт-Петербургской епархии РПЦ и центром Невского благочинного округа. В разные годы настоятелями храма были священники И. Петров, М. Добронравин, Н. Орловский, П. Виноградов, Смирнов, М. Цветков, П. Стрелинский, В. Китаев, И. Колесников, протоиереи Н. Клериков, В. Базарянинов, М. Вертоградский, В. Спиридонов, Л. Дьяконов, М. Смирнов, Н. Ломакин, И. Птицын, М. Лавров, Ф. Цыбулькин, А. Крылов. Сейчас настоятелем Троицкой церкви является протоиерей Виктор Голубев.

Церковь Святой Троицы Живоначальной (а именно так звучит ее полное название) возводилась с 1785 по 1790 годы. Она известна также как «Кулич и Пасха». Это название дано храму благодаря его необычному виду, напоминающему пасхальный кулич и пасху. Автором идеи строительства церкви, которая бы выглядела именно так, является генерал-прокурор А.А. Вяземский.

Здание церкви представляет собой ротонду, увенчанную низким куполом без барабана, окруженную 16 колоннами ионического ордера. Оно окрашено в темно-желтый цвет. Колонны украшают ионические волюты. Во втором ярусе – овальные окна. В подкупольной части – фриз. Из-за отсутствия барабана купола, в алтарной части храма несколько темно. Складывается ощущение, что снаружи оно меньше, чем внутри. Зал, как и купол, внутри окрашен в голубой цвет и украшен коринфскими пилястрами. Этот уникальный храм был не особо удобен для проведения служб, поскольку в нем было недостаточно места для алтаря. В 50-х годах 19 века году к храму был достроен притвор.

Здание колокольни – узкая четырёхгранная двухъярусная пирамида, отделанная металлическими листами. В первом ярусе находится крещальня, во втором – звонница. Ярусы разделены карнизом. Звонница спроектирована очень необычно: вместо проемов в стенах – арки, внизу которых есть металлическая ограда, а вверху сандрик. Толщина их неодинакова внизу и вверху, а увеличивается с наклоном стен. Над звонницей с 4-х сторон изображены циферблаты часов, на которых разное время.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была в числе храмов, работавших при Советской власти. В марте 1938 года ее закрывали. Тогда все вывезенные ценности, среди которых была и уникальная икона Святой Троицы, пожертвованная крестьянами в 1824 году, бесследно пропали. Однако в 1946 году Троицкая церковь вновь была отдана прихожанам. Торжественное освящение по этому поводу совершал митрополит Ленинградской и Новгородской епархии Григорий Чуков.

На сегодняшний день все реликвии, находящиеся в церкви привнесенные. Так, синий с золотом иконостас середины 18 века был перенесён из Благовещенской церкви на Васильевском острове, особо почитаемый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» передан в июне 1946 года Спасо-Преображенским собором, икона святителя Николая Чудотворца отдана в декабре 1947 года сёстрами Пискарёвыми из Колпино, которые сохранили ее в годы Великой Отечественной войны.

С Троицкой церковью связано имя адмирала А.В. Колчака, который был здесь крещен, о чем сохранилась соответствующая запись в метрической книге.

Когда и как святить куличи и яйца дома

В условиях пандемии актуален вопрос о возможности проведения обряда в домашних условиях. Пожилым людям рекомендуют оставаться дома, избегать посещения храмов из-за высокого риска заражения коронавирусом. Также не всегда верующим удается посетить церковные богослужения в праздничный день из-за рабочего графика, болезни.

Священнослужители особо отмечают, что освящение трапезы не относится к церковным таинствам, поэтому присутствие священника при этом необязательно. При желании верующие могут выполнить обряд дома, соблюдая несложные правила:

  • заранее готовят освященные свечи, святую воду;
  • на столе раскладывают праздничную еду: яйца, пасху, куличи, другие разрешенные продукты;
  • зажигают свечу;
  • проговаривают «Отче наш» и пропевают воскресный тропарь (или часть его);
  • окропляют яства святой водой;
  • проговаривают благословение («во имя Отца, и Сына…»).

Обряд проводят в субботу или воскресенье, с благими мыслями, верой во Всевышнего и любовью к окружающим.

Немного истории

60 лет тому назад, дорогой отец Виктор, Вы стали священником. И вот уже на протяжении всего этого времени Вы совершаете свое пастырское служение. Для многих из нас, находящихся в этом храме, трудно представить не только этот отрезок времени как период служения в сане священника, но и вообще обозреть это время как годы жизни. Вы посвятили себя служению Господу в то самое время, когда непросто было назваться верующим человеком и обрекать себя на унижение, тесноту, гонения, нищету, тем более — принять священный сан. Ведь официальная идеология государства была направлена на то, чтобы вытравить из памяти народа даже упоминание о Боге.

Тем не менее, находились люди, которые все равно вставали на этот крестный, жертвенный путь служения Богу и Его гонимой Церкви. Для этого необходимо было иметь два качества: твердую и глубокую веру, и смирение. Это те самые добродетели, которые позволили нашей Церкви в лице ее священнослужителей, монахов и мирян, выстоять в трудные годы богоборчества.

Сегодня открываются храмы, люди свободно идут в Церковь, открыты духовные учебные заведения, которые готовы принять всех тех, кто заявляет о своем намерении служить Богу и Церкви. Тогда все было не так. Мы, молодое поколение, знаем об этом из рассказов и учебников по истории. Вы все это пережили, пропустили через свое сердце, пронесли через Богом данную Вам долгую жизнь.

Сегодня многие любят в Церкви себя. А тогда люди шли в Церковь, потому что любили Бога. Сегодня любят Церковь критиковать, находить слабые стороны и больные точки. Тогда этих слабых и больных точек было не меньше, но Вы все равно приняли решение пойти по этому благодатному пути, потому Вы полюбили Бога.

Вы служили Церкви все это время преданно и самозабвенно. Потому что умели смириться, там, где надо, веря, что это терпение родит плоды, живыми свидетелями и наследниками которых сегодня являемся мы. В день, когда мы чествуем Вас, мы поминали рукоположившего Вас митрополита Питирима, и Ваших боголюбивых родителей, Андрея и Надежду, которые вложили в Ваше сердце все то, что создало из Вас преданного священнослужителя и доброго человека. Желаю Вам доброго здравия и помощи Божией в предстоящем служении Святой Церкви и людям, которые Вас любят и почитают.

Многая и благая Вам лета!

Речь не о магии, а о благодарности Богу

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в  храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают  возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Фото: ria.ru

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что  он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые  потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

Поздравления от настоятель храма Святой Троицы « Кулич и Пасха» иерей Георгий Голубев и причта храма.

Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Виктор!

Примите ныне наши сердечные поздравления со знаменательной для Вас и для многих знающих Вас верующих людей датой — 90-летием со дня Вашего рождения.

Совершая свое многолетнее шествие спасительными стезями благочестивого жития, более шестидесяти лет, которого отдано подвигу служения в священном сане, Вы неизменно являете окружающим Вас и вверенным Вашему попечению людям пример пастыря апостольской веры, которого упование — Господь (Иер. 17: 7).

Достойны именоваться равноапостольными и труды Ваши во славу Христову и на благо Матери-Церкви. Изволением воли Божией Вам суждено было исполнять пресвитерское послушание на многих приходах, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8: 1) во всех пределах богохранимой русской земли. Но наиболее ярко свидетельствуют о вере и добродетелях Ваших зримые плоды служения настоятелем, а ныне — почетным настоятелем храма Святой Троицы «Кулич и Пасха», где Вы самоотверженно трудитесь вот уже 46 лет. Вне всякого сомнения, очевидное ныне возрастание в вере и расцвет духовной жизни — это во многом Ваша заслуга.

Дорогой и возлюбленный о Господе нашем отец Виктор!

В этот радостный для многочисленной Вашей паствы и для всех нас день Вашего юбилея паки приносим Вашему Высокопреподобию самые искренние поздравления и благопожелания. Молитвенно желаем Вам крепости духовных и телесных Ваших сил, дабы еще многие лета являли Вы чадам Церкви Христовой образ твердой веры, пастырской мудрости и всепрощающей любви.

Многая и благая Вам лета!

С любовью во Христе,

настоятель храма Святой Троицы « Кулич и Пасха» иерей Георгий Голубев и причт храма.

Биография

Протоиерей Виктор Андреевич Голубев родился в 1930 году в городе Калата Уральской области в семье служащих. Еще до войны переехал вместе с семьей в Ленинград. Отец погиб на фронте под Псковом, Виктор и его мама пережили блокаду.

  • С 1944 г. — постоянный прихожанин Никольского собора. Закончил Ленинградские семинарию и Духовную академию.
  • В 1959 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, приписан к церкви св. прав. Иова на Волковом кладбище.
  • В 1962-1966 гг. служил в Никольской Большеохтинской церкви.
  • С 1966 по 1971 гг. — священник Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда.
  • В 1971 г. — настоятель церкви св. прав. Иова.
  • С 1974 г. по сей день — настоятель Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха».
  • В 1974-1975 гг. — попечитель иностранных студентов Духовной академии и семинарии.

Один из старейших и уважаемых клириков епархии!

Распространенные вопросы

Священнослужители, обращаясь к верующим, постоянно подчеркивают, что освящение пасхальных даров имеет лишь символическое значение. Существующие правила весьма условны, и хотя православные стараются в точности исполнять обряды, не будет никакого греха или вреда в том, если в силу обстоятельств не удастся окропить святой водой приготовленную снедь. При подготовке у неосведомленных людей возникает немало вопросов, поэтому представленная информация будет полезна.

Какие продукты нельзя святить?

Нужно ли вставлять в кулич свечу?

Можно ли приносить на освящение вино Кагор?

Обряд освящения пасхальных даров символичен для каждого христианина. Считается, что еда после этого обретает особую силу, придает праздничной трапезе величие и значимость. В то же время освящение – это не самоцель, это лишь форма, в которой главным остается содержание, то есть вера.

Мне нравится11Не нравится

Как освящают продукты в церкви перед Пасхой

Испеченные заранее и украшенные глазурью, разноцветной посыпкой куличи, яркие крашеные яйца, обычные или заварные пасхи из творога  приносят в церковь в плетеных корзинках. Оформляют рушниками (вышитыми полотенцами), лентами, веточками вербы, выставляя на специальные столы.

В помещениях церкви принесенные продукты размещают в отведенных местах, во дворе – на скамьях или столах. Батюшка, пропевая Тропарь, в определенное время обходит с кадилом яства, окропляя их Святой водой.

Помимо куличиков, яиц и творожной пасхи, в корзинках приносят колбасы, буженину, сыр, сливочное масло. Разрешен хрен, соль – как символы связи с родной землей и материального достатка. Достаточно положить в корзинку пару куличей, пасху, 5-6 расписных яиц. Обычно на богослужение приносят лишь небольшое количество приготовленной дома снеди, рассчитывая оставить часть продуктов в храме, для нуждающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector