Когда по традициям раздают артос в церкви в 2021 году

Как хранить святыню

Как и любая святыня артос требует к себе трепетного отношения – при небрежении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и высушив их хранят в пакетике (лучше полотняном).

Верующие считают, что употребление святого хлеба помогает при различных болезнях и дарует исцеление и крепкое здоровье. Сохранился старый русский обычай, когда не удавалось попасть на службу Светлой седмицы, святыню употребляли натощак со святой водой. Святыня употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Хранят артос в укромном месте, чаще всего возле икон или любых других памятных для христианина вещей. Кладут церковный хлеб, как правило, в льняные мешочки небольшого размера, однако мешок можно заменить и обычным пакетом.

Когда артос выносят и раздают

Артос кладут перед открытыми Царскими вратами на сам праздник Пасхи. Его освящают на пасхальной литургии после заамвонной молитвы, затем совершают каждение и окропление артоса святой водой.

Перед открытыми Царскими вратами этот освященный хлеб лежит всю Светлую седмицу. Каждый день праздничной недели совершается крестный ход вокруг храма с артосом. После этого артос полагают на свое прежнее место перед алтарем.

В Светлую субботу артос разделяется священнослужителями и раздается всем верующим по небольшому кусочку. В этот день прихожанам надо иметь с собой пакетик, чтобы не обронить крошек святого хлеба.

Как приготовить артос

Рецепт приготовления артоса в домашних условиях очень простой, правда, некоторые хозяйки вносят свои коррективы, чтобы пасхальный хлеб получился вкусным. Но настоящий артос нужно готовить по способу, который одобрен священнослужителями. После хлеб нужно освятить в храме.

Ингредиенты:

  • 21 г свежих дрожжей;
  • 1,5 ст. л. соли;
  • 900 мл холодной воды;
  • 500 мл горячей воды;
  • 4 л ковша муки.

Приготовление:

В чашу крошим свежие дрожжи, засыпаем соль, вливаем холодную воду, размешиваем.

После подливаем 100 мл горячей воды и снова хорошо перемешиваем до однородности.

В миску просеиваем 1 литровый ковш муки, вливаем 400 мл горячей воды, размешиваем.

Теперь подсыпаем оставшуюся муку и вливаем через сито дрожжевую смесь.

Замешиваем тесто, кладем в пакет и даем ему отдохнуть 15 минут.

После тесто раскатываем в пласт толщиной в 2,5 см и при помощи любой круглой формы вырезаем нижнюю часть хлеба. Убираем в пакет.

Затем снова собираем, раскатываем толщиной в 1 см и вырезаем верхнюю часть для хлеба той же формой, что использовали для нижней.

На верхнюю часть ставим печать с изображением креста и венка, можно использовать печати и с другими символами Пасхи.

Убираем крышечки хлеба также в пакет и оставляем на время.

После нижнюю и верхнюю часть соединяем между собой обычной водой и делаем несколько проколов шпажкой.

Выпекаем артос в течение 40 минут, постепенно увеличивая температуру от 100 до 140°С.

После хлеб извлекаем из формы, кладем на противень и продолжаем запекать до образования внизу и вверху румяной корочки.

Готовый пасхальный хлеб накрываем полотенцем и оставляем на час.

Для справки! 

В монастырях пекут артос с использованием муки грубого помола. Также для замешивания теста монахи берут 1 стакан обычный кипяченой воды и 1 стакан святой воды. По такому старинному рецепту испечь хлеб можно и в домашних условиях, но только после благословения священника.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после — сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные — около 20 минут.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия. Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии

В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого

После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Формы церковного хлебца

Просвирка церковная бывает нескольких форм. Их различают пять видов по печатям для просфор:

  • Агничная. Такое изделие имеет большой размер с крестом. Из него специальным ножом вырезают агнец — хлеб, который имеет форму куба. В то время, когда проходит литургия , агнец становится истинным телом Христа. Ту часть, которая была не использована, называют антидором. После службы её раздают верующим
    .
  • Богородичная. На таком хлебце присутствует печать «Мария» или образ Богоматери. Когда проходит проскомидия, из верхней части вынимают часть, имеющую форму треугольника. Она кладётся на специальное блюдо рядом с агнцем.
  • Девятичинная. Такая просвирка посвящается всем святым, и во время службы из неё вынимают девять частей.
  • Заздравная. Из такой выпечки вынимают две части за всех, кто участвует в литургии.
  • Заупокойная. Из этой берут только одну часть сверху за всех упокоенных верующих.

Кроме этих видов, существует ещё несколько особых видов. Это артос — хлебец, который освящают в Пасхальную ночь. В это время священнослужитель просит у Бога благословения и помощи в исцелении недугов. Этот вид просфоры на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат. В субботний день его разделяют на маленькие части и раздают верующим прихожанам. Артос является символом воскрешения
Иисуса Христа и должен напоминать о его нахождении на земле.

Употребление церковного хлеба

Имеется несколько правил насчет просфоры. Как употреблять её, необходимо знать всем верующим. В первую очередь делается это натощак в утреннее время. Рекомендуют первым делом расстелить на столе чистую салфетку и поставить уже на неё хлеб и немного воды. Когда хлебец вкушается дома, перед его употреблением следует прочитать специально предназначенную для таких случаев молитву
. Необходимо есть хлебец над тарелкой и следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Не употребляют просвирку и на кладбищах. Также нельзя раскрашивать её там.

Чтобы разрезать священный хлеб, в храмах используется специально предназначенный для этого нож. Его называют копие. Он представляет из себя нож, который имеет наконечник в форме копья
. Такой нож не хранится рядом с другими столовыми приборами. Священнослужители не рекомендуют разрезать просфоры обычным кухонным столовым прибором.

Принято считать, что прочтение молитвы перед тем, как съесть священный хлеб и выпить святую воду, приводит к освящению тела и духа и помогает ограждению от нечистой силы. Просфору, разделённую на части, выносят в конце богослужения, в это время прихожане должны сложить ладони крестом. При этом правая ладонь должна накрывать левую. После передачи хлебца следует целовать руку священника. После того как он будет принесён домой, его следует положить на чистую салфетку. Перед употреблением святой воды с просвиркой нужно прочесть молитву
.

Если просфора заплесневела или испортилась

Иногда принесённый домой священный хлеб может засохнуть или заплесневеть. Верующим необходимо знать, что с ним делать и как правильно поступить. С засохшим хлебом можно поступить очень просто — следует его размочить, используя при этом святую воду, и съесть его. Хранится такое церковное угощение в том уголке, в котором стоят иконы. При длительном хранении лучше положить его в бумажный пакет.

Если просфора заплесневела — что делать? Это в первую очередь считают результатом небрежного обращения со святыней. Поэтому священнослужители считают это за грех и рекомендуют исповедаться. С заплесневевшим хлебцем поступают так же, как и с другими святынями, которые необходимо подвергнуть уничтожению. Поступить можно следующим образом:

  • закопать в том месте, где не ходят люди;
  • пустить по реке. При этом необходимо проследить за тем, чтобы она не пристала к берегу (можно её измельчить либо привязать к камню);
  • если хлебец испортился, то можно отнести его в церковь, где его сожгут;
  • священнослужителями разрешается измельчить хлеб и дать его птицам, однако бросать при этом крошки на землю запрещается, рекомендуется класть их на дощечку. Давать животным просфоры запрещено.

Просфора — это маленький круглый хлебец, который обычно раздают в православной церкви во время служб. В православной традиции он считается святыней, которую нужно беречь, чтобы она ни в коем случае не испортилась.

С греческого слово «просфора» переводится как «приношение», и изначально так называли любое приношение для церкви: хлеб, вино, свечи, воду и т. д. Позже значение закрепилось за хлебцами, ибо Господь говорит, что Он есть хлеб жизни.

Что такое артос, и когда его можно получить в церкви

Артос раздают в субботу на Светлой седмице – первой неделе после Пасхи. Однако он находится в трапезной на специальном столике всю седмицу. Артос – это очередной напоминание, что Иисус Христос, который принял страдания за человеческие грехи, стал для всего человечества истинным хлебом жизни. Артос доказывает незримое присутствие Спасителя.

Артос – что это?

Артос – это хлеб, раздаваемый в субботу на Светлой седмице христианам в церкви. Артос – это символ Тела Христова, как вино – Его Крови. Хлеб ­– канонический символ Библии, постоянно упоминается в различных историях из нее. Хлеб заслуживает особого внимания: о нем никогда плохо не говорят, его не выбрасывают. Артос называют великой святыней, связанной с Воскресением Спасителя.

Лука в Евангелии об Иисусе Христе и хлебе писал:

В переводе с греческого артос – это «квасной хлеб», освященный. Артос оставляют у икон Воскресения Иисуса Христа, а после пасхальных праздников его раздают всем православным.

Как священный хлеб может исцелить коз

…Я собирался домой. Время пролетело мгновенно – впрочем, как и всегда, когда делаешь что-либо с интересом. У храма встретил настоятеля монастыря епископа Иону. Вот такой у нас с ним состоялся диалог:

– Владыка, в чём, собственно, секрет ионинских просфор? Почему люди из многих храмов приезжают покупать их именно сюда?

– Ребята, которые несут послушание у нас в просфорне, делают свою работу так, что их продукция соответствует самым высоким стандартам, предъявляемым к просфорам. Далеко не всегда можно достичь подобного в домашних условиях, поэтому священнослужители и приобретают просфоры для богослужений у нас.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), настоятель Ионинского монастыря

– Можно ли заказать просфору в подарок на день рождения родственнику или другу?

– Заказать можно, но нужно понимать, что вначале просфора является самым обычным хлебом с нанесенным на ней изображением или печатью. Но после того, как из нее будет вынута частичка о здравии или об упокоении, или в память святых, просфора становится святыней, которую можно дарить друзьям и близким, но только тем, кто понимает, что это такое. Чтобы люди ее не выбросили или не скормили животным.

– Когда вы впервые взяли в руки просфору и что при этом чувствовали?

– Впервые узнал, что такое просфора, еще в детстве: у моей верующей прабабушки были засушенные просфорки, которые она вкушала только по праздникам, так как жила вдалеке от храма. Сегодня воцерковленные дети знают, что такое просфора и что это отнюдь не обычная булочка. Вообще, по тому, как ребенок называет священный хлеб, видно степень церковности его родителей.

– А хлеб вы печете в просфорной?

– Нет, только артосы – хлеб, который стоит у Царских врат иконостаса в течение всей Светлой седмицы после Пасхи, а после этого раздается в благословение верующим.

Интересно, что в канонических указаниях написано, что артос можно давать и животным в случае болезни. И был случай, когда у одного нашего брата у бабушки заболели козы, никакое лечение не помогало. Тогда брат принес несколько кусочков артоса бабушке, она дала их козам, и те чудесным образом исцелились. Вот такое было чудо, связанное со священным хлебом.

А вот освященную просфору ни в коем случае нельзя давать ни животным, ни птицам. Она предназначена исключительно для вкушения людьми.

Любой хлеб в православном богослужении — это просфора

Просфора (просвира) — это литургический хлеб. Используют его ещё с первых веков.

Ещё не существовало устоявшихся богослужебных традиций, не было церковного имущества. Верующие сами приносили всё необходимое.

Оттуда и название — в переводе с греческого «пожертвование».


Просфора — освящённый литургический хлеб

Изначально просвирой называли всё, что требовалось для литургии, но затем это слово устоялось только в отношении хлеба.

Сперва, кстати, он был самым обычным. Лишь впоследствии появились церковные рецепты, а пожертвования стали постепенно денежными, а не имущественными.

5 частиц

изымаются из просфор в православном богослужении

Просфора используется в православном богослужении не целиком. При помощи копия из неё изымают частицы. Традиционно есть пять просфор, из них, соответственно, берут середину:

  • агнец;
  • в память Богородицы;
  • в память святых;
  • в память живых;
  • в память умерших.


Агнец вырезают из просфоры копием После литургии верующие могут съесть использованные просфоры, а остатки унести домой. Выдают их за свечным ящиком.

Зачем нужен артос

Артос является освященным хлебом, через который мы можем прикоснуться к пасхальной радости в течение всего года. Он напоминает нам о том праздничном духе, который царил на Светлой седмице. Вкушая кусочек артоса, мы обновляемся телом и душой, возвышаем дух.

Отношение к артосу должно быть благоговейным, нельзя сорить его крошки. С давних пор хлеб на Руси играл особую роль. К нему относились почтительно, старались не сорить, не ронять, ведь с ним связан труд многих людей. К тому же при чтении молитвы «Отче наш», где мы просим подать нам насущный хлеб, любой хлеб на столе освящается. Поэтому даже хлебные крошки собирали и съедали или отдавали птицам.

Хлеб на Литургии имеет большое значение, он претворяется в Тело Христово. В честь Пресвятой Богородицы есть специальный хлеб, именуемый «Панагией». В некоторых монастырях до сих пор существует чин Панагии, т.е. возвышение хлеба в честь Пречистой

Вот какое важное внимание уделяется простому хлебу в православной среде

Тем более, артос – это особый хлеб, освященный на Пасху. И отношение к нему должно быть особенным. Это – дар, который приносится Богу в честь Его воскресения.

Высший по благодати церковный хлеб называется антидор, это фрагменты агничной просфоры

Это части просфоры, из которой изымается Агнец. Она считается наиболее священной и благодатной из остальных, а потому антидор в православии — наиболее святой из всех разновидностей хлебов.

Вкушать его принято сразу и натощак, если, конечно, состояние натощак не вредит здоровью.


Антидор — частицы просфоры после извлечения Агнца

Верующие принимают антидор ладонями, сложенными крестообразно, — правую на левую. Затем положено поцеловать руку священника, который подавал антидор.

Случается, что верующим не хватает антидора из агничной просфоры. Тогда антидор делают из просфоры в память Богородицы.

Пасхальный Артос

Ритуал

Ближе к концу , после молитвы перед амвоном , священнику приносят одну большую буханку хлеба — Артос. На вершине Артоса изображен либо символ победы Христа над смертью — Крест, увенчанный терновым венцом, — либо Воскресение Христа. Артос символизирует физическое присутствие воскресшего Христа среди учеников. Священник благословляет Артос особой молитвой и окропляет его Святой водой . Затем Артос кладут на небольшой стол перед иконостасом, где он остается на протяжении всей Светлой недели . Обычно, когда верующие входят в Храм , они целуют Артоса, приветствуя Воскресшего Христа. Каждый день Светлой седмицы, после пасхальной Божественной литургии (или, наоборот, после пасхальной утрени ), Артос торжественным переносят вокруг храма.

В монастырях Артос переносят в Трапезу каждый день Яркой Недели, где в конце праздничной трапезы его поднимают в церемонии под названием Вознесение Артоса. Выполняющий церемонию поднимет Артос (символизирующий Воскресение Христа) и скажет: «Христос Воскрес!» Все ответят: «Он воистину воскрес!» Затем священнослужитель перекрестится с Артосом, говоря: «Мы поклоняемся Его Воскресению в третий день!» Затем поются два пасхальных гимна, и все выходят вперед, чтобы поцеловать Артос и получить благословение Настоятеля, так как все поют много раз пасхальный тропарь .

В Светлую субботу, после Божественной литургии, священник произносит еще одну молитву над Артосом, которая затем прерывается и распространяется среди всей паствы вместе с Антидороном .

Значимость

Значение артоса состоит в том, что он служит напоминанием всем христианам о событиях, связанных с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Еще живя на земле, Господь называл Себя Хлебом жизни, говоря: Я хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет голодать, и верующий в Меня никогда не будет жаждать ( ). После Своего Воскресения Иисус не раз являлся Своим ученикам, ел перед ними и благословлял их пищу. Например, когда наступил вечер в первый день Его Воскресения, двое из Его учеников узнали Его в Эммаусе, когда Он благословил и преломил хлеб ( ).

На 40-й день после Своего Воскресения Господь вознесся на небеса, и Его ученики и последователи нашли утешение в своих воспоминаниях о Господе: они вспоминали каждое Его слово, каждый Его шаг и каждое Его действие. Собираясь для общей молитвы, они вкушали Тело и Кровь Христа, помня Тайную вечерю . Когда они садились за обычную трапезу, они оставляли место во главе стола пустым для невидимо присутствующего Господа и клали на это место хлеб.

Помня об этом апостольском обычае, Отцы Церкви сделали своим обычаем ставить Артос на Пасхальный праздник в память явлений Воскресшего Господа Своим ученикам, а также в память о том, что Господь, Который пострадал и воскрес, потому что наше оправдание сделало Себя истинным Хлебом Жизни и невидимо присутствует в Своей церкви всегда, до конца века ( ).

Артос также может быть по сравнению с пресным хлебом из Ветхого Завета , которые народ древнего Израиля, после того , как поставки из плена в земле Египетской, ели в течение недели Пасхального (Исх . 12: 15-20) . Как сказал Кирилл, епископ Туровский , живший в XII веке в России , в проповеди в воскресенье после Пасхи:

У русских православных христиан до сих пор есть обычай хранить часть арта в течение года и с должным почтением и верой есть его во время болезни или бедствия. Его едят, часто вместе с глотком Святой Воды, освященной в праздник .

Артос — это особо почитаемая, Пасхальная просфора

Технически это тоже просфора, святой хлеб. Хотя по размеру больше, чем обычный церковный хлебец для литургии. Наверху артоса изображают Животворящий Крест или Воскресение Господне. Ещё одно название артоса — просфора всецелая.

Артос освещают в день Пасхи и ставят на аналой. Там хлеб хранят до Светлой субботы светлой седмицы, а в течение Светлой седмицы с артосом совершают крестный ход вокруг храма. Подразумевается, что хлеб — это образ Христа.

Артос напоминает о Воскресении Спасителя и победе над смертью.

Это не просто хлеб, который дают в церкви, а христианский символ. Предание гласит, что апостолы всегда воспринимали Иисуса Христа, как своего спутника. Садясь есть, они оставляли хлеб для угощения своего распятого Учителя.

Традиция вышла за круг апостола, распространилась на храмовые службы, и вот теперь артос — это символ, восходящий к далёким новозаветным временам, к ученикам Христовым.

Взглянув на артос, верующий вспоминает о Воскресении Спасителя, его явлениях апостолам, победе над смертью.


Артос — большая просфора для Пасхального богослужения

Над артосом священник читает молитву:

«Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца,

прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца,

подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа,

через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы,

рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего,

Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый,

и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством,

смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его.

Нас же, его принесших, и целующих его,

и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали,

здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель,

и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном,

и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков».

Затем хлеб трижды окропляют святой водой со словами:

«Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В конце артос дробят и распределяют между верующими. Этот хлеб — святыня, а потому не все считают разумным взять и употребить его сразу. Артос рекомендуют есть в случае сильных недомоганий.

Иннокентий Херсонский так говорил на этот счёт:

Иннокентий Херсонский

епископ

Но если есть желание сохранить артос надолго, лучше сделать из него сухари, иначе хлеб заплесневеет.

Молитва на принятие артоса церковными канонами не предусмотрена, но можно использовать два варианта:

  • сказать «Христос Воскресе!»;
  • изменить текст молитвы на принятие святых даров и святой воды:

«Господи Боже мой, да будет артос в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего,

в покорение страстей и немощей моих по

безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Артос выше по благодати просфоры, но ниже антидора.

Как и когда выпекают артос

Артосы начинают выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Сам процесс выпекания мало чем отличается от выпечки обычных просфор, но очень трудоемок. Полный технологический цикл выпекания длится двадцать четыре часа. Выпекают святыню в алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность определяют по цвету — он должен быть практически белым, с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место, где они и лежат до Пасхи. При правильном хранении святыня может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой недели по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, святыня раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается верующим как святыня.

Тема:

Церковные праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector