Оршин монастырь

Что такое верста?

Важная единица. /Фото: wikimapia.org.

Долгое время верста, или как ее еще называли – поприще, не имела фиксированного значения. Исправить это попытались только во время царствования Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I. Царским распоряжением тогда было установлено, что одна верста должна соответствовать 1 тысяче казенных саженей. Первые российские верстовые столбы появились на дороге от Кремля до села Коломенского, где располагалась летняя резиденция монаршей особы. Кстати, именно отсюда и происходит выражение «верста коломенская». Она была почти 2 раза большей той версты, что будет использоваться в империи позже.

Алексей Михайлович Тишайший. /Фото: diaryrh.ru.

Таким образом, при Алексее Михайловиче верста составляла 2 километра. Однако, на практике оказалось, что «старая» верста не очень-то удобна в хозяйственной деятельности. В первую очередь по причине того, что в верстах мерили земельные участки. Уже при Алексее в некоторых регионах страны знать устанавливала свои собственные значения версты в 700 и даже 500 саженей. Делалось это не со злого умысла, а из практической необходимости.

Окончательно с верстой разобрался только великий реформатор Петр I, который во время своего царствования постановил, что в одной версте должно быть 500 саженей, что соответствует 1067 метрам.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Протоиерей Павел Данилов

Отца Павла Данилова в 1937 году рукоположили в диаконы. Мы очень любили диакона Павла, он был такой очень хороший, душевный человек.

Ордер на арест и обыск диакону Павлу выдали 6 ноября 1937 в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Присудили 10 лет каторги. Он так хотел домой, стремился в любимую семью, к своей матушке Анне Николаевне и детям. Тогда Роману было 9 лет, Зое – 8 лет, Нине – 6 лет. На каторге отец Павел всё работал и работал, чтобы заработать дни, и заработал целый год. Его из заключения отпустили через 9 лет – на год раньше.

Протоиерей Павел Данилов

Выпустили его из тюрьмы именно 6 ноября, когда и забрали 9 лет назад – в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он боялся ехать домой: «Что же делать? Я детей-то не растил, приеду, а они и не примут меня». Дети его, конечно, приняли. В один прекрасный день, как раз уже служба кончается на Скорбященскую Божию Матерь, мы на левом клиросе стоим, вдруг открывается дверь и входит такой высокий большой отец Павел. Идёт со слезами: «Я приехал к вам умирать…»

Батюшка Павел стал служить в Михайловской церкви города Торжка. Матушка Анна Николаевна в Торжке купила подвал как раз напротив моего дома. Семья Даниловых жила бедно, и в двухэтажном доме они только и смогли купить один подвальчик. Сам этот дом был очень старый – как только дождь пойдёт, так половики на полу уже плавают. С ними жил их сын Роман со своей семьёй, купив в этом доме первый этаж. В Покров всегда справляли Роману именины.

Отец Павел сразу стал ревностно служить по всей Калининской области: в Торжке, в Осташкове, в Кувшинове, в Вышнем Волочке, в ближайших торжокских сёлах. Потом, когда уже перестал служить так по местам, он заменял многих священников.

Вскоре Роман умер от облучения, остался внук батюшкин Сашенька. Старшая дочь отца Павла Нина окончила педагогический техникум. Третья дочь Зоя овдовела и посвятила себя заботе о своих родителях. Родителей своих, батюшку Павла и матушку Анну Николаевну, их дочь Зоя на руках носила, просто их вынянчила. Обстирывала, носила бельё грязное туда, чистое сюда. Еду каждый день готовила.

Когда совсем состарился отец Павел, стал ходить в церковь только на клирос. Он певец был хороший, тоны знал. Мы певчие были очень ему рады. Столько отец Павел в жизни перенёс с помощью Божией: гонение на Церковь, клевету, допросы, тюрьму, матушку и сына Романа похоронил… Помню, как батюшка переживал этот момент. Романа похоронили рядом с матушкой Анной. Это всё было на моих глазах. Уже батюшка был очень слабенький. Встанет батюшка Павел в хоре, поёт, поёт, а потом посмотришь – и упал отец Павел, и уже на полу лежит. Сердце… Иногда скорую помощь ему вызывали. Батюшка Павел был особой духовной жизнью, был прозорливый как старец.

В сочельник пришла я навестить батюшку отца Павла, а он сидит на кроватке. Дочь Зоя куда-то ушла. Я с ним посидела. Отец Павел говорит: «Зою жду, она, наверно, пироги печёт». Потом Зоя пришла, немного времечко прошло, заглянула я к ним. Батюшка Павел чуть ли не на руках дочери, она папу держит. Так я и пошла домой. Через некоторое время Зоя стучит в окно: «Отец Павел приказал долго жить». Скончался протоиерей Павел ночью на Рождество Христова в 1992 году на руках у дочери… Я сразу пошла к ним читать Евангелие над покойным батюшкой Павлом.

Храм Троицы за Волгой

Храм Троицы за Волгой.Современный вид

Церковь Троицы за Волгой в г. Твери – уникальный памятник щедрой благотворительности и милосердию тверского купечества.

История постройки этого храма необычна. В 1734 году Господь посетил Тверскую землю тяжкими скорбями: многие жители лишились пропитания и умирали от голода и болезней. Тогда для спасения тверитян много потрудились тверские купцы братья Матвей и Алексей Арефьевы.

Арефьевы были одной из самых богатых и известных в Твери купеческих династий. Алексей Арефьев вместе с тверским архиепископом Феофилактом (Лопатинским) раздавал хлеб голодающим. Чтобы дать работу и пропитание неимущим людям, братья начали на свои средства постройку церкви Святой Живоначальной Троицы с северным приделом во имя св. мученика Иоанна Воина в Заволжском посаде на месте прежнего ветхого деревянного храма.

Троицкая церковь. Фото начала ХХ века.

Троицкая церковь, которую спасенные от смерти люди строили с усердием и любовью, как говорили в то время «доброю архитектурою», была возведена «со всяким украшением» и освящена летом 1737 г. Она справедливо считается одним из лучших памятников стиля «нарышкинского барокко» на территории Тверской области.

В 1847-1848 гг. по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства прихожан к Троицкому храму пристроили южный придел во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

После революции, в 1930-е гг. XX столетия храм был закрыт и разорен – разрушена колокольня (восстановлена в 80-е годы), внутреннее пространство было разделено на три этажа и перегорожено бетонными стенами.

В годы Великой Отечественной войны в здании храма размещался молокозавод, стенные росписи были безжалостно закрашены масляной краской, алтари осквернены.

Позже в церкви разместилась областная контора кинопроката.

Некоторые из кабинетов этой конторы также размещались в алтарях храма, и сотрудницы этой организации, вынужденные в рабочее время постоянно находиться там, где не подобает, со скорбью и недоумением рассказывали нам, как умирают от онкологических заболеваний одна за другой их сослуживцы.

Многие годы протоиерей Николай Васечко со своими прихожанами приезжал в этот храм служить молебны и молиться о его возрождении.

Первый монастырский молебен в храме Троицы за Волгой в Духов день 2008 г.

С 2009 г. уже нашими силами водосвятные молебны с акафистами в честь Пресвятой Троицы, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. мученика Иоанна Воина стали совершаться регулярно по понедельникам в теплое время года. В 2010 г. состоялась передача храма нашему монастырю и началось его восстановление с помощью благодетелей: была освобождена от перекрытий центральная часть храма, а 6 апреля 2013 г. установлен новый купол с крестом.

Протоиерей Сергий Дмитровский

Протоиерей Сергий Дмитровский и Ангелина Антоновна, село Петропавловское. 15/V-66 г. День святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба

Отец Сергий Дмитровский родился в Торжке в 1887 году, окончил духовную семинарию. Имел семью: жена – матушка Анна Васильевна, дети – Павел, 1916 г.р., Елена, 1921 г.р., Александра, 1924 г.р., Николай, 1931 г.р. Батюшка Сергий служил в церкви села Щапово Ржевского района. Его сначала посадили в ржевскую тюрьму. После суда из тюрьмы отправили этапом на 10 лет в Севлагерь на лесоповал. Отец Сергий рассказывал мне, как однажды зимой на большой праздник священники все вместе собрались и как возгласили во всю силу своих слабых легких церковные песнопения, так патрули просто застыли и онемели, не ожидая такой Божией силы в пении немощных заключенных. Срок закончился, и батюшек отпустили.

После тюрьмы отец Сергий служил в Осташкове, потом в селе Петропавловское под Торжком. Мама в этой церкви святых апостолов Петра и Павла служила псаломщиком. Спустя какое-то время его перевели в Знаменскую церковь в село Ильинское, которое находится на железной дороге под Лихославлем. Умер батюшка отец Сергий 82 лет 20 февраля в 1969 году, похоронен на кладбище в селе Ильинском, рядом с отцом Петром, который служил до него.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Подводные камни

Как показали первые месяцы действия новой системы, она работает не так, как планировалось изначально. Данные в базу вносятся слишком долго, а потребителям приходится по прежнему ножками идти в коммунальную компанию, чтобы отдать бумажное свидетельство.

Предполагалось, что электронная база данных позволит собственнику самостоятельно отслеживать дату очередной поверки в любой момент времени. Эта мера сделает процедуру максимально прозрачной. И значительно осложнит мошенникам жизнь.

В любой электронной системе, особенно не обкатанной, бывают сбои. Справится ли сайт Росстандарта с ежедневным огромным потоком метрологов, которые вносят данные со всех концов страны? Будет ли сайт бесперебойно работать? Выдержит ли он возможные атаки хакеров? Не пропадут ли данные из базы, и как быть потребителям, если это произойдет?

Росстандарт утверждает, что сайт полностью готов к огромному трафику и надежно защищен от атак. Так ли это на самом деле, будет понятно со временем.

Что такое аршин?

Точность единиц была очень важна для торговли. /Фото: ww.veetrina.ru.

На Русь единица измерения аршин пришла с востока во время нашествия татаро-монгол. В Золотой Орде, а также в землях, находящихся под ее управлением, аршин использовался в качестве одной из единиц измерения. В пересчете на сантиметры первый аршин (как правило) составлял 70.9 см. Само собой, в разных местах значения могли сильно разниться. Первый законодательно установленный аршин появился в России только при Алексее Михайловиче, который своим указом подтвердил, что 1 аршин должен быть равен 16 вершкам, что составляет 72 см. Сделано это было для сокращения количества обманов во время торговли. Проблема заключалась лишь в том, что вершки мерили по длине фаланг указательного пальца, а потому у разных людей получались разные аршины.

Точку в вопросе поставил император Петр I. В ходе его реформ было установлено, что в одном русском аршине должно быть 28 английский дюймов, что в свою очередь составляет 71.12 см.

После революции страна была переведена на метрическую систему. /Фото: twitter.com.

Само собой, все старорусские единицы измерения вышли из употребления с распространением точных измерительных приборов. Уже после Октябрьской Революции 1917 года новая власть провела реформу, в рамках которой осуществлялся переход к метрической системе. В стране появились привычные всем современным жителям республик бывшего СССР сантиметры, метры, километры и многое другое.

Что такое сажень?

Единиц измерения было достаточно много. /Фото: cyrillitsa.ru.

Первоначально русская единица измерения сажень произошла от параметров измерения человеческого тела. Так, с давних времен на Руси существовали понятия маховой сажень (расстояния между концами пальцев расставленных в разные стороны рук – около 170 см) и косой сажень (расстояние от носка выставленной в сторону ноги до кончиков пальцев выставленной в сторону руки – около 2.5 метров). Такие меры измерения вполне годились для простых замеров, однако с усложнением общественной и экономической жизни потребовались более совершенные параметры.

Петр I закончил начатые отцом реформы. /Фото: 123ru.net.

Так, в царствование уже упомянутого Алексея Михайловича Тишайшего была установлена на государственной уровне казенная сажень. Данная величина не имела никакого отношения к человеческому телу, а была просто приравнена к вошедшим в широкий обиход аршинам. Так, 1 казенная сажень равнялась 3 аршинам.

Очередная реформа произошла в бытность императора Петра I. Тогда сажень была приравнена к 84 английским дюймам, составив 2 метра 13.5 сантиметров. Произошло это вслед за реформой аршина.

Значение слова «аршин» в словарях русского языка

Аршин

Арши́н:

Другое название этой меры — шаг. В сотнях шагов был проградуирован прицел на винтовке образца 1891 года (Мосина), винтовке Бердана, пулемётах Максим и других системах, бывших на вооружении Русской императорской армии, хотя высоты на топографических картах указывались в саженях.

Википедия

Аршин

м.

1.Старинная русская мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран.

2.Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.

Большой современный толковый словарь русского языка

Аршин

м. 1) Мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран. 2) Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Аршин

муж. , татар. погонная мера, четыре четверти (пяди), по четыре вершка (верха пальца); треть сажени; длина всей руки от плеча; вольный шаг человека; 21/3 русского или английского фута; 0,711 метра. | Самый прут, палочка, тесьма ровно в эту меру. Печатный аршин, клейменый, казенный, верный. | У валяльщиков: железный прут для осадки и обделки валенок, катанок. Аршинная стерлядь, длиною в аршин; аршинный холст, шириною в арш.; аршинная яма, глубиною. Аршинный товар, красный, тканый. Сидит или ходит, кланяется, словно аршин проглотил, не сгибаясь, навытяжку. Побоев на аршин не смеряешь. Семь аршин говядины да три фунта лент, говорят о бессмыслице. Аршин не солжет, мера делу вера. На аршине унести (обмерять) грешно, а на ножницах Бог велел (в кройке). Ты на безмен, а он тебе на аршин, бестолочь. Аршин на кафтан, два на заплаты, вычинка дороже вещи. Аршин на сукно, кувшин на вино, что к чему пригодно; или: Аршин не сукно, кувшин не вино, одно другому не замена. Я тебя на аршина смеряю, прибью палкою. Что там? С пареными грошами проехали, по реке аршин, отвечают глухому. Аршинник муж. -ница жен. мелочной торгаш тканями; прозвище сидельцев и калужан: тесто на аршины продавали. Аршинничать, заниматься торговлею. Нааршинничать, наторговать; проаршинничаться, проторговаться на аршинном товаре.

Словарь Даля

Аршин

арш`ин, -а, р. мн. -ов, счетн. ф. арш`ин (ед. измер.), -ов (мерная линейка)

Словарь русского языка Лопатина

Аршин

линейка, планка такой длины для измерения Пять деревянных аршинов. Мерить на свой а. (перен. : судить о чем-н. односторонне, со своей точки зрения). Словно (или как, будто) а. проглотил (о человеке, к-рый стоит или сидит неестественно прямо, разг.). аршин старая русская мера длины, равная 0,71 м Пять аршин ситца.

Словарь русского языка Ожегова

Аршин

(тюрк.), мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71,12 см).

Современный толковый словарь, БСЭ

Аршин

аршин м. 1) Мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран. 2) Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.

Толковый словарь Ефремовой

Аршин

аршина, м. (от перс. – локоть).

1. Русская мера длины, равная 0,711 метра, применявшаяся до введения метрической системы.

2. Линейка длиною в один аршин с нанесенными на ней делениями, служащая для измерения. Деревянный аршин. Складной аршин. Мерить на свой аршин – быть односторонним, истолковывая или оценивая что-н. со своей личной точки зрения. Как (или будто, словно) аршин проглотил (разг.) – о вытянувшемся, держащемся неестественно прямо человеке.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Аршин

– мера длины стар.русс. =

0.71 м.

Словарь автомобильного жаргона

Аршин

(тюрк.), устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер применявшаяся в ряде стран (Болгария, Афганистан, Россия, Турция, Иран). В России вошла в употребление с 16 в. Первоначально А. равнялся 27 английским дюймам; при Петре I размер А. был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным. 1 А. 16 вершкам 71,12см. Размер А. в различных странах от 65,2 см до 112 см.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Аршин

аршин, -а, р. мн. -ов, счетн. ф. аршин (ед. измер.), -ов (мерная линейка)

Полный орфографический словарь русского языка

Как будет проходить процедура

  1. Когда межповерочный интервал подойдет к концу, надо выбрать компанию. Читайте, как выбрать добросовестную компанию по поверке счетчиков.
  2. Договориться о визите. Счетчики воды и электричества можно делать без снятия на дому. С приборами учета газа и тепла это чаще всего невозможно, нужен демонтаж, такую проверку делают в лаборатории.
  1. Если с прибором все в порядке, метролог вносит данные на сайт Росстандарта. Сначала говорили о том, что результат поверки будет отображаться моментально, метролог будет обязан внести данные в течение суток. В идеале — сразу, как только проверил прибор учета, не выходя из квартиры, в режиме реального времени. Такая опция удобна тем, что собственник сразу сможет увидеть запись о результате поверки и на месте проверить, все ли правильно, не ошибся ли инспектор. Но увы, когда система заработала, выяснилось, что данные вносятся далеко не сразу. Метрологам официально дается срок аж 60 дней, в течение которых они обязаны внести данные в «Аршин». И для потребителя это, конечно, огромный минус.
  2. Бумажное свидетельство по просьбе собственника тоже делают. И хотя такая бумага теперь необязательна, мы все-таки настоятельно советуем ее получить. По сути, она теперь может использоваться исключительно как справочная информация, которую «к делу не пришьешь». Но в случае разногласий может все-таки быть доказательством вашей правоты. Кроме того, некоторые коммунальные компании продолжают требовать именно бумажное свидетельство.
  3. Сначала говорили о том, что в УК ехать больше не нужно. Якобы управляющая компания сама отследит данные о вашем счетчике в электронной базе. Но система опять-таки не сработала или сработала не везде (будем надеяться, что только пока). И большинство потребителей говорят, что их по-прежнему отправляют с бумажным свидетельством к коммунальщикам.
  4. Когда межповерочный интервал будет подходить к концу, собственник получит уведомление от Госуслуг.

Читайте, возможна ли бесплатная поверка счетчика воды.

Использованные материалы

  • Орша. Свято-Успенский женский монастырь // Страница официального сайта Синодального паломнического отдела Белорусской Православной Церкви Piligrim.By:

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. — Санкт-Петербург, 1877, стб. 505:

  • Оршанский Кутеиский Свято-Успенский женский монастырь // Православные монастыри Беларуси / авт.-сост. С.Э. Сомов. — Мн.: «Четыре четверти», 2003. — с. 96-98:

    (материал использован частично)

  Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин : с кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и 4 алфавитными указателями : с указанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций / сост. Л. И. Денисов — Москва, 1908, с. 338,

  Трутнева Н.Ф., ГИМ, Игумении Московского Новодевичьего монастыря (1525 — 1920 гг.) (По книге «Новодевичий монастырь в русской культуре». Изд. Государственного исторического музея. М., 1998 г.),

  Московский Новодевичий монастырь. Путеводитель, Москва: Издательство «Арткитчен», 2016 г., с. 33, 88,

  Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской / Изд. Веревкина М. Вып. 26. Витебск. 1895. С. 355.

  Чистякова М.В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем монастыре. Труды ГИМ. М., 2000. С. 70

  НИАБ ф.2309 оп.1.д.2

  НИАБ ф.2309 оп1. д.3

  Упом. в 1865, 1867, 1868 годах. Памятная книжка Могилевской губернии на 1865 год. — 1865, с.125:  ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1867 год. — Могилев, 1867, с. 163: ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1869 год. — 1868, с. 106,

  Памятная книжка Могилевской губернии на 1890 год. — Могилев, 1890, с. 420:

  Могилевские епархиальные ведомости. 1899. № 29, с. 412-414.

  Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. — 1903, с. 145:

  Упом. в 1903, 1905, 1906, 1910, 1911, 1912 годах. Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. — Могилев, 1903, с. 145: ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. — Могилев, 1905, с. 282: , Памятная книжка Могилевской губернии на 1906 год. — Могилев, 1906, с. 226: ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1910 год. — 1910, с. 274: ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1911 год. — 1911, с. 175​: ; на 1912 год. — Могилев, 1912, с. 162​:

  Памятная книжка Могилевской губернии на 1913 год. — 1913, с. 186: ,

  Упом. В в 1914, 1916 годах. Памятная книжка Могилевской губернии на 1914 год. — 1914, с. 202: ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1916 год. — 1916,

  Православные монастыри Беларуси / авт.-сост. С.Э. Сомов. — Мн.: «Четыре четверти», 2003. — с. 98,

  «Журнал № 136», ЖУРНАЛЫ заседания Синода Белорусского экзархата от 3-4 июня 2011 года, официальный портал Белорусской Православной Церкви,

  «Журнал №32», ЖУРНАЛЫ заседания Синода Белорусского экзархата от 27 июня 2017 года, официальный портал Белорусской Православной Церкви,

История монастыря

Средневековый период

Годы основания Оршина монастыря неизвестны (нередко говорят о
том, что монастырь существовал уже в XIV веке, хотя документальных
подтверждений этому нет.

Orsha — FullJumble @ Flickr

Согласно житийным свидетельствам, в XV веке в монастыре
подвизался св. Савватий Оршинский, при котором монастырь становится
известнейшей обителью Тверского княжества. Скорее всего, в то время
в обители уже был Вознесенский собор (возможно, деревянный),
имевший несколько иное раположение, нежели более поздний,
сохранившийся до нашего времени. Об этом свидетельствют могилы XV
века возле стены храма (между тем как традиция предписывала
хоронитть возле алтаря).

Vkontakte User @ Vkontakte

Первая достоверная дата, связанная с историей Оршина
монастыря, — это год освящения современного каменного здания
Вознесенского собора (1567). Эта дата была выгравирована на золотом
потире, надённом в XIX веке в тайнике (сделанном, предположительно,
в начале XVII века) под полом храма. На нём же сообщается, что
собор был освящён тверским
епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь,
позже ее завершение было переделано на одноглавие. Собор был
расписан, фрески XVI века сохранились до нашего времени.

В эти годы монастырю покровительствовал царь Иван Грозный, по
желанию которого и был выстроен каменный собор. В XVI веке году
монастырь управляется архимандритом, что говорит о его высоком
статусе.

Stan Collins @ Foursquare

Скорее всего, найденный в 1846 году тайник (в нём были три
древних антиминса и богослужебные предметы) под полом Вознесенского
собора был сделан в Смутное время, в 1606 году, когда в Тверском
краю свирепствовали поляки. Во время одного из их набегов обитель
была полностью рагромлена и сожжена, а настоятель и все насельники
убиты. Монастырь был восстановлен, однако перестал пользоваться
прежней известностью.

Сергей Антонов @ Foursquare

Монастырь в XIX — начале XX вв.

а]] ]] В середине XIX века в монастыре возобновилось каменное
строительство. Были выстроены стены с четырьмя башнями, келейный и
настоятельский корпуса (последний — каменный двухэтажный
корпус в стенах ограды над воротами), а к Вознесенскому собору была
пристроена каменная колокольня.

К началу XX века Оршин монастырь был небольшой обителью с
настоятелем и десятью насельниками. В 1903 году, по причине
малочисленности насельников, был преобразован в женский. При
монастыре работала церковно-приходская школа для крестьянских
детей.

vizuka @ Foursquare

Упразднение и возрождение монастыря

Обитель была закрыта в 1919 году. Большая часть каменных
построек (кроме собора и настоятельских покоев) была снесена, в
Вознесенском соборе устроено зернохранилище.

Ekaterina Malysheva @ Foursquare

Монастырь возрождён в 1992 году. Собор и настоятельские покои
отрестрарованы, выстроены деревянный храм Савватия Оршинского
(1996), две деревянных часовни (Предтеченская и Никольская), корпус
сестринских келий, здание детского приюта, гостевой домик, к
монастрю проложена асфальтовая дорога.

Известность получила история возрождения фресок XVI века в
Вознесенском соборе. Сообщалось, что в начале 1990-х годов при
восстановлении собора фрески, по причине отсутствия денег на
реставрацию, были просто замазаны побелкой, однако в течение
нескольких лет росписи постепенно сами проявлялись через побелку;
при этом проведённая реставраторами в конце 1990-х годов экспертиза
свидетельствовала о том, что никакой специальной работы над
фресками за это время не проводилось.

Катя Бойкова @ Foursquare

В первой половине 1990-х годов подворьем Оршина монастыря был
Храм Святой Великомученицы Екатерины в микрорайоне Затверечье на
левом берегу реки Волги,
недалеко от места впадения в неё реки Тверцы. В 1996 году подворье
было превращено в самостоятельный Свято-Екатерининский
монастырь.

Vkontakte User @ Vkontakte

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Зачем нужен цифровой формат

У нововведения несколько целей. Они связаны с удобством и безопасностью потребителя.

  1. Конкуренция среди компаний, которые занимаются поверкой, будет более добросовестной. Сейчас Управляющая компания (УК) может заставить жильцов заказывать поверку только у конкретной, «дружественной» УК фирмы. Может даже не принять результаты поверки, если ее сделали «чужие» метрологи. Теперь у УК нет возможности навязывать своих специалистов и вообще как-либо влиять на выбор компании по поверке. Заказываешь поверку у любой понравившейся фирмы, и электронная запись появляется в реестре, минуя УК.
  2. Собственникам будет удобнее отслеживать состояние счетчиков. Соответствующую запись можно будет увидеть онлайн на официальном сайте «Аршин». Собственнику больше не надо хранить свидетельство или держать в голове очередную дату поверки. Все будет храниться в электронном виде. Доступ к данным возможен в любой момент времени.
  3. Электронная система нужна для борьбы с мошенниками, которые зарабатывают на доверчивых гражданах, навязывая внеочередные поверки владельцам квартир. Представители неких компаний звонят или приходят в квартиру и заявляют, что пришло время очередной проверки водомеров. Разумеется, не бесплатной. Приятный мужчина снимет показания, сделает соответствующую запись в техническом паспорте ИПУ и поставит печать, а также заверит, что на ближайшие несколько лет собственник может забыть об этой процедуре. Скорее всего, у представителя недобросовестной компании нет лицензии на эту деятельность. Или «фирма» вообще юридически не зарегистрирована. Зато, когда придет время настоящей проверки, выяснится, что бумага, выданная мошенниками, незаконна. Теперь у потребителя всегда будет доступ к электронной базе, а мошенники физически не смогут внести в Росреестр электронную запись.
  4. Раньше проверка ИПУ была целым приключением. Надо заказать процедуру, дождаться метролога, взять у него бумажное свидетельство, потом отвезти ее в УК, отстоять там очередь, заполнить заявление… Сейчас не надо никуда везти документы, запись об успешной процедуре появится на сайте Росреестра в электронном виде.

Закон об электронной записи

Теперь инспектор, который делает поверку, обязан внести данные о вашем счетчике в федеральную электронную базу — реестр «Аршин». Коммунальщики (например, управляющие компании) будут брать данные о приборе учета из этой базы. Бумажные свидетельства, выданные после 24 сентября, юридической силы не имеют. Свидетельства, выданные до этой даты, по-прежнему действуют.

Новые правила поверки отражены в Федеральном законе №496-ФЗ от 27.12.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

Закон говорит о том, что теперь электронная регистрация результатов поверки – единственное юридически значимое подтверждение того, что счетчик исправен. Запись будет храниться в виртуальной базе — Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФИФОЕИ) (он же реестр ФГИС «Аршин»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector