Аврелий августин
Содержание:
Жемчужины творческого наследия
Аврелий Августин — основоположник августинизма и западного философского движения, оказал влияние на такие христианские движения как кальвинизм, так и протестантизм, возглавляемый Мартином Лютером.
Важно! Аврелий Блаженный является одним из первых Отцов Церкви, его исследования и проповеди через 2 тысячелетия остаются основами христианского учения, как в православии, так и в католицизме. Пройдя через долгие и мучительные духовные скитания, Августин нашел в христианстве истину жизни. Церковный писатель, будучи одновременно проповедником, догматистом и полемистом, блаженный Аврелий выпускает десятки публикаций. Многие из его произведений до сих пор вызывают споры, в основном это вопросы о роли самого человека при получении благодати спасения
Пройдя через долгие и мучительные духовные скитания, Августин нашел в христианстве истину жизни. Церковный писатель, будучи одновременно проповедником, догматистом и полемистом, блаженный Аврелий выпускает десятки публикаций. Многие из его произведений до сих пор вызывают споры, в основном это вопросы о роли самого человека при получении благодати спасения.
Исповедь. Блаженный Августин Аврелий
Работы философа по движению Духа Святого в дальнейшем привели к расколу христианских церквей на православие и католицизм. Западные церкви утверждают, что Дух Святой исходит как от Отца, так и от Сына. В своей работе «О бытие» Августин рассуждает о материи, сотворенной Богом.
Все сотворенное Творцом имеет индивидуальность, явленную в:
- формах;
- свойствах;
- назначениях.
Исходя из того, что Творец Благой, все, созданное Им, есть благо. Всевышний не создавал зло, оно является не субстанцией, а отсутствием любви, пороком и повреждением связи между Господом и человеком.
Рассуждая о мире, человеке и Боге, святой Аврелий в своих толкованиях попытался раскрыть секрет сущности между людьми и Создателем. Философ утверждал, что Бог обладает сверхприродностью.
Свобода и божественное предопределение также были в поле интересов блаженного Августина. У Адама и Евы была полная свобода, они могли выбирать между добрым и злым, но при этом было одно ограничение, не преступать запрет, данный Богом. Впав в грех, люди стали заложниками своей плоти, и только Иисус возвращает истинную свободу ценой своей Крови, но при этом надо соблюсти одно условие — послушание Богу.
Много работ философа посвящено исследованию взаимодействия времени в вечности с памятью, и их взаимосвязи. Интересны размышления о настоящем, которое через миг становится прошлым, а надежды на будущее превращаются в настоящее. Августин приходит к выводу, что как прошлое, так и будущее не существуют в реальности, есть только настоящее.
Интересно! Уникален подход блаженного Аврелия к теодицее, под которой понимается всеобщее добро. Догматик доказывает, что любое зло — отсутствие добра. Перелистывая работы христианского философа Аврелия Августина об истине и достоверности знания, познании, об обществе, истории и многом другом, поражаешься широте и глубине его познаний.
В уникальных работах «Град земной и Небесный» символически выражена борьба любви и морали, когда духовная победа ведет в Небеса, а земные удовольствия в ад. Работы философа, жившего в начале новой эры, не утратили актуальности и в 21 веке.
Краткая биография Аврелия Августина
Биографическая справка
Августин родился в Алжире, городе Тагасте, в 354 году. После окончания школы риторов, он начинает преподавать ораторское искусство в Карфагене.
Далее, Августин отправляется в Рим, а потом в Медиолан, заняв там место ритора в гос. школе. Здесь, его речи получают признание. Августин активно поддерживает язычество, борясь с христианским учением.
В течение 9 лет, он находится в обществе манихеев, но затем убеждается в необоснованности этого учения.
Познакомившись с трудами Амвросия Медиоланского, в 387 году Августин принимает крещение и возвращается в Алжир, где становится основателем христианской общины. После смерти епископа Валерия Гиппонского, Августин сам становится епископом.
Августин активно борется с ересью, выступая в защиту великой церкви, так как именно ее он считает путем к спасению. В этот период жизни, Августин пишет несколько сочинений, объясняющих сложные места Библии, проповедует, выступает судьей.
После, следует обличение донатистов. Епископ Нумидийский отстаивал мнение о том, что нельзя принимать в свои ряды отрекшихся от веры еретиков. Августин на совещании епископов доказал, что церковная святость зависит только от силы благодати, которая передается через таинства.
Но самый жесткий спор возник вокруг Пелагия и его учеников. Основой их учения является то, что человек-христианин сам творец своего спасения. Философия Августина Блаженного утверждает, что существует и Божья благодать. На Карфагенском соборе 417 года, Августин одержал победу в этом споре, а плагианство было осуждено.
Мысли Аврелия нашли отражение в таких важнейших для истории философии трудах как «Исповедь», «О свободной воле», «Об учителе», «Об истинной религии».
Умер он в 430 году в городе Гиппоне.
Возвращение на Родину
В 388 году Августин возвращается в Африку. В Тагесте, где Аврелий живет после возвращения, он организовывает монашеское братство. В 391 году Блаженный был посвящен в духовный сан. В 395 году он становится гиппонским епископом, оставаясь в этом духовном звании до самой своей кончины в августе 430 года.
Смерть Августина совпала с осадой города вандалами. Чтобы не допустить осквернения останков святого, приверженцы Августина перенесли их в Сардинию. Позже их выкупил лангобардский правитель для погребения в Павии в церкви св.Петра. В 1842 году останки Августина были возвращены в Алжир и погребены возле памятника Блаженного.
Понятие о добре и зле
Концепция философа о зле соответствует идеям неоплатонизма, где зло выступает отрицанием добра. Основываясь на Библии, в которых описывается доброта творца, Августин приводит доказательства того, что все существующее связано с ней. Бог при создании материальных объектов заложил в них определенные массу, мерительную величину и порядок. Он взял за основу свои умозаключения для всего материального, таким образом, в вещах запечатлены внеземные образы. Никакое изменение вещи в течение существования не повлияет на этот факт, образ сохраняется. То есть, в них заключается добро. Добро, по августианскому учению, это отсутствие зла. Нет обособленного понятия зла.
Это и есть теодицея (богооправдание) Аврелия. Ее общественный смысл очень понятен. Он состоит в том, что виднейший последователь христианства Августин Блаженный стремился примирить верующих людей с таким имеющимся порядком обычных вещей. Он призывал не осуждать зло, а быть благодарными за все существующее в мире добро. Зло не было создано Богом, оно появилось потому, что уменьшилась мера добра. Человек должен пройти искушение злом, чтобы понять мироздание и свою сущность.
Это интересно: 30,Артемида – греческая богиня (видео)
Основные философские идеи Августина Блаженного
Августин известен как проповедник, богослов, писатель, создатель философии истории (историософии). И хотя его учение не имеет системного характера, венцом эпохи зрелой патристики являются воззрения Августина Блаженного. (Патристика (кратко) — период философии средневековья, объединяющий учения мыслителей — «отцов церкви»).
Бог есть добро
Бог — форма бытия, бестелесная, чистая и вездесущая. Сотворённый мир подчинён законам природы. Добро заключено во всём, что создал Бог. Зла не существует, оно лишь подпорченное, ослабленное, повреждённое добро.
Видимое зло — это необходимое условие мировой гармонии. Другими словами, без зла не бывает добра. Любое зло может обернуться добром, как страдание способно привести к спасению.
Свобода или предопределение
Изначально человек был наделён свободной волей и мог выбирать между праведной жизнью, добрыми делами и злыми поступками. После грехопадения Евы и Адама люди лишились права выбора. Печать первородного греха лежит на человеке с рождения.
После искупления Иисусом Христом греха Адама, у человечества вновь появилась надежда. Теперь каждый, кто живёт по заветам Божьим, будет спасён и допущен после смерти в Царство Небесное. Но и эти избранные праведники уже предопределены Богом.
Государство и общество
Создание государства является необходимым условием для выживания человечества. Оно обеспечивает безопасность граждан и защиту от внешних врагов, а также помогает церкви осуществлять свою высокую миссию.
Любое общество предполагает наличие господства одних социальных групп над другими. Имущественное неравенство оправдано и неизбежно. Любые попытки изменить сложившуюся ситуацию и уравнять людей обречены на неудачу. Эта идея, получившая позже название социального конформизма, была выгодна и государству, и Церкви.
Христианская концепция истории
В истории человечества можно выделить 7 периодов, в основе которых лежат те или иные библейские события и личности.
- Отправным пунктом истории является создание Богом Адама и Евы. Длится первый период до Всемирного потопа.
- Второй этап начинается спасением Ноя и заканчивается рождением Авраама — библейского патриарха, родоначальника избранного народа.
- Третий период длится до конца правления Давида — второго царя Израиля.
- Четвёртый заканчивается вавилонским пленом.
- Пятый — распятием Иисуса Христа.
- Шестая эпоха самая длительная за всё время существования человечества. Жизнь людей проходит в ожидании Страшного Суда, неизбежного для каждой души.
- Седьмая — вечность или мир Бога, Его идей и мыслей. У вечности нет ни прошлого, ни будущего. Она существует только в настоящем.
Самыми значимыми событиями во всемирной истории являются грехопадение первого человека и распятие Христа. Развитие человечества происходит по сценарию Бога и соответствует Его намерениям.
https://youtube.com/watch?v=HBsMhp20lFg
О христианском учении
Труды и проповеди Августина оказывали влияние на христианское учение не только при его жизни, но и спустя несколько столетий. Многие его взгляды вызывали бурные споры. Например, его идея божественной предопределённости противопоставлялась христианскому универсализму, в соответствии с которым каждый человек имел шанс на спасение, а не только избранный.
Весьма спорными считались и воззрения на Святой Дух, который, по мнению Августина, может исходить не только от Отца, но и от Христа — Сына. Эта идея, несколько интерпретированная, позже была принята Западной Церковью и послужила основой учения о понимании Святого Духа.
https://youtube.com/watch?v=FNgxaEA1TJw
Взгляды самого Августина на некоторые христианские традиции и обычаи также подвергались изменению с течением времени. Так, он долго не принимал почитания мучеников и не верил в чудесную и исцеляющую силу святых мощей, но позже изменил своё мнение.
Суть христианского учения философ видел в способности человека воспринимать Божью благодать, без которой спасение души невозможно. Не каждый может принять благодать и сохранить её. Для этого нужен особый дар — постоянство.
Многие исследователи высоко оценили вклад Августина в развитие религиозного учения. В его честь названо одно из философских течений — августинизм.
Основы философии
Спектр философских проблем, освещённых Августином Аврелием в его в трудах велик и многогранен, самые основательные и плодотворные труды были обращены к следующим вопросам:
- Вера и разум. Аврелий Августин одним из первых укажет на безусловное сопутствие и колоссальное взаимовлияние разума и веры. Согласно его точке зрения, цель прохождения человеком в град Божий может быть достигнута с избранием одного из двух путей: опора на твёрдый и чистый разум или вера, основанная на внешнем авторитете.
- Бог и его отношение к миру. Весь мир и человек в частности – плоды творения сверхприродного Бога. В отличие от традиционного толкования неоплатонизмом Бога как безличное существо, абсолют, Августин представлял его как личность, таким образом, была проведена грань между Богом и понятиями «судьба», «фортуна».
- Воля и предопределение. Труды философа, посвящённые данной теме, пожалуй, одни из самых неоднозначных, а оттого разнотолкуемых. На протяжении всей сознательной жизни философ множество раз менял свою позицию по данному вопросу с твёрдой уверенности в наличии у человека способности к волеизъявлению до убежденности в абсолюте божественного провидения.
Августин «Об истинной религии»
В заключение мы должны упомянуть еще об одном творении Аврелия Августина, которое стоит едва ли не выше всех других его сочинений, потому что принадлежит не к ученой, а к всеобщей литературе и имело огромное влияние на последующие поколения. Это – книга Августина «Об истинной религии». На основании её католическая церковь доказывала протестантам истинность своего учения о предании и церковном авторитете. В сочинении «Об истинной религии», написанном в опровержение еретиков, особенно ясно высказывается стремление блаженного Августина доказать тождество христианской и церковной истины. Избрав себе задачею изложить читателям сущность христианского учения, Августин находит ее не в нравственных целях христианства, но в истории откровения и сообщения божественной благодати, неопределенном и неопределимом предании и в проявлениях божества посредством пророчеств и чудес, заменяя внутренние доказательства божественной истины внешними. Но в то же время он отрицает слепую веру, основанную на авторитете, а вместо неё предлагает философию религии. В сочинении «Об истинной религии», написанном для всех классов общества, у Аврелия Августина нельзя искать ни строгого логического порядка, остроумия и определенности, ни сжатого и связного изложения. Но в подобных сочинениях самая неопределенность выражений и туманность положений обусловливают их успех, хотя эти качества и дают противникам авторов повод возражать против них подобным же образом и в таких же общих и темных выражениях. В этом случае, как и всегда, крайности сходятся.
Манихейство
В тот же период он познакомился с трудами Цицерона, работая в библиотеке. Познакомившись с «Категориями» Аристотеля, разочаровался в Библии. Он принялся искать истину в других учениях. Секта манихеев обещала дать ему ответы на все его вопросы.
Их учение было основано на философском дуализме. От своих приверженцев манихеи требовали аскетизма. Они презирали человеческое тело, связывая его со Злом. Августина в манихействе привлек способ преодолевать самого себя, о чем он уже давно мечтал. Он впервые получил теоретическое обоснование существования зла. В призыве к самоопределению увидел средство, необходимое ему для исполнения своего жизненного предназначения.
В секте Августин был рядовым послушником, при том его связи с манихеями были достаточно сильными, он даже привлек в секту нескольких своих друзей. Секта помогла ему продвинуться по карьерной лестнице.
Биография Августина Блаженного
Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.
У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.
Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.
В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.
Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.
Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.
Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.
В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.
Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.
Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.
В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.
Святой Августин Филипп де Шампань
Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,
- Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
- Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
- Ассумпционисты
- Женские монашеские конгрегации августинок.
Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.
Философия и творчество
За годы свей биографии Аврелий Августин опубликовал немало книг, в которых описывал собственные философские концепции и трактовки разных христианских учений.
Главными трудами Августина являются «Исповедь» и «О граде Божьем». Интересен факт, что к христианству философ пришел через манихейство, скептицизм и неоплатонизм.
На Аврелия оказало огромное впечатление учение о грехопадении и милости Божьей. Он выступал в защиту догмата о предопределении заявляя, что Бог изначально определил для человека блаженство или проклятие. Однако сделал это Творец по своему предвидению человеческой свободы выбора.
По Августину, весь материальный мир был сотворен Богом, включая человека. В своих работах мыслитель излагал основные цели и способы спасения от зла, что сделало его одним из ярчайших представителей патристики.
Аврелий Августин уделял большое внимание государственному устройству, доказывая превосходство теократии над светской властью. Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые
В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:
Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые. В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:
- Философские труды.
- Религиозно-церковные учения.
- Вопросы происхождении мира и проблемы эсхатологии.
Рассуждая о времени, Августин приходит к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а только лишь настоящее. Это выражается в следующем:
- прошлое представляет собой только воспоминание;
- настоящее не что иное как – созерцание;
- будущее – ожидание или надежда.
Философ оказал сильное влияние на догматическую сторону христианства. Он разрабатывал учение о Троице, в которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию.
Детство Августина
В отличие от многих апологетов раннего христианства, святой Августин избежал притеснений — судьба его складывалась достаточно благополучно. При этом духовные искания и даже само его происхождение наглядно отражают процессы, имевшие место в мире поздней античности накануне падения Рима.
Происхождение и рождение
Будущий философ и мыслитель родился в 354 г. в римской североафриканской провинции Нумидия. Местное население в значительной мере романизировалось и восприняло латинский язык и культуру. Но все же Нумидия являлась окраиной империи и потому была сравнительно удалена от главных христианских центров, что на многие века сделало ее местом распространения ересей и острой идейной борьбы. Все это потом найдет отражение в биографии знаменитого отца церкви.
Семья
Отцом Аврелия был мелкий землевладелец и язычник Патриций, происходивший из вольноотпущенников, получивших римское гражданство по эдикту императора Каракаллы более века назад. Но в истории гораздо больший след оставила мать святого — Моника. Она происходила из семьи христиан и в конечном счете сыграла роль в обращении сына в веру, также став причисленной церковью к лику блаженных. Житие святой Моники нашло свое место в православной и католической агиографии.
По воспоминаниям самого философа, атмосфера в семье не всегда была здорова в том числе из-за религиозных разногласий. Отец хотя и любил сына, но был склонен к скандальному поведению и супружеским изменам. Однако родители сходились в мнении относительно того, чтобы дать сыну хорошее классическое образование.
Учеба в школе
При освоении наук Августин имел трудности в изучении греческого языка, знание которого в то время считалось весьма важным. Но вместе с тем юноша жадно погрузился в мир латинской литературы. Как и было предписано тогдашними нормами, он принимал участие в языческих ритуалах и уже начал задумываться о более глубоких смыслах бытия.
Первое озарение посетило мальчика уже в школьные времена. По воспоминаниям, он вместе с друзьями собирался совершить кражу фруктов из чужого сада, сильно хотел есть, однако воздержался от воровства. В своих сочинениях святой позднее признавался, что испытал большое потрясение и искушение «запретным плодом». Это в итоге упрочило его убеждение в испорченности человеческой натуры первородным грехом и необходимости опереться на милость Бога.
Теория времени Августина Блаженного
Размышления Августина о времени и вечности являются существенным вкладом в развитии философских взглядов на эту проблему. Ей посвящена одиннадцатая книга «Исповеди». Начиная свои рассуждения о времени, Августин пишет о сложности проблемы: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
По Августину, время существует во взаимосвязи с сотворенным миром. Время есть мера движения и изменений, присущих всем сотворенным конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, оно появляется как следствие Божественного творения и одновременно с последним.
Объясняя такие основные категории времени, как настоящее прошлое, будущее, Августин пришел к идее: прошедшее и будущее не имеют реального самостоятельного существования, действительно существует только настоящее. Именно в настоящем устанавливается порядок между вещами, выражающийся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Так, Августин создает философские предпосылки для утверждения исторического взгляда на мир и познание.
Августин пишет: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь (то есть не в предметной действительности)». Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа (человека).
На идее взаимозависимости сотворенного мира и времени основана августиновская защита традиционных христианских представлений о творении мира. Вопрос о том, что делал Бог перед тем как сотворил мир, лишается смысла: ведь он применяет к Богу понятие, которое имеет силу только по отношению к сотворенному. Это понимание противоположности абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.