Че, ауе, пацаны? почему молодежь забайкалья может быть потеряна для страны

Кто стоит за АУЕ?

А стоят за этим явлением бандиты из лихих 1990-х, в юности отсидевшие сроки на малолетке (зона для несовершеннолетних), будучи буграми, т.е. бригадирами зоны, отряда, отделения — ставленниками администрации. Часто бугры издеваются над несовершеннолетними заключенными, как морально, так и физически. У бугров есть свои председатели, их прозвище — рог. Любой рог или богор, стоит ему подняться на взросляк (т.е. достигнув совершеннолетия, перейти отбывать наказание во взрослую колонию), имеет риск быть опущенным либо убитым, так как он не просто занимал «сучью» должность, но и издевался над другими. А для того чтобы не было бунта против их власти, многие бугры специально стремятся навязать на малолетке свою идеологию, якобы основанную на воровских понятиях. Постепенно такая «своя» субкультура прикрылась аббревиатурой АУЕ, распространив свое влияние и на воле. Молодежь начинает жить по уголовным правилам, под лозунгом «Жизнь ворам — смерть ментам», вымогает деньги у своих товарищей, создаёт общаки для передачи продуктов, сигарет или денег «пацанам на зону» — на малолетку. Многие подростки не понимают, что, помогая этой субкультуре на свободе, они помогают, по сути, «сукам», нарушающим воровской закон. На взрослой зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто используют, подставляют, могут, мухлюя, обыграть в карты, а нередко и опустить. Малолетки из этого сообщества, на зоне часто становятся обычными прислужниками авторитетов, но это еще в лучшем случае. Бывает, что из молодых бархатных бродяг делают Машек, и они получают те самые прелести арестантского единства, о котором так мечтали. Деревенский бродяга из АУЕ , укравший куртку из школьной раздевалки и попинавший слабака, упивается собственным величием. Но для настоящих взрослых арестантов и бродяг, придерживающихся воровского закона, он – «чмо и

безмозглый лентяй».

По понятиям

Верховный суд России в понедельник объявил экстремистской организацию «Арестантский уклад един», более известную как АУЕ. Поводом для этого послужило активное распространение ее идеологии среди подростков. Об усилении контроля за профилактикой вовлечения молодежи в деструктивные организации и движения в конце прошлой недели заявила Генпрокуратура

Сообщалось, что особое внимание будет уделено качеству работы полиции и учреждений, входящих в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних

— Административное исковое заявление прокурора удовлетворить и признать АУЕ экстремистской организацией, и запретить ее на территории РФ, — сообщили в суде.

На счету участников АУЕ десятки преступлений — от организации бунтов в воспитательных колониях до нападений на полицейские участки и убийств. В настоящее время идеология движения распространена в 40 регионах России, а его численность достигла 34 тыс. человек, 40% из которых — подростки 13–17 лет, рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.

о1

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Справка «Известий»

АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантское уркаганское единство») — название и девиз молодежной субкультуры, которая пропагандирует воровские и тюремные понятия. Основой движения стала романтизация арестантского уклада жизни, пропаганда насилия и ненависть к правоохранительным органам. «АУЕшники» причастны к резонансным преступлениям, организации бунтов и побегов из мест лишения свободы, массовым беспорядкам, распространению экстремистских материалов в Сети.

Считается, что движение зародилось в Забайкальском крае. Полицейские в 2011 году выявили банду, которая орудовала в поселке Приисковый. В группировку входили порядка 20 человек в возрасте от 15 до 22 лет. Как выяснилось, участники ОПГ навязывали воровские идеи в школе — в частности, в начальных классах. В каждом классе были назначены «смотрящие», которые собирали дань с одноклассников. Часть собранных средств, по данным СМИ, отправлялась в колонию. Местные чиновники и ранее заявляли, что в регионе присутствуют приверженцы этого направления.

Определить принадлежность тех или иных преступников к АУЕ крайне сложно. Это неформальное движение, имеющее развитую сетевую структуру без руководящего центра. При этом правоохранители полагают, что у банд есть главари, которые скрывают принадлежность к субкультуре, а также «смотрящие», координирующие действия малолетних преступников.

Согласно статистике судебного департамента Верховного суда, в 2019 году за совершение преступлений было осуждено 11 512 несовершеннолетних — на 8% больше по сравнению с 2018-м. Среди них 5303 подростков в возрасте 14–15 лет и 6209 — 16–17 лет.

При этом нельзя сказать, что участниками движения становятся подростки только из малообеспеченных семей, отметил эксперт. Если субкультура АУЕ начинает доминировать в школе или населенном пункте, в нее попадают все. Причем многие — не добровольно.

— Тогда уже не стоит вопрос, кто из обеспеченной семьи, кто из образованной, а кто — нет. В основном это, конечно, родственники тех, кто имеет отношение к преступности, кто сидел или сидит, — пояснил Роман Силантьев.

э2

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

АУЕ — это хорошо развитая преступная сеть, которая имеет определенные возможности в системе исполнения наказаний. Ее участники общаются между собой и оказывают друг другу определенную поддержку, заметил руководитель организации «Право и порядок» Олег Иванников.

Старшие члены АУЕ рассказывают молодежи о своих связях и больших возможностях, которые якобы дает участие в организации, отметил эксперт. Так они заманивают новичков в движение. В итоге, попадая в колонию, молодой член группировки ждет помощи и поддержки, однако на деле он ее, конечно, не получает.

— Сейчас молодежь легковнушаема из-за сложного экономического положения, и поэтому многие хорошие дети, попадая под интернет-воздействие этих групп АУЕ, становятся неуправляемыми и для родителей, и для полиции, — сказал «Известиям» Олег Иванников.

Как расшифровывается АУЕ

Термин «АУЕ» является акронимом, и имеет две основные интерпретации и расшифровку:

  • «Арестантский уклад един»;
  • «Арестантское уркаганское единство»

Под данным понятием обычно понимается распространённость на всех заключённых законов воровского мира, с их чёткой иерархической системой, следованию установленным шаблонам поведения, стандартизированным сленгом. Люди, исповедующие данные ценности, спаяны единым тюремным мировоззрением, и должны следовать принятому в нём укладу. Приветствием «АУЕ» арестанты могут приветствовать друг друга в местах заключения.

Некоторые исследователи связывают слово «АУЕ» с латинским приветствием, что в корне не верно. Латинское приветствие звучит как «AVE» (аве), а не «AUE» (ауе), потому упомянутая интерпретация является некорректной.

В подростковом сленге АУЕ означают целую субкультуру, основанную на подражении матёрым зекам, следованию стилю их жизни и ценностям. Подобные подростковые группы по своим ценностям сходны с известными «гопниками», перекликаются с ними по своему поведению и мировоззрению.

Что означает АУЕ, история появления языка преступников

Название сокращается, теперь уголовники «ботают по фене». Понять такой разговор могут только опытные полицейские, но таких знатоков — единицы. Основными функциями жаргона являются:

  • Непринужденно разговаривать на сленге могут только преступники, поэтому жаргон служил для обнаружения работников милиции.
  • Разговаривая на непонятном для людей языке, преступники предупреждали об опасности и договаривались, о делах и встречах. Это качество позволяет преступникам скрывать свои намерения. При этом сленг развивается, в его состав входят новые слова и понятия.
  • При всей сложности, для знающего человека говорить на жаргоне о делах намного проще, чем на нормальном языке. При этом одно слово может заменять целую длинную речь.

Интересно! Жаргонные слова обозначают приверженность к различным группировкам и «профессиям» заключенных, а также позволяют общаться с представителями разных каст.

Детские деньги в общак

Так, в некоторых местных школах члены молодёжной группировки, не стесняясь, собирают ежемесячные подати со своих одноклассников и других учеников. На их языке это называется «греф на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказания в тюрьмах. Об этом знают все – от родителей школьников до администрации учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не в силах.

Правоохранительные органы в таких историях сами едва не становятся жертвами, как к примеру в Челябинске, когда 27 мая подростки устроили беспорядки, выкрикивая «АУЕ» и набрасываясь на полицейских. В небольших населённых пунктах Дальнего Востока штат полицейских участков обычно очень маленький и противостоять разъяренной толпе подростков без применения оружия, он не в силах.

До судов «подвиги» малолетних уголовников тоже доходят крайне редко, так как мало кто осмеливается писать заявления на них. Для школьника из Забайкальского края пойти против АУЕ (то есть дать любые показания в суде) – значит пойти против всех своих друзей и одноклассников, стать презираемым изгоем в их обществе. В некоторых случаях на помощь детям приходят их родители.

На блатном жаргоне

Корни у расшифровки АУЕ растут из уголовщины, ведь сам термин является камерным приветствием. Заходит человек в «хату» и изрекает «АУЕ!», то есть, как бы показывает, что он свой, вор, авторитет и прочая. Попытки построить уголовное братство вытекают из главного мотива – получше прожить на зоне. Построив иерархическое сообщество уголовников, авторитетам перепадают разные блага, плюс спокойная жизнь и самоуважение. Нередко выгодна такая система и администрации колонии – меньше работать нужно.

Сейчас в России все меньше «черных зон», то есть, где правят уголовники, но на уровне камеры все традиции все-таки сохраняются. Есть и «петухи», и авторитеты, и общак, и опустить человека могут, а то и убить.

Но, как водится, авторитетов на всю зону несколько, а обычных уголовников – много. Поэтому молодой арестант, исповедующий принципы АУЕ, обычно должен исполнять в камере какие-то функции. Например, передавать «малявы» по ниткам у окна камеры, проносить в собственном анусе мобильные телефоны, варить наркозелье паханам и тому подобное.

Так что и на зоне приверженцам АУЕ живется несладко – их часто подставляют, могут обыграть в карты, а нередко, и опустить. Гораздо легче простым мужиком шить фуфайки, чем пытаться играть в игры матерых уголовников.

Арестантский уркаганский

Картина, в общем-то, рисуется совсем не радужная. Итак, в России действует некое неформальное криминальное движение, ориентированное на молодёжь школьного возраста. Чтобы примкнуть к нему, ненужно никуда записываться или где-то регистрироваться – достаточно просто заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и соблюдать её законы (фактически тюремные законы на молодёжный лад). А вот покинуть движение уже нельзя. Как говорят, сами представители АУЕ – «тюрьма не отпускает». Попробуешь дать задний ход – тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии.

«Опущенные», к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу иерархической лестницы. Выходит, что в отличие от любых других известных субкультур, АУЕ – крайне хваткая и не по культурному агрессивная, которая, не стесняясь, хватает своими щупальцами всё, до чего может дотянуться. При таком раскладе, надо полагать, многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях и вовсе ради личной безопасности.

Для субкультуры в её классическом и привычном понимании – это, пожалуй, уже чересчур. Никакая альтернативная культура не может быть столь навязчивой. Культура вообще не должна быть навязчивой. АУЕ – это не субкультура и никакое не движение, как заявляют в СПЧ. Это секта. Классическая тоталитарная секта для подростков со всеми атрибутами – от неприемлимости чужих взглядов до крайне агрессивных способов распространения своего влияния. Здесь всё то же самое, только вместо религиозной составляющей адептам предлагает некий «свод правил», или, если угодно, «понятий», согласно которым необходимо строить свою жизнь. И главное – не только свою, но и чужую – жизнь каждого окружающего, по мере возможностей.

Мораль при этом у сектантов очень своеобразная. Даже бывшие заключенные далеко не все поддерживают АУЕ. Многие выступают против них, считая «что у этих малолеток совсем ничего святого». Понимают они только силу, да и то по-своему. «Количество» и «качество», например, в их понятии что-то вроде синонима. То есть, если они смогут забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк – они это сделают, ибо это «по понятиям». А тот факт, что жертва была явно сильнее любого из них один на один, никого не смутит.

[править] Суть™

АУЕ — это секта, которую курируют воры в законе, находящиеся в местах не столь отдалённых. Деньги авторитетам нужны для взяток вертухаям, покупки веществ и прочего. Но как их добыть? Их братки на свободе передают АУЕвшим малолеткам, что надо собрать столько-то штук рублей/долларов (нужное подчеркнуть). АУЕшники собирают банду и собирают с остальных общак (см. ниже), часть которого отправляют на зону, а часть забирают себе. Однако ходят слухи, что это полнейший пиздёж, ибо любой добропорядочный зек будет в ужасе от той лютой дичи, что порой сабжи вытворяют.

По другим данным, никаких воров за АУЕ не стоит, потому что по воровским понятиям заниматься беспределом и трясти простых людей — страшное западлло. А есть тупое желание малолетних гопников придти к успеху и запугать одноклассников.

Среди адептов АУЕ обязательны блатные законы, а на Кавказе — ещё и местные обычаи. В школах для оказавшихся сдавать бабосы для зеков, то есть петухов, есть отдельные парты, посуда и столы в столовке. Все как в настоящей тюрьме. Те, кто сдают, знают, что после попадания на зону (по верованиям АУЕшников, каждый сабж всегда попадает в тюрягу) младшие адепты будут сдавать им лавэ, как они делали это в их возрасте. Поэтому вербовка молодых кадров ведётся очень активно, часто за гаражами. А если район или город чуть более, чем полностью заселен быдлом и гопниками, то вербовка шести — семилеток облегчается в разы. Поэтому в последнее время АУЕ все больше стало распространяться и в младшей школе. Fail.

Все АУЕвшие дети считают себя крутыми авторитетами, и хотят ими стать после окончания школы и бурсы. Однако, чаще всего они это перерастают и дальше офис, пятница и форд фокус в кредит до самой пенсии. Те, кто не влился в дружные ряды серой массы, становятся обычными гопниками, и таки попадают в колонию далеко на севере. Но, к их превеликому удивлению, в большинстве случаев их роль в тюрьме заключается в поедании сгущёнки у параши. Также есть большая вероятность, что сабж подсядет на систему и успешно внесет свой вклад в очищение генофонда.

Что такое АУЕ, и краткое происхождение этой аббревиатуры (+видео)

  • арестантско-уркаганское единство;

  • арестантский уклад един.

Вандализм – отличительная черта явления.

Для людей, которые сидели в тюрьме, это один из знаков тюремного «братства». Не единственный и не основной — раннее его никак особо не выделяли. Слово «АУЕ» могло использоваться в качестве приветствия — как при разговоре, так и при переписке (в малявах). Причем это актуально только для «черной» масти: сидельцев, которые сознательно считают себя причастными к криминальному миру. Важный нюанс: это не делалось напоказ и открыто — это было знаком для «своих», применяемом только между посвященными.

Сейчас вес и значение этого термина размылись. Если раньше (еще в советское время) тюрьмы строго делились на «черные» (в которых царил воровской закон, и сотрудничать с администрацией было опасно) и «красные» (в которых заключенные активно сотрудничали с администрацией), то теперь ситуация поменялась.

Откуда это попало в молодежную субкультуру, где и среди кого котируется АУЕ? (+видео)

В бывших советских странах общество неоднозначно относится к тюрьмам и к заключенным. В «девяностые» тюремная тематика стала очень популярной: подростков и молодежь привлекала возможность быстрого обогащения, которая была у бандитов. Одни — просто интересовались или восхищались этим миром. Другие — считали, что общаться со шпаной и сидельцами — это круто. Третьи вообще мечтали о том, чтобы совершать преступления и оказаться в тюрьме.

Для неблагополучных ребят — это может стать действительно интересной и реально почитаемой философией. Для других — это тренд, и ему надо соответствовать, потому что это модно. Кто-то перерастет эту «моду» и вернется к нормальной жизни, а кто-то, стараясь соответствовать АУЕ-понятиям — познакомится с тюремной романтикой поближе, и на несколько лет в нее окунется.

Эта тематика особенно популярна в регионах с высокой безработицей, большим количеством исправительных учреждений, большим количеством заключенных, а также в регионах, где действуют (или раннее действовали) преступные организации, или наблюдалась повышенная криминогенная обстановка.

Но АУЕ распространено вообще по всей стране — случаи с участниками этого движения можно найти чуть ли не в каждом городе, просто это не всегда становится известным на всю страну.

Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь

1. Как расшифровывается АУЕ?

Вероятнее всего расшифровка АУЕ — «арестантский уклад един». Есть и второй почти равнозначный «перевод» — «арестантско-уркаганское единство». Подростки, участвующие в движении, всячески превозносят тюремную романтику, а на претензии учителей и родителей безапелляционно отвечают: «Это ж новая молодежная культура!»

Если отбросить лишние атрибуты и условности, АУЕ это — молодежное движение уже давно федерального уровня, которое прославляет тунеядство, культ силы и — в определенных случаях — поощряет грабежи и воровство.

О классическом трудоустройстве члены АУЕ даже не думают. Трудиться для них, мягко скажем, унизительно. Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Именно там они намерены получить «высшее образование». Как раз этим можно объяснить ненависть «ауешников» к полиции: такие подростки не считают зазорным нападать на малочисленные патрули. Избили, морально унизили, облили кислотой. Что ж, добро пожаловать в тюрягу!

2. Где существует АУЕ?

Федеральные власти и правоохранительные органы стараются до последнего не признавать это движение. Вернее, признают, но игнорируют. Чиновники местного уровня считают явление АУЕ чем-то фрагментарным и отчего-то не слишком актуальным. В то же время неформалы, пропагандирующие АУЕ, уже заполонили Сибирь , Забайкалье и Дальний Восток. Как правило, это происходит в неблагополучных районах и загнивающих поселках. Постепенно волна АУЕ продвигается на запад . И уже, если судить по прогрессивному Инстаграму, вплотную подбирается к столице.

Подростки в системе АУЕ чуть ли не сразу после школы стремятся попасть на зону. Фото ТАСС/ Станислав Красильников

3. Как отражается «деятельность» АУЕ на обычных школьниках?

Участники группировок, активисты требуют мзду со своих же одноклассников — так называемые «гревы на зону». Почему на зону? Почти все поборы уходят кураторам движения, что сидят в реальных тюрьмах, — криминальным авторитетам и идеологам АУЕ. Если школьники отказываются платить, «ауешники» пытаются вытребовать деньги с их родителей. Доходит до грабежей и вымогательств, в некоторых случаях это уже заканчивалось убийствами.

4. Как распространяется этот вирус по России?

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Фото Юрия Белинского (ТАСС)

5. Почему «ауешники» стараются быть вне информационного поля?

Тут все вполне логично. «Никаких комментариев журналистам и полицейским!» — один из самых главных принципов движения. Тут, как и в обычной тюрьме, действует принцип иерархической лестницы

Промежуточным лидерам важно быть в тени, чтобы избежать проблем с правоохранительными органами. «Опущенные» (униженные, оскорбленные, а иногда действительно подверженные регулярному сексуальному насилию) школьники также не хотят светиться — по вполне понятным причинам

6. Можно ли покинуть группировку?

«Тюрьма еще никого не отпускала», — один из главных заветов АУЕ. Школьников, которые только лишь намереваются покинуть группировку, ждут проблемы. Хочешь сложностей? Раз — и ты в одно мгновение слывешь «опущенным», ну, например.

7. Какого уровня это явление?

Сложно сказать, когда именно движение АУЕ появилось в России . Возможно, сразу после Великой Отечественной, когда начался невероятный разгул преступности и когда дети войны принялись копировать своих же знакомых криминальных авторитетов. Всплеск интереса к АУЕ вернулся в конце 1980-х. Со временем некоторые из «ауешников», тех самых подростков, стали бандитами и киллерами. Большинство, конечно, вернулось к нормальной жизни (и только изредка пугает прочих водителей битами и монтировками). Однако сейчас АУЕ снова набирает популярность. С чего вдруг? Это уже тема для экономистов, социологов и политиков. Видимо, есть на то веские причины.

В России появилась уголовная молодежная организация. Пароль: «АУЕ*!» — отзыв: «Жизнь ворам»…

Тему подняла ответственный секретарь Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Яна Лантратова , причем на самом высоком уровне:

«В тюрьме сидит человек, у него есть смотрящие на воле, они связываются с детьми в социальных учреждениях, устанавливают свои порядки. И подростков заставляют сдавать на общак для зоны, а если ребенок не может сдать деньги или украсть и совершить преступление, он переходит в разряд опущенных, у него отдельная парта, отдельная посуда, над ним можно издеваться и его можно насиловать… Самое страшное, Владимир Владимирович, что, когда они выйдут из этих спецшкол, их будет целая армия. Это проблема национальной безопасности». (подробности)

Почему возникают субкультуры такого рода

Как попадают в криминальную среду дети из неблагополучных семей, понять несложно. Родители, которые пьют, употребляют наркотики, нередко сами толкают детей за черту закона. Как бы страшно это ни звучало, именно они часто заставляют детей красть деньги или продавать запрещенные препараты – ведь до 14 лет уголовной ответственности нет, а значит, ребенок может совершать противоправные действия и не нести за это ответственность.

А вот что заставляет вступать в АУЕ, изъясняться тюремным жаргоном и совершать правонарушения благополучных детей? Этот вопрос волнует всех родителей.

Особенностью подросткового возраста является романтизация многих событий и действий, которые недоступны или запретны. Смерть, преступления, уход из дома – все это тинейджерам кажется притягательным и интересным. А в 90-е годы в нашей стране наблюдалась популяризация криминальной среды ― было много сериалов о бандитах, криминальных авторитетах, рэкетирских захватах. Дети играли не в «войнушку», а в «Бригаду». Криминальный авторитет – вор, убийца, преступник – в глазах подростка выглядит сильным, уверенным в себе, способным на серьезные и смелые поступки. Такой героический образ манит и заставляет ребенка вливаться в преступную среду – ведь каждый подросток хочет быть сильным и уверенным в себе человеком.

Кроме этого, именно в подростковом возрасте дети впервые задумываются о смысле жизни. Они ищут себя, ищут способы самореализации, самовыражения. Они задает себе вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?» и, если не находят ответы в той среде, которая мх окружает, начинают искать их вовне. Чаще всего это «вовне» ― это улица, где другие ребята уже имеют свое представление о смысле жизни и готовы им поделиться. тинейджерам рассказывают о том, что, якобы, есть неправильный мир ― законопослушный, а есть правильный ― криминальный. Что члены АУЕ пытаются «отстоять правду и справедливость», против которой борется власть. Что отрицать все ценности «неправильного» мира и «быть не как все» ― очень круто и здорово: все работают – я не буду работать, подросткам запрещают пить и курить – я буду это делать, все спешат домой в свои семьи – я буду считать своим родным домом тюрьму.

В неформальные движения дети уходят не просто так – именно там они находят те смыслы, которые им нужны. В подростковом возрасте одна из основных потребностей ― быть «своим». Ребятам этого возраста характерен принцип «группирования» ― они активно ищут ту группу, которая примет их, в которой они смогут чувствовать себя комфортно и уверенно

Подросткам крайне важно ощущать себя особенным, принадлежащим к какой-то тайной стороне жизни. Подростки прощупывают границы возможного и дозволенного, нарушая их

Нередко это приводит к совершению противоправных действий. А в субкультуре всегда есть некие правила, которые точны и понятны. Подросткам именно этого и не хватает – им нужны четкие границы и правила.

АУЕ отвечает всем требованиям подросткового возраста – это закрытое сообщество единомышленников, покрытое мраком таинственности и манящей запрещенности

Немаловажно, что в этом мире ребенок чувствует свою нужность и значимость, а законы, по которым ему предлагается там жить, точны и понятны

Жесткая иерархия

Совершенно не управляемая и хаотичная, на первый взгляд, субкультура вдруг оказалась построена на жёсткой иерархии, объединяющей разрозненную дикую стаю малолетних хулиганов в некое подобие общества. Это выглядит, по меньшей мере, странно. Даже гораздо более образованные и адаптированные к социуму люди не способны так объединяться без наличия лидера, обладающего должной харизмой и, желательно, внушительном кошельком.

Значит, наверняка такой лидер есть и у АУЕ. Кто-то управляет этой стаей, кто-то поддерживает её информационно, материально и идеологически. Ответ, кажется, лежит на поверхности. Кто-то из внушительных представителей криминального мира – некий авторитет, взявший на себя ответственность «за воспитание будущего поколения». Это самое простое объяснение, и, как правило, на него ссылаются все, кто так или иначе поднимал проблему АУЕ. Действительно, скорее всего, так оно и есть. Или кто-то очень хочет, чтобы все так думали.

Если же копнуть чуть глубже, то нам придётся представить последствия, которыми может грозить стране популяризация АУЕ в перспективе. Ведь это не просто локальная секта – её идеология распустила свои щупальца по всей России. Сегодня АУЕ – это уже целое поколение. Поколение, которое скоро войдёт во взрослый возраст. И войдёт оно туда без образования, воспитания и каких-либо человеческих ценностей. К чему это приведёт – догадаться не сложно. Целое поколение будет потеряно. Даже хуже – не просто потеряно или уничтожено, а превращено в быдловатую агрессивную стаю, которая всеми силами будет вставлять палки в колёса нормальным работающим людям. Страна окажется в глубокой социально-экономической яме, наподобие той, что возникла на Украине в ходе известных событий, закончившихся государственным переворотом.

Со временем рухнет вся финансовая система, обесценив национальную валюту в несколько раз. Тогда на улицах наступит хаос – по городам прокатятся локальные «майданы», сопровождаемые криминальным беспределом. А бессильную полицию заменят уважаемые и авторитетные воры, быть может, как раз из тех, кто сегодня громче всех кричит «АУЕ!». В таких условиях ни одна страна не сможет сохранить свой суверенитет… Кому это нужно? Уж точно не ворам.

Где существует АУЕ?

Считается, что в том формате, в котором формирование известно в настоящее время, оно возникло на Дальнем Востоке. Наибольшее распространение оно получило на территории России, а точнее, в Иркутской области, Забайкальском крае. Популярным оно является и в Бурятии.

Но в наши дни это явление продолжает распространяться, набирая обороты и в других странах. В том числе настигло оно и Украину, и считается, что появилось здесь оно еще за несколько лет до Майдана. Немало ее последователей есть в центральных областях государства, но, по их же словам, встретить их сегодня можно практически во всех его городах. Между тем, многие эксперты считают, что в нашей стране это движение является субкультурой, к организации которой профессиональные преступники, реальные уголовники не имеют никакого отношения.

По их мнению, возникло оно среди школьников, стремящихся к самовыражению. Аналогичной позиции придерживаются и сами представители криминалитета, заверяя, что ввязывать в свои дела несовершеннолетних их «коллеги» не стали бы. Многие эксперты во власти, равно как и «эксперты», находящиеся по другую сторону баррикад, считают, что молодежь просто «нахваталась» популярных тюремных понятий из серии «Фарту масти», «Жизнь ворам», практически бездумно выкрикивая их или выписывая на просторах интернета. При этом, о настоящих воровских понятиях, жизни преступного мира, ее укладе они не знают ровным счетом ничего.

И все же, далеко не все представители правоохранительных органов верят в непричастность криминалитета к продвижению этой субкультуры. Немало среди первых тех, кто уверен, что ему выгодно распространять свои понятия, расширяя круг «новобранцев» и своих приверженцев.

Как проявляется движение АУЕ в школе?

В школе, где распространено движение АУЕ, есть четкая иерархия. К сообществу принадлежит практически каждый ученик. Наверху иерархии находятся кураторы, которые являются самыми главными в движении. В середине структуры находятся обычные участники движения, которых никто не обижает. А на самой нижней ступени иерархии находятся так называемые «опущенные». Дети, которых можно гнобить всем ученикам школы.

К последним в учебном заведении относятся негативно. С ними не садятся кушать рядом. Не здороваются за руку. И даже не разговаривают.

Субкультура АУЕ — довольно страшное явление, которое опасно для подрастающего подростка. Поскольку оно может привести у него к появлению стресса. Страха. А иногда даже и к физическим побоям со стороны представителей движения АУЕ.

Выход в Сеть

— Правоохранительные органы выявляют тематические группы, которые прославляют эту идеологию, фиксируют их, составляют административные материалы, ставят потенциальных преступников на учет, — отметил Олег Иванников.

В 2019–2020 годах, по данным источника «Известий» в правоохранительных органах, за пропаганду экстремизма в интернете к ответственности были привлечены 11 администраторов и активных участников сетевых сообществ движения. В судебном порядке пресечена работа 22 площадок в социальной сети «ВКонтакте» — в этих пабликах состояло порядка 2,5 млн пользователей.

о4

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— В настоящее время АУЕ пользуется наибольшей популярностью в сетевых сообществах России (выявлена 4231 группа «ВКонтакте» со 9 млн 160 тыс. подписчиков), а также Украины — 1631 группа до 13 млн 255 тыс. пользователей, — сообщил собеседник «Известий».

Часть этих информационных площадок администрируется непосредственно членами ОПГ — в том числе и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы.

До 2000-х годов движение АУЕ было распространено в основном в местах лишения свободы. Затем оно стало популярным в отдельных проблемных городах и поселках Иркутской и Оренбургской областей, Забайкальского края и Бурятии. «Целевой аудиторией» становились местные школьники, воспитанники интернатов, детских домов и спецучилищ.

Так, 15 активных участников АУЕ дважды пытались устроить бунты в местах лишения свободы для несовершеннолетних. В марте 2015 года под их руководством 137 осужденных Ангарской воспитательной колонии учинили поджоги и погромы, избили сотрудников. Через три года аналогичный сценарий, подготовленный теми же лицами, повторился в Канске.

В феврале 2016 года 16 воспитанников школы-интерната забайкальского города Хилок из движения АУЕ вооружились железными прутьями и напали на отдел полиции, пытаясь освободить задержанного за хулиганство товарища, рассказал источник «Известий».

о3

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

В июне того же года сторонники группировки организовали массовые беспорядки и побег 46 человек из Рефтинского специального учебно-воспитательного центра в Свердловской области. По той же схеме действовали и семеро «АУЕшников» из Себежского учреждения для девиантных подростков (Псковская область) в марте 2018 года: они заблокировали двери и окна, пускали в ход кулаки и угрожали учителям физической расправой. В итоге оттуда сбежали 38 подопечных.

Особый резонанс получило жестокое убийство 20-летнего инвалида Дмитрия Рудакова в Березовском (Свердловская область) в августе 2018 года. Четверо членов АУЕ в возрасте 14–16 лет обратились к парню с просьбой помочь им купить сигареты. После того как Рудаков приобрел их, его увели в гаражный комплекс и там, согласно ранее оговоренному между собой плану, забили насмерть.

В августе 2020 года суд приговорил к трем годам лишения свободы лидера группировки АУЕ «Белята» из Набережных Челнов (Татарстан). Члены этой ОПГ, по данным следствия, вымогали деньги у школьников и терроризировали местных жителей.

Это далеко не полный список преступлений, совершенных представителями движения, — приверженцы тюремной субкультуры продолжают свою деятельность по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector