Арамашевская слобода

История

Аромашевский район Ишимского округа Уральской области в 1928 году

Одно из первых упоминаний о «деревне Арамашевской», по всей видимости, относится к 1720 году, когда была проведена пополнительная перепись к подворной переписи Тобольского уезда 1710 года. И если в 1710 году среди деревень Лайменской слободы указанной деревни ещё нет, то через 10 лет в деревне Арамашевской Усламинской (Усть-Ламинской) слободы уже числится две семьи государственных крестьян.

Есть мнение, что основание Аромашево, по сходству названия, может быть связано с выходцами из Арамашевской слободы, возникшей в XVII веке на берегах реки Реж в Зауралье (нынешняя Свердловская область). Чередование «о» и «а» в имени поселения наблюдается вплоть до начала XX века. В то же время, в названии населённого пункта могут усматриваться тюркские элементы — башкирско-татарское «эрэмэ» или «урема», осложнённое древнетюркским суффиксом «ш», что означает место у реки, поросшее густым кустарником; в этой связи делается вывод о том, что к основанию села могут быть причастны сибирские татары.

Деревня входила в состав Ишимского дистрикта Тобольского уезда Тобольской провинции Сибирской губернии. По некоторым данным, к середине XVIII века стала называться «селом». В 1763 году уже существовала Аромашевская волость, насчитывавшая 6 населённых пунктов и просуществовавшая до начала XX века. К 1795 году в волости уже было 18 поселений. С 1782 года — в Ишимском уезде сначала Тобольской области Тобольского наместничества, затем Тобольской губернии.

Православный приход в селе был образован, по некоторым данным, ещё в 1735 году. В 1833 или 1836 году в Аромашево была возведена деревянная Покровская церковь, которую в 1886—1889 годах заменила каменная. В 1897 году 100 рублей на нужды храма пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Впоследствии в 1933 году храм был закрыт и в 1935 году снесён.

К началу XX века Аромашево являлось значительным торговым селом на тракте Ишим — Тобольск. В селе проводились Покровская (с 24 сентября по 2 октября) и Михайловская (2—8 ноября) ярмарки. Действовали пенькозавод и льнозавод.

Район села Аромашево, как и многие окрестные территории, в 1921 году был охвачен повстанческим движением в рамках Западно-Сибирского восстания. По некоторым данным, в районе Аромашево в 1921 году крупные бои происходили в начале марта (в ходе наступления красноармейских отрядов со стороны железной дороги и Голышманово на Тобольск — один из центров восстания), в конце апреля и начале мая (бои против повстанческого отряда П. С. Шевченко с целью полной ликвидации сопротивления на севере Ишимского уезда) и в начале августа (ликвидация отряда Шевченко, перешедшего к партизанской тактике).

При советской власти в Аромашево возникли учреждения культуры (Дом соцкультбыта — 1931 год), начала выходить районная газета (1930), организованы контора связи (1932), автопредприятие (1945), ветлечебница (1947), комбинат коммунальных предприятий (1960), дорожное ремонтно-строительное управление (1971), передвижная механизированная колонна (1979), дорожно-строительный участок дорожной передвижной механизированной колонны (1988).

В годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Аромашево находились дети из блокадного Ленинграда, аромашевцы собирали деньги на строительство эскадрильи «Юный ленинградец».

Государево железное и укладное дело[править | править код]

В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года.

Примечания[править | править код]

  1. ↑  (недоступная ссылка). Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021.
  2. . Дата обращения: 1 июня 2013.
  3. Рундквист Н. А., Задорина . // Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / рецензент Капустин. — Екатеринбург: Квист, 2009. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
  4. ↑ Аромашевское село // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
  5. Чупин Н. К. Арамашевское село // Географический и статистический словарь Пермской губернии. — Пермь : Типография Поповой, Типография Губернской земской управы, 1873—1887. — С. 28—29. — (Приложение к «Сборнику Пермского земства»).
  6. . Дата обращения: 1 июня 2013.

Из истории камней

Мамин камень назван в честь уральского писателя Д. Н.Мамина-Сибиряка. По воспоминаниям современников, во время своего пребывания в Арамашево он любил отдыхать возле этой скалы и писать там свои рассказы.

О Шайтан-камене ходит немало страшных историй. Говорят, что возле что возле этой скалы в темное время суток появляются огоньки и пугающие звуки, наводящие на мысли о привидениях. Этот факт послужил к тому, что местные жители дали камню столь старнное название.

Церковный камень знаменит тем, что через него из храма до самого берега реки Реж проходил тоннель. Во время вражеских набегов этот путь использовался для вывода из-под угрозы матерей с детьми и стариков.

Шуриков камень связан с именем юродивого, обладавшего даром прорицания. Сельчане любили его за доброту и кроткий нрав, жалели, помогали кто чем мог. Он частенько сидел на берегу у скалы, вглядываясь вдаль, и предсказывал, каким будет год – дождливым или засушливым, сытым или голодным. С тех пор жители села называют эту скалу Шуриков камень.

Село Мироново

Через двадцать минут наш автомобиль подъезжает к селу Мироново. Перед мостом справа, недалеко от дороги на небольшой скале поставлен мемориальный крест (N57°29.112’ E61°43.648’) в память о расстрелянных местных священниках. На нем надпись: «Сей крест установлен в память убиения Богоборческой властью священников села Мироново Верхотурского уезда 13 августа 1918 иерея Иоасафа Степановича Панова и иерея Иоанна Иоанновича Шишева прославленных в 2002 году в соборе новомученников и исповедников российских».

Как известно, село от деревни отличается в первую очередь наличием церкви. Поэтому, когда в 1759 году в Мироново построили деревянный Георгиевский храм (N57°29.217’ E61°43.017’), деревня сразу же получила сельский статус. В 1818 году вместо деревянной церкви возводится каменная. В 1932 году ее попытались снести с помощью тракторов, но церковь выстояла. В наше время специалисты признали ее не подлежащей восстановлению, но местные жители решили иначе. В данный момент Георгиевский храм почти полностью возрожден, а на отреставрированной колокольне электронная система каждый час исполняет колокольные перезвоны.

Липовские карьеры

В скором времени наш автомобиль снова проезжает через город Реж и сворачивает на Невьянский тракт. После развилки на село Липовское нам на глаза попадается аншлаг, который сообщает, что мы находимся в районе знаменитых липовских карьеров. «Затуманщики» здесь уже бывали, поэтому я решаю не тратить наше драгоценное время на их посещение, но рассказать об этом месте, все-таки, считаю нужным.

В 1900 году здесь была открыта редчайшая по красоте и богатству жила полихромного турмалина. Обнаружил ее местный крестьянин Петр Русин, когда во время пахоты вывернул плугом из земли несколько кристаллов. Сам он в камнях не разбирался, поэтому показал находку деревенским мужикам. Те, конечно, сразу же смекнули, что камешки эти не простые, и бросились наперегонки выбирать жилу. Некоторые «наламывали» самоцветы целыми ведрами. Кроме турмалина здесь находили и другие драгоценные камни: топазы, бериллы, аметисты, аквамарины, рубины…

Наибольшего расцвета добыча здешних самоцветов достигла в 20 годы. Но в 1957 году в этих местах геологи открыли крупное месторождение никелевых руд. Никель для страны оказался нужнее ювелирных камней. Добыча руды велась открытым способом, а все драгоценные камни попросту выбрасывались в отвалы. Однако руда вскоре закончилась и глубокие, местами — до 120 м, карьеры заполнились водой необычного, зеленовато-бирюзового цвета, имеющей, кроме всего прочего, еще и целебные свойства. Она помогает при болях в суставах и различных кожных заболеваниях, недаром в 50-е годы недалеко от села Липовского даже была открыта водолечебница, которая в настоящее время превратилась в один из крупнейших санаториев Урала. А любители камня до сих пор находят в отвалах красивые кристаллы.

Церковь Казанской Божией Матери

В 30-х годах XVII в. на скале Церковный камень построили деревянную церковь и назвали ее в честь Казанской иконы Божьей Матери. К сожалению, задание храма полностью сгорело при пожаре, и на его месте в 1800 г. возвели каменную церковь. В ней было два престола: один в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, другой – во имя архангела Михаила.

С начала прошлого века в селе Арамашево отмечался храм села – ежегодно 8 июля. В этот день совершался крестный ход, и так продолжалось до 1929 г., когда большевики закрыли храм, а колокол сбросили в реку Реж. Реконструирована церковь была в 2006-2012 гг.

Из истории села

Столетия назад село находилось на почтовом тракте и считалось слободой. Его жители занимались, в основном, земледелием; сеяли пшеницу и рожь. Первые упоминания об этом поселении относятся к 1692 г. Дипломаты, направленные Петром Великим в Китай, описали эти места как чрезвычайно красивые, изобилующие лесами, лугами, реками и озерами, возделанными полями. Один из летописцев, Адам Брандт, написал так: «Здесь очень красиво, ничего подобного я не встречал в своей жизни».

Основные фортификационные сооружения в селе были воздвигнуты в 55-56 гг. XVII в. для защиты от калмыков. Со временем набеги прекратились, и необходимость в укреплении Арамашево отпала, слобода стала безопасной. В ведении Арамашевской слободы находилось 31 небольшое селение, крестьяне которого числились за Алапаевским заводом.

География

Расположено к юго-востоку от Тюмени на реке Вагай, являющейся притоком Иртыша. В черте села Аромашево в Вагай впадает небольшой левый приток — река Малая Киршиха. Южнее Аромашево Вагай принимает также левый приток Салодовку и правый — Смородиновку.

В долине реки проходят основные транспортные артерии и сосредоточено большинство окрестных населённых пунктов. С юга на север через село проходит автодорога, связывающая трассу Р402 «Тюмень — Ишим — Омск» с селом
Вагай в устье одноимённой реки.

Аромашево находится на западном берегу Вагая, на восточном, напротив села — деревни Таловая и Чигарева. Ниже по течению — село Слободчики (левый берег) и деревня Валгина (правый берег). Выше по течению — деревни Юрминка (левый берег), Большескаредная и Смородиновка, в устье речки Смородиновки (правый берег). Юго-западнее Аромашево, на берегу Малой Киршихи — посёлок Октябрьский.

Русло Вагая — извилистое, лес по обоим берегам — не сплошной. Чем дальше на восток и на запад от реки, тем более плотными становятся лесные массивы. На востоке от Аромашево, в лесах — деревня Николаевка, на западе, также в лесах — деревня Балаганы. Севернее и северо-западнее села, среди лесов, расположен крупный болотистый район — болота Дикое, Чистое и множество небольших озёр (Ернякуль, Верхний Кашкуль и др.).

Расстояния до некоторых населённых пунктов: до областного центра города Тюмень — 175 км (по прямой), 255 км (по трассе); до города Ишим — 130 км (по трассе); до посёлка Голышманово, где расположена железнодорожная станция Голышманово на Транссибе (линия Тюмень — Омск, 211 км от станции Тюмень) — 53 км (по трассе).

История села[править | править код]

Топоним

Название своё село могло получить от слова араме, что с башкирского означает — урема, место у реки, поросшее густым кустарником.

Или от ромашки (Anthemis tinctoria), в изобилии растущей не только близ села, но далеко за пределами его по направлению к югу, в местности, принадлежащей в прежнее время также к Аромашевскому приходу.

Аромашевская слобода

Поселение, носившее тогда название Аромашевской слободы, затем села Аромашево, находилось на почтовой дороге (затем упразднённой) из Екатеринбурга в Верхотурье. Главным занятием в XVII веке было хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири.

Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 метров) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Камнем.

В 1655—1656 годах в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, делавших набеги на те места. «Около церкви и государевых житниц был поставлен острог рубленый в вышину две сажени печатных да и башни рубленая четвероугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая в вышину до 3 сажени печатных, а в них по два моста. А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные; а круг острогу и башен 180 сажени печатных», куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от «воровских и неприятельских людей», не имевших огнестрельного оружия, а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии, когда появились южные поселения, Аромашевская слобода стала безопасной и укрепления в ней не стали поддерживать. На земле, отведённой в пользование Аромашевской слободе, в 1734 году находилось 31 селение, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казённым заводам.

XX век

В начале XX века главным занятием сельчан было хлебопашество и заводские работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок.

С 1960-х годов работал совхоз «Арамашевский».

XXI век

В феврале 2007 года была построена первая очередь тепличного комплекса по выращиванию роз по голландским технологиям.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021.
  2. . Дата обращения: 1 июня 2013.
  3. Рундквист Н. А., Задорина . // Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия / рецензент Капустин. — Екатеринбург: Квист, 2009. — 456 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-85383-392-0.
  4. ↑ Аромашевское село // Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Братство Св. Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902. — С. 647.
  5. Чупин Н. К. Арамашевское село // Географический и статистический словарь Пермской губернии. — Пермь : Типография Поповой, Типография Губернской земской управы, 1873—1887. — С. 28—29. — (Приложение к «Сборнику Пермского земства»).
  6. . Дата обращения: 1 июня 2013.

История села

Топоним

Название своё село могло получить от слова араме, что с башкирского означает — урема, место у реки, поросшее густым кустарником.

Или от ромашки (Anthemis tinctoria), в изобилии растущей не только близ села, но далеко за пределами его по направлению к югу, в местности, принадлежащей в прежнее время также к Аромашевскому приходу.

Аромашевская слобода

Поселение, носившее тогда название Аромашевской слободы, затем села Аромашево, находилось на почтовой дороге (затем упразднённой) из Екатеринбурга в Верхотурье. Главным занятием в XVII веке было хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири.

Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 метров) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Камнем.

В 1655—1656 годах в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, делавших набеги на те места. «Около церкви и государевых житниц был поставлен острог рубленый в вышину две сажени печатных да и башни рубленая четвероугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая в вышину до 3 сажени печатных, а в них по два моста. А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные; а круг острогу и башен 180 сажени печатных», куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от «воровских и неприятельских людей», не имевших огнестрельного оружия, а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии, когда появились южные поселения, Аромашевская слобода стала безопасной и укрепления в ней не стали поддерживать. На земле, отведённой в пользование Аромашевской слободе, в 1734 году находилось 31 селение, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казённым заводам.

XX век

В начале XX века главным занятием сельчан было хлебопашество и заводские работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок.

С 1960-х годов работал совхоз «Арамашевский».

XXI век

В феврале 2007 года была построена первая очередь тепличного комплекса по выращиванию роз по голландским технологиям.

Поселок Боровлянское

Первым пунктом нашего маршрута был выбран поселок Боровлянское (N56°38.450’ E63°9.933’), находящийся километрах в ста пятидесяти восточнее Екатеринбурга. В 1913 году основатель УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) Онисим Егорович Клер обнаружил в этих местах, в песчано-глинистых отложениях ручья Дерней, значительное скопление зубов древних акул. Оказывается, что около 40 миллионов лет назад здесь, в Зауралье, плескались волны огромного теплого моря, в котором плавали мегалодоны – гигантские акулы размером с автобус, ну, и, конечно же, разная другая мелочь, которая служила им пищей…

На протяжении почти ста лет любители палеонтологии собирают в окрестностях Боровлянского богатейшие коллекции окаменелостей. Кроме зубов здесь встречаются позвонки и хвостовые пластины древних рыб, остатки панцирей черепах, окаменевшие кораллы и раковины и, даже бивни мамонтов и кости различных животных ледникового периода.

Ближе к вечеру мы добираемся до нужного нам места, берем заранее приготовленные дуршлаги и лопаты и спускаемся к ручью. Здесь уже «хозяйничают» две девушки, старательно промывая песок и синюю глину. Они с гордостью показывают нам свою добычу: несколько черных, будто сделанных из пластмассы, зубов. Воодушевленные их примером, мы с азартом бросаемся в бой: загребаем со дна ручья песок, с помощью дуршлагов промываем его, а затем тщательно перебираем руками. И вот, наконец, мне попадается первый «клык»! Небольшой, длиной всего около сантиметра, в идеальном состоянии, острый, как игла! Даже не верится, что ему несколько десятков миллионов лет! За пару часов мы с друзьями намываем более четырех десятков акульих зубов и множество других окаменелостей.

На обратном пути группа «затуманщики» заезжает в город Богданович, в гости к замечательным людям, нашим друзьям Володе и Людмиле Казанцевым. В честь этого события они накрыли огромный стол и приготовили нам для ночлега комнаты.

Географическое положение[править | править код]

Село Арамашево муниципального образования «Алапаевское» расположено в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устье левого притока Шайтанки. В пределах населённого пункта находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие. Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга, к юго-востоку от Нижнего Тагила, в 28 километров к югу от города Алапаевска (по автотрассе — 33 километра) и в 4 километрах на восток от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский — Алапаевск — Нижний Тагил. К северу от села Арамашево через реку Шайтанка расположена деревня Косякова. Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска, на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск — Реж и Алапаевск — Артёмовский. Церковный Камень получил название после строительства храма на его вершине. В окрестностях находится родник Крещенский, в лесу под горой, в болотистой местности. В праздник Крещения Господня прихожане проводят возле него молебен, а затем набирают святой воды. Местность возвышенная, сухая, снабжённая проточною водою; почва здесь преимущественно чернозёмная.

Из истории камней

Мамин камень назван в честь уральского писателя Д. Н.Мамина-Сибиряка. По воспоминаниям современников, во время своего пребывания в Арамашево он любил отдыхать возле этой скалы и писать там свои рассказы.

О Шайтан-камене ходит немало страшных историй. Говорят, что возле что возле этой скалы в темное время суток появляются огоньки и пугающие звуки, наводящие на мысли о привидениях. Этот факт послужил к тому, что местные жители дали камню столь старнное название.

Церковный камень знаменит тем, что через него из храма до самого берега реки Реж проходил тоннель. Во время вражеских набегов этот путь использовался для вывода из-под угрозы матерей с детьми и стариков.

Шуриков камень связан с именем юродивого, обладавшего даром прорицания. Сельчане любили его за доброту и кроткий нрав, жалели, помогали кто чем мог. Он частенько сидел на берегу у скалы, вглядываясь вдаль, и предсказывал, каким будет год – дождливым или засушливым, сытым или голодным. С тех пор жители села называют эту скалу Шуриков камень.

Происхождение названия

Есть несколько предположений относительно названия. По одному из них Арамашево произошло от турецкого слова «ара», что означает «граница». Версия довольно правдоподобная, т. к. река Реж на самом деле проходила по границе территорий вогулов и башкир, и село довольно долго играло стратегическую роль пограничной крепости.

Исторически так сложилось, что русские расселялись на Урале с севера на юг, преодолевая жесточайшее сопротивление кочевых племен, и закреплялись по берегам рек. Вначале они строили деревянные крепости, возле которых впоследствии возникали крестьянские поселения.

Другая версия названия связана с башкирским словом «араме», что означает место у реки, покрытое кустарником. Переселенцы обосновались на северном берегу реки, т. к. противоположный считался чужим. На сегодняшний день южный берег так и остается практически незаселенным, поросшим густым лесом.

Третья гипотеза о происхождении названия села связана с травой ромашкой, которая в изобилии растет не только на территории Арамашево, но и вокруг него. Левый приток реки Реж называется Арамаш.

Происхождение названия

Есть несколько предположений относительно названия. По одному из них Арамашево произошло от турецкого слова «ара», что означает «граница». Версия довольно правдоподобная, т. к. река Реж на самом деле проходила по границе территорий вогулов и башкир, и село довольно долго играло стратегическую роль пограничной крепости.

Исторически так сложилось, что русские расселялись на Урале с севера на юг, преодолевая жесточайшее сопротивление кочевых племен, и закреплялись по берегам рек. Вначале они строили деревянные крепости, возле которых впоследствии возникали крестьянские поселения.

Другая версия названия связана с башкирским словом «араме», что означает место у реки, покрытое кустарником. Переселенцы обосновались на северном берегу реки, т. к. противоположный считался чужим. На сегодняшний день южный берег так и остается практически незаселенным, поросшим густым лесом.

Третья гипотеза о происхождении названия села связана с травой ромашкой, которая в изобилии растет не только на территории Арамашево, но и вокруг него. Левый приток реки Реж называется Арамаш.

Государево железное и укладное дело

В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года.

Село Арамашево: Казанский храм

Далее наш путь лежит в старинное уральское село Арамашево. Еще за несколько километров до села открывается восхитительный вид на Казанский храм, возвышающийся на Церковном камне над излучиной реки Реж (N57°36.493’ E61°44.248’). Это один из самых древних храмов Среднего Урала.

Он был возведен в 1800 году на месте старого острога, который в середине XVII века построили первопоселенцы для защиты от набегов кочевников. Одна из реконструированных башен арамашевского острога сейчас находится в Нижней Синячихе в музее-заповеднике деревянного зодчества. Из храма к берегу реки вел подземный ход, в народе называвшийся Пещерой Спасения. В советские годы этот ход был взорван. Из села через мост идет дорога к знаменитому курорту «Самоцвет», где лечились многие известные люди. Один из них – актер и режиссер Евгений Семенович Матвеев. Именно здесь он работал над сценарием своего первого фильма «Цыган».

Церковь Казанской Божией Матери[править | править код]

Казанская церковь в Арамашево

В 1631 году на Церковном Камне была воздвигнута деревянная церковь, названная в честь Казанской иконы Божьей Матери. Деревянная церковь сгорела в пожаре, и в 1800 году бала построена и освящена каменная двухпрестольная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придел в честь архангела Михаила. В главном храме в 1885 году был устроен новый иконостас, а прежний был уступлен для вновь устроенной церкви села Бичурского Ирбитского уезда. В начале XX века ежегодно 8 июля в день храмового праздника совершался крестный ход из храма к памятнику, поставленному на месте святого престола в бывшем деревянном храме. В 1929 году церковь была закрыта, а колокол сброшен в реку. В 2005—2012 годах церковь была восстановлена.

Режевской экопарк

Буквально через пару километров мы сворачиваем с трассы налево, на грязную, разбитую грунтовку и, проехав по ней минут десять-пятнадцать, оказываемся у ворот заброшенного пионерского лагеря «Сокол» (N57°28.710’ E61°41.798’). Отсюда начинается экотропа, проложенная вдоль берега реки Реж.

Здесь мы оставляем своё транспортное средство и дальше топаем пешком, с удовольствием разминая затекшие после долгого сидения ноги. Через несколько минут тропа выводит нас на крутой обрыв. Перед восхищенными взорами «затуманщиков» открывается изумительной красоты пейзаж: луга, поля, холмы и перелески — словно гигантское панно, сшитое из бархатных лоскутков всех мыслимых оттенков зеленого цвета!

Слева виднеются дома деревни Липино, возле которой в XVII веке через реку Реж проходил знаменитый Калмацкий брод. Калмацкая дорога соединяла Государство Российское с казахскими степями. По ней в обе стороны шли богатые торговые караваны. По этой же дороге степняки-кочевники совершали набеги на русские поселения…

Вскоре тропа спускается в низину и снова выводит нас к реке. На противоположном берегу возвышается довольно протяженная скала, высотой около тридцати метров. Это — Мантуров камень (N57°29.173’ E61°41.825’)

По преданию, во время очередного набега кочевников местный крестьянин из села Мироново Парфен Мантуров, спасая свою семью, отвлек внимание врагов на себя, увел их на вершину этой скалы и здесь погиб в неравной схватке

Метров через двести мы выходим к подвесному мостику через реку Реж (N57°28.872’ E61°41.992’). Местные ребятишки называют его «мостиком желаний». Они верят, что, если стоя на середине моста, загадать желание, то река унесет его далеко на север к Деду Морозу и оно обязательно исполнится…

После приятной прогулки мы возвращаемся обратно к машине, достаем бутерброды с колбасой, термос с чаем и, подкрепившись, продолжаем наше «кругосветное» путешествие.

«Уральских изб Душа живая»: история создания

Как появился домашний музейный комплекс рассказала Реутова Вера Васильевна:
«Несколько лет назад в Арамашево, в избах, которые собирались сносить, вдруг, за обоями и штукатуркой были обнаружены старинные росписи. Подобные тем, что можно увидеть в Нижней Синячихе. Только там избы собирались с окрестностей и были перевезены в музей под открытым небом из других сел. А здесь свои, родные. Это было настоящее чудо.

Потребовались годы и усилия всей семьи, чтобы восстановить и привести в порядок две комнаты и подворье. И в старую избу словно вернулась душа. Структура крестьянского дома на Урале была проста и функциональна: изба, погреб, амбар, колодец «журавль», сарай, загоны для скота, огород, баня.

Зажиточные крестьяне строили две избы под одной крышей — зимнюю и летнюю. Их называли горницы. Летняя изба была попроще: пол земляной, без печки, а на чердаке хранили сено. В таком доме летом было не жарко. Зимняя изба отапливалась большой русской печью, в ней были маленькие окошки — все для того, чтобы сохранить тепло и не замерзнуть долгими темными зимними ночами.

Люди в воcстановленных домах жили зажиточные. Они не только две избы поставили, но еще и богато украсили свой дом. Может быть, кому-то кажется, что роспись эта смотрится грубо, наивно, но она добавляла красок и радости в серые будни длинных уральских зимы и осени, поэтому и сто, и двести лет назад хозяева платили высокую цену малярам-художникам, расписывающим избы.

В зависимости от достатка в избах расписывались либо только двери, либо часть потолка, может быть небольшой простенок. В Аромашевских избах роспись повсюду, люди жили здесь зажиточные и не скупые».

Сколько же стоила такая роспись? По словам Веры Васильевны 16 кг муки или зерна платили за роспись одной двери. Скорее всего, хозяин этого дома отдал больше 2-х мешков муки — по тем временам большое богатство.

Если Вы соберетесь с экскурсией к Вере Васильевне, то она вам раскроет тайны деревенского дома. В своем рассказе экскурсовод часто возвращается к своему прошлому: веселые истории про сурового деда и бабушку, которая баловала своих внуков нехитрыми игрушками и сладостями. Здесь вы сможете увидеть свадебное платье и венок, который принадлежал когда-то одной из жительниц Арамашево, мебель возрастом 200 лет, посуду, скульптурки, которые украшали дома местных жителей. Вы научитесь делать обереги, поучаствуете в мастер-классе и отличных фотосессиях.

По рассказам местных жителей, в Арамашево в начале XX века большинство изб было украшено ручной росписью.

Музей «Уральских изб Душа живая» на карте

Выезжаем через Березовский на Режевской тракт, перед Режом уходим направо — на Алапаевск. На Арамашево стоит указатель. Весь путь составляет около 120 км.

Музей «Уральских изб Душа живая»

Адрес: Свердловская область, село Арамашево, ул. Первомайская 11Телефон: тел. +7 (34346)73−582, +7 (912)24−96357Электронная почта: uralrospis@mail.ruВремя работы: с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до14.00, суббота, воскресенье — выходной. Но, на самом деле, предварительно позвонив, можно попасть на экскурсию в любое время.

Появление учебных заведений

В 1871 г. в Арамашево начало работу одноклассное училище. Через четверть века здесь появилось земское училище, а в 1911 г. – 2-х-классное училище в новом, специально построенном кирпичном здании.

До тех пор, пока вблизи села не построили железную дорогу, основным занятием жителей было возделывание зерновых и заводские работы по перевозке руды и железа на заводы в Алапаевске и Нижнем Тагиле. С появлением железнодорожного сообщения этот вид деятельности пришел в упадок.

В 60-х годах прошлого века в Армашево начал работу одноименный совхоз. В 2007 г. была введена в эксплуатацию масштабная теплица по выращиванию голландских роз.

Церковь Казанской Божией Матери

В 30-х годах XVII в. на скале Церковный камень построили деревянную церковь и назвали ее в честь Казанской иконы Божьей Матери. К сожалению, задание храма полностью сгорело при пожаре, и на его месте в 1800 г. возвели каменную церковь. В ней было два престола: один в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, другой – во имя архангела Михаила.

С начала прошлого века в селе Арамашево отмечался храм села – ежегодно 8 июля. В этот день совершался крестный ход, и так продолжалось до 1929 г., когда большевики закрыли храм, а колокол сбросили в реку Реж. Реконструирована церковь была в 2006-2012 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector