Пот, кровь, слёзы и крест

Содержание:

Причины крестовых походов на Восток кратко

Основные причины крестовых походов кратко

  • Недостаток свободной земли в Европе. Из-за особенностей права наследования после смерти главы семейства всё доставалось лишь старшему сыну. Остальным сыновьям, если таковые имелись, оставалось лишь одно – попытаться завладеть куском земли где-нибудь в далёких землях в ходе завоеваний.
  • Стремление европейских правителей укрепить своё влияние. Короли и герцоги, князья и даже Папы Римские – все они прекрасно понимали, что участие в организации победоносного похода на Восток укрепит их личное положение.
  • Феодальный гнёт. Он стал одной из основных причин крестовых походов, так как угнетённые крестьяне рассчитывали в новых землях обрести спокойствие и свободу. Крестоносные армии, вопреки растиражированному образу, не состояли исключительно из закованных в броню рыцарей, большую их часть составляли как раз вчерашние крестьяне, кое-как вооружённые и толком к войне не подготовленные.
  • Эпидемии и голод в Европе. В X-XI веках по Европе прокатилось несколько эпидемий, а общее число голодных лет за столетие достигло почти пятидесяти. Всё это подталкивало людей к поиску нового дома на Востоке, который им, правда, ещё реедстояло завоевать.

Причины участия в крестовых походах

  • Торговый интерес европейских купцов. Восток всегда представлял для них интерес, но торговля на этом направлении была сложной и опасной. В случае появления на Востоке христианских государств они стали бы важными и удобным посредниками на торговых восточных путях.
  • Стремление к освобождению Святой земли. Это одна из важнейших причин Крестовых походов, так как проповеди Папы Римского и разного рода известных личностей имели мощнейшее воздействие на простых людей. Крестоносцы, конечно, в массе своей были жаждущими наживы грабителями, но многие люди присоединялись к их армии из искреннего желания освободить Святую землю от захвативших её сарацин-мусульман и вернуть её под христианский контроль.
  • Пропаганда католической Церкви. Она выступала одним из организаторов крестовых походов, так как духовернство стремилось расширить и укрепить своё влияние. Появление на Востоке новых христианских государств, которые платили бы Ватикану, не только пополнило бы папскую казну, но и в целом усилило контроль Церкви над новыми территориями.

Важные факты из истории[править]

Именно в ходе крестовых походов началось формирование рыцарских орденов.

Первый крестовый поход начался как помощь Византии С точки зрения легитимности цимес в том что по сути крестоносцы отвоевали родину христианства, потому освобождение Иерусалима является именно освобождением. А вот то что творили мусульмане является попытками ассимиляции христиан на подчиненных им землях. Кстати, не очень получилось. против мусульман и закончился феерическим успехом — Иерусалим был освобождён, а на завоёванных территориях было создано четыре государства крестоносцев.

Печально известный Четвертый крестовый поход (1204) закончился разграблением Константинополя. Многие уверены, что это было борьбой латинства против православия. На самом деле крестоносцы банально вмешались в разборку между двумя кандидатами на византийский трон, а город разграбили потому, что не получили обещанных денег. Про точно так же взятый католический Задар Правильнее сказать: было борьбой (а точнее, её эпизодом) не только против православия. Однако папа римский действительно приложил немало усилий, чтобы восточная игра престолов (которая в итоге и потопила Византию) шла на руку как нарождающимся итальянским торговым городам, так и его интересам

Важно, впрочем, другое: именно этот поход фактически привёл к окончательному разделению (и вражде) двух христианских церквей — до того момента восточные и западные христиане воспринимали разборки своих церковных владык со здоровой долей пофигизма (хотя противоречия в вере существовали с IX века, ещё во время I Крестового похода византийцы воспринимали «латинян» как союзников, пусть и не совсем благочестивых), а вот после резни в Царьграде всё сразу и теперь уже навсегда стало намного, намного сложнее… знает мало кто. Кстати мало кто в курсе, но крестоносцы как-то раз вроде как даже разграбили Ватикан (по другой версии это сделали испанские войска которым не выплатили зарплату за поддержку операций Папы).

Крестовые походы против северных язычников начались как походы против бранденбургских славян, а потом перешли в борьбу с прибалтийскими народами

На месте их расселения образовались княжество Бранденбург и Ливонская архиепархия (ей был подчинен Орден Меченосцев(впоследствии Ливонский филиал Тевтонского Ордена), вассальные Императору. Крестоносцы, завоевав языческие территории, долгое время добивались принятия католичества от литовцев (не литвинов!), несколько раз воевали с Польшей и ВКЛ. Периодически вмешивались в «игру престолов» в Новгороде, правда, не слишком удачно. В связи с тем, что последний магистр тевтонцев ушел из монахов и принял лютеранство, территория ордена преобразовалась сначала в княжество, а потом в королевство Пруссию, а остатки самого ордена сбежали в католическую Австрию.

Последние действия Фридриха

Местные феодалы разделяли папскую враждебность к Фридриху. Когда 23 марта 1229 года император вошел в Акру его не встречала восторженная толпа сторонников. Список претензий был большим: заключение перемирия без консультаций с баронами королевства, незаконная коронация (по наследному праву королем считался сын Фридриха Конрад, а не он сам), пренебрежение интересами тамплиеров, торговые привилегии пизанцам в ущерб венецианским и генуэзским факториям.

Сирия и Палестина в 1229 году

Фридрих прекратил недовольство вооруженной рукой. Во всех ключевых местах были расставлены итальянские арбалетчики, тамплиеры изгнаны за пределы городских стен, влиятельным баронам пригрозили арестом. Балиан Гарнье Сидонский был назначен бальи (наместником) королевства, Одо де Монбельяр – коннетаблем (командующим армией). Но недовольство, загнанное в подполье, никуда не делось и могло перерасти в настоящую гражданскую войну в любой момент.

Ранним утром 1 мая 1229 года, почти тайком, император покинул Святую Землю, «всеми проклинаемый и ненавидимый». По пути в Италию он на 10 дней остановился на Кипре, где произвел несколько важных назначений, и 10 июня 1229 года высадился в Бриндизи с решимостью покарать папу. Осенью того же года разношерстная папская армия во главе с Иоанном Бриенским была разбита в Южной Италии, а летом следующего «слуга Магомета» вновь стал «любимым сыном церкви» (Сан-Джерманский договор 23 июля 1230 года).

Большая игра

Не только римский папа был расстроен срывом крестового похода, но и египетский султан аль-Камил. Realpolitik не была изобретением Отто фон Бисмарка и Людвига фон Рохау. Еще задолго до XIX века в отношениях между государствами случались обстоятельства, когда практическая выгода оттесняла на задний план высокие идеалы. После Пятого крестового похода отношения между тремя братьями Айюбидской династии, племянниками великого Саладина начали портиться. Аль-Камил исповедовал взгляды своего отца аль-Адила о «мирном сосуществовании» с крестоносцами. Он был сторонником торговых договоров и тактических уступок. Его брат дамасский эмир аль-Муаззам был настроен решительнее, заявляя, что ему нечего предложить крестоносцам кроме меча.

Ссора, начавшаяся в 1221 году из-за города Хамы с младшим братом, правителем Мосула аль-Ашрафом постепенно разрасталась, готовая обернуться полномасштабной войной. Аль-Камил встал на сторону аль-Ашрафа. Многочисленности войск аль-Камила и полководческому мастерству аль-Ашрафа аль-Муаззам противопоставил союз с хорезмшахом. Еще в 1222 году он начал налаживать связи с Джелал ад-Дином, чьи войска наводили ужас на жителей Ближнего Востока.

Хорезмийский всадник

К 1226 году союз между дамасским эмиром и хорезмшахом становился настоящей угрозой для Египта. От закаленной в боях армии Джелал ад-Дина аль-Камил решил прикрыться как щитом армией франков, о чьей боеспособности он был самого высокого мнения. Для этого надо было уступить христианам территории бывшего Иерусалимского королевства, что он уже безуспешно пытался сделать, но по другим причинам, несколько лет ранее. Это было тем более легко, что в то время этими землями владел его мятежный брат аль-Муаззам. Таким образом, как он думал, будет устранена угроза Египту и от Дамаска, и от нового крестового похода.

Именно вокруг этих предложений в 1226–1227 гг. развернулась бурная дипломатическая активность. В конце 1226 и осенью 1227 гг. Сицилию посетил высокопоставленный представитель египетского султана Фахр ад-Дин, человек, по словам арабских историков, расторопный и проницательный. Он быстро нашел с Фридрихом общий язык. В то же время в Каире побывал сирийский наместник Фридриха граф Томас Ацеррский и палермский архиепископ Берард. Султан пожаловал им и Фридриху богатые подарки, включая любимого скакуна с золотым седлом и просил скорее начать крестовый поход.

Запад в 1227 году

Победа, уплывшая из рук в 1221 году в Египте в ходе Пятого крестового похода, потрясла, но не остановила усилия Запада по возвращению Иерусалима. Хотя троекратный отказ от священного города в 1219–1221 гг. показал, что Иерусалим в реальности менее нужен, чем торговые фактории в дельте Нила, «святая карта» продолжала разыгрываться в политических перипетиях того времени. Освободитель Иерусалима — будь то папа, император или король — значительно поднимал свой моральный авторитет и, как следствие, реальную власть в сложном клубке взаимоотношений средневековой Европы.

Однако подобное мероприятие требовало огромных средств и усилий, что останавливало многих прагматичных правителей — например, Филиппа II Августа, находившего более приземленные и надежные способы для роста своего влияния и господства.

Правивший во Франции с 1226 года Людовик IX был искренне верующим и способным на большие поступки королем, но тогда ему было только 13 лет. Английскому королю Генриху I уже исполнилось 20, но он был вовлечен в противостояние со своими баронами и занят разрешением сложных финансовых проблем королевства. Итальянские города-республики были поглощены строительством собственных торговых империй и борьбой между собой. 

Главным кандидатом на роль вождя нового крестового похода виделся германский император Фридрих II Гогенштауфен, который принял крест еще в 1215 году, а с 1225 года считался иерусалимским королём.

Европа в первой половине XIII века

Дело в том, что после провала Пятого крестового похода обездоленный и разоренный иерусалимский король без королевства Иоанн Бриенский совершил «политическое турне» по Европе (1222–1224 гг.) с целью организации новой экспедиции в Сирию и поиска жениха для своей дочери, внучки Конрада Монферратского и наследницы престола Изабеллы (Иоланты). Результатом стала свадьба 9 ноября 1225 года в кафедральном соборе Бриндизи между германским императором и иерусалимской наследницей. Фридрих принял титул короля Иерусалима и поклялся, что вернет город в лоно христианской церкви.

Возвращение Иерусалима

18 февраля 1229 года в Яффе был подписан договор, вызвавший сенсацию как в христианском, так и в мусульманском мире. Перемирие, заключенное на 10 лет, предусматривало передачу Иерусалима, а также Вифлеема, Назарета, Лидды, Торона и Сидона в руки крестоносцев. Сарацины сохраняли Храмовую гору с мечетями Купол Скалы и аль-Акса. Стены Иерусалима, срытые в 1219 году, во время Пятого крестового похода, могли быть восстановлены. Пленные подлежали обмену. Бывшие церковные территории патриарха в окрестностях Иерусалима и владения антиохийского князя не были включены Фридрихом в договор в наказание за их позицию в его споре с папой. То, что сорок лет не могло быть взято с помощью оружия, было взято благодаря виртуозной дипломатии.

Довольных было мало. Противники султана обратили произошедшее против него: в Дамаске был объявлен траур. Мусульманские правоведы недоумевали: на каком основании неверным без боя отдаются священные места ислама? Простые воины задавались вопросом: за что проливали кровь воины Саладина? Аль-Камил ответствовал, что неукрепленный Иерусалим защитить было невозможно, что священные места паломничества сохранены, что, благодаря этому, удалось избежать большой войны. Но возмущенные сердца плохо слышали эти доводы. В 1230 году разъяренная толпа мусульман, подстрекаемая фанатичными проповедниками ворвалась в город и учинила погром. Только мгновенная реакция гарнизона предотвратила худшее.

17 марта 1229 года Фридрих вступил в Иерусалим во главе торжественной процессии. 18 марта, в воскресенье, в церкви Гроба Господня Фридрих возложил на себя золотую корону Иерусалимского королевства. Магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца зачитал хвалебную речь. Вечер Фридрих посвятил осмотру главных мусульманских достопримечательностей. Экскурсоводом выступил кади Наблуса Шамс ад-Дин. Фридрих был чрезвычайно доволен. Единственное что огорчило его — это отсутствие утреннего призыва к намазу. Мусульмане решили не беспокоить сон императора и запретили муэдзину возвещать азан. 19 марта он покинул город и через Яффу двинулся к Акре. В тот же день иерусалимский патриарх наложил на Иерусалим интердикт (запрет на все богослужения).

Долгожданное возвращение Иерусалима в руки христиан вызвало приступ желчной злобы у римского папы. Новые потоки проклятий разошлись из папской канцелярии по всей Европе. Отголоски этой пропагандистской кампании мы находим даже у Данте, поместившего Фридриха в шестой круг Ада. Борьба папы и императора (гвельфов и гибеллинов) зашла так далеко, что не было в Риме печальнее вести, чем весть о возвращении Иерусалима.

Причины крестовых походов

Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.

Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…

…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.

А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».

И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.

Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.

Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:

  • Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
  • Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?

Участники крестовых походов

Участники менялись на протяжении всех восьми походов. Если коротко указать историю, то в крестовых походах участвовали шесть групп населения, и каждая из них преследовала свои цели.

Итак, участвовали католическая церковь, короли, герцоги с графами, рыцари, итальянские города с купцами и крестьяне.

Крестьяне хотели свободу и собственность, купцы наладить торговое сообщение с востоком, рыцари с королями, графами и герцогами отыскать новые территории и установить свое влияние на них, а католическая церковь распространить влияние католицизма в мире, расширив свои владения.

Первый крестовый поход был создан в августе. Дата его начала 1096 год. Именно тогда было положено начало многовековых войн и всех крестовых походов. В первом походе выступали обычные крестьяне с предводителем Петром Пустынником и французским рыцарем Вальтером Голяком.

Это был крестовый поход бедноты, поскольку он был собран без денег и запасов. По дороге к Босфору крестоносцы грабили и убивали, сражаясь с немцами и венграми. К октябрю они добрались до Босфора, где их окончательно сразили турки.

В том же году был собран еще один поход под предводительством священника Готшалька, состоявший из 15 тысяч немцев с лотарингцами. Они обрели поражение с венгерской стороны.

Осенью состоялся настоящий поход с 300 тысячами крестоносцами: рыцарями и хорошо дисциплинированными воинами во главе с французским королем, графами, герцогами, папскими наместниками и князьями. Им удалось достичь Константинополя и взять впоследствии Антиохию, Эдессу и Иерусалим.

Взятие Иерусалима

В 1101 году собралось новое 260-тысячное войско и двинулось к Малой Азии. В ходе него представители крестоносцев потерпели неудачу и в 1144 году потеряли Эдессу. Она перешла к туркам.

В 1147 был создан второй крестовый поход. Собралось два войска французское и ливонское, которые в общности составляли порядка ста сорока тысяч всадников и одного миллиона пехотинцев. Они направились в Царьград, к Малой Азии и Дамаску, и были поражены. План завоевания Эдессы оставили.

Третий военный поход был создан в 1189 году. Причиной его организации стало завоевание Иерусалима султаном Египта. В этом шествии принимало участие стотысячное войско императора священной римской империи, король Франции и Англии. Византийский император с войском отправился к Дунаю, где отразил две турецкие атаки, а затем его сын отправился к Акке. Как и отец, он умер.

На смену войску греческих императоров пришли войска французского и английского короля. Город Акка был повержен ими в 1191 году. Позднее между представителями высшей власти начались ссоры, и король Франции покинул поле боя. Остался английский предводитель, который и продолжил военное шествие.

В 1192 году ему удалось заключить мирный договор на 3 года с султаном, по которому представители христианского движения получали Тирско-Яффскую полосу земли, а также право посещать храм, где был похоронен Иисус Христос.

В 1202 году был опять создан четвертый крестовый поход, целью которого был Константинополь. В нем участвовали представители Латинской империи. Он прошел неудачно.

В 1217 году развернулся австро-венгерский пятый поход, целью которого был Египет, города Мансура и Дамиетта. Как и предыдущий, он закончился старыми условиями.

Шестой поход в 1228 году организовал германский император вместе с рыцарями Тевтонского ордена. Им удалось установить с египетским султаном 10-летнее перемирие и право христианам посещать Иерусалим. В 1244 году перемирие было расторгнуто из-за нападения турецких хорезмийцев. Иерусалим пал.

Положением святой земли воспользовался французский король Людовик 9 и организовал седьмой, восьмой и девятый походы в 1248-70 году. Его походы были неуспешными.

Восток в 1227 году

Победа монголов под предводительством Чингисхана в войне с хорезмшахом 1219–1222 гг. стала ключевым событием, определившим исторический облик Евразии на несколько веков вперед. Перемещения огромных масс людей и тотальная борьба на уничтожение не затронули Сирию в 20-е гг. XIII века напрямую, но монгольский, а точнее, монгольско-хорезмийский фактор играл важнейшую роль в стратегических раскладах того периода.

Монгольский всадник

События, предшествовавшие Шестому крестовому походу, проходили на фоне возвышения последнего хорезмшаха Джелал ад-Дина. В 1224–1225 гг. его войска оккупировали Азербайджан и Ирак, вошли в Багдад и подчинили своей воле находящегося там халифа. В 1226–1228 гг. шли жесточайшие столкновения между хорезмийцами и грузинским царством, привлекшим на свою сторону коалицию в составе сельджукского румского султана Аладина, мосульского эмира аль-Ашрафа (брата египетского султана аль-Камила) и царя Киликийской Армении Гетума I. На этом грозном фоне египетский султан предпринял экстраординарный шаг. Он послал секретную дипломатическую миссию к германскому императору, находящемуся на Сицилии.

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Фридрих на пути в Сирию

Болезнь императора поставила под угрозу всю эту хитрую комбинацию. В конце ноября 1227 года умер аль-Муаззам. Наследовавший ему Дауд оказался слабым правителем: сразу потерял Иерусалим и вскоре был осажден султаном аль-Камилем в Дамаске. Таким образом, необходимость в помощи Фридриха отпала. В апреле 1228 года умерла жена Фридриха Иоланта и по праву наследования королем Иерусалима становился ее новорожденный сын Конрад, а Фридрих делался только регентом. Отлучение оставалось в силе, договориться с папой не удалось.

Тевтонские рыцари

Григорий IX хотел сюзеренитета над Сицилией, что казалось императору излишне большой платой за возвращение под сень церковной благодати. Вопреки обстоятельствам и прямому запрету папы (отлученные от церкви не могли совершать святое дело креста) Фридрих в июне 1228 года отправился в Палестину. Численность его армии с учетом отправленных ранее отрядов составляла до 1500 рыцарей и около 3000 человек пехоты. Маршрут флота, вряд ли превышавшего 40 судов, пролегал через Отранто, Корфу, Кефалонию, Крит и Родос. 21 июля корабли Фридриха вошли в гавань Лимасола, где соединились с основной частью армии во главе с маршалом Ричардом Филанжьери. После пятинедельного пребывания на Кипре Фридрих отправился в Сирию и 7 сентября 1228 года его флот прибыл в порт Акры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector