Алевиз фрязин новый
Содержание:
Леонид Ильич Баталов. 1913–1989
Родившись в Москве, 6-летний Леонид Баталов после революции 1917 года оказался с родителями в Саратовской губернии, но после окончания института коммунальной архитектуры в Ленинграде, вернулся в столицу.
Главный архитектор Останкинской башни был искренне влюблён в своё дело. По его проектам возвели здание аэровокзала на Ленинградском проспекте, и множество других зданий, украсивших главный город страны.
Долгие годы работал в соавторстве с Дмитрием Бурдиным, который возвёл знаменитые «Красные дома» по улице Строителей.
Кстати, о самых красивых жд вокзалах мира вы можете прочитать у нас на сайте TopCafe.su.
Фёдор Осипович Шехтель. 1859–1926
В российскую архитектуру Фёдор Осипович вошёл как яркий представитель стиля модерн, а также как автор смелых проектов синтеза готики и неповторимого русского стиля.
Осуществив свою мечту стать архитектором, он приступает к реализации своих замыслов, и первый заказ получает от Саввы Морозова, возведя особняк для его жены. В таком же романтическом стиле был возведён и дом С. Рябушинского. Особняк московского коммерсанта, возведённый на рубеже веков, считается лучшей работой архитектора.
Строения Шехтеля по праву входят в Золотой фонд московской архитектуры, и стали настоящим украшением как старой, так и современной Москвы.
16
Постройки[править | править код]
До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).
В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский, В. П. Выголов и О. Г. Ульянов. Эти учёные отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.
Портал Алевиза (Демир-Капы), Бахчисарайский дворец, 1503-1504
Позднее С. В. Заграевский также высказался, что аргументы в пользу отнесения кремлёвского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был всё же Алевиз Новый.
В XIX—XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как портал Демир-Капы, крымско-тат. Demir Qapı
(«посольские» двери, портал Алевиза) — древнейшей датированной части Бахчисарайского дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через него послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. Портал был выполнен в 1503—1504 годах для хана в Крыму по пути в Москву, куда Алевиз направлялся по приглашению Ивана III.
На Руси Алевиз Новый возвёл Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (Версия Л. А. Беляева о том, что это открытие сделал в 1960-е годы Б. П. Дедушенко, ошибочна. В 1976 году Дедушенко опубликовал статью о соборе, в которой написал следующее: «Внешний вид его (алевизовского собора) чрезвычайно отличается от ныне существующего, которое целиком построено из кирпича второй половины XVII в.». Прочитавший свежую статью Дедушенко каменщик Александр О., выученик П. Д. Барановского, объяснил архитектору-исследователю его ошибку). В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской слободе.
Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 год строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской слободе, а с 1514 года — 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.
Список построек Алевиза Нового на Руси
- Архангельский собор (Москва) (1505—1508)
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (Москва) (1505—1508)
- Троицкий собор (Александров) (1509—1513)
- Покровская церковь (Александров) (1509—1513)
- Успенская церковь (Александров) (1509—1513)
- Распятская колокольня (Александров) (1509—1513)
- Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1515—1516) (список 11 церквей, которые Василий III повелел заложить в 1514 году, уточнён В. П. Выголовым)
- Церковь Благовещения в Старом Ваганькове (Москва) (1514—1516)
- Храм Святого Владимира в Старых Садех (1514—1516)
- Церковь Благовещения в Воронцове (Москва) (1514—1515)
- Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (1514—1517)
- Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (Москва) (1514—1515)
- Собор Алексеевского монастыря (1514—1518)
- Церковь Леонтия Ростовского за Неглинной (Москва) (1516—1518)
- Церковь Введения на Сретенке (Москва) (1514—1518)
- Церковь Введения за торгом (Москва) (1516)
- Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот (Москва) (1514—1516)
- Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1514)
Этимология
Поскольку исторически слово фрязин писалось через (фрѧзин
), оно и произносилось через носовую гласную —фрęзин () . Звук -з- на замену звука -г- (фрѧговъ ) появился в результате третьей (прогрессивной) палатализации (сравнитекнязь икнягиня ). Таким образом, изначально слово могло звучать как *френгин, где суффикс -ин есть признак притяжательного прилагательного в качестве ответа на вопрос «чей?» (ср. полянин, древлянин, англичанин, датчанин), что и позволило этимологам вывести заимствование из этнонима «франк». В пользу этой этимологии говорит и другая форма этнонима —фряг .
Склонение по множественному числу в данном слове может происходить по типу сын, сыновья
, или в польском языке более точнопан, панове (польск. pan, panowie). Данная форма склонения зафиксирована в ПВЛ:
Отступление: Голландские печи
Все-таки очень удивительным остается факт, что вплоть до конца 16-го века в России не было дымоходов. И что итальянцы и немцы приезжали в Россию строить печи с дымоходами? Встречала эту информацию в разных источниках, но все равно верится с трудом. Климат в Германии, а особенно в Италии, намного мягче, чем в России. И там более известны камины, чем печи. Так выглядело приготовление пиши в Европе в 18-м веке:
Интерьер кухни с двумя женщинами за работой, Хендрик Нуман
Это открытый очаг, по сути, камин, с прямым дымоходом. Позже появились варочные печи, приставленные к каминам:
openluchtmuseum Het Hoogeland
Это интерьер голландской кухни 19-го века. Такие металлические печи, видимо, в России называли «голландками». Отрывок из книги о «Печном мастерстве», написанной архитектором Василием Собольщиковым в 1865 году:
Или климат был настолько другой, что в Европе было холодней, чем в России? Или обогревали помещения другим способом? В 19-м веке даже не было принято делать тамбуров в богатых домах и общественных зданиях, их пристраивали позже, уже в 20-м веке. Хотя еще раньше в домах были сени:
Т.е. получается, что сначала строили тамбуры, потом перестали, а потом опять начали? В Европе сейчас тоже дома строят с тамбурами. Хотя процесс отопления значительно облегчился по сравнению c предыдущими веками. А средняя температура января, например, в Нидерландах остается плюсовой.
Алевиз Фрязин
Алевиз Фрязин в Энциклопедическом словаре: Алевиз Фрязин — Алевиз (Aloisio) Новый, итальянский архитектор кон. 15 -нач. 16 вв. В 1503-04 строил в Бахчисарае дворец хана Менгли-Гирея. С 1504в Москве (Архангельский собор в Кремле, 1505-08).
(Алевиз Миланец) (Aloisio da Milano) — итальянскийархитектор кон. 15 — нач. 16 вв. С 1494 работал в Москве, участвовал встроительстве стен Кремля вдоль р. Неглинная (1495).
Значение слова Алевиз Фрязин по словарю Брокгауза и Ефрона: Алевиз Фрязин
(Aloisio) — итальянский зодчий, родом из Милана, при великом князе Иване III Васильевиче, в 1494 г., был привезен в Москву из Италии русскими послами Мануилом Ангелом и Данилою Мамыревым, отправленными туда за «стенными и палатными мастерами». В 1499—1508 гг. им построен в московском кремле, «на старом дворе, у церкви Благовещения», новый великокняжеский двор с каменными и кирпичными палатами, с ледниками и погребами под ними. Все эти постройки с течением времени исчезли или изменились до неузнаваемости, но в древней, северной части нынешнего большого кремлевского дворца (перестроенной в XVII столетии и потом реставрированной в 1842—1848 гг.), особенно в нижнем этаже теремов, еще сохранились остатки сооружения А. После великокняжеского двора он построил в Кремле на месте старой церкви архистратига Михаила новую (пострадавшую от пожара в 1547 г. и подпертую контрфорсами — нынешний Архангельский собор) и церковь св. Иоанна Лествичника «под колоколами», на том месте, где теперь стоит Иван Великий. А. построено в Москве несколько других церквей, но одни из них погибли от огня или от вражеских нашествий, а другие, вследствие перестроек, совершенно утратили свой первоначальный вид. Кроме того, А., по поручению вел. кн. Василия Ивановича, исполнял инженерные задачи, а именно возвел часть кремлевской стены от великокняжеского двора до Боровицких ворот, обложил камнем и кирпичом ров вокруг города и управлял очисткою прудов этого рва. Последнее из сохранившихся известий о пребывании А. в России относится к 1531 году.
Определение «Алевиз Фрязин» по БСЭ: Алевиз Фрязин — Алевиз Миланец (Aloisio da Milano) (гг. рождения и смерти неизвестны), архитектор. По происхождению итальянец. Приехал в Москву в 1494 по приглашению Ивана III. Работы: каменные палаты в Кремле (1499-1508, позднее вошли в состав Теремного дворца), ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади (1508-16, засыпан в 19 в.), плотина на р. Неглинной (1508). Принимал участие в постройке кремлёвской стены с башнями вдоль р. Неглинной (1495). Лит.: Снегирев В. Л., Московское зодчество. Очерки… XIV — XIX вв., , 1948.
Алевиз Фрязин — Алевиз (Aloisio) Новый, архитектор конца 15 — начала 16 вв. По происхождению итальянец. В 1503-04 работал в Бахчисарае (Крым), где строил дворец хана Менгли-Гирея (сохранился резной каменный портал). В 1504 по приглашению Ивана III прибыл в Москву, где, по свидетельству летописи, построил 11 церквей (не сохранились) и Архангельский собор в Кремле (1505-1508), в декоративной обработке которого использованы элементы архитектуры итальянского Раннего Возрождения. Лит.: Власюк А. И., О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле, в сборнике: Архитектурное наследство, 10, М., 1958. Алевиз Фрязин Новый. Портал Архангельского собора в Московском Кремле. 1505-08.
Алебастровый Алевиз Фрязин Алеврит
Интересные архитекторские решения
Итальянский мастер сумел соорудить храм в русском стиле, используя для украшения детали, которые были характерны венецианским базиликам периода Возрождения. Прекрасно смотрелись на соборе капители на пилястрах в форме листьев, а также закомары, оформленные «раковинами». Автору удалось прекрасно реализовать сочетание окон круглой формы разного диаметра, расположенных на фасадах.
Центральному куполу Фрязин придал полусферическую форму с золотой отделкой. Боковые купола были шлемовидными с серебряным украшением. Такой вариант использовался в оформлении соборов, которые освящались во имя святых и архангелов. Они находятся на высоко оформленных барабанах с узкими окошками. Завершилось сооружение архангельского собора Кремля в 1508 г.
Алевиз Новый специализировался на храмовом зодчестве
Поэтому и не удивительно, что его привлекли для строительства церквей и, в частности, такого важного сооружения, как Архангельский собор. Построил Фрязин и церковь Рождества Иоанна Предтечи возле Боровицких ворот
А вот уже в 1514 г. Василий III приказал соорудить в Москве 11 церковных сооружений. В качестве мастера выбрали Алевиза Фрязина. Есть предположения, что мастер приложил руку к созданию церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове. Вероятно, он же построил Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря на территории Москвы.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Фряги в истории Руси
Около XVII века в России начинают появляться и приобретают популярность иконы фряжского письма, написанные не по классическим, византийским канонам, а в традициях, близких к академической живописи позднего Возрождения.
Эстампы русского лубка, близкие к реальному изображению, назывались фряжскими листами
, для отличия их от традиционного русского лубка.
Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище «Фрязин»:
- Алевиз Фрязин (Старый) (также известен как Алевиз Миланец, Алоизио да Карезано) — архитектор, завершивший постройку стен Московского кремля
- Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, Алоиз Ламберти да Монтиньяна) — архитектор, известный постройкой Архангельского собора
- Антон Фрязин (Антонио Фрязин, Антонио Джиларди) — архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля
- Бон Фрязин — архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого
- Иван Фрязин (Джан Баттиста делла Вольпе) — дипломат, монетный мастер
- Марк Фрязин (Марко Руффо) — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
- Павлин Фрязин Деббосис — пушкарь
- Пётр Фрязин — под этим именем известны несколько человек: Пьетро Антонио Солари — архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
- Пьетро Франческо — архитектор, строитель Нижегородского Кремля
- Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале) — архитектор, строитель стен Китай-города
Работа итальянских зодчих
Итальянцам удалось добраться до Москвы в 1504 г. Однако путь их был не слишком гладким. На территории Крымского ханства посольство задержал хан Менгли-Гирей. Он привлек зодчих к сооружению Бахчисарайского дворца. Крымский хан остался доволен работой итальянских зодчих, о чем сразу же проинформировал Московского князя.
Зодчего Алевиза Нового, вызванного в Русскую державу из Италии, следует отличать от другого мастера, тоже появившегося на Руси в период правления Ивана III. Он прибыл намного раньше — еще в 1494 г. Этого мастера обычно именуют Алевизом Фрязиным, Алевизом Старым или же просто Алевизом. В 1494 г. Алевиза Старого привлекли к достройке укрепительных сооружений в Кремле. Работы он завершил в 1499 г. А уже в 1499-1508 гг. он участвовал в сооружении Великокняжеского дворца и стен от него до Боровицкой башни. В период с 1508 г. по 1519 гг. Фрязин строил стены, башенные сооружения и рвы возле Кремля от речки Неглинной.
По прибытии в Москву Алевиза Нового привлекли к работам по грандиозной перестройке Московского Кремля, которую начал Иван III, а также к строительству Архангельского собора. По решению московского князя церковь разобрали и заложили заново. В результате пятиглавое и пятиапсидное сооружение возвели на 6-ти столпах. В качестве материала для стен использовали кирпич с последующей белокаменной отделкой.
Автор книги: Сборник
Прочая старинная литература
сообщить о нарушении
Пьетро Антонио Солари, воздвигая башни главного въезда в Кремль, придал им суровый облик крепостного сооружения. К Спасской башне он пристраивает отводную стрельницу. В пей нет боевой площадки, а боевой ход идет по прямоугольнику стен на уровне мерлонов. В сторону Красной площади через ров был перекинут подъемный мост, в случае осады или штурма плотно прикрывавший арку ворот. На фасаде можно разглядеть отверстия, куда пропускались цепи для спуска и подъема моста, а в проходе ворот еще и сейчас видны пазы, по которым поднималась и опускалась металлическая решетка – герса.
Отводная стрельница сохранила архитектурные формы XV века, до предела лаконичные. Прямоугольник ее стен закреплен на углах сильно выступающими лопатками и завершается волнообразной линией «ласточкиных хвостов», несколько оживляющих суровый облик башни.
Только что сооруженная Спасская башня отличалась от стрельницы высотой и внутренним устройством. Она разделена на этажи и имеет боевую площадку для верхнего боя. Очевидно, сразу же после окончания постройки боевая площадка была покрыта деревянным шатром, на вершине которого было укреплено медное изображение орла – герба Московского государства. На одной из сторон деревянного четверика был помещен циферблат часового механизма, находящегося внутри. Шатер часто горел, и поэтому Спасская башня первой получила существующее и поныне великолепное каменное шатровое завершение.
Мы не можем посоветовать читателю представить себе Спасскую башню такой, какой она была в XV веке. В XVII веке, при надстройке других башен, новый шатер ставился на верхнюю платформу и только вместо зубцов выкладывали парапет с ширинками; все остальное оставалось прежним. В Спасской башне был переделан весь верх.
В 1625 г. устройство городских часов на главной башне Кремля было поручено выписанному из Англии механику Христофору Галовею, а архитектура шатра принадлежит талантливому русскому зодчему Бажену Огурцову.
Чтобы добиться единства композиции древней и новой частей Спасской башни, Важен Огурцов пошел несколько по иному пути, чем другие зодчие. Он сохраняет мерлоны боевой площадки, но использует их как основание для надстройки; для этого он завершает их прямым карнизом, а на нем располагает циркульные арочки. Угловые лопатки завершены шпилями, напоминающими готические фиалы. Все это – и арки, и шпили, и скульптуры львов – выполнено из белого камня и на фоне красных кирпичных стен образует великолепное каменное «кружево». Из него вырастает следующий ярус – четверик, на котором установлены циферблаты кремлевских часов. Продолжает высотную композицию восьмерик с циркульными арками «звона», где размещены колокола. Башня завершена высоким крутым шатром. Единство композиции этой башни Кремля достигнуто тем, что архитектор не просто надстраивает, а вводит для всех ярусов единый декоративный мотив, придающий цельность всему сооружению; найденные зодчим пропорции подчеркивают легкость башни и устремленность ввысь.