Северокавказский вопрос, часть i. адыгейцы, абазины, абхазы

Когда появляются вопросы

Очень примерная карта расселения народов в Северном Кавказе в начале-середине XVIII века. Установление точных границ несколько затруднено из-за того, что они постоянно менялись, а по кочевьям ногайцев вообще информации с гулькин нос..

Никогда не задавались вопросом — а когда Северный Кавказ стал мусульманским? Нет, серьезно, у кого-то возникали такие вопросы? У меня вот возник. Причем по мелочам я интересовался этим делом еще давно, но, как на зло, какой-то конкретной информации встречалось мало, а углубляться было лень, и в старых своих АИшках я использовал в основном поверхностные знания и ориентиры. Но с Russia Pragmatica III поверхностный подход не прокатывает, да и самому интересно стало, а что было на Кавказе в XVIII веке, и насколько предопределен реальный тяжелый ход Кавказских войн. И получилось, в общем-то, забавно. Как и в прочих случаях, здесь существует несколько версий истории Северного Кавказа в разрезе религий, сплоченности, отношений друг с другом, и многого другого. Самая популярная трактовка, уровня «все знать, кхалиси, все знать», как и в большинстве других случаев отличается от того, что можно доказать с помощью той или иной фактологии. Но и альтернативных трактовок иногда получается больше одной, в зависимости от использования источников. К примеру, по истории принятия ислама черкесами информация уровня «все знать» дает одну дату – начало XVIII века, однако есть ряд свидетельств и исследований, которые переносят ее на конец XVIII столетия, а если смотреть на зарубежные источники – вроде английских, французских или немецких – то там процесс описывается уже совсем иначе, и указываются несколько дат в качестве нескольких этапов исламизации адыгов. Да и вообще, у черкесов тоже есть своя точка зрения по этому вопросу, и из-за их современной приверженности исламу дата перехода горских народов в суннизм у них нередко сильно сдвигается в прошлое.

Однако тут разговор уже начинается не только о религии, но и о вообще истории Северного Кавказа как такового. Которая на деле оказывается с одной стороны крайне тенденциозной, а с другой – банально малоисследованной в необходимом мне временном отрезке. Точнее, даже не малоисследованной, а скорее просто неизвестной широкому кругу людей. К примеру, по истории того же XVIII века информации вообще мало, и она как правило приводится настолько вразнобой, что о каком-то системном исследовании говорить сложно. С одной стороны эта тема малоинтересна сторонним лицам, а с другой – очень выгодна для использования как современными представителями кавказских народов, так и просто пропагандистами различных сортов, идеологий и национальностей. Из-за чего порой появляются весьма забавные трактовки о целенаправленном уничтожении отдельных народов, их отсталости, или наоборот очень высоком уровне развития. Что кавказские горцы никогда не устраивали набегов на своих равнинных соседей, или наоборот – всегда были агрессивны, и набеги устраивали со времен царя Гороха. Все эти манипуляции и ошибочные мнения делаются во многом из-за того, что системные и четкие исследования вопроса истории Северного Кавказа с большим охватом времени или малодоступны широкому читателю, или просто ему не интересны. И как результат – неправильное понимание политики России по отношению к Северному Кавказу, или возведение опыта Кавказской войны, и относительно недавних конфликтов в абсолют – дескать, этот регион всегда был таким, и никаким другим, и нечего тут вообще рассуждать о чем-то….

Собственно, именно вопросу Северного Кавказа и посвящен текущий материал, служащий прелюдией к АИшному варианту истории этого региона в рамках моего проекта Russia Pragmatica III. Рассмотрена тема будет в уже знакомом формате – коротких заметок относительно тех или иных частей региона, с максимально сжатым, но все еще понятным и достаточно информативном видом. В отличие от моих предыдущих материалов по Балканам или Малой Азии, здесь деление на разделы будет проведено не по географичесому, а по этническому принципу, так как исторические процессы на Кавказе шли именно с народами, чьи границы проживания со временем менялись. Особый акцент будет сделан на XVIII веке, наименее ясном периоде в истории региона, и на двух важнейших для местных народов вопросах – когда и в каком виде они приняли ислам, и в какой момент стали проблемой или объектом экспансии для России. При этом весь указанный материал будет не более чем авторским видением вопроса, который не претендует на истину в последней инстанции ввиду большой сложности и политизированности кавказского вопроса как такового, и том во многом болезненном следе, который оставила история этого региона в народной памяти.

Свадьба без жениха

Многим может показаться странным, но жених не должен присутствовать на своей свадьбе. Ему положено прятаться у соседей либо в другом зале и не попадаться на глаза гостям, особенно своим родителям. Хранители традиций говорят, что это символизирует стыдливость от предстоящего вступления мужчины во взрослую жизнь и в интимные отношения с женщиной. Невеста всю свадьбу принимает поздравления одна. Воплощение скромности и целомудрия, она почти все торжество стоит в отведенном ей уголке, опустив ресницы и не проронив ни слова.

Этот обычай больше всего сохранился в аулах. Но и изменилось многое: в 90-е свадебное торжество в крупных аулах и районных центрах переносится в рестораны. Это становится престижным, но значительно увеличивает расходы, поскольку, помимо аренды банкетного зала, семья платит за наем официантов и поваров (в ауле эти виды работ выполняют родственницы), ведущего, певцов…

Сегодня пригласительный билет или личное приглашение стали нормой, если свадьба проводится в ресторане. Но и говорить о том, ушел ли старый обычай, когда люди могли приходить на свадьбу без приглашения, захватив своих соседей и друзей, еще рано. Двери дома во время свадьбы в ауле распахнуты для всех желающих. Как и раньше, так и сейчас невозможно представить, чтобы на адыгейской свадьбе кричали «Горько!» – не положено проявлять чувства. Кстати, каждый, кто хоть раз бывал на адыгейской свадьбе, знает: это лучший способ встретиться со всеми родственниками. Соберутся все от мала до велика – поверьте на слово.

Искусственное разделение

Изначально предки современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов называли себя одним словом “адыгэ”. Что именно значило это название в переводе с древнего наречия, сказать трудно. Большая часть лингвистов предполагает, что “адыгэ” переводится как “дети солнца”.

Разделения на отдельные племена среди кавказских этносов практически не наблюдалось. Однако после Октябрьской революции было принято решение о разделении народностей по территориальному признаку. По сути, название “адыгейцы” было искусственно создано в советское время.

Хотя, конечно, его происхождение связано с исконным древним “адыгэ”. Но зачем это было сделано? Одни исследователи считают, что суть крылась в стремлении советских властей разобщить народы Кавказа. Другие же придерживаются версии об акцентировании на самобытности каждого из племён.

Культура и традиционный образ жизни

Фольклор

В фольклоре основное место занимают нартские сказания, героические и исторические песни, песни-плачи о героях. Нартский эпос многонационален и распространен от Абхазии до Дагестана — у осетин, адыгов (кабардинцев, черкесов и адыгейцев), абхазцев, чеченцев, ингушей, — что свидетельствует об общности культуры предков многих народов Западного и Северного Кавказа. Исследователи считают, что из общего нартского эпоса выделяется адыгская версия как завершенный и самостоятельный вариант. Он состоит из множества циклов, посвященных различным героям. Каждый цикл включает в себя повествовательные (в основном объяснительные) и стихотворные тексты-сказания (пшинатле). Но самое примечательное то, что адыгская версия – поющийся эпос. Традиционные сюжеты нарт-ского эпоса адыгов с их песенными вариантами циклически группируются вокруг их главных героев: Саусоруко (Сосруко), Патараза (Батараза), Ашамеза, Ша-батнуко (Бадиноко) и др. Фольклор включает себя, помимо нартского эпоса, разнообразные песни – героические, исторические, обрядовые, любовно-лирические, бытовые, траурные, свадебные, танцевальные и др.; сказки и сказания; пословицы; загадки и иносказания; частушки; скороговорки.

Традиционная одежда

К XVIII — XX векам основные комплексы традиционной одежды народов Северного Кавказа уже сложились. Археологический материал позволяет с достаточной достоверностью подтвердить тезис о местном происхождении основных конструктивных деталей мужского и женского костюма. Одежда общесеверокавказского типа: у мужчин – нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы (оружие являлось неотъемлемой частью национального костюма); у женщин – шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. Основные костюмные комплексы адыгов различаются по назначению, по соответствию основным функциям: повседневный, военный, производственный, праздничный, ритуальный.

Хозяйство

Традиционные занятия адыгов – пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры – кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Среди традиционно адыгских домашних промыслов наибольшего развития достигли плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. Традиционное жилище представляло собой турлучное однокамерное помещение, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Адыгская кухня

Основное блюдо адыгского стола – круто сваренная каша (пастэ) вместе с кислым молоком (щхыу). Среди наиболее популярных блюд: щипс (соус из куриного бульона с кукурузной кашей), блюда из адыгейского сыра (жареный сыр с красным перцем; вареники с сыром, подаются с кашей и поджаркой; из выпечки – гуубат (в пер. разбитое сердце) из слоеного теста и адыгейского сыра). Мясные блюда чаще всего готовят из баранины, говядины, курятины, индюшатины. С особой тщательностью готовится халва (поджаренная на масле мука, сахар, на воде). Относится, по всей видимости, к ритуальным блюдам адыгской кухни. Высокими питательными качествами обладает калмыцкий чай – напиток из конского щавеля – отвар темно-коричневого цвета, в который добавляют молоко и специи.

Свадебные традиции

Наиболее известными традициями адыгейцев являются их неповторимые свадьбы. К примеру, в большинстве случаев жениха выбирала девушка, намекая об этом семье суженного небольшим подарком. После этого между родственниками начинались переговоры о будущем союзе и назначении сватовца: со стороны мужчины приезжали родственники в дом невесты и вставали в том месте, где обычно колют дрова. Подобных визитов обычно проводилось не меньше трех. Если к третьему посещению родственников приглашали к столу, то это означало то, что сторона невесты согласна на союз.

Вам будет интересно:»Дом народного творчества», Тверь: история, контакты, режим работы

Также родные весьма часто выезжали на осмотр жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Такое действие было обязательным, дабы невеста не вышла замуж за мужчину из неблагополучной семьи. Если увиденное в полной мере устраивало визитеров, то жених обязан был отдать калым, который обычно состоял из скота, количество которого определялось благосостоянием семьи.

Адыгейцы

Адыгейцы (самоназвание адыге),
народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80
тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и
др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап.
Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы,
сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р.
Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в
Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов —
непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв.
шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др.
более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах
адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство.
Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт.
социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт
А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО.

В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во,
развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См.
Адыгейская автономная область.

Б. А. Гарданов.

Использованы материалы Большой Советской энциклопедии

Адыгейцы, адыгэ
(самоназвание) — народ в России (122.900 человек),
коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут
также в соседних районах Краснодарского края
(20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и
странах Ближнего Востока. До XX века существовали
субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы,
бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги,
махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы,
шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке
фбхазо-адыгейской группы северокавказской
семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе
литературного языка), абадзехский, бжедугский,
шапсугский. Распространен русский язык.
Письменность на русской графической основе.
Верующие — мусульмане-сунниты.

Адыгейцы, как и
другие адыги — кабардинцы и черкесы, — поомки
автохтонного населения Северо-Западного
Кавказа. После территориального обособления в XIII
— XIV веках кабардинцев этнические процессы среди
остального населения привели к формированию
современных адыгейцев. Социальное развитие
адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам,
натухайцам и абадзехам (так называемые
демократические племена) удалось ограничить
права своего дворянства, они управлялись
выборными старшинами. Так называемые
аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы,
хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

С 1820-х годов правительство России начало
планомерное завоевание Адыгеи. Подъем
освбодительного движения в годы Кавказской
войны стимулировал исламизацию адыгейцев,
сопровождался внутренней самоорганизацией
адыгейцев, складывались основы
военно-государственного союза всех групп
адыгейцев. Последние очаги сопротивления
адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году.
Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были
депортированы и рассеялись по странам Ближнего
Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в
равнинные районы.

В 1922 году образована Адыгейская автономная
область, с 1937 года в составе Краснодарского края,
с 1991 года — Республика Адыгея.

Традиционные занятия — пашенное земледелие,
садоводство, виноградарство, скотоводство.
Домашние промыслы — плетение, ткчество, бурочное
и кожевенное производство, резьба по камню и
дереву, золотое и серебряное шитье.

В начале XX века при преобразовании малых семей
сохранялись большесемейные общины (до
нескольких десятков человек). Семейно-бытовой
уклад определялся патриархальными обычаями и
нормами. Однако в целом положение женщины было
достаточно высоким. Было распространено
аталычество.

Для традиционных верований характерен
разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ,
лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос,
разнообразные песни — героические, лирические,
бытовые и другие танцы.

Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе
и Я.С.Смирновой в  кн.: Народы России.
Энциклопедия. Москва, Большая Российская
Энциклопедия 1994.

См. также:

Адыги —
материалы статьи Н.Г.Волковой в   кн.: Народы
России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская
Энциклопедия 1994

Литература:

Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957;

Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927;

Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.

Какая она – современная Адыгея?

Современная Адыгея представляет собой один из самых интересных туристических и географических центров Северного Кавказа. Она отличается разнообразием флоры и фауны, а также наличием нескольких климатических зон. В целом климат в республике можно охарактеризовать как умеренно-теплый, но температура будет отличаться в зависимости от географического расположения.

Адыгея – это достаточно зеленая республика, чем местные жители очень гордятся. Примерно 40% ее территории занято широколиственными лесами бука, дуба и клена. На севере Адыгеи раскинулась широкая равнина, на юге – обосновались горы и предгорья Большого Кавказа. По территории республики протекают целых три реки – Белая, Лаба и Кубань. Также в горах имеется множество озер, но, к сожалению, до них достаточно тяжело добираться.

Любопытно, что на этом маленьком участке земли уживаются сразу 80 национальностей: адыгейцы, русские, украинцы, армяне, курды, греки и многие другие. По информации Росстата, на 2017 год общая численность населения республики составляет 453 366 человек, причем в ней всего два города – столица Майкоп и Адыгейск.

Интересно, что в такой небольшой республике есть целых два официальных языка – адыгейский и русский. Адыгейский язык со стороны выглядит очень интересно. Письменность языка основана на кириллице, то есть написание похоже на русский, а вот произношение очень разнится

Во время вашей поездки в Адыгею обязательно обратите внимание на местные вывески и указатели, и вы поймете, о чем идет речь. Помимо адыгейского и русского, на улицах Адыгеи также можно часто услышать армянский, украинский и курдский языки

В республике основополагающими считаются две религии – ислам и православие. Мусульманами по большей части являются черкессы, а православие исповедуют русские, украинцы, греки и грузины. Кроме того, вам могут встретиться и представители неоязычества, набирает популярность и протестантизм. Несмотря на то, что в Адыгее проживают сразу несколько национальностей, местные жители отличаются толерантностью и уважением по отношению друг к другу.

Сейчас Адыгея очень быстро развивается в экономическом плане, в основном за счет таких отраслей, как промышленность и сельское хозяйство, но также и благодаря активному развитию туризма в регионе.

Обряды религиозного свойства

Обряд воздушного погребения — умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно — по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное захоронение применялось у адыгов (черкесов) с древнейших времен. Единичные случаи воздушного захоронения зафиксированы и в XlX веке. Оно упоминается и в знаменитой «Песне Афиюх \ Адииф». Воздушное захоронение зафиксировано как в древних сказаниях, так и в сообщениях иностранных путешественников, как например :

1427 год — Иван Шильбергер, возвращался из монгольского плена через территории адыгов (шапсугов). В своих записях он сообщил:

Черкесский правитель средневекового Египта султан Баркук был также первоначально захоронен посредством воздушного захоронения — гроб с его телом был подвешен его черкесским окружением к потолку мечети.

Известно, что процесс мумификации позволяет сохранить генетический материал — молекулы ДНК. Мумификация в том или ином виде присутствует во многих культурах древности.

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.

Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки. 

 Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи. 

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.

Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.

Интересный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать — в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната — кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску — длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, — башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины — черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства — сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды — чашек, кувшинов и тарелок.

Древняя монотеистическая религия адыгов (черкесов)[править | править код]

Древняя религия адыгов (черкесов) представляет собой монотеизм (на определенной стадии супремотеизм)[источник не указан 2122 дня] во главе которой стоял создатель всего сущего Бог Тха, Тхашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ).

Данная религия является частью философско-этического учения Хабзэ, регулирующего все аспекты жизни адыгов, и определяющего отношения человека к человеку, к окружающему миру, к богу.

Тхьа (Тхьашхо) — создатель мира и его законов, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Тхьа не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора. Тхьа не имеет какого-либо образа, он вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру. В гимнах Тхьа именуется «тот у кого все просят, который сам никого не просящий», «единственный источник надежды», «источник всех истинных даров».

Согласно адыгским (черкесским) космогоническим текстам, мир начался со строительства его сетью (Хъы). После этого объекты мира образовывались, развиваясь по своим законам..

Почитание и благоговейное отношение к Тхьа, просьбы к нему выражаются через обряды и ритуалы — Тхьэлъэӏу (просьба к Тхьа), Хъуэхъу (гимны-молитвы). Для проведения Тхьэлъэlу нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщl). Обряды проводятся в особых местах, чаще всего это живописные рощи — Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз. Кроме их основного названия, используют метафорическое — чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают). Место Тхьэлъэӏупэ отмечается символом в виде буквы «Т». Обряды проводят старшие в роду, общине, селении.

Важным элементом черкесской религиозной системы является вера в Души (Псэ) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Понятие физических страданий или наслаждений в загробном мире (Хьэдрыхэ) отсутствует — есть духовное удовлетворение или муки раскаяния Души за свой жизненный путь перед собой и перед лицом предков. Поэтому задачей земного существования человека является Совершенствование Духа — сохранение чести (Напэ), проявление сострадания (Гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (Псапэ), что, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет Душе человека после смерти присоединиться к Душам предков с чистой совестью (Напэ Хужькlэ).

Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают тризны (Хьэдэlус), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (Жьэрымэ), раздача её для поминания душ умерших.

Историческим свидетельством монотеизма у адыгов (черкесов) зафиксированы например в начале 19 века, в записях Л. Я. Люлье, который писал, —

Быт и традиционные занятия

Вам будет интересно:Семиотический подход к осмыслению культуры. Семиотическая концепция культуры

Исторически так сложилось, что обычаи адыгейцев неразрывно связаны с их бытом, поскольку народ старается заниматься теми же делами, что и их предки. Наиболее распространенным традиционным занятием считается земледелие и скотоводство. Пожалуй, не найдется ни одного адыгейца, который не знает, как обращаться с плугом или пасти овец. В подсобном хозяйстве многие жители Адыгеи держат кур, гусей, индеек и уток. В горах пастухи обычно выращивают овец, коз, а в некоторых случаях – яков и мулов. Среди сельскохозяйственных культур особое место занимает пшеница, кукуруза, ячмень и просо.

Также одним из традиционных занятий считается виноградарство, поскольку этот народ всегда славился своими винами высокого качества. Большинство виноградников находится у побережья Черного моря, поскольку тамошний климат считается наиболее благоприятным для выращивания традиционных сортов. Среди дегустаторов вин существует довольно интересная версия о том, что знаменитое название «Абрау-Дюрсо» на самом деле имеет черкесские корни – возможно, так называлась однажды горная река или озеро с чистейшей водой.

Что касается ремесел, то они весьма слабо развиты у адыгейцев, хотя данный народ значительно лучше преуспел в этом вопросе, чем большинство их соседей. В древние времена практически каждый мужчина умел обрабатывать металл и ковать из него различные предметы быта и даже оружие. На сегодняшний день кузнечное ремесло кануло в прошлое и подобным занятием занимаются только настоящие мастера, секреты которых передаются из поколения в поколение от отца к сыну.

Практически каждая адыгейская женщина владеет искусством выделки тканей. Вообще, данный народ всегда славился своими прекрасными нарядами с красивой вышивкой. Особо ценились платья и кафтаны с золотой вышивкой на красном фоне. Орнаменты в виде растительности или геометрических фигур на одежде на сегодняшний день считаются традиционными и используются только на той одежде, которая предназначается для праздников и торжеств.

Внешность и черты характера

Задумались над тем, что представляет собой внешность адыгейца? Фото из этого раздела позволит сполна вам ответить на этот вопрос. Конечно же, сегодня в традиционных нарядах мало кто ходит, однако во время больших праздников можно повстречать немало мужчин и женщин, облаченные в одежды, которые носили их деды и бабушки. К отличительным особенностям внешнего вида адыгейцев можно отнести признаки, описанные в списке снизу.

  1. Крепкое атлетическое телосложение у мужчин и довольно широкие плечи.
  2. Плотные и прямые волосы черного или темно-русого цвета.
  3. Прямой нос с довольно высокой переносицей.
  4. Стройная женская фигура с тонкой талией.
  5. Довольно высокий или средний рост.
  6. Весьма длинные волосы.
  7. Темный цвет глаз.

Кроме того, отличить адыгейца можно по определенным чертам характера. Для каждого мужчины характерна мужественность еще с раннего возраста и весьма жаркий нрав. Девушки же ведут себя довольно скромно и практически во всем полагаются на мужчин. Однако в случае опасности они также могут показать, что с ними шутки плохи. Закомплексованность и скромность – это не про адыгейцев.

На кладбище – без женщин

Помню, как с коллегами ездила на похороны известного чиновника в аул. Многие не могли понять: почему мама умершего не проводила в последний путь единственного сына и остановилась, рыдая, возле ворот? И если во время похорон коллеги не решились задать мне этот вопрос, то после все же спросили. На мой ответ: так не принято, увидела лишь удивление на лицах.

На похоронах разрешено присутствовать только мужчинам, потому что считается, что в это время душа усопшего уходит, а женщина может потревожить ее своим плачем. Да и вообще, адыги полагают, что женщинам переносить такой стресс тяжело. Во время похорон возле тела обычно сидят старейшины и тихо разговаривают между собой о покойнике, молятся. Женщины оплакивают покойного в отдельном помещении. В похоронной процессии выноса и захоронения на кладбище женщины не участвуют, за пределы двора не выходят. На кладбище к могиле идут только на другой день.

Сыр с многовековой историей

Сегодня во многих странах мира популярностью пользуется особый продукт — адыгейский сыр. Несомненно, вы догадались, что он является национальным изделием кухни этого народа. История изготовления сыра насчитывает много веков, причём с этим продуктом связано немало преданий и легенд.

Согласно одному из самых известных сказаний, однажды отважный воин Къуицыку отправился в далёкий опасный путь. С собой он взял сыр, приготовленный матерью. По дороге ему встретился великан Иныж, который предложил парню состязаться в силе.

В случае победы противника великан обещал с добром отпустить его. Суть соревнований заключалась в способности раздробить руками камни. Великан с лёгкостью молотил кулаками валуны. Хитрый Къуицыку понимал, что не отличается такой силой. Он выдал за камень сыр.

Подняв его в руке, воин сжал его — да так, что из сыра потекла сыворотка. Великан же решил, что это вода выступила из камня. Он был потрясён силой Къуицыку и отныне стал почитать его как самого могущественного человека мира.

В других преданиях рассказывается, что это верховный бог одарил волшебным блюдом девушку, которая сумела спасти от гибели стадо овец. Несомненно, адыгейский сыр является гордостью народа Адыгеи, вкусным и очень полезным продуктом.

Великан Иныж

Адыгейцы по-прежнему являются хранителями старинных сказаний и культурных ценностей своего народа. Несмотря на исторические сложности, времена перемен и потрясений, представители этого этноса сумели сохранить самобытность, гордый нрав и стойкость, которыми славились их предки.

Их родина является истинной сокровищницей Кавказа, что позволяет нам лучше понять людей с такой яркой и колоритной культурой.

Традиционная адыгейская кухня

Большинство продуктов, которыми питаются адыгейцы, не представляют собой ничего особенного (в качестве ингредиентов используется мука, молоко и мясо), однако это вовсе не значит, что национальные блюда этого народа считаются невкусными. К примеру, в повседневной жизни довольно часто люди едят вареную баранину, а бульон используется для того, чтобы приготовить вкуснейший суп. Также некоторые блюда готовятся из мяса птицы с добавлением пикантного соуса на основе острого перца и чеснока.

Из молока адыгейцы обычно делают творог или сыр, добавляя твердые породы травы, зелень и даже фрукты. После московской Олимпиады в 1980 году весь мир узнал о вкуснейшем адыгейском сыре, который изготавливался тоннами специально для иностранных гостей. Данный продукт можно найти на прилавках российских супермаркетов и на сегодняшний день. Согласно одной из легенд, рецепт данного продукта поведал молодой девушке бог скотоводства Амыш за то, что она спасла заблудившееся стадо овец во время бури.

Что касается традиционных напитков, то в Адыгее, как уже говорилось ранее, довольно сильно распространено виноделие. Практически каждый взрослый мужчина знает о том, как сделать из домашнего винограда настоящий нектар богов и имеет собственный рецепт изготовления этого чудеснейшего напитка. В погребах адыгейцев можно увидеть бутылки красного и белого вина, возраст которых составляет несколько десятков лет. Однако чрезмерное употребление алкоголя не приветствуется в Адыгее, поэтому весьма неплохой альтернативой винам являются компоты и фруктовые чаи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector