Арианская ересь: суть, история основания, идеология

Примечания и ссылки

↑ и Гвидо М. Берндт и Роланд Штайнахер , Арианство: римская ересь и варварское вероучение , Routledge ,2014 г. :

(в) , в Encyclopedia Britannica (по состоянию на 19 мая 2020 г. )

↑ и  : «Ересь христианской церкви, начатая Арием, епископом Александрии (ум. 336), который учил, что Сын не эквивалентен Отцу (όμοούστος = consubstantialis), тем самым спровоцировав серьезный раскол в христианской церкви, что, в свою очередь, сказалось на судьбе евреев во многих странах

Принимая во внимание тот факт, что большинство германских народов — такие как восточные и западные готы , а также франки , лангобарды , свевы и вандалы — были крещены в арианское христианство, и что эти племена поселились в широко распространенных районах страны. В старой Римской империи большое количество евреев, уже проживавших на этих землях, подпали под господство ариан

В отличие от господства православной церкви, арианец отличался мудрой терпимостью и мягким обращением с населением других вероисповеданий, поведением, в основном связанным с неискушенным чувством справедливости, характерным для детей природы, но также в некоторой степени прослеживаемым. В некоторых моментах согласия между арианской доктриной и иудаизмом, полностью отсутствуют в ортодоксальном вероисповедании. Само утверждение о более подчиненном отношении Сына, то есть Мессии, к Богу-отцу гораздо ближе к иудейскому учению о Мессии, чем к концепции полной божественности Сына, провозглашенной в Никее . «

↑ и

Уайлс, Морис, 1923–2005 , Архетипическая ересь: арианство сквозь века , Oxford, Clarendon Press,1996 г.( ISBN   , OCLC   ) , стр.  5

Ср. Жильбер Менье , L’Algérie des origines: от доисторических времен до появления ислама , стр. 151n, Париж, Discovery, 2007 г. ( ISBN   ) .

Анри Айрини Марра, «  арианство как александрийское явление  », протоколы заседаний Академии Надписей и художественной литература , п O  3,1973, стр.  533-542 .

Богословы, которых обычно называют «арианами», всегда отвергали этот ярлык, который применялся к ним их противниками в полемических целях; ср. Пьер Мараваль , Феодосий Великий. Сила и вера , изд. Файард, 2009, с.  100 .

↑ и Жан-Пьер Леге , L’Europe des Etats barbares. V-VIII вв. , Белин,2002 г., стр.  73

Мишель Руш , Происхождение христианства 30-451 , Hachette, стр.  140-141.

.

Мирча Элиаде, От Магомета до эпохи реформ: история верований и религиозных идей , том 3, Пайо, «Историческая библиотека», Париж, 1989 г. ( ISBN  2-228-88160-0 ) .

Общецерковная история арианства: от рождения Ария до его проигрыша на выборах архиепископа

Общецерковная история арианства свидетельствует том, что Арий был родом бербер. Родился он в 256 году в Ливии и происходил не из знатного рода. От его имени получило название самое известное антихристианское учение — арианство. В детстве его воспитывал Лукиан Антиохийский.

Арий, 1493 г., надпись на изображении указывает на причисление его к ересиархам, то есть создателям ересей

По прибытию примерно в 311 году он прибыл в Александрию, где его рукоположил в диаконы архиепископ Пётр Александрийский. Несколько позже архиепископ заметил приверженность новоиспечённого диакона к такой ереси, как мелитианство и отлучил его от церкви.

Впрочем, отлучение продлилось недолго, так как вскоре архиепископ Пётр принял мученическую смерть в период возобновившихся гонений на христиан. Раскаявшегося Ария архиепископ Ахилл рукоположил во пресвитеры Александрийской церкви.

После смерти Ахилла пресвитер претендовал на его место, но на выборах проиграл.

Позже этот факт его последователи приводили в пример его благородства, так как утверждали, что он отказался от поданных в его пользу голосов в пользу его противника. На проигрыш на выборах указывают православные историки, с которыми ариане были не согласны.

Распространение и исчезновение арианства

Никейская церковь, большинство на Востоке (зеленый), и арианский вариант христианства, большинство на Западе (оранжевый).

Kingdoms варвары VI — го  века

  • Франкские королевства — Никей
  • Бургундское королевство
  • Завоевание франков в Вуйе в 507 г.
  • Арианское вестготское королевство
  • Арианское царство суве
  • Королевство арийских вандалов

V — го  века видит миграция из федеративных народов установлена ранее на полях Римской империи  ; теперь эти германские народы, близкие к Лаймам, являются христианизированными арианами. Только франки , англосаксы и свевы остались верными языческой германской религии .

В вестготы , которые обосновались в Аквитании из были ариане, как были бургунды , которые обосновались в Sapaudia в и вандалы , когда они взяли Карфаген в . Вестготы, в свою очередь, обращают свевов примерно в 460-е годы , во время их господства в Испании и Галлии . Новички выступают против Никейского епископата, который является привилегированным убежищем элиты Нижней Римской империи .

Ситуация меняется с приходом франкского короля Хлодвига , который выбирает около 500 человек для никейского христианства и, таким образом, может рассчитывать на существование римской администрации во время завоевания Галлии. Бургундские короли обращаются в христианство около 502 г. после союза с франками; затем часть вестготского королевства завоевана в битве при Вуйе и также должна присоединиться к никейскому христианству.

В VI — м  веке , то Соединенные Вандал Африка и Соединенные Остроготов из Италии исчезают во время отвоевание византийского императора Юстиниана I ст . Король вестготов из Hispania Recared согласился с верой Никейский на III — м Совете Толедо в . Среди лангобардов в Италии, арианство исчез только во второй половине VII — го  века .

Исчезновение арианского христианства объясняется тем, что оно несет в себе семена упадка. Если германские лидеры и их окружение поддаются прозелитизму арианских епископов и священников, их подданным угрожает ассимиляция и аккультурация , постарайтесь сохранить свои старые верования или практикуйте слияния. Вдобавок арианские общины «страдают от серьезных недостатков: определенной тенденции к изоляции, отсутствия миссионеров , тенденции к разбеганию по сектам в толковании единосущной догмы , с умеренными течениями и фанатичными фракциями» .

Воздушные миссии к «варварским народам»

Несколько лет спустя император Востока Валент, напротив, благоволил некоторым арианским епископам. В середине IV — го  века , епископы Photinus к Сирмии , Валенте  (в) , чтобы Mursa в Паннонии и соседние Ursacius к Сингидунум в Moesia являются арианой. Эта арианская якорная стоянка недалеко от Дуная способствует обращению в арианство вестготов и вандалов полуготом , полугреческим епископом Вульфилой, которому удалось завоевать доверие вождей германских кланов, «используя их родной язык, адаптированные песни. и транскрипции священных текстов готическим шрифтом » .

Наконец, с по 381 год , тринитарии контратакуют. Император Феодосий I — й , в свою пользу, созвать первый Совет Константинополя , который вынес решение в пользу православного тринитариев и анти-subordinatianiste , в соответствии с догмой , провозглашенной Никео-Константинопольского .

Юные годы

Значение имени Ариан таит в себе силу воли вкупе с упрямством и строптивостью. Мальчик взрослеет, от прежнего доброго ребенка практически ничего не остается. Теперь Арик — уверенный в себе молодой человек. Он продолжает прогуливать уроки, но учится теперь вполне достойно. Среди друзей — негласный заводила и манипулятор. Причем это не особо заметно. В компании Ариана есть якобы лидер. Он принимает решение, а Аран молчит, но, вдруг, тихо произносит: может поступить вот так?

С ним соглашаются все, включая лидера. Есть в Ариане что-то такое, с чем нужно считаться. Он никому не навязывает свою точку зрения, но ее принимают сразу же.

Девушки тянутся к красивому и самоуверенному юноше. Увы, но на них он учится искусству манипуляции женщинами. Девчачьи ахи-вздохи он воспринимает с благосклонностью и чуть высокомерно.

В переходном возрасте у Ариана происходит переоценка взглядов. Молодой человек становится уверенным в том, что выжить в этом мире можно только с помощью хитрости и умения манипулировать. Юноша ставит себе цель получить высшее образование. Успешно идет к ней. Школу заканчивает хорошо, троек в аттестате у него нет.

После школы поступает в университет. Профессию выбирает, связанную со строительством или инженерией.

Стать богом может каждый

Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обожествление: достигшие спасения делаются «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:4).
Ариане были готовы принять употребление слова «Бог» в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению.
Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления.

Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе.
Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа.

Что такое церковные соборы

Традиция церковных соборов началась в 50 году, когда апостолы, согласно книге Деяний, собрались вместе в Иерусалиме в день Пятидесятницы. С тех пор церковные иерархи встречались для решения серьезных проблем, касающихся всей церкви.

Но до сих пор эти собрания ограничивались лишь местными епископами. Никто до Константина не мог представить себе обсуждение вопросов вероучения на уровне всей Римской империи. Новый император собирался укрепить свою власть с помощью христианства, и масштабность была ему необходима.

Русское слово «вселенский» является переводом греческого «населенная земля». Для греко-римской империи это означало, что решения соборов принимались на всей известной им территории. Сегодня эти постановления считаются значимыми для всей христианской церкви. Православный мир признает решения семи соборов, католический — намного больше.

Арианство после крушения Западной Римской империи

Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов.
Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная.
Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи.

В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки.
То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом – римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими.

Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции и христианской латинской учености, по своему характеру – почти всецело ортодоксальной.
Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации.
В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства.
Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы – в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в.

К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему «субординационистские» учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).

Источник – Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995 Выложил – Мэлфис К.

Арианское учение признали еретическим в 325 году на Вселенском соборе в Никее

Ересь Ария была признана таковой в 325 году на Вселенском соборе в Никее, который созвал император Константин Великий. Так как Арий отвергал Божество и предвечное рождение Сына Божьего от Бога Отца, а так же заявлял о том, что Христос является только высшим творением Бога. Таким образом, еретик покусился на самый главный догмат христианства, на котором, собственно оно и зиждетется.

Для того, чтобы пресечь распространения учения Ария был созван Первый Вселенский собор, чего не происходило ранее. В его работе принимали участие 318 епископов, при этом среди них присутствовали такие столпы веры, как Николай Чудотворец, Афанасий Великий и т.д.

Честь опровержения ложного учения принадлежит архидиакону Афанасию, который на тот момент был помощником Александрийского епископа Александра, позже он заступил на его место после смерти епископа и его стали называть Афанасием Великим.

Святитель Афанасий Великий – ниспровергатель арианства.

Во время борьбы с арианством христиане приняли канонический Символ веры

На соборе Ария поддерживали его последователи, а именно 17 епископов, что позволило ему вести себя гордо и даже надменно. Несмотря на поддержку, его учение было опровергнуто, а сам пресвитер был отлучён уже Собором от Церкви.

Предложенный им и его последователями символ веры был отклонён Отцами церкви. Постановлением Никейского Собора был утверждён православный Символ веры, при этом Равноапостольный император Константин Великий внёс предложение о том, чтобы в Символе присутствовало слово «Единосущный». Собор это предложение радостно принял.

С того момента и поныне для Никейского Символа веры характерно наличие утверждения о том, что Второе Лицо пресвятой Троицы – Господь Иисус Христос имеет Божественное достоинство.

Таким образом, Лицами Троицы, кроме Святого Духа были названы Бог-Отец и Бог-Сын. На Соборе кроме того решили вопрос с днём празднования Святой Пасхи. Так же приняли двенадцать церковных канонов.

Все последующие Вселенские Соборы подтверждали решения Первого Вселенского Собора. Кроме того, решения принятые на нём, развивались, что позволило окончательно побороть лжеучение.

При этом, необходимо отметить, что многие его последователи, после его развенчания, присоединились к последователям других еретических учений, которые в те времена во множестве появились в пределах Римской империи.

Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество. Несмотря на это, поддерживал ариан влиятельный при императорском дворе епископ Никомидийский Евсевий, поэтому, несмотря на отлучение от Церкви и осуждения на Соборе Арий чувствовал себя до самой своей смерти вполне хорошо. Это позволило арианству весьма широко распространиться в правление Константина Великого.

Так как на Никейском Соборе присутствовал император, его решения были подтверждены и гарантированны государственной властью. При этом стоит отметить, что ариане даже и после этого достаточно вольготно чувствовали себя в пределах империи. Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином.

Римские императоры Константин и Юстиниан преподносят Константинополь Богородице с Младенцем. Собор Св. Софии, Византия, Константинополь, поздний 10 век

В наше время постулаты данного лжеучения активно используют различные псевдохристианские секты, например, свидетели Иеговы. Православная церковь резко осуждает все попытки возродить арианство. Так же стоит отметить, что такая мировая религия как ислам многое почерпнула из учения ариан, хотя большинство исламских богословов это отрицает.

Кто избавил Ария от ссылки?

Арий, сосланный решением Собора в Иллирию, был возвращён из ссылки стараниями Флавии Юлии Констанции, сестры императора Константина.

Флавия Юлия Констанция

Констанция, напомним, покровительствовала архиепископу Евсевию Никомедийскому, по её протекции Евсевий и получил кафедру в Никомедии. А Евсевий был одним из самых авторитетных покровителей Ария. Ключевую роль в оправдании Ария сыграл пресвитер Евтокий, приближённый Флавии Юлии Констанции. Сократ Схоластик повествует: «Констанции же знаком был один пресвитер, державшийся Ариева учения и живший в ее доме. Наущаемый Евсевием и его соумышленниками, этот пресвитер при случае закидывал женщине слово об Арии, говоря, что собор обидел его, что он мыслит не так, как сказывают. Слыша это, Констанция хотя и верила пресвитеру, однако же царю говорить не смела. Случилось ей впасть в тяжкую болезнь, и царь стал непрестанно навещать больную. Когда же болезнь ее все более усиливалась, и она ожидала уже смерти, то начала рекомендовать царю своего пресвитера, свидетельствуя о его ревности, набожности и преданности престолу. Женщина вскоре потом умерла, а пресвитер был принят в число самых близких к царю лиц. Через короткое время, получив больший доступ к Константину, он стал и ему высказывать те же слова об Арии, которые прежде говаривал его сестре, и прибавлял, что мысли Ария нисколько не отличаются от положений Собора, и что, если бы он предстал сам, то согласился бы с ними и не был бы поносим без вины. Слова пресвитера показались царю странными. Если Арий, сказал царь, соглашается с Собором и мыслит, как он, то я допущу его к себе и с честью отправлю в Александрию».

Константин по-видимому был совершенно убеждён пресвитером Евтокием в невинности и праведности Ария, поскольку лично отправил ересиарху несколько весьма тёплых писем и пригласил его явиться в Константинополь, причём даже дорожные расходы относил на счёт казны: «Давно уже объявлено было твоей крепости, чтобы ты прибыл в наш стан и мог насладиться лицезрением нас; но мы очень удивляемся, почему ты не сделал этого немедленно. Итак, теперь возьми общественную повозку и постарайся приехать в наш стан, чтобы, получив от нас милость и удостоившись снисхождения, тебе потом можно было возвратиться в отечество. Бог да сохранит тебя, возлюбленный. Дано за пять дней до декабрьских календ».

Константин Великий

Как можно видеть, император чуть ли не уговаривает мятежного пресвитера! А ведь Константин отнюдь не был мягкотелым и добреньким либералом, он был отважным и суровым воином. Очевидно, император ни на секунду не сомневался в том, что пишет хорошему, благочестивому человеку, пострадавшему за правду.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Теологический аспект

Потолочная мозаика арианского баптистерия в Равенне

Арианство являлось попыткой рационализировать христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики». Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.

Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.

Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.

Такое согласование христианства с философией давалось нелегко. Пример — знаменитое Credo quia absurdum est, парафраз Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):

Григорий Назианзин описал сложившуюся ситуацию с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):

Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: отчасти они связаны с дополнением Никео-Цареградского Символа веры на Толедском соборе в 589 году положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день.

«Обиженные епископы»

Узнав о таком «перевороте в религиозном образе мыслей» Константина, воспряли духом епископы Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский, сосланные императором за отказ подписать анафематизмы на арианство. Они написали и распространили «покаянную грамоту», обращенную к «главным епископам Востока», участвовавшим в Никейском Соборе: «Осужденные вашим благоговением за известную вину, мы уже должны молчаливо выполнять приговор святого суда вашего. Но так как нелепо было бы молчанием подавать повод к клевете на себя, то доносим, что мы сошлись с вами в вере и, рассмотрев значение единосущия, ни в чем не следуем ереси и совершенно склонились к миру. Для безопасности Церквей, припоминая все, представлявшееся нашему уму, и удовлетворяя тем, которые чрез нас должны убедиться в вере, мы подписали символ, а анафематствования не подписали — не потому, что осуждали веру, но потому, что не верили, будто осужденный действительно таков, ибо частным образом из его к нам посланий и из личных бесед с ним ясно видели, что он не таков. А дабы святой ваш Собор убедился, что мы не противимся вашим приговорам, но соглашаемся с ним, мы восполняем свое согласие и этою грамотою, побуждаясь к этому не тягостью ссылки, а желанием освободиться от подозрения в ереси. Так что если вы удостоите нас ныне свидания с собою, то увидите, что мы во всем согласны с вашими определениями. Когда уже вашему благоснисхождению угодно было удостоить человеколюбия и вызвать из ссылки того, кто был первый осужден в этом, то после человека, казавшегося виноватым, а потом вызванного и оправдавшегося в том, в чем был обвиняем, после этого человека нелепо было бы нам молчать и давать повод к обличению самих себя. Итак, со свойственным вам Христолюбивым благоснисхождением благоволите напомнить об этом самому боголюбезному царю и, представив ему наши прошения, произнесите поскорее благоприличное вам о нас суждение».

В принципе, всё вполне логично. Если уж был оправдан и восстановлен в сане Арий — как-то глупо и непоследовательно получается держать в ссылке епископов, вся вина коих состоит в том, что они отказались Ария осудить. Указом императора Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский были вызваны из ссылки.

Профессор А.А. Спасский пишет: «Восстановление обоих епископов, по свидетельству Филосторгия, состоялось осенью 328-го года, то есть, как раз три года спустя после никейского собора; занимавшие доселе их кафедры епископы — Амфион в Никомидии и Христ в Никее — подверглись изгнанию». Получив обратно свои кафедры, Евсевий и Феогнис принялись отчаянно интриговать, стремясь вернуть утраченное после Никейского Собора влияние и отомстить своим обидчикам.

Профессор А.А. Спасский справедливо замечает: «Бывшие защитники Ария ничего иного не могли принести с собой из ссылки кроме ненависти к никейскому собору и его деятелям. На никейский собор они должны были смотреть, как на свое собственное поражение и свою личную обиду». Для этих «обиженных епископов» арианские споры стали просто поводом самоутвердиться, Арий был им нужен только как знамя. Сократ Схоластик отмечает, что увлекшиеся политикой владыки «наделали миру еще более беспокойства, чем прежде» — арианские споры разгорелись с новой силой…

Продолжение следует…

Список использованной литературы:

Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. — Сергиев Посад, 1914.

Эрмий Созомен «Церковная история». — СПб., 1851.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/

Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. — Спб., 2006.

Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)». — София, 1937. (электронная версия)

Сократ Схоластик. Церковная история. — М., 1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector