Ипатьевский монастырь: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма

Обратите внимание на крыльцо

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

  • Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, прославленный двумя святителями — Иаковом и Димитрием
  • Монастыри и другие достопримечательности Углича

История Ипатьевского монастыря

По историческим данным, монастырь на стыке двух рек, Волги и Костромы, основал в 1275 году во время монголо-татарского нашествия князь Василий Квашня. Но церковная легенда предлагает более романтичный вариант его появления. В 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы. Чет выздоровел, принял православную веру под именем Захария, а на месте своего ночлега заложил обитель.

Бояре Годуновы считали Чета своим прародителем, поэтому со второй половины 16-ого века монастырь находился под их особым попечением. Здесь помещалась их родовая усыпальница. При их поддержке действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Годуновы делали богатейшие вклады в монастырь. Иконы, гобелены, драгоценная посуда, ювелирные украшения – все это можно сейчас видеть на выставке в монастыре.

При таком высоком покровительстве обитель процветала. Она владела огромным количеством земель, сотнями селений.

Монастыри всегда строились как крепости, с расчетом на то, чтобы при необходимости принять под свою защиту мирных жителей и выдержать долгую осаду. Ипатьевский монастырь – не исключение. Он являлся важным оборонным пунктом на подступах к городу. В конце 16-ого века толщина его стен была 3 метра, высота – от 6 до 11 метров. Обитель окружали земляные валы и рвы. В башнях располагались пороховые склады и мощные орудия. В Водяной башне был устроен потайной проход к реке Костроме, чтобы брать воду во время осады.

В начале 17-ого века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады костромичи изгнали захватчиков.

Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил вместе со своей матерью, монахиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре к нему прибыли посланники из Москвы с предложением стать царем. Началась 300-летняя история царской династии Романовых.

Михаил Федорович Романов

История словно отразилась в планировке обители. Ее территория делится на две части: в конце 16-ого века на средства Годуновых возведен Старый город, в 1640-е годы на средства Михаила Романова к нему пристроен Новый город. Последняя возведенная башня, названная Зеленой по цвету черепицы, построена в том месте, где останавливался крестный ход, провожая в Москву на царство юного Михаила.

Зелёная башня

Главное сооружение монастыря – пятиглавый Троицкий собор. Сначала это был деревянный храм, в котором проводились летние богослужения. По указанию Бориса Годунова в 1586 г. начал возводиться каменный собор. Через полвека случилось несчастье – взорвался порох в подвалах и храм обрушился. В 1650-е годы его отстроили заново. Иконописная артель Гурия Никитина украсила стены собора фресками. В середине 18-ого века появился великолепный позолоченный иконостас. В подклети собора находятся захоронения родителей царя Бориса.

пятиглавый Троицкий собор

Около собора расположена звонница. В 17-ом веке на ней висело 19 колоколов. Во времена Петра Первого часть их отправили на переплавку для нужд армии.

Звонница

В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь Хрисанфа и Дарии, свечной корпус, архиерейский корпус, братский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». Именно здесь находились монашеские кельи, которые занимали будущий царь Михаил и его мать. В 1839 году перед палатами была установлена памятная колонна в честь основания династии.

Палаты бояр Романовых

При Советской власти монастырь был закрыт, а его ценности вывезены в Москву. На территории размещались рабочие общежития, детский дом, военные казармы. В 1958 году монастырские помещения были освобождены для экспозиций историко-архитектурного музея.

В 1990-годы монастырь снова стал действующим, здесь появились первые монахи-насельники, начали проводиться богослужения.

К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце представителей династии рядом с монастырем была выстроена часовня «Царская Голгофа».

Часовня «Царская Голгофа»

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Памятная колонна

История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

Есть красивая легенда о том, что монастырь сей был основан татарским мурзой, которого звали Чет и дал этот Чет начало рода Годуновых. А было дело так – плыл себе татарский мурза в Москву по реке да по Волге. А плыл за тем, чтобы православие принять. Плыл, плыл, да заболел дорогой мурза. И сильно заболел. И является ему то ли во сне, то ли в беспамятстве Богоматерь и велит построить монастырь и название ему дать по имени мученика Ипатия. Поправился мурза и до Москвы доехал. В первопрестольной он крестился и стал именоваться Захарием. И самое время пришло наказ Богоматери выполнить. Основал тот Захарий монастырь близ города Кострома, и сам там и поселился. Говорят, что и похоронен и он, и сын его в стенах основанного ими монастыря.

Однако, историки сомневаются в правдивости этой легенды. Существует мнение, что Захарий был, но был он богатым горожанином и христианином, а монастырь якобы основан князем Василием Квашней, но не как монастырь, а как крепость на границе города, чтобы обороняться от врагов. Как бы там не было – монастырь существовал уже в 14 веке и уже тогда он был под попечительством рода Годуновых, которые не жалели средств на его развитие. Благодаря щедрым вложениям Годуновых, к концу 16 века монастырь играл уже весьма значимую роль в жизни Русского государства.

Тяжелые времена пережил монастырь в годы Смуты. С октября 1608 по сентябрь 1609 года он был в руках сторонников Лжедмитрия Второго. А с 1612 года в его кельях жил совсем молодой Миша Романов со своей матерью. Отсюда в марте 1613 года он и отправился на царствование. С тех пор каждый следующий Романов, вступая на престол, посещал данную обитель и делал ей щедрые пожертвования.

Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет. После революции в стенах монастыря размещались и рабочий поселок, и стадион, и антирелигиозный музей. Со звонницы были сброшены колокола, был разрушен Рождественский собор, уничтожено монастырское кладбище. С 60-х годов 19 столетия началось восстановление и реставрация Ипатьевского монастыря, и сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.

Архитектурный ансамбль

Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.

Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества

Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы. 

Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.

Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом. 

Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.

Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.

Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.

Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.

Описание Ипатьевского монастыря в Костроме

Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 г. объявить об избрании Михаила на царский престол.Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу. На XVI в. приходится расцвет монастыря: воздвигаются в 1652 г. Троицкий собор, каменная трапезная, мощные оборонительные стены.В плане монастыря — неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586—1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642- 1645 гг.) пристроен по велению царя Михаила Романова.Возрожден монастырь в 1992 г. На территории обители функционирует музейный комплекс» — справочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви» М., 2001, с. 100-101.

Г.К. Вагнер Ипатьевский монастырь

Основан в первой половине XIV в. как пригородная крепость. Размах монастырского монументального строительства обязан меценатству Годуновых, а также царя Федора Иоанновича. Возведение в конце XVI в. каменных монастырских стен сыграло большую роль в событиях начала XVII в. Здесь была царская резиденция Михаила Романова. От конца XVI в. сохранилась южная стена с квадратной проездной башней, построенная в 1586—1590 гг. Стена завершается зубцами в виде типичного для крепостей XV—XVI вв. ласточкиного хвоста. Так же завершалась и башня, позднее получившая карниз.Троицкий собор. Первоначально построен в XVI в., но разрушился (от взрыва пороха) и в 1650— 1652 гг. возведен заново как пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. В архитектурном образе здания сохраняются некоторые черты стиля XVI в. — строгость основного объема, четкость членений, многообломная профилировка карниза, почти щелевидные окна без наличников и пр. Вместе с тем храм отмечен и чертами посадского зодчества XVII в. — довольно живописные галереи с шатровым крыльцом, обильное применение ширинок, дробная аркатура на барабанах глав. От собора XVI в. сохранилось трое металлических дверей (в порталах), расписанных техникой золотой наводки. Роспись внутри собора выполнена в 1685 г. большой артелью художников во главе с известными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.Корпус «Над погребами». Первый этаж (из крупного булыжника) представляет постройку XVI в. Второй этаж надстроен в XVII в., но сохраняет строгость облика, являя хороший образец гражданской архитектуры.Звонница. Сформировалась несколько позднее. Начало ее было положено в первое десятилетие XVII в. (1603—1605) в виде трехъярусной башни с пролетами звона. В 1649 г. к ней пристроена более мону¬ментальная четырехъярусная башня, увенчанная шатром. Получившаяся композиция стала характерной для ряда звонниц «стенового» типа — Г.К. Вагнер.

Экскурсии

Для посетителей открыт доступ к территории Старого города обители, на которой размещается архитектурно-музейный комплекс. За вход на нее взимается плата, для взрослых — 170 руб. Можно осмотреть экспозиции музея Ипатьевского монастыря самостоятельно или оплатить экскурсию. В рамках посещения обители можно ознакомиться с ее архитектурным ансамблем, росписью Троицкого собора и основными святынями. Создано несколько экспозиций и выставок, которые рассказывают об истории достопримечательности и ее значении в судьбе страны.

Одна из экспозиций знакомит с историей восхождения на престол Романовых, их связи с костромским краем и монастырем. Отдельная выставка посвящена последнему Романову на престоле — Николаю II, мученической гибели его и семьи. Еще одна выставка знакомит с творчеством талантливого костромского иконописца и изографа Гурия Никитина. Также в музее представлена коллекция икон, предметы церковной утвари, интересно посетить и палаты Романовых, в которых собрано множество любопытных артефактов — предметов старины и вещей, подаренных монастырю монархами.

Если вас не интересуют музейные коллекции и вам хотелось бы посетить только богослужения, то важно знать, что они проходят с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, вход на них свободный. Вид на монастырь,  Эдуард Скворцов

Вид на монастырь,  Эдуард Скворцов

Святыни храма

Монастырь является важной исторической достопримечательностью. Обитель получила много ценных вещей от влиятельных семей Годуновых и Романовых

На ее территории хранятся важные для православной церкви реликвии.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

По легенде, митрополит Московский Петр создал копию чудотворной одноименной иконы. Ее использовали при коронации Михаила Романова. Позже образ стал частью иконостаса. Она являлась частью шествия верующих к храму на Запрудне. В 1919 году изображение вывезли из церкви, в собственность Костромской епархии его вернули в 2004 году.

Частица Ризы Господней

Небольшой кусочек ризы Христа, в которой его распяли на Голгофе, попал в костромской монастырь в 1626 году. Ее передали патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Реликвии отвели место над царскими вратами. Во время больших православных мероприятий предмет опускали, чтобы показать верующим. В советское время ее спрятали, в монастырь риза вернулась в 2005 году.

Мощи Ипатия Гангрского

Священномученик являлся епископом города Гангры. Его мощи помогают исцелить человека от болезней и изгнать нечистую силу. Ипатий Гангрский считается покровителем комплекса. В 1997 году фрагменты останков и икону преподобного передали в монастырь представители Московского патриархата.

Глава Симона Юрьевецкого

Святой много молился в монастырях, поэтому получил дар пророчества и чудотворения. В 1619 году при изъятии его останков из могилы исцелилась женщина. С 1635 году Симона начинают почитать в качестве святого. Часть мощей хранится в небольшом ковчеге в обители.

Камень из расстрельной комнаты

В 2000 году РПЦ причислила членов императорской семьи к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы долгие годы считались покровителями мужского монастыря, здесь хранятся их вещи. В 2005 году архиепископ передал собору ящик с камнем из подвала купца Ипатьева, где произошел расстрел.

Что сейчас?

В двадцатых годах все фигуры, изготовленные для памятника, переплавили на костромском заводе «Рабочий металлист». К десятой годовщине Октябрьской революции на «царском» постаменте должна была быть установлена фигура Ленина. К торжественной дате не успели: постамент оказался слишком твердым и, хотя работы велись круглосуточно, памятник вождю мирового пролетариата открыли только 1 мая 1928 года. Фигуру Ленина с тех пор однажды заменили на другую фигуру Ленина. Странный памятник и сегодня стоит в Костроме в Центральном парке, удивляя туристов своей необычной историей.

Костромская губерния была упразднена в 1929 году. Кострома перестала числиться губернским городом. Территория губернии перешла сначала Ивановской, затем — Ярославской области.

В 1922 году кремлевские храмы, Успенский и Богоявленский соборы, были переданы обновленцам, в 1929 году закрыты, в 1934 году — взорваны и снесены. На территории бывшего кремля разбили Парк культуры и отдыха.

В 1944 году Кострома стала административным центром вновь образованной Костромской области.

Сегодня в Костроме развиты машиностроение и металлообработка, энергетика и электроника, приборостроение и деревообрабатывающая промышленность. Традиционно город остается центром текстильной промышленности.

Кострома входит в Золотое кольцо России. Туристические маршруты проходят через город. Главная достопримечательность Костромы — музей-заповедник Ипатьевский монастырь с Троицким собором. Рядом с обителью находится музей деревянного зодчества «Костромская слобода». Здесь собраны церкви, избы, мельницы и другие памятники деревянного зодчества из всех уголков Костромской области.

В костромском Богоявленском монастыре хранится Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня Костромской земли, перед которой Михаил Романов дал согласие занять московский престол.

19 июля 2015 года Кострому посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Тогда же был установлен и освящен закладной камень на месте Успенского собора.

DCIM\100MEDIA\DJI_0032.JPG

В 2016 году храмовый комплекс начали восстанавливать по старым рисункам и чертежам. На площадке Успенскоо собора поработали археологи. Там нашли элементы внутреннего убранства: позолоченные металлические части иконостаса, остатки бронзового оклада с драгоценными камнями, фрагменты настенной росписи, фрески, изразцы. Обнаружены части древнего фундамента и кирпичной кладки пола, а также прежде нигде не упомянутый деревянный частокол и древний погост.

Отстраивались ярусы колокольни, возводились стены Богоявленского собора. В 2018 году из Тутаева в Кострому привезли 18 колоколов, 12 из которых составляют звонницу, а остальные предназначены для часов-курантов.

13 августа 2019 года, в день 75-летнего юбилея Костромской области и накануне праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на купол Богоявленского собора был поднят крест. В честь этого события были проведены торжественный молебен и освящение креста.

Шаг за шагом идет восстановление культурного, исторического и духовного достояния города. Воссоздается весь храмовый комплекс Костромского кремля. В 2021 году продолжается штукатурка сводов внутри Богоявленского собора. Специалисты монтируют фибробетон на световом барабане храма и на колокольне. Высокая колокольня стоит в лесах… Из-за пандемии коронавируса открытие храмового комплекса Костромского кремля перенесено на 2022 год.

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно. Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Храмы и колокольня

Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.

Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.

Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.

Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.

Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.

Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.

Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.

В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.

Закат кремля, расцвет посадов

С 1619 года Костромской кремль стал называться Старый город. Это было связано с возведением так называемого Нового города, так же, как и кремль, окруженного рвами и деревянными стенами. Стены Нового города были мощными, с двадцатью тремя башнями и шестью воротами.

К семидесятым годам XVII века государство прекратило выделять средства на содержание и укрепление Костромского кремля — оборонным сооружением он уже не являлся. Обветшавшие деревянные стены кремля и Нового города, видимо, в конце концов сломали и заново уже не отстраивали.

Злой рок не отпускал Кострому. Город продолжал гореть. В XVII веке сильные пожары отмечены в 1654 и в 1679 годах. Тогда серьезно пострадали и посады, и кремлевские здания.

Тем не менее город возрождался и продолжал развиваться. Вокруг территории кремля постепенно разрастались посады и слободы, появлялись правительственные здания и частные каменные учреждения, возводились новые церкви, из которых многие уже были каменными, строились монастыри…

Кострома стала первым в России городом, получившим собственный герб. Его пожаловала Костроме императрица Екатерина II в благодарность за теплый прием, который ей оказали жители города в 1767 году, когда Её Величество вместе со свитой прибыла к берегам Костромы во время большого путешествия по волжским областям. В память об этом событии на гербе Костромы изображена галера «Тверь», на которой императрица совершала вояж по Волге.

5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector