Ассирийская держава

Ассирийский Ашшур. Период становления столицы

До 15-го в. до н. э. ставшие впоследствии крупными ассирийские города не представляли собой единого политического целого. Ашшур был поначалу центром небольшого торгового государства, и ведущую роль в нём играли купцы. Город быстро развивался, через него ввозили лес и металл в Месопотамию. Постепенно ассирийские торговцы и ростовщики проникли в Малую Азию и основали там свои торговые колонии. Конечно, богатый город постоянно подвергался набегам, купцам приходилось браться за оружие и защищать свои товары, жители города тоже вынуждены были обороняться.

В 8−7 вв. до н. э. город уже представлял собой крепость. Строители Ашшура отличались высоким мастерством. Город был обнесён стенами высотой 15−18 метров и толщиной 6 метров. Выполнены они были из сырцового кирпича, а облицованы глиной. Вершину стены украшали зубцы из цветных поливных кирпичей. По внешней линии стены через каждые 20 м стояли башни-контрфорсы. Наружные ворота охранялись фланкирующими башнями.

Попасть в Ашшур было не так уж просто. Пройдя через первые ворота, человек оказывался в длинном помещении, которое заканчивалось внутренними воротами с несколькими отсеками.


Реконструкция Ашшура. (wikipedia.org)

Образование персидской империи

После распада Ассирии, на территориях Западной Азии осталось три обширных державы: Вавилонское, Мидийское и Лидийское царство. Но все они были завоеваны персами.

Племена персов – выходцы с Кавказских гор, издавна заселяли земли неподалеку от Персидского залива, которые входили в состав Мидийского царства. Возглавляемые своим предводителем Киром, в 550 году до нашей эры персы подняли восстание и захватили Мидию. После того как правителем Мидийского государства стал Кир Великий, началась война между Мидией и Лидией. Последним, в 539 году до нашей эры, персами было завоевано Вавилонское царство. Таким образом, с помощью военной силы, была образована крупнейшая на всем Востоке Персидская держава, которая простиралась от границ Индии до побережья Средиземного моря.

Для удобства управления Персия была разделена на провинции. Крупнейшие города империи соединяли прочные широкие дороги, по которым зависимые страны регулярно привозили дань персидскому царю. Чтобы предотвратить заговоры и восстания на территориях огромной империи, персидский царь содержал большое количество тайных осведомителей, которые докладывали ему о происходящем во всех концах Персии.

Дарий I

Самым знаменитым персидским царем был Дарий I. Он провел ряд важных преобразований, направленных на укрепление хозяйственных связей между отдельными частями персидской державы:

  1. Царь ввел единую для всей империи денежную систему. По его указу на территориях Персидского царства была введена в обращение единая государственная монета, получившая в честь царя название- «дарик». Правом чеканить золотую монету был наделен только «Царь царей» — таким титулом называли правителя Персидской империи. Местные цари, возглавлявшие подчиненные Персии царства, могли выпускать только серебряные и медные монеты.
  2. Дарий I установил точные размеры ежегодной дани, которую обязаны были выплачивать все входящие в состав Персидской державы царства. Количество дани соответствовало уровню экономического развития области, и было разным для каждой отдельно взятой провинции.
  3. Дарий I организовал постройку множества новых дорог, в том числе и знаменитой «царской дороги». Для огромной Персидской империи дороги имели первостепенное значение. По ним отправлялись отряды войск, перевозилась дань, осуществлялась перевозка почты и торговля. «Царская дорога» связала крупнейшие торговые центры Персии, стратегически важные города и области.

Дарий I стремился к расширению и без того огромной и могущественной Персидской империи. В 492 году до нашей эры его войска направились на Балканский полуостров, для захвата персами непокорных греков. Без боя верховную власть Персии согласились признать практически все греческие города-государства, кроме Афин и Спарты.

В 490 году до нашей эры Персидская держава направила свои войска против Афин. Неподалеку от Афин состоялось знаменитая Марафонская битва, в ходе которой греки разбили персов и те вынуждены были покинуть Балканский полуостров. Через 10 лет Персидские войска снова предприняли попытку захватить Афины, в период греко-персидских войн умер Дарий I. Впоследствии Персия так и не смогла покорить Афины, которые отстояли свою независимость. В 331 году до нашей эры выходец из Греции Александр Македонский разгромил Персидскую империю, и она прекратила свое существование.

Словарь

1. Возница – это человек, управляющий лошадьми.

2. Палицы – это оружие, напоминающее по форме дубинку.

3. Панцири – это разновидность доспехов для защиты туловища.

4. Кирка – это ручной инструмент, предназначенный для работы по камню, твердому грунту.

5. Мидийцы – это древний народ иранского происхождения.

6. Арабские бедуины – это жители арабского мира, ведущие кочевой образ жизни.

7. Скифы – это древний кочевой ираноязычный народ.

8. Провинция – это отдельная территориальная единица, входящая в состав какого-либо государства, страны.

9. Чеканка — это способ обработки металла, применяемый для изготовления монет.

Прошла весна, настало лето — спасибо климату за это

Расширение и стагнацию империи учёные связали с изменениями климата в той части Междуречья, которую занимала Ассирия. Держава сильно зависела от урожая зерновых, а более влажный климат с большим количеством осадков расширял площади посевов и увеличивал урожайность. Государство богатело, появлялось больше денег на армию. Податные людишки, опять же, активно размножались в условиях, когда еды много.

Много людей — это много воинов. Много денег — это хорошо оснащённая армия. А всё вместе это многочисленные и успешные завоевательные походы. Благодаря им империя расширяется — людей и ресурсов становится ещё больше.

На ту же тему Климатические катастрофы: похолодания страшнее, но полезнее

Засухи, напротив, рушат всю эту благодать. Люди голодают, экономику подрывают постоянные бунты, армию теснят враги внешние и внутренние. А там и до коллапса недалеко.

Подтверждением этого сценария послужил анализ сталагмитов из пещеры Куна-Ба, которая расположена на северо-востоке Ирака. Учёные исследовали соотношение лёгкого и тяжёлого изотопов кислорода в их слоях. По нему можно понять, засухи были или частые осадки(оба изотопа присутствуют в дождевой воде). А изотопы урана позволили провести более точную датировку.

Получилось примерно так: с 925 по 725 год до н. э. климат был влажным, а после, вплоть до 525 года до н. э. стояла сильная засуха. На первый период пришлось расширение Ассирии, а на второй — её стагнация и разрушение.

Результат исследований сталагмитов из Куна-Ба: серым выделены периоды расширения Ассирийской империи, зелёные пики — периоды стагнации, красные пики — исчезновение

В выводах статьи отмечается, что Нововавилонское царство, расцветшее на развалинах Ассирии, полагалось на ирригацию. И вот это, мол, и помогло вавилонянам выжить и даже преуспеть в период мегазасухи, попутно похоронив своего врага — Ассирию. Потому что Ассирия каналы почти не строила. Точнее, строила — но только рядом со столицами. Например, рядом с Кальху, куда царь Ассурнасирпал II перенёс столицу из Ассура в 879 году до н. э., а также рядом с Ниневией, которая стала столицей при царе Саннахерибе в 704 году до н. э.

Короче, не развивали милитаристы ирригацию. Вот и погорели.

Организация власти

Главой Ассирийской державы считался царь, уже в период первой державы порвавший всякую политическую связь с городской или общинной организацией. Способствовало этому то, что новые правители государства были выходцами из других этнических кланов, чем историческое население Ашшура. Власть царя была не столько религиозной сколько военно-политической, и армия была главной опорой правителя. В этой власти много было от власти верховного вождя клана. Формально царский трон был наследственным. Но реально наследование подчинялось прежним клановым и племенным традициям. Так, с XVIII по XIV в. до н. э. превалировало наследие власти братьями умершего правителя, затем сыновьями братьев; только в Новоассирийском царстве получило преимущество наследие от отца к сыну. При том, что сознание законности, правильности передачи престола и прав военачальника в ассирийской доктрине создавало не внутрисемейное родство, а статус города, откуда происходили прежний царь и его наследник.

Военный строй определил и жесткость иерархического построения общегосударственной администрации Ассирии. Вторым лицом в государстве считался помощник царя, он же командир крепостей и областной военной администрации; ему также поступали жалобы на судебные решения, которые или решались по существу, или передавались для нового рассмотрения. Следом шел главнокомандующий армией – тартан, который занимался только ведением военных операций и собственно командованием войсками (созыв и организация армии были вне его полномочий). Дальнейшее государственное старшинство принадлежало главе царского совета, затем начальнику дворцовой стражи или главе евнухов, начальнику виночерпиев, главному жрецу. В новоассирийский период появилась специальная должность начальника внутренней стражи государства, занимавшегося розыском преступников и другими делами, которые можно отнести к внутренним.

Власть царя опиралась на совещательные учреждения, главным образом военного происхождения. При царе было 3 совета: один – из старых воинов и бывших командиров, второй – из областной и дворцовой знати, вельмож; третий – из представителей общинных старейшин. Ни в Среднеассирийском, ни в Новоассирийском царстве ничего неизвестно о народных собраниях, хотя значительная роль совещательных учреждений и военной организации (построенной на служило-рекрутской системе) позволяла бы это предположить. Но известно понятие о «полноправном ассирийце», пользовавшемся равными правами с другими и особым покровительством законов.

Судебная организация Ассирии также была своеобразна. Низшие суды, по-видимому, не разделялись с областным управлением, а высшие представляли три специальных учреждения: суд по брачно-семейным делам (вопросы заключения брака и, особенно, брачных преступлений – неверности), суд для рассмотрения дел о кражах и суд по насильственным преступлениям. В отличие от древнеегипетского суд должен был строго придерживаться установленных и записанных законов (которые известны уже с XII – XI вв. до н. э.). Правоприменение в обществе полноправных воинов-ассирийцев прежде всего преследовало цели заставить подчиняться предписанным правителем правилам: в ассирийских законах редко встречается смертная казнь, зато широчайшее распространение, даже сравнительно с тем, что было обычно для стран Древнего Востока, приобрели членовредительские наказания.

В целом, административная организация Ассирийской державы в наименьшей степени охватывала регулирование экономической и хозяйственной деятельности страны. Главное состояло в подчинении ее построения военным и фискально-налоговым задачам. Это создавало основу для внешнеполитической силы державы, но это же было явной предпосылкой внутренней слабости государственной организации, распадавшейся под влиянием случайных обстоятельств, смены правителей, внутренних смут.

показать содержание

Падение Ассирии.

Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

Колониальная политика Ассирии

Поскольку страна, на севере которой возникло Ассирийское государство, уже в начале IX века была полностью им же завоёвана, то последующие 3 столетия являются не чем иным, как периодом их общей истории, изобилующей множеством драматических страниц. Известно, что все покорённые народы ассирийцы облагали данью, для сбора которой ими периодически высылались вооружённые отряды.

Кроме того, на территорию Ассирии угоняли всех искусных ремесленников, благодаря чему удалось поднять на небывалую по тем временам высоту уровень производства, а достижениями культуры оказывать влияние на все окружавшие народы. Такой порядок поддерживался на протяжении веков самыми жестокими карательными мерами. Все недовольные неминуемо обрекались на смерть или, в лучшем случае, на немедленную депортацию.

ШУМЕР И ВАВИЛОН

3500г. до н.э. Появление шумерских городов-государств.

Хотя шумеры и создали цивилизацию наподобие египетской, им не удалось сохранить целостность и стабильность царства. Шумер был поделен на множество постоянно воюющих между собой городов-государств.

2400г. до н.э.  Правление Лугальзаггеси, царя Уммы.

Он создал недолговечное Шумерское царство и мог контролировать всю Месопотамию, часть Сирии и Малой Азии, его власть простиралась от Персидского залива до Средиземноморья.

2371-2316гг. до н.э.  Правление Саргона Аккадского.

Он возглавил поход семитов при завоевании Шумера. Саргон расширил на северо-запад в Малую Азию и к Средиземноморскому побережью свое царство, просуществовавшее почти 200 лет.

2200г. до н.э.  Смута в Месопотамии.

Аккад распался под натиском новой волны миграции. Во время этой неразберихи и смуты шумеры восстановили свое превосходство в южной части Месопотамии, которое продлилось 2 столетия.

2006г. до н.э.  Падение Шумера.

Царство было разрушено эламитами, вторгшимися с восточных гор.

2000г. до н.э.  Основание первого Вавилонского царства.

Амориты (один из семитских народов), пришедшие, по всей видимости, из Сирии, обосновались в Месопотамии, основав свою столицу в Вавилоне.

1792-1750гг. до н.э. Правление Хаммурапи.

Это был политик и полководец, подчинивший себе большую часть Месопотамии. Известен он и как первый создатель законов – “Законы Хаммурапи“.

1700-1300г. до н.э. Упадок Вавилонского царства.

Во время беспорядков, вызванных разрушительными набегами хеттов, касситы, малоизвестное горное племя из Восточной Вавилонии, заполонили Южную Месопотамию и основали царство, просуществовавшее около четырех веков.

Отношение Ассирии к покоренным странам

Для понимания причин кризиса Ассирийской державы необходимо остановиться на характере политики Ассирии по отношению к покоренным странам.

Страны, наиболее удалённые от центра Ассирии и являвшиеся объектами лишь случайных походов, обычно приносили ассирийскому царю единовременную дань. Такая дань обыкновенно бывала значительной и имела целью надолго откупиться от Ассирии. Так, во второй половине VIII в. до н. э царь Израиля, по преданию, сохранённому в Библии, заплатил Ассирии дань в 30 от серебра, обложив для этого всех полноправных общинников страны налогом в 1/2кг серебра (поидимому, на семью). В других случаях для выплаты дани опустошались царские сокровищницы и храмы.

Затем устанавливалась ежегодная натуральная «тяжёлая дань», как называют её ассирийские источники. Регулярная выплата такой дани обычно была связана с немалыми экономическими трудностями и вызывала возмущение в стране, обложенной данью. В непродолжительном времени дело доходило до восстания, до попыток отложиться от Ассирии. Если в данный момент Ассирия была достаточно сильна, то такое восстание нередко провоцировалось самой Ассирией. Изредка восстание удавалось, гораздо чаще дело кончалось разорением страны и уводом части населения в плен, после чего страна превращалась в ассирийское наместничество. Подо 745 г. до н. э. организованное переселение жителей производилось сравнительно редко и в небольшом масштабе; гораздо чаще людей вырезали. К тому времени, когда народ данной страны причислялся «к людям Ассирии», страна эта представляла собой картину полнейшего запустения; только редкое население ютилось среди развалин сёл и городов, вытоптанных полей, сожжённых виноградников и вырубленных садов. Можно подсчитать, что, например, за период с 883 по 876 г. до н. э. на территориях, отошедших к Ассирии, было физически истреблено или обращено в рабство не менее трети взрослого мужского населения. Число убитых и в особенности обращённых в рабство женщин было не меньшим; что касается маленьких детей, то их обычно в условиях древневосточных рабовладельческих войн того времени в плен не брали, а истребляли на месте. Оставшееся население ввиду полного разорения хозяйства и непомерных поборов в пользу Ассирийского государства было обречено на голод и вымирание.

Отсюда видно, что войны, которые вело Ассирийское государство, не имели своей основной целью присоединение территории и подчинение населения для систематической эксплуатации на месте; те пленные, которые захватывались, уводились ради обогащения рабовладельцев в самой Ассирии. Целью хищнических войн Ассирии был главным образом грабёж. Ассирийская держава закреплялась затем на завоёванных и обезлюдевших территориях не столько для того, чтобы планомерно их эксплуатировать, сколько для того, во-первых, чтобы иметь плацдарм для дальнейших грабительских экспедиций и, во-вторых, чтобы облегчить себе захват как важнейших мест добывания сырья (железные и серебряные рудники Малой Азии, лес Амана и Ливана), так и караванных путей. Результатом явилось сокращение населения и разорение сельского хозяйства на захваченных территориях.

Дальнейшее расширение рабовладельческого хозяйства Ассирии было возможно за счёт освоения этих территорий, но для этого надо было располагать на них значительно большими ресурсами рабочей силы. Для того, чтобы получить эту силу, а также производить новые захваты территорий, прежняя численность войска и прежние формы его организации были уже недостаточны.

Искусство Ассирии

Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.

Ассирийцы под властью иноземцев

В различные времена на культуру ассирийцев повлияли католики, создавшие новую ветвь местных верований, курды, с которыми народ вёл войны, а также турецкие завоеватели. Долгое время ассирийские земли, пережившие распад великой державы, находились под властью чужестранцев, что сказывалось на жизни и обычаях людей. Негативные перемены привели к резкому снижению численности населения.

В прошлом веке ассирийцев насчитывалось около миллиона человек, а большая часть тех, кто считал себя ассирийцами, находилась в подчинении у Османской империи. Власть османов едва не стала губительной для ассирийского народа. Во времена войн ассирийцев безжалостно истребляли, турки нередко “прикрывались” ими, выставляя в качестве воинов, отстаивающих интересы империи. Что примечательно, права ассирийцев не интересовали турок.

Османы уничтожали не только простых представителей этноса, но и выходцев из аристократических родов, что помогало устранять потенциальных конкурентов у власти. Массовая депортация женщин и детей стала катастрофой, едва не разбившей ассирийский народ. Несмотря на все гонения и притеснения, ассирийцы сохранили свои культурные особенности, умело использовали заимствования из обычаев других племён, а сегодня стараются проходить путь национального возрождения.

Состава армии Ксеркса. Слева направо: два халдейских пехотинца Персии, вавилонский лучник, ассирийский пехотинец.Из книги «Сочинение профессора Оскара Йегера», 1910 год

Выдающийся политик и воин

Вершиной развития государства Ассирии принято считать период с 745 по 727 год до н. э., когда во главе её стоял величайший правитель древности – царь Тиглатпаласар III, вошедший в историю не только как выдающийся полководец своего времени, но и как весьма дальновидный и хитрый политик.

Известно, например, что в 745 году до н. э. он откликнулся на призыв вавилонского царя Набонасара, просившего помощь в борьбе с оккупировавшими страну племенами халдеев и эламитов. Введя свои войска в Вавилонию и изгнав из неё захватчиков, мудрый царь сумел при этом завоевать столь горячие симпатии местных жителей, что стал фактическим правителем страны, оттеснив на второй план их незадачливого царя.

Дур-Шаррукин — «Версаль ассирийских царей»

Дур-Шаррукин был возведён на мощной террасе высотой 14 м и колоссом возвышался над столицей. Городская стена с бойницами подходила к нему с двух сторон. У входа стояли огромные статуи ламассу — гениев-охранителей дворца, изображённых в виде львов с головой человека, и фантастических крылатых быков.

Дворец состоял из 210 помещений и 30 дворов. Его стены были сооружены из кирпича, сделанного из глины и рубленой соломы. Внешние стороны стен были облицованы рельефами с изображениями шеду (крылатых быков) и фигур героев эпоса. Помещения Дур-Шаррукина были высокими, узкими и длинными. Плоские перекрытия поддерживали брёвна из кедра. Нижние части стен украшались ортостатами — рельефными каменными плитами, на которых изображались сцены охоты, баталий, культовые композиции. Главным действующим лицом, как правило, был царь.

Пол выкладывали кирпичом или алебастровыми плитами. Для его утепления сверху клали циновки и ковры. Дворцовая утварь изготовлялась из бронзы, слоновой кости и чёрного дерева.

Рядом с резиденцией Саргона II располагался зиккурат — семиэтажная храм-башня. Число этажей соответствовало семи планетам, которым поклонялись ассирийцы. Каждый этаж имел свой цвет.

Глобальные завоевания Ассирии

Ассирийцы регулярно устраивали набеги на соседей. В XII веке до нашей эры царь Тиглатпаласар смог установить своё правление в Средиземноморье. Но власть сильно пошатнулась в связи с приходом на Ближний Восток арамейцев. В IX веке до нашей эры ассирийцы смогли создать империю, в состав которой вошла большая часть Месопотамии, а также Северная Сирия. В 745 году до нашей эры Ассирия вступила в стадию могущественного развития. В этот период к власти, совершив государственный переворот, пришёл царь Тиглат-паласар III. Основатель новой династии, (745-727 годы до нашей эры) он вёл активную завоевательную политику и сумел покорить Вавилон. Ассирийцы во многом зависели от своей армии, поэтому они старались максимально часто отрабатывать военное искусство, привнося в него новшества. Проведя военную реформу, Тиглат-паласар заменил бронзовое оружие на железное. Также ассирийцами стали использоваться управляемые воинами колесницы при ведении боя. Известно, что ассирийцы смогли даже вывести породу лошадей, которая была полностью пригодна для верховой езды. Также они ввели в ряды своей армии кавалерию. Побеждённые ассирийцами враги оказывались в осаде за стенами крепости до тех пор, пока победители при помощи таранов и передвижных башен не пробивали себе дорогу сквозь преграды. Попав внутрь города, они приступали к истреблению всех его жителей. Империя была настолько богата, что ассирийцы могли ввозить камень, древесину и драгоценные металлы для украшения таких городов, как Ашшур, Калах, Дур-Шаррукин и Ниневия. Каждый правитель империи строил для себя дворец, по периметру которого на страже стояли статуи, изображающие мифических животных. Например, быков с человеческими головами. Все дворцы украшались барельефами, изображающими победоносные битвы. Города-государства укреплялись крепостными стенами и башнями. Известно, что такие города, как Дур-Шаррукин и Ниневия, были построены на искусственных платформах. Завоевания приносили в страну большой приток золота и множество подневольных. В период правления царя Саргона II (722-705 годы до нашей эры) было покорено Урартское царство, Интересен факт, что Саргону в победе помогли скифы, сами того не ведая. Они в это же время напали на северные границы Урарту. Саргон, будучи талантливым полководцем и стратегом, просто воспользовался хорошим случаем и смог покорить слабого противника. Также Саргон сумел разбить Объединённые силы Сирии, Финикии и Египта в 720 году до нашей эры. Уже в 713 году до нашей эры он отправился на Мидию. Преемником царя стал его сын Синаххериб, правивший в период 705-680 годов до нашей эры. Ему приходилось периодически подавлять восстания. В 702 году до нашей эры в результате сражений при Куту и Кише он разбил вавилонско-эламское войско, захватив при этом 200 тысяч пленных и богатую добычу. Ассирийцы подчиняли себе народы путём вывоза их политической элиты, включая чиновников и аристократов. Таким образом страна оказывалась лишена управления. Грамотная политика и мощная армия позволяли ассирийцам преодолевать периоды политической нестабильности внутри страны. Но некоторые старые враги, Такие как арамейцы, до конца не были побеждены. А постоянная борьба за увеличение территорий почти полностью истощила ресурсы империи, что позволило укрепиться позициям новых противников. Часто внутри страны вспыхивали восстания. Известно, что Синаххериб, подавив один из мятежей в Вавилоне, жестоко расправился с восставшими. Вавилон буквально стёрли с лица земли. Однако при царе Асархаддоне город был отстроен вновь.

Музыка

«Военные музыканты армии Ашшурбанапала». Деталь рельефа. Ниневия. 7 в. до н. э. Лувр (Париж).

Рель­е­фы со сце­на­ми цар­ской охо­ты, по­бед­ных ше­ст­вий, стро­ит. ра­бот, пи­ров, куль­то­вы­ми сце­на­ми со­дер­жат изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов-ин­ст­ру­мен­та­ли­стов, ре­же пев­цов и тан­цо­ров. Один из спе­ци­фич. сю­же­тов – про­цес­сии му­зы­кан­тов с ар­фа­ми (уг­ло­вы­ми вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми), ли­ра­ми, буб­на­ми. Встре­ча­ют­ся изо­бра­же­ния лют­ни с длин­ной шей­кой, двой­но­го го­боя, тру­бы, пер­вое в Ме­со­по­та­мии изо­бра­же­ние псал­те­рия. Со­хра­ни­лись под­лин­ные брон­зо­вые та­рел­ки и ко­ло­ко­ла.

Об ас­си­рий­ской ли­те­ра­ту­ре см. в ст. Шу­ме­ро-ак­кад­ская ли­те­ра­ту­ра.

Ашшур – первая столица Ассирии

Первой столицей великой державы стал город Ашшур. Свое название он получил в честь верховного бога ассирийцев – Ашшура, которого почитали как покровителя охоты и скотоводства. Эти занятия являлись основными для жителей города, так как природные условия были сложны для земледелия. Но главным занятием городского населения была торговля, так как столица Ассирии располагалась на выгодном пересечении торговых путей, была центром торговли мирового значения. Торговцы из Малой Азии привозили сюда шерсть, дерево, серебро, скот. Торговцы Ашшура продавали в свою очередь одежду, ремесленные изделия и олово.

После того как в 8 веке до нашей эры Ашшур стал центром образовавшейся Ассирийской державы, появилась необходимость в новой организации управления. Царь Ассирии Шамши-Адад разделил свою державу на 14 округов, расположенных на побережьях рек, на пересечении важнейших торговых путей. Округами управляли назначаемые царем военные наместники, которые чаще приходились близкими или дальними родственниками царю. Наместник занимался набором и организацией военной подготовки войска, сбором налогов, управлением подвластного ему населения.

Ашшур являлся не только столицей великой державы, но и местом захоронения ассирийских царей, важнейшим религиозным центром. Со всего Междуречья сюда приезжали люди, чтобы сделать подношения верховному богу Ашшуру. Помимо него ассирийцы поклонялись тем же богам, что и вавилоняне.

Храмы находились также на территории дворцов ассирийских царей. Помимо приемной и жилой зоны там отводилось специальное место для храма. Дворцы охраняли крылатые статуи быков с человеческой головой, они символизировали жестоких и могущественных царей Ассирии.

Особенности Ассирийского народа

Изначально на ассирийских территориях проживали различные племена, многие из которых называли себя сирийцами, однако имели отличительные черты в сравнении с большей частью сирийского этноса. Важнейшим консолидирующим фактором для них стало распространение христианских верований.

При этом отмечу, что окружением ассирийцев выступали сторонники зороастризма, иудаизма и ислама. В вопросах происхождения ассирийцев подавляющее большинство исследователей склоняется к тому, что формирование племён началось во времена расцвета Ассирии, древней и могущественной державы.

Ассирийцы в древности VIII век до н.э / Ангус МакБрайт

Государство просуществовало немало столетий и занимало обширные территории. Язык ассирийцев принадлежит к арамейской группе, что также открывает связь этого народа с другими племенами. Культурное влияние арамейцев было крайне значимым.

Известно, что аккадский язык сумел вытеснить основные наречия, на которых говорили этносы Междуречья, после чего занял господствующее положение в регионе. Что примечательно, учёные отметили ярко выраженные черты семитского типа в большинство представителей ассирийского народа.

В издательстве 1903 года, посвящённом исследованиям истории жителей Ассирии, указывается следующее:

В некотором роде эти сведения противоречивы. Как видите, загадок меньше не становится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector