Живые и мёртвые
Содержание:
Актерский состав
Снявшиеся в фильме актеры Олег Ефремов и Анатолий Папанов идеально воплотили столь непростой замысел режиссера. Оба выступают в довольно необычных для них амплуа, особенно Папанов, который до этого был известен скорее как комедийный актер. И мало кто знал, что Анатолий Дмитриевич всю жизнь стремился играть трагические, лирические образы вопреки установившемуся и крепко закрепившемуся за ним амплуа. Но после проб многих известных актеров выбор режиссера Александра Столпера все-таки пал на этих двух артистов.
Кадр из фильма «Живые и мертвые»
Кадр из фильма «Живые и мертвые»
Кадр из фильма «Живые и мертвые»
Горечь отступления и величие первых побед
В первом романе «Живые и мертвые» автор описал судьбы людей в начале войны, в боях под Москвой и в ходе первого крупного контрнаступления Красной Армии под Москвой.
Повествование в этой книге, как и в остальных, ведется от автора. Авторские размышления о происходящих событиях изложены от лица И. Синцова.
В книге рассказывается о неудачах Красной Армии в первые месяцы войны, растерянность отдельных командиров, тяжесть отступлений и окружений. В то же время показана стойкость советских солдат, когда ими руководят уверенные в своих решениях командиры, такие как Ф. Серпилин, командир дивизии полковник Зайчиков, инженер-капитан Иванов.
Показан героизм и готовность к самопожертвованию советских людей. Девять тихоходных бомбардировщиков летят бомбить переправу и практически все погибают, но выполняют поставленную задачу, артиллеристы отходящие от самой границы, но не бросившие свои орудия.
Сюжет первой книги построен в основном вокруг одного из главных героев военного корреспондента И. Синцова. Описываются первые его дни на войне, растерянность не кадрового военного, участие его в обороне Могилева, выход из окружения в составе сводного подразделения под командованием Ф. Серпилина, попадание в новое окружение, утеря документов и кратковременный плен, выход к своим, встреча с подлостью и трусостью своего бывшего сослуживца и наоборот встреча с людьми, которые поверили ему и дали возможность снова стать в строй, пока рядовым бойцом.
Также в этой книге мы узнаем о том, что Серпилин в 1937 г. был репрессирован, но был освобожден в ходе пересмотра дел в 1940 г.
Кульминацией книги становится мимолетная встреча Синцова и Серпилина в ходе наступления под Москвой, в ходе которой показана уверенность в своих силах Синцова.
Сюжет и герои
Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года. Однако сюжет не охватывает весь этот временной интервал, имея узкие временные рамки:
- Книга первая: лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой.
- Книга вторая: зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран».
- Книга третья: лето 1944 года — операция «Багратион».
Основное повествование строится вокруг судьбы военного журналиста Ивана Петровича Синцова. Старший политрук, корреспондент армейской газеты, утратив документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Исходно совершенно штатский человек, в лучшем смысле слова — типичный советский интеллигент в первом поколении, переживший два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых, гибель жены и безвестную пропажу маленькой дочери, к осени 1944 года майор Синцов становится начальником штаба полка.
Второй из главных героев трилогии — комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин. Образ Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом. Также в какой-то степени прототипами Серпилина можно считать генерала Горбатова и генерала Гришина.
Трилогия тесно связана с целым рядом других произведений Константина Симонова. Часть её персонажей (Синцов, Артемьев, Надя Караваева, Козырев, Иванов и другие) впервые появляется уже в первом романе Симонова «Товарищи по оружию», посвящённом вооруженному конфликту в районе реки Халхин-Гол. Действие серии рассказов и повестей «Из записок Лопатина», впоследствии объединённых автором в роман «Так называемая личная жизнь», развивается параллельно действию трилогии; в нём упоминаются события, происходящие в «Живых и мёртвых»: история взаимоотношений Левашова с Бастрюковым («Левашов»), встреча Гурского с Синцовым на улице Горького и гибель Серпилина («Мы не увидимся с тобой»), некоторые герои второго плана (Гурский, Левашов и др.) действуют в обоих произведениях.
Отдельные персонажи, хотя и носят вымышленные имена, отражают вполне реальных людей. Ярким примером этого является член военного совета фронта Львов (присутствует лишь в третьей книге), образ которого с большой степенью точности напоминает советского государственного и военно-политического деятеля Льва Мехлиса. Прототипом генерала Козырева в известной мере является генерал-майор Копец, у которого были позаимствованы служба в Испании и быстрый карьерный взлёт. Прототипом Надежды Козыревой была актриса Валентина Серова, с которой у Симонова в период, описываемый в романах, были непростые семейные отношения.
Читать
Константин Михайлович Симонов
Живые и мертвые
Глава первая
Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все-таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью вообще невозможно.
О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе, на жарком привокзальном пятачке. Они только что сошли с поезда и стояли возле старого открытого «линкольна», ожидая попутчиков, чтобы в складчину доехать до военного санатория в Гурзуфе.
Оборвав их разговор с шофером о том, есть ли на рынке фрукты и помидоры, радио хрипло на всю площадь сказало, что началась война, и жизнь сразу разделилась на две несоединимые части: на т у, что была минуту назад, до войны, и на т у, что была теперь.
Синцов и Маша донесли чемоданы до ближайшей скамейки. Маша села, уронила голову на руки и, не шевелясь, сидела как бесчувственная, а Синцов, даже не спрашивая ее ни о чем, пошел к военному коменданту брать места на первый же отходящий поезд. Теперь им предстояло сделать весь обратный путь из Симферополя в Гродно, где Синцов уже полтора года служил секретарем редакции армейской газеты.
К тому, что война была несчастьем вообще, в их семье прибавлялось еще свое, особенное несчастье: политрук Синцов с женой были за тысячу верст от войны, здесь, в Симферополе, а их годовалая дочь осталась там, в Гродно, рядом с войной. Она была там, они тут, и никакая сила не могла перенести их к ней раньше чем через четверо суток.
Стоя в очереди к военному коменданту, Синцов пробовал представить себе, что сейчас творится в Гродно. «Слишком близко, слишком близко к границе, и авиация, самое главное — авиация… Правда, из таких мест детей сразу же могут эвакуировать…» Он зацепился за эту мысль, ему казалось, что она может успокоить Машу.
Он вернулся к Маше, чтобы сказать, что все в порядке: в двенадцать ночи они выедут обратно. Она подняла голову и посмотрела на него как на чужого.
- — Что в порядке?
- — Я говорю, что с билетами все в порядке, — повторил Синцов.
- — Хорошо, — равнодушно сказала Маша и опять опустила голову на руки.
Она не могла простить себе, что уехала от дочери. Она сделала это после долгих уговоров матери, специально приехавшей к ним в Гродно, чтобы дать возможность Маше и Синцову вместе съездить в санаторий.
Синцов тоже уговаривал Машу ехать и даже обиделся, когда она в день отъезда подняла на него глаза и спросила: «А может, все-таки не поедем?» Не послушайся она их обоих тогда, сейчас она была бы в Гродно. Мысль быть там сейчас не пугала ее, пугало, что ее там нет.
В ней жило такое чувство вины перед оставленным в Гродно ребенком, что она почти не думала о муже.
Со свойственной ей прямотой она сама вдруг сказала ему об этом.
— А что обо мне думать? — сказал Синцов. — И вообще все будет в порядке.
Маша терпеть не могла, когда он говорил так: вдруг ни к селу ни к городу начинал бессмысленно успокаивать ее в том, в чем успокоить было нельзя.
— Брось болтать! — сказала она. — Ну что будет в порядке? Что ты знаешь? — У нее даже губы задрожали от злости. — Я не имела права уехать! Понимаешь: не имела права! — повторила она, крепко сжатым кулаком больно ударяя себя по коленке.
Когда они сели в поезд, она замолчала и больше не упрекала себя, а на все вопросы Синцова отвечала только «да» и «нет». Вообще всю дорогу, пока они ехали до Москвы, Маша жила как-то механически: пила чай, молча глядела в окно, потом ложилась на свою верхнюю полку и часами лежала, отвернувшись к стене.
Вокруг говорили только об одном — о войне, а Маша словно и не слышала этого. В ней совершалась большая и тяжелая внутренняя работа, к которой она не могла допустить никого, даже Синцова.
- Уже под Москвой, в Серпухове, едва поезд остановился, она впервые за все время сказала Синцову:
- — Выйдем, погуляем…
- Вышли из вагона, и она взяла его под руку.
- — Знаешь, я теперь поняла, почему с самого начала почти не думала о тебе: мы найдем Таню, отправим ее с мамой, а я останусь с тобой в армии.
- — Уже решила?
- — Да.
- — А если придется перерешить?
- Она молча покачала головой.
- Тогда, стараясь быть как можно спокойней, он сказал ей, что два вопроса — как найти Таню и идти или не идти в армию — надо разделить…
— Не буду я их делить! — прервала его Маша.
Начало перелома в войне
Вторая книга трилогии описывает события, ставшие переломными в ходе войны.
В этой книге больше внимания уделено описанию становления полководцев, будущих победителей. Прежде всего, в этой роли показан Серпилин, который при этом остается настоящим гражданином и, когда у него появляется возможность, невзирая на возможные последствия, обращается к И. Сталину с просьбой пересмотреть дело одного из тех, кто был репрессирован.
Во второй книге показано как изменилось настроение командиров и бойцов Красной Армии к концу 1942 г. У них появилась уверенность в том, что они победят в войне.
В романе показаны усилия тружеников тыла, создающих оружие победы.
Решающие дни
В романе «Последнее лето» автор возвращается в те же места, что и в первой книге.
Но теперь уверенно идут к победе советские войска, а немецкие армии и дивизии вынуждены отступать, пытаться прорваться из окружения, капитулировать.
В этом романе основным действующим лицом становится Ф. Серпилин, вокруг которого и построен сюжет.
В тоже время на примере отношений И. Синцова и Т. Овсянниковой показана эфемерность человеческого счастья на войне.
В трилогии К. Симонова практически нет описаний боев, сражений. Но вводя в повествование новых действующих лиц, автор смог донести до читателя всю панораму великой войны.
Читательский дневник.