Дерево жизни и дерево познания добра и зла
Содержание:
- Свт. Иоанн Златоуст
- Иггдрасиль в скандинавской мифологии
- Сонник — Деревья
- Лик Христа на расколотом молнией дереве
- III. Причины, по которым оказалось возможным грехопадение человека в период развития
- Прп. Исидор Пелусиот
- Свт. Иларий Пиктавийский
- Сонник — Дерево растение
- Отличать добро и зло
- Два дерева — две противоположности…
- Древо познания в мифологии разных народов
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 16-17 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
Вот опять и здесь (Писание) поступило по своему обычаю, чтобы от частого повторения слов мы приобрели точное познание и не соглашались с теми, которые дерзают полагать различие между этими наименованиями (Господь и Бог), и одно приписывать Отцу, а другое Сыну. Так как у обоих их (у Отца и Сына) одно существо, то божественное Писание усвояет одно и то же наименование безразлично – иногда Отцу, иногда Сыну. «И заповеда, – сказано, – Господь Бог Адаму, глаголя». Здесь надобно изумляться необычайному человеколюбию Божию, которое открывается нам в этом кратком речении: «и заповеда», сказано. Смотри, какую честь Бог оказал человеку в самом начале. Не сказано: приказал, или повелел, но что? – «заповеда». Как друг беседует с другом, заповедуя о чем-либо необходимом, так и Бог обращается с Адамом, как бы желая такою честию расположить его к исполнению заповедуемого им. «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете»
Заповедь очень нетрудная, но беспечность – вот тяжкое зло, возлюбленный! Как она делает легкое для нас трудным, так старание и внимание делает легким для нас и трудное. Что, скажи мне, легче этой заповеди? Что выше этой чести? (Бог) дозволил Адаму жить в раю, наслаждаться красотою видимого, увеселять этим зрение, и от вкушения (плодов) получать великое удовольствие
Подумай, какое наслаждение было видеть дерева, отягченные плодами, разнообразные цветы, травы, листья, и все прочее, что только может быть в раю, и притом в раю, насажденном от Бога. Поэтому выше божественное Писание говорит: «прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь» (Быт.2:9), чтобы знали мы, каким обилием пользуясь, человек, по великому своему невоздержанию и беспечности, высокомерно отнесся к данной ему заповеди. Представь себе, возлюбленный, какой высокой чести Бог удостоил его: даровал ему особенную, для него предназначенную трапезу в раю, чтобы он не думал, будто пища у него одинаковая с бессловесными, но живя в раю, как царь, наслаждался бы его удовольствиями, и, как владыка, был отличен от подвластных ему и вел особую жизнь. «И заповеда, – говорит, – Господь Бог Адаму глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете». Как бы так Бог говорил Адаму: «Я не требую от тебя чего-либо трудного и тяжкого: позволяю пользоваться всеми древами, и заповедаю не касаться только одного этого; но и наказание определяю большое, чтобы ты, хотя вразумляемый страхом, соблюл данную мною тебе заповедь». Как какой-нибудь щедрый хозяин вверяет кому-либо свой огромный дом и, чтобы владение этим домом оставить вполне за собою, назначает с того человека малое количество денег, так и человеколюбивый Господь наш, позволив Адаму пользоваться всем в раю, повелел воздерживаться только от одного, чтобы знал он, что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления.
Кто может достойно надивиться щедродательности общего всех Владыки? Еще человек ничего не сделал, а Он каких благодеяний удостоивает его! Не половиною (райских дерев) позволил ему наслаждаться, не повелел воздерживаться от большей части их и пользоваться только остальными; позволив ему пользоваться всеми деревами, какие есть в раю, повелел воздерживаться от одного, показывая самым делом, что сделал это не для чего-либо другого, как только для того, чтобы человек знал виновника столь великих благодеяний. Вместе со всем прочим усматривай здесь благость Божию и в том, какую честь Он оказал и жене, которая имела быть создана из Адама. Когда она еще не была сотворена, Бог дает заповедь как бы двоим: «не снесте от него: а в оньже аще день снесте, смертию умрете»; таким образом заранее и сначала уже показывает, что муж и жена составляют одно, как и Павел говорит: «глава жене муж» (Еф.5:23). Поэтому говорит как бы к двоим для того, чтобы, создав потом из него жену, дать ему побуждение сообщить и ей данную Им заповедь.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 14.
Иггдрасиль в скандинавской мифологии
Упоминания о мировом дереве встречаются на протяжении всех событий скандинавской мифологии. Сейчас я познакомлю тебя с ними:
Старшая Эдда, Речи Гримнира Перевод А. И. Корсуна:
- Три корня растут на три стороны у ясеня Иггдрасиль: Хель под одним, под другим исполины и люди под третьим.
- Рататоск белка резво снует по ясеню Иггдрасиль; все речи орла спешит отнести она Нидхёггу вниз.
- И четыре оленя, рога запрокинув, гложут побеги: Даин и Двалин, Дунейр и Дуратрор.
- Глупцу не понять, сколько ползает змей под ясенем Иггдрасиль: Гоин и Моин — Граввитнира дети, — Грабак и Граввёллуд, Офнир и Свафнир, — они постоянно ясень грызут.
- Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.
Изображение Иггдрасиля в старинной рукописи XVII Исландия
Младшая Эдда, Видение Гюльви Перевод О. А. Смирницкой:
- Тогда спросил Ганглери: «Где собираются боги или где главное их святилище?». Высокий ответил: «Оно у ясеня Иггдрасиль, там всякий день вершат боги свой суд»
- Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагой мутной, росы от него на долы нисходят; над источником Урд зеленеет он вечно.
- Дерево лучшее ясень Иггдрасиль.
Иггдрасиль в исполнении художника haru aki
Сонник — Деревья
Видеть во сне цветущие деревья предвещает наступление, пожалуй, самого счастливого момента в вашей жизни. Горящее дерево в лесу, объятом пожаром, предвещает, что наяву вы понесете значительные убытки. Сухие деревья не предвещают ничего хорошего — вас перестанут уважать за то, что, на ваш взгляд, вовсе не заслуживает осуждения. Деревья в саду, увешанные спелыми плодами, говорят о том, что вам посчастливится обрести нового хорошего друга. Срубленное дерево предвещает сожаление по поводу несбывшихся надежд. Большое старое дерево с огромной кроной – обещание значительной прибыли. Деревья без листвы в зимнюю пору, запорошенные снегом или покрытые инеем – знак того, что убыток понесенный вами, невосполним. Увидеть во сне экзотические деревья в ходе увлекательного путешествия – к тому, что все горести и печали быстро забудутся, уступив место веселому настроению и жизнерадостности. Вывернутое с корнем из земли в результате урагана дерево предвещает печаль, тоску и отчаяние. Расщепленное молнией дерево – к ссоре с друзьями. Дерево без коры на стволе предвещает болезненную, немощную старость в одиночестве и бедности. Мокрое после ливня – перемену в супружеских отношениях в отрицательную сторону. Спиленное и распиленное на бревна дерево – знак смерти и траура. Дерево ценной поделочной породы – к хлопотам, которые воздадутся сторицей. Ломать или рубить деревья во сне – к потерям и сожалению. Сажать деревья под домом – предвестие скорого богатства и преуспевания. Залезать на дерево – обрести могущество. Падать с дерева – наяву испытать унижение, насмешки и оскорбления. Пилить деревья – к счастью, нести вместе с кем-то – надорваться от физической нагрузки. Сидеть под деревом означает получение ценной информации, которая значительно продвинет ваше дело. Сжигать деревья – поддаться удручающему настроению. Тушить – к потере имущества и лишению прав. Плыть на дереве по воде означает конец надеждам и полную перемену во взглядах. Считать во сне деревья – наяву быть обеспокоенной за детей. Покупать саженцы деревьев – поиметь дополнительные хлопоты. Видеть больные, пораженные червями деревья – к расточительству там, где предполагалось сэкономить. Видеть, как кто-то во сне превратился в дерево, – к болезни.
Лик Христа на расколотом молнией дереве
Чудо произошло в пригороде Солигорска в садоводческом товариществе недалеко от Летенца. На дачном участке сотрудника «Беларуськалия» Вячеслава Эдуардовича.
В ночь на 1 августа 2005 года ударом молнии от дерева отсекло большую ветку. На поврежденном месте четко вырисовался лик Иисуса Христа. Что интересно, произошло это в день рождения хозяина участка.
Невероятная новость разошлась по поселку. К груше сначала потянулись дачники. Даже те, кто воспринял рассказы о святом образе скептически, увидев место слома ветки, не могли не перекреститься. Весть об этом разлетелась не только по Солигорску, но и окрестностям. Груша на улице Клубничной стала местом паломничества. Верующие приходили сюда помолиться, несли к дереву пожертвования: деньги, конфеты, яблоки.
Хозяин участка рассказывал, что интересовался у батюшки, можно ли продавать фотографии дерева. Он дал благословение, если только доход не будет использоваться в коммерческих целях.
Грушу эту посадил бывший владелец участка Иван Пинчук. Он рассказывал в СМИ, что груша непростая. Купил саженец в минском научном институте, а груши на этом дереве росли в два кулака.
III. Причины, по которым оказалось возможным грехопадение человека в период развития
А. Сила любви и
сила Принципа
Человек был сотворен, чтобы расти в период развития, то есть находясь
в сфере косвенного владычества Бога, под действием силы Принципа и согласно
с ним. Поэтому сама сила Принципа никак не может допустить, чтобы человек
сошел с рельсов Принципа и согрешил. Но несовершенный человек может сбиться
с пути, если его будет на то толкать иная сила, по мощи превосходящая направляющую
его развитие силу Принципа. Сильнее Принципа — любовь. Пока человек не
достиг совершенства, и не испытал, оказавшись в сфере прямого владычества,
совершенную любовь Бога, его подстерегает опасность грехопадения под действием
любви не по Принципу, цель которой отлична от Божьей.
Почему же в таком случае Бог сделал любовь сильнее Принципа? Любовь,
являвшая собой мотив и цель Бога при сотворении мира, есть высшая ценность.
Она — источник жизни, счастья и радости для всего творения. Создав мир
в соответствии с Принципом, то есть определенными законами, Бог поставил
любовь превыше всего, так как более всего желал владычества любви.
Б. Назначение
заповеди и время, необходимое для ее осуществления
Поскольку сила любви превосходит силу Принципа, в период развития постоянно
существовала опасность грехопадения из-за любви не по Принципу. Как предотвратить
грехопадение? Если сила любви не по Принципу окажет воздействие на человека,
пока тот не достиг совершенства и не вступил в сферу прямого владычества
Божьей любви, возможность грехопадения сохраняется. Чтобы воспрепятствовать
ему, Бог дал человеку заповедь. Если бы прародители человечества, сохранив
веру, неуклонно соблюдали заповедь, они не создали бы условие для взаимодействия
с архангелом, и тогда не возникла бы любовь не по Принципу. Но, они, утратив
веру, перестали соблюдать заповедь, а вместо этого вступили в действие
отдавания-и-принятия с архангелом, создав условие для взаимодействия с
ним. В итоге сила запретной любви заставила их сойти с пути Принципа.
Но в течение какого времени прародителям человечества следовало соблюдать
заповедь «не вкушать», условие веры, данное Богом? Если бы Адам
и Ева достигли совершенства, а затем как муж и жена осуществили свою горизонтальную
любовь, поставив в ее центр Бога, в мире не нашлось бы силы, способной
разрушить их абсолютную любовь. Иначе говоря, достигнув совершенства, они
уже никогда не могли бы согрешить, тем более, что сила любви архангела
— более низкого уровня, она не способна разрушить любовь между совершенными
супругами. Следовательно, действие Божьей заповеди «не вкушать»
ограничивалось лишь тем сроком, пока Адам и Ева не достигли совершенства.
Прп. Исидор Пелусиот
Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые
На слова: душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14), а также: не может древо зло плоды добры творити.
Сказанное же: не может древо зло плоды добры творити, — не уничтожает силы покаяния, но осмеивает закосневание в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но переменившись в добродетель, оно сии плоды принесет. Если у Спасителя шла речь о деревьях, то пусть имеет силу твое слово. А если о людях и деревья представлены Им в пример (а что для деревьев природа, то для нас произволение), то да опровергнется твое предположение. Ибо каким деревом кажется тебе Ап. Петр? Добрым ли? Но как же он отрекся? Злым ли? Но как же вся земля и море воспевают его подвиги и победы? Каким деревом представляется Иуда? Злым ли? Но как же он удостоен апостольской чести? Добрым ли? Но как предал Христа?
И если стану рассматривать все совершавшиеся в людях перемены, то, сам того не примечая, введу множество лишних речей. Посему, предоставляя тебе собрать это в писаниях, перейду к истолкованию апостольского изречения. Человек душевен, хотя и не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14), но приимет; потому что Апостол не сказал: «не приимет», но говорит: не приемлет.
И еще говорит: не может разумети, а не сказал: «Не возможет уразуметь». Как если кто, смотря на раскаленное железо, скажет: «не может быть оно холодным», однако же может сделаться таким, так и в сказанном одно принадлежит настоящему времени, а другое — будущему.
Письма. Книга II.
«Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы, можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23)… Если научились, то есть возможность и отучить себя.., не одно и то же – не мочь и впредь не возмочь; но одно указывает на время настоящее, в которое ленивый ленив, а другое – на время будущее, в которое ни к чему прежде не годный может сделаться достойным уважения, об этом гласят ежедневно сменяющиеся события; ясно же подтверждают это и Писания… Если кто под руководством высшей силы захочет потрудиться и все приведет в движение, то он и научится, и плод принесет, и спасется (1, 336).
…Подвижник добродетели в самом подвиге обучается добродетели и познает, что она всего полезнее, всего благоприличнее, всего более охраняет нас и Узаконена на пользу… Сказанное: «Не может… дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7:18) Не уничтожает силы покаяния, но осмеивает коснение в делании зла. Что пребывает злым, то не может приносить плодов добрых, но пременившись в добродетель – принесет (2, 471–472).
Толкование Нагорной проповеди.
Свт. Иларий Пиктавийский
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду
Слово осуществляется в настоящем и проявляется в будущем. Ибо в настоящем Он изобличает иудеев, которые, поняв, что дела Христовы превышают силы человека, тем не менее не хотели признать, что они от Бога. А относительно будущего Он ясно показал все извращения веры, а именно тех, кто, лишая Господа достоинства и общей с Отцом сущности, впал в различные ереси, не совершая ничего ни среди язычников, живущих под прощением за незнание, ни находясь в познании истины. Деревом Он обозначает Себя, облеченного телом, поскольку через внутреннюю плодовитость Его силы исходит плодородие на все плоды. Следовательно, или хорошим должно быть признано дерево с хорошими плодами, или плохим следует считать дерево с плохими плодами, поскольку дерево будет свидетельствовать о себе по своим плодам, а не так, как по природе деревьев плохое дерево может считаться хорошим или быть хорошим по ветвям, хоть и плохое. Через этот наглядный образ нам показывается, что Христа нужно или оставить как никчемного, или сохранить как доброго из-за пользы добрых плодов.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Сонник — Дерево растение
Дерево, основной частью которого следует считать все-таки ствол, является символом мужских половых органов. Если мужчина видит во сне какое-нибудь дерево, то это говорит о его интересе к гомосексуализму. Если же деревьев несколько (но это еще не лес), то сновидец может также стремиться к групповому сексу, причем его интересует вариант: несколько мужчин и одна женщина. Мужчина, сидящей под деревом, испытывает стремление к однополым связям, а женщина, сидящая под деревом, не удовлетворена своими сексуальными партнерами и мечтает об идеальном во всех отношениях мужчине. Если вы сажаете дерево или ухаживаете за растущим деревом, то вы стремитесь к новой (или первой) половой связи. Сон характерен для периодов полового созревания, а также угасания половой активности. Если вы рубите дерево, то вы сомневаетесь в своей половой активности и состоятельности. Если вы не можете срубить дерево, то это говорит о том, что ваши страхи лишены всяких оснований, и вы абсолютно здоровы. Если же дерево срублено, то у вас возможны нарушения или расстройства в деятельности половых органов. Процесс рубки деревьев также может говорить о скрытой гомосексуальности сновидящего. Сломанное или засохшее дерево предвещает неудачу в любовных делах, возможно, из-за заболеваний половых органов. Если мужчина поливает дерево, то он склонен к самоудовлетворению. Если женщина поливает дерево, то она стремится к радостям семейного секса и хочет иметь детей. Вырванное дерево говорит о вашей склонности к самоудовлетворению и страхе быть разоблаченным. Молния, попавшая в дерево, или горящее дерево предостерегают вас от вступления в случайные связи. Если вы наблюдаете, как другие ухаживают за деревом (деревьями), то это говорит о наличии у вас эдипова комплекса. Он может быть или подавлен, или существовать в ваших мечтах.
Отличать добро и зло
«Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов ва-ра
. Правильный перевод сочетанияЭц а-Даат — «Древо соединения»: словодаат на иврите означает «соединение», как «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) — «Веаадам яда эт Хава», плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.
Действительно, Тора даёт нам возможность отличать добро от зла. Однако невозможно сказать, что она является источником познания зла, источником стремления к злу (не дай Б-г). Наоборот, Тора отдаляет человека от стремления к злу. Мудрецы говорят (трактат Кидушин 30 б
), что Творец создалйецер а-ра (дурное начало в человеке) и создал лекарство от него. Это лекарство — Тора. Поэтому невозможно уподобить Тору древу познания добра и зла.
Тора подобна именно древу жизни — ведь её изучение приводит человека к любви к Б-гу, как говорят мудрецы (Сифри, глава Ваэтханан
) и как пишет Рамбам (Книга Заповедей, предписывающая заповедь 3 ). Именно поэтому царь Шломо говорит о Торе (Мишлей 3, 18 ): «Древо жизни она для придерживающихся её».
В Пиркей дэ-раби Элиэзер
(часть 11 ) объясняется обязанность Адама «возделывать» и «охранять» Ган-Эден (Бeрешит 2:15 ) следующим образом: Адам обязан был выполнять предписывающие заповеди («возделывать его») и остерегаться нарушить запреты Торы («и охранять его»). Это объяснение основано на стихе 3, 24 из Берешит: «…охранять путь к дереву жизни».
Два дерева — две противоположности…
Почему Бог насадил два дерева, несущие два противоположных исхода для человека? Это положение открывает, что Бог наделил человека свободной волей, свободными собственными желаниями, чувствами, мыслящим и рассуждающим умом, чтобы человек мог свободно избирать и отвергать, слушаться и не послушаться. В противном случае, он не был бы создан по образу Божию, но был бы равен животным, живущим заложенным инстинктом, без свободной воли, совести, рассуждающего ума, не могущим избрать или отвергнуть. Очень понятно: если вообще не существовало бы ночи, человек не мог бы знать, что такое день, не знал бы цены ни дню, ни ночи. Точно так, если бы вообще не существовало ненависти, человек не понимал бы, не знал и не мог оценить любовь. Если бы не существовало лжи, человек не знал бы и не ценил правду и т.д. Но так как существует противоположное — именно это даёт ему возможность познавать, рассуждать, избирать, ценить.
Итак, два дерева, две противоположности, взаимно исключающие друг друга, и так определил Бог. Ибо, когда человек вкусил от дерева познания, Бог исключил возможность одновременно вкушать ему от дерева жизни. Так и доныне: вкушая от дерева познания, человек не может вкушать от дерева жизни; то есть неверующий, живущий деревом познания добра и зла, не может одновременно жить Иисусом Христом, то есть деревом жизни! Точно так и верующий, живущий под буквой закона, которая его постоянно осуждает и убивает, не может одновременно жить Иисусом Христом по духу, то есть деревом жизни! Поставив человека в раю перед этими двумя деревами, Бог заповедал, предупредил человека не вкушать от дерева познания добра и зла и сказал, что оно принесёт ему смерть! Сатана, напротив, внушил человеку, что Бог сказал им неправду, что они не умрут, но станут как боги, зная добро и зло! Человека это задело, стало влечь — ведь он будет знать! Он будет как Бог! Соблазнился, увлёкся обольщением сатаны, наклонился к дереву познания и вкусил его плод!
Отсюда начало истории душевного человека со своим способным умом и, как начало этой истории есть соблазн, обольщение, увлечение — так и до сего дня вся жизнь человечества стоит именно на этом: на обольщениях, увлечениях, на знании, и ничего нового нет и просто не может быть, так как за рамки дерева познания человеку не выйти! Ничего нового что-либо за пределом познания добра и зла он не смог придумать и не сможет — это уже ясно по ходу самой истории человечества!
Не вняв Богу и не вкусив от дерева жизни, человек остался без Божественной жизни внутри себя, остался душевным, плотским человеком с упованием на свой ум, свои силы и способности. И так как человек наклонился к познанию, то Бог на этом основании дал ему и закон, предписания: что хорошо и что плохо; что добро и что зло; что Богу угодно и что не угодно, как поклоняться Богу. И всё то, что человечество имеет на сегодня, исходит только из дерева познания добра и зла! Все великие и малые писатели в своем творчестве исходили всегда из одного: что хорошо и что плохо. Философы, сколько бы ни добивались мудрости и истины, всегда исходили только из одного: что добро и что зло, что лучше и что хуже! Учёные, и какую область деятельности ни взять из жизни человечества, всё имеет только один источник — добро и зло, ничего другого, выходящего за пределы этого, нет! Это потолок познания человечества без жизни Бога в себе! Любая религия, какую форму или направление в своём учении она бы не имела, всегда исходит из одного: что хорошо и что плохо, как лучше поклоняться Богу. Так до сего дня: всякая религия, в том числе и христианская, питается от дерева познания добра и зла, что исключает питание ее от дерева жизни, следовательно, несёт смерть!
Древо познания в мифологии разных народов
Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причём Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.
Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. фигурировало только одно дерево, а именно древо жизни, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.