Славные и всехвальные первоверховные апостолы петр и павел

Храмы и святыни, связанные с Петром и Павлом

Над местом казни святого апостола Петра был воздвигнут собор в его честь, ныне — важнейший собор Рима, где находится кафедра Папы Римского и мощи апостола Петра.

На месте смерти апостола Павла император Константин Великий, давший свободу христианской вере и сделавший христианство государственной религией Рима, первый крестившийся римский правитель, возвел храм, где и хранятся мощи апостола.

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней.

В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю — апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).

В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного — с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства. По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

А теперь все это полетит в тартарары

И терпению в скорбях, и смирению учит Петр – написано послание было как раз в начале Неронова периода гонений, в конце 50-х – начале 60-х годов. Ну, про то, что слова «терпение», «смирение» и «награда на небесах» стали затертыми в церковных проповедях и тоже часто вызывают отторжение у многих и церковных, и антицерковных, и говорить нечего… Словом, живите, как добропорядочные граждане земли, и, коли вы Христовы, во всех земных добродетелях старайтесь превзойти земных, не-Христовых. А потом вся эта земля, лучшими насельниками которой вам следует быть, сгорит. Вы были законопослушными подданными, примерными семьянинами, трудолюбивыми работниками, верными слугами? Хорошо. А теперь все это полетит в тартарары. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3,10). Второе послание было написано Петром во второй половине 60-х годов, незадолго до его смерти (о предчувствии которой, кстати, он тут же и говорит). Содержание этих посланий кажется столь различным, что среди исследователей Библии даже появлялась версия о том, что писали их разные люди…

Святой апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!»  Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

Это интересно: Икона «Покрова Пресвятой Богородицы»

Заложили фундамент родительского дома

В день почитания Петра и Павла с амвонов многих православных храмов сказано: «Мы почитаем святых апостолов Петра и Павла как «первоверховных», ибо они более других потрудились во благовестии Христовом…»

Помню, один прихожанин, услышав эти слова, слегка даже обиделся за всех прочих апостолов: дескать, они что же, мало потрудились? Думаю, такого недоумения не возникло бы, если бы вышеупомянутая фраза звучала точнее: «…более других потрудились в деле устроения и налаживания земной жизни Церкви Христовой». Благую Весть о Христе и воскресении несли по миру все апостолы, все они (да-да, знаю про Иоанна Богослова, «почти все») засвидетельствовали свою веру мученической смертью. Однако именно на плечи Петра и Павла лег основной груз забот о вещах, которые иным моим современникам кажутся, скажем так, мало романтическими: об организационных, административных, дисциплинарных, хозяйственных, нравственных сторонах жизни первых церковных общин, и то, что первоверховные апостолы сделали в этом отношении, на века стало основой земной жизни Церкви, «Церкви воинствующей», как ее иногда называют в школьном богословии. О, мои романтические современники, «духовные христиане»!.. Дом Церкви, в котором мы родились и были «пестунствуемы», может показаться нам, когда мы стали подростками, тесным и старомодным, так бывает с подростками. Но это – родительский дом. И именно Петр и Павел заложили его фундамент.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. — малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила — самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV — первая половина V в. Рим

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник. 

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

История праздника

История этого христианского праздника, который знаменует окончание Петрова поста, берет свое начало еще в Римской империи.

Сегодня День Петра и Павла также отмечают очень многие христиане, однако не все знают историю этого праздника.

Апостол Петр по праву считается одним из самых известных апостолов из окружения Христа.

Дело в том, что после того, как Петр стал учеником Христа, он сопровождал его практически везде. Более того, именно Петра называют любимым учеником Мессии.

С этим апостолом связано немалое количество по-настоящему значимых библейских событий. Так, например, именно он отрекся от Христа, захотел идти по воде и отрубил ухо рабу. Поэтому вполне объяснимо, что Петр является самым известным учеником Сына Божьего.

Жизни и поступкам Петра практически целиком посвящена первая часть книги Деяний апостолов. В этой книге апостол описывается как человек с очень живым и вспыльчивым характером. Однако большая часть книги посвящена не его характеру, а деяниям апостола, которых было огромное количество

При этом особое внимание уделяется проповедям Петра

В книге говорится, что он обладал такой ораторской силой, что за одну проповедь мог привлечь на сторону Христа несколько тысяч слушателей. Кроме того, апостол мог исцелять людей и даже воскрешать покойников. За это его любил не только Иисус, но и огромное количество обычных людей.

Стоит отметить, что именно этого апостола называют первым Папой Римским. И хотя никаких неопровержимых доказательств нет, многие христиане верят, что именно Петр был тем самым первым «Папой».

Если Петру практически полностью посвящена первая часть книги Деяний апостолов, то жизнь и деяния Павла описываются во второй части этого издания. Более того, эта часть целиком посвящена Павлу, который, стоит отметить, изначально не входил в число двенадцати апостолов. Однако благодаря своим деяниям, Павел смог стать одним из наиболее известных апостолов в Библии.

Изначально Павел не верил в то, что делал Иисус. Однако после того как он стал свидетелем настоящего чуда, решил стать его учеником. Апостол был настолько поражен воскрешением Христа, что решил начать собственную просветительскую миссию, которая распространялась на территорию Малой Азии. Именно за эту апостольскую миссию Павел и получил известность и признание.

Принято считать, что два самых известных апостола из окружения Христа умерли в один день, 29 июня по старому стилю. Об этом говорят сразу несколько исторических и религиозных документов, в том числе и Древнеримский календарь. Также эта дата упоминается в работах папы Григория Великого.

Стоит отметить, что в некоторых источниках утверждается, что Петр был казнен раньше Павла. Так, в одной работе говорится, что между их казнями прошел ровно год. Однако этой версии придерживаются лишь немногие источники.

29 июня было выбрано датой для этого праздника не только потому, что в этот день казнили апостолов, но из-за того, что именно в этот день были перенесены мощи святых. Это произошло еще в 258 году. Ну, а спустя некоторое время в этот день стали чествовать память о Павле и Петре.

Как и некоторые другие значимые христианские праздники, День Петра и Павла получил широкое распространение во время правления императора Константина. Именно он приказал соорудить несколько храмов в честь этих святых и поспособствовал тому, чтобы апостолы стали образцом веры в Бога.

Обычаи и традиции на День святых

Накануне праздника делают генеральную уборку в доме, а также подновляют поизносившуюся мебель и чинят то, что можно отремонтировать. Всю воду в Петров день считают святой, поэтому раньше на рассвете была традиция пойти к ближайшему ручью или роднику, чтобы умыться трижды. Такое действие, по поверью, дарит на весь следующий год здоровье и красоту умывшемуся на рассвете человеку. В День святых прихожане молятся апостолам об исцелении от лихорадки или горячки.

Иногда в праздник верующие оставались на улице до рассвета – чтобы увидеть, как Солнце поднимается из-за горизонта. Еще с вечера сельские жители все вместе шли на край поселения и жгли костры до утра. На них готовили кашу, которая была общим угощеньем и ждали рассвета, веселясь – пели песни, танцевали. Традиция обусловлена тем, что есть поверье – если первый луч в праздник коснется человека, то ему будет сопутствовать удача еще год. Этот обычай называют «караулить солнце».

На Юге была традиция «играть в свадьбу». Выбирали артистичных парня и девушку, которые были «женихом» и «невестой». Их усаживали на пару украшенных колес и выполняли свадебные традиции – от сватовства и завершая венчанием. Действо занимало всю ночь. С первыми солнечными лучами «невеста» расплетала косы и стягивала сарафан, оставаясь в нательной нижней рубахе. После этого она начинала убегать от преследующих ее парней. Остальные девушки тем временем веселились – танцевали, смеялись, пели. Этот ритуал посвящен Солнцу, которое дарит жизнь всему.

Важно не быть в одиночестве – был обычай после обязательной службы в храме устраивать застолье, приуроченное к празднику. Так как день иначе называют Разговеньем, то на стол можно ставить любые блюда, так как пост завершился и ограничений по продуктам уже нет

На алкоголь также отсутствует запрет, но употреблять его нужно умеренно, как и в любой другой православный праздник.

Разрыв шаблона

Если прочесть Первое и Второе соборные послания Петра как единое, то у читающего вполне может возникнуть некий, как нынче говорят, «разрыв шаблона».
В Первом послании Петр учит христиан, как им жить на этой земле. В этом конкретном государстве, при этом конкретном земном устроении вещей, порядков, институтов общества и пр. Собственно, смысл этого научения – простой: вы, «род избранный, царственное священство», любите Христа, через воскресение которого Бог воскресил нас к новой жизни. Но, будучи, по сути дела, странниками на земле, тем не менее являйте всем людям высоконравственный образ своей жизни, вот именно на этой самой земле, в которой вы странники («Вот опять о грехах да добродетелях, этим церковным веками больше поговорить не о чем!» – слышу я…).


Мазаччо. Петр, деталь фрески

Или вот: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3,1). Многие, ох, многие воскликнут: «Опять домострой и сексизм, опять женщину принижают, опять набившие оскомину «семейные ценности»! А как же свобода, а как же либеральные ценности, а как же!..» Развивать эту тему тут не стану, зане она является причиной многих кровавых битв, просто скажу: все вопросы – к автору послания.

О чём молятся перед образом

Молитва святым славным всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу прославляет верность Петра, его духовную борьбу, твердость в вере, и данный им образец покаянной исповеди; воспевает высокий разум св. Павла, его учительскую и проповедническую мудрость и духовную перемену, произошедшую с ним по благодати Господа.

Апостолы Петр и Павел Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция) Середина — вторая половина XV в. Живопись древней Карелии 1966: XV в. Новгородская икона 1983: Вторая половина XV в. Гиппенрейтер 1994: Вторая половина XV в. Турцова 2013: Вторая половина XV в. Дерево, темпера. 52.5 × 32.5 × 2.2 смМузей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск, Россия Инв. И-313

Святых апостолов Петра и Павла принято просить об укреплении веры и любви, о ниспослании «образа покаяния», о духовном наставлении, просвещении сердца и заступничестве.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к двунадесятым. В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника Троицы. Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой.

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом, святителем Андреем Критским, преподобными Иоанном Дамаскиным, Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии — отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой — к Павлу.

Библиотека Русской верыКанон святым апостолам Петру и Павлу →

Читать онлайн 

Одолеть лестницу можно лишь шаг за шагом

Думаете, эти послания Петра – просто «памятник письменности», просто «священнотекст», который надо почитать, но можно не читать? Нет, все это имеет прямое к нам с вами отношение. Любой из нас боится смерти, цепляется за все, что есть земного, чтоб отдалить смерть, оправдывает себя в этом цеплянии и не верит в Воскресение. Любой из нас верит только в Воскресение, потому что больше нечем жить человеку, и понимает, что смерти бояться не надо, хотя очень страшно, притом нисколько не оправдывает себя, понимая, что немощен, но только старается не терять из виду протянутую поддерживающую Руку. Что смерть надо – прожить насквозь, может быть, с болью, пройдя через то «огненное искушение, не чуждое нам, посланное для испытания», о котором говорил Петр. Насквозь – и выйти ко Христу, который уже все это прошел и ждет нас. Но при этом – избежать искушения «включить жизнь на перемотку», отбросить вот это все земное, трудное, будничное, неблагообразное, часто греховное и больное, как лишнее. Избежать искушения перепрыгнуть хоть через один день нашего земного тленного времени как через ступеньку – мы на той лестнице в Небо, одолеть которую можно только шаг за шагом, прыгать на ней опасно.

Исторические факты

Праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу, был известен еще в первые века нашей эры. Более торжественно его стали отмечать после построения в IV веке первых христианских храмов в Константинополе, названных в честь первоверховных апостолов.

По образу жизни апостолы очень отличались. Петр не имел образования и был самым приближенным учеником Христа, а Павел был образован и сначала отторгал христианство. Тем не менее церковь превозносит их одинаково.

Жизнь апостола Петра

До обращения к Господу будущий апостол Петр именовался Симоном. Он был родом из малоизвестного города Вифсаиды в Палестине. По жизни занимался рыбной ловлей, был женат и имел двоих детей. Симон соблюдал все заповеди Господа и жил без порока во всех делах своих.

Позже, во время очередной рыбной ловли на Галлилейском море, братья Симон и Андрей повстречали Иисуса Христа, который позвал их за собой. Так Симон стал последователем Христа и получил новое имя Петр (Кифа), обозначающее «камень», как символ твердой и непоколебимой веры. Во время событий, предшествующих распятию Христа, Петр трижды отрекся от него, однако после покаялся и искупил свою вину тем, что проповедовал слово Божье народу.

Первая проповедь Петра к мирянам произошла в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов. Тогда в христианство обратилось 3000 человек. После его миссионерский путь проповедования и исцеления продолжался на берегах Средиземного моря, в Египте, Малой Азии, Греции, Риме, Испании, Британии и Карфагене.

В 67 году Петр пришел в Рим, где был схвачен и распят на кресте. Впрочем, смерть свою он пророчествовал сам. Во время казни Петр лично попросил распять его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать, как Иисус Христос. Похоронен он был в том же месте, где и казнен, а позже, в 329 году Константин Великий построил здесь храм.

Жизнь апостола Павла

Павел имел совершенно иной образ жизни. Родился он в Малой Азии и был наречен именем Савл. Здесь же он вырос и получил достойное образование. При жизни Савл не являлся рабом, был гонителем иудеев и даже официально считался преследователем христиан.

Встреча с воскресшим Христом настигла Павла как раз по пути в Дамаск для гонения христиан. Прямо на дороге Савла осветило ярким светом, ослепившим его. Он услышал голос, который позже представился Иисусом. Голос обратился к будущему апостолу с вопросом, почему он гонит Господа, после чего Христос повелевал Савлу идти в Дамаск и ждать указаний. Ослепшего Павла отвели в город, где его обучили вере и окрестили. Во время крещения будущий апостол прозрел и с того момента стал проповедовать веру Божью.

После обращения Савла к апостольской службе ему пришлось бежать в Иерусалим.

Первые апостольские путешествия Савла приходятся на 45–51 года, во время которых он получил имя Павел. Апостол проповедовал слово Божие на Кипре, в Греции и Македонии, а в Малой Азии основал несколько христианских общин.

Павла несколько раз заключали под стражу. Последний арест апостола закончился казнью. Поскольку он был свободным человеком, его не распяли на кресте, а отрубили голову. Казнь Павла свершилась, как и Петра в 67 году.

Служба первоверховным апостолам

Сейчас в христианстве день, посвященный памяти Петра и Павла, приравнивается к великим двунадесятым праздникам. День знаменуется окончанием Петровского поста, который начинается через неделю после Троицы.

Для службы верховным апостолам Петру и Павлу были написаны стихеры к ним обращенные. Тексты стихеров были созданы в 7-8 веке православными гимнографами.

Праздник Петра и Павла в 2020 году

Праздник Петра и Павла имеет фиксированную дату и не является переходящим, поэтому каждый год выпадает на одно и то же число – 12 июля.

Архимандрит Савва (Мажуко): «Что, если вы угодите со своим «заклятым другом» на одну икону?»

Архимандрит Савва (Мажуко)

12 июля 2018 г.

Петр и Павел: рыбак — пролетарий
и ученый-аристократ — два абсолютно разных человека на одной иконе. Чему нас
учит их опыт? Казалось бы, «самые святые святые» должны не ходить и говорить, а
«ступать» и «молвить», но новозаветные тексты свидетельствуют о том, что среди учеников Христа порой случались
«огорчения». Апостол
Павел рассказывал своим ученикам, как в Антиохии лично противостал апостолу Петру, обличив его в лицемерии (Гал
2:11). И не только это Послание,
но и другие тексты пестрят свидетельствами об ироничном отношении апостола
Павла к верховным апостолам, которых он называет знаменитейшие (Гал 2:2).

Петр и Павел — два очень разных человека, но оба ученики Христа и чудотворцы. «Они пророчествуют, наставляют, рукополагают и без устали делятся евангельской вестью. И при этом — не понимают друг друга!» — говорит архимандрит Савва

Для нас важно то откровение, которое несет икона апостолов, потому что это икона Церкви

Все мы в Церкви очень разные, и это хорошо. Церковное многообразие
может стать настоящим испытанием для верующего человека. Мы пытаемся искать
стройные и понятные схемы, четкие формулы, но очень часто это лишь наши
человеческие мерки. Церковное многообразие не сводится лишь к терпимости и
хорошему воспитанию, об этом и пишет архимандрит Савва.

Он подчеркивает, что апостолы Петр и Павел жили Христом и только
Христом, и проживали эту Христову жизнь очень по-разному. Порой они совершали
ошибки, иногда не понимали друг друга. И все же, при всей непохожести, это были
невероятно близкие люди, потому что их единство было единством во Христе.

Опыт Петра и Павла учит меня: если мой брат в Церкви живет
Христом, он мой брат, какие бы книги он ни читал, за кого бы ни голосовал на
выборах. Мне нравятся слова архимандрита Саввы:

«Бывает, мы ссоримся,
ругаемся, подозреваем. Но ведь друг с другом нам коротать вечность! Что, если
именно со своим «заклятым другом» я угожу на одну икону? Церковь — сообщество
непохожих. Случается, что мы не в состоянии найти общий язык с братом во
Христе, но мы вместе в одной Церкви, под одним главою Христом, у одной Чаши
Господней, а в вечности — на одной иконе Церкви Торжествующей».

Эти пять текстов помогли мне отойти от привычно-отстраненного
взгляда на апостолов. Сегодня Петр и Павел для меня перестали быть лишь плоскими
образами с иконы, я увидела в них реальных, интересных людей, прошедших нелегкий
путь к Богу.

Заканчивая работу над статьей, неожиданно для себя я сделала открытие. Оно касается горячо любимого мной госпела Keep Your Eyes on the Prize («Сосредоточься на цели»). Песня стала гимном американского движения за гражданские права, освободившего миллионы людей от дискриминации и унижений в 1960-е.

Это очень сильный текст, рассказывающий о любви Бога и пути к свободе, несмотря на страх, насилие, тюремное заключение. Ее первый куплет начинается словами «Paul and Silas were bound in jail…». Внезапно я осознала, что в оковах в тюрьме находились не какие-то неизвестные мне Пол и Сайлас, а апостол Павел со своим учеником Силой! Оказывается, госпел повествует об их заключении в Филиппах и чудесном освобождении из тюрьмы (Деян 16:25–31).

Интересно, что в те же 1960-е был основан один из самых долговечных коллективов в истории современной музыки — фолк-трио Peter, Paul and Mary. Исполненная ими If I Had a Hammer также стала гимном свободы. В названии фолк-трио использованы реальные имена музыкантов. Лично для меня очень символично забавное совпадение — ведь это также имена учеников Иисуса: апостолов Петра, Павла и Марии.

Фолк-трио Peter, Paul and Mary

Никак не думала, что узнаю что-то новое о любимых жанрах музыки
благодаря святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. И это делает их для меня особенно живыми и
близкими.
Может быть,
в День св. Апостолов 12 июля, слушая любимые записи, я буду думать о них, об их
пути к свободе.

В переводе с греческого Петр — «камень, скала», а
Павел (Paulus) в переводе латыни — «малый». Сегодня я закладываю еще один
маленький камушек веры в основание своей жизни, и это благодаря святым апостолам
Петру и Павлу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector