Николай гоголь: мертвые души
Содержание:
- Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам
- Глава 1. Чичиков приезжает в город N
- Глава II. Поместье Манилова
- Глава III. Ночёвка у старушки Коробочки
- Глава VI. Визит к Ноздрёву
- Глава V. Договор с Собакевичем
- Глава VI. Имение Плюшкина
- Глава VII. Оформление бумаг на мёртвые души
- Глава VIII. Торжественный приём у губернатора
- Глава IX. Афера Чичикова раскрыта
- Глава X. Экстренное собрание чиновников. Ноздрёв вводит Чичикова в курс дела
- Глава XI. Чичиков покидает город N
- Глава 8
- Глава 11
- Глава 11
- Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
- Мертвые души. Анализ
- В чём своеобразие произведения?
- Задумка поэмы «Мертвые души»
- Глава 6
- Чему учит?
- Глава 5
- 2 вариант
- «Мертвые души» главные герои
Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» по главам
О чём рассказывают «Мёртвые души» поможет разобраться их краткое содержание. Однако в сокращении возможно лишь проследить сюжет поэмы и невозможно оценить мощь этого великого произведения литературы, которое погружает в себя с первых строк и до последней главы.
Глава 1. Чичиков приезжает в город N
Бывший чиновник, ныне в отставке, Павел Иванович Чичиков задумал подзаработать нечестным путём, для исполнения задуманного плана ему необходимо насобирать мёртвые души, то есть документы на крепостных, которых уже нет в живых. Чичиков мгновенно очаровывает всю провинциальную аристократию, его принимают за уважаемого и приятного человека. На званом вечере у главы города господина Чичикова знакомят с помещиками Собакевичем и Маниловым. На приёме у почтмейстера мошенник заводит знакомство с помещиком Ноздрёвым.
Глава II. Поместье Манилова
Через неделю пребывания в городе N. Чичиков посещает деревню помещика Манилова. Доверчивый Манилов дарит Чичикову ненужные (мёртвые) души безвозмездно.
Глава III. Ночёвка у старушки Коробочки
Чичиков, направляясь к Собакевичу, заблудился и попросился на постой к помещице Коробочке. Утром он с большим трудом уговаривает боязливую старуху уступить ему её мёртвые души.
Глава VI. Визит к Ноздрёву
Покинув недоверчивую Коробочку, Чичиков останавливается в небольшом трактире, чтобы перекусить. Сюда же приходит Ноздрёв и его зять Мижуев. Ноздрёв зазывает Чичикова в гости. В его имении аферист тоже пытается купить мёртвые души, но буйный и вредный Ноздрёв отказывает ему. Господа сильно ссорятся, чуть ли не до драки. Чичиков буквально убегает из имения Ноздрёва.
Глава V. Договор с Собакевичем
Выезжая от Ноздрёва в деревню Собакевича, Чичиков сталкивается своей бричкой с каретой неизвестных ему дам. Он замечает среди них миловидную блондиночку, а позже выяснится, что это была дочь губернатора. В имении Собакевича Чичиков долго уговаривает помещика продать ему мёртвые души, и тот соглашается.
Глава VI. Имение Плюшкина
Выясняется, что у жадного Плюшкина много мёртвых душ. Крестьяне мрут и бегут от скупого помещика. Плюшкин продаёт гостю умершие души и тот отправляется назад в город.
Глава VII. Оформление бумаг на мёртвые души
Утром следующего дня Чичиков спешит оформить необходимые документы. По пути ему попадается Манилов, в палате они встречают Собакевича. Знакомства помогают мошеннику быстро подписать бумаги, затем он и чиновники отправляются к почтмейстеру отметить удачную сделку. После празднования Чичиков уезжает в гостиницу.
Глава VIII. Торжественный приём у губернатора
Город N гудит, обсуждая «богача» Чичикова, купившего за раз столько крестьян. Никто не в курсе, что приобретённые им души мертвы. Аферист является на приём к губернатору. Там он вновь видит его дочь, с которой случайно пересёкся в главе V. Чичиков пытается ухаживать за девущкой, но она не заинтересована в его внимании. Неожиданно среди гостей появляется Ноздрёв и начинает рассказывать о покупке
Чичиковым мёртвых душ. Его слова принимают за пьяный бред. Чичиков пугается и покидает бал. Вскоре в город прибывает Коробочка, которая делится со своей знакомой историей о продаже мёртвых душ приезжему Чичикову.
Глава IX. Афера Чичикова раскрыта
Весь город узнаёт правду о сделках Чичикова. Чиновники боятся наказания за помощь в осуществлении аферы и решают оставить всё в тайне. Губернатор получает известие, что в его краях скрывается беглый преступник. Все подозрения падают на Чичикова. Чиновники срочно собираются у полицмейстера.
Глава X. Экстренное собрание чиновников. Ноздрёв вводит Чичикова в курс дела
Пока «герой» сплетен болеет и не может покинуть гостиницу, чиновники активно обсуждают его биографию. Кто же такой этот странный гость города? Почтмейстер говорит о том, что, возможно, он — капитан Копейкин и делится историей об этом герое. На нервной почве умирает прокурор. Чичикову становится лучше, он, не зная о городских пересудах, едет к губернатору, но его не впускают. Остальные чиновники тоже ведут себя с ним крайне подозрительно. Чичиков находится в недоумении, пока к нему в номер не приходит Ноздрёв. Он рассказывает мошеннику, что по всему городу ходят нехорошие слухи о его незаконных сделках. Чичиков спешит собрать вещи, чтобы как можно скорее покинуть город N.
Глава XI. Чичиков покидает город N
На следующее утро Чичиков покидает гостиницу. По пути из города он пересекается с похоронной процессией. Горожане провожают в последний путь прокурора. Чичикова никто не пытается задержать. В конце поэмы автор повествует о детстве и воспитании главного героя, поясняя, как тому пришла в голову идея покупки мёртвых крепостных.
Глава 8
Весь город судачил о приобретениях Чичикова. Каждый пытался оценить размер состояния гостя, но все сходились на том, что тот сказочно богат. Чиновники задавались вопросом о возможной прибыли c крестьян на переселение.
Высказывались тревоги по поводу транспортировки такого количества крепостных и возникновения возможных бунтов.
Со всех сторон на Чичикова сыпались советы, но тот успокаивал горожан, говоря, что подданные его тихие и спокойные. Гость приобрел невероятную популярность у женского пола. Дамы видели в Чичикове завидного жениха с тяжелым кошельком, некоторые приступили к написанию анонимных любовных писем.
Павел Иванович отправляется на бал к губернатору, где становится центром внимания. Многочисленные дамы оказывали знаки Чичикову и он совсем позабыл познакомиться с хозяйкой бала. Та сама находит героя повествования и представляет ему свою дочь. Ей оказалась та самая молодая блондинка, которую Чичиков видел во время столкновения бричек.
Весь оставшийся вечер покупатель мертвых крестьян пытается оказывать новой знакомой знаки внимания, но встречает полное равнодушие. Размеренное течение вечера нарушает традиционно шумный Ноздрев, который на весь зал начал расспрашивать Чичикова о приобретенных мертвых душах.
Гости смущены рассказами Ноздрева, но ему никто не верит. В это время приезжает экипаж с помещицей Коробочкой, которая пыталась узнать, не продешевила ли она при продаже усопших.
Глава 11
После успешного улаживания возникших неприятностей, Чичиков выезжает из города. По дороге ему встречается траурная процессия в память о прокуроре, на которой собрались жители и власти населенного пункта. Никто не обращает внимания на главного героя – каждый думает о своем.
Далее идет рассуждение автора поэмы по поводу русских дорог и раскрывается личность Чичикова. Оказывается, персонаж имел дворянское происхождение, но не был похож ни на отца, ни на мать. Его отправляют на обучение в город, где Чичиков путем усердия и подхалимства добился получения аттестата.
После кончины отца, герой входит во владение имением, которое быстро продает. Жил в городе, продвигался по карьерной лестнице благодаря неприкрытой лести. Быстро забывал своих благодетелей и отворачивался от них после получения желаемого.
Покупка мертвых душ – хитроумный план, по которому Чичиков планировал закладывать крестьян в Опекунский совет и увеличить свое состояние. Произведение завершается рассуждениями Гоголя о Руси, которая стремительно несется, обгоняя соседние государства. За развитием невозможно успеть, но куда приведет этот путь – не знает никто.
Глава 11
Чичиков собирается в дорогу. Но возникают непредвиденные проблемы, которые задерживают его в городе. Они быстро разрешаются, и странный гость выезжает. Дорогу перегораживает похоронная процессия. Хоронили прокурора. В процессии шли все знатные чиновники и жители города. Она были поглощены раздумьями о будущем генерал-губернаторе, как произвести на него впечатление, чтобы не потерять нажитое, не изменить положение в обществе. Женщины размышляли о предстоящих, по поводу назначения нового лица, балов и праздников. Чичиков подумал про себя, что это хорошая примета: встретить покойника в пути – к счастью. Автор отвлекается от описания поездки главного героя. Он размышляет о Руси, песнях и далях. Затем его мысли перебивает казенный экипаж, который чуть не столкнулся с бричкой Чичикова. Мечты уходят к слову дорога. Автор описывает, откуда и как появился главный персонаж. Происхождение Чичикова очень скромное: он родился в семье дворян, но вышел ни в мать, ни в отца. Детство в деревне закончилось, и отец отвез мальчика к родственнице в город. Здесь он стал ходить в классы, учиться. Он быстро понял, как добиться успеха, стал угождать педагогам и получил аттестат и книгу с золотым тиснением: «За примерное прилежание и благонадежное поведение». После смерти отца Павлу осталось имение, которое он продал, решив жить в городе. В наследство осталось наставление отца: «Береги и копи копейку». Чичиков начал с усердия, затем с подхалимства. Пробравшись в семью повытчика, он получил вакантное место и сменил свое отношение к тому, кто продвинул его по службе. Первая подлость была самой трудной, дальше все пошло легче. Павел Иванович был благочестивым человеком, любил чистоту, не сквернословил. Чичиков мечтал о службе в таможне. Его ревностное служение сделало свое, мечта сбылась. Но удача оборвалась, и герою пришлось снова искать пути наживы и создания богатства. Одно из поручений – заложить крестьян в Опекунский совет – навело его на мысль, как изменить свое состояние. Он решил скупать мертвые души, чтобы потом перепродавать их на заселение под земли. Странная идея сложна для понимания простым человеком, только хитро переплетенные схемы в голове Чичикова могли уложиться в систему обогащения. Во время рассуждений автора, герой спокойно спит. Автор сравнивает Русь с птицей – тройкой. Русские люди любят быструю езду, скорость и развитие. За ней невозможно успеть, Русь несется, но куда, не знает никто. Ей уступают дорогу другие страны. Колокольчик звучит нежно и чудесно.
Краткий пересказ поэмы Гоголя «Мертвые души» по главам позволяет быстро найти ответы на сложные вопросы, выстроит сюжет всего произведения.
Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души
Поэма «Мертвые души» — центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему. Он писал: «В книге этой многое описано неверно, не так как есть, и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего… Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть, что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня». Далее автор давал конкретные рекомендации о том, как надо правильно ему помогать: после прочтения нескольких страниц произведения следует припомнить и записать свои жизненные воспоминания и как только лист бумаги заполнится записями, отослать его автору. Это предисловие свидетельствовало в том, насколько важным было для автора знать о читательском восприятии поэмы.
С функцией образа автора связано и жанровое определение «поэма», придуманное самим Н.В. Гоголем для своего произведения. Поэма, как известно, жанр лирический. А для этого рода литературы важен не столько сам сюжет, сколько авторские переживания, настроения. По мере развития основной сюжетной линии в произведении имеются многочисленные лирические отступления, в которых автор напрямую общается с читателем, рассказывая ему о том, что волнует и тревожит его в данный момент. Таким образом, читатель подключался к самому творческому процессу, превращался одновременно в критика произведения, а факт появления поэмы из чисто литературного явления становится явлением общественным.
Мировоззрение Гоголя было тесно связано со взглядами философов-просветителей, основная идея которых состояла в том, что человек по своей природе — существо гармоничное. В его пороках же виноваты несправедливые общественные законы, вынуждающие личность приспосабливаться к жизни и осознанно нарушать присущие ей нормы морали.
Лирические отступления автора наполнены патриотическим пафосом. Изображая порочных, опустившихся людей, Гоголь одновременно лелеет мечту о прекрасном человеке. Видя разруху и неустроенность на родной земле, писатель продолжает верить в ее светлое будущее: «Русь! Русь!.. Здесь ли, не в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..».
Автору было важно воплотить в поэме и воспоминания о своей жизни. Так, например, в шестую главу он включает мысли о своей юности, о том, как весело ему было подъезжать к незнакомому месту, сколько любопытного для себя открывал детский пытливый взгляд
С годами же взгляд этот стал охлажденным, а свежесть восприятия жизни утратилась.
В одиннадцатой главе автор полемизирует с теми, кто не хочет говорить о бедности и разрухе, о презренном и глупом в жизни. Гоголь считает, что отказ слышать о родной стране горькую правду порождает ложный патриотизм, ибо замалчивание проблемы никогда не приведет к ее разрешению.
Автор поэмы «Мертвые души» — творец, избранный для того, чтобы задуматься о самом существенном в жизни — о дальнейшей судьбе России. Гоголь ощущал, что только он сможет осуществить эту грандиозную миссию, и приложил все усилия, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
В.Г. Белинский писал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Что такое почти каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша… Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!..».
Мертвые души. Анализ
Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте. Тем самым мы можем легко понять содержательную часть поэмы Мертвые души, которая бы состояла из: ада, чистилища и рая.
Таким образом, единственный изданный первый том представляет собой ад. Собственно, об этом писал и сам Гоголь в письмах, когда говорил о намерении представить всю Россию полностью, с определенной стороны. Помимо этого именно адская сторона содержания легко прослеживается и в самом повествовании: тут есть и список грехов, которые олицетворяются помещиками и Чичиков, которого сравнивают с антихристом или просто представителем инфернального мира, и много других деталей.
Структурно произведение состоит из разных глав, которые условно подразделяются на две части. В первой части Чичиков (главный герой) объезжает помещиков, для того чтобы приобрести мертвые души, то есть бумаги на погибших крепостных, которые позволят ему получить статус. Каждый отдельный помещик представляет собой некий человеческий порок, также может трактоваться как олицетворение определенного возраста человека.
Во второй части Чичиков общается с городскими чиновниками, налаживает связи. Гоголь тут представляет различные негативные стороны российской действительности: коррумпированность, бюрократию и подобное. Завершается произведение бегством Чичикова из города, его раскрывают, но все-таки не могут полностью понять кем он был на самом деле.
Назвав Мертвые души поэмой Гоголь весьма верно указал жанровую принадлежность. Хотя произведение написано полностью в прозе, оно полно различных поэтических сравнений, изобилует иносказаниями и там отсутствуют элементы, которые было бы возможно убрать без ущерба для содержания и сохранности структуры – эти признаки определяют именно поэму, так как не поэма может и сокращаться и не имеет такого поэтического языка. По сути, перед нами эпическое произведение, которое рассказывает о путешествии главного героя и этим оно вполне близко к такой классике жанра как например Одиссея.
В чём своеобразие произведения?
Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.
Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.
- Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. Образ дороги «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
- Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
- Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
- В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
- Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
- Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
- Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.
- Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.
Задумка поэмы «Мертвые души»
Николай Васильевич приступил к написанию своей поэмы в 1835 году. До сего времени он довольно долго томился в ожидании стоящего сюжета для крупного произведения. Большую роль в появлении на свет «Мертвых душ» сыграл А.С. Пушкин. Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя столь велик, что ему никак не позволительно засиживаться в жанре небольших повестей и рассказов, а нужно обязательно взяться за создание серьезного произведения. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подкинул товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью извлечения прибыли. Правда, также сохранились сведения, что А. Пушкин без большого удовольствия уступил столь захватывающий сюжет коллеге, так как и сам был не прочь развить его в яркое произведение.
Близкие друзья вспоминали, что он то ли в шутку, то ли всерьез не раз сетовал на Гоголя:
Тем не менее, Александр Сергеевич позднее признавался, что никому другому, кроме Гоголя, он бы эту идею не подарил. Настолько он уважал талант Николая Васильевича.
Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов
Если же говорить о том, откуда сам Пушкин вял сюжет поэмы, то биограф установили, что в 1820 году во время кишиневской ссылки Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления в г. Бендеры «мертвых душ». Здесь в течение нескольких лет совсем не регистрировали смерть крестьян. Под именами же умерших записывали вновь прибывших в город беглых крестьян. Таким образом, на бумаге за несколько лет не умерло ни одного крепостного. Пушкин чуть переделал реальную историю и в таком виде преподнес Гоголю, когда тот жаловался на отсутствие темы для большого сочинения.
Глава 6
В пути Чичиков мысленно рассуждает о прозвищах Плюшкина, которые он слышал ранее. Деревня этого помещика была отмечена обветшалостью и нищетой. Усадебный дом выглядел масштабно, но неухожено. Единственным светлым пятном был сад на заднем дворе помещичьего замка.
Рядом с входом в дом Чичиков увидел сгорбленную фигуру, которую он принял за ключницу. Незнакомая фигура предложила гостю войти в дом. Внутри помещения напоминали пыльный склад ненужного барахла. Ключница не только оказалась мужского пола, но и была самим барином Плюшкиным. Внешне помещик был похож на неимущего, стоящего на паперти.
Несмотря на полные склады зерна и муки, более тысячи принадлежащих Плюшкину крестьян погрязли в нищете и голоде. Хозяин тянул в дом все, что находил. Бережливость переросла в скупость.
Плюшкин проклял собственных детей и постоянно сокращал расходы. Его состояние было огромным, но помещик привык лишать себя даже самых минимальных радостей жизни.
Обеда и угощений в доме, естественно, не предложили. Чичиков начинает говорить об экономии и быстро завязывает разговор. Плюшкин сообщает о сотне мертвых душ и большом количестве сбежавших крестьян. Гость называет цель своего визита, а хозяин с радостью продает умерших подданных.
Вскоре совершается сделка и на 78 беглых крестьян. Всего Чичиков приобрел более 200 душ, чему несказанно рад. Главный герой возвращается в город.
Чему учит?
Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.
Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.
Глава 5
Герой очень испугался, бросился в бричку и мчался быстро из деревни Ноздрёва. Сердце билось так, что ничто его не успокаивало. Чичиков боялся представить, что могло бы произойти, если бы не появился исправник. Селифан возмущался, что конь остался некормленым. Мысли всех были прекращены столкновением с шестеркой коней. Чужой кучер бранился, Селифан пытался защититься. Произошла сумятица. Кони то раздвигались, то сбивались в кучу. Пока все это происходило, Чичиков рассматривал незнакомую блондинку
Хорошенькая молодая девушка привлекла его внимание. Он даже не заметил, как брички расцепились и разъехались в разные стороны
Красавица растаяла как видение. Павел стал мечтать о девушке, особенно если у него большое приданое. Впереди показалась деревня. Герой с интересом рассматривает селение. Дома крепкие, но порядок их построения был неуклюжим. Хозяин – Собакевич. Внешне похож на медведя. Одежда делал сходство еще более точным: коричневый фрак, длинные рукава, неуклюжая походка. Барин постоянно наступал на ноги. Хозяин пригласил гостя в дом. Оформление было интересным: картины с полководцами Греции во весь рост, греческая героиня с крепкими толстыми ногами. Хозяйка была высокой женщиной, напоминающей пальму. Все убранство комнаты, мебель говорили о хозяине, о сходстве с ним. Разговор сначала не задался. Все, кого пытался похвалить Чичиков, вызвали критику у Собакевича. Гость попытался похвалить стол у городских чиновников, но и здесь хозяин его прервал. Вся еда была плохой. Собакевич ел с аппетитом, о котором можно только мечтать. Он сказал, что есть помещик Плюшкин, у которого люди мрут, как мухи. Ели очень долго, Чичиков почувствовал, что прибавил целый пуд в весе после обеда.
Чичиков начал говорить о своем деле. Мертвые души он назвал несуществующими. Собакевич же на удивление гостя спокойно назвал вещи своими именами. Он предложил их продать еще до того, как об этом произнес Чичиков. Затем началась торговля. Причем Собакевич поднимал цену за то, что его мужики были крепкими здоровыми крестьянами, не как у других. Он описывал каждого умершего. Чичиков изумился, просил вернуться к теме сделки. Но Собакевич стоял на своем: его мертвые дорогие. Торговались долго, сошлись на цене Чичикова. Собакевич приготовил записку с перечнем проданных крестьян. В ней подробно указывалось ремесло, возраст, семейное положение, на полях дополнительные отметки о поведении и отношении к пьянству. За бумагу хозяин просил задаток. Строчки передачи денег взамен на опись крестьян вызывает улыбку. Обмен прошел с недоверием. Чичиков попросил оставить сделку между ними, не разглашать сведений о ней. Чичиков выезжает из имения. Он хочет направиться к Плюшкину, у которого мужики умирают как мухи, но не хочет, чтобы об этом знал Собакевич. А тот стоит в дверях дома, чтобы увидеть, куда повернет гость.
2 вариант
«Мертвые души» — главное произведение Гоголя, он работал над ним долгих семнадцать лет. Эти годы прошли в тяжелых сомнениях – дважды Гоголь сжигал рукопись второго тома. И до нас дошел и переиздается только первый том – он написан так, чтобы показать все отрицательные стороны тогдашней России. Раньше «мертвой душой» называли умершего крестьянина на Руси. Это, наверное, первая причина, почему Гоголь так назвал свое произведение. И еще в поэме речь идет о духовном оскудении, когда люди, продолжающие жить, фактически являются мертвецами. Эгоизм, расточительность, скупость, суетность являются отличительными чертами всех героев произведения. И лишь «живая душа» народа в небольших отступлениях противостоит этому мертвому миру.
Гоголь рисует жуткую картину деградации тогдашней России, показывает всевозможные пороки и, часто, гиперболизирует их: экономность Плюшкина превращает в скупость, мечтательность Манилова – в оправдание лени. Гоголь развивает тему «пустомыслия и пустословия», показывает всю тяжелое положение России того времени. Ведь люди любят философствовать чаще, чем что-нибудь делать: доедет колесо брички Чичикова до Москвы или нет, выбрать такой галстук или другой – об этом можно говорить часами, ведь других интересов просто не существует.
Все герои произведения Гоголя разные, их объединяет только покупка «мертвых душ». Первыми мы знакомимся с Маниловым. Праздность, безделье, мечтательность и скука – вот, что заполняет его жизнь. Он погряз в этой иллюзорной жизни, и она доставляет ему удовольствие. Он считает, что «умершие души» — дрянь. И это отсутствие моральных ценностей доказывает то, что душа самого Манилова давно умерла.
Помещица Коробочка – следующая, с кем встречается Чичиков. Вроде бы хозяйственная, домовитая, заботливая, всегда в хлопотах. Но это – не проявление живого ума, а просто выполнение заложенной в мозг определенной программы. Узкость мышления, невежество, тупость и бестолковость – вот основные черты этой героини.
Ноздрев предстает пред нами темпераментным и энергичным человеком. Но его энергия растрачивается впустую – он не любит доводить дело до конца. И у него нет никаких обязанностей и ценностей. Бравый и удалой, он измельчал и выродился.
Собакевич – хороший рачительный хозяин, практичный и непритязательный. Но душа в нем, как пишет Гоголь, тоже отсутствует.
И последний – Плюшкин: это имя давно уже стало именем нарицательным. Да, он – богатейший из помещиков. Но какая же мерзость запустения творится повсюду! Горы хлама в душе и в доме. И хотя не надо копить, собирать и прятать — все уже есть, но остановиться Плюшкину невозможно. Но, несмотря на такую явную патологию, душа его еще теплится, и Гоголь показывает это.
Безжалостно и ярко показаны Гоголем чиновники России – «корпорация мошенников», которые живут, не помня о своем долге, без духовных ценностей и запросов.
Образ главного Героя, Павла Ивановича Чичикова, Гоголь выводит не в начале, как обычно, а в конце. Он описывает его детство, отцовские наставления, которые сызмальства заложили в Павлушу определенные ценности – угодить, угадать, устроиться, дружить только с богатыми. И он пытается не выучиться хорошо, не завести верных друзей, а находит слабые места окружающих и умело «давит» на них. И, иногда, очень успешно – не учит урок, а просто подает учителю шапку. Стремление к успеху любой ценой и практицизм становятся основными чертами Чичикова. Но жажда к приобретательству уничтожает в Чичикове все живое. И в результате, мы имеем еще одну «мертвую душу».
Это произведение понравится далеко не всем: кому-то покажется слишком длинным, кому-то – скучным. Но, несомненно, поэма «Мертвые души» является великим итогом жизни великого Гоголя.
«Мертвые души» главные герои
Главные герои поэмы «Мертвых душ» Гоголя олицетворяют общество прошлых столетий.
«Мертвые души» главные герои
Главный герой «Мертвых душ» Чичиков. Это бывший чиновник (коллежский советник в отставке), а ныне махинатор: занимается скупкой так называемых «мёртвых душ» (письменных сведений об умерших со времени последней ревизии крестьянах) для заклада их как живых, чтобы взять кредит в банке и приобрести вес в обществе. Одевается щёгольски, следит за собой и после дальней и пыльной российской дороги умудряется выглядеть, как будто только от портного и цирюльника. Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных»
Манилов — Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью.
Коробочка — старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне Коробочки работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе Коробочки целые и крепкие. Коробочка торгует товарами, которые производят ее крестьяне. Это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы.
Ноздрёв — Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей.
Собакевич — зажиточный помещик 40-50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть.
Плюшкин — Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Плюшкин живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых.