Платоновская академия: интеллектуальная богема италии

Программа обучения[ | код]

Обучение в Академии в начале её существования условно можно разделить на три направления: политика, математика и диалектика. В рамках каждого направления предполагался ряд дисциплин, которые осваивали ученики. В рамках политического направления ученики занимались поэтикой, риторикой, этикой. Труды первых сколархов в этой области, в частности Аристотеля, Гераклида Понтийского, Ксенократа, отличаются схожестью названий, что даёт основания учёным полагать, что это были не только заготовки для публичных лекций, но и результаты бесед с их учителем — Платоном.

Особое внимание отводилось второй по значимости дисциплине — математике, которая составляла целый корпус предметов. В рамках этой науки изучались арифметика, геометрия, астрономия и гармоника

На математическую школу Академии немалое влияние оказало пифагорейское учение. Первые сколархи активно изучали труды пифагорейцев, а также писали свои собственные, в которых повествовали об открытиях Пифагора или критиковали его учение (например, «Возражения на пифагорейцев» Аристотеля). Кроме того, математике уделялось много внимания и из-за отношения к ней самого Платона. Он полагал, что именно решение математических задач способствует активному мышлению, тренирует ум человека, подготавливает его к занятиям дисциплиной первого уровня — диалектикой. Члены Академии активно работали над основами математики, занимаясь, кроме всего прочего, разработкой системы базовых терминов.

Дисциплиной самого высшего уровня была философия, или диалектика. Информация о том, как обучение ей проходило в Академии, содержится в трактате Аристотеля «Топика». Исследователи полагают, что обучение диалектике проходило в форме диалогов, подобных платоновским. Паре учеников давалось то или иное утверждение, которое они должны были обосновать или опровергнуть. При этом, ход дискуссии корректировался опытными членами Академии и сколархами

Ученики в процессе спора использовали логические построения, теоретические аргументы, отводили особое внимание уточнению используемых терминов и различению оттенков значений. Существуют предположения, что к участию в подобных спорах допускались более опытные ученики, чтобы дискуссия проходила на высокоинтеллектуальном выдержанном уровне.

Диалектическое мышление также тренировалось путём выступления учеников с публичными докладами перед академической публикой. При этом, их повествование также строилось на принципах диалектики, они должны были рассматривать как утверждения, подтверждающие их позицию, так и опровергающие её, ставя тем самым себя в ситуацию необходимости «защиты своего логоса». Помимо этого, периодически устраивались публичные лекции для широкой аудитории.

Деятельность Платона в Академии | код

В ранней Академии Платон был первым сколархом. Среди учёных нет однозначной позиции относительно того, каким образом он преподавал. По мнению Т. Слезака, Г. Кремера, К. Гайзера и других представителей и последователей тюбингенской традиции, Платон читал ученикам лекции, содержавшие его неписаное учение, которое предназначалось строго для учеников Академии. В рамках данной позиции можно говорить об «эзотерическом» характере преподавания в учебном заведении. В пользу этой позиции говорят и факты о том, что в ту эпоху эзотерический характер обучения философии был вполне традиционным, а кроме того, платоновская Академия испытывала сильное влияние пифагорейцев, которые также излагали своё учение строго «подходящим» слушателям. В этом случае диалогам Платона отводится второстепенная роль. Учёные этой школы отводят им лишь функцию опорных материалов для учеников, которые должны были помогать им припоминать то, что устно излагал учитель. В пользу такого описания подхода Платона к преподаванию говорит и его критика письменной речи во многих диалогах, а также в его седьмом письме.

Представители противоположной традиции, согласно которой Платон не имел никакой систематической математико-метафизической неписаной философии, полагают, что диалоги были главным инструментом обучения, применявшимся Платоном. Приводятся свидетельства Диогена Лаэртского о том, что Платон был очень застенчивым человеком, а потому не любил выступать на публику и предпочитал сторониться прямого взаимодействия с учениками.

Спартанские школы

Как население Македонии и Коринфского перешейка, племена, основавшие Лаконику, происходят исключительно от дорийцев. Этот народ пришел в область будущей Греции с севера. Не ранее 12 в. до н. э. Он разбил ахейцев. Тогда в разных областях южных Балкан и на ближайших островах уже закрепились определенные традиции, основывающиеся на «достижениях» давно проживающего здесь населения (как индоевропейского, так и местного происхождения).

На этом фоне дорийцы «воинственные и малообразованные». И будто бы стояли на низком уровне культурного развития. Хотя в 8 столетии до н.э. именно благодаря своей простоте им удалось сыграть ведущую роль в становлении единого народа Эллады. Их обычаи (как феномен) сохранились в 2 государствах. В Спарте и в Македонии. Первая известна особым воспитанием.

Во-первых, обучение в этой стране организовывалось государством и было обязательным. Из мальчиков создавали бесстрашных воинов. А из девочек – дам, способных в достаточном количестве рожать таких воинов. Спарте нужны были только здоровые люди. Ущербных младенцев закон предписывал сбрасывать со скалы. По мифам, 300 спартанцев предал именно горбун, которого родители в свое время пожалели и спрятали среди рабов-пастухов. «Урод» и «предатель» были, по сути, синонимами. Считалось, что в больном теле живет еще и подлость. Однако никаких эстетических требований, например, к пропорциям лица тут не существовало.

С 7 до 12 лет будущие воины проводили в военных лагерях. На спортивном поприще мужской и женский пол не только не разделялись, а наоборот… Девчонка всегда могла встать против мальчишки на любом соревновании. В метании копья, в упражнениях на мечах, в стрельбе из лука. И даже в силовых упражнениях. Физически развитая девушка свои силы копила не в поле (на нем работали лишь илоты). Область Лаконика (хозяевами которой стали дорийцы, а рабами более древнее население области) сохранила главные традиции предков. Это паритет мужчины и женщины. При особом желании представительница «слабого» пола всегда могла перейти в пол «сильный». «Слабой» половиной тут было лишь закабаленное население – илоты. И все же в «эйрены» (общества воинов) в большинстве случаев посвящались юноши. Обряду инициации в системе обучения посвящалось довольно много внимания. Подростки старшего возраста подвергались всяческим испытаниям. Порой жестоким. К примеру, спартанец-мужчина обязан был уметь прокормить себя голыми руками. То есть без оружия ограбить двор илота. Самого илота в потасовке тоже нельзя было убить – он собственность государства (производитель продуктов сельского хозяйства). Побежденный в такой вылазке спартанец проваливал «экзамен». А изувеченный до инвалидности или убитый терял и статус спартанца. Людей превращали в военных стратегов.

Наоборот, илотов было нетрудно определить даже переодетыми в спартанскую одежду. Они были пугливы и говорили больше обычного. В то время как урожденный спартанец заменял 1-2 словами иногда несколько предложений. Благодаря имени исторической области Лаконика появилось выражение «говорить лаконично» (кратко и по делу). Откуда взялась лаконичная речь? Дело в том, что спартанскому населению вообще не забивали голову литературой или витиеватой риторикой (с метафорами). Презиралась и склонность к арифметике, так как счет нужен был при торговле. А торговля у поклонников дорийских обычаев ассоциировалась с… продажностью.

Главное здание

Панорамный вид

Статуя Сократа на фоне колонны Аполлона (скульптор Леонидас Дросис ).

Деталь резьбы по камню (архитектурный термин: Акротерион) Сфинкса на фасаде.

Внутренний вид

Главное здание Академии — это неоклассическое здание между улицами Панепистимиу и Акадимиас в центре Афин. Здание было спроектировано как часть архитектурной «трилогии» в 1859 году датским архитектором Теофилом Хансеном вместе с университетом и Национальной библиотекой . Средства были выделены магнатом Саймоном Синасом специально для этой цели, и 2 августа 1859 года был заложен первый камень. Строительство продолжалось быстро, после 1861 года под руководством Эрнста Циллера , но внутренние беспорядки в последние годы правления короля Отто ‘ правление, которое привело к его изгнанию в 1862 году, препятствовало строительству до тех пор, пока оно не было остановлено в 1864 году. Работы возобновились в 1868 году, но строительство было завершено только в 1885 году общей стоимостью 2 843 319 драхм , большая часть из которых была предоставлена ​​Синасом. а после его смерти — его женой Ифигенией.

Греческий скульптор в стиле неоклассицизма Леонид Дросис создал основную многофигурную скульптуру фронтона на тему рождения Афины по проекту художника Карла Рала . Это принесло первую премию Венской выставке 1873 года . Дросис также создал фигуры Афины и Аполлона с лирой на боковых колоннах Академии, а также сидящие мраморные фигуры Платона и Сократа , которые были выполнены «итальянским скульптором Пикарелли». Восемь меньших фронтонов в комплексе Академии являются терракотовыми работами австрийского скульптора Франца Мельницкого . Фрески и росписи интерьеров выполнены австрийским художником Кристианом Грипенкерлем .

20 марта 1887 года здание «Синайской академии», как ее называли, Циллер передал премьер-министру Греции Харилаосу Трикупису . Из-за отсутствия национальной академии в здании в 1890 году разместился Нумизматический музей , а в 1914 году — Византийский музей и Государственный архив. Наконец, 24 марта 1926 года здание было передано недавно созданной Афинской Академии.

Выпуск памятной монеты 2004 г.

Фасад на закате.

Афинская академия была недавно выбрана в качестве главного мотива для коллекционной монеты высокой стоимости евро; Греческой 100 евро , отчеканенная в 2004 году в ознаменование летних Олимпийских игр 2004 года . На аверсе монеты изображен увеличенный вид здания

Намерение состояло в том, чтобы подчеркнуть предпосылку, что в городе Афина Олимпийские игры должны быть не только самым важным спортивным мероприятием, но также отражать одинаковую важность для интеллектуальной и культурной деятельности. Все три должны соответствовать стилю и характеру города, который был родиной и матрицей возрождения современных Олимпийских игр.

Программа обучения

Обучение в Академии в начале её существования условно можно разделить на три направления: политика, математика и диалектика. В рамках каждого направления предполагался ряд дисциплин, которые осваивали ученики. В рамках политического направления ученики занимались поэтикой, риторикой, этикой. Труды первых сколархов в этой области, в частности Аристотеля, Гераклида Понтийского, Ксенократа, отличаются схожестью названий, что даёт основания учёным полагать, что это были не только заготовки для публичных лекций, но и результаты бесед с их учителем — Платоном.

Особое внимание отводилось второй по значимости дисциплине — математике, которая составляла целый корпус предметов. В рамках этой науки изучались арифметика, геометрия, астрономия и гармоника

На математическую школу Академии немалое влияние оказало пифагорейское учение. Первые сколархи активно изучали труды пифагорейцев, а также писали свои собственные, в которых повествовали об открытиях Пифагора или критиковали его учение (например, «Возражения на пифагорейцев» Аристотеля). Кроме того, математике уделялось много внимания и из-за отношения к ней самого Платона. Он полагал, что именно решение математических задач способствует активному мышлению, тренирует ум человека, подготавливает его к занятиям дисциплиной первого уровня — диалектикой. Члены Академии активно работали над основами математики, занимаясь, кроме всего прочего, разработкой системы базовых терминов.

Дисциплиной самого высшего уровня была философия, или диалектика. Информация о том, как обучение ей проходило в Академии, содержится в трактате Аристотеля «Топика». Исследователи полагают, что обучение диалектике проходило в форме диалогов, подобных платоновским. Паре учеников давалось то или иное утверждение, которое они должны были обосновать или опровергнуть. При этом, ход дискуссии корректировался опытными членами Академии и сколархами

Ученики в процессе спора использовали логические построения, теоретические аргументы, отводили особое внимание уточнению используемых терминов и различению оттенков значений. Существуют предположения, что к участию в подобных спорах допускались более опытные ученики, чтобы дискуссия проходила на высокоинтеллектуальном выдержанном уровне.

Диалектическое мышление также тренировалось путём выступления учеников с публичными докладами перед академической публикой. При этом, их повествование также строилось на принципах диалектики, они должны были рассматривать как утверждения, подтверждающие их позицию, так и опровергающие её, ставя тем самым себя в ситуацию необходимости «защиты своего логоса». Помимо этого, периодически устраивались публичные лекции для широкой аудитории.

Деятельность Платона в Академии

В ранней Академии Платон был первым сколархом. Среди учёных нет однозначной позиции относительно того, каким образом он преподавал. По мнению Т. Слезака, Г. Кремера, К. Гайзера и других представителей и последователей тюбингенской традиции, Платон читал ученикам лекции, содержавшие его неписаное учение, которое предназначалось строго для учеников Академии. В рамках данной позиции можно говорить об «эзотерическом» характере преподавания в учебном заведении. В пользу этой позиции говорят и факты о том, что в ту эпоху эзотерический характер обучения философии был вполне традиционным, а кроме того, платоновская Академия испытывала сильное влияние пифагорейцев, которые также излагали своё учение строго «подходящим» слушателям. В этом случае диалогам Платона отводится второстепенная роль. Учёные этой школы отводят им лишь функцию опорных материалов для учеников, которые должны были помогать им припоминать то, что устно излагал учитель. В пользу такого описания подхода Платона к преподаванию говорит и его критика письменной речи во многих диалогах, а также в его седьмом письме.

Представители противоположной традиции, согласно которой Платон не имел никакой систематической математико-метафизической неписаной философии, полагают, что диалоги были главным инструментом обучения, применявшимся Платоном. Приводятся свидетельства Диогена Лаэртского о том, что Платон был очень застенчивым человеком, а потому не любил выступать на публику и предпочитал сторониться прямого взаимодействия с учениками.

Рекомендации

  • Балтес, М. 1993. «Школа Платона, Академия». Герматена, (155): 5-26.
  • Брант, П. А. 1993. «Платоновская академия и политика». В Исследования по греческой истории и мысли. Оксфорд: Clarendon Press, Глава 10, 282-342.
  • Чернисс, Х. 1945. Загадка ранней академии. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press.
  • Дэнси Р. М. 1991. Два этюда в ранней академии. Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Диллон, Дж. М. 1979. «Академия в среднеплатонический период». Дионисий, 3: 63-77.
  • Диллон, Дж. 2003. Наследники Платона. Исследование Старой Академии, 347–274 гг. До н. Э. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Доранди, Т. 1999. «Хронология: Академия». В Кембриджская история эллинистической философии. Под редакцией Кеймпе Альгра, Джонатана Барнса, Яапа Мансфельда и Малькольма Шофилда, 31–35. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
  • Глюкер Дж. 1978. Антиох и Поздняя Академия. Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht.
  • Линч, Дж. П. 1972. Школа Аристотеля: исследование греческого учебного заведения. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Мюррей, Дж. С. 2006. «В поисках Академии Платона, 1929-1940». Mouseion: журнал Классической ассоциации Канады, 6 (2): 219-56
  • Рассел, Дж. Х. 2012. «Когда правят философы: Платоновская академия и государственная мудрость». История политической мысли, 33 (2): 209-230.
  • Валлах, Дж. Р. 2002. «Платоновская академия и демократия». Полис (Эксетер), 19 (1-2): 7-27
  • Уоттс, Э. 2007. «Создание академии: исторический дискурс и форма сообщества в старой академии». Журнал эллинистических исследований, 127: 106–122.
  • Wycherley, R. 1961. «Перипатос: Афинская философская сцена — I». Греция и Рим, 8(2), 152–163.
  • Wycherley, R. 1962. Peripatos: Афинская философская сцена — II «. Греция и Рим, 9(1), 2–21.
  • Жмуд, Леонид. 2006. «Наука в Платонической Академии». В Происхождение истории науки в классической античности. С. 82–116. Берлин: Де Грюйтер.

Учение о государстве

Земной мир полон зла, потому что он далек от идеалов. Как же изменить такое положение вещей? Платон предлагал использовать политические средства, которые описал в трактате «Государство».

«Платон и Аристотель» (Рафаэль, нач. XVII века) Платону придано портретное сходство с Леонардо да Винчи

Философ считал, что душа состоит из трех частей: разумной, яростной и страстной. В разных людях преобладают разные части души, и это нужно учитывать, создавая государство. Основа благополучия, по Платону, в разделении труда. Если каждый член общества будет заниматься тем делом, к которому у него имеется предрасположенность, то наступит гармония и порядок.

Люди разделяются на три класса, в зависимости от того, какое начало преобладает в их душе. Те, кто находится во власти низших потребностей (люди рабочих профессий, производители), должны подчиняться людям с преобладанием яростного начала (воинам, защитникам), как более мужественным и сильным. Ну а во главе стоят те, в ком преобладает разумное начало (философы, правители). Неравенство сословий, считал Платон, совершенно естественно, так как люди неодинаково одарены природой.

Платон был уверен, что частная собственность — зло. Все имущество должно быть общим, дети должны воспитываться коллективно. Самым справедливым государственным устройством Платон считал аристократическую республику, где правят лучшие, самые достойные граждане.

Картина 1604 года н. э. изображает Пещеру Платона и ее жителей — простой народ, обреченный на жизнь в невежестве, пока стоящие вкруг философы обсуждают, что есть истина, чтобы предложить разъяснения менее одаренным.

Филосов-царь

В книге Платона «Государство» философ излагает свое видение идеального государственного устройства. Он верил, что человеческая душа состоит из трех частей: желание, эмоции и разум. В городе Платона крестьянами управляли только страсти. Класс воинов подчинялся эмоциям, и только философы были под контролем разума. Царем города, по Платону, мог быть только философ.

Клочок рукописи, содержащий отрывок из книги Платона, чье название по-гречески звучит как «Politeia», что в переводе означает «государство».

Поделиться ссылкой

Аллегория пещеры для объяснения форм

Есть темная пещера, где людей приковывали цепями к стене с рождения. В зале горит огонь, о котором заключенные не подозревают. Перед этим огнем проходят предметы, и на стену перед заключенными проецируется тень. Заключенные воспринимают эти теневые объекты как реальность, потому что они никогда больше ничего не видели. Иногда, если заключенного освобождают, его пугает и сбивает с толку окружение. Если затем кто-то вылезет из пещеры, что является трудным и болезненным занятием, и увидит солнце и мир наверху (или идеальные формы), этот освобожденный пленник будет вынужден вернуться в пещеру и попытаться освободить своих товарищей — мужчин, которые не поверили бы ему и высмеяли его.

Неоплатонизм, или Пятая академия

Основателем неоплатонизма является Плотин. Центром этого направления становится Египет, однако при Ямвлихе и Прокле неоплатонизм проникает в Афинскую Академию. На основании свидетельства Иоанна Малалы:

правила из Кодекса, запрещающего язычникам преподавать под угрозой конфискации имущества и ссылки (Cod. Just. I. 5. 18. 4; I. 11. 10. 2), а также предисловия к Дигестам (Digesta Vol. I), в котором подразумевалось, что обучение праву могло осуществляться только в Константинополе, Риме и Бейруте, считается, что в 529 году император Юстиниан закрыл Платоновскую академию. В конце 531 — начале 532 годах 7 афинских философов во главе со схолархом академии Дамаскием перебрались в Персию. Однако уже в конце 532 года они вернулись обратно в Римскую империю.

Афинская неоплатоническая школа

Мы не должны путать Академию Платона и Афинскую неоплатоническую школу .

В 176 г. родилась неоплатоническая школа, когда римский император Марк Аврелий , стоик, открыл в Афинах четыре кафедры философии, оплаченные из имперских фондов: одну для платонизма , одну для аристотелизма , одну для стоицизма и, наконец, одну для эпикурейства  ; это Аттикус , который учит платонизм. Однако философия больше не состоит в искусстве диалога, а в искусстве комментирования. Это новое учреждение просуществует до 529 года, более или менее напрямую.

Неоплатоническая школа Афин действительно развивалась с 400 по 529 год. Следовательно, 450 лет «сна» между Академией в Афинах и школой в Афинах. Пьер Адо сказал «Афинская школа управления для контрейлерных перевозок на штамме древней платоновской Академии в начале V — го  века.»

Платон дал нам представление о философском учении Сократа

Сократа считают одним из основателей западной философской мысли, и историки часто называют его первым философом-моралистом. Хотя Сократ был влиятельным мыслителем в свое время, он не записал ни одно из своих учений. Таким образом, Сократ известен благодаря трудам своих современников, таких как Антисфен и Аристипп, или его учеников, таких как Ксенофон и Платон. 

Платон по большей части писал диалоги, в которых персонажи обсуждают предмет, анализируя и разбирая его с разных точек зрения. В так называемых «диалогах» ранние сочинения Платона кажутся прямо унаследованными от Сократа. Учитель Платона Сократ в основном является центральным персонажем в этих сочинениях, сосредоточенных вокруг уроков Сократа. Самый известный из Сократовских диалогов — «Апология», в котором персонаж Сократа защищает свои убеждения от обвинений афинского двора. Хотя другие источники изображают другого Сократа, «диалоги» Платона являются жизненно важным источником для понимания Сократа.

Статуя Сократа в Афинской академии

Неоплатоническая академия

Несмотря на то, что Платоновская академия была разрушена в первом веке до нашей эры, философы продолжали преподавать платонизм в Афинах в римскую эпоху , но только в начале V века (около 410 года) возродилась академия (которая не имела никакого отношения к оригинальная Академия) была основана некоторыми ведущими неоплатониками . Истоки неоплатонического учения в Афинах неясны, но когда Прокл прибыл в Афины в начале 430-х годов, он обнаружил, что Плутарх Афинский и его коллега Сириан преподают в одной из тамошних академий. Неоплатоники в Афинах называли себя «преемниками» ( diadochoi , но Платона) и представляли себя непрерывной традицией, восходящей к Платону, но на самом деле не могло быть никакой географической, институциональной, экономической или личной преемственности с первоначальной академией. Похоже, что школа была частным фондом и располагалась в большом доме, который Прокл унаследовал от Плутарха и Сирияна. Руководителями неоплатонической академии были Афинский Плутарх , Сириан , Прокл , Марин , Исидор и, наконец, Дамаский . Неоплатоническая академия достигла своего апогея при Прокле (умер в 485 г.). У него учился Севериан .

Последние «греческие» философы возрожденной Неоплатонической Академии в VI веке были взяты из различных частей эллинистического культурного мира и предполагают широкий синкретизм общей культуры (см. Койне ): пять из семи философов Академии, упомянутых Агафием, были сирийскими по своему культурному происхождению: Гермий и Диоген (оба из Финикии), Исидор из Газы, Дамаский из Сирии, Ямвлих из Коэль-Сирии и, возможно, даже Симплиций из Киликии .

В 529 году император Юстиниан прекратил финансирование возрожденной Неоплатонической академии. Однако другие философские школы продолжались в Константинополе, Антиохии и Александрии, которые были центрами империи Юстиниана.

Последним схолархом Неоплатонической академии был Дамаский (ум. 540). По словам Агафия , его оставшиеся члены искали защиты под властью сасанидского царя Хосрова I в его столице в Ктесифоне , неся с собой драгоценные свитки литературы и философии, а также в меньшей степени науки. После заключения мирного договора между Персидской империей и Византийской империей в 532 году их личная безопасность (один из первых документов в истории свободы религии ) была гарантирована.

Было высказано предположение, что неоплатоническая академия вовсе не исчезла. После изгнания Симплиций (и, возможно, некоторые другие), возможно, отправились в Карры около Эдессы . Оттуда студенты Академии в изгнании могли дожить до IX века, достаточно долго, чтобы способствовать арабскому возрождению традиции неоплатонических комментариев в Багдаде , начиная с основания Дома Мудрости в 832 году. Основными центрами обучения в промежуточный период (6-8 вв.) была
Академия Гундишапура в Сасанидской Персии .

Примечания

  1. . www.krugosvet.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  2. Пётр Рябов. «Ничего слишком» | Культура Эллады | Античность // Энциклопедия для детей. Культуры мира / Глав. ред. Елена Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — 1-е изд.. — М.: Аванта+, 2004. — Т. 21. — С. 180—182. — 640 с. — ISBN 5-94623-079-4. — ISBN 5-94623-001-8.
  3. Мочалова И. Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля. — 2000.
  4. Слезак Т. Читая Платона. — Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
  5. . gladgames.ucoz.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  6. . www.plato.spbu.ru. — платонический философский lexicon. Дата обращения: 13 марта 2019.
  7. . iphlib.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  8. . www.pravenc.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.

Примечания

  1. . www.krugosvet.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  2. Пётр Рябов. «Ничего слишком» | Культура Эллады | Античность // Энциклопедия для детей. Культуры мира / Глав. ред. Елена Ананьева; вед. ред. М. Боярский. — 1-е изд.. — М.: Аванта+, 2004. — Т. 21. — С. 180—182. — 640 с. — ISBN 5-94623-079-4. — ISBN 5-94623-001-8.
  3. Мочалова И. Н. Метафизика Ранней Академии и проблемы творческого наследия Платона и Аристотеля. — 2000.
  4. Слезак Т. Читая Платона. — Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2008.
  5. . gladgames.ucoz.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  6. . www.plato.spbu.ru. — платонический философский lexicon. Дата обращения: 13 марта 2019.
  7. . iphlib.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.
  8. . www.pravenc.ru. Дата обращения: 13 марта 2019.

Последние годы жизни

Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Как было организовано обучение в древнегреческих школах?

Одна из античных пословиц говорит: «Образованный грек – тот, кто умеет плавать и читать». Действительно, ярчайшим признаком рабского происхождения или дикости когда-то считалось отсутствие этих 2 навыков. Ведь пленники (варвары, которых делали рабами) появлялись в южно-балканских государствах после военных походов в определенную местность. Она не имела выходов к пригодным для плавания водоемам. И читать чужие люди тоже еще не умели (алфавит использовался лишь жителями высокоразвитых прибрежных городов средиземноморского круга). Но со временем система формирования полноценного гражданина (им мог быть любой свободный член общества) стала включать в себя другие умения и знания. Какие?

Навыки письма, счета и чтения в средиземноморских полисах, достигших высокого социально-экономического развития, дополнялись уроками музыки и занятиями гимнастикой. Культ развитого тела привел в 8 веке до нашей эры к практике проведения Олимпийских игр. Они и стали тем стержнем, вокруг которого складывалась единая греческая нация. Население, не представленное участниками этих спортивных состязаний, официально не признавалось греками.

Рабыни-кормилицы передавали господских детей в школы. До вечера. Спортивные учреждения назывались гимнасийонами. Заведения, связанные с грамотой и теорией – «скхолео» («места досуга»).

Лишь у Спарты было большое отличие. Все ее школы являлись, по сути, гимнасийонами или учебными военными полигонами. Культ тела и смелости победил здесь жажду к теоретическим знаниям

Античное образование ориентировалось на достижения восточных цивилизаций. Это логично. Ведь они опередили страны Средиземноморья в развитии «прогресса». В них мужчина по статусу всегда стоял выше женщины, какой бы способной от природы та не была. Благодаря этому обстоятельству воспитание юных девиц стояло на 2-м месте. А каким оно было?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector